Епископ Дмитровский Феофилакт совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери – Патриаршем подворье в Теплом Стане.    викарий: биография  Научные труды, публикации

(7.04.1883–26.08.1937)

Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иоанн Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в Единение с Российской Православной , наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос.

В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов.

7 апреля 1883 года, в четверг шестой седмицы Великого поста, у него родился сын Николай, будущий епископ Серафим. В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и Николай трех лет остался без матери. Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение.

Учиться его отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, — в Заиконоспасское духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский — учащийся Московской духовной семинарии. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Н. Звездинскому было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом - болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею. Через год после этого события Николай стал свидетелем и участником торжеств по канонизации и прославлению преподобного Серафима Саровского .

Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил 1905 году одним из лучших учеников. После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он прошел по конкурсу и был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). Старец с любовью принял под свое руководство благочестивого юношу.

В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), будущему священно-мученику, с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил.

Вероятно, в Зосимовой пустыни Николай познакомился с архимандритом Чудова монастыря Арсением (Жадановским) и вскоре стал частым его посетителем. Отец Арсений полюбил скромного, духовно настроенного студента. Беседовал с ним как с другом, живо интересуясь его жизнью. Решившись на постриг, Николай испросил благословения и молитвенной помощи у своего старца, отца Алексия, и благословения у архимандрита Арсения. Отец Арсений благословил его образом Воскресения Христова.

26 сентября 1908 года после всенощного бдения совершился монашеский постриг Николая Ивановича. Он получил имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского . Небесным миром сияло его лицо, когда после пострига подходили к нему монахи, спрашивая: «Что ти есть имя, брате?»

В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 года, в академическом Покровском храме состоялось посвящение монаха Серафима в иеродиакона. А 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю.

21 сентября 1912 года, отца Серафима перевели в Московскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов.

И вновь посреди зимы в 24 часа было дано распоряжение в 24 часа отправиться на новое место - в Омск, а через 5 дня после прибытия в город НКВД приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыли туда 3 февраля 1935 года ночью. Прошла Пасха, наступило лето. Срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. На предложение выбрать место жительства (минус шесть городов) епископ Серафим ответил, что решил остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство.

23 июня 1937 года работники ГПУ арестовали владыку. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни епископа Серафима. 23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

4 ноября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы совершил Божественную Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери - Патриаршем подворье в Теплом Стане.

Епископу Феофилакту сослужили благочинный Параскево-Пятницкого благочиния г. Москвы протоиерей Анатолий Кожа, настоятель храма иерей Александр Зорин, клирик храма протоиерей Александр Зайцев, диаконы Алексий Денисов и Петр Пахомов.

На сугубой ектенье были вознесены молитвенные прошения о мире на Ближнем Востоке. Епископ Феофилакт вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Л.А. Липовецкой.

На престольный праздник собрались многочисленные верующие, большинство из которых причащались.

После Божественной Литургии был совершен торжественный Крестный ход.

Епископ Феофилакт совершил чин освящения мозаичной иконы Покров Пресвятой Богородицы, установленной над главным входом в храм.

Было провозглашено уставное многолетие Святейшему Патриарху Московского и всея Руси Кириллу.

После Богослужения епископ Феофилакт обратился к прихожанам храма с приветственным словом в честь престольного праздника. Его Преосвященство пожелал всем молящимся помощи и Покрова Пресвятой Богородицы, призвал стремиться к главной ценности жизни - единению с Богом. Он также особо поблагодарил всех за труды по устроению Казанского храма.

«Позвольте пожелать вам и в этот день, и в последующие дни вашей жизни всегда пребывать в добром здравии и радостном умонастроении. Всегда помнить о том, что мы никогда не одиноки и что мы всегда должны побуждать себя к тому, чтобы обращать свои молитвы к Горнему миру, но особенно к Владычице и Царице Небесной, потому что Она избрала Россию Своим Уделом. Этому храму и этому месту Она посылает Свое особое Материнское благословление. Поэтому всегда будем стремиться прийти в храм, просить Царицу Небесную, чтобы Она избавила нас от скорбей, болезней, забот, душевных и телесных, и чтобы Она по-матерински простила нам все наши грехи. А для этого все мы должны приносить покаяние», - отметил Владыка Феофилакт.

