Гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями. Проблема отношения родителей к детям с овз, посещающим инклюзивный детский сад граматкина и. Р. Игры направленные на воспитание толерантного отношения дошкольников к детям с ограниченными возможнос

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

лицей №4 г.Баймака

муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

Тема:

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям-инвалидам”

г. Баймак

2016г

Содержание

Предисловие……………………………………………………….....................

Понятие толерантности………………………………………………………

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении………………………………………………………………………

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»

В.А.Сухомлинский

В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к нестандартным детям. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения

согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.

Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.

Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональ- ное самоопределение обучающихся.

Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

1. Диагностика:

    оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

    изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

    психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

    формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

3. Коррекция:

    проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

    разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.

В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.

Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:

    знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

    проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;

    формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:

    формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);

    умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;

    развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;

    прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;

    стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.

Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

    отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

    отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

    неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

    нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

    неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

    трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество как для первых, так и для последних (таблица 1).

Таблица 1

Преимущества инклюзивного образования

в современном образовательном пространстве

Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных школах появляется необходимость в решении следующих задач:

- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;

- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

- разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.

Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности .

В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей .

Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

Исследования в данной области могут послужить теоретической базой для создания концепции современного образования, а также формирования современного инклюзивного российского общества.

В этом учебном году я начала обучать ребенка с ОВЗ (тугоухость 3 степени) по программе первого класса. Мы занимаемся в моем кабинете. Ей приходится иногда встречаться с учащимися 4-го класса. Мои ученики помогают девочке одеваться, собирать вещи, провожают в столовую. Я прилагаю все усилия, чтобы она чувствовала себя комфортно в обществе.

Я поставила перед собой цель – провести работу и создать условия для формирования у своих учеников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

При этом под толерантным отношением я подразумеваю не жалость и терпимость к таким детям, а уважительное отношение к человеку не зависимо от состояния его здоровья, готовность сотрудничать, взаимодействовать с ним, не акцентируя внимание на внешних особенностях.

Цель проекта: создание условий для формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

Задачи проекта:

1.Провести опрос среди учащихся 4в класса лицей №4.

2. Проанализировать научную и художественную литературу по теме проекта.

3. Спланировать и провести работу по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.

4. Спланировать и провести работу с родителями по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.

5. Провести классный час на тему “Толерантность- это милосердие”

6. Занятие с психологом ”Учимся чувствовать друг - друга”.

7. Интегрированное занятие “Все люди разные”.

Научная новизна и теоретическая значимость работы: в результате проведённых исследований впервые:

1.Проведено углублённое изучение отношения к детям – инвалидам различных социальных групп (детей, педагогов и родителей).

2. В мою программу по воспитательной работе «Открытый мир детства» было включено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».

Практическая значимость работы :

1. Дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.

2.По результатам работы разработаны рекомендации для педагогов и родителей по формированию толерантного отношения к детям – инвалидам.

3.В план воспитательной работы лицей №4 г. Баймака и в планы воспитательной работы классных руководителей внесено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».

Наши дети участники городских, краевых выставок, конкурсов разного уровня. Недавно была проведена выставка рисунков и поделок, посвященная ко дню Матери “Я рисую маму”, ”Мир глазами ребенка” и внеклассное мероприятие “Я и мамочка моя”.

Вывод : В нашем лицее не проявилось отрицательное отношение к инвалидам. Но в классах, где не учатся дети с особенностями здоровья, у одноклассников преобладает чувство жалости к ним. У большинства этих детей нет личного опыта общения с детьми-инвалидами. Они воспринимают детей с особенностями здоровья на эмоциональном уровне.

В тех классах, в которых учатся дети-инвалиды, преобладает желание общаться, оказывать дружескую поддержку, а в некоторых случаях и брать пример.

Результаты опроса и проведённого исследования укрепили меня во мнении, что нельзя научить детей толерантному отношению к детям – инвалидам без опыта общения с ними. Значит, задача учителя – организовать это общение.

