Командная игра: Катастрофа. Психологические игры для школы лидеров игры на стадии знакомства: bingo

Известными аналогами этой игры являются «Кораблекрушение» и «Посадка на Луне».

Эта игра имеет широкий диапазон задач:

  • отработать навыки поведения в дискуссии,
  • умения вести диспут, быть убедительным,
  • изучить на конкретном материале динамику группового спора,
  • открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике,
  • потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов,
  • научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

При обсуждении результатов необходимо акцентировать внимание на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Формат проведения упражнения Катастрофа

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию:

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.

Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Заполняйте номерами первую колонку бланка.
Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов:

1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестностей
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита с баллоном
7. Охотничье ружье с боеприпасами
8. Парашют красно-белого цвета
9. Пачка соли
10. Полтора литра воды на каждого
11. Определитель съедобных животных и растений
12. Солнечные очки на каждого
13. Литр водки на всех
14. Легкое полупальто на каждого
15. Карманное зеркало

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

Время, необходимое для выполнение этого упражнения – не менее полутора часов.

Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?
  • Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения?
  • Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?
  • Ты не согласен с принятым решением?
  • Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе?
  • На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?
  • Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.

Ведущий несет ответственность за то, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей»

Кстати, по мнению экспертов, предпочтительный

Предмет Важность. Обоснование
1 В пустыне необходима для утоления жажды
2 Карманное зеркало Важно для сигнализации воздушным спасателям
3 Легкое полупальто на каждого Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады
4 Карманный фонарь Также средство сигнализации летчикам ночью
5 Парашют красно-белого цвета И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям
6 Охотничий нож Оружие для добычи пропитания
7 Полиэтиленовый плащ Средство для сбора дождевой воды и росы
8 Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала
9 Солнечные очки на каждого Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей
10 Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи
11 Магнитный компас Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения
12 Летная карта окрестностей Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение
13 В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира
14 Литр водки на всех Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма
15 Пачка соли Значимости практически не имеет

Вариант «Двигаться к людям»

Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1 Полтора литра воды на каждого
2 Пачка соли
3 Магнитный компас
4 Летная карта окрестностей
5 Легкое полупальто на каждого
6 Солнечные очки на каждого
7 Литр водки на всех
8 Карманный фонарь
9 Полиэтиленовый плащ
10 Охотничий нож
11 Охотничье ружье с боеприпасами
12 Карманное зеркало
13 Определитель съедобных животных и растений
14 Парашют красно-белого цвета
15 Переносная газовая плита с баллоном

Иногда обмен впечатлениями и обратной связью на первых этапах дается непросто, и хотя эта игра является полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологическую защиту участников.

Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».

Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.

2. Знакомство

Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы, установ­ления контакта, создание работоспособности.

Упражнения: 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;

2. «Пересядьте те, кто…»

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: „Пересядь­те все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

3. Игра «Кораблекрушение».

- «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина", знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано „машина"».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою группу, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие вы­разительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Задание «Ладони»

«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

- «Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

Упражнение «Вавилонская башня»

«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

Задание «Передай сигнал».

«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

Упражнение «Переправа».

«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

Упражнение «Плот».

«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

4. Заключение игры.

«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача – выполнение творческой композиции на заданную тему.

Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

5. Заключение

Рефлексия игры.

«Что понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»

Упражнение «Пожелание группе»

«Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».

Литература:

    Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

    Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.

Оборудование: бланк для игры.

Бланк для игры.

Предметы Мой ответ Р1 Ответ пары Р2 Ответ группы Р3 Ответ экспертов Р 4 Эффек- тивность личная Р 4 - Р 1 Эффек- тивность парная Р 4 - Р 2 Эффек- тивность группы Р 4 - Р 3
Зеркало для бритья
Канистра с водой
етка Сетка от москитов
Одна коробка с армей- ским рационом
Карты Тихого океана
Надувная подушка (спасат. плав. средство)
Канистра нефтегазовой смеси
Маленький транзистор- ный радиоприемник
Реппелент, отпугиваю- щий акул
20 кв м непрозрачного полиэтилена
Бутылка рома крепостью 80 º
15 м нейлонового каната
2 коробки шоколада
Секстант для ориенти- ровки по звездам
Рыболовная снасть
Сумма

Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.



Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.

После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).

Мнение экспертов . Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

Список предметов

1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой утолит жажду.

4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание

5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.

10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.

11. 1 бутылка рома крепостью 80 º - содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.

15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):

· 0-30 – высокая эффективность

· 30-60 – средняя эффективность

· 60-120 – низкая эффективность

· свыше 120 – практически отсутствует.

Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):

· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?

· Была ли выработана общая стратегия спасения?

· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

· Ты не согласен с принятым решением?

· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?

· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?

· На какой стадии появился лидер?

· Что заставило прислушаться к его мнению?

· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?

· Какие способы поведения только мешали общей работе?

· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована

Игра «Необитаемый остров» (модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала не­известно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть усло­вия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от слу­чайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожи­данно открылась. В ней есть любые предметы.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут».

После выполнения этой части задания группе дается следую­щая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация та­кова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предме­тов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.

Рефлексия.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие воп­росы:

· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение»

для учеников 11-го класса

Маслакова Надежда Алексеевна, педагог-психолог

В период ранней юности (15-17) лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты, как эмоционально переживаемые противоречия, в юности просто неизбежны. Формирование новых и более зрелых отношений с партнерами по общению в конфликтной ситуации - задача развития в психологической игре “Кораблекрушение”. Это игра-драма. Предполагаемый психологический результат игры состоит в осознании участником собственных ценностно-смысловых ориентиров при выборе стилей поведения в ситуации конфликта; в применении и закреплении навыков самоанализа и рефлексии. Для разработки сценария использованы материалы из книг М. Р. Битяновой “Практикум по психологическим играм с детьми и подростками”, Л.П. Пономаренко “Психология для старшеклассников”, а также идеи П. Коэльо и С. Лукьяненко.

В игре ученики проживают несколько ситуаций провокационного выбора в конфликтных ситуациях, при этом каждому участнику придется дать нравственную оценку этих выборов. В рамках отдельных ситуаций участникам необходимо решать вопросы, связанные с ответственностью за собственный выбор, с необходимостью принятия жизненно важных групповых решений, умение слушать друг друга, действовать сообща.

Сюжет игры очень простой: путешествие на корабле в поисках клада.

Игровая цель: найти клад на необитаемом острове, заполнить дневник, и получить звание “Воин света”. Время на игру и на обсуждение: 1 час 40 минут (два урока, включая перемену). Возраст участников 16-17 лет (ученики 11 класса). Размер группы – 12-18 человек. В качестве основного ведущего выступает педагог–психолог, который ведет для этих учеников психологический практикум общения. Двое коллег: также педагоги-психологи - выступают в ролях жрецов Пятой горы. Игра проходит в кабинете ГАУСС, помещение затемнено. Организация пространства приведена на схеме вприложении 1 .

Для игры-драмы с относительно реальным сюжетом, приукрашенным фэнтази, которую я выбрала в теме “Конфликт”, особенно были важны моменты рефлексии. Но передо мной встал вопрос, каким образом, не нарушая игровую ситуацию, дать участникам возможность отреагировать на свои переживания сначала из роли на каждом этапе, а потом из личной позиции? Поэтому я решила ввести в игру “Дневник воина света” (приложение 2 ) и богов Пятой горы. Записи в дневнике и Беседы с богами позволяли участникам высказываться о своих переживаниях, не выходя из роли. Когда я предложила коллегам играть роли богов, то они сказали: “Трудно быть Богом”. Поэтому в первой половине игры они представились жрецами. Но во второй половине игры хорошо включились в роль, и сами стали называть себя богами. На результатах игры это не отразилось. Боги беседовали с участниками на первых четырех этапах игры. Это объясняется тем, что на первых этапах были очень сложные ситуации, связанные с приобретением опыта нравственного выбора. Беседы с богами помогли создать атмосферу определенной духовности. Во второй части игры ситуации были более близки к реальности, их обсуждение требовало большой доверительности участников к ведущему. Поэтому эти этапы вела я, как педагог, который уже второй год работает с этими ребятами. В финале боги разоблачились, сели в круг вместе со всеми, и участники уже могли высказываться об игре из личной позиции. Мне трудно было отречься от дидактических целей. Поэтому в конце “Дневника воина света” для ребят есть информация к размышлению, которую они прочитывают перед обсуждением. Это дает эффект озарения, как в педагогических мастерских по Ривину.