В ответном слове настоятель храма иерей Александр Зорин выразил благодарность Его Преосвященству за радость совместного богослужения и общей молитвы.

В дар от настоятеля и прихожан храма епископу Феофилакту были преподнесены старинные книги для Синодальной библиотеки Московского Патриархата и Нерукотворный Образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, изготовленный из колокольной бронзы.

Воспитанники Воскресной школы выступили с поэтической постановкой, посвященной обретению Казанской иконы Божией Матери (по стихотворению православной поэтессы Нины Орловой-Маркграф).

После Богослужения епископ Феофилакт разделил братскую трапезу с клириками и прихожанами храма.

Обретение Иконы Казанской Божьей Матери

девочкой Матроной

А у Казанской чудотворной
я будто помню этот год:
По пепелищу, углям черным,
босая девочка бредет.
С ней рядом мать, крестясь ступает,
ступнями в пепле утопает,
и ничего не узнает.

Казань сейчас под жаркой мглою -
Казан, наполненный золою!
Испепелил ее огонь.
Где Кремль, где звонницы, где избы?
По пепелищу песик с визгом
хозяев ищет, и ладонь
он девочке с любовью лижет,
и с ней бежит. Они все ближе

К углу, где двор стоял стрелецкий.
Лежит гадюкой головня.
Весь дом - от крыши до крылечка
Склевали петухи огня!

Здесь вот - столешница стояла.
Здесь лавка, в кадочке вода.
Здесь - печь, лежанка, одеяло.
И шепчет девочка: «Сюда
Мне Матерь Божья указала!»

Зола взлетает белым прахом,
Ложатся холмиком комки,
Мать смотрит с трепетом и страхом
Движенья дочки так легки,
так заступ ловок и послушен,
и глины пласт почти воздушен
в руках Матрены! Вот уж новый
ломоть земли летит с клинка.
Мелькнуло что-то. Цвет вишневый…
узором затканная ткань!

И тронула ее руками.
Лучится алое сукно.
Парчой чудесной, царской тканью
Матрене кажется оно!

На щечках жар, а сердцу знобко.
Склонилась. Приоткрыла робко.
Скользнул покров, а в нем - икона!
Вот Божьей Матери рука.
Вот лик ее, чуть-чуть с наклоном.
Цела иконная доска,
лишь ранки трещин в уголках.
Свежо и чисто одеянье
Мафорий в звездах,
нимб-сиянье,
И Солнце Правды на руках.

Заря играла над Казанкой,
в пыльце цветов, в листве, в пыли,
над тропкой к храму, над полянкой …
И маленькая христианка
изъяла образ из земли.

Мать приняла его на руки.

Мгла спала. И соборный крест
воздвигся в небе! Благовест,
лился над площадью. Оттуда
народ бежал, прознав про чудо.

И в ликованье неуемном
Щенок подружку обнимал.
«Вот чудо!»- делится Матрена.
сложив ладошки умиленно, -
Мне будто кто- то помогал,
когда искала я икону!»

А пёсик с видом изумленным
глядел. Как будто понимал!

