Что такое рынок в принципе. Понятие и принципы развития рынка. Виды рынков. Свободный выбор видов и форм деятельности

Важнейшим элементом товарного производства является рынок. В экономической литературе понятие "рынок" употребляется в различных аспектах и по этому вопросу существует множество точек зрения. Приведем некоторые из них:

§ рынок - это место, где совершаются торговые сделки;

§ обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

§ форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, само­стоятельно принимающих экономические решения.

Понятие "рынок" правомерно, на наш взгляд, определять в узком и широком смысле:

§ в узком смысле рынок - это отношения купли-продажи. В данном случае эти отношения охватывают лишь сферу обращения (обмена);

§ в широком смысле рынок - это отношения между людь­ми, охватывающие все фазы товарного производства: про­изводство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами рыночных отношений являются: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формируют рыночную среду.

Современный рынок представляет собой совокупность и взаимопереплетение множества рынков, каждый товар и каждая услуга имеет свой рынок.

С точки зрения экономического назначения объектов ры­ночных отношений, структура рынка включает следующие рынки :

§ средств производства;

§ капиталов;

§ ценных бумаг;

§ товаров и услуг;

§ информационный и т. д.

Все рынки в органическом единстве и взаимодействии образуют единое целое. "Сбои" в функционировании любого из них отрицательно сказываются на рыночной системе.

С точки зрения масштабов и территориальных границ, вы­деляют рынки :

§ местный (в пределах села, города, района, области, ре­гиона);

§ национальный (или внутренний);

§ мировой (или внешний).

Рынок выполняет следующие основные функции:

§ обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предло­жения товаров и услуг платежеспособному спросу субъ­ектов рыночных отношений;

§ гарантирует (осуществляет) общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Механизм такой оценки прост: состоялся акт купли-продажи или нет;

§ освобождает экономику от не умеющих работать. Побеж­дает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется;

§ осуществляет информационное обеспечение. Без обобще­ния, анализа и использования информации о состоянии дел на конкретном рынке (цены, конъюнктура, конку­ренты и т. п.), нет продвижения вперед, нет успеха.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с темой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные - элементы механизма рынка, к которым относятся:



2) спрос и предложение;

3)конкуренция;

4) государственное регулирование экономики.

Идеальную картину рынка и его механизма представляют собой кривые спроса и предло­жения. График зависимости: спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предло­жения (5) от цены (Р) - вос­ходящей (рис. 2). В точке пересечения этих кривых дос­тигается рыночное равнове­сие. Цена, при которой оно имеет место (Р0), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qq) - равновесным объемом. Равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влияни­ем то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графи­ке. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то ры­ночная цена на него растет, и производители получают большие дохо­ды. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложе­ние превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Напротив. он имеет существенные недостатки, а именно :

ü не гарантирует права на труд и доход, то есть он порож­дает и воспроизводит социальное неравенство (диффе­ренциацию доходов населения);

ü порождает безработицу, кризисы, инфляцию;

ü не создает стимулов для :

§ развития фундаментальной науки;

§ производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здра­воохранение и др.);

ü не может регулировать использование ресурсов, принад­лежащих всему человечеству;

ü не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам по развитию инфраструктуры, коммуни­каций, обустройству территорий, оборонных отраслей и т. д.;

ü не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды;

ü в его недрах формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают, деформируют рыночные устои развития.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Государственное регулирование экономики - это централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства.

Задачи государственного регулирования:

ü свести к минимуму отрицательные последствия рыночно­го механизма хозяйствования;

ü обеспечить социальную защиту отдельных групп населе­ния, в том числе и работающих;

ü создать предпосылки для эффективного развития рыноч­ной экономики.

Государственное регулирование осуществляется с помо­щью целого арсенала методов и форм. Основных методов госрегулирования два:

ü прямое, предполагающее:

Определение государством пропорций развития эко­номики;

Формирование госзаказа на продукцию и услуги;

Государственное предпринимательство - непосредст­венное участие государства в экономике через пред­приятия государственной собственности;

Составление комплексно-целевых программ развития;

Разработку политики доходов населения;

ü косвенное регулирование предусматривает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов с помощью фи­нансово-кредитных рычагов, налогов, регулирования цен и др.

Основными формами государственного регулирования экономики являются:

ü правовое;

ü финансово-экономическое;

ü социально-экономическое.

Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Оно имеет своими целями:

§ упорядочение рыночных отношений; придание им циви­лизованных форм;

§ предупреждение различных злоупотреблений;

§ защиту интересов потребителей и производителей.

В России активно идет процесс формирования рыночных отношений и их законодательного оформления. Уже принято более тысячи законодательных документов. Но, к сожалению. законотворческий процесс у нас пока отстает от хозяйственной практики.

Центральное (главное) место в правовом регулировании тынка принадлежит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное регулирование - это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предприни­мателей.

Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят:

§ в анализе структуры рынков;

§ выявлении фактов монополизма;

§ проведении в жизнь антимонопольного законодательства;

§ антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений;

§ применении санкций к предприятиям-монополистам;

§ подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.

Следующая форма госрегулирования экономики - финан­сово-экономическое регулирование. Оно осуществляется с по­мощью таких инструментов как:

§ налоги;

§ учетная ставка банковского процента;

§ твердые государственные цены;

§ дотации;

§ инвестиции и т. д.

Налоги - один из самых сильных инструментов государст­венного воздействия на хозяйственные процессы. От величины взимаемых налогов во многом зависит ход реформирования экономики.

Государство в области налоговой политике решает двуеди­ную задачу.

§ возложить на физических и юридических лиц налоговое бремя, достаточное для поддержания деятельности госу­дарственного аппарата и проведения социальной по­литики;

§ при этом, не разорить субъекты, облагаемые налогом.

В целом параметры налогового бремени должны быть та­кими, чтобы оставшийся доход мог обеспечить воспроизвод­ство (простое и расширенное). Минимальная налоговая на­грузка должна обеспечивать расширенное воспроизводство, а максимальная - простое.

Практически во всех развитых странах предусмотрены налоговые льготы при осуществлении:

§ приоритетных научно-технических программ;

§ мероприятий по охране окружающей среды;

§ благотворительности.

Важным элементом финансово-экономического регули­рования является государственное регулирование ценообразо­вания. В условиях рынка цены формируются свободно под воздействием спроса и предложения. Но такая свобода не абсолютна.

Воздействие на цены со стороны государства должно исхо­дить из необходимости:

§ поощрять конкуренцию;

§ сдерживать непомерные аппетиты монополистов;

§ проводить твердую политику в сфере финансов.

Составной частью регулирования процесса ценообразо­вания является антиинфляционная политика государства, в рамках которой осуществляются:

§ регулирование денежного обращения;

§ сжатие денежной массы;

§ прекращение неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика проводится, главным образом, путем замораживания или ограничения роста доходов и цен.

Важный инструмент (элемент) финансово-экономичес­кого регулирования экономики - планирование и программи­рование. Формы планирования различны. В США, например, широкое развитие получило программирование (принятие и реализация государственных программ), во Франции - раз­работка государственных 4-летних планов. Потребность в планировании обусловлена необходимостью влияния на циклический характер развития экономики.

Современная рыночная экономика требует адекватных средств планового регулирования - не командно-директив­ного планирования, а так называемого "индикативного", стра­тегического планирования, реализация которого осуществля­ется затем экономическими рычагами государства.

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения.

Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как без­работица и инфляция. Поэтому необходима социальная зашита населения. Эту задачу призвано выполнять государство.

Центральное звено социально-экономической политики государства - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работ­никам комфортное существование. Она разрабатывается и осуществляется в рыночных государствах с начала 70-х годов XX века.

Благодаря ей в большинстве стран Запада практически сошла на "нет" забастовочная борьба. Так, например, в Япо­нии уже 20 лет не было забастовок, в Финляндии - еще дольше. Такая же тенденция складывается и в других ры­ночных государствах.

В целом в рамках политики доходов населения опреде­ляются средства воздействия на объем и структуру спроса. Именно она прежде всего воздействует на общую сумму выплаченных зарплаты, пенсий, стипендий и других денеж­ных доходов. То есть, определяя среднедушевой размер до­хода по различным группам населения, государство регули­рует и структуру спроса. Через него государство воздействует и на производство, его структуру, пропорции.

Одна из задач политики доходов населения - обеспечить достижение согласия основных групп трудящихся и работодателей, включая госсектор, создание климата общественно­го доверия, обстановки социальной справедливости и уваже­ния законов.

Социальная политика российского государства после рас­пада СССР имеет серьезные изъяны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения.

Для определения минимальной величины стоимости жизни используются такие категории как:

§ потребительская корзина - минимальный набор продук­тов питания, непродовольственных товаров и услуг, не­обходимых для сохранения здоровья человека и обеспе­чения его жизнедеятельности; он устанавливается в соот­ветствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления;

§ прожиточный минимум - стоимостная оценка потреби­тельской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Экономический кризис, охвативший Россию 90-е годы прошлого века, не позволил надлежащим образом осуще­ствлять финансирование таких ключевых социальных сфер, как здравоохранение, жилищное строительство, образова­ние и др.

В настоящее время Правительство РФ пытается навер­стать упущенное и реализует выдвинутые "национальные проекты" в области здраво­охранения, образования, доступного жилья и сельского хо­зяйства.

Контрольные вопросы:

1. Какова структура рынка и его основные функции?

2. Что понимается под инфраструктурой рынка?

3.Что такое рыночный механизм?. Назовите основные его элементы.