Материалы, необходимые для проведения игры. Магнитофон и диск с заранее подготовленной музыкой в соответствии со сценарием игры. 1 этап: микрофон для ведущего, “Дневники воина света” (билет на корабль) для каждого участника; лист ватмана, на котором написан заголовок: “Мои жертвы” и приведен список жертв, авторучки. 2 этап: свечи, пустой стакан, чайные ложки для каждого участника, вода в ведерке; костюмы для жрецов; костюм совы Ольги для ведущего, барабан или гонг для жрецов. 3 этап: три табурета, составленные вместе, имитируют шлюпку. 4 этап: пластиковая доска формата А3, на которой написано начало фразы: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”. 6 этап: газировка, минерала, печенье, одноразовые стаканчики, салфетки, зажженные свечи на сервировочном столе, цветок в горшке. 7 этап: коробка с разными предметами, не менее 20 штук – таинственный клад. 8 этап: в руках у каждого участника, предмет, выбранный им на предыдущем этапе. 9 этап: лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, фломастеры, звездочки из цветного картона - 18 штук.

Этапы ведения.

Участникам необходимо пройти таможенный контроль, определиться с жертвами, приобрести билет на корабль, занять место на корабле и сделать первую пометку в дневнике. Задачи этапа : введение в игровую ситуацию. Подготовка к путешествию. Создание эмоциональной атмосферы новизны, ожидания, интриги.Время на проведение : 5 мин. Участники игры располагаются в игровом пространстве перед началом игры по своему усмотрению.

Ведущий: “Уважаемые девушки и юноши! Сегодня я приглашаю вас в путешествие на корабле в далекие неведомые земли, которые скрывают несметные сокровища. Путешествие будет долгим, поэтому вы сможете не только обрести эти сокровища, но и окрепнуть духом, повысить свой статус и получить в конце путешествия звание - Воин света. Билет на наш корабль – это не просто билет - это определенная жертва. Многие наши поступки сопряжены с жертвами. Подумайте об этом. Прежде чем попасть на корабль, вы проходите таможенный контроль. Подходите к нашей таможне (указывает рукой на доску), берите ручку или фломастер, внимательно посмотрите на список жертв и поставьте крестик напротив той строчки, которая соответствует вашей жертве. Когда вы сделаете это, то взамен получаете от меня билет на корабль, который будет одновременно и вашим дневником. Оформите дневник, можете оживить букву “Я” на обложке и написать несколько слов, характеризующих вас”. Это нужно для того, чтобы вы по ходу игры легко могли отличить свой дневник от других. Когда вы будете подписывать свои дневники, можете располагаться за столами как вам удобно, в вашем распоряжении фломастеры”.

Помощники включают музыку. Будущие путешественники определяются со своими жертвами. Потом участники получают билеты, берут авторучки, занимают места на корабле и подписывают свои билеты.

Когда все путешественники получили билеты и расположились в креслах, ведущий обращает внимание участников на плакат “Мои жертвы”: “Вы видите, чем пожертвовали вы и ваши спутники, ради того, чтобы отправиться в дальнее путешествие. (Далее ведущий называет те пункты, которые отметили участники). Вы можете еще раз подумать об этом и даже поменять свою точку зрения. В своем дневнике найдите такую же таблицу и крестиком в столбике №1 пометьте истинную жертву, которую вам пришлось принести ради этого путешествия”.

Бал на корабле, знакомство с богами, выбор девиза, первое испытание богов, записи в дневнике, беседа с богами. Задачи этапа: дать участникам возможность пережить внутриличностный конфликт, когда они должны одновременно развлекаться на балу и пройти первое испытание; включение в совместную деятельность при выборе девиза.Время на проведение : 15 мин.Организация пространства: в центре много места для танцев, стол для жрецов расположен у стены и оформлен в виде горы. На отдельном столике стоит ведерко, наполненное водой, с наклейкой “источник” и стакан с наклейкой “мечта”, здесь же лежат ложки. Стены оформлены картинами импрессионистов и плакатами с высказываниями П. Коэльо. После речи жрецов включается дискотечная музыка. При заполнении дневников включается спокойная музыка. По возможности использовать цветомузыкальное сопровождение или слабое освещение, можно зажечь свечи. На столе у жрецов горят свечи внутри керамической головы овцы. При заполнении дневников включается полный свет.

