Нефедьева Н.П. Психоаналитическая терапия как развитие сознания. Понятие собственного я и его структура в психологическом познании

Сознание собственного «Я»

Это сознание представляет собой неразрешимую загадку, если смотреть на душевную жизнь человека как на механическое отражение в сознании физических состояний человеческого организма, потому что с точки зрения этого взгляда можно объяснить собственно не единство сознания во всем разнообразии его действительных явлений, а только одинаковость связи этих явлений в силу объективно данных условий.

Следовательно, было бы ошибкой смотреть на душевную жизнь человека, как на механически определенный ряд психических явлений или комплексов этих явлений, а не как на сознание самого сознания, как безусловного единства и как действительной причины психических явлений, ибо такой подход является совершенно достаточным, чтобы можно было раскрыть тайну сознания человеческой личности, не заменяя фактов гипотезами.

Фактически человек существует, как живой организм, деятельность которого необходимо связана всеобщими законами физического мира. Поэтому, как в своей физической природе, так и во всем содержании своей физической жизни человек является собственно вещью внешнего мира и, как всякая вещь, связан со всеми другими вещами этого мира механическим законом взаимодействия.

Однако внутренний процесс человеческой жизни непосредственно сознается человеком не как особая форма выражения физических движений организма и даже не как простое отражение в сознании объективно данных отношений мира и организма, а как последовательное развитие живых состояний самого же сознания. И если бы не было сознания «Я», душевная жизнь была бы невозможна, потому что психические явления тогда могли бы связываться между собою лишь по чисто механическим соотношениям сходства или различия, существования или последовательности, а эта механическая связь представляет собой не душевную жизнь, а только простой механизм душевных явлений. В сознании же «Я», отдельные психические явления связываются вместе единством самого сознания и, в силу этой связи, последовательное положение явлений становится процессом жизни сознания. Следовательно, живут собственно не психические явления, а живет сознание, и сознание живет только в том случае, когда оно создает себя самого, т.е., когда оно есть самосознание, следовательно, - когда оно и есть личность истинного человека, и в своей деятельности выражается как личность сознанием «Я».

Объединяя научные теории, невролог доктор Антонио Дамасио берется исследовать важные вопросы - о сознании, понимание собственного «я» и природу ума, экспериментально и на практике.

Его первая неспециализированная книга «Descartes "Error» была опубликована в 1994 году и привела к коренному слому в понимании того, какую роль играют эмоции в человеческой рациональности и принятию решений. Его последняя книга «Self Comes to Mind» исследует как люди и некоторые животные развивают понимание собственного «я», и, что это говорит нам о природе ума.

Рассматривая собственное «я» и эмоции, мы в конце концов приходим к выводу, что они имеют общую цель, и эта цель - упорядочивать нашу жизнь.

Эмоции - это одни из самых инструментов, которые помогают лучше регулировать жизнь. Они позволяют нам справляться с угрозами и возможностями. А роль собственного «я», значит, такая же.

Мы развивали ум, чтобы получить лучшее видение мира, это необходимо для того, чтобы выжить. Его «я» - это как паспорт организма .

Осознание собственного «Я» и развитие самооценки личности всегда было актуальными для человека, который хочет добиться в жизни успеха. В настоящее время актуальность высокой самооценки велика, так как именно она способствует карьерному росту, является решающей в общении с людьми и формировании жизненной позиции человека. Отражая уровень удовлетворения не удовлетворение собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха в деятельности, достижения цели определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

«Я-концепция» - это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений о себе. Однако следует заметить, что в отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит бессознательное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармонии.

Многие ученые рассматривали эту проблему. Известный психоаналитик Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между его реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»). А. Маслоу видел внутреннее противоречие в несоответствии реального уровня самоактулизации индивида, его возможном уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактулизуватися. В своих концепциях самоактулизации личности как стремление к самовыражения Маслоу дает описание требований, которым должен соответствовать индивид . Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает: кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Е. И. Бойко представлены результаты исследований научной школы в познании физиологических механизмов психической деятельности. Учёным анализируется предложенный в школе новый подход к решению психофизиологической проблемы происхождения «Я». Описан новый оригинальный метод изучения физиологических механизмов высших психических процессов человека, полученные с его помощью результаты и теоретические обобщения, касающиеся мозговой организации произвольного внимания, избирательного восприятия, следов кратковременной памяти, актов умственного сопоставления объектов, произвольных двигательных реакций по предварительной словесной инструкции.