--
Нина Орлова-Маркграф

Всенощное бдение накануне престольного праздника

Крестный ход

Освящение мозаичной иконы Покров Пресвятой Богородицы над главным входом в храм

Выступление воспитанников Воскресной школы

Вручение памятных подарков

Архиепископ Павел
"Родился 15 января 1872 г. с селе Большая Белозерка Мелитопольского уезда Таврической губернии в семье дьякона (по другим сведениям, псаломщика). По окончании семинарии псаломщик Архангело-Михайловской церкви села Михайловка Мелитопольского уезда и учитель местной
школы. В сентябре 1895 года переведен Заведующий училища в селе Большая Белозерка Мелитопольского уезда (1895). Женился (1896). Диакон (1896). Священник (1896). Настоятель Борисо-Глебской церкви села Астраханка (1896). В 1899 году из-за болезни жены перевелся в Крым, в село Зуя Симферопольского уезда, где занимал также должность члена Симферопольского училищного Совета и был законоучителем нескольких школ. В 1901 году овдовел. Служил на приходах Таврической и Петербургской епархий, был следователем консистории. С 1908 по 1911 гг. учился в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1911 году поступил на епархиальную службу в село Ивановское Ямбургского уезда Петроградской епархии. Во время первой мировой войны, в 1915 году священник на учебном судне минного отряда Балтийского флота "Народоволец", где прослужил до 1918 г. Окончив служение на корабле, находившемся тогда в Финском заливе, отец Павел Дмитровский остался в Эстонии. Проживал в г. Нарва (Эстония). С 1919 г. служил приходским священником в Кренгольмской Воскресенской церкви, а затем второй священник Нарвского Спасо-Преображенского собора. Кроме того, состоял законоучителем Нарвских гимназий и членом Нарвского епархиального совета. Протоиерей (1926). Преподавал Закон Божий в Нарвской частной объединенной средней школе Комитета русских эмигрантов. Епископ Нарвский (1937) (по другим сведениям, Нарвский и Ирбоский (Изборский)). Во время второй мировой войны служил на оккупированных территориях. По доносу дважды вызывался в гестапо. Архиепископ Нарвский (1942). Архиепископ Таллинский и Эстонский (1945). В январе-феврале 1945 года архиепископ Павел принимал участие в Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве (1945), на котором был избран Патриархом Московским и всея Руси митрополит Алексий (Симанский). Скончался 1 февраля (по другим сведениям, 2 февраля) 1946 г. в Таллинне. Похоронен на православном кладбище в Таллине. "

Епископ Дмитровский Феофилакт,

викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,

управляющий Юго-Западным викариатством града Москвы

Епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич) родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области.

По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-изследовательской группы по изданию Богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2-3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии. В 1980-1984 гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата Богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»). 6 января 1982 г., в навечерие Рождества Христова, рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. День тезоименитства - 21 марта. 28 августа 1983 г., в Праздник Успения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской Духовной Академии.

В 1984-1989 гг. — преподаватель Московских Духовных Академии и Семинарии на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего Библиотекой МДА и помощника инспектора. 4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена. В 1989-1990 гг., в связи с открытием Киевской Духовной Семинарии, был направлен в Киево-Печерскую Лавру для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и по возвращении был зачислен в братию Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего возстановления Гефсиманского Черниговского скита. За десять лет Скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: возстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена Часовня над источником. Благодаря агиологическим исследованиям, в 1995 г. к лику Святых Русской Церкви причислен Преподобный старец Варнава Гефсиманский († 1906). Составлены житие, служба и акафист этому Святому, написана икона. В настоящее время он широко почитается православным народом. Святые мощи Преподобного Варнавы покоятся в соборном храме Скита.

28 апреля 1995 г. игумен Феофилакт возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским. 20 апреля 2002 г., в Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во время Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, Святейший Патриарх Алексий II возглавил епископскую хиротонию архимандрита Феофилакта.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской Земле открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, реставрированы и построены десятки храмов и часовен; Трубчевские пастырские курсы в 2003 г. преобразованы в Брянское Духовное Училище, в котором было принято обучение по программе Семинарии, в 2006 г. образовано Брянское Епархиальное женское Училище, ректором которых назначен правящий архиерей. При храмах действовало 86 Воскресных школ, в которых обучалось ок. 900 человек. В переданном епархии в 2003 г. и возстановленном полуразрушенном двухэтажном здании, расположенном в Брянском Кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен Епархиальный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В переданном епархии в 2011г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории Кремля, был начат капитальный ремонт и разместились Брянские Духовные Училища.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с Администрацией области и Департаментом образования о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы Православной культуры», в Брянском Государственном Университете по предложению епископа Феофилакта образован Теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными Управлениями культуры, Внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Архипастырь был членом Общественного Совета Брянской области, Общественного Совета при УВД, сопредседателем рабочей Комиссии по возрождению Брянского Кремля.