Ведущий предстает перед участниками в образе совы Ольги и говорит: “Пришло время познакомиться с теми, кто будет сопровождать вас в этом путешествии. Это жрецы, их устами говорят боги Пятой горы: Туммим и Урим - Белый и Черный (перед участниками встают боги, на одном - черная накидка, на другом – белая). Они будут посылать вам разные испытания, после которых вы будете беседовать с богами и рассказывать им, как вам удалось справиться с этими испытаниями, что вы чувствовали, переживали, о чем думали. Вы можете задавать богам вопросы. Но давать ответ или нет - Боги решают сами. Я – Сова - Ольга, не помню точно, сколько мне лет 305 или 2004. Я просто буду вести вас в этом путешествии к славе Воина света”.

Жрецы берут микрофон и по очереди дают задание участникам.

Урим ударяет в гонг (или в барабан): “И воин света сознает, что судьба посылает ему повторение опыта с единственной целью – научить его тому, что он не пожелал усвоить сразу. Настало время первого испытания. Вы гости на этом корабле, и пора вам развлечься. Когда заиграет музыка, вы можете потанцевать на нашем балу, прочесть плакаты и рассмотреть картины”.

Туммим: “Перед тем как отправиться на бал, каждый из вас зачерпнет ложкой живительную влагу из этого источника. Вы будете ходить с ложкой и беречь каждую каплю пока не закончится бал, потом вы сольете воду в этот сосуд вашей мечты. Я жду вас. Подходите и черпайте воду”.

Участники подходят к ведерку с водой, берут чайные ложки, черпают воду и идут на бал. В этот момент включается цветомузыка, зажигаются свечи. Бал длится 3 минуты. Музыка отключается. Участники сливают воду в стакан и занимают свои места.

Ольга: “Вы видели наши лозунги и прошли первое испытание. Теперь возьмите свои дневники. В таблице “Мои жертвы” в столбике № 2 отметьте крестиком, чем вам пришлось пожертвовать в этом испытании, потом переверните страницу, прочтите и выполните задание под заголовком “Первое испытание”. На это вам дается две минуты”. Засекает время и включает спокойную музыку.

Урим ударяет в гонг: “Воин предается отдохновению и веселью, но он всегда настороже”.

Сказав это, Урим беседует с участниками игры и задает им следующие вопросы:

Кто хочет высказаться о том, что сейчас происходило?

Как вы повеселились?

Какие картины вам понравились?

Какое высказывание вы можете преложить в качестве девиза нашей игры?

Туммим берет стакан, наполненный живительной влагой усилиями участников: “Воин света не считает себя свободным. Он волен в поступках, но он раб своей мечты”. Затем он продолжает беседу с участниками игры:

Расскажите, как вы старались беречь живительную влагу вашей мечты?

Насколько трудно было вам одновременно веселиться на дискотеке и носить воду в ложке?

Происходит ли что-нибудь подобное с вами в жизни?

Расскажите о своих жертвах.

Кораблекрушение, спасение в шлюпке для трех человек, беседа с богами, второе испытание, заполнение дневника. Задачи этапа : моделирование поведения участников в ситуации конкуренции (соревнования), направление сознания на осмысление мотивов поведения в ситуации конкуренции.Время на проведение 10 мин.Организация пространства: участники располагаются на палубе (у боковой стены) перед ними поставлены 3 табурета (можно невысокую лавочку), которые символизируют борт корабля. У противоположной стены – стоит шлюпка (журнальный столик) для трех счастливчиков. Потом стулья ставятся в полукруг который завершается столами для жрецов. Во время кораблекрушения включается тревожная музыка. Мерцающий свет в момент кораблекрушения и беседы с богами. Полный свет при заполнении дневника.

