Кто должен сделать освещение на территории мкд. Садовое освещение как элемент ландшафтного дизайна. Что делать, если вам отказали

Устройство уличного освещения на дачном участке или во дворе частного дома – очень важная задача, которая требует комплексного решения. В отличие от квартиры в многоэтажном доме, ситуация за пределами которой не совсем интересует собственника, владельцам собственных домов необходимо контролировать участок вокруг него. Да и намного лучше вечером прогуляться по свежему воздуху вдоль освещенных дорожек своего двора.

Установка системы уличного освещения двора дома на первый взгляд кажется простым делом. Однако, для нормально работы всего комплекса оборудования, его необходимо правильно подобрать и смонтировать. О том, как сделать освещение на приусадебном участке — далее.

Виды освещения двора в частном доме

Освещение на дачном или приусадебном участке выполняет три функции:

  1. Техническая. Заключается в подсветке участка для обеспечения безопасности перемещения по участку в темное время суток. Для этой цели покупают обычные галогенные или светодиодные фонари. Размещают их вдоль дорожек.
  2. Декоративную. Такое освещение является частью ландшафтного дизайна и служит для того, чтобы при помощи света подчеркнуть всю красоту растительного мира приусадебного участка. Особенно часто многие хозяева подсвечивают альпийские горки, мини-бассейны, клумбы. Для обустройства декоративной подсветки используются цветные фонари широкой палитры. Чтобы картина радовала глаз, некоторые системы декоративной подсветки управляются специальными компьютерами, которые устраивают настоящие цветовые шоу. Правда, стоит отметить, что стоят они довольно дорого и монтировать их должны только специалисты.
  3. Функция безопасности. Освещенный приусадебный участок не привлекает мелких воров, которые постоянно пытаются стащить со двора все то, что «плохо лежит». Даже если хозяев нет дома, то освещенный участок заставит воришек задуматься, стоит ли туда лезть. Порой освещение с датчиками движения работает лучше охранной сигнализации.

Планирование освещения частного двора

Ни один монтаж системы освещения невозможен без детального планирования. В идеале должен быть составлен план размещения источников света с указанием их типа, особенности подключения, типов и размеров проводов, размещения столбов и т.д. Благодаря такому планированию, монтаж освещения на приусадебном участке будет сделать намного легче.

Главным местом, где необходима обязательная установка осветительных приборов, является крыльцо дома и его ворота (калитка). В темное время суток хозяин усадьбы должен контролировать все происходящее у его ворот. Как правило, светильники, которые освещают площадь перед калиткой, снабжают датчиками движения. В таком случае свет будет включаться при приближении человека к воротам. Это очень удобно и к тому же позволяет существенно сэкономить электроэнергию. Обычно в качестве осветительного прибора для таких случаев используют светодиодные прожекторы, которые отличаются прекрасной светоотдачей при небольшом расходе электроэнергии. Другим неоспоримым преимуществом светодиодных фонарей является их большой срок службы в сравнении с другими видами осветительных приборов.

При наличии на участке зон отдыха (зона барбекю, детская площадка, баня с прилегающей территорией) подсвечивается как она, так и дорожки который к ней ведут. Для удобства парковки в темное время суток, должно освещаться место стоянки автомобиля.

При планировании всей системы освещения необходимо четко понимать, каким образом они будут связаны электрическим кабелем. Кабель может быть проложен по воздушной линии между столбами освещения либо по подземному тоннелю. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки.

Монтаж воздушной линии намного проще и дешевле. Однако, для этой операции необходимо покупать специальный кабель, который не будет подвержен растяжениям под воздействием ветра. Также для его подвеса необходимо использовать специальную проволоку, которая будет удерживать его навесу. К тому же, при сильных ураганах существует большая вероятность разрыва кабеля от сильного ветра.

При подземном расположении кабеля он может прослужить несколько десятилетий, ведь на него не действуют внешние силы. Правда, уложенный в траншею кабель необходимо прятать в металлорукав, что добавляет расходы в общую смету.

Установка столбов освещения в частном дворе

При наличии естественных опор для установки фонарей освещения, задача монтажа всей системы значительно упрощается. В качестве естественной опоры может служить стена любого здания или его крыша и т.д. По объективным причинам нежелательно использовать стволы деревьев.

При отсутствии опор их необходимо соорудить самостоятельно. Столбы освещения изготавливают из полых стальных труб, а устанавливают на бетонный фундамент. Для его обустройства выкапывают ямы размером 0,4х0,4 м и глубиной 0,5 м. На ее дно укладывают слой песка или щебня, и устанавливают опалубку. В опалубке проделывается отверстие, в которое проводится гофр. Его выводят наверх, чтобы по нему проложить кабель подключения фонаря. Далее внутрь опалубки устанавливается несколько кусков арматуры, или толстой проволоки в качестве армирующего пояса. Затем внутрь опалубки устанавливаются анкерные болты, к которым будет прикручен столб. После этого опалубка заливается бетоном. Бетон готовят на основании цементно-песчаной смеси в соотношении 1 часть цемента на 3 части песка. Когда места для установки столбов готовы, столбы устанавливаются в вертикальном положении с обязательным выравниванием по уровню. Корректировку проводят при помощи металлических прокладок.