Итак, «Я-концепция» - это оценочно-познавательная система, переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Э. Фромм отмечает: «Мое собственное« Я »должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укоренено в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить ». Итак, образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивают роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает идентификацию, личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции «Я-концепции» проявляется в вербализованной форме: собственному желанию - «я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я хочу» . Следует отметить, что центральным компонентом «Я-концепции» является самооценка личности. Самооценка выполняет регулирующую и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми.

Мелани Кляйн (1882-1960) большое значение придает доэдипальным стадиям развития индивида, на которых явно прослеживаются как объектные отношения, так и элементарные защитные механизмы. Эти выводы Кляйн противоречат и классическим, и более современным взглядам психоаналитиков на процесс развития ребенка.

Она обнаруживает, что уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются такие проявления Я и Сверх-Я, которые Фрейд относил к более поздним стадиям развития, например, к фаллической. В книге 1932 г. "Психоанализ детей" и в более поздних своих работах "Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям" 1940 г., "Заметки о некоторых шизоидных механизмах" 1946 г., она показала, что уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются два противоположных инстинкта - влечение к жизни и влечение к смерти. Влечение к смерти воспринимается младенцем как преследование, поэтому, чтобы справиться с этим страхом, он обороняется с помощью примитивные защитных механизмов.

Для развития личности эффективна достаточно высокая общая самооценка, что соотносится с адекватными частичными самооценками разного уровня. Стойка и одновременно достаточно гибкая самооценка, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, накопленного опыта, оценок других людей, - оптимальна как для личностного роста, так и для продуктивной деятельности. Отрицательной этом отношении чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также слишком неустойчива, такая, что меняется при наименьших воздействий.

Самосознание личности чутко регистрирует с помощью механизма самооценки соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Важным компонентом образа «Я» личности является самоуважение, которая определяет соотношение настоящих достижений и того, на что человек претендует, рассчитывает. Американский психолог У. Джемс предложил формулу определения самоуважения, в числителе которой представлены реальные достижения индивида, в знаменателе - его притязания .

Идеалом разностороннего разложения человека есть гармоничная личность. Представление человека о самом себе не всегда адекватное, а именно, когда не совпадают ее реальное «Я» с представлением ее идеального «Я». Считают, что личность достигает самосовершенствования только путем внутренней борьбы и кризисов. Однако есть и другой взгляд, в частности М. Мольц считал, что кризис можно контролировать. «Никогда не поздно изменить образ собственного «Я», а значит начать новую жизнь», - писал он и как путь к счастью предлагал выработать положительное отношение к самим себе. Чем высшей процент правильных положительных представлений человека о себе, тем безпроблемнее его жизнь. Настоящий оптимист не ругает себя даже когда в чем-то проигрывает, терпит неудачу, а анализирует, ищет ошибки и просчеты, а потому в дальнейших действиях успехи закрепляются, а неудачи корректируются. Усиливается координация «Я», что фактически означает личностный рост.

Поэтому, следует заметить, что роль самооценки в развитии личности весьма значительна. Она влияет на жизнь человека, его отношение к окружающим и к самому себе. Самоосознание своего собственного «Я» означает новый этап в развитии личности, поскольку становится возможным овладение процессом ее развития, активного и целенаправленного воспитания, и как следствие достижения целей, которые перед собой ставит человек.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал:“Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии .

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций".

Содержание свободных ассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т.п.). Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы). Его задача – слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути.

Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний.

Выделяют следующие приемы аналитического метода:

1) Инструкция относительно процедуры психоанализа.

2) Вопросы для получения информациии прояснения содержания.

3) Реконструкция – описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать.

4) Конфронтация – привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признать что-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать. Иногда, за существенным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивление лечению со стороны Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическая реакция . Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер * ), его оценка продвижения рассматривается как санкция. Если терапевт заранее уяснит для себя характер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, ему легче будет анализировать развивающийся трансфер.

5) Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании).

6) Интерпретация – указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания. Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания, опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознает историю, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация – предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента. Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмировать и создать новую систему защит. Основное условие – отсутствие оценки со стороны аналитика Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной. Выделяют различные виды интерпритаций по нескольким критериям.

Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения.

Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме.

Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.

Интерпретация

Горизонтальная.

