Что важнее в бизнесе, процесс или результат? Образование как процесс и как результат

По вопросу: «Что важно для бизнеса?» бытует мнение, что прежде всего нужен результат, а процесс - дело второстепенное. Если Вы в итоге достигаете цели, то, мол, неважно какими средствами это делалось, сколько это Вам стоило. То есть, сам процесс НЕ важен, а важна цель.

Но так ли это? Если цена успеха – например, развалившаяся семья, разорванные отношения, можно ли говорить в таком случае об успехе вообще? Вряд ли.

Давайте посмотрим на этот вопрос несколько глубже и убедимся, что

противопоставлять процесс и результат - неправильно. В деле достижения любой цели важно и то, и другое.

Если сравнивать бизнес со спортом, а такое сравнение вполне уместно, ведь элемент соревнования и конкуренции присутствует здесь, то можно сказать, что результат забега всегда зависит от того, как был поставлен процесс, то есть, от тренировки. Спортсмен, тренируясь, мечтает, об олимпийской награде. Но если тренировки ему неинтересны, если он не наслаждается победами над самим собой, вряд ли он «добежит» до своей мечты, так как ему, образно говоря, не хватит «дыхания».

Если брать во внимание тот факт, что многие современные бизнесмены учат брать в основу своего бизнеса хобби, любимое дело, то, очевидно, что они уделят процессу немалое внимание.

Если дело, которым Вы занимаетесь, Вам нравится, то Вы будете более творчески подходить к решению поставленных задач. Бывает, что работая на результат, человек ещё не видит плодов своего дела, но именно интерес питает его, именно увлекательность процесса помогает ему преодолеть трудности.

Руководители, для которых цель важнее всего, могут относиться с пренебрежением к своим сотрудникам. Да, в бизнесе порою нужна жесткость, и в конечном итоге, смысл любой работы в результате, но очень важно, когда сам процесс человеку или команде доставляет удовольствие. Иначе какой в ней смысл? Момент получения венца славы краткосрочен, а вот путь к этой награде может быть длинною в жизнь. И если сам процесс, сам путь достижения цели был неинтересен, какой тогда смысл в награде?

Процесс, результат и модель совершенства

Существуют модели совершенного бизнеса (модели совершенства, более сокращенно), на основании которых предприятия могут делать самооценку. Эти модели также применяются для целей организации и проведения престижных конкурсов, например, Премия Европейского фонда по управлению качеством. Подобные Премии существуют в СНГ и в РФ (не надо это путать с многочисленными премиями, работающими по принципу «заплати – лети»).

Так вот, модель совершенства построена так, что в ней процессы и результаты присутствуют в пропорции 50 на 50. То есть, совершенный бизнес тогда совершенен, когда в нем одинаково хорошо развиты и процессы, и есть устойчивые позитивные результаты.

Из чего исходят, создавая подобные модели в пропорции 50 на 50? Из того, что если есть достойный результат, но процессы предприятия (бизнеса) не отстроены совершенным образом, то очень сомнительна повторяемость результатов. Получается, что предприятие (бизнес), демонстрирующее прекрасный результат (в том числе на протяжении длительного периода времени), но не способный также классно продемонстрировать свои процессы, может в дальнейшем не подтвердить марку успешного предприятия. Вот так.

В тоже время, бывает и наоборот: процессы отстроены, хоть на выставке достижений демонстрируй, а результата, достойного этим процессам, увы, нет. Это может означать или то, что эти процессы только что выстроены, и результаты придется немного подождать. Или это означает предприятия (бизнеса) на процесс.

Ситуация под названием «процесс ради процесса» – это путь к росту издержек, к демотивации персонала, к подмене понятий, и, в конечном итоге, это путь к бюрократизации бизнеса и потере конкурентных преимуществ.

Значит, если плохо как превалирование результата над процессом, так и фокус на процессы во вред результатам, то надо добиваться «золотой середины», пропорции 50 на 50.