Провода укладываются в траншею глубиной не менее 0,7 м. Расстояние от силового кабеля до ближайшей постройки должно быть не менее 0,5 м. Дно траншеи отсыпается песком или отсевом. Кабель укладывается в защитный металлорукав. После того, как кабель уложен, проводят подключение всей системы. Проводка фонаря подключается к магистральному кабелю при помощи специальных клемм. Скрутки проводов в данном случае недопустимы.

Особое внимание при монтаже системы освещения дворов необходимо уделить выбору силового кабеля. Он должен иметь запас прочности минимум 25% от потребляемого тока всеми осветительными приборами. Например, если все светильники в системе работают при токе 10А, то есть примерно потребляют 2 КВт, то проводка должна быть рассчитана на ток 13-14А. Если на участке планируется дополнительно устанавливать источники света, то трассу лучше проложить с запасом. Выбирать кабель лучше в двойной изоляции, так он будет лучше защищен. Для таких работ вполне подойдет алюминиевый кабель, он стоит гораздо дешевле медных аналогов.

Вся система освещения собирается на одном щитке, на котором устанавливаются автоматы для отключения каждой ветки. Лучше сделать освещение из нескольких веток, так как это даст возможность отключать только одну из них для ремонта.

Выбор светильников освещения двора

В настоящее время выбор наружных осветительных приборов очень высок, что дает возможность собрать систему под свои требования. Все светильники разделяются на несколько групп. В основном деление происходит в зависимости от лампы, которая используется в нем.

  • Галогенные светильники . Свечение галогеновых ламп происходит благодаря пропусканию электрического тока через колбу с парами веществ – галогенов, таких как йод, бром, фтор и т.д. Такие светильники не слишком чувствительны к перепадам напряжения и жестким условиям эксплуатации. Поэтому срок их использования в сравнении с лампами накаливания гораздо больший. Также они гораздо эффективнее «лампочек Ильича», так как при той же светоотдаче, потребляют гораздо меньше электроэнергии. Стоят такие светильники не слишком дорого.
  • Натриевые . Принцип действия таких ламп практически идентичен галогенным. В колбе такой лампы светятся пары натрия. Их свечение имеет теплый, нежный оттенок, что позволяет использовать их для создания различных световых эффектов. Еще одним положительным моментом в работе натриевых ламп является срок их службы, который достигает 30 тыс. часов.
  • Светодиодные лампы. Наиболее современные виды осветительных приборов. Отличаются низким энергопотреблением, большим сроком службы, низкой чувствительностью к перепадам напряжения. Светодиодные светильники могут быть построены на основе одного сверх яркого светодиода или большого количества деталей меньшей мощности. Так как светодиодная лампа является высокотехнологичным изделием, которая имеет специальный контроллер напряжения, цены на эти изделия еще остаются довольно высокими ценами. Однако, стоит отметить, что с каждым годом они снижаются.

Автономные светильники для освещения двора частного дома

Многие собственники участков, на которых происходят частые отключения, предпочитают собирать систему внешнего освещения на основе автономных светильников. Принцип их работы состоит в питании от установленной внутри аккумуляторной батареи. Последняя заряжается в светлое время суток от солнечного элемента.

Преимущества автономных светильников:

  1. Мобильность. Так как при монтаже автономных светильников нет необходимости в монтаже проводки, их можно устанавливать и демонтировать за короткое время. Это позволяет убирать систему с дачного участка на зимний период, если дачей не пользуются.
  2. Небольшие затраты на проведения монтажных работ. Некоторые светильники достаточно просто воткнуть в землю, и они заработают в нужное время. Нет необходимости электромонтажных и земляных работ.
  3. Низкое потребление электроэнергии. В основном автономные светильники построены на основе светодиодных ламп, что позволяет снизить потребление электроэнергии в несколько раз.

Освещение во дворе: фото

Освещение дворов: видео

Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Справка! Если документально не подтверждена принадлежность территории вокруг дома к общему имуществу, включение подобной строки расходов в квитанции на оплату неправомерно и может послужить началом судебных разбирательств.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

23981 02.09.2019 6 мин.

Важную роль в создании благоприятных условий для отдыха и жизни в доме играет освещение на частной территории. Сегодняшний ассортимент уличных светильников насчитывает десятки разнообразных видов освещения, с помощью которых можно создать особенную атмосферу на участке. Ими освещают дорожки, беседки, фасады домов.