Позволяет выявить сходные темы в аспектах опыта клиента (например: «Вы чувствуете, что жена, начальник и обстоятельства – все против вас.»). Обрисовывает проблему, позволяет понять ее смысл.

Вертикальная.

Проникает в источник психоло- гического конфликта, возвращая к точке фиксации (например: «Вы боялись говорить об этом, потому что думали, что я буду смеяться над вами, как это делал ваш отец.»).

ВЫВОДЫ

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

подлинного бытия неподлинного бытия небытия - Представителями философии экзистенциализма являлись:

А. Шопенгауэр К. Ясперс М. Хайдеггер А. Камю Ф. НицшеГ. ЗиммельН. Бердяев

    Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни Ницше / Бергсон / Дильтей / Шпенглер / Зиммель

    Сверхчеловек Ницше – это

новый биологический вид, следующий за человеком / сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками / идеал философа-художника, творца новых ценностей

Общее в философии Ницше и экзистенциалистов – мысль о вечном возвращении / идея сверхчеловека / тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей

    Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … б ытие человека. истинное, внутриличностное / природное / социальное

    Экзистенциализм – это учение о

основных модусах человеческого существования / бессознательном / происхождении Вселенной / невозможности познать мир / способах религиозной медитации

    Продолжение фразы З. Фрейда, характеризующей цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно стать …».

____Я________________

    Считал, что христианство это болезнь человечества

А. Камю / К. Маркс / Ф. Ницше / Н. Бердяев / К. Ясперс / Л. Фейербах

Представителем философии жизни является

М. Хайдеггер / Г. Гегель / Ф. Ницше / З. Фрейд

    «Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал В. Шеллинг / Ф. Ницше / Ф. Энгельс / Г. Гегель

    Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира и философии

А. Шопенгауэра / В. Шеллинга / Г. Гегеля / И. Фихте

    Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как

Вольтер, Дидро, Гельвеций / Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше / Кант, Гегель, Фихте

      Декарт, Спиноза, Лейбниц

    Э. Гуссерль является создателем

психоанализа / персонализма / феноменоногии / герменевтики

    «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители

феноменологии / прагматизма / персонализма / герменевтики

    «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал

А. Бергсон / К. Маркс / Ф. Ницше / О. Конт

    В бунте против абсурда видел смысл жизни человека

М. Хайдеггер / З. Фрейд / К. Маркс / А. Камю

Сторонник волюнтаризма –

Спиноза / Декарт / Шопенгауэр / Гоббс / Лейбниц

Проблема отчуждения и свободы является основной в

экзистенциализме / неотомизме / неопозитивизме / критическом рационализме / структурализме

8. Русская философия

Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений – критерии истинного знания / смысл истории / судьба России / доказательство бытия Бога

    Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться

личным интересом / совестью / правовыми нормами / логикой

    Идея всеединства - исходный пункт философии

Соловьева / Белинского / Герцена / Писарева / Михайловского

Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал

В. И. Вернадский / Н. Ф. Федоров / Л. Н. Гумилев / К. Э. Циолковский / Н. К. Рерих

    Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется универсализм / космизм / консерватизм / либерализм / почвенничество

    Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –

разум / воля / нравственность / способность к труду

    Основная проблема русской религиозной философии –

бытие / свобода / познание / всеединство

    Исходным пунктом становления русской религиозной философии была наука / богословие / литература / практика

    Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе –

почвенники / славянофилы / западники / народничество / кадеты

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты глубинной психологии

1.1 История возникновения глубинной психологии

1.2. Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма

Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда

2.1. Психоанализ. Понятие и суть

2.2. Ключевые понятия ученых и роль сновидений

2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Глава 3. Гипноз

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня, как и во времена первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легко найти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему же психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. В связи с этим предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:

1) Психоанализ. Понятие и суть.

2) Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

3) Ключевые понятия учения.

4) Роль сновидений

5) Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа.

Задачи: 1.рассмотреть психоанализ, историю создания;

2.проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;

3.сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;

4.узнать ключевые понятия учения;

5проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений в психологии.

Объект: психоаналитическое направление в психологии.

Предмет: Личность и ключевые понятия в психоанализе.

Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 лет создания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ – самый действенный метод в психотерапии и самая емкая система знаний мировоззрения Личности.

