Подписание нового союзного договора предполагалось в. Попытка заключения нового союзного договора. Провозглашение суверенитета рсфср

Итак, на пути к подписанию ключевого документа, о котором столько хлопотал президент СССР, завиднелся финиш…

2 августа Горбачев выступил по телевидению. Официально провозгласил: Союзный договор открыт к подписанию. Сказал, что направил соответствующее письмо руководителям делегаций всех республик, уполномоченных подписать документ, с предложением начать процесс подписания 20 августа. Письмо было направлено также в республики, «не определившиеся» относительно договора.

Предполагалось, что 20 августа свои подписи под договором поставят Россия, Казахстан и Узбекистан. 3 сентября настанет очередь Белоруссии и Таджикистана (позже они выразили готовность подписать договор вместе с «первоочередниками» − 20 августа). Остальные республики, как намечалось, подпишут позже. Весь процесс растягивался примерно на два месяца. Почему нельзя было подписать, как обычно, всем сразу? Рассчитывали, что, если растянуть этот процесс во времени, может быть, через какой-то срок до подписи «дозреют» и те республики, которые в тот момент колебались или вовсе не собирались договор подписывать. Главная проблема была связана с Украиной, которая свое окончательное решение по поводу договора обещала вынести лишь в сентябре. Вроде бы «подтягивались» также Армения и Молдавия. В своем выступлении по телевидению Горбачев прямо сказал:

− Такой порядок (то есть растянутый во времени. − О.М.) даст возможность Верховному Совету Украины завершить рассмотрение проекта. За это время состоится референдум в Армении. Примет решение об отношении к Союзному договору Молдова.

На всякий случай, ритуально, упомянул Горбачев и остальные республики:

− Смогут определиться в этом жизненном вопросе и народы Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии.

К этому моменту удалось договориться, что российские автономии − все без исключения − все-таки подпишут договор в составе делегации РСФСР: Шаймиева наконец удалось уломать. Ельцин пообещал ему, что Россия заключит с Татарстаном отдельный, двусторонний договор, где будет четко прописано разграничение полномочий между Москвой и Казанью (Федеративный договор, который тогда готовился, Шаймиев упорно не желал подписывать). Такова была цена, уплаченная татарстанскому лидеру за его «внутрироссийскую» подпись под Союзным договором.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, работу над двусторонним договором начнут уже 12 августа.

Завершить подписание Союзного договора наметили предположительно на 22 октября. В этот день свои подписи под ним поставят замыкающие из республиканской очереди, и после них − союзная делегация во главе с Горбачевым. Горбачев выступит с торжественным заявлением о создании Союза Советских Суверенных Республик. Этот день будет объявлен государственным праздником Союза ССР.

Увы, ничему этому не суждено было сбыться.

Запланировано создать полноценное демократическое государство

Текст договора, в основном согласованный 23 июля и окончательно − несколькими днями позже, был опубликован в «Правде» лишь 15 августа, до этого сохранялся в секрете. Вообще-то в нем было много хороших слов, которые, будь они реализованы, в самом деле, могли бы стать основой какого-то нового, демократического государства.

«Государства, образующие Союз, − говорилось, в частности, в договоре, − считают важнейшим принципом приоритет прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека ООН, другими общепризнанными нормами международного права…

Государства, образующие Союз, видят важнейшее условие свободы и благосостояния народа и каждого человека в формировании гражданского общества…

Участники договора признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу».

Более двадцати лет прошло, но мало где на пространстве бывшего Союза реализованы эти замечательные декларации. Мало где приоритетом признаются права человека, где общим фундаментальным принципом считается демократия, где государство всерьез стремится сформировать гражданское общество.

К ведению Союза договор относил вопросы обороны, государственной безопасности, внешней политики и внешнеэкономической деятельности (право заниматься этой политикой и этой деятельностью предоставлялось также и республикам − Союз тут выступал в роли координатора), утверждение и исполнение союзного бюджета… Короче, права Центра значительно усекались, а права республик, соответственно, расширялись.

Спорным долго был вопрос о налогах − принимать ли одноканальную или двухканальную систему. При двухканальной системе налоги собирают и входящая в Союз республика, и Центр − каждый свои, при одноканальной налог − один. В конце концов остановились на одноканальной системе: каждая республика собирает деньги, после чего определенный, фиксированный процент отчисляет в союзный бюджет.