В этом учебном году спланировали работу в следующих направлениях:

Чтение и обсуждение произведений (на уроках и внеурочных занятиях), побуждающих младших школьников задуматься над трудными вопросами «Что такое красота?», «Всегда ли внешняя и внутренняя красота совпадают?»;

Проведение цикла классных часов, посвящённых людям – инвалидам, достигших высот в профессии, спорте или творчестве;

Проведение бесед о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце», о людях - инвалидах с активной жизненной позицией;

Знакомство с социальными роликами «Люди так не делятся» и с мультфильмами «Уроки доброты» из серии «Уроки Тётушки Совы»;

Взаимодействие с родителями.

Для чтения были выбраны произведения: В. Катаев «Цветик - семицветик», П. Ершов «Конёк-горбунок», Аксаков «Аленький цветочек», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Чайник», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А.Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», А.Волков «Волшебник Изумрудного города», В.Гауф «Карлик Нос», Н. Бромлей «Трудная дорога», стихи Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» , А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль» и др.

Знакомство детей с этими произведениями способствует развитию этических чувств, доброжелательности, эмоциональной и нравственной отзывчивости моих учеников. Они учатся понимать чувства других людей и сопереживать им. Ежегодно 3декабря во всем мире отмечают День инвалидов. Проведение Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов,защиту их достоинства, прав и благополучия.

Готовлю классные часы о людях-инвалидах, которые известны во всём мире.

На примерах жизни этих людей ученики узнают, что, даже с ограниченными возможностями здоровья, человек может достичь огромных высот и помогать другим. Нужно только быть сильным духом, целеустремлённым, верить в себя и много трудиться.

Параллельно ведется работа с родителями. Воспитание личностных качеств младших школьников, в том числе толерантности, начинается в семье. Задача педагога - организовать сотрудничество с семьями учеников по этому вопросу.

Среди ответов родителей преобладали следующие: стараемся чаще бывать вместе, беседуем, читаем книги, обсуждаем фильмы и телепередачи, воспитываем на своём примере и на примерах известных людей….

Обсуждая вопрос, достаточно ли всего этого для внутреннего роста ребёнка, пришли к выводу, что нам и нашим детям не хватает возможности применить на практике свои знания, полученные из книг и фильмов.

После этого собрания родители стали более активно участвовать в делах класса, на практике показывали своим детям образцы толерантного поведения, закрепляли образец такого поведения в сознании детей.

Вывод: невозможно дать ребёнку готовый образец толерантного поведения. Он формируется в ходе ежедневных тренировок и работы над собой. Нужно создать условия для формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

Главным и самым весомым результатом реализации толерантности к детям-инвалидам явилось то, что дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.

Список литературы:

    1. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

    2. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А.С. Дороничева, С.М. Машевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе

Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынужде­но затрачивать на них определенные средства, они станови­лись иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имею­щих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологически] и научный, сопоставление которых позволяет глубже понят] тенденцию развития отношений общества к людям с ограни­ченными возможностями.

Первый этап включает в себя период от древнейших вре­мен вплоть до XVIII века. Сведения об этом периоде мы нахо­дим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к кото­рому относились с суеверным страхом и состраданием. Наря­ду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение.

Второй этап начинается с эпохи просвещения (XVIII в.). В этот период средневековые мистические представления и пре­дубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развиваю­щейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате орга­нов чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако ис­следования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков лю­дей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки (азбука Брайля), что позволило открыть незрячим дос­туп к культуре и социальной жизни.