А ктуальность данной темы: Психоанализ является фундаментальным учением как в психотерапии, так и в самой психологии, т.к. здесь раскрыта вся глубина человеческой психики и сознания. С помощью психоанализа мы всё больше узнаем всю «поднаготную» личности современного человека. На основе глубинной психологии были основаны многие направления в этой малоизученной науки, такие как постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личности человека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многие ученые даже и не подозревали. Кроме этого, в числе заслуг Фрейда также есть метод, которым пользуются многие психиатры и до сих пор, излечивающий истерию и различные комплексы. Как сказал Бугер, если бы не было Фреда, то его надо было бы выдумать.

Глава 1.

Теоретические аспекты Глубинной психологии.

1.1.История возникновения глубинной психологии.

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.

Фрейдизм – и в этом его заслуга – стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.

Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда.

1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.

Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.

Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.

Глава 2.

Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

2.1. Психоанализ.Понятие и суть.

Психоанализ - не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

2.2. Ключевые понятия учения.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом

З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид.

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.

Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.

Замещение – смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. – срыв гнева на более слабом.)

Проекция - приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п… («Никому нельзя доверять, - говорит человек, не всегда честный в своих поступках).

Рационализация – позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.

Изоляция – удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.

В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако, если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.

Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт , обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий » сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет . Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальная конституция и инфантильные перживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации:

1. Оральная стадия (первый год жизни). Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов). Результат фиксации – получение удовольствия от курения, сарказма. Также – оральная агрессия, чувство зависимости от других.

2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой). Фиксация – выражается в двух типах индивид. особенностей: первый – подавление импульсов – ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй – протест – гнев, агрессивность, бунтарство.

3. Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия (отсутствия пениса). Эрогенная зона – гениталии. Переживание конфликта – Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.

4. Латентная стадия (5-6-лет). Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.

5. Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта). Частные влечения подчиняются либидо.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

Роль сновидений.

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии , так как во время сна ослабевает контроль и запретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

٠ Сгущение – комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т.п.

٠ Смещение – проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.

٠ Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.

Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” - вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление - вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному - мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности . Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу - в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея - она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал:Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии .

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».

Содержание свободных ассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны . В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т.п.). Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы). Его задача – слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути.

Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний .

Выделяют следующие приемы аналитического метода:

1) Инструкция относительно процедуры психоанализа.

2) Вопросы для получения информациии прояснения содержания.

3) Реконструкция – описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать.

4) Конфронтация – привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признать что-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать. Иногда, за существенным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивление лечению со стороны Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическая реакция . Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер ), его оценка продвижения рассматривается как санкция . Если терапевт заранее уяснит для себя характер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, ему легче будет анализировать развивающийся трансфер.

5) Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании).

6) Интерпретация – указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания. Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания, опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознает историю, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация – предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента. Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмировать и создать новую систему защит. Основное условие – отсутствие оценки со стороны аналитика… Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной. Выделяют различные виды интерпритаций по нескольким критериям.

Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения.

Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме.

Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.

Гипноз.

Гипнозом называется способность впадать в особое состояние, похожее на сон, при котором пациент сохраняет способность действовать под влиянием лица, погрузившего его в гипнотическое состояние. Характерная особенность этого состояния – необыкновенная восприимчивость ко всяким внушениям и приказаниям. Пробуждается загипнотизированный только после приказания, но ничего не помнит.

Гипноз возможен и без внушения, например, встречающийся иногда у некоторых лиц естественный сомнамбулизм (снободрственное состояние), или лунатизм, то есть способность говорить, ходить и действовать во сне.

Гипнотизм был известен с незапамятных времен. Еще римляне пользовались этим видом воздействия на человека. Жрецы Египта и брамины Индии впервые открыли гипнотизм. Они чрезвычайно широко стали пользоваться этой силой, производили огромное впечатление на людей. Личности, часто гипнотизируемые, утрачивают способность сами гипнотизировать. Установлено, что умеющий гипнотизировать умеет с успехом действовать и на самого себя, отсюда вывод: особенным даром обладают те лица, которые умеют властвовать над собственными желаниями. У алкоголиков, курильщиков, наркоманов и вообще людей с дурными наклонностями не бывает большого запаса гипнотической силы. Способность гипнотизировать, влиять на других людей и действовать на себя присуща людям, одаренным силой воли и энергии.

Каждый может развить у себя силу воли, энергию и способность к гипнотизму, если он действительно этого желает.