Для тех государств, которые подпишут договор, считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года. Для таких государств «действует режим наибольшего благоприятствования». Для тех же, кто договор не подпишет, − как говорится, «по умолчанию», − продолжает действовать тот старый, ветхозаветный договор 1922 года (с чем, думаю, хоть кто-то из них вряд ли согласился бы), и с ними как с иностранными государствами отношения строятся «на основе законодательства Союза ССР, взаимных обязательств и соглашений». То есть получалась довольно забавная картина: одни государства оказывались в «новом» СССР (Союзе Советских Суверенных Республик), а другие, юридически, на основе Союзного договора, оставались в «старом» СССР (Союзе Советских Социалистических Республик). Иными словами, как бы образовывались две группы государств, «иностранных» по отношению друг к другу.

На самом деле, если бы Союзный договор был заключен, никакого «старого» Союза уже, конечно, не было бы.

Дружелюбная беседа перед отъездом Горбачева в Форос

Хотя, как мы видели, Горбачев всячески препятствовал избранию Ельцина российским президентом – так же, как он препятствовал и избранию его председателем российского парламента, – после того, как это избрание, несмотря на всё противодействие, все же состоялось, между ними вновь, по крайней мере внешне, вновь установился мир, или перемирие, – назовите, как хотите. Ельцин согласился подписать Союзный договор, даже несмотря на возражения своих союзников из «Демократической России» и просто видных демократов. Вполне дружелюбно прошла и их, Горбачева и Ельцина (третьим был Назарбаев) последняя встреча, 29 июля, перед роковым отъездом Горбачева на отдых в Форос. Он уезжал 4 августа.

Вспоминает Горбачев:

«В той беседе мы договорились об очень важном, я бы сказал, исторически важном. По-моему, даже с подачи Ельцина. О будущем. Мы согласились, что отдаем на подписание детальный Союзный договор… Уже на основе Договора можно проводить новые выборы: приняв соответствующий закон. И Ельцин говорит: в связи с этим я хочу сказать: давайте четко договоримся, с чем мы должны идти на выборы. Вы будете в отпуске, мы здесь будем думать.

Я считаю, что вы должны (это Ельцин говорит, я его излагаю) снять свои заявления о том, что не будете участвовать в выборах президента, исходя из того, что целесообразно продолжение вашей работы в Союзе, а моей в России. Хорошо, договорились. Теперь по правительству. А правительство нового Союза должен возглавить Назарбаев (надо так понимать, что это тоже предложение Ельцина. – О.М.) Он говорит: я не пойду в такое правительство, где буду козлом отпущения. И здесь было понимание, что речь идет о другом правительстве… Мы… просидели, по-моему, часов 12 в том разговоре».

У Ельцина в «Записках президента» также есть рассказ об этом разговоре. Однако Ельцин не упоминает о том, будто он уговаривал Горбачева «снять свои заявления» о неучастии в выборах президента: мол, целесообразно, чтобы Горбачев продолжил свою работу в Союзе, а он, Ельцин, – в России. Ельцин лишь пишет, что советовал Горбачеву отказаться от совмещения постов президента и генсека (кстати, полномочия генсека Горбачев действительно сложил сразу же после путча).

Разница в изложении, в общем-то, существенная. Одно дело – отказаться от совмещения постов и другое – пойти на будущие выборы союзного президента, продолжить свою работу в будущем Союзе, хотя каким будет этот Союз, никому в тот момент еще не было доподлинно известно.

Но, так или иначе, побеседовали мирно и дружелюбно. А ведь еще в феврале, мы помним, Ельцин требовал, чтобы Горбачев ушел в отставку. Да были и другие моменты, когда Ельцин отзывался о Горбачеве-президенте крайне резко, грозился оставить его в роли английской королевы.

«Мы с Горбачевым, – пишет Ельцин, – вдруг ясно почувствовали, что наши интересы наконец-то совпали. Что эти роли нас вполне устраивают. Горбачев сохранял своё старшинство, а я − свою независимость. Это было идеальное решение для обоих».

КГБ записал разговор президентов

Тут, пожалуй, надо упомянуть еще кое-какие детали, касающиеся этого разговора. По словам Ельцина, встреча 29 июля носила принципиальный характер. Горбачев собирался в отпуск в Крым, в Форос, возвратиться намечал перед 20 августа, перед первым «актом» подписания Союзного договора, так что надо было обсудить некоторые «самые острые» вопросы, остававшиеся нерешенными.