Странная возникает дилемма — почему когда человек чего-то долго ждет, и это происходит, он быстро теряют к этому интерес? Реализованная мечта просто попадает в список достигнутых целей и теряет свое магическое действие.

Все потому, что человеку зачастую удовольствие приносит лишь процесс, а не результат. Чем сложнее процесс, тем тем лучше потом получается результат.

Простой пример: охотники не любят мертвых животных, им не доставляет удовольствие смерть. Зато они так любят преследовать зверюшек и охотиться на них, что именно процесс является для них настоящим развлечением.

Или же наоборот, получается, что процесс не настолько важен как результат и без плодов труда любое действие теряет всякий смысл.

Если классифицировать эти два процесса, то получиться, что на земле существует два типа людей: человек процесс и человек результат.

Человек — процесс долго наслаждается временем, предназначенным на достижение цели. Он получает удовольствие от действий и событий, которые предшествуют результату. Процесс в играет главную роль в его жизни, это выражается везде: в общении с людьми, в приеме пищи, в работе, в сексе и других вещах.

Как определить человека подобного типа?
Чаще всего, таких людей можно вычислить прежде всего по нескольким признакам:

1. Медленная, растянутая речь. В рассказах много воды и мало конкретики

2. Медленная походка. Человек процесс никуда не спешит, ведь он живет по принципу — кто понял жизнь — тот не спешит. Проходя мимо интересных объектов, он обязательно остановится около них и будет внимательно рассматривать.

3. Привычка опаздывать. Если бы в сутках было больше 24 часов, человек- процесс был бы счастлив, ведь он редко успевает делать все вовремя и в срок.

4. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают творческим мышлением. Это художники, дизайнеры, писатели или артисты.

Человек — результат видет цель и не видет препятствий. Его интересует лишь сама цель и результат от действий, затраченных на достижение цели. Получая результат, он счастлив как никогда, это и есть для него главный приз. Чем больше в копилке призов и медалей, тем лучше. Достигая цели, человеку — результату обязательно нужна новая цель.

Как же определить, что перед вами человек- результат?

  1. Быстрая и четкая речь. Каждое слово сказано с определенным смыслом, так что это помогает передать другому человеку точную информацию.
  2. Активные действия и неусидчивость. Человек — результат не может долго сидеть на одном месте, ему необходимо знать все быстро и сразу, ни одно событие не должно произойти без его участия.
  3. Быстрая походка или бег. Он идет к своей цели быстрой походкой, а если нужно и вовсе бежит, лишь бы не опоздать.
  4. Нервозность и паника. Если что-то выходит из под контроля, он должен незамедлительно решить все, возникшие проблемы, склонить к содействию как можно большее количество других людей, лишь бы все уладить.
  5. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают логическим мышлением. Это математики, логисты, менеджеры, управленцы, юристы.

Также встречаются люди смешанного типа, которые получают одинаковое удовольствие как от процесса так и от результата. Правда такие люди встречаются довольно редко.

Не секрет, что большой головной болью многих работодателей является проблема повышения работоспособности тех, кого они наняли для выполнения тех или иных задач. Аналогичная проблема стоит и перед самими подчиненными, которые хотят повысить эффективность своего труда. Можно с прискорбием сообщить о том факте, что большинство и подчиненных и работодателей не достигают тех целей, которые перед собой ставят или достигают со срывом всех возможных сроков. Причина этому - низкоэффективный тип восприятия рабочего процесса.

Существует два основных типа рабочих процессов:

  • Ориентированный на сам процесс
  • Ориентированный на результат

Деятельность, ориентированная на процесс

По другому и в бытовых треминах, можно сформулировать этот подход как "Работа ради работы". Самый распространенный подход к работе, встречающийся в России.

Основная черта этого подхода заключается в том, что человек, выполняющий определенную деятельность, фокусируется на самой работе, а не на результатах, которые необходимо достичь. В сознании человека результат сам по себе, становится "как-бы" уже и не важен. Важным становится осуществление какой-либо деятельности на определенном отрезке времени. Возникает иллюзия: чем больше деятельности я совершаю - тем лучше я работаю!