Сова: “Вы оказались на Титанике за несколько мгновений до его погружения на дно океана. Сейчас вы собираетесь на палубе (рукой указывает на место сбора). Пред вами (указывает рукой) – борт корабля, за которым бушующий океан. - Пауза для организации пространства. - Вы все хотите спастись. Эта шлюпка - ваша последняя надежда – шлюпка для 3 человек. По команде богов (удар гонга) - вы все побежите к шлюпке и посмотрим, кто спасется?”

Гонг. Включается тревожная музыка. Сова предлагает участникам, оказавшимся в бушующем океане, кричать, звать на помощь, погружаться на дно, пытаться плыть. Действие длиться 1 минуту.

Урим ударяет в гонг и говорит: “Все замерли в тех позах, в которых находились в последний момент. Воин не проводит дни свои в стремлении исполнить ту роль, которую ему предназначили другие. В такие трагические минуты люди обращаются к богам. Поговорите с нами.

Расскажите о своих чувствах, мыслях те, кому удалось спастись?

Какие чувства вы испытываете, когда видите погибающих на ваших глазах людей?

Погибающие, расскажите о своих последних мыслях и чувствах.

Какие переживания у вас возникают, когда вы видите тех, кому удалось спастись?”

Туммим: “Мы Боги - мы можем все. Мы даруем вам жизнь! Все живы, все спаслись”.

Ольга: “Поставьте стулья в круг, снова возьмите дневники, в таблице “мои жертвы” напротив цифры 3 поставьте крестик напротив своей очередной жертвы. Потом найдите страницу с заголовком “Второе испытание” и заполните ее”. Пока ребята заполняют дневник, звучит спокойная музыка.

Туммим бьет в гонг: “Как вы решили мою задачку: “Представьте себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент России, твоя мама и неизвестный тебе ребенок 5 лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать:

Президента.

Зачем? ___________________”

У кого есть другие варианты?

Ольга сидит в кругу и вступает в разговор:

Как ведет себя человек в конкурентной борьбе?

Чем он жертвует в первую очередь?

Спасательная доска только для одного человека. Заполнение дневника. Задачи этапа: эмоциональная поддержка каждого участника игры. Направление эмоций на переживание радости от благородных поступков.Время на проведение : 10 минут.Организация пространства: участники сидят в кругу вместе с Совой. Звучит приглушенная минорная музыка. Горят свечи.

Сова: “Уважаемые путешественники. Боги прислали корабль для вашего спасения, но, к сожалению, вас очень много. Корабль перегрузился и сейчас пойдет ко дну. Эта доска может выдержать на волнах только одного человека. Вы отдаете ее соседу справа от вас и говорите фразу, начиная со слов: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”

Когда все участники высказались, Сова продолжает: “В такие трагические минуты, я ведущая вас к славе, чувствую свою ответственность за вашу жизнь и хочу с вами поговорить. Сейчас каждый из вас принес в жертву собственные интересы ради интересов другого. Что вы чувствовали, когда передавали доску?” Ведущая ведет дискуссию с участниками. Потом ведущая просит участников: “В своем дневнике сделайте отметку в таблице “мои жертвы” в столбце 4. Можете также записать свои переживания на этом этапе”.

Участники прекратили борьбу, каждый погружен в себя. Заполнение дневника. Задачи этапа : моделирование поведения в ситуации ухода. Направление сознания на размышления о ценностях собственной жизниВремя на проведение : 5 мин.Организация пространства . Стулья в полукруг, который завершают столы для богов. Релаксационная музыка. Приглушенный свет

Урим бьет в гонг: “Наступило время следующего испытания. Только что, каждый из вас проявил себя самым благородным образом. Поэтому спасательная доска есть у всех. Но вы так долго уже находитесь в холодном океане, что каждому из вас осталось жить одну минуту. Я предлагаю ровно одну минуту каждому петь любимую песню, кто какую хочет, каждый сам по себе или просто выстукивать ритм ногами, или сидеть молча”.

Туммим: “Минута прошла... Воин остается глух к насмешкам, ибо знает - без воодушевления и опыта всякое обучение пропадет впустую”

Сова сидит с участниками в кругу и ведет дискуссию:

Насколько свойственно вам использовать стиль ухода, уклонения, отказа от цели, от борьбы, погружение в себя, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?