4.Какова роль государственного регулирования в рыночном механизме?

5. Что понимается под государственным регулированием экономики?

6. Каковы задачи государственного регулирования экономики?

7. Назовите основные формы государственного регулирования экономики?

8. Что такое рыночное равновесие?

Тестовые задания.

1. Рынок предполагает:

а) регулирование экономических процессов на основе объективных экономических законов;

б) регулирование экономики путем диктата со стороны государства и игнорирования объективных экономических законов;

в) смешанную систему управления экономикой;

г) ни одного из вышеперечисленных

2. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена тем, что:

а) рынок привносит в экономику хаос;

б) этого требует общество;

в) рынок не способен решить всех проблем общества;

г) этого требует современный уровень производства.

3. Какая из перечисленных функций государства является основополагающей в рыночном хозяйстве?

а) контрольная;

б) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

в) перераспределение доходов и богатства;

г) перераспределение ресурсов.

4. К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) зарождение обмена.

5. Государственное регулирование экономики – это:

а) целенаправленное воздействие государства на домашние хозяйств с целью их обогащения;

б) централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства;

в) правовое регулирование государства экономических процессов;

г) прямое вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

6. Рыночный механизм - это:

а) взаимоотношение продавцов и покупателей;

б) механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры.

в) механизм определения объема производства продукции;

г) взаимодействие экономических благ и потребностей людей.

7. В рыночном хозяйстве:

а) приоритетное положение должно занимать государство;

б) приоритетное положение должен занимать малый и средний бизнес;

в) приоритет должен отдаваться крупным акционерным обществам;

г) все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны находится в равных условиях.

8. Какую основную проблему решает рыночная экономика:

а) быстрый рост производства;

б) ограничение конкуренции;

в) насыщение рынка при ограниченности ресурсов;

г) обеспечение технического и технологического развития производства.

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 40-58

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр.466-475

3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр. 404-424

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 47-54

5. Экономическая теория. Микро-, макро и мегаэкономика. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: СПб-Питер, 2004. стр. 77-112

6. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

7. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 69-111

8. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр. 64-81

Тема: «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

Действие рынка обусловлено функционированием ры­ночного механизма. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, рыночная цена и конкуренция.

Спрос - желание и способность потребителей купить определенный объем товаров.

Понятие спроса двойственно, так как с одной стороны - это разнообразные желания, а с другой - возможности, обеспеченные деньгами. Отсюда спрос имеет качественную и количественную стороны.

Качественная сторона спроса характеризует зависи­мость спроса от разнообразных потребностей и складыва­ется под влиянием таких факторов, как:

климатические условия;

существующая социальная, национальная, религи­озная среда;

общеэкономический уровень развития общества.

Количественная сторона спроса всегда связана с день­гами, т.е. с платежными возможностями населения. Спрос, подкрепленный платежной способностью населения, назы­вается платежеспособным спросом.

На величину спроса влияют следующие факторы:

Таким образом, спрос - многофакторное явление, которое всегда подкреплено деньгами. При отсутствии платежных возможностей спрос не проявляется как эле­мент рыночного механизма.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - спрос отдельного покупателя на определенный товар. Рыночный спрос - суммарный спрос всех покупателей на данный товар определенной цены.

Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены.

Различают зависимость спроса от ценового и неценовых факторов.

Зависимость спроса от цены описывается функцией спроса от цены:

где Qd - объем спроса; Р - цена;/- функция спроса.

Функция спроса показывает то количество товаров, которое готовы купить потребители при данном уровне цен. Количество товаров, которое готовы купить потреби­тели при данном уровне цен, называется объемом спроса.

Функция спроса описывается графически кривой спро­са (рис. 3).

Кривая спроса показывает обратную зависимость объ­ема спроса (Qd) от цены (Р). Иначе говоря, чем выше цена, тем меньше объем спроса. Зависимость, при которой объем спроса (покупок) обратно пропорционален уровню цен, называется законом спроса.


Д, - кривая спроса;

О - объем спроса

Согласно закону спроса потребители, при прочих равных условиях, будут тем больше покупать товаров, чем ниже их цена. Однако из этого закона есть исключение. В этом случае зависимость между ценой и объемом спроса является прямой, т.е. с ростом цен рас­тет объем спроса.

Такая ситуация может иметь место в трех случаях.

1. Товары рассчитаны на богатых людей, для которых цена не имеет особого значения.

2. Покупатели судят о товаре по его цене (чем выше цена, тем качественнее товар).

3. Продукт является товаром Гиффена, т.е. существует единственный товар (продукт питания), который населе­ние может купить при своих крайне низких доходах.

В практике хозяйствования преоб­ладает обычная кривая спроса (см. рис. 3), которая связана с рациональным (эффективным) поведением потребителя, его полной информированностью о цене и характере при­обретаемого товара.