Разговор начали в одном из залов резиденции. Какое-то время все шло нормально, но когда коснулись тем совсем конфиденциальных, Ельцин вдруг замолчал.

− Ты что, Борис? − удивился Горбачев.

«Мне сложно сейчас вспомнить, − пишет Ельцин, − какое чувство в тот момент я испытывал. Но было необъяснимое ощущение, будто за спиной кто-то стоит, кто-то за тобой неотступно подглядывает. Я сказал тогда: «Пойдемте на балкон, мне кажется, что нас подслушивают». Горбачев не слишком твердо ответил: «Да брось ты», − но все-таки пошел за мной».

Подслушивать в самом деле было что. Разговор шел о «кадровых» вопросах. Ельцин стал убеждать Горбачева: если он рассчитывает на обновленную федерацию, республики войдут в нее лишь в том случае, если он сменит хотя бы самую одиозную часть своего окружения. Кто поверит в новый Союзный договор, если председателем КГБ останется Крючков, на совести которого события в Литве? Кто в него поверит, если министром обороны останется такой «ястреб» из старых, давно ушедших времен, как Язов?

Ельцина поддержал Назарбаев, добавивший, что надо сменить также министра внутренних дел Пуго и председателя Гостелерадио Кравченко.

− А какой вице-президент из Янаева? − сказал президент Казахстана.

По всему было видно, что Горбачеву этот разговор дается нелегко. Пока что из выдвинутых Ельциным и Назарбаевым кандидатов «на вылет» он согласился «убрать» лишь Крючкова и Пуго.

Все трое единодушно решили, что после подписания договора необходимо будет заменить и премьера Валентина Павлова.

− А кого вы видите на этой должности? − спросил Горбачев.

Как уже говорилось, Ельцин предложил сделать премьером третьего участника разговора − Назарбаева.

Горбачев сначала удивился, но быстро дал согласие.

«Такой была встреча, − пишет Ельцин, − и, я думаю, много сложилось бы иначе, если бы то, о чем мы договорились втроем, удалось осуществить. История могла бы пойти совсем по другому пути».

То есть история могла бы пойти по другому пути, если бы достаточно быстро − возможно, еще до 20 августа, − удалось сместить со своих постов Крючкова, Язова, Пуго, Янаева…

Кстати, немедленно уволить четверых будущих путчистов, правда в несколько ином составе, – Павлова, Язова, Пуго, Крючкова – настоятельно советовал Горбачеву Александр Николаевич Яковлев. Советовал сразу после того самого зловещего июньского заседания Верховного Совета (закрытой его части), когда они почти в открытую проявили себя как без пяти минут заговорщики. Однако тогда Горбачев не пошел на это, фактически предрешив дальнейшее драматическое развитие событий.

Переход президентов из зала на балкон на той их встрече перед отъездом Горбачева в Форос не избавил их от прослушивания.

«Пройдет немного времени, − продолжает Ельцин, − и я своими глазами увижу расшифровку разговора президента СССР, президента России и руководителя Казахстана. После августовского путча в кабинете у Болдина, начальника аппарата Горбачева (активного участника путча. − О.М.), следователи прокуратуры нашли в двух сейфах горы папок с текстами разговоров Ельцина. Меня в течение нескольких лет записывали − утром, днем, вечером, ночью, в любое время суток.

Записали и этот разговор.

Может быть, эта запись и стала спусковым крючком августа 91-го года».

Что понимать под словами «спусковой крючок»… Напомню, разговор происходил 29 июля 1991 года. Будущие путчисты − те же Крючков, Язов, Пуго, другие − начали готовить свое выступление намного раньше. Но если у кого-то из них и были еще какие-то сомнения − стоит ли? − увидев свою фамилию в числе кандидатов на скорую отставку, они эти сомнения, по-видимому, отбросили.

Горбачев также допускает, что «толчком» к путчу «послужила тайная запись его беседы с Ельциным и Назарбаевым» перед его отъездом в Форос.

Проект нового Союзного договора

Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым переходит к следующим действиям:


  • Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избиратетелей высказались за сохранение СССР;

  • Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;

  • Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР», которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

12 января 1991 года Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.

ГКЧП и его последствия

Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991 года). Однако то, как он проводился, напоминает скорее манёвр для ускорения передачи власти.

Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзные республики. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

С выхода в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских республик, он состоял из 12 республик.

28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.

14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

Провозглашение независимости республиками СССР

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР № ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР.

Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ

В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной.

8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б.Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад. Примечательным фактом является также и то, что на данный момент оригинал Беловежских соглашений исчез.

11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.

12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.

17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Завершение распада и ликвидация властных структур СССР

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей.

По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.

25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

26 декабря 1991 года сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)).

26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. «постсоветское пространство».

Последствия в краткосрочной перспективе

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:


  • в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;

  • в политической области — запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).

В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории был активно использован потенциал межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:


  • Карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;

  • Грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;

  • Грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;

  • Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;

  • Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;

  • Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

  • Конфликт в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988—96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.

Раздел Черноморского флота

Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.

Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.

Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана

В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.

24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

5 Декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.

Казахстан в течение 1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.

Статус космодрома Байконур

Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.

Распад СССР с точки зрения права

Законодательство СССР

До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР), несмотря на многочисленные внесенные в неё поправки, исключающие упоминание СССР.

Статья 72 Конституции СССР 1977 года определяла:

За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Порядок реализации этого права, закреплённый законом, соблюдён не был (см. выше), однако был как бы «легитимизирован», главным образом, внутренним законодательством государств, вышедших из СССР, а также последующими событиями, например их международно-правовым признанием со стороны мирового сообщества — все 15 бывших союзных республик признаются мировым сообществом как независимые государства и представлены в ООН.

А это означает, что чисто юридически в силу несоблюдения республиками процедуры выхода и исчезновения оригинала соглашения, где констатируется распад, СССР существует и поныне, но об этом не принято говорить. Однако страх перед неожиданным «вспоминанием» этого факта у Запада есть и выражается в их культуре:

Международное право

Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик.

Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг.

Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость.

Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).

Оценки

Оценки распада СССР неоднозначны. США — противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. И даже учредили медаль «За победу в Холодной войне».

В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее.

Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года,

— сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN. Или недавняя нашумевшая истерика представителя США в ООН Саманты Пауэр, говорившую Виталию Чуркину о том, что Россия проиграла холодную войну и не имеет право так себя вести, после того как Россия в лице Чуркина наложила вето на резолюцию по Украине.

25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил:

Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.

Аналогичное мнение в 2008 году высказал президент Белоруссии А. Г. Лукашенко:

Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут направлены на решение глобальных задач — продовольственных, энергетических, экологических и других. Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых государств.

В октябре 2009 года в интервью с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный президент СССР М. С. Горбачёв признал свою ответственность за развал СССР:

Людмила Телень:

Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?

Михаил Горбачёв:

Заключение

Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52% опрошенных жителей Белоруссии, 68% — России и 59% — Украины; не сожалеют, соответственно, 36%, 24% и 30% респондентов; 12%, 8% и 11% затруднились ответить на этот вопрос.

Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.

«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию безудержного «свободного» рынка, подчинённого транснациональным корпорациям и ростовщической олигархии. Эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо неё началось формирование политической системы, основанной на разделении властей. С введение 13 статьи в Конституцию 1993 года у государства была отобрана возможность назначать цели развития (идеологию), а значит страна стала криптоколонией.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионы (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей, которая для СССР не была решена, а вот Россия в начале 2000-ых во многом благодаря В.В. Путину справилась с этой задачей, хотя тенденции вели в сторону разрушения и России, как государства (опять таки в полном соответствии с Директивой 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года).

Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI века Россия утратила статус великой мировой державы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

Новый стратегический курс был предложен В.В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности, опору на народ и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учётом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории прошлых веков.

Новый интеграционный проект Евразийского Союза, который официально оформляется 1 января 2015 года, в перспективе объединит много больше стран, чем СССР, потому что Россия вышла из периода неурядиц с новым проектом глобализации по-русски, который выражается в простой идее, которая опирается на философию Русской цивилизации:

Люди — давайте станем Человеками!

В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает,
Как безобразный сон, как тень,
Перед ним минувшее мелькает.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - специально для РИА Новости.

Первое заседание по подготовке договора состоялось 24 мая 1991 в подмосковной резиденции президента СССР Ново-Огарево (отсюда и название процесса). В нем приняли участие представители девяти республик - РСФСР, УССР, БССР, Азербайджана и пяти центральноазиатских.