Заполните свой дневник: поставьте крестик в таблице “мои жертвы” в столбце с цифрой 5. Можете также записать свои переживания на этом этапе.

Начало этапа совпало с переменой, поэтому перерыв на перемену включен в игровую ситуацию. Участники оказываются на острове и находят еду. Разрешается выйти из комнаты. Задачи этапа .Эмоциональная разгрузка участников.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства: на столе - газировка, печенье, горшок с цветами. Играет легкая, ритмичная музыка Приглушенный свет.

Урим ударяет в гонг: “Мы - боги даруем вам спасение. Вы заслужили это. Видите этот остров с пышной растительностью (указывает рукой на стол и горшок с цветами). Вот та Земля, к которой вы стремились. На этой земле есть даже пресная вода! Я даю вам 10 минут для отдыха, и мы продолжим наш путь в поисках клада”.

Участники пьют газировку, отдыхают, играет легкая музыка.

Путешественники находят клад в сундуке. Задачи этапа: предложить участникам использовать компромисс в разрешении конфликтных ситуаций.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства : стулья стоят по кругу, в центре которого коробка с предметами. Спокойная, тихая музыка. Полное освещение.

Туммим ударяет в гонг и говорит в микрофон: “Пора поискать клад. Кажется он где-то рядом”. Участники ищут ящик с предметами, который был спрятан заранее в этой комнате.

Урим: “Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достичь этого”.

Один из участников находит клад.

Сова приглашает участников в круг, в центре которого стоит коробка с предметами и говорит: “Перед вами сундук, выберите из него только одну вещь, которая вам пригодится на необитаемом острове, покажите эту вещь группе. Но если, кто-то из членов группы скажет, что вам следует взять другую вещь, вы ему уступите, но при этом, он должен взять ту вещь, на которую укажите ему вы”.

Ведущая сидит в кругу вместе с путешественниками и помогает им определяться с выбором.

Когда все определились с выбором, сова спрашивает участников: “Итак, у всех есть одна вещь. Что вы переживали, когда пользовались этой стратегией: компромисс – человек соглашается с другим на основе взаимных уступок? Поставьте крестик в столбик № 6 в таблице “Мои жертвы”.

Выбор 3 предметов. Жертва богам. Беседа с богами. Записи в дневнике. Задачи этапа: организация участников на групповое сотрудничество, принятие своих и чужих интересов.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства: стулья стоят по кругу, в центре которого коробка с предметами. Тихо звучит ритмичная музыка. Полное освещение.

Ольга: “Итак, у каждого из вас есть вещь, но группа должна включить в список только три вещи из всех, которые можно взять на необитаемый остров. Остальные вещи вы должны пожертвовать в дар богам. Попробуйте решить эту проблему с использованием стратегии сотрудничества. То есть, вы должны сделать выбор, полностью удовлетворяющей интересы всех сторон”.

Путешественники вместе с Ольгой обсуждают конфликтную ситуацию, выбирают 3 предмета.

Ольга спрашивает участников: “Насколько вы удовлетворены групповым выбором?” Затем Ольга предлагает участникам, в благодарность за спасение, отнести дары богам.

9 этап. Заполнение плаката “Конфликт – это”. Присвоение титулов “Воин света” участникам игры. Задачи этапа: извлечение субъективного опыта, связанного с конфликтами. Самоопределение в конфликте.Время на проведение : 10 минут.Организация пространства. стулья стоят по кругу, в центре которого столик на колесах. Фоном звучит ритмичная музыка, в момент присвоения титулов звучит торжественная музыка. Полное освещение.

Ольга: “Мы пережили разные ситуации и опробовали разные способы разрешения конфликтов. Это была игра, вы все живы, в безопасности, все с вами хорошо. Каждый из вас пережил определенный опыт, который может пригодиться и другим людям. Поэтому я приглашаю вас на мозговую атаку. Вы легко создадите плакат: “Конфликт - это..” и украсите его своими рисунками, записями своих мыслей и чувств, которые отражают ваш опыт, переживания конфликта и не только в этой игре, но и в обыденной жизни”.

На подвижном столике лежит лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, столик пускается по кругу. Все участники по очереди пишут слова-ассоциации, записывают свои мысли или рисуют пиктограммы.