Наружное освещение частного дома

Основные задачи уличного освещения:

  1. Декоративная . Создание привлекательного дизайна на территории
  2. Дежурная . Освещение основных путей для удобного передвижения в тёмное время суток
  3. Защитная . Освещение участка для предотвращения проникновения посторонних на территорию.

Уличное освещение частного дома и садового участка― это не только способ осветить территорию, но и своеобразная сигнализация (при наличии датчиков движения или ) и дежурная подсветка. Наружное освещение можно классифицировать двумя категориями: уличными фонарями и светильниками.

Садовые фонари для загородного дома

Фонари для улицы позволяют качественно осветить территорию и создать неповторимый ландшафтный дизайн. Устройства отлично подходят для красивого освещения садовых дорожек и архитектурных объектов.

Ассортимент видов и стилей фонарей позволяет подобрать вариант даже для самого привередливого владельца частного участка: классические, hi-tech, французские, английские и восточные стилизации и многие другие. С разновидностями фонарей уличного освещения на столбы ознакомитесь .

Светильники для дачного участка и двора

Ни один ландшафтный дизайн частной территории не обходится без уличных светильников. Устройства незаменимы как с функциональной, так и с эстетической точки зрения. Правильно выбранные и расставленные светильники до неузнаваемости преобразят участок и придадут ему самобытный стиль. Устанавливаются снаружи дома, как правило, настенные, и освещают придомовую территорию, вход.

Виды: настенные, подвесные для придомовых территорий

Различают:

  • Подвесные
  • Настенные
  • Светодиодные
  • С датчиками движения
  • С датчиками освещённости
  • Встраиваемые в грунт или тротуар светильники.

Подробно о размерах бордюрных камней рассказано .

Все виды светильников для дачи или дома отличаются герметичностью и устойчивостью к воздействиям окружающей среды. Купить любой из них можно в специализированных магазинах осветительных приборов.

При подборе осветительных приборов для дачи или дома следует уделить большее внимание лампам, так как именно они влияют на световые эффекты:

  • Подвесные . Подвешиваются на расстоянии от потолка. Удерживаются с помощью цепи с регулировкой высоты до 1 м. Лучшие места для использования подвесных моделей: экстерьер здания, а также навесы, беседки и прочие вынесенные сооружения.
  • Настенные . Данные модели устанавливаются на фасады зданий, опоры, невысокие колонны и консоли. Их также можно встроить в ступеньки или стену благодаря пластиковому корпусу со специальным креплением, а также сделать .
  • Светодиодные . Светодиодные модели эффективно экономят электроэнергию (в 2-3 раза по сравнению с другими видами осветления) и отличаются эстетически приятным внешним видом. А также повышенным сроком эксплуатации и высокой надёжностью. Подобные модели отлично работают при низких температурах и обладают противоударными свойствами. Читайте также про светодиодные прожекторы для уличного освещения .

  • С датчиком освещённости . Устройства с датчиками освещённости автоматически включат все или выборочное количество светильников с наступлением сумерек.
  • . Постоянное освещение в тёмное время суток ― это лишняя трата средств за электроэнергию. Избежать этого помогут датчики движения, с помощью которых освещение будет включаться только при движении человека по территории. Совет: чтобы датчик не реагировал на домашних животных необходимо немного уменьшить его чувствительность. В идеале лучше всего объединить светильники с датчиками движения и освещённости в одну систему, что полностью автоматизирует освещение.
  • Встраиваемые . Представляют собой устройства, встраиваемые в грунт, тротуар и ступеньки. Позволяют осветить дорогу к дому, бассейну или беседке.

Установка уличной подсветки

Самостоятельно установить уличные светильники для загородного дома― не так сложно. Главное соблюдать несколько важных правил и изучить возможные способы монтажа.

Столбы для улицы

Фонарные столбы позволяют не только установить мощное освещение на территории, но и выполняют эстетическую функцию в ландшафтном дизайне. Для эффективной установки столбов необходимо сопоставить следующие параметры:

  • Ориентировочную высоту столба
  • Мощность источника света
  • Интенсивность и яркость светильника.

Только при грамотном анализе вышеуказанных факторов столбы будут установлены правильно, и владелец участка избежит создания «слепых зон».

При установке столбов важно знать глубину промерзания земли (например, в Москве это 140 см, а в северных районах ― до 240 см).

Кронштейны для установки снаружи дома

Кронштейны представляют собой самостоятельную опору для фонарей и светильников. Благодаря кронштейнам светильники устанавливаются на фасады домов, стены, фонарные столбы и другие места, что позволяет их использовать для освещения двора.