Начало третьему, научному этапу в понимании психоло­гии аномального человека положили работы австрийского психолога А. Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей ра­ботой, то центральная нервная система и психический аппа­рат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Над неполноценным органом или функцией создается психическая надстройка, стремящаяся обеспечить жизнедеятельность организма в этом или уг­рожающем звене. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недоста­точного органа или функции с их задачами, что ведет к повы­шенной заболеваемости и смертности. Этот конфликт создает и дополнительные стимулы сверхкомпенсации. Дефект ста­новится, таким образом, исходной точкой и главной движу­щей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляет­ся с созданными дефектом затруднениями, но поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недос­таточности - одаренность, из дефекта - способности, из сла­бости - силу, из малоценности - сверхценность.

Значительный вклад в понимание особенностей развития ано­мальных детей внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лу-рия, Б.Н. Зейгарник и многие другие. В настоящее время опре­делились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют спе­циальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с наруше­ниями функций опорно-двигательного аппарата.

Однако в целом отношение общества к детям, имеющим от­клонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два факто­ра: демографический и сам дефект. Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жи­тели небольших деревень. Деревенские жители чаще прояв­ляют к ним бескорыстность и альтруизм.

Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается ум­ственная отсталость, далее в имеющейся литературе указыва­ется слепота, на третьем месте - глухота, на четвертом - на­рушения опорно-двигательного аппарата, на пятом - речевые нарушения.

Результаты исследования, проведенного под нашим руко­водством, в основном подтвердили эти данные. Так, 68 про­центов школьников заявили о невозможности дружить с умст­венно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой - 72 процента, с плохо владеющим речью - 78 процентов, с глу­хим - 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными свер­стниками на первое место поставили дефект умственной от­сталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 клас­сов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрица­тельной оценке выступают те качества дефективного сверст­ника, которые больше всего мешают общению и установле­нию тех или иных межличностных взаимодействий.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жало­сти и внимания создают для них не только жизненные неудоб­ства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К со­жалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализа­ции возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни аномального ребенка, неза­висимо от того, каким дефектом он страдает, является пери­од, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи пред­восхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентиру­ют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ре­бенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и из­девательства со стороны сверстников и окружающих, возни­кает тяжелейший внутренний конфликт, последствия кото­рого бывают трудно предсказуемыми.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченны­ми возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Од­ним из таких направлений является социальная реабили­тация как процесс возвращения и приобщения людей к соци­альной жизни.

Не менее важной является проблема, связанная с изменени­ем общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства мас­совой информации должны объединить свои усилия для вос­питания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, воз­никающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффек­тивно взаимодействовать с социальной средой.

Общество является динамической системой, вследствие чего со временем у людей изменяются мнения, перераспределяются приоритеты. И в настоящее время в нашем социуме ставится проблема интеграции людей с ограниченными возможностями, которые должны восприниматься окружающими как равные в возможностях и правах, но наше общество не всегда готово принять таких людей. Как решить данную проблему непринятия? Существует много путей, но одним из основных является развитие качеств личности путем привития толерантного отношения детям с младшего возраста, где главную роль играют социальные институты школы и, несомненно, семьи.

На сегодняшний день количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов неуклонно растет. В 2009г. численность таких детей в Иркутской области составила 5,6% от общей численности населения в возрасте до 18 лет . В 2012 г. по сравнению с 2011г. число зарегистрированных детей- инвалидов увеличилось на 2%. По данным на 1 января 2013г. в области проживает 13208 детей-инвалидов . За последние 3 года эти данные существенно не меняются (2,5% от общей численности населения области), хотя этот показатель превышает среднероссийские цифры и показатели Сибирского Федерального Округа .

