Темы статей по юридической психологии. Связь юридической психологии с уголовным процессом (на примере психолого-правового анализа отдельных норм права). Юридическая психология - это что

- ÄuccefitfiaöU6H.HMe исследование -

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основные подходы к определению понятия, особенности формирования у субъектов правоприменения

Современная наука накопила множество различных подходов к пониманию правовой психологии. Так, в настоящее время она разрабатывается с позиций философии, социологии и юриспруденции. Однако общепринятой характеристики и определения элементов ее структурно-функциональной модели не существует. Большинство ученых правовую психологию рассматривают лишь в качестве структурного элемента правосознания. Такой подход, на наш взгляд, недооценивает ее самостоятельное значение и рассматривает данное понятие лишь в узком смысле как совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, интересов, привычек, отражающих отношение людей к действующему праву.

Другой подход к рассмотрению правовой психологии был предложен основоположником судебной психологии А.Р. Ратиновым, который, указав на ограниченность последней, предложил разграничить понятие предмета и его научное отражение, именуя первый - правовой психологией, а второй - юридической психологией. Таким образом, данный автор указывает, что юридическая психология - наука, отрасль психологической теории, а правовая психология - совокупность психических явлений, механизмов, закономерностей, связанных с нормативно-правовой регуляцией и юридически значимым поведением, изучаемым этой наукой1.

Заслуга автора в том, что он, исследуя правовую психологию, рассматривает ее не как элемент правосознания, а как отдельный пласт психических явлений эмоционально волевого компонента. Но решая вопрос о соотношении правосознания и правовой психологии, А.Р. Ратинов утверждает, что в конкретных реальных проявлениях они становятся взаимопроникающими2. И это действительно так.

Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности (конкретного человека), всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп)3. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения, к праву, государству, законодательству через определенные психологические реакции.

Однако более распространенной является точка зрения, согласно которой правовая психология охватывает феномены не только группового и массового, но и индивидуального сознания.

Как правильно замечает И.Ф. Рябко, «общественное сознание не может существовать помимо инди-

видуального сознания. Общее содержание, принципы правосознания проявляются через сознание индивидов, а они испытывают на себе непосредственное воздействие среды, личных интересов, влияния окружающих людей, то есть всего того, что мы называем индивидуальными особенностями бытия и сознания»4. В.А. Чефранов, касаясь этой проблемы, отмечает, что отдельный индивид не только испытывает воздействие социальной среды, но и сам оказывает на нее влияние. «В этом смысле, - пишет он, - каждая отдельная личность в определенной мере воздействует на формирование общественных правовых идей и чувств»5.

Некоторые авторы считают, что выделение чувств и переживаний по поводу права и правовых явлений в особый вид правовых чувств неверно. Такую позицию занимает А.В. Мицкевич, который аргументи-руетее т ем, что данные чувства являются аналогом морально-психологической оценки правовой действительности6.

Но многие авторы придерживаются иного мнения, полагая, что правовые чувства представляют собой самостоятельное явление. С.С. Алексеев, например, указывает: «Правовые чувства (эмоции) - это переживания, которые испытывают люди в связи с изданием (или не изданием) юридических норм, их реализацией (или отсутствием реализации). Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, нетерпимое или равнодушное отношение к праву - все это относится к правовым эмоциям. Во многих случаях переживания здесь имеют в той или иной степени моральный характер. Но им свойственно и «чисто» правовое содержание, которое может быть обозначено как чувство права и законности, т.е. такой социально-психологический настрой, при котором люди непосредственно одобрительно реагируют на факты укрепления права и законности и отрицательно - на любой, даже малейший факт произвола и беззакония»7.

Более того, в юридической литературе встречаются высказывания о том, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания8.

На наш взгляд, приведенное мнение неверно, так как правовая психология - наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем членам общества. Именно через правовые эмоции право реализует свои главные качества - гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права

Закон и право 03 2007

Виссе^ационные исследование

выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной и в том числе правоприменительной практики.