По научному, гипноз – это искусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; так называемые сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболее глубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, когда слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (например, боли), наблюдается высокая внушаемость, что используется в лечебных целях.


Заключение.

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Фрейд дал импульс многим направлениям науки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понять многое, что считалось таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сих пор вызывает неутихающую полемику. Развитие, идущее через борьбу мнений, дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания.

Заслуги Фрейда перед наукой позволяют поставить его имя в один ряд с именами Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

Список использованной литературы:

1. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.: Ника-Центр, 2001.

2. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донского, В.Ф.Круглянского – Минск.: Поппури, 1999.

3. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – Москва, 1997

4. Фрейд З. Сочинения. – Москва 1987.

5. Немов Р.С. Психология, книга 1. Москва 2000

7. Прохоров А.М. Советский Энциклопедический Словарь, Москва, 1989.

8. Ворник Б.М. Сексология. Справочник. Минск 1993

9. Маклаков А.Г. Общая психолгогия. Санкт-Петербург 2004

10. Годфрид М. Психология и психиатрия.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 1999

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва 1997.

13. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – Москва, Наука 1979.

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, Москва, 1980.

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, Институт психологии, Москва, Наука 1977.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание, Москва, Политиздат, 1977.


ТРАНСФЕР – перенос на психоаналитика чувств, которые клиент ранее испытывал к другим людям, прежде всего к родителям.

