Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть. Что такое абстрагирование – метод, приём или мышление Научное абстрагирование

Абстрагирование - это способ замещения некоторого чувственно данного объекта его мысленным конструктом, моделью, образом (абстрактным объектом). Это замещение осуществляется с помощью двух мыслительных процедур: 1) посредством фиксации только некоторых наблюдаемых свойств чувственно данного объекта и отвлечения от остальных его свойств как «несущественных» в данном познавательном контексте; 2) путем объективации выделенного содержания и придания ему статуса самостоятельного существования, независимого от других свойств наблюдаемого объекта и самого объекта. Результаты абстрагирования называются абстрактными объектами или абстракциями. Необходимо отметить, что содержание многих абстракций, особенно научных, может «поставляться» не только чувственной ступенью познания, но и рациональной. Например, конструктивной деятельностью воображения («продуктивного воображения», по Канту) и мышления, либо аналитической деятельностью мышления, когда могут создаваться абстракции от абстракций различной степени общности. Если на начальной стадии эмпирического познания в науке методом образования общих понятий является фиксация отдельных свойств и отношений содержания чувственного опыта («дерево», «стол», «тяжелый», «тяжесть», «громкий», «светлый», «цвет», «свет» и т.д.), то на зрелой стадии эмпирического познания используется уже метод мысленного конструирования «абстракций от абстракций». С его помощью переходят от менее общих абстракций к абстракциям более общим, вплоть до наиболее общих понятий науки и философии. Например: «береза -> дерево -» растение», или «пять -> натуральное число -» число», или «повторение -» последовательность -> закон» и т.д. Одной из главных

«философских тайн» процесса абстрагирования, ставшей одной из причин идеализма, была онтологизация, или объективирование содержания различных абстракций, особенно абстракций высокого уровня («абстракций от абстракций»). В результате абстракциям более высокого уровня неправомерно придается статус, равнозначный объективному статусу менее общих абстракций, из которых они были получены, а иногда и объективному статусу самой материальной действительности. В логике и методологии науки эта познавательная ситуация известна как проблема отношения вещи и ее свойств, или как проблема «вещь - свойство - отношение». Правильное решение этой проблемы состоит в понимании того, что категории «вещь», «свойство» и «отношение» - это абстракции разных уровней, что абстракция «вещь» является исходной по отношению к абстракциям «свойство» и «отношение». Хотя различение онтологического статуса абстракций весьма полезно, необходимо, однако, помнить, что любое такое различение всегда относительно и конкретно, а его целесообразность и правильность в каждом конкретном случае зависят как от познавательных задач, так и от конструктивной свободы мышления и возможностей языка. Необходимость и методологическую эффективность различения абстракций разных уровней убедительно продемонстрировал в свое время в отношении языка математики видный британский философ, математик и логик Б. Рассел. Он разработал семантическую теорию типов (или уровней) математических абстракций для теории множеств, распределив все основные понятия этой теории, такие как «множество», «элемент множества», «свойство множества», «множество нормальных множеств», «множество множеств», «множество всех множеств», но различным уровням абстрактности (абстракции нулевого уровня - имена объектов, абстракции первого уровня - имена свойств объектов, абстракции второго уровня - имена свойств свойств объектов и т.д.). Рассел показал, что распределение абстракций теории множеств по разным уровням позволяет избежать образования в этой теории предикативных функций, т.е. таких функций, элементом которых является сама эта функция. Это делает невозможным образование в теории множеств таких предикативных понятий, как «множество множеств» или «множество всех множеств». Наличие последних неизбежно приводило теорию множеств к логическим парадоксам типа парадокса «наибольшего кардинального числа» или «множества всех множеств», или к формулированию семантических парадоксов типа «лжец». Именно не различение в философии и теоретическом естествознании абстракций разных уровней лежало в основе возникновения таких неверных концепций, как энергетизм, релятивизм, тепловая смерть Вселенной, а также философского иррационализма, разного рода социальных утопий типа коммунизма, технократизма и т.п. Все эти концепции основаны на отождествлении онтологического статуса объекта и его свойств и придания свойствам объектов самостоятельного и первичного по отношению к ним онтологического статуса.