Как сделать наружное освещение своими руками

Для самостоятельной установки наружного освещения понадобится три больших группы приборов:

  1. Осветительные устройства . Светильники, фонари и так далее.
  2. Контрольная техника . Оборудование для управления и автоматизации уличного освещения. Например, задавания таких параметров, чтобы освещение включалось в определённое время суток или даже в конкретный день.
  3. Коммуникации . К этой группе относятся различные кабели, трубы, клеммы, стяжки и другие вещи, используемые при монтаже.

Этапы монтажа

Работа по монтажу освещения состоит из нескольких масштабных этапов.

Проектирование

Если в вашем доме есть бассейн или уличная лестница, то такое освещение будет смотреться очень изыскано.

Первым делом необходимо создать план и разбить все осветительные приборы на группы, например устройства для освещения дорожек в саду в одну, а подсветка фасада ― в другую.

Подготовка

После этого начинается этап подбора мест для устройств, в них выкапываются ямки. Они и послужат опалубкой для последующей заливки фундамента. Все ямки нужно соединить неглубокими (около 400 мм) траншеями . Затем от крайней ямки для светильника прокладывается траншея к дому, чтобы завести провода в электрощиток.

Всю информацию про уличные светодиодные фонари на столбы найдете .

Прокладывание коммуникаций

Следующий этап заключается в прокладывании электрических кабелей. В траншею засыпается слой песка и укладывается провод, обернутый в специальный металлический рукав. Каждая группа приборов должна подключаться отдельным кабелем. Все кабели нужно засыпать 100 мм слоем песка и сверху уложить кирпичом в один слой.

Вместо кирпича можно использовать щебень, который также поможет защитить кабели от механических повреждений.

Там, где будут установлены светильники, необходимо вывести провода петлёй наружу. Затем залить яму бетоном, а канавы засыпать вырытой землёй.

Установка самих приборов

Сначала нужно разобрать осветительное устройство: отделить светильник от установочного элемента. Затем сложить кабель в петлю и разрезать его, зачистить концы и продеть сквозь элемент установки.

После монтажа установочного элемента нужно подключить светильник к проводке и установить его на пятку.

Важно: не стоит забывать о заземлении. При отсутствии заземления высок шанс поражения электрическим током и выходом осветительных приборов из строя. Поэтому всю уличную проводу необходимо прокладывать трёхжильным кабелем.

Автоматизация освещения

В самом простом варианте автоматизация освещения представляет собой совместную работу и датчиков движения. При монтаже системы управления необходимо устанавливать индивидуальный датчик на каждую группу осветительных приборов.

Данная система позволяет включать только отдельные группы приборов. Например, только дежурное освещение. Это существенно сэкономит средства.

Наружное освещение как часть ландшафтного дизайна

Наружное освещение играет огромную роль в ландшафтном дизайне территории. Всего несколько правильно выбранных и установленных фонарей, и сад приобретёт совсем иной вид в тёмное время суток.

В зависимости от желаний владельца частного дома, участок можно оформить в разнообразных стилях. Это могут быть фонари в стиле «модерн», которые станут отличным дополнением современного ландшафтного дизайна . Или же наоборот использовать размеренный стиль «ампир», с помощью которого сад приобретёт умиротворённый и гармоничный вид.

Где расположить светильники

Красивого эффекта можно добиться при установке фонарей около стволов ветвистых деревьев. Приборы будут рассеивать свет сквозь листву, что добавит местности атмосферный вид.

Подобные устройства позволяют красиво оформить фасад дома и придать ему привлекательный вид в тёмное время суток.

Не стоит забывать и о декоративном освещении. Мило и уютно смотрятся светильники вдоль садовых дорожек. Их можно соорудить самостоятельно благодаря специальным формам.

О том, как сделать форму для садовых дорожек узнаете .

При выборе светильников для декоративного украшения фасада подойдут маломощные модели 3-5 Ватт . А при самом оформлении следует обратить внимание на вектор подсветки. Например, если нужно оформить первый этаж, то светильники лучше всего расположить между или под окнами, а свет направить на углы здания и просто вниз.

Угловые модели светильников можно расположить в районе перекрытий между вторым и первым этажами, а свет направлять вниз.

Преимущества уличных светодиодных светильников на столбы изложены .

Светильники для беседок

В беседках используются подвесные светильники. Яркость и тип осветительного прибора подбираются в соответствии с назначением беседки. Это может быть место для уютных вечерних бесед или же чтения и учёбы. Для первого случая понадобятся светильники с мягким и рассеянным освещением, а для второго ― более яркие и мощные источники освещения.

Видео

На видео проиллюстрировано, как установить светильник для освещения садового участка своими руками:

Уличные светильники для дома это отличный способ творческой реализации владельца частного участка, а также возможность лишний раз обезопасить территорию от посторонних. В последнее время набирают популярность . Это не только удобно, но и экономно. С уличным освещением участок преобразится в тёмное время суток, создав очаровательную и приятную атмосферу во дворе.

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

Loading...Loading...