Внутрипсихические конфликты

Проводя различие между вытесненным и вытесняющим, Фрейд внес уточнения в понимание бессознательного психического и природы внутрипсихических конфликтов. Психоаналитическое представление о Сверх--Я позволило по-новому взглянуть на те внутриконфликтные ситуации, которые часто возникают вокруг Я.
Дело в том, что предпринятое Фрейдом структурирование психики показало существенные слабости человеческого Я, сталкивающегося не только с наследствен-ными бессознательными влечениями индивида, но и с приобретенными им в ходе развития бессознательными силами.Черпая свое Сверх--Я из Оно, Я оказывается как бы под сильным нажимом со стороны наследственного бессознательного (Оно) и приобретенного бессознательного (Сверх--Я). Сверх--Я глубоко погружено в Оно и в значительной степени отделено от сознания, чем Я. Более того Сверх--Я стремится приобрести независимость от сознательного Я.
В результате подобного стремления Сверх--Я начинает проявлять себя как некая критика по отношению к Я, что в результате оборачивается для Я ощущением соб-ственной виновности.
Инфантильное Я вынуждено слушаться своих родителей и подчиняться им. Я взрослого человека, подчиняется категори-ческому императиву, воплощением которого является Сверх-Я. И в том и в другом случае Я оказывается в подчиненном положении. Разница состоит лишь в том, что в случае инфантильного Я давление оказывается со стороны, извне, в то время как Я взрослого человека испытывает давление со стороны своей собственной психики, изнутри.
Сверх--Я может оказывать столь сильное дав-ление на Я, что оно становится как бы без вины виноватым. Если родители только взывают к совести ребенка и прибегают в качестве вос-питания к мерам наказания, то Сверх--Я взрослого человека, или его совесть, само наказывает Я, заставляя его мучиться и страдать. Наказание извне заменяется на-казанием изнутри. Муки совести приносят человеку такие страдания, попытка бегства от которых завершается уходом в болезнь. Так, в понимании Фрейда, Сверх--Я вносит свою, не менее значительную лепту, чем Оно, в дело возникнове-ния невротических заболеваний.
Если Сверх-Я пользуется самостоятельностью и приобретает свою независи-мость от Я, то оно может стать таким строгим, жестким и тираническим, что спо-собно вызвать у человека состояние меланхолии.
Под воздействием сверхстрогого Сверх--Я, унижающего достоинство человека и упре-кающего его за прошлые деяния и даже за недостойные мысли, Я взваливает на себя бессознательную вину и становится крайне беспомощным. Находясь под воздействием сверхстрогого отношения к самому себе, человек может впасть в приступ меланхолии, при котором Сверх--Я будет внутренне тер-зать его. Это не означает, что приступ мелан-холии — постоянный и неизбежный спутник тех больных, у которых Сверх--Я оли-цетворяет наиболее строгие моральные требования к их собственному поведению.
Говоря о формировании Сверх--Я, Фрейд подчеркивал, что строгость этой инстанции обусловлена строгостью родителей, придерживающихся жестких методов воспитания ребенка. Создается впечатление, что Сверх--Я односторонне воспринимает те функции родителей, которые связаны с запретами и наказаниями. Можно также предположить, что методы воспитания ребенка, включаю-щие в себя ласку и заботу, а не наказание и принуждение, будут способствовать образованию не жесткого, а скорее мягкого Сверх--Я. Подчас именно так и бы-вает. Однако здесь нет какой--либо прямой зависимости.
В реальной жизни час-то оказывается, что даже при использовании мягких методов воспитания, когда угрозы и наказания со стороны родителей сведены до минимума, может сфор-мироваться не менее жесткое и тираническое Сверх--Я, как это случается при твер-дом воспитании, основанном на методах насильственного принуждения к по-слушанию.
Воспитывая ребенка, родители руководствуются, как пра-вило, не своим Я, олицетворяющим разум и рассудок, а предписаниями собственно-го Сверх-Я, основанными на идентификации со своими родителями. Несмотря на возникающие в процессе воспитания расхождения между Я и Сверх--Я, сознательными и бессознательными интенциями, в большинстве случаев по отношению к де-тям родители воспроизводят все то, что некогда испытывали сами, когда их собствен-ные родители налагали на них различного рода ограничения.
Сверх-Я ребенка формируется не столько на основе примера своих родителей, сколько по образу и подобию родительского Сверх-Я. Как заме-чал Фрейд, Сверх--Я ребенка наполняется тем же содержанием, становится носи-телем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые продол-жают существовать на этом пути через поколения. Нередко в семьях складываются такие ситуации, когда родители, не имевшие возможность проявить себя в какой-либо сфере деятельности, предпринимают всяческие попытки к тому, чтобы их дети пошли по пути, о котором они сами меч-тали. Они прибегают к строгим методам воспитания, заставляя своих детей делать то, к чему те не предрасположены или не испытывают ни малейшего желания. В результате подобного воспитания у детей формируется такое Сверх--Я, функцио-нальная деятельность которого сказывается, в свою очередь, на их собственных детях.
Для Фрейда Сверх--Я выступает в качестве совести, которая может оказывать тираническое воздействие на человека, вызывая у него постоянное чувство винов-ности. Это — одна из функций Сверх--Я, изучение которой способствует понима-нию внутриличностных конфликтов.
Другая, не менее важная функция Сверх--Я заключается в том, что оно является носителем идеала. В этом смысле Сверх--Я представляет собой тот идеал (Я-идеал), с которым Я со-измеряет себя. Если совесть олицетворяет собой родительские заповеди и запре-ты, то Я--идеал включает в себя приписываемые ребенком совершенные качества родителей, связанные с его восхищением ими и подражанием им. Стало быть, в Сверх--Я находит свое отражение та амбивалентность, которая ранее наблюдалась у ребенка по отношению к своим родителям. Не случайно возникновение Сверх-Я продиктовано, с точки зрения Фрейда, важными биологическими и психологичес-кими факторами: длительной зависимостью ребенка от родителей и эдиповым комплексом.
В итоге Сверх--Я оказывается, с одной стороны, носителем моральных ограничений, а с другой — поборником стремления к совершенствованию. Таковы две основные функции, которые выполняет Сверх--Я в структуре личности.
В понимании Фрейда, помимо совести и идеала, Сверх--Я наделено функцией самонаблюдения. Человек как бы постоянно находится под бдительным оком особой внутренней инстанции, от которой невозможно спрятаться.