При изменении спроса происходит графическое изме­нение кривой спроса. Следует различать движение вдоль кривой спроса и перемещение самой кривой спроса.

Рис. 4. Изменение кривой спроса под влиянием неценовых факторов

Действие неценовых факторов (всех остальных) приво­дит к изменению спроса и перемещению кривой спроса в сторону увеличения (а) или в сторону уменьшения (б) (рис. 4).

Спрос характеризует цена спроса. Цена спроса - мак­симальная цена, которую может уплатить потребитель при покупке данного количества товара. Она определяется ве­личиной доходов потребителя и остается фиксированной, так как покупатель больше не может уплатить за товар. Чем выше цена спроса, тем меньше товара будет продано.

Таким образом, спрос является одним из необходимых элементов рыночного механизма, который характеризует поведение покупателя.

Вторым существенным элементом рыночного меха­низма является предложение.

Предложение - это желание и способность продавцов (производителей) реализовать свой товар по определен­ной цене.

Предложение является результатом производства и от­ражает желание и возможности производителя произвести и реализовать (продать) свой товар.

Цена продаваемого товара;

Издержки производства;

Уровень технологии;

Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Размер налогов, субсидий и дотаций;

Количество продавцов данного товара;

Инфляционные ожидания продавцов;

Прочие факторы.

Таким образом, предложение многофакторно. Факторы, определяющие величину предложения, одновременно явля­ются мотивацией предпринимательской деятельности.

Различают зависимость предложения от цены и неценовых факторов. Зависимость от цены описывается функцией

где Qs - объем предложения; Р - цена;/ - функция предложения.

Графическое изображение кривой предложения пред­ставлено на рис. 5

Общий рынок (Common market) – концепция экономической интеграции государств-членов Европейского Союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 г. Европейского экономического сообщества – ЕЭС). Основные положения концепции общего рынка отражаются в Римском договоре о Европейском Сообществе 1957 г.

Общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рыка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 г.). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение ограничений вплоть до полного устранения тарифных и нетарифных ограничений, во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, постепенная отмена, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества. Устанавливались также сроки поэтапного введения общих политик.

В целом процесс создания общего рынка завершился к концу 1960-х гг.

Концепция общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка (Internal Market), заложенной в Едином европейском акте 1986 г. и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза (Economic and Monetary Union) государств-членов. Общий рынок частично распространяется также на государства-члены ЕАСТ (Швейцарию, Лихтенштейн, Исландию. Норвегию) на основе механизма Европейского экономического пространства (European Economical Area), соглашение о котором было заключено в 1992 г. (См. также Европейский Союз; Право Европейского Союза).

32. Принцип свободного передвижения товаров: понятие, содержание, гарантии, ограничения

Определение «товаров». Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 638/2004 от 31 марта 2004г. о статистике Сообщества относительно торговли товарами между государствами-членами в ст. 2 определяет товары как все движимое имущество, включая электрический ток. Другое определение, которое принято считать классическим, сложилось в прецедентном праве Суда Европейских сообществ, термин «товары» был истолкован как все измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций. + по решениям Суда: золотые и серебряные слитки, опасные. Не охватываются сами денежные средства, а также товары, сопутствующие оказанию услуг (например, ж/д билеты). Свобода передвижения товаров: включает в соответствии с Договором о ЕС три элемента:

1.Отмена таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект (ст. 25). «Таможенные пошлины на импорт и экспорт и равнозначные им сборы между государствами-членами запрещены. Это запрещение относится также к таможенным сборам фискального характера». Таможенные сборы на импорт и экспорт были отменены с созданием таможенного союза уже к концу 1960-х гг. Другое дело - сборы, Договор таковых не определяет.

2. Запрет дискриминационного внутригосударственного налогообложения. Статья 90 Договора о ЕС запрещает дискриминационное и протекционистское налогообложение в государствах-членах: «Ни одно государство-член не будет облагать, прямо или косвенно, продукцию из других государств-членов внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция. Кроме того, ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции». Положения этой статьи применяются только к налогам. При этом прямой дискриминацией будет не только исключительное обложение иностранных товаров либо завышение налоговых ставок, но и различия в способах взимания.

3. Запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а также мер, равнозначных им. Ст. 28 гласит: «В торговле между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на импорт, а также любые равнозначные меры». Статья 29 содержит идентичную формулировку в отношении экспорта. Количественные ограничения могут существовать в виде запрета или в виде системы квот. Гораздо сложнее дело обстояло с определением «мер, равнозначных количественным ограничениям». Было несколько попыток определить эти меры. В конце, Суд расширительно истолковал понятие «мера», отнеся к нему не только нормативные или правоприменительные акты государства-члена, но и само поведение, способствующее дискриминации на рынке.