В духовной жизни и деятельности правоприменителя постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обостренное внимание к собственному внутреннему миру порождают у человека глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться.

В поисках ответа на вопросы человек все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок недостаточен для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих образ жизни и деятельности человека. И тогда ему на помощь приходит система, формирующая сознание. Она вносит в сознание человека знание принципов, норм, правил и предписаний общества.

Важнейшими элементами системы, формирующей правовую психологию и поведение правоприменяю-щего субъекта, являются:

а) социальная среда;

б) личность с ее индивидуальными качествами и особенностями;

в) определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремятся передать своим членам9.

Однако пусковым механизмом правового поведения личности, формирования ее правовой психологии являются правовые установки.

По мнению А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой, под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении него в соответствии с этой оценкой10. Сущность установки в правовой сфере определяется как «предрасположенность личности к восприятию содержания нормы права, его оценке, готовность к совершению действия, поступка, имеющего юридическое значение»11.

Современная юридическая наука постоянно отмечает, что наши взгляды, установки, ценности и поведение порождаются и поддерживаются прежде всего социальными факторами; социальные же факторы, или социальная среда, оказывают решающее влияние на формирование сознания и поведение человека. Отсюда следует, что формирование правовой психологии у субъекта правоприменения протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов социализации его личности.

Под социализацией понимается процесс становления и развития личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе12.

В психологическом аспекте социализация понимается как процесс усвоения и активного воспроизводства в собственном опыте индивида богатства коллективного опыта, системы социальных связей и от-

ношений. При этом активной стороной, субъектом процесса социализации признается индивид.

И действительно, на психологию человека, в том числе на его правовую психологию, особое влияние оказывает многосложная и противоречивая окружающая среда, которая не является чем-то абстрактным; она конкретна и выражается в отношениях и поступках окружающих личность других людей. При определенной активности и соответствующих возможностях индивид сам может выбирать себе социальную микросреду, именно ту, которая более всего соответствует его ценностям, в том числе правовым представлениям.

Представители именно такой социальной среды своим мышлением и поведением закладывают основы становления и развития профессионального правового сознания, где особая роль отводится функционированию правовой психологии, поскольку позитивное поведение соответствующей личности в конкретной социальной среде соприкасается прежде всего с такими психологическими факторами, как способность располагать к себе людей и вызывать у них доверие, устанавливать межличностные контакты, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уравновешенность и самообладание в сложных жизненных ситуациях и др. В этом смысле индивид всегда понимает ценностные ориентации референтной для него группы (коллектива)13.

Таким образом, правовая социализация представляет собой объективный процесс индивидуального внедрения субъекта права в систему объективно существующих социально-правовых связей и отношений.

В психологическом аспекте, считает Ю.И. Новик, она тесно связана с формированием системы свойств и качеств, а также механизмов саморегуляции поведения индивида, необходимых для его адаптации к специфике поведения и взаимоотношений в сфере права и для обеспечения его социально активного поведения14. А это в итоге закладывает основу для становления определенных элементов правовой психологии и профессионального правосознания.

Развитие и формирование правовой психологии субъектов правоприменения, ее специфические особенности также во многом зависят и от политического устройства общества, от того, по каким принципам осуществляется государственное управление, от политических событий и динамики изменения политических отношений. Постоянное участие данных субъектов в политической жизни позитивно влияет на осознание последними своих гражданских пр

  • ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ НОРМ, СОДЕРЖАЩИХ ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

    ЛУКЬЯНЕНКО М.Ф. - 2008 г.

  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ В МЕХАНИЗМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВООБРАЗОВАНИЯ

    ДЕРХО ДАНИИЛ СЕРГЕЕВИЧ - 2014 г.