«Несчастное» Я

Осмысление клинического материала, анализ сновидений и переосмысление содержащихся в философских и психологических трудах представлений о бессознательном привели Фрейда к необходимости про-ведения различий между предсознательным и бессознательным. Но он не ограни-чился только этим и попытался более обстоятельно разобраться в природе выде-ленных им видов бессознательного. Ориентация на углубленное исследование способствовала появлению и развитию новых идей, которые стали составной ча-стью психоанализа.
Согласно Фрейду, Сверх--Я и сознательное не совпадают между собой. Как и Я, Сверх--Я может функционировать на бессознательном уровне. На предшествующих стадиях становления и развития психоанализа считалось, что именно Я осу-ществляет вытеснение бессознательных влечений человека. Однако по мере того, как идея структуризации психики получала свою поддержку, а представления о Сверх--Я переставали выглядеть чем--то из ряда вон выходящим, Фрейд несколь-ко по--иному подошел к пониманию механизма вытеснения. Во всяком случае, он выдвинул предположение, что в процессе вытеснения значительную роль играет именно Сверх-Я. По мысли Фрейда, вытеснение производится самим Сверх--Я или Я, действующим по заданию Сверх--Я. Благодаря акту вытеснения Я защищается от настойчивых и неотступных влечений, содержащихся в Оно. Акт вытеснения осуществляется Я обычно по пору-чению его Сверх-Я, той инстанции, которая выделилась в самом Я. В случае ис-терии Я защищается тем же самым способом и от мучительных переживаний, возникших вследствие критики его со стороны Сверх--Я, то есть использует вытеснение в качестве приемлемого для себя оружия защиты. Таким образом, в психо-аналитической модели личности оказывается, что Я действительно вынуждено обороняться с двух сторон. С одной стороны, Я пытается отразить нападение от непрестанных требований бессознательного Оно. С другой стороны, ему прихо-дится защищаться от укоров совести бессознательного Сверх--Я. По мнению Фрейда, беззащитному с обеих сторон Я удается справиться только с самыми грубыми действиями Оно и Сверх--Я, результатом чего является бесконечное тер-зание самого себя и дальнейшее систематическое терзание объекта, где таковой доступен.

Там, где было Оно, должно стать Я.