В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют те же права, что и их сверстники: право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность . В связи с этим государством РФ предпринимаются попытки создания доступной среды для детей с ОВЗ посредством инклюзивного образования, регулируемого Конституцией РФ, федеральным законом (ФЗ) «Об образовании», ФЗ «О защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка, которое должно помочь в социальной адаптации и развитии. Но такая интеграция подразумевает под собой изменение институтов, чтобы включения всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав и т.д., в противном случае результатом инклюзии может стать углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантности к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет . И как показывает практика наше общество и его институты в недостаточной степени готовы к такого рода интеграции. По результатам социологического опроса среди школьников общеобразовательных школ г.Иркутска в возрасте от 14 до 17 лет лишь у 30% прослеживалось уважительное отношение к детям с ОВЗ. Это связано с тем, что детям не прививается толерантное отношение к инвалидам, а если и прививается, то носит хаотичный характер. Так, проанализировав общешкольные и классные воспитательные мероприятия пяти общеобразовательных учреждений г. Иркутска и Иркутского района, обнаружили, что работа по просвещению о проблемах детей с ОВЗ нигде четко не обозначена, а также не обозначены и мероприятия, проводимые с целью привития толерантного отношения. В связи с этим, согласно опросу, получаем следующие цифры, доказывающие о недостаточном освещении проблемы: 10% опрошенных респондентов признались, что им никогда не рассказывали о проблемах детей с ОВЗ и как к ним нужно относиться. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию мы предлагаем отказаться от классической модели пропаганды «государство-школа-учитель-ребенок» к абсолютно новой, и как нам кажется действенной модели «государство-школа-учитель-родитель-ребенок».

Организация и совершенствование работы с семьей является важным направлением повышения эффективности воспитательной работы, проводимой с детьми и подростками в образовательном учреждении. Это доказывается данными, полученными учеными из разных стран, которые установили, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений . И благодаря введению нового ФГОС основного общего образования, роль родителей в образовательном и воспитательном процессе перешла из пассивной в активную. Теперь они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, а также при необходимости присутствовать на уроках. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Если раньше на первом месте в роли ответчика получения образования стоял сам ребенок, то сейчас заключается трехсторонний договор образовательное учреждение-руководитель-родители, где прописаны обязанности каждого в воспитании ребенка.

В пункте 18.2.1 «Программа развития универсальных учебных действий» упоминается о развитии педагогической компетентности родителей в целях содействия социализации обучающихся в семье, и об учете индивидуальных и возрастных особенностях обучающихся, культурных и социальных потребностях их семей,ведь не всегда родители знают о них. Не знают родители и о подходах и методах, которые помогли бы им рассказать о социальной проблеме своим детям. В связи с этим возникает необходимость просвещения родителей об актуальных социально-значимых проблемах. На сегодняшний день – это проблема толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ. Для того, чтобы родители были готовы к работе по формированию толерантного поведения своих детей, необходима переориентация сознания и мышления родителей на новую модель воспитательной деятельности, вооружение родителей новыми педагогическими знаниями и умениями, в частности, для модернизации содержания воспитательной работы с учетом федерального и регионального компонентов.

Пункт об учебном плане основного общего образования 18.3.1 говорит нам, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Возникает вопрос, родители каких детей должны принимать участие в разработке учебного плана? Только ли родители детей с ОВЗ? Мы считаем, что ни один из родителей не должен оставаться в стороне, а являться активным участником в создании индивидуального учебного плана. Именно эта идея привлечет родителей к проблеме «особых детей». Если родители поддерживают ребенка, значит, верят в него. Родители не могут заставить ребенка принять какие- то решения, но, тем не менее, они оказывают на ребенка сильное влияние. Общение между родителями должно заключаться на взаимосвязанном вербальном и невербальном уровне. Уже на основе этого взаимодействия ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Таким образом, будущие действия ребенка подкрепляются через отношение родителей к детям .

Следовательно, необходимо проводить различные мероприятия для родителей, такие как: родительские собрания; тренинги по коррекции детско-родительских, внутрисемейных отношений; индивидуальные беседы с учителем; анкетирования для родителей; участие родителей во внеклассной работе и другие виды работы. Данные мероприятия помогут родителям найти общий язык с детьми, а также они смогут постепенно и без затруднений рассказать своему ребенку о той или иной социальной проблеме. Для того, чтобы данные мероприятия носили регулярный, а не периодический характер у каждого общеобразовательного учреждения должен существовать план работы с родителями. К задачам плана должны относиться: установление контакта и создание благоприятной атмосферы общения с родителями обучающихся; ознакомление родителей с необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространѐнной ошибки родителей в воспитании детей; оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования. Но на практике, план работы с родителями носит сугубо номинальный характер и в основном вся работа с родителями сводится к решению организационных вопросов, касающихся школьных мероприятий, успеваемости и хозяйственных нужд .