  • Связь юридической психологии с уголовным процессом (на примере психолого-правового анализа отдельных норм права)

    юридический психология этикет

    «Многие процессы и явления, изучаемые... юридической наукой, - указывает Б.Ф. Ломов, - не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и группового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, характера, межличностных отношений и т.д.».

    В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучающей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участников процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности органов расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.

    То есть, доказывание истины в уголовном процессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностями психолого-гносеологического характера.

    Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства». Аналогичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть познаны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установленных судебной психологией».

    Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких, как непосредственность, устность (ст. 240 УПК РФ) и гласность (ст. 241 УПК РФ) судебного разбирательства, неизменность состава суда (ст. 242 УПК РФ), вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. юридический психология этикет уголовный

    Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регулирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования.

    Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов.

    И, во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влияний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса.

    И хотя законодатель не прибегает к собственно психологическим терминам, процедура расследования (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в установлении истины по делу.

    И в этом процессе все более серьезную помощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологическая наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментария отдельных явлений или процессов, психологического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы.

    Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде постоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохранительной деятельности в стране.

    А это в свою очередь предполагает создание психологической службы в системе правоохранительных органов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое главное -- постоянную практическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время проведения обыска и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилактических мероприятий и т.п.

    Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов является рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу.

    Сам процесс поиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными в психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов человека как субъекта деятельности.

    Практика судопроизводства показывает, что учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.

    В этой связи в ряде уголовно-процессуальных норм имеет место отражение указанных психологических закономерностей как необходимого условия достоверности результатов расследования и вынесения справедливого заключения (например, учета эмоциональных состояний обвиняемых, психологических особенностей потерпевших и т.п.).

    Уголовный кодекс РФ содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер.

    Вот некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д.

    Судебное разбирательство нельзя рассматривать как процесс психологического исследования, однако исторический опыт развития права требует учета психологических факторов для установления истины.

    Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел.

    Основная форма использования психологических познаний в современном уголовном процессе - это судебно-психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

    Личность - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек 11 .

    Одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа "неприкосновенности личности" (ст. 10 УПК РФ). Или: при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и "личность виновного" (ч.3 ст. 60 УК РФ). Термин "личность виновного" употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2 ст. 73 УК РФ). Целый раздел (VII)

    Особенной части УК РФ посвящен "преступлениям против личности". Ч.1. ст.9 УПК РФ гласит: «В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья». Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовно-процессуального права с психологической наукой и ее прикладной отраслью -юридической психологией.

    Юридическая психология - это научная и практическая дисциплина, которая направлена на изучение психологических закономерностей системы «человек-право», исследует советы, которые улучшают результативность данной системы.

    По большому счету, назначение юридической психологии - это необходимость модернизировать практику органов правосудия.

    Запросы на сегодняшний день требуют большого мастерства и компетентности сотрудников правоохранительной системы как основного фактора, который, с одного бока, предоставляет защиту интересов частных лиц и организаций от противозаконных вмешательств, а с другого,- выдерживание, при всем этом, законных прав и интересов коллектива и граждан и следование этническим нормам. Профессиональная осведомленность в большей мере измеряется возможностями правоведа: комплексом психологических факторов или, как еще можно сказать, психологической культуры.

    Юрист в профессиональных ситуациях при общении, должен уметь пользоваться навыками и приемами своих знаний, кроме этого в его психологическую культуру должен входить комплекс психологических знаний, который помимо психологических характеристик отдельных юридических профессий включает также психологию юридического труда и психологию деятельности и личности. Безусловно, юридическая онлайн консультация бесплатно всегда актуадьна.

