Близнец титаника. Корабль "Олимпик" (Olympic): история создания, описание, характеристики. Трансатлантический лайнер компании White Star Line

История создания кораблей-колоссов «Олимпика», «Титаника» и «Гигантика» («Британника») - это история амбициозной гонки между судовладельческими компаниями США, Великобритании и Германии. В начале 20в. научно-технический прогресс стал причиной быстрого развития многих индустриальных отраслей, в том числе и судостроения. Гражданские и военные корабли становились больше, быстроходнее, надёжнее. Так, на заре прошлого века гигантская компания «Cunard Line», корабли которой осуществляли трансатлантические рейсы, обзавелась двумя первоклассными суднами - «Лузитанией» и «Мавританией». По скорости и величине им не было равных. В свою очередь конкуренты «White Star Line», дабы не отставать, закладывают на верфях «Harland & Wolff Ltd.» два огромнейших лайнера, которые станут больше «Лузитании» и «Мавритании», но не превзойдут их в скорости. Тем не менее эти корабли станут самыми роскошными и комфортабельными в мире. Это - «Олимпик» и «Титаник». Часть денег на грандиозное строительство ссудило государство, при условии, что на время военных действий эти лайнеры будут состоять на Правительственной службе.

Предполагалось, что судна класса «Олимпик» будут также самыми безопасными в мире - особенности проектировки и строительные материалы должны были обеспечить непотопляемость этих роскошных лайнеров. Первым со стапелей снялся «Олимпик» в 1910г., за ним вышел «Титаник». Такими громадинами было не просто управлять, скорее всего по этому с ними и случались инциденты - «Олимпик» столкнулся с крейсером «Хоук» и отбыл на ремонт, а «Титаник» попал в катастрофу, столкнувшись с айсбергом, и затонул. Миф о непотопляемости был разрушен. Компании «White Star Line» следовало пересмотреть оснастку судна «Олимпик», чтобы в дальнейшем избежать очередной катастрофы. На лайнер добавляют спасательные шлюпки, упрочняют корпус, поднимают переборки, меняется и интерьер судна. После модификаций тоннаж парохода увеличился до 46 359 тонн. В 1913г. «Олимпик» возобновляет свою службу.

Начало ПМВ застало «Олимпик» по пути в Нью-Йорк. Несмотря на свою договорённость с правительством, «White Star Line» продолжила трансатлантические рейсы, и лишь 9 октября 1914г. «Олимпик» был снят с коммерческой службы. Некогда самый роскошный лайнер стал транспортным кораблём под британским флагом.

«Олимпику» следовало перейти в Белфаст для переоснащения и нанесения камуфляжа. Первый раз нюхнуть пороху пароходу довелось 27 октября 1914г. Во время морского перехода «Олимпик» попадает в минное поле возле Островов Тори. В то же самое время на горизонте возникли два британских военных корабля - «Ливерпуль» (HMS Liverpool) и линейный корабль «Одейшес» (HMS Audacious). Внезапно «Одейшес» налетел на мину и начал тонуть. Все суда за исключением «Ливерпуля», который должен был помочь эвакуировать команду, должны были покинуть зону. «Олимпик» был призван на помощь. Приблизительно два часа спустя вся команда «Одейшес» была эвакуирована на два помогающих корабля. Дальше надо было отбуксировать «Одейшес» в безопасное место, где его должны были отремонтировать. Только «Олимпик» был достаточно мощным, чтобы буксировать тонущий линкор. Но начинался слабый шторм и «Одейшес» стал неуправляемым, так как его руль был выведен из строя. Трос оборвался. Вторую попытку сделал «Ливерпуль», но «Одейшес» начал быстро тонуть. Было решено оставить судно. Когда спасательные корабли ушли, «Одейшес» перевернулся, взорвался под 1 башней и затонул. Единственным пострадавшим за весь инцидент был старшина Уильям Бёрджесс, который стоял на палубе «Ливерпуля». Кусок бронированной пластины отбросило взрывом, и он был убит.