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе воспитания толерантного поведения детей , следовательно, их деятельность должна быть совместной. Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей необходимо проводить с учѐтом особенностей семьи, родителей, и прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так, дома, в семье ребѐнок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников. Об этом свидетельствует и анализ образовательных учреждений г. Иркутска, проводимый департаментом образования .

Необходимость освящения проблемы толерантного отношения к детям с ОВЗ на сегодняшний день в нашем обществе и определения социального института, который играет главную роль в формировании толерантности к «особым» детям подтверждается также социологическим опросом, в котором приняли участие 200 учащихся общеобразовательных учреждений г. Иркутска в возрасте от 14 до 17 лет.

Почти каждый из опрошенных подростков когда-либо встречал детей с ограниченными возможностями здоровья в своей жизни, а у 30% опрошенных есть знакомые или родственники с ограниченными возможностями. В ответах этих 30% школьников более четко прослеживается уважение к детям инвалидам. На вопрос «Кто рассказал о правильном отношении к таким детям?», минимальное количество опрошенных прочитало о проблеме в СМИ или интернете, меньше половины учеников услышали об этом от учителей, и подавляющее количество (70%) узнали об особенностях детей с ОВЗ от родителей. В вопросе «Кто должен прививать уважение детей к детям с ОВЗ?» было 3 варианта ответа: «учителя», «родители», «свой вариант». Все участники опроса выбрали вариант ответа «родители», и 80% выбрали еще один вариант: 40% из них отметили вторым вариантом учителей, другие 40% в графе «свой вариант» написали «общество в целом».Мнения учащихся сошлись в вопросе «Как ваши родители относятся к детям инвалидам?» Большинство участников опроса ответили, что они считают таких детей полноправными членами общества, а остальные 20% считают, что отношение их родителей нейтральное. Здесь можно проследить положительную тенденцию, о которой мы говорили ранее: если родители учащихся хорошо относятся к интеграции детей-инвалидов и обычных детей в общеобразовательной школе, то и их дети будут относиться к этому положительно.

Благодаря теоретическим положениям и проведенному социологическому опросу можно сделать вывод, что главную роль в формировании не только простой личности у своих детей, но и толерантной, главным критерием которой является знание самого себя, защищенность, ответственность, потребность в определенности, ориентация не только на себя, но и на других, приверженность к порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, авторитаризм играют не только школа и учителя, но и родители. Именно они смогут научить младшее поколение уважать «особых» детей. А тесное сотрудничество родителей и школы приведет еще к более положительным результатам.

Список литературы

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Н.В. Новикова, Л.А. Казанова, С.В. Алехина; под. общ. ред. Н.В. Лалетина// Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. – Красноярск, 2013. – С. 71-95.

2. Декларация о правах инвалидов, принятая 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. URL: www.mpil.de/files/pdf2/deklaracija_o_pravah_invalidov.pdf (дата обращения: 06.11.2014)

3. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Доступная среда для инвалидов» на 2011 – 2015 годы от 12 октября 2010 года № 248-пп[Электронный ресурс]. URL://docs.cntd.ru/document/469409116 (дата обращения: 06.11.2014).

4. Зиганшина Н.Л. Формирование толерантного поведения подростков в семье[Текст] :дисс. … канд. пед. Наук: 13.00.01 / Н.Л. Зиганшина. – Казань: 2006ю – 192 с.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов[Текст] /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: 2006. – 544 с.