    В основе юридической психологии лежат психологические проблемы согласования права и человека как звеньев одной системы. Данная наука изучает комплекс объективных закономерностей определяющихся ярко выраженными юридическими аспектами этой дисциплины. Юридическая психология, кроме всего выше перечисленного, изучает человека во всей полноте и разрабатывает следующие психологические основы: ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ); преступного поведения (структура личности потерпевшего и их роль в генезисе преступного поведения, криминогенная ситуация, структура личности преступника, структура преступной группы, преступный стереотип); правопослушного поведения (мораль, общественное мнение, социальные стереотипы, правосознание); правоохранительной деятельности (следственная психология, судебно-психологическая экспертиза, психология судебного процесса, профилактика правонарушений); психологии несовершеннолетних (психологические особенности проблем, изложенных выше).

    К задачам, решаемым юридической психологией, относятся разработки научных рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности, успешному осуществлению задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление, строгому соблюдению законности, а также изучения психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельные лица, группы и коллективы.

    В нашей стране, с развитием таких дисциплин как психология потерпевшего, следственная психология, криминальная психология и других, в последнее время стала развиваться психология юридического труда.

    Сегодня юридическую психологию определяют как науку, в основе которой лежит изучение различных психологических аспектов деятельности и личности в условиях правового регулирования, а кроме этого, в которой, только при системном подходе, можно добиться решения поставленных задач.

    Несмотря на то, что юридическая психология, как мы убедились из вышесказанного, дисциплина достаточно самостоятельная и обособленная, она все же переплетается со смежными психологическими дисциплинами, отличающимися от нее. Примером может послужить исправительно-трудовая психология которая кроме педагогики и исправительно-трудового права, связана еще с социальной психологией и психологией труда. Стоит отметить что, чтобы решить одну из важных проблем — эффективность правоохранительной деятельности - надо объединить в юридической психологии как юриспруденцию так и психологию, что должно положительно сказаться на обогащении обеих наук.

    Синтез двух противоположных тенденций: интеграции различных наук и возрастающей дифференциации, которая с прогрессом аналитических методов науки приводит к появлению специальных дисциплин, типично для современной науки. Эта тенденция в области человекознания сочетается с синтетическими подходами к реальным целостным или сложным видам человеческой деятельности. Потому-то специализация знаний в области человекознания переплетается чаще всего с комплексным слиянием отдельно взятых учений в общую теорию какого-нибудь образования, свойства или вида человеческой деятельности.

    На сайте образовательного центра «Сократ+» представлен широкий выбор бесплатных курсовых и курсовых по символической цене в базе готовых работ, выполненных штатными авторами .

    Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

    Психологические науки

    Ключевые слова: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ; ОСУЖДЕННЫЕ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ; ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ; ПОЖИЗНЕННЫЕ СРОКИ; PENAL SYSTEM; STAFF OF THE CORRECTIONAL INSTITUTIONS; CONVICTED; PSUCHOLOGICAL PHENOMENON; PSYCHOLOGICAL SUPPORT; LONG TERMS OF IMPRISONMENT; LIFE IMPRISONMENT.

    Аннотация: В статье представлен научный обзор актуальных современных исследований в области юридической психологии. Результаты публикаций затрагивают как прикладную, так и фундаментальную научную проблематику. В статье отражены вопросы психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также психологического сопровождения исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении различных категорий осужденных.

    Студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники активно пользуются фондами научной и учебной литературы. При этом могут возникать определенные сложности в вопросах ориентирования в достаточно большом количестве издаваемой литературы. С целью облегчения поиска информации по актуальным проблемам юридической психологии подготовлена статья по наиболее значимым вопросам данной области, подготовленным и обсуждаемым сотрудниками Вологодского института права и экономики ФСИН России.

    Исследования авторов Вологодского института права и экономики ФСИН России в области юридической психологии направлены на изучение психологических феноменов, психологическую подготовку курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также психологическое сопровождение осужденных.

    Значительный блок исследований, проведенных в последние годы, направлен на изучение психологических особенностей курсантов.