Необходимо помнить, что любая абстракция (понятие) и любая концепция (а последняя состоит из определенного множества абстракций) всегда имеет ограниченную сферу своей применимости или, лучше сказать, своей эффективной и корректной применимости. Это касается и всех философских концепций и теорий. Дело в том, что любой отдельный объект, не говоря уже о реальности в целом, имеет (как показывает опыт познания, в том числе и научного) неограниченное число свойств, аспектов, отношений как внутри себя, так и во взаимодействии с другими объектами. Любые же понятия именно благодаря своей определенности имеют ограниченное содержание и, как следствие, конечную разрешающую силу по отношению к «высвечиванию» тех или других сторон познаваемой с их помощью действительности. В литературе по логике и методологии науки ограниченная сфера эффективной (и разумной) применимости любых понятий получила название «интервал абстракции» |6]. С позиций интервального подхода любые попытки объявить какое-либо конкретное (всегда конечное по своему содержанию) описание познаваемого объекта абсолютно полным, универсальным или единственно адекватным являются методологически неправомерными. К этому, правда, надо добавить, что как отдельная абстракция, так и теория не являются и абсолютно адекватным, абсолютно истинным описанием объекта даже в своем интервале, так как ни одно понятие не обладает абсолютной определенностью своего содержания. Все понятия и теории так или иначе всегда опираются в своем содержании на некую интуитивную и не до конца артикулируемую основу, имеющую контекстуальный характер и статус «неявного знания» (неважно при этом - личного или коллективного). В развитии физического познания эта ситуация гносеологической неполноты любой теории была четко зафиксирована в квантовой механике Н. Бором введением принципа дополнительности в отношении корпускулярного и волнового описания поведения электрона и других элементарных частиц. В математике это стало фактом после доказательства К. Геделем принципиальной неполноты любых формализованных представлений математических теорий. Из признания ограниченной области применимости любой абстракции и теории следуют два важных методологических вывода: 1) необходимо фиксировать для каждого понятия и теории конкретную область их эффективной применимости; 2) необходимо считать вполне естественным и закономерным явлением в развитии науки плюрализм научных построений, оказывая всемерную поддержку процессу пролиферации научных концепций и теорий как важнейшему ресурсу развития науки и повышения ее информационной емкости в целом (П. Фейерабенд). При этом важно еще раз подчеркнуть, что ограниченную область своей эффективной применимости имеют не только конкретно-научные абстракции, но и все философские понятия, включая самые общие категории (мир, объект, субъект, сознание, бытие, система, материя и др.).

В истории философии и методологии науки издавна обсуждается вопрос о том, чем определяется характер абстрагирующей деятельности познания и содержание эмпирических (абстрактных) объектов и понятий. На этот вопрос были даны два альтернативных ответа, которые и поныне остаются предметом философских разногласий. Первый ответ известен как позиция сенсуализма и материализма. Эта позиция состоит в утверждении, что единственным фактором, детерминирующим содержание эмиирических понятий, является чувственный опыт (сенсуализм) или содержание «вещи в себе» (материализм): Аристотель, Дж. Локк, сторонники трактовки процесса познания как отражения. Второй ответ гласит: содержание эмпирических понятий и объектов детерминируется не только чувственным опытом субъекта и взаимодействием познающего сознания с миром объектов (миром «вещей в себе»), но и всей структурой сознания познающего субъекта. Она включает: а) некоторые априорные формы чувственного восприятия (пространство и время) и мышления (категории) как необходимые условия осуществления самого акта научного познания (Г. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль); б) накопленный ранее запас знаний, а также цели, задачи и установки познания (культурно-исторические концепции познания, деятельностная трактовка сознания, постструктурализм, постпозитивизм и др.); в) интуицию познающего субъекта как некий интеграл всего наличного опыта познающего сознания (Р. Декарт, А. Пуанкаре, Л. Брауэр, А. Гейтинг, Г. Вейль и другие). Гносеологической максиме сенсуалиста Дж. Локка - «В мышлении человека нет ничего, что бы раньше не содержалось в чувствах» - рационалист Г. Лейбниц противопоставил глубокий и неопровержимый ответ: «Кроме самого мышления». С нашей точки зрения более правы сторонники второго ответа, отрицающие сенсуа- листекую трактовку сознания познающего субъекта как tabula rasa («чистую доску»). Дело в том, что любому акту чувственного познания, по крайней мере в науке, всегда предшествует некоторое ранее накопленное рациональное знание. Можно, в принципе, согласиться с эпистемологической позицией таких философов, как Кант, Гуссерль и другие, которые утверждают, что бесструктурного сознания не может быть но определению, как не может быть бесструктурных вещей вообще, иначе о какой-либо их качественной специфике и идентификации говорить просто абсурдно. Видимо, и целостность сознания во всем богатстве его содержания, представленного интуицией, оказывает существенное влияние на формирование абстракций и особенно - на процесс сортировки всей информации на существенную, менее существенную, несущественную или вообще не имеющую никакого отношения к данной познавательной задаче. Антисенсуалистская теория эмпирического познания привела к разработке достаточно богатой архитектоники сознания познающего субъекта. Она включает в себя такие элементы, как априорное знание, категориальная апперцепция, когнитивная установка, предвосхищение, предпонимание, горизонт ожидания и т.д.

В терминах современной эпистемологии и философии науки две отмеченные выше альтернативы в трактовке природы образования абстракций на уровне эмпирического познания известны, с одной стороны, как концепция наивного реализма, а с другой - как противостоящая ей концепция предпонимания. Для наивных реалистов сознание познающего субъекта абсолютно прозрачно для воздействующего на него объекта и никак не опосредовано миром человеческой субъективности, накопленным субъектом знанием, в том числе и имеющимися у него теоретическими представлениями и идеями, окружающей познающего субъекта социокультурой и т.н. Точку зрения наивного реализма когда-то активно отстаивали и обосновывали французские материалисты XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гассенди и другие), позднее - позитивисты и некоторые представители марксистско-ленинской теории познания как отражения (Т. Павлов, Ф. Георгиев и другие). В современной западной эпистемологии точка зрения наивного реализма представлена сторонниками эволюционной эпистемологии, такими как Г. Фоллмер, Э. Ойзер и другие. Однако подавляющее большинство современных эпистемологов и философов науки не разделяют позицию наивного реализма по вопросу образования эмпирических понятий. Эту позицию резко критикуют сегодня представители других эпистемологических направлений: сторонники радикального конструктивизма (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, У. Матурана и другие), постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева и другие), постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, Ст. Тулмин, М. Полани, П. Фейерабенд), социокультурной и деятельностной интерпретации результатов процесса научного познания (В. Лекторский, М. Мамардашвили, В. Библер, Н. Мотроши- лова, П. Гайденко и другие). Все они, так или иначе, но разделяют теорию «предпонимания», согласно которой познание любого фрагмента бытия, осуществляемого как индивидуальным, так и коллективным субъектом, всегда опирается на некоторое предшествующее знание. Предпо- нимание, в отличие от понимания, дорефлексивно и часто бессознательно, в его основе лежат некоторые объективные структуры, данные субъекту либо вместе с его генотипом, либо усваиваемые субъектом в процессе его обучения и социализации через язык и поведение. Структуру предпонимания образуют такие элементы, как «пред-мнение», «пред-рассудок», «нред-видение», «предвосхищение» и др. В своей главной функции пред- понимание выступает как соотнесение и оценка любого нового объекта, попадающего в горизонт жизненного мира субъекта, со всем имеющимся у познающего субъекта внутренним миром и жизненным опытом. Их содержание во многом определяет сам способ отношения субъекта к познаваемому объекту, постановку вопросов к объекту, тем самым во многом предопределяя и его истолкование.

Следующим методом эмпирического познания (после формирования эмпирических объектов и их именования с помощью соответствующих терминов) является описание наблюдаемых свойств и отношений объектов на определенном языке.

Здравствуйте, дорогие читатели! Вам когда-нибудь хотелось оказаться где-нибудь в параллельной вселенной – вдали от суеты, проблем и разногласий? В бесконечном потоке жизни психика человека так устает, что не справляется с переработкой и восстановлением энергии. В этом случае помогает умение абстрагироваться. Вы спросите: «абстрагироваться – что это означает?».

От слова абстрагирование – мысленное отвлечение, отстранение . Проще говоря, это способность отделяться от чего-либо (ситуации, эмоций, чувств и т.п.), с целью посмотреть на это со стороны или на время прервать прямой контакт.

Делается это для того чтобы привести мысли в порядок, и принять взвешенное решение. Умение абстрагироваться имеет огромное значение в жизни человека, так как помогает справляться с жизненными трудностями, стрессом и объективно оценивать любую проблему. Чтобы узнать, в каких ситуациях вы можете применить методики абстрагирования и как этому научиться, читайте дальше.

Когда нужно абстрагироваться? Методы абстрагирования

Для простоты освоения метода, рассмотрите отдельные примеры отстранения. У вас уже сегодня будет возможность начать тренироваться данным приемам.

Абстрагирование от ситуации и от проблем

Если ситуация зашла в тупик, или вы испытываете слишком много негативных эмоций, проще всего абстрагироваться и посмотреть на нее со стороны. Тогда вам удастся увидеть другие возможные решения. Как это сделать?

Методика: прикройте глаза и представьте, что вы – это абсолютно другой человек, он не испытывает того, что чувствуете вы, он не знает того, что знаете вы. Спросите этого человека, что он думает об этой ситуации, как он видит в ней вас, других участников, как видит и понимает ее причину, что препятствует ее разрешению? Вы буквально услышите ответ в своей голове. Данная методика работает также при абстрагировании от проблем.

Абстрагирование от человека

Оно может быть физическим или эмоциональным. Временное или полное абстрагирование от человека может быть полезным в нескольких случаях:

  • когда нужно разобраться в собственных чувствах и эмоциях;
  • когда происходит нарушение ваших личностных границ;
  • когда человек пытается нанести вам физический или психологический ущерб (в этом случае рекомендуется полное абстрагирование, т.е. навсегда);
  • когда вы мечетесь между несколькими решениями.

Методика: физическое абстрагирование – переезд в другое место или в другую комнату; также вы можете выйти на улицу в разгар ссоры, например, это тоже будет физическое абстрагирование.

Если вы стремитесь к эмоциональному абстрагированию, то, во-первых , необходимо прекратить прямой контакт с человеком (перестать спорить, доказывать свою точку зрения и выслушивать его).

Во-вторых , успокоиться, ведь пока вы на эмоциях, никакие здравые мысли не смогут прийти вам на ум.

В-третьих , постараться встать на место этого человека (спросить себя, почему он ведет себя так, почему так поступил, чего он хотел и т.д.).

В-четвертых , представить, какие еще могут быть развития событий/отношений, проанализировать каждую возможность. И только после этих этапов, принимать окончательное решение.

Абстрагирование от работы

Когда это можно применять? В период эмоционального выгорания, когда вы чувствуете отвращение от работы. Также, когда вы сильно устали и переутомились. Абстрагирование в подобных ситуациях помогает не измотать себя и не потерять интерес окончательно. Помимо этого в состоянии сильной усталости вы можете навредить другим людям и себе.

Методика: займитесь чем-то отвлеченным. Например, если вы много работаете за компьютером, запишитесь на фитнес или капоэйру. Если же ваша основная деятельность имеет физический характер, наоборот, потратьте время на духовное развитие, искусство. Когда работы очень много, выделяйте несколько минут на прослушивание красивой музыки (желательно в наушниках) и созерцание прекрасного. Вы просто еще не задавались изучением вопроса и какие лечебные свойства она оказывает на здоровье, развитие и жизнь в целом. Советую изучить.

Абстрагирование от суеты и шума

В этой ситуации также помогает музыка и медитация. Хорошо работает методика уединения. Для этого достаточно выбрать безлюдное или немноголюдное место, куда нужно приезжать хотя бы на 30 минут каждый вечер .

Желательно, чтобы оно удовлетворяло ваши эстетические потребности (природа, красивый вид). Не просто так наши предки обращались к силам природы за восстановлением жизненных сил и гармонии.

Абстрагирование от мира и общества

Это подразумевает абстрагирование от каких-то социальных норм, устоев, правил, которых в современном обществе невообразимое количество, и часто бывает так, что эти правила сильно ограничивают свободу личности. Границы необходимы, чтобы не было беззакония и анархии, но когда их слишком много или они чрезмерны, личность не может раскрывать свой потенциал полностью, из-за чего страдает.

Бывает