Несколько месяцев «Олимпик» стоял в Белфасте, где его переоборудовали. На лайнер нанесли серую краску, а также его оснастили тремя орудиями - одно на носу и две 4.7-дм пушки на корме судна. Капитаном корабля был назначен Бертрам Фокс Хейс, прежний командующий «Адриатика». 24 сентября 1915г. «Олимпик» вышел в свой первый рейс, как военный транспортник. Корабль вёз подкрепление на южный театр боевых действий - около 6000 британских солдат.
1 октября 1915 года, у Мыса Матапан, сигнальщики «Олимпика» заметили спасательные шлюпки с затонувшего французского парохода «Прованс». Капитан Бертрам Хейс немедленно приказал подобрать выживших. Франция предложила капитану Золотую Медаль за Спасение. Однако британцы были менее восторженными. Адмиралтейство обвинило Хейса в том, что он серьёзно рисковал судном с 6000 душ на борту, остановившись в чрезвычайно опасных водах.
Тем не менее «Олимпик» продолжал курсировать между Великобританией и Средиземноморьем под руководством Хейса, подвозя войска. Корабль сделал ещё два перехода и был переведён на трансатлантическую линию. Теперь «Олимпик» будет доставлять канадских солдат в Англию.

Перед выходом в океан на «Олимпик» наносят инновационный камуфляж Dazzle, который не маскировал объект, а должен был дезориентировать противника.


За несколько лет «Олимпик» совершил более двадцати трансатлантических рейсов. Заканчивая свой 22 рейс, «Олимпик» встретился с четырьмя американскими эскадренными миноносцами в неспокойных водах Ла-Манша. Они должны были сопровождать лайнер до Саутгемптона.

Тем временем в здешних водах пасётся немецкий капитан Клаус Рюккер. Он уже доказал свои каперские способности, командуя U-34 в Средиземном море. Отозванный из южных вод, он был послан на запад с U-103 для нападения на торговые суда, уделяя особое внимание американским военным транспортам. На рассвете 12 мая 1918г. Рюккер увидел в перископ «Олимпик». Теперь ему представилась отличная возможность, цель громадных размеров и ценности - самый большой воинский транспорт, который только могла поразить торпеда. Но всё дело испортила неопытность команды. Он уже вышел на позицию для атаки, но только для того, чтобы услышать, что торпеды в кормовых аппаратах не готовы к выстрелу. Ничего не оставалось, как попытаться второй раз выйти на позицию. Поэтому Рюккер лёг на курс, параллельный пароходу, держась на такой глубине, что «спаржа» (немецкое прозвище перископа) была как раз над поверхностью воды. По-видимому, снова произошла какая-то путаница, так как лодка выплыла на поверхность и выдала своё присутствие.

Капитан Хейс и сигнальщики «Олимпика» одновременно увидели справа по носу в 1,5 румбах от курса корпус подводной лодки, всплывающей на поверхность примерно в полумиле. По команде носовое орудие произвело выстрел по неприятелю. Однако подводная лодка была слишком близко к лайнеру, и снаряд прошёл выше мостика лодки, не причинив ей вреда. Подводная лодка шла вперёд под обоими моторами, когда колосс изменил курс, чтобы её таранить. В тусклом свете утренней зари Рюккер увидел прямо над собой громадный корпус гигантского корабля. U-103 сделала отчаянную попытку спастись, повернув внутрь круга циркуляции парохода. Капитан Хейс ответил на этот манёвр, положив руля лево на борт. В 3ч.05м. форштевень парохода нанёс подводной лодке страшный сокрушительный удар. U-103 пришёл конец. Находившиеся на мостике парохода слышали, как лопнули цепи паравана; затем они увидели, как развороченный корпус побеждённой подводной лодки поднялся из воды почти вертикально. Остов разбитой лодки оказался за кормой, после чего кормовые орудия парохода открыли огонь. Левиафан компании «White Star Line» с исковерканным штевнем продолжал свой путь в Саутхэмптон и позднее перехватил сообщение американского эскадренного миноносца «Дэвис» о спасении последним 35 человек, уцелевших с U-103, потопленной орудийным огнём «Олимпика».

Рюккер впоследствии заявил, что конец одного из винтов «Олимпика» распорол корпус его лодки. Произошло ли это перед тараном U-103 или после - неясно. Во всяком случае он заявил, что был принуждён подняться на поверхность, чтобы спасти жизнь своим людям. Будучи на краю гибели, он просил пощады и спасения для себя и своей команды и получил и то и другое. Это был человек, который за 3 года до описанного события перебил всю команду «Виктории» только потому, что это рыбачье судно осмелилось оказать ему слабое сопротивление.

Американские солдаты, находившиеся на борту «Олимпика», собрали деньги на мемориальную доску, установленную в честь этого события на борту гигантского лайнера. За свою героическую военную карьеру он даже удостоился почётного прозвища «Надёжный старина» («Old Reliable»).