    Так, Басина Т.А. рассматривает в своих публикациях особенности учебной мотивации и представлений курсантов ведомственного вуза об осужденных. Автором представлены развернутые результаты исследований курсантов, обучающихся на разных курсах . По схожей тематике проведено исследование Маришина С.В., направленное на изучение представлений выпускников Вологодского института права и экономики ФСИН России о своей будущей профессиональной деятельности. В частности, автором рассматриваются критерии выбора курсантами профессии, профессиональные качества, наиболее значимые для сотрудников уголовно-исполнительной системы, возможные трудности при прохождении службы .

    Анализу развития ценностных ориентаций в процессе профессионального становления курсантов первого и третьего курсов обучения ведомственного вуза посвящена статья Прокопьевой С.А. Полученные автором эмпирические данные свидетельствуют, что имеются статистически значимые различия в структуре ценностных ориентаций у заявленных категорий респондентов .

    В настоящее время в ФСИН России особое внимание уделяется профилактическим мерам по предотвращению нарушений служебной дисциплины и недопущению преступлений среди личного состава.
    Е.В. Вахрамова отмечает, что одним из путей укрепления законности среди сотрудников уголовно-исполнительной системы стало проведение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Проведение таких исследований среди выпускников Вологодского института права и экономики ФСИН России осуществляется непосредственно перед выпуском с их добровольного письменного согласия. Автором отмечается, что результаты исследований необходимо учитывать при определении подразделений и должностей для последующего назначения выпускников .

    Важным вопросом, затронутым в статье Миронычевой К.Е., Соболевым Н.Г., является процесс адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе. Авторами рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации выпускников, их роль, а также даются рекомендации по оказанию специализированной помощи молодым специалистам .

    Одной из частых проблем, с которой сталкиваются сотрудники уголовно-исполнительной системы в профессиональной деятельности, являются конфликты. Так, Маришин С.В. рассматривает типы деловых конфликтов, их категории, последствия конфликтов, способы улаживания конфликтов в профессиональной деятельности . Некоторыми авторами изучаются особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях в отдельных группах сотрудников.

    Лобановой Е.С. и Федосеевой И.А. рассматривается феномен позитивного мышления в контексте его значения в вопросах профилактики стрессовых состояний у сотрудников исправительных учреждений. Анализируются результаты эмпирического исследования связи уровня профессионального стресса и аспектов позитивного мышления сотрудников отдела охраны .

    Актуальными остаются вопросы проявления эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений, включенных в служебное общение с осужденными, и предлагаются направления работы по его профилактике.

    Исследование Черкасовой М.А. и Позднякова В.М. посвящено изучению особенностей возникновения, специфики протекания и развития профессионального выгорания у различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах прохождения службы. Обосновано понятие «психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников УИС России», описаны предложенные авторами научная модель явления и технология психологического мониторинга профессионального выгорания сотрудников ФСИН России. Для эффективной реализации психологического мониторинга предложены меры организационно-правового, содержательно-психологического и процессуально-методического характера .

    Баламут А.Н. анализирует испытываемые затруднения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при непосредственном взаимодействии с осужденными к пожизненному лишению свободы. При этом автором рассматриваются возможные варианты самостоятельного преодоления сотрудниками стрессогенных факторов .

    Многими авторами раскрываются особенности профессиональной деятельности и предъявляемые требования к личностным и деловым характеристикам сотрудников управления по конвоированию УИС, представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций, социальных мотивов, выявлены ресурсы стрессоустойчивости данной категории сотрудников .

    Исследования Сперанской А.В. и Прокопьевой С.А. направлены на изучение профессионально важных качеств начальников отрядов исправительных учреждений .

    Баламутом А.Н. и Черкасовой М.А. рассматриваются вопросы совершенствования психотерапевтического направления деятельности пенитенциарного психолога. Авторами приводятся результаты полуструктурированного интервью, проведенного с практическими психологами территориальных органов ФСИН России, в котором сотрудниками выделены ключевые направления психотерапии, наиболее востребованные в деятельности пенитенциарного психолога, определены трудности при организации психотерапевтических мероприятий в исправительных учреждениях .