После долгих и моментами весьма напряженных дискуссий в июне удалось прийти к компромиссу: СССР должен трансформироваться в мягкую федерацию. За союзным центром оставались вопросы обороны, безопасности, внешней политики, единой финансовой политики (эмиссия союзной валюты), общей инфраструктуры. В ведение союзных республик передавалось большинство экономических вопросов, вопросы социальной и культурной политики, вводилось гражданство союзных республик.

Предполагалось, что новым главой союзного правительства станет президент Казахстана . Подготовленный Союзный договор считался открытым к подписанию всеми республиками с 20 августа 1991 года.

Позиция России

К августу 1991 года в окружении не было единого мнения о новом Союзном договоре. Вообще, позиция российского руководства по заключению договора была крайне двойственной. С одной стороны, Борис Ельцин выступал за создание обновленного Союза, с другой - уже с зимы 1991 года велись переговоры о создании некой конфедерации России-Украины-Белоруссии-Казахстана "по горизонтали" без участия Союзного центра.

Мало кто знает, что первая попытка заключения "Беловежских соглашений" была предпринята еще в феврале 1991-го. Эту идею активно поддерживали Борис Ельцин и Леонид Кравчук, тогда глава Верховного Совета Украины. Однако белорусский премьер-министр Вячеслав Кебич и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступили против.

Последовательным сторонником Союзного договора был исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, хотя и высказывал определенные претензии к его тексту. В интервью "Радио Свобода" в августе 2001 года Руслан Хасбулатов вспоминал: "Мы с Ельциным много спорили — идти нам на совещание 20 августа? И, наконец, я убедил Ельцина, сказав, что, если мы даже не пойдем туда, не составим делегацию, это воспримут, как наше стремление развалить Союз".

За позицией российского руководства крайне внимательно следили в других союзных республиках, прежде всего, на Украине.

Позиция Украины

Антисоюзные настроения летом 1991 года были сильны только на Западе Украины и частично в Киеве. Центр Украины и Левобережье активно выступали за подписание договора и сохранение Союза - на референдуме более 70 процентов граждан Украины голосовали за него.

Украинское правительство же больше всего было озабочено защитой потребительского рынка республики. В ноябре 1990 года на Украине были введены карточки. С того времени украинцы вместе с заработной платой в советских рублях стали получать и разноцветные "простыни купонов", без которых было сложно купить что-то в системе госторговли.

Некоторые украинские эксперты задним числом стали заявлять, что уже тогда Украина стала вводить собственную валюту. Мягко говоря, они лукавят. Жители российских мегаполисов помнят такие же талоны практически на все потребительские товары - от сигарет до сахара.
Кризис потребительского рынка был общим для всех. Между тем на фоне общесоюзного кризиса появилось много горе-экономистов, упорно доказывающих, что "Украина кормит весь Союз" и что через несколько лет независимая Украина обязательно станет "второй Францией".

Объективности ради надо сказать, что подобные разговоры были тогда весьма популярны и в России. "Союзные республики висят на нашей экономике тяжким бременем" - звучало настойчивым рефреном.

Вопреки расхожему штампу, Запад не был летом 1991 года заинтересован в распаде СССР. Уже вползала в гражданскую войну еще одна социалистическая федерация - Югославия, и получить новый очаг напряженности с ядерным оружием было бы слишком.

Во время визита в Киев в начале августа 1991 года тогдашний президент США довел до украинского руководства, что Соединенные Штаты не заинтересованы в появлении независимой Украины.

Почему Союз не состоялся?

Спустя 20 лет вновь встает вопрос: был ли у нового Союза шанс?

По мнению непосредственного и активного участника тех событий, бывшего президента Татарстана Ментимера Шаймиева, "как бы там ни было, но Союз имел реальные шансы на сохранение с предоставлением широких полномочий союзным республикам".

Необходимо сказать, что огромную роль в срыве процесса создания нового Союза сыграл личный фактор. В неприятии конфедерации самым удивительным образом объединились, казалось бы, противостоящие друг другу силы. С одной стороны их составляли "охранители" прежнего СССР из консервативного крыла партийно-государственного руководства (действия путчистов были направлены, прежде всего, на срыв подписания нового Союзного договора). А с другой - активно формирующиеся в то время псевдодемократические элиты, представленные выходцами из республиканского руководства КПСС, которые хотели всей полноты власти на своих территориях - бывших союзных республиках. Не стала исключением в этом смысле и Россия во главе с ее лидером Ельциным.