Ограничения действия ст. 28 и 29 Договора о ЕС предусматривает ст. 30. В этой статье перечисляются основания, руководствуясь которыми государства-члены вправе вводить количественные ограничения на экспорт, импорт и транзит товаров, а также меры равнозначные им. Статья 30 содержит закрытый перечень таких оснований. К ним относятся: 1) общественная мораль; 2) общественный порядок и общественная безопасность; 3) защита здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений; 4) защита национальных сокровищ, имеющих художественную историческую или археологическую ценность; 5) защита промышленной и коммерческой собственности.

33. Принцип свободного движения работников: понятие, содержание, гарантии, ограничения

Распространяется в равной степени на работников-мигрантов и членов их семей. Статья 39 Договора о ЕС указывает, что такая свобода включает отмену любой дискриминации по признаку гражданства государства-члена по отношению к найму, вознаграждению и другим условиям работы. Эта же статья перечисляет ключевые права работника-мигранта: право принимать реально сделанные предложения о трудоустройстве; право свободно передвигаться с этой целью по территории Сообщества; право оставаться на территории государства-члена с целью трудоустройства; право оставаться на территории этого государства-члена после окончания трудовой деятельности.

Понятие «работник-мигрант» раскрывается в ст. 1 Регламента 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников внутри Сообщества и дополняется в прецедентном нраве. Это лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого государства-члена. Помимо это лицо должно в течение определенного времени осуществлять работу, за которую предполагается прямое или косвенное вознаграждение, а также лицо должно осуществлять реальную и эффективную деятельность. Понятием работник-мигрант охватываются также лица, прекратившие трудовую деятельность и оставшиеся на территории государства-члена с целью поиска новой работы, т.е. получившие статус безработного.

Основы правового статуса работника-мигранта закрепляются в положениях Регламента 1612/68. Этот документ носит рамочный характер, на его базе принимаются другие акты вторичного права, регулирующие рассматриваемую сферу отношений. Регламент 1612/68 определяет условия доступа работника-мигранта к работе по найму, включая равную возможность получения предложения о трудоустройстве в другом государстве-члене, отмену квот на привлечение рабочей силы из других государств, а также свободный доступ к получению помощи в службе занятости принимающего государства-члена.

Принципиальными являются положения Регламента 1612/68 о равном обращении к работникам по найму - мигрантам по сравнению с работниками - гражданами принимающего государства-члена.

Право на проживание. Сегодня единственным необходимым документом для этого является национальный паспорт или удостоверение личности. Проживание до 3 месяцев никаких специальных документов для граждан Союза не требуется, если свыше, то принимающее государство-член может установить режим регистрации (ст. 7 Директивы 2004/38/ЕС).

Законно проживающий на территории принимающего государства в течение 5 лет непрерывно, имеет право постоянного жительства на его территории. Договор о ЕС содержит два исключения из принципа свободного передвижения лиц. Первое из них содержится в параграфе 4 ст. 39 Договора о ЕС - свобода передвижения лиц не распространяется на публичную службу. Под государственной службой понимаются «посты, связанные прямо или косвенно с участием в осуществлении власти, предоставляемой публичным правом, и обязанностей, направленных на защиту общих интересов государства или других органов государственной власти. Такие посты, по сути, предполагают со стороны занимающих их лиц существование особых отношений преданности государству и взаимности прав и обязанностей, которые формируют основу уз гражданства».

34. Принципы свободного движения услуг и свободы учреждения.

Содержание свободы учреждения. ст. 43 Договора о ЕС: Запрещается ограничивать свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом (т.н. первичная свобода учреждения). Запрет в равной степени охватывает ограничения, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государства-члена, обосновавшимися в другом (т.н. вторичная свобода учреждения). Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ).

Ограничения. Договор о ЕС (ст. 45 и 46) содержит два ограничения свободы учреждения. Во-первых, положения о свободе учреж-дения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. (Суд: данная деятельность эквивалентна понятию государственной службы).

Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения.

Свобода передвижения услуг ст. 50 Договора о ЕС. Под «услугами» понимаются те, которые обычно предоставляются за вознаграждение и не регулируются положениями о передвижении товаров, лиц и капиталов. Виды деятельности, из которых такие услуги могут происходить: 1. деятельность промышленного характера; 2. деятельность коммерческого характера; 3. деятельность ремесленников; 4. деятельность лиц свободных профессий. Обязателен возмездный характер их оказания.

Свобода передвижения услуг реализуется в трех практических случаях.
1. Передвижения лица на территорию другого государства-члена с целью оказания услуг.
2. Передвижение лица на территорию другого государства-члена с целью получения услуг
3. Передвижение услуг без сопутствующего передвижения лиц. Это - современная разновидность торговли услугами. Она подразумевает, что лицо, оказывающее услугу, и лицо, ее получающее, остаются в различных государствах-членах. Как правило, посредством телекоммуникационных сетей.

Функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Для этого рынок выполняет ряд функций:

1) Ценообразующая

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

2) Регулирющая

Она связана с воздействием рынка на все сферы деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена- сигнал к расширению производства, падает цена- сигнал к сокращению.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: « Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.

Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.»

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах и кризисах в экономике.

3) Посредническая

Рынок выступает посредником между производителями, позволяя им найти выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика.

Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

4) Санирующая

Рыночный механизм- это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Она постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективности функционирующих предприятий.

Принципы, регулирующие рыночные отношения.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Первый элемент, это цены . Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. Кроме того, цены несут информацию о состоянии рынка не только для производителей, но и для потребителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке.

В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Второй, спрос и предложение .

Спрос (платежеспособный)- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальную структуру общественных потребностей.

Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже приданной цене. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), то есть совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации.

Зависимость количества проданных и предложенных товаров от цены выражается следующим графиком:

Представленные на графике функции носят названия функции спроса и предложения, определяющиеся зависимостью от цены. Отсюда следуют закон спроса и предложения: «При повышении цены количество покупаемых товаров уменьшается»; и «При повышении цены количество предлагаемого на рынке товара увеличивается».

При изменении цены изменяется величина спроса и предложения. Но существуют и другие факторы, которые называются неценовыми факторами как для спроса, так и для предложения.

Для спроса это: вкусы и предпочтения потребителей, число потребителей, величина и динамика изменения доходов потребителей, размер рынка, ценовые и дефицитные ожидания, цены на сопряженные товары. Для предложения: цены на ресурсы, технология производства, количество производителей или продавцов, налоги и дотации, ценовые и дефицитные ожидания рыночных агентов, цены на сопряженные товары и предложение сопряженных товаров.

Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция . Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности.

Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции , то есть когда ситуация на рынке характеризуется:

  • а) множеством покупателей и продавцов;
  • б) высокой мобильностью факторов производства;
  • в) отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  • г) однородностью продаваемой продукции;
  • д) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией:

  • * чистая монополия , когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
  • * олигополия , когда в отрасли существует небольшое число фирм;
  • * монополистическая конкуренция , которая характеризуется наличием на рынке сравнительно небольшого числа фирм, производители дифференцируют продукцию.

В целом необходимо подчеркнуть следующее: независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Таким образом, между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально-экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую характеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления экономических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

Можно заключить, что рынок- это очень сложноустроенный экономический механизм, позволяющий существовать экономикам каждой отдельной страны и всего мира в целом.

По мере развития и совершенствования структуры общества стали появляться зачатки будущего рынка. Так на смену натуральной форме хозяйствования, где производство материальных благ и услуг осуществлялось для собственного потребления внутри отдельной хозяйственной единицы, пришла товарная форма, то есть форма хозяйствования основанная на производстве продуктов не для личного потребления, а для обмена. Поэтому и появился рынок, как место где осуществлялись товарно-денежные отношения между различными субъектами.

Но с течением времени значение этого понятия изменилось.

Сегодня сущность рынка раскрывается в его функциях, которые определяются стоящими пред ними задачами. А именно, рыночный механизм призван ответить на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Рынок имеет систему взаимосвязанных рынков, то есть в отличие от своего первоначального состояния - это уже многоуровневая, иерархическая система, в которой взаимодействуют такие рынки как: рынок предметов потребления, рынок факторов производства, рынок труда, информационный рынок, рынок земли и система финансов.

А между этими рынками, в качестве посредников, выступают различные элементы инфраструктуры рынка. Но существуют и определенные законы, регулирующие товарно-денежные отношения: законы спроса и предложения, а также действия цен и конкуренции.

Нужно сказать, что рынок многогранен и требует тщательного изучения.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию.

Эффективное функционирование рынка базируется на ряде основополагающих принципов, главными из которых являются следующие:

  • 1) Многообразие форм собственности при преобладании частной собственности рыночных субъектов на факторы производства и созданный продукт (полученный доход).
  • 2) Свобода рыночных субъектов в выборе видов и форм своей деятельности. Эффективно функционирующий рынок предполагает обеспечение свободы всех рыночных субъектов в ведении хозяйственной деятельности, недопустимость прямого государственного вмешательства в работу предприятий любых форм собственности.
  • 3) Саморегулирование и самофинансирование деятельности субъектов рынка. Содержание данного принципа выражается в том, что в рыночной экономике её субъекты (товаропроизводители, бизнесмены вообще) осуществляют все виды своей деятельности за счёт собственных источников, т.е. прибыли.
  • 4) Экономическая (материальная) ответственность рыночных субъектов за результаты своей деятельности.
  • 5) Договорные горизонтальные отношения между субъектами рынка в отличие от вертикальных отношений, устанавливаемых по линиям административной иерархии. Рыночная экономика - это экономика договора, сделок между равноправными партнёрами, это экономика развитой системы горизонтальных экономических связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру.
  • 6) Свободное ценообразование. Несмотря на то, что большинство стран прибегает к регулированию цен, свобода ценообразования в рыночной экономике - прописная истина. Государственное регулирование цен в рыночной экономике, как правило, сведено к минимуму, диктуемому социальными требованиями.
  • 7) Конкуренция рыночных субъектов. В монополизированной, огосударствленной экономике складывается конкуренция между потребителями; это экономика дефицита и очереди. На смену ей должна прийти конкуренция товаропроизводителей, их соперничество и борьба за деньги покупателя. Функционирование рынка тем более эффективно, чем активней конкуренция и лучше условия для неё. В частности, на рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов. По оценкам западных специалистов, число производителей должно быть 8-15 и никак не менее 4-5. Рынок считается монополизированным, если четыре крупнейшие фирмы контролируют более 80% продаж.
  • 8) Всеобщность рыночных отношений. Высокоэффективный рынок возможен лишь в том случае, если рыночные отношения охватывают все сферы человеческой деятельности - производство, сбыт, услуги и т.п. Необходима также развитая рыночная инфраструктура, включающая в себя различные формы оптовой и розничной торговли, товарные биржи и торговые дома, разветвлённую сеть коммерческих банков и т.п., выполняющих функции согласования спроса и предложения.
  • 9) Свобода внешнеэкономической деятельности. Эффективно функционирующая рыночная экономика предполагает свободу выхода товаропроизводителей на внешний рынок. Международная торговля способствует развитию специализации, усиливает конкуренцию, заставляет рыночных субъектов следовать в ногу со временем.
  • 10) Государственное регулирование рынка, а также государственная поддержка товаропроизводителей. Рыночный механизм становится эффективным только тогда, когда он действует при минимальных ограничениях, в соответствии с объективными экономическими законами рынка. Чем больше стремление ввести рынок в какие-то рамки, не считаясь с этими законам или ущемляя их, тем менее эффективен рынок.
  • 11) Система социальной поддержки и защиты населения. В числе элементов этой системы - индексация доходов, эффективная организация трудоустройства и переподготовки кадров, пособия по безработице и др. Основная идея социальной рыночной экономики заключается в том, чтобы «…принцип рыночной свободы был взаимоувязан с поддержанием социальной гармонии».

Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

Мы уже давно привыкли к тому, что живем в условиях рыночной экономики, и даже не задумываемся, чем она отличается от других форм экономических систем. Она стала естественным результатом эволюции форм хозяйствования человека и имеет свою специфику. Именно принципы рыночной экономики являются ее коренным отличием, например, от планового типа. Расскажем о главных принципах, без которых невозможно существования рынка.

Понятие рыночной экономики

Человечество уже на заре своей истории начало вступать в экономические отношения. Как только появились избытки производимого продукта, начинает формироваться система распределения и перераспределения. естественным путем переросло в экономику, которая затем преобразовалась в рыночную экономику. Становление рынка шло не одно столетие. Это закономерный процесс, обусловленный различными факторами. Поэтому основные принципы рыночной экономики - это не кем-то выдуманные и введенные правила, они выросли из специфики взаимодействия людей в рамках обмена.

Отличительные признаки рыночной экономики

Рыночная экономика всегда сравнивается с плановой, это две полярные формы хозяйствования. Поэтому отличительные характеристики рынка можно обнаружить только в ходе сравнения этих двух форм. Рыночная экономика - это свободное формирование спроса и предложения, и свободное формирование цены, а плановая - директивное регламентирование выпуска товара и установление цен «сверху». Также инициатором создания новых производственных компаний в рыночной экономике выступает предприниматель, а в плановой - государство. "имеет" перед населением социальные обязательства (обеспечивает всех работой, минимальной оплатой труда), а у рыночной таких обязательств нет, поэтому может возникать, например, безработица. Сегодня принципы организации рыночной экономики стали классикой, они уже почти ни у кого не вызывают сомнений. Однако реальность вносит свои коррективы, и можно увидеть, что все развитые экономики мира идут по пути смешения двух главных Так, в Норвегии, например, существует государственное регулирование некоторых сфер экономики (нефтедобывающей, энергетической) и перераспределение благ с целью обеспечить

Базовые принципы

Рыночная экономика сегодня тесно связывается с демократическими принципами, хотя в действительности такой жесткой корреляции нет. Но рынок предполагает обязательное наличие экономических свобод, частной собственности и равных возможностей для всех. Современные предполагают вариативность моделей, исследователи обнаруживают разные интерпретации рыночных механизмов, их приспособление к реалиям страны, к ее традициям. Но основными принципами рыночной экономики являются принципы свобод, конкуренции, ответственности и вытекающие отсюда постулаты.