Подобное отношение к работе всячески поощряется и прививается большинству людей с детства родителями и детско-юношескими воспитательными учреждениями. Наиболее банальный пример, показывающий всю пагубность подобного отношения:

Подростка заставляют выполнять домашнее задание, условий которого он не до конца понимает. Но родители настаивают, что он ДОЛЖЕН заниматься самостоятельно, ведь он уже взрослый. Ребенок понимая весь идиотизм ситуации, делает вид , что он старается ее решить. Отвлекаясь при этом на телевизор или чирикая веселых человечков в тетрадке - фактически, сжигая рабочее время. Через два часа, на вопрос: "Ну как, решил задачу?", он гордо заявляет: "Нет, не получается. Но я целых три часа разбирался с этим!" На что, как правило, получает похвалу типа "Какой молодец, целых три часа трудился! Ну ничего, давай попробуем вместе"

Как видно из примера, родитель хвалит ребенка не за то, что тот смог выполнить задание. А за то, что тот просто выполнял какие-то действия, которые так и не привели ни к какому результату.

Подобные ситуации достаточно часто встречаются и в бизнесе, со вполне взрослыми людьми. Когда подчиненный сообщает, что задача не выполнена, но он целую неделю с утра до ночи над этим работал. Такое объяснение, в определенной мере, удовлетворяет руководителя и он уже не так сердится на подчиненного - главное, что не бездельничал. Друзья, но ведь это бизнес, где важен именно результат ! А угробленная неделя, которая не дала никаких результатов вполне может считаться актом вредительства, ибо деньги компании пущены на воздух.

Причины, по которым люди начинают ориентироваться на процесс:

  • Сформированное ранее мировоззрение ориентированное на процесс. Это не самая важная причина.
  • Недостаточно ясно или неверно сформированная Цель, которую нужно достичь в результате определенной деятельности
  • Недостаток информации у исполнителя о способах достижения Цели

Наиболее сильно влияют на работоспособность человека - второй и третий пункт. О том, как эффективно разрабатывать Цели - поговорим в одной из следующих публикаций.

Признаки, указывающие на то, что деятельность компании направлена на процесс:

  • Частые и изматывающие совещания, которые не дают в результате никаких изменений в деятельности компании, или дают очень незначительные, поверхностные изменения.
  • В компании отсутствует атмосфера сотрудничества:
    • Руководители всех уровней часто задают вопрос "Почему это не выполнено?"
    • Подчиненные всех уровней часто и со вкусом объясняют "почему это не выполнено"
  • Сотрудники компании не могут четко сказать, чем продукт компании лучше конкурирующих продуктов, либо приводят слишком большое количество преимуществ
  • В компании отсутствует четкая система контроля качества
  • Сроки выполнения тех или иных задач больше, чем реально требуется на выполнение, "чтобы подстраховаться"
  • Руководители вынуждены "пинать" подчиненных, чтобы работа шла.
  • планов предстоящей деятельности
  • Отсутствует, или не эффективно используется система документирования отчетов о проделанных работах за определенный срок
  • Руководитель заботится о том, чтобы подчиненные постоянно были загружены "какой-нибудь" деятельностью и переживает, что подчиненный может "не работать". По этой причине задавая по нескольку раз в день вопросы "Чем ты занят?"

Результатом деятельности, ориентированной на процесс, является общий спад работоспособности, как отдельно взятого человека, так и целой компании. Нет позитивных результатов деятельности - нет интереса к работе.

Имея не малый опыт работы с компаниями из различных сегментов рынка, могу уверенно заявить, что ориентация на процесс - это настоящий бич современного бизнеса, который парализует работу многих компаний. Можно с уверенностью сказать, что работа ориентированная на процесс послужила одним (но не единственным) из катализаторов развития финансового кризиса.