    Ряд публикаций сотрудников института посвящен прикладным проблемам психологического сопровождения исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении различных категорий осужденных. Наиболее разработанными в научном плане стали психологические аспекты работы с осужденными, отбывающими длительные и пожизненные сроки лишения свободы.

    Посредством психодиагностического инструментария Баламутом А.Н. определены особенности планирования своей жизни осужденными, находящимися в условиях социальной изоляции свыше двадцати лет. К таковым он относит стремление осужденных к условно-досрочному освобождению, а также актуальную нереализованную потребность личности в полноценной, активной и эмоционально насыщенной жизни . Рассматриваются вопросы использования системы критериев оценки личности осужденного к пожизненному лишению свободы с учетом возможности предоставления условно-досрочного освобождения.

    Вопросам психологического сопровождения процесса отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осужденных молодежного возраста к пожизненному лишению свободы посвящено исследование Соболева Н.Г. и Панкратовой А.А. .

    Быстровой Т.В. показан теоретический обзор публикаций и исследований, касающихся состояния изученности жизнестойкости в зарубежной и отечественной науке. Ряд исследований автора направлен на изучение особенностей жизнестойкости и ее взаимосвязи с индивидуально-психологическими особенностями личности различных категорий осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы . Т.В. Быстровой и В.М. Поздняковым разработаны типологии осужденных мужского и женского пола с учетом особенностей жизнестойкости, а также представлена и экспериментально апробирована психотехнология, направленная на преодоление дефицитарности по компонентам жизнестойкости, способствующая созданию условий для просоциального самосовершенствования личности .

    Рогач В.Г. рассматривает проблему переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и мероприятия по психологической коррекции негативных переживаний в местах лишения свободы. Рогачем В.Г. и Поздняковым В.М. представлены методические рекомендации по оптимизации переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы, разработанные с учетом результатов эмпирического и экспериментального исследований .

    Осиповой О.Ю. и Матвеевой О.С. раскрывается проблема совладающего поведения в стрессовых ситуациях осужденных к длительным срокам лишения свободы, являющихся злостными нарушителями режима отбывания наказания в исправительном учреждении. Эмпирически выявленные копинг-стратегии позволяют прогнозировать поведение осужденных, как в период отбывания наказаний, так и влиять на их постпенитенциарный прогноз. Также авторами предлагаются рекомендации, направленные на психологическую коррекцию неконструктивных стратегий и оптимизацию совладающего поведения .

    Соболев Н.Г. и Михайлов А.Н. представляют результаты эмпирического исследования психологических особенностей автобиографической памяти осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении с учетом времени нахождения человека в условиях социальной изоляции и тяжести совершенного преступления. Авторами доказывается, что оценка тематики автобиографической памяти важна для получения представлений об источниках и механизмах самодетерминации осужденных и структур их самосознания, которые определяются разнообразием феноменологических форм самопрезентации личности .

    В статье Штефана Е.Ф. описываются особенности смысложизненных ориентаций осужденных, придерживающихся норм тюремной субкультуры, и предлагаются направления работы по их психологической коррекции .

    Коноваловой Н.А. раскрываются проблемы формирования адекватной временной перспективы у осужденных в условиях исправительного учреждения. Рассмотрено понятие временной перспективы, обозначены ее особенности у осужденных, предложены методы ее формирования .

    Широкий спектр исследований, посвященных теоретическим подходам к определению содержания и структурных составляющих психологии правосознания, содержанию представлений осужденных о праве и законе, о справедливости , проблемам изучения, структуре и функциям психологии группового правосознания осужденных , раскрыт в публикациях Сучковой Е.Л.

    Ракитской О.Н. дан анализ психологических особенностей личности мужчин, осужденных за преступления экстремистской направленности .