6. Лабаева, С. Материалы круглого стола «О социальном сопровождении инвалидов и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию» [Электронный ресурс] / С. Лабаева. URL://baikal-info.ru(дата обращения: 12.12.2014).

7. На пути к толерантному сознанию [Текст] / отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.

8. Перспективный план воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа» на I четверть [Текст]. – 4 с.

9. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, лицей №1 [Текст]. – 10 с.

10. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №17 [Текст]. – 5 с.

11. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №27 [Текст]. – 9 с.

12. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №29 [Текст]. – 17 с.

13. В Ленинском округе прошел круглый стол, посвященный взаимодействию школы и родителей [Электронный ресурс] / Пресс-служба администрации г. Иркутска..URL://gorod.irk.ru (дата обращения: 22.12.2014).

14. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]URL:минобрнауки.рф/документы/938/файл/.../10.12.17-Приказ_1897.pdf(дата обращения: 02.10.2014).

15. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие [Текст] /М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчукю – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 192 с.

16. Специалисты Главного бюро проводят Круглые столы в районах Иркутской области [Электронный ресурс]/ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области «Министерство труда и социальной защиты РФ». URL:gbmse.irk.ru/12-08-14(дата обращения: 10.01.2015).

Матвеева Светлана Владимировна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьякак условие организацииинклюзивной образовательной среды

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Автор предлагает для исследования и развитиятолерантных качеств использовать активные формы работы спедагогами, детьми, родителями.Ключевые слова: Инклюзивное образование, инклюзивная культура, инклюзивная образовательная среда, толерантность.

В психологопедагогической литературе инклюзивное образование рассматривается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении.

В основеинклюзивного образования лежитидеология, исключающаялюбую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям,но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образования являетсяпреодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.Британские коллеги предложили модель инклюзивного образования, включающую три аспекта: разработка инклюзивной политики, развитие инклюзивной практики, создание инклюзивной культуры.

Аспект «создание инклюзивной культуры» намеренно помещён ими в основание треугольника. Развитие общих инклюзивных ценностей, отношений сотрудничества, построение образовательного сообщества изменяют политику и практику образования и обучения.Специалистами государственного учреждения «Федеральный центр наглядных средств обучения» дано такое определение: Инклюзивная культура -это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами общества и получающих выражение в ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Создание инклюзивной культуры, как составляющей инклюзивной образовательной среды,способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех его участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

Под инклюзивной образовательной средой в педагогической литературе понимают вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность,а так же благоприятныйпсихологический климат.Образовательное учреждение, которое реализует инклюзивную практику,прежде всего,должно соблюдатьосновныепринципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизничеловека.С.В.Алехина выделяет ряд социальнопсихологических «барьеров» создания инклюзивной образовательной среды в плане обеспечения благоприятного психологического климата, связанных с общественным мнением по вопросам обучения детей с ОВЗ со стороныпедагогов, родителей:

страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Одной из задач, направленных на преодоление социально психологических барьеров является формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений…».

В отечественной педагогике Б.З.Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как «способности человека сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни». Толерантность выражается в готовностиуважать жизненную позицию, ценности, интересы других людей и взаимодействовать с ними на основе согласия. На социальнопсихологическом уровне толерантностькак внутренняя установка и отношение личности, коллектива носит характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается в процессе воспитания, через личный жизненный опыт.При этом под процессом формирования толерантности подразумевается создание образовательного пространства прямого или опосредованного взаимодействия воспитанников, педагогов, родителей с целью преодоления отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии, предупреждения возникновения психотравмирующих ситуаций в межличностных отношениях.С целью исследования и развития толерантных качеств у педагогов одной из дошкольных общеобразовательных организаций города Череповцанами был проведен тренинг «Я и окружающие люди».