Одновременно каждый записывает в свой дневник, понравившиеся ему ассоциации с общего листа.

Ольга: “Вы уже научились стратегии сотрудничества и сейчас легко выберете двух человек, которые представят ваш плакат богам”.

Представление плаката.

Ольга: “Наше путешествие завершается. Я прошу всех подняться и встать в один ряд. Положите руки на плечи друг другу. Смотрите: боги спускаются с Пятой горы к вам”.

Участники встают в шеренгу. Боги идут к ним.

Урим и Туммим Поздравляют участников с завершением путешествия и всем дарят звезды с небес - отличительный знак Воина света. В это время звучит торжественная музыка.

Ведущая приглашает всех участников игры в круг: “Трудно расстаться после стольких испытаний. Я приглашаю всех участников в круг для обсуждения игры. Пока наши Боги растворяются и превращаются в психологов, у вас есть 2 минуты, чтобы прочесть в своем дневнике информацию к размышлению”.

Чтение дневников и обсуждением записей в группе. Задачи этапа : дать возможность всем участникам испытать момент озарения и потом высказаться о своих переживаниях по ходу игры, получить обратную связь от ведущих и своих сверстников, рассказать о приобретенном опыте, высказать свои пожелания.Время на проведение : 15 минут (может быть больше, пока все участники игры не отреагируют свои переживания).Организация пространства: стулья стоят по кругу, в центре которого столик на колесах, на столе горят свечи, играет тихая спокойная музыка.

Боги спустились с небес и разоблачились, сели в круг вместе с участниками. Ольга также - уже просто ведущая.

Психологи задают участникам открытые вопросы:

Как вы совершали выборы?

Какие жертвы вы приносили в нашей игре?

Чем бы вы могли пожертвовать в реальной жизни?

Что нового вы узнали о себе, о своих одноклассниках?

Как вы можете использовать опыт, полученный в игре?

Ведущий: “Мы закончили игру и ее обсуждение. В конце вашего дневника есть несколько страниц, посвященных описанию стилей поведения в конфликте. Вы можете сравнить написанное там с тем, что вы сегодня пережили, написали на большом плакате, рассказали во время обсуждения. Теперь вы легко можете делать сознательный выбор поведения в ситуации конфликта. А сейчас я прошу высказаться об игре наших богов”…

Благодарю всех за участие.

Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.

Оборудование: бланк для игры.

Бланк для игры.

Предметы Мой ответ Р1 Ответ пары Р2 Ответ группы Р3 Ответ экспертов Р 4 Эффек- тивность личная Р 4 - Р 1 Эффек- тивность парная Р 4 - Р 2 Эффек- тивность группы Р 4 - Р 3
Зеркало для бритья
Канистра с водой
етка Сетка от москитов
Одна коробка с армей- ским рационом
Карты Тихого океана
Надувная подушка (спасат. плав. средство)
Канистра нефтегазовой смеси
Маленький транзистор- ный радиоприемник
Реппелент, отпугиваю- щий акул
20 кв м непрозрачного полиэтилена
Бутылка рома крепостью 80 º
15 м нейлонового каната
2 коробки шоколада
Секстант для ориенти- ровки по звездам
Рыболовная снасть
Сумма


Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.

После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).

Мнение экспертов . Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

Список предметов

1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой утолит жажду.

4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание

5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.

10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.

11. 1 бутылка рома крепостью 80 º - содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.

15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):

· 0-30 – высокая эффективность

· 30-60 – средняя эффективность

· 60-120 – низкая эффективность

· свыше 120 – практически отсутствует.

Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):

· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?

· Была ли выработана общая стратегия спасения?

· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

· Ты не согласен с принятым решением?

· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?

· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?

· На какой стадии появился лидер?

· Что заставило прислушаться к его мнению?

· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?

· Какие способы поведения только мешали общей работе?

· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована

Игра «Необитаемый остров» (модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала не­известно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть усло­вия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от слу­чайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожи­данно открылась. В ней есть любые предметы.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут».

После выполнения этой части задания группе дается следую­щая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация та­кова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предме­тов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.

Рефлексия.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие воп­росы:

· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

Loading...Loading...