После провала ГКЧП Михаил Горбачев еще пытался реанимировать новоогаревский процесс и создать хоть какое-то образование на обломках СССР.

На 9 декабря 1991 года семью республиками (без Украины и Азербайджана) было намечено подписание договора о создании конфедеративного Союза со столицей в Минске.

Однако 8 декабря лидеры России, Украины и Белоруссии объявили в Беловежской пуще о роспуске СССР и .

Большинство населения трех славянских республик посчитало, что Содружество станет новым форматом Союза, однако эти надежды не оправдались.

Двадцать лет спустя

Ни одна из бывших союзных республик, включая прибалтийских пионеров выхода из СССР, нефтяной Азербайджан и собственно Россию, не выиграла от распада единого государства, точнее, от разрушения общего экономического пространства.

Советская экономика имела очень высокий уровень кооперации, до 80 процентов продукции создавалось совместно, а затем распределялось по республикам. Развал общесоюзного рынка привел к обвальному падению производства, галопирующей инфляции, исчезновению наукоемких отраслей производства.

Наиболее показательны в этом плане проблемы Украины после обретения независимости. Украинская авиакосмическая промышленность из-за разрыва кооперационных связей с Россией и недостатка финансирования в разы снизила объемы производства, были законсервированы многие крайне перспективные проекты, находящиеся в высокой степени готовности.

Спустя 20 лет многие идеи, заложенные в проекте Союзного договора, вновь становятся актуальными в ходе создания уже Евразийского Союза. и ЕЭП ЕврАзЭС - фактически первые этапы создания нового Союза, прежде всего, экономической направленности.

Надо надеяться, нынешним политическим элитам постсоветских государств хватит мудрости не повторить ошибки 20-летней давности.

Девять плюс один

23 апреля 1991 года в Ново-Огарево на встрече руководителей девяти союзных республик и президента СССР было подписано заявление о принципах нового союзного договора, получившее название «9+1».

На рубеже 1980 - 1990-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 год ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств.

Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.
Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 года. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она станет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 года 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Выбор российских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Украиной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.
В декабре 1990 году 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).
23 апреля 1991 года на встрече Президента и руководителей 9 республик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.
22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 года. Был создан Подготовительный комитет для разработки договора новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа. Михаил Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подписания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-министра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внутренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова. 18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.
Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Горбачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал манифест, в котором говорилось о развале экономики и беспорядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др.
Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые квалифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэкачеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда» и «День».
В ряде союзных республик начались процессы, которые заставили пересмотреть основы нового союзного договора. Унитарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 года Госсовет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадался на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.
Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 года. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении свободных республик. Во время переходного периода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром России И.Силаевым.
Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки заключить новый Союзный договор. 18 октября 1991 года 8 республик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР было уже невозможно.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще в резиденции «Вискули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Украины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ельцин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. Именно в Беловежской пуще были впервые провозглашены принципы сосуществования в рамках СНГ: единое экономическое пространство, единая денежная единица, единые вооруженные силы и т.д. В СНГ было вовлечено подавляющее большинство бывших республик Союза - исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя.
25 декабря 1991 года Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которая называлась Советский Союз.

Кроме того, в этот день произошли следующие события:

В 1836 году в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В первой половине XIX века значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания, такие, как «Вестник Европы», печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 году стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия». Она просуществовала 10 лет. С 1838 года в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Участилось издание детских и женских журналов. Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф.В.Булгарин издавал газету «Северная пчела». В первые годы царствования Николая I преобладали журналы консервативного направления. Одним из журналов либерального направления в то время был «Телескоп», но он издавался всего пять лет. После его закрытия эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С.Пушкин. 23 апреля 1836 года в Петербурге вышел в свет первый номер пушкинского «Современника», отпечатанный в типографии Смирдина. В первом издании в отделе поэзии были напечатаны произведения Пушкина («Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», «Родословная моего героя», «Полководец» и др.), стихи Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Кольцова, цикл стихов Тютчева и др. В отделе прозы основное место занимали произведения Пушкина («Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», «Джон Теннер») и Гоголя, принявшего ближайшее участие в начале издания («Коляска», «Нос», «Утро делового человека», «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах» и др.) Первые два издания «Современника» имели тираж 2400 экземпляров, из которых расходилось не более трети, последний том за 1836 год выпущен тиражом 900 экземпляров. После гибели поэта «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с В.А.Жуковским. Регулярность выхода томов часто нарушалась: в 1841 году вышло пять томов, в 1842 - три тома, в 1845 - четыре тома. В 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, журнал был закрыт властями.
В 1964 году была основана фирма граммофонных пластинок "Мелодия". Пластинки «Мелодии» были окном в музыкальный мир для миллионов советских граждан, и способом стать известными для исполнителей. «Мелодия» осуществляла руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывали, изготовляли и распространяли грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе «Мелодии» были и творческие студии. На них изготавливались оригиналы матриц для производства грампластинок, создавались оригинальные произведения для записи, реставрировались исторические фонодокументы и другие уникальные записи прошлого. Творческие студии действовали в Москве, Ленинграде, Риге и Таллине, Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте. До 1986 года «Мелодия» держала монополию на звукозапись в СССР. В настоящее время фирма «Мелодия» специализируется в первую очередь на формулировании и продвижении новых направлений деятельности, а также на качественной реставрации и выпуске архивных записей. В каталоге фирмы преобладает советская и российская продукция, музыка русских и советских композиторов.

Предыдущие дни в русской истории:

22 апреля в русской истории→ Берлинская операция


→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром


Летом 1990 г. началась работа по подготовке принципиально нового документа, который должен был стать основой государства. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик, которые поддерживали его курс на реформирование Советского Союза.

Главной идеей, заложенной в проект нового договора, было положение о предоставлении широких прав союзным республикам, прежде всего в экономической сфере (а позже даже - обретение ими экономического суверенитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти и на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большой свободой, решили действовать самостоятельно: была заключена серия двусторонних соглашений между ними в области экономики.

Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, Верховный Совет которой принимал один за другим законы, оформлявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачев в ультимативной форме потребовал от Верховного Совета Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после их отказа ввел в республику дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Трагические события в столице Литвы вызвали бурную реакцию по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный Центр.

17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. Каждый гражданин, имевший право голоса, получил бюллетень с вопросом: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?" 76% населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Однако распад СССР остановить уже было невозможно.

Одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. Большинство россиян поддержали решение парламента о необходимости введения поста президента РСФСР. Вслед за Россией посты президентов были введены в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители сил, которые выступали за независимость от центра.

Летом 1991 г. состоялись первые в истории выборы президента России. В ходе избирательной кампании ведущий кандидат от "демократов" Ельцин активно разыгрывал "национальную карту", предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они "смогут съесть". Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Б. Н. Ельцин выиграл выборы, набрав 57% голосов. Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономические сложности требовали ускорить разработку нового Союзного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заинтересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Процесс заключения союзного договора был сорван попыткой введения чрезвычайного положения. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М. С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации (см. Приложение 9). Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Москвичи встали на защиту здания Верховного Совета России. 21 августа заговорщики были арестованы, М. С. Горбачев вернулся в Москву. Августовский путч изменил соотношение сил в стране. Б. Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М. С. Горбачев потерял влияние.

После этих событий работа над союзным договором была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза (вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного Съезда народных депутатов СССР работа над завершением союзного договора поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта. На заседаниях Госсовета 16 сентября, 14 и 25 ноября 1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект союзного договора в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект союзного договора был опубликован в печати.

После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1 декабря 1991, в руководящих кругах возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8 декабря 1991 в виде «Беловежского соглашения» - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании СНГ», подписанного Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. Ю. Шушкевичем, не ставя в известность М. С. Горбачева. Это было соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М. С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25 ноября 1991 представляет интерес для истории, как документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза советских социалистических республик - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и отсутствия реальной российской государственности. Таким образом, необходимо было действовать одновременно в нескольких направлениях. Чтобы добиться успеха, необходимо было определить как цели преобразований, так и приоритеты в их достижении, что делало крайне насущным выработку определенной программы реформ. В условиях краха умеренной и консервативной моделей периода перестройки вполне естественной была победа весьма радикальной для России концепции демократического либерально-рыночного государства с ориентацией на западные страны. Именно эту идею и попытались осуществить пришедшие к власти руководящие круги.


Loading...Loading...