Свобода предпринимательства

Рынок предполагает самоопределения человека. Он может заниматься бизнесом или работать по найму на предпринимателя или государства. Если он решит открывать свое дело, то у него всегда есть свобода выбирать сферу деятельности, компаньонов, форму хозяйствования. На него налагаются только ограничения законом. То есть все, что не запрещено законом, человек может делать, в соответствии со своими интересами и возможностями. Его никто не может принуждать к предпринимательской деятельности. Рынок дает возможности, а человек имеет права воспользоваться ими или отказаться от них. В основе выбора человека в рамках рынка лежит его личный интерес, выгода.

Свобода ценообразования

Базовые принципы функционирования рыночной экономики предполагают свободное установление цены. На стоимость товара влияют рыночные механизмы: конкуренция, насыщенность рынка, а также особенности самого товара и отношения потребителя к нему. Главными механизмами ценообразования является баланс между спросом и предложением. Высокое предложение давит на цену, опуская ее, а высокий спрос, напротив, стимулирует рост стоимости товара или услуги. Но цена не должна регулироваться государством. В современных условиях государство все же берет на себя управление ценами на некоторые товары, например, на социально значимые: хлеб, молоко, тарифы за коммунальные услуги.

Саморегуляция

Все принципы рыночной экономики исходят из того, что единственным регулятором хозяйственной деятельности является рынок. А он характеризуется такими признаками, как нерегулируемые спрос, цена и предложение. Все эти факторы вступают во взаимодействие, и происходит рыночная настройка экономической деятельности предпринимателей. Рынок способствует перераспределению ресурсов, перетеканию их из низкомаржинальных сфер производства в более выгодные доходные области. При наполнении рынка большим количеством предложений, предприниматель начинает поиск новых ниш и возможностей. Все это позволяет получить потребителю больше товаров и услуг по приемлемым ценам, а также развивает производство и технологии.

Конкуренция

Рассматривая принципы рыночной системы экономики, следует вспомнить и конкуренцию. Она является основной движущей силой производства. Конкуренция предполагает экономическое соперничество предпринимателей на одном рынке. Бизнесмены стремятся улучшить свой товар, под давлением соперников могут снижать цены, в соревновании используют маркетинговые инструменты. Только конкуренция позволяет рынкам развиваться и расти. Существует три основных вида конкуренции: совершенная, олигополия и монополия. Только первый вид предполагает равенство игроков, в остальных формах конкуренции у отдельных игроков есть преимущества, которыми они и пользуются для воздействия на потребителя и извлечения прибыли.

Равноправие

Рыночная экономика строится на исходном принципе равноправия всех хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности. Это означает, что все имеют равные права, возможности и обязанности. Каждый должен платить налоги, соблюдать законы, а за неисполнение их получать адекватное и равное наказание. Если кому-то в обществе даются преференции и льготы, то это нарушает принцип равенства. Этот принцип предполагает честную конкуренцию, когда у всех участников рынка есть равные возможности в доступе к финансам, средствам производства и т. д. Однако в современных формах рынка государство берет на себя право облегчать некоторым категориям предпринимателей ведение бизнеса. Например, людям с ограниченными возможностями, начинающим бизнесменам, социальным предпринимателям.

Самофинансирование

Современная рыночная экономика основана на принципах ответственности, в том числе финансовой. Предприниматель, организуя бизнес, вкладывает в него свои личные средства: время, деньги, Рынок предполагает, что бизнесмен рискует своим имуществом при ведении хозяйственной деятельности. Это приучает бизнесмена рассчитывать свои возможности, жить по средствам. Необходимость вкладывать свои средства заставляет коммерсанта проявлять предприимчивость, расчетливость, учит вести жесткий контроль и учет расходования средств. Риск потерять свои средства и отвечать за банкротство перед законом накладывает ограничивающее действие на предпринимательскую фантазию.

Договорные отношения

Основные экономические принципы рыночной экономики строятся издавна на взаимодействии людей, которых связывают особые отношения - договорные. Раньше было достаточно устной договоренности между людьми. И сегодня есть устойчивые ассоциации во многих культурах, связанные с купеческим словом, с рукопожатием, как гарантом совершения определенных действий. Сегодня договор - это особый вид документов, в которых фиксируются условия заключения сделки, оговариваются последствия на случай неисполнения контракта, права и обязанности сторон. Договорная форма взаимодействия между экономическими субъектами повышает их ответственность и самостоятельность.

Экономическая ответственность

Все принципы рыночной экономики в конечном итоге приводят к идее несения ответственности предпринимателем за свои экономические действия. Бизнесмен должен понимать, что нанесенный им ущерб другим людям придется возмещать. Гарантия исполнения обязательств и ответственность за неисполнение договоренностей заставляют коммерсанта серьезнее относиться к своему делу. Хотя рыночный механизм в первую очередь все-таки исходит не из юридической, а именно экономической ответственности. Она состоит в том, что предприниматель, не исполнивший договора, теряет свои средства, и этот риск заставляет его быть честным и осторожным.

Loading...Loading...