После войны «Олимпик» подлатали, добавили ряд усовершенствований, главное из которых - перевод судна на жидкое топливо. Лайнер снова вернулся в лоно «White Star Line» и осуществлял трансатлантические рейсы Нью-Йорк - Саутгемптон (однажды его пассажиром стал Чарли Чаплин). Однако время шло, и прогресс не стоял на месте - «Олимпик» морально и технически устарел и был списан в 1935г.

Олимпик — серия трёх трансатлантических лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Все трое на момент ввода в эксплуатацию являлись самыми большими судами в мире. Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны.

12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность. Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Раз история «Титаника» у всех на слуху, сегодня мы представляем вам небольшую фототеку и некоторые интересные факты об остальных кораблях знаменитой серии.

«Олимпик»

«Олимпик» (слева) и «Титаник» — первые два парохода из серии

Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Убранство Олимпика

Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.

В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.


Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.

«Британник»


«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.


Тонущий Британник

На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».

Корабль «Олимпик» пережил множество ярких событий. На момент спуска на воду это было судно, которое считалось новым чудом света. Его слава померкла перед «Титаником», который имел такое же устройство и появился два года спустя, но утонул в первом же своем плавании.

Класс лайнеров «Олимпик»

В кораблестроении существует традиция. Согласно ей, названия даются как суднам, так и проектам, к которым они относятся. По этой причине обыватели часто путают корабль «Олимпик» с одноименным классом

Всего их было три. Первым был «Олимпик», построенный в 1910 году. Вторым оказался «Титаник», ставший всемирно известным после своего крушения.

Последний корабль данного класса получил название «Британник». Он появился накануне Первой мировой войны и сразу же стал выполнять военные миссии, в том числе перевозил раненных солдат. После пяти успешных рейсов был подорван на немецкой мине в 1916 году.

Индустрия кораблестроения в начале XX века

В эти годы гражданский флот европейских стран занимался в основном тем, что покорял новые рекорды скорости и прокладывал самые невероятные маршруты для доступа к труднодоступным регионам. Атлантический океан стал как никогда важен в качестве маршрута, так как здесь курсировали суда из стремительно развивающихся Соединенных Штатов Америки в Европу и обратно. Перевозились важные грузы и большое число эмигрантов. Еще одна важная примет эпохи - нарастающее соперничество между мировыми державами накануне Первой Мировой Войны.

Британская судоходная компания White Star Line эту гонку проигрывала. Ее главными конкурентами были немцы и другой английский производитель - Cunard Line. Последний стал лидером отрасли после того, как с его верфи в океан вышли два лайнера нового поколения - «Мавритания» и «Лузитания». Они отличались не только большими размерами, но и быстроходными качествами. «Лузитания» в 1907 году побила рекорд скорости в водах Атлантики, который оставался недосягаем еще более 20 лет.

На этом фоне магнат Джон Морган, который был владельцем White Star Line, решил переплюнуть конкурентов и поставил перед своими инженерами задачу создать нечто по-настоящему колоссальное. Таким проектом стал корабль «Олимпик» и два его «брата».

Характеристики

По сравнению с другими судами, новые лайнеры отличались гораздо большими размерами. Их тоннаж превышал тоннаж той же "Мавритании" в полтора раза. Такие габариты не позволяли взять рекорда скорости, иначе бы двигатель затрачивал слишком много ресурсов.

Вместо этого было решено, что приоритетом нового судна станет его ослепительная роскошь. Другим преимуществом считалась безопасность. Конструкторы уверяли, что новые корабли непотопляемы благодаря системе из нескольких отсеков. Если в корпусе появится брешь, затопит лишь небольшую часть корабля, что поможет удержаться ему на плаву.

Эта уверенность обернулась трагедией. Если «Олимпик» действительно пережил множество рейсов, то «Титаник» - корабль-символ - погиб в первом же своем плавании.

Двигатель новинки работал на паровых котлах, а его мощность составляла 50 тысяч лошадиных сил. Судно вмещало 2435 пассажиров, его обслуживал экипаж в составе 860 человек. Длина составляла 269 метров, ширина - 18 метров. Эти безумные цифры сразу же привлекли внимание прессы и общественности к новому проекту. Показательно то, что старые порты не были готовы принять такие большие суда, из-за чего приходилось перестраивать пристани там, где пролегал маршрут «Олимпика».

Внутренние помещения лайнера были разделены на три класса, в зависимости от платежеспособности пассажиров. Особенным блеском отличался обеденный зал, который был рассчитан на более чем 500 человек и являлся самым большим помещением на судне в мире. Интерьеры первого класса были выполнены в стиле нового времени.