Деление психики на сознательное и бессознательное стало основной предпосылкой психоанализа. Фрейд выдвинул важное теоретическое положение о том, что сознательное не является сущностью психического. Фрейд подчеркивал, что у данных сознания имеются различного рода пробелы, не позволяю-щие компетентно судить о процессах, которые происходят в глубинах психики. И у здоровых людей, и у больных часто наблюдаются такие психические акты, объяснение которых требует допущения существования психических процессов, не вписывающихся в поле зрения сознания. Поэтому Фрейд считал, что имеет смысл допустить наличие бессознательного и с позиций науки работать с ним, что- бы тем самым восполнить пробелы, неизбежно существующие при отождествле-нии психического с сознательным. Ведь подобное отождествление является, по существу, условным, недоказанным и представляется не более правомерным, чем гипотеза о бессознательном. Между тем жизненный опыт, да и здравый смысл ука-зывают на то, что отождествление психики с сознанием оказывается совершенно нецелесообразным. Более разумно исходить из допущения бессознательного как некой реальности, с которой необходимо считаться, коль скоро речь идет о пони-мании природы человеческой психики.
Целесообразнее, стало быть, не ограничиваться упованием на сознание и иметь в виду, что оно не покрывает собой далеко всю психику. Тем самым Фрейд не только пересмотрел ранее существовавшее привычное пред-ставление о тождестве сознания и психики, но и, по сути дела, отказался от него в пользу признания в психике человека бессознательных процессов. Более того, он не просто обратил внимание на необходимость учета бессознательного как та-кового, а выдвинул гипотезу о правомерности рассмотрения того, что он назвал бессознательным психическим. В этом состояло одно из достоинств психоаналити-ческого понимания бессознательного.
Нельзя сказать, что именно Фрейд ввел понятие бессознательного психического. До него Гартман провел различия между физически, гносеологически, метафизически и психически бессознательным. Однако если немецкий философ ограничился подобным разделением, высказав весьма невнятные соображения о психически бессознательном и сконцентрировав свои усилия на осмыслении гносеологических и метафизических его аспектов, то основатель психоанализа поставил бессозна-тельное психическое в центр своих раздумий и исследований.
Для Фрейда бессознательное психическое выступало в качестве приемлемой гипотезы, благодаря которой открывалась перспектива изучения психической жизни человека во всей ее полноте, противоречивости и драматичности.
Идеи о бессознательном психическом были выдвинуты Фрейдом в первой его фундаментальной работе «Толкование сновидений». Именно в ней он подчеркнул, что внимательное наблюдение над душевной жизнью невротиков и анализ снови-дений дают неопровержимые доказательства наличия таких психических процес-сов, которые совершаются без участия сознания.
В отличие от тех, кто усматривал в бессознательном лишь теоретическую конструкцию, способствующую установлению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривал бессознательное как нечто реально психическое, характери-зующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из этого в рамках психоанализа предпринималась попытка осмысления бессознательного посредством выявления его содержательных харак-теристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.
Фрейд исходил из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание — это отнюдь не обязательный про-цесс, поскольку, с точки зрения Фрейда, далеко не все психические акты непремен-но становятся сознательными. Некоторые, а быть может, и многие из них так и оста-ются в бессознательном, не находят возможных путей доступа к сознанию.
Психоанализ нацелен на раскрытие динамики раз-вертывания бессознательных процессов в психике человека.
Отличие психоаналитического понимания бессознательного от тех трактовок его, содержавшихся в предшествующей философии и психологии, состояло в том, что Фрейд не ограничился рассмотрением соотношений между сознанием и бессознательным, а обратился к анализу бессознательного психического для выявления его возможных составляющих. При этом он открыл то новое, что не являлось объектом изучения в предшествующей психологии. Оно состояло в том, что бессознательное стало рассматриваться с точки зрения наличия в нем несводящихся друг к другу составных частей, а главное — под углом зрения функциони-рования различных систем, в своей совокупности составляющих бессознательное психическое. Как писал Фрейд в «Толковании сновидений», бессознательное об-наруживается в качестве функции двух раздельных систем. В понимании Фрейда, бессознательное характеризуется некой двойствен-ностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как та-ковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике. Для основателя психоанализа признание наличия двух систем в бессознательном стало отправной точкой его дальнейшей исследователь-ской и терапевтической деятельности.
Нанесенный психоанализом психологический удар по нарциссическому Я заставил многих теоретиков и практиков по--новому взглянуть на человека, который традиционно считался символом и оплотом сознательной деятельности. Фрейд же в своей исследовательской и терапевтической работе стремился показать, каким образом и почему самомнение человека о всесилии и всемогуществе своего Я пред-ставляется не чем иным, как иллюзией, навеянной желанием быть или казаться таким, каким он не является на самом деле. При этом основатель психоанализа значительное внимание уделил раскрытию именно слабых сторон Я, чтобы тем самым развеять существующие иллюзии о его всемогуществе. Это вовсе не означало, что подчеркивание в исследовательском плане слабого Я оборачивалось в практике психоанализа низведением человека до несчастного суще-ства, обреченного на вечные страдания и муки вследствие своего бессилия перед бес-сознательными влечениями, силами и процессами. Напротив, терапевтические усилияпсихоанализа преследовали важную цель, направленную на укрепление слабого Я.
В рамках психоанализа реализация данной цели означала такую перестройку органи-зации Я, благодаря которой его функционирование могло быть более независимым от Сверх--Я и способствующим освоению территории Оно, ранее неизвестной человеку и остающейся бессознательной на протяжении его предшествующей жизни. Фрейд исходил из того, что поскольку Я пациента ослаблено внутренним кон-фликтом, то аналитик должен придти к нему на помощь. Используя соответствующую технику, основанную на психоаналитической работе с сопротивлениями и перено-сом, аналитик стремится оторвать пациента от его опасных иллюзий и укрепить его ослабленное Я. Если аналитику и пациенту удастся объединиться против инстинк-тивных требований Оно и чрезмерных требований Сверх--Я, то в процессе психоана-литического лечения происходит преобразование бессознательного, подавленного в предсознательный материал, осознание бесплодности предшествующих патологи-ческих защит и восстановление порядка в Я. Окончательный исход лечения будет зависеть от количественных отношений, то есть от доли энергии, которую может мобилизовать аналитик у пациента в пользу аналитической терапии по сравнению с количеством энергии сил, работающих против исцеления как такового.
Вместе с тем структуризация психики и рассмотрение Я через приз-му опасностей, подстерегающих его со стороны внешнего мира, Оно и Сверх--Я, поставили Фрейда перед необходимостью осмысления того психического состоя-ния, в котором может пребывать беззащитное Я. Как показал основатель психоана-лиза, подвергнутое опасностям с трех сторон и неспособное всегда и во всем давать достойный отпор, несчастное Я может стать сосредоточением страха. Дело в том, что отступление перед какой--либо опасностью чаще всего сопровождается у человека появлением страха. Беззащитное Я сталкивается с опасностями, исходящи-ми с трех сторон, то есть возможность возникновения страха у него троекратно увеличивается. Если Я не может справиться с грозящими ему опасностями и, со-ответственно, признает свою слабость, то в этом случае как раз и возникает страх. Точнее говоря, Я может испытывать три рода страха, которые, по мнению Фрейда, сводятся к реальному страху перед внешним миром, страху совести перед Сверх--Я и невротическому страху перед силой страстей Оно.

Loading...Loading...