    Большое количество исследований посвящено проблеме психологического сопровождения исполнения наказаний в отношении осужденных женщин. Так, Ракитская О.Н. и Морозова Н.О., рассматривая проблему совершения женщинами преступлений насильственного характера, анализируют социально-психологические причины насильственного поведения, возможности восстановления и развития свойств личности, обеспечивающих их ресоциализацию, обосновывают необходимость коррекции отношения к семье . Лобанова Е.С. в статье представляет результаты эмпирического исследования доминирующих манипуляций, используемых осужденными женщинами в условиях исправительного учреждения . Особенности ценности семьи женщин молодежного возраста, осужденных за детоубийство раскрываются в исследовании Осиповой О.Ю . Сучкова Е.Л. на основе изучения представлений осужденных женщин о содержании и функциях неформальных норм и правил поведения в исправительных учреждениях подготовила рекомендации для сотрудников исправительных учреждений по противодействию влиянию неформальной нормативной системы тюремного сообщества .

    Научные труды Бабурина С.В. и Чиркова А.М. направлены на изучение проблемы преодоления негативных последствий пенитенциарного стресса у осужденных. Авторами обсуждается сущность стратегии психотерапии стрессовых и психических личностных расстройств у осужденных с целью их ресоциализации на основе развития духовной сферы .

    Матвеевой О.С. и Осиповой О.Ю. раскрываются вопросы, кающиеся социальной адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из специализированных учреждений, а также описывается программа социального сопровождения несовершеннолетних, содержащихся в группах риска, склонных к повторному совершению преступлений. Представленная программа позволяет добиться положительных результатов в деле успешной социальной адаптации деликвентных подростков, обеспечив им необходимые в социуме условия .

    Необходимо отметить содержательное наполнение и практико-ориентированный характер выполненных научных статей профессорско-преподавательским составом института. Вышеуказанные статьи будут востребованы и полезны для проведения научных исследований, подготовки к учебным занятиям по вопросам психологического обеспечения пенитенциарной деятельности.