Деятельность, ориентированная на результат

Самым ценным в деятельности человека, независимо от сферы его интересов, всегда является РЕЗУЛЬТАТ. Независимо от того, чем занимается человек: бизнесом или построением отношений с противоположным полом, продуктивность его действий можно оценить только по результату. Других критериев эффективности пока никто не придумал, и вряд ли придумает.

Эффективность результата можно оценивать по комплексу условий:

  • Результат достигнут за время, которое планировалось
  • На достижение результата потрачены ресурсы, которые планировались
  • Достигнут именно тот результат, который планировался

При этом для любого человека, который хочет работать эффективно и продуктивно, важно взять за правило, что абсолютно не важно по какой причине произошел срыв сроков или вообще отсутствует результат. В первую очередь в такой ситуации важно понять КАК все-таки достигнуть результата в сложившихся условиях. И лишь завершив задачу, достигнув поставленных целей, можно устроить разбор полетов и работу над ошибками.

Преимущества, которые дает такой подход:

  • Удобство диагностирования возникающих проблем в работе
  • Быстрота устранения проблем
  • Быстрое и прогнозируемое развитие любой деятельности
  • Высвобождение времени для деятельности каждого участника именно на ту сферу, где он занят
  • Повышение уровня ответственности
  • Оздоровление атмосферы в коллективе и поднятие морали у каждого участника
  • Стремление к сотрудничеству
  • Повышение самооценки у всех участников деятельности
  • Повышение интереса к деятельности

Это лишь небольшой список, преимуществ значительно больше.

Для того, чтобы сформировать деятельность, ориентированную на результат, необходимо:

  • Руководителю иметь четкое представление о том, какую цель необходимо достичь. Он должен фактически "видеть" результаты своей работы и работы подчиненных. И в случае непонимания с их стороны - уметь пояснить задачу.
  • Организовать подробное планирование предстоящей деятельности. С описанием работ, траты ресурсов и календарных планов окончания всех этапов работы. Хорошим считается тот план, после прочтения которого хочется сразу же приступить к работе и достичь поставленной задачи.
  • Выделение ответственных лиц на все этапы работ. Контроль РЕЗУЛЬТАТОВ выполнения этапов.
  • Грамотная система штрафов и поощрений, выступающая в качестве системы формирования условных рефлексов

Необходимо особо отметить, что Руководитель несет основную ответственность за все, происходящее в компании. Если подчиненные не справляются - значит проблемы с руководством. Если подчиненный не имеет необходимых навыков для работы - значит тот, кто его нанимал не разбирается в людях. Если компания ориентирована на процесс - значит в первую очередь ориентирован на процесс Босс компании . Рыба гниет с головы!

Образование как процесс

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество.

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам.

Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах.

Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения.

Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание - на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

Единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

Реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностноединых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В системе понятий конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия системы той или иной науки отражают исходное, стержневое понятие.

Для педагогики роль стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

Еще в конце 19 века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно … Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его».

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения.

Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего, систему - педагогическую систему.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.

Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они достаточны и необходимы для возникновения любой педагогической системы.

Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.

Отношение понятий «образование» и «воспитание» является предметом многих дискуссий. Часто встречающееся в литературе употребление слов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание.

Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями, как содержательного плана, так и организационно-технического.

Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования, обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.

Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.

Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь - атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.

В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд изменений: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и, наконец, обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980-90 годов. С 1991 года в России в рамках закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе 12-летнего образования. В этот период система школьного образования осуществлялась в рамках единообразной школы во всех городах и селах Советского Союза. Образовательный процесс организовывался по единым учебным планам и программам для реализации единых целей и задач.

С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы и появились новые образовательные системы — школы-лаборатории, центры творчества, дополнительные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим разные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам, ставят и решают разные образовательные задачи, предоставляют различные образовательные услуги, в том числе и платные.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результат реализации всех функции образовательного процесса в их единстве.

Итак, полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Воспитание и обучение обуславливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

На всем протяжении образовательного процесса основной задачей является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

Loading...Loading...