По инициативе епископа Феофилакта в 2003г. было установлено празднование Собора Брянских Святых, составлены Служба и Акафист и написана икона; проведены исторические изследования о Святых и Святынях Брянской Земли, один из приделов Кафедрального Собора подготовлен для освящения Престола в честь этого Праздника. Второй придел - для Собора Всех Русских Святых. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников и Исповедников Брянских. При Епархиальном управлении были учреждены отделы: Агиологии, Отечественной культуры, Информационно-издательский, Миссионерского служения, Социального служения и благотворительности, Взаимодействий с органами исполнения наказаний, Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в Брянской епархии были установлены Поклонные Кресты на местах, где некогда стояли Православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в г.Брянск поставлен памятный Крест. Созданы новые благочиннические округа, избраны двое Старших благочинных, образован Епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к Праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских Святых, творческие вечера. Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Кафедрального Собора, варварски разрушенного в начале 1960-х годов. Епископ Феофилакт руководил строительством Брянского Свято-Троицкого Кафедрального Собора, в 2007-2011 гг. был Председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский Кафедральный Собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

Архипастырь является членом Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

В 2008-2009 гг. он принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, а также в Архиерейском и Поместном Соборах, избравших Патриарха.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением и благодарностью за управление Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-Западным викариатством города Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником возрожденного Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 10 февраля 2014 г. назначен исполнительным директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата им. Святейшего Патриарха Алексия II.

Научные труды, публикации:

Моисеев Н. Преподобный Иоасаф Каменский. // ЖМП. - 1978. - № 9.

Моисеев Н. Празднование в Твери. Собор Тверских Святых. // ЖМП.- 1979.- № 7.

Моисеев Н. 600 лет победы на Куликовом поле: библиография / Богословские труды. М., 1981. № 22. С. 178-237.

Феофилакт (Моисеев), иеромонах. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена: в Троице-Сергиевой Лавре // ЖМП. — 1984. — № 3. С. 11-12.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Слово в день 300-летия Московской Духовной Академии // ЖМП. — 1986. — № 3. С. 30-31.

Феофилакт (Моисеев), игумен, заведующий Библиотекой МДА. Библиотека Московской Духовной Академии (исторический очерк) [библ. 13] / Богословские труды. — М., 1986. (Юбилейный сборник).

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Московская Духовная Академия и Троице-Сергиева Лавра (книжность и просвещение) [библ. 18] / Богословские труды. — М., 1989. № 29. С. 254-259.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской (к 600-летию со дня блаженной кончины (1389-1989) // ЖМП. — 1989. — № 3. С. 61-64.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Празднование собора Всех святых, в земле Российской просиявших // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. — 1988. — № 116.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской // МП. — 1989. — № 4.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Слово в неделю о Страшном суде // ЖМП. — 1990. — № 2. С. 79-80.

Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов — первый Русский Патриарх. — Тверь, 1996. — 112 с.

Брянские Епархиальные Ведомости. 2003-2011. Идея и общая редакция.

Брянский Православный Календарь на 2005-2012 годы. Идея и общая редакция.

Краткая история Брянской Епархии (идея и общая редакция). - Брянск, 2009.

Монастыри и храмы Брянской Епархии. Брянск, 2005-2010 гг. Идея и общая редакция.

Архипастыри Брянской Епархии. - Брянск, 2010. Идея и общая редакция.

Брянский Кафедральный Собор Святой Живоначальной Троицы. - Троице-Сергиева Лавра, 2012.

Церковные награды:

2012 г. — орден Святого благоверного князя Даниила Московского II ст.

2009 г. — орден Преподорбного Сергия Радонежского I ст.;

2008 г. — орден Преподобного Сергия Радонежского II ст.

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Епископ Дмитровский Феофилакт

Епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы

Страна: Россия

Биография:

Родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. – сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2, 3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1980-1984 гг. – в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»).

28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии.

В 1984-1989 гг. – преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора.

В 1989-1990 гг. в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита.

За десять лет скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: восстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена часовня над источником. В 1995 г. состоялась канонизация преподобного старца Варнавы Гефсиманского (†1906). Были составлены житие, служба и акафист этому святому, написана икона.

Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской земле: открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, отреставрированы и построены десятки храмов и часовен; в 2003 г. Трубчевские пастырские курсы преобразованы в Брянское духовное училище, в котором было принято обучение по программе семинарии; в 2006 г. образовано Брянское епархиальное женское училище; действовало 86 воскресных школ, в которых обучалось около 900 человек; в переданном епархии в 2003 г. и восстановленном двухэтажном здании, расположенном в Брянском кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен епархиальный храм Похвалы Пресвятой Богородицы; в переданном епархии в 2011 г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории кремля, был начат капитальный ремонт и разместилось Брянское духовное училище.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с администрацией и департаментом образования области о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы православной культуры», в Брянском государственном университете по предложению епископа Феофилакта образован теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными управлениями культуры, внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Епископ Феофилакт был членом Общественного совета Брянской области, Общественного совета при УВД, сопредседателем рабочей комиссии по возрождению Брянского кремля.

По инициативе владыки в 2003 г. было установлено празднование Собора Брянских святых, составлены служба и акафист, написана икона; проведены исторические исследования о святых и святынях Брянской земли, один из приделов кафедрального собора подготовлен для освящения в честь этого праздника, второй придел – для освящения в честь Собора Всех русских святых. Построен и освящен деревянный храм Новомучеников и исповедников Брянских. При епархиальном управлении учреждены отделы: агиологии, отечественной культуры, информационно-издательский, миссионерского служения, социального служения и благотворительности, взаимодействия с органами исполнения наказаний, Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в епархии установлены поклонные кресты на местах, где некогда стояли православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в Брянск поставлен памятный крест. Созданы новые благочиннические округа, образован епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских святых, творческие вечера.

Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора, разрушенного в начале 1960-х гг. Епископ Феофилакт руководил строительством собора, в 2007-2011 гг. был председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

В 2008-2009 гг. принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 10 февраля 2014 г. назначен исполнительным директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата.

Член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Образование:

1975 г. – Московский государственный историко-архивный институт.

1980 г. – Московская духовная семинария.

1984 г. – Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Андреевский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник)

Место работы: Синодальная библиотека Московского Патриархата (Исполнительный директор)

Научные труды, публикации:

  • Моисеев Н. Преподобный Иоасаф Каменский // ЖМП. 1978. № 9.
  • Моисеев Н. Празднование в Твери. Собор Тверских Святых // ЖМП. 1979. № 7.
  • Моисеев Н. 600 лет победы на Куликовом поле: библиография / Богословские труды. М., 1981. № 22. С. 178-237.
  • Феофилакт (Моисеев), иеромонах. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена: в Троице-Сергиевой лавре // ЖМП. 1984. № 3. С. 11-12.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Слово в день 300-летия Московской духовной академии // ЖМП. 1986. № 3. С. 30-31.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, заведующий Библиотекой МДА. Библиотека Московской духовной академии (исторический очерк) [библ. 13] / Богословские труды. М., 1986. (Юбилейный сборник).
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Московская духовная академия и Троице-Сергиева лавра (книжность и просвещение) [библ. 18] / Богословские труды. М., 1989. № 29. С. 254-259.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской (к 600-летию со дня блаженной кончины (1389-1989) // ЖМП. 1989. № 3. С. 61-64.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен. Празднование собора Всех святых, в земле Российской просиявших // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. 1988. № 116.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской // ЖМП. 1989. № 4.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен. Слово в неделю о Страшном суде // ЖМП. 1990. № 2. С. 79-80.
  • Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов – первый Русский Патриарх. – Тверь, 1996. 112 с.
  • Брянские епархиальные ведомости. 2003-2011. Идея и общая редакция.
  • Брянский православный календарь на 2005-2012 годы. Идея и общая редакция.
  • Краткая история Брянской епархии. – Брянск, 2009. Идея и общая редакция.
  • Монастыри и храмы Брянской епархии. – Брянск, 2005-2010 гг. Идея и общая редакция.
  • Архипастыри Брянской епархии. – Брянск, 2010. Идея и общая редакция.
  • Брянский кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы. – Троице-Сергиева лавра, 2012.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. – орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2009 г. – орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2008 г. – орден прп. Сергия Радонежского II ст.
Loading...Loading...