Начало эксплуатации

Первый рейс лайнера пролегал от английского Саутгемптона до французского Шербура, который находился в Нормандии. Уже оттуда корабль незамедлительно отправился в Нью-Йорк. Так как плавание во многом носило тестовый характер, экипаж судна проверял надежность и практичность многих новых задумок, реализованных на корабле. Основываясь на этом опыте, конструкторы привнесли некоторые изменения в устройство следующего проекта под названием «Титаник».

В первые годы эксплуатации случалось немало инцидентов, которые, однако, не носили фатального характера для «Олимпика». Широкую огласку получило столкновение лайнера с крейсером «Хоук». Хотя в происшествии никто не погиб, началось судебное разбирательство, активно освещаемое в прессе.

Причиной тому стало то, что «Хоук» принадлежал государственному флоту. White Star Line обвинила экипаж крейсера в ошибке, однако суд принял решение в пользу защищающейся стороны. Кроме того, капитан «Олимпика» Смит был признан виновным в неправильных действиях, а компания-владелец обязалась выплатить компенсацию.

После крушения «Титаника»

Если эксплуатация «Олимпика» была в целом успешной, то второй корабль класса потерпел крушение в первом же рейсе. Репутация White Star Line висела на волоске. Для того чтобы убедить общественность в безопасности перевозок, компания начала переоснащение своего лайнера.

Кроме того, началась забастовка экипажа. Это было связано с тем, что никто не хотел плыть на корабле, оснащенном теми же шлюпками, что были на «Титанике». Они плохо себя зарекомендовали в роковую ночь в северной Атлантике.

Шлюпки были заменены. Помимо этого, конструкторы обновили обшивку судна. Спустя год после символичного крушения «Олимпик» снова отправился в США.

Первая мировая война

Однако использование «Олимпика» в качестве судна для гражданских перевозок длилось недолго. Спустя всего несколько лет начался конфликт с немцами, и британское государство реквизировало лайнер для выполнения военных приказов.

Судно служило в Средиземном море и было оснащено соответствующей артиллерией. Камуфляж должен был защитить корабль от немецких субмарин. Так или иначе, но «Олимпику» удалось пережить войну, успешно переправляя раненных в госпитали. Это считалось чудом, особенно на фоне гибели близнеца «Британника» и пассажирской «Лузитании».

Конец эксплуатации

После войны судно вновь стало гражданским. В 30-е годы корабль «Олимпик» уже считался технологически устаревшим судном. Поэтому с каждым рейсом становилось понятно, что скоро его спишут на металлолом. Тогда же компания-владелец слилась с Cunard Line.

Свой последний рейс «Олимпик» совершил по привычному маршруту - из Саутгемптона в Нью-Йорк. Это было 257 путешествие гиганта. Что ни говори, у него была счастливая судьба. История корабля была дольше, чем у его близнецов - затонувшего «Титаника» и подорвавшегося на мине «Британника».

Накануне разбора на металлолом мебель из кают и залов, как была продана с аукциона и разошлась по множеству фешенебельных заведений.

Сравнение с «Титаником»

Это сопоставление напрашивается само собой. Люди часто спрашивают про "Олимпик" (корабль): "Что с ним случилось?". Просто по аналогии с "Титаником".

Наверно, самым любопытным, если не мистическим фактом при сравнении является то, что Смит, который был печально известным капитаном затонувшего «Титаника», до этого командовал именно «Олимпиком». Но затем его перевели на другой трансатлантический лайнер. Как самого опытного из персонала компании. Считается, что он застрелился, когда понял, что по его ошибке начал тонуть великий корабль. «Олимпик» и «Титаник» практически не отличались внешне. Единственный значительный признак, по которому можно было понять, кто из них кто, это палуба А. «Титаник» был остеклен в этом месте, в то время как «Олимик» оставался открытым.

Были еще небольшие отличия в размещении инфраструктуры. Например «Титаник» - корабль с кафе на второй палубе. У «Олимпика» такого заведения на этом месте не было.

Судьба трёх суперлайнеров: "Титаника", "Британника" и "Олимпика"

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

«Олимпик» (RMS Olympic) - трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда - Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Монтаж двойного дна "Олимпика"


"Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»





Обзор кормовой части лайнера


"Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"


Палуба лайнера ближе к завершению строительства


"Олимпик" на морских испытаниях

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).
Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Отправление из Саутгемптона


"Олимпик"

20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".


Результат столкновения с крейсером "Хоук"


"Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.


"Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.

Loading...Loading...