Тренинг «Я и окружающие люди».Цель:исследование и развитие толерантных качеств, умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.Знакомство. Рукопожатие.Участники тренинга встают в круг.Все присутствующие здороваются друг с другом рукопожатием с тем, кто справа, слева, напротив.Ведущий предлагает участникам занять места за столом.Упражнение № 1 «Как нас воспринимают окружающие».Ведущий предлагает каждому участнику группы обвести свою ладошкуи написатьв центре «Я», на пальчиках –

«Какой я?».После выполнения задания участники сдают ведущему карточки, не указывая своего имени. Ведущий, перемешав карточки, по очереди читает написанное, группа пытается понять, о ком идет речь.Делаем вывод: иногда окружающие воспринимают нас не так, как мы сами«видим» себя.Упражнение № 2 «Как мы понимаем других людей».Давайте, проверим, как мы понимаем друг друга.Два участника группы уходят за дверь. Первому ведущий предлагает запомнить, затем передать одному из участников, стоящему за дверью сообщение: «26 ноября с 9.30 на базе МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 1» состоится городской семинар «Преемственность в реализации системнодеятельностного подхода». На семинар приглашаются учителя начальных классов и представители детских дошкольных учреждений: методистыи воспитатели».Второй участник передает сообщение третьему, сообщение третьего сравнивается с образцом.Делаемвывод, что чаще всего информация, воспринимаемая на слух, передается с искажением, не в полном объеме.Поэтому лучше всего для информирования использовать несколько каналов восприятия. Рефлексия «Тест коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко)Общение зависит от того, как мы относимся друг к другу. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить, в каких аспектах отношений мы более всего подверженыконфликтам, а зная причину конфликта, вам будет легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения конфликта.

Тест Бойко поможет разглядеть свои слабые места, понять какие поведенческие

реакции,стратегии иустановки вмежличностномобщении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным.Ведущий предлагает присутствующих принять участие в тестировании.Зачитывает утверждения, участники тренинга заполняют таблицу.Подсчитывают количество баллов. Каждый оценивает степень коммуникативной толерантности в соответствии с ключом.

«Дерево пожеланий». Наша встреча подошла к концу. У каждого из нас в руках цветок. Давайте, выскажем пожелания друг другу и прикрепим цветы на «Дерево пожеланий». Например, я желаю всем понимания, поддержки близких и коллег(прикрепляет цветок на «Дерево пожеланий»). Исследования, проведенные намиво время тренингас использованием методики В.В.Бойко «Тест коммуникативной толерантности» показали низкую степень готовностипедагогов к взаимодействию с людьмис ОВЗ(58% педагогов).

На базе дошкольной общеобразовательной организации города Череповцаи в дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями в развитии было проведеноанкетированиес целью изучениятолерантного отношения к лицам с ОВЗ педагогов, родителей. Анкета разработана специалистами МОУ ДПО «Ресурсный центр» города Новокуйбышевска. Многие родители и педагоги(61%)отрицательно относятся к идее совместного обучения нормально развивающихся детей со сверстниками, имеющими нарушения интеллекта, а 62% готовы препятствовать даже общению этих категорий детей в свободное время.

Родители«здоровых» детей, прежде всего,опасаются возникновения конфликтов в детском коллективе, уменьшения внимания к здоровым детям со стороны педагогов и как следствие снижения успеваемости и темпа развития здоровых детей. Родители детей с проблемами в развитиии педагогиобеспокоены тем, что ребенок с ОВЗ столкнется с трудностями общения, плохим отношением со стороны сверстников, непосильной учебной нагрузкой, недостаточным вниманием со стороны педагогов,поэтому окажется неуспешным, снизится его самооценка, усугубятся проблемы здоровья. Результаты исследования показали (90%), что наряду с дополнительной переподготовкой педагогов, одним из условий являетсянеобходимостьподготовкиобщественного мнения, формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса.Исходя из полученных в ходе исследования данных, возникает необходимость организации работы по формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья с тремя субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами. Работа по формированию толерантного отношения с дошкольниками организуется посредством

игр, игровыхобразовательных ситуаций, через решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы и ее обсуждение, беседы, с помощью которых оцениваются мотивы бескорыстного, доброжелательного отношения, поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, взаимопомощь, уважение к потребностям, интересам партнеров по игре, понимание ценности совместной деятельности, а так же совместное участие в разнообразных фестивалях, конкурсах; посещение кружков, экскурсий, походов, концертов, где все воспитанники могут реализовать свои способности, завоеватьсимпатии, уважение. Для формирования толерантной культуры личности педагога, развития умения управлять своим поведением, эмоциями, общением можноиспользовать программусоциальнопсихологического тренинга толерантности, предложеннуюС.Щеколдиной, которая основана на активных методах групповой работы и включает информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности, развитие толерантных качеств. В работе с семьями воспитанников можно использовать следующие формы и методы работы: семинары, лектории, родительские встречи, практикоориентированные занятия, тренинги, психокоррекционные занятия, участие в работе клубов, родительских конференций, «круглых столов», досуговых мероприятиях.

Ссылки на источники1. Алехина, С.В.Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография [Текст] / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. –Красноярск, 2013. – С. 71 95.2. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.[ Электронный ресурс]. URL: // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml(09.04.2014). 3. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений [Текст]. –Новокуйбышевск, 2006 105 с.4. Там же.5. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] /С.Д. Щеколдина. –Москва: Ось89, 2004. –80 с.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

В основе современной социальной политики проис­ходит нормативное закрепление и реализация идеи обеспечения качества жизни лиц с ограничен­ными возможностями здоровья, создания условий для выравнивания воз­можностей данной категории людей, а также содействия их независимой жизни.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Мероприятия, за­ложенные в федеральных и региональных целевых программах, должны привести к качественно­му изменению положения лиц с ОВЗ в структуре общества. Решение проблемы позитивной социа­лизации детей напрямую зависит от общественного сознания, которое формирует стереотипы вос­приятия людей с психофизическими недостатками и определяет отношение к таким людям.

Отно­шение общества к лицам с ОВЗ. как известно, может содействовать или препятствовать их успеш­ной социальной адаптации и интеграции в общество.

По сей день в нашем обществе принято делить людей на нормальных и ненормальных. Большинство в обществе даже не владеет подходящей для обсуждения данной проблематики терминологией, привычно употребляя оскорбляющее человеческое достоинство лексику.

Как свидетельствует статистика, количество детей с отклонениями в психическом, интеллектуальном развитии увеличивается год от года. И если медицина должна лечить болезнь, то перед всеми нами стоит задача – учить жить с такими детьми, по возможности смягчить состояние «не таких, как все» школьников, которые не могут учиться и развиваться в обычных, традиционных условиях. Им необходима система психолого-педагогической помощи, ориентированная на особые потребности и направленная на обретение полноценной и достойной жизни в обществе.

Важно формирование личностной готовности к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, сознания в целом, которое заключается в признании ценности любого человека, отношении к людям не с мерками полезности, а с подлинно гуманной позиции.

Психолог А.Г. Асмолов, говорил следующее о людях, имеющих ограниченные возможности здоровья: «… они пробуждают общество, в котором живут, к альтруизму и культуре достоинства, самим своим бытием взывая к милосердию и обращаясь к лучшему в окружающих людях. Они поддерживают животворящий для культуры психологический климат духовности. Ибо отношение к детям, старикам и инвалидам выступает важнейшим индикатором состояния общества».

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

В России существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

Необходимо формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Чтобы воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо организовывать их непосредственное общение.

Это способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Опыт такого взаимодействия показывает, что дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включение воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через такое общение. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания.

Одним из путей организации общения детей и воспитания гуманного отношения сверстников к детям с ОВЗ является интеграция, т.е.совместное обучение детей, которое дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности.

Loading...Loading...