    Список литературы

    1. Басина Т.А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – №1 (68). – С. 18-20; Басина Т.А. Особенности представлений курсантов ведомственного вуза об осужденных // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 7. – С. 182-186.
    2. Маришин С.В. Особенности представлений выпускников ведомственного вуза ФСИН России о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2017. – № 3 (39). – С. 100-103.
    3. Прокопьева С.А. Развитие ценностных ориентаций в профессиональном становлении курсантов // Юридическая наука и практика альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. – Самара, 2017. – С. 252-254.
    4. Вахрамова Е.В. Особенности проведения специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа в отношении выпускников ведомственного вуза ФСИН России // II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации (Казань, 29 августа-02 октября 2016 г.): сб. материалов. Под общ. ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. – 2016. – С. 127-133.
    5. Миронычева К.Е., Соболев Н.Г. Факторы, влияющие на процесс адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения: сб. материалов международной научно-практической конференции (к 60-летию принятия ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). – Вологда, 2016. – С. 275-279.
    6. Маришин С.В. Конфликты в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики материалы: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 385.
    7. Лобанова Е.С., Федосеева И.А. Позитивное мышление и его связь с уровнем профессионального стресса сотрудников исправительных учреждений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – № 2 (34). – С. 82-87.
    8. Черкасова М.А., Поздняков В.М. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: монография – Вологда, 2016. – 135 с.
    9. Баламут А.Н. Актуальные вопросы психологического обеспечения сотрудников УИС, непосредственно взаимодействующих с осужденными к пожизненному лишению свободы. // II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации (Казань, 29 августа-02 октября 2016 г.): Сб. материалов. Под общ. ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. – 2016. – С. 440-447.
    10. Прокопьева С.А., Осипова О.Ю. Особенности ценностных ориентаций у сотрудников управления по конвоированию // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил): сб. материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общ. ред. П.В. Голодова. – Вологда, 2017. – С. 43-48; Прокопьева С.А. Проявления социальных мотивов у сотрудников управления по конвоированию ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – №2. – С. 47-50.
    11. Сперанская А.В. Диагностика профессионально важных качеств у начальников отрядов исправительных учреждений // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил): сб. материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общ. ред. П.В. Голодова. – Вологда, 2017. – С. 57-62; Прокопьева С.А., Сперанская А.В. Место умственных способностей в структуре профессионально важных качеств у сотрудников воспитательного отдела // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 515.
    12. Баламут А.Н., Черкасова М.А. Актуальные вопросы совершенствования психотерапевтического направления деятельности пенитенциарного психолога // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – №1 (33). – С. 69-72.
    13. Баламут А.Н. Изучение жизненных планов осужденных к пожизненному лишению свободы с учетом возможности условно-досрочного освобождения // Международный пенитенциарный журнал. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 133-136.
    14. Соболев Н.Г., Панкратова А.А. К вопросу о психологическом сопровождении процесса отбывания наказания вич-инфицированными осужденными молодежного возраста к пожизненному лишению свободы // Психолого-педагогическое обеспечение исполнения наказаний в отношении осужденных молодежного возраста: сб. материалов научно-практического семинара. Под общ. ред. С.В. Маришина. – Вологда, 2017. – С. 73-79.
    15. Быстрова Т.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и психологических защит с уровнем жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2016. – № 4 (27). – С. 33-38.
    16. Быстрова Т.В., Поздняков В.М. О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы // Прикладная юридическая психология. – 2017. – №1 (38). – С. 30-36.
    17. Рогач В.Г., Поздняков В.М. Методические рекомендации по оптимизации переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2015. – №3 (31). – С. 52-57.
    18. Осипова О.Ю., Матвеева О.С. Стратегии совладающего поведения осужденных к длительным срокам, являющихся злостными нарушителями режима содержания // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8-4 (50). – С. 55-57.
    19. Соболев Н.Г., Михайлов А.Н. Особенности автобиографической памяти осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в ИУ // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 1 (38). – С. 48-54.
    20. Штефан Е.Ф. Направления работы по психокоррекции смысложизненных ориентаций осужденных, придерживающихся норм тюремной субкультуры // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 727.
    21. Коновалова Н.А. Формирование адекватной временной перспективы у осужденных: понятие, субъекты, методы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 317.
    22. Сучкова Е.Л. Представления осужденных о праве и законе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 3 (71). – С. 205-209.
    23. Сучкова Е.Л. Теоретико-методологические проблемы изучения психологии группового правосознания осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – № 3 (35). – С. 76-80.
    24. Ракитская О.Н. К вопросу о психологических особенностях лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – Рязань, 2016. – С. 898-901.
    25. Ракитская О.Н., Морозова Н.О. Об эффективности психокоррекции отношения к семье у женщин, осужденных за преступления насильственного характера // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2014. – №3 (27). – С. 99-102.
    26. Лобанова Е.С. Об аспектах обучения сотрудников исправительных учреждений способам взаимодействия с осужденными к лишению свободы женщинами, использующими манипуляции // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 366.
    27. Осипова О.Ю. Особенности ценности семьи женщин молодежного возраста, осужденных за детоубийство // Психолого-педагогическое обеспечение исполнения наказаний в отношении осужденных молодежного возраста: сб. материалов научно-практического семинара. Под общ. Ред. С.В. Маришина. – Вологда, 2017. – С. 89-92.
    28. Сучкова Е.Л. Рекомендации по нейтрализации влияния неформальной нормативной системы тюремного сообщества в исправительных учреждениях для осужденных женщин // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 611.
    29. Бабурин С.В., Чирков А.М. Стратегия психотерапевтической интервенции стрессиндуцированных состояний психической дезадаптации у осужденных // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 49.
    30. Матвеева О.С., Осипова О.Ю. Социальная адаптация несовершеннолетних, вернувшихся из специализированных учреждений // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – №7. – С. 135-140.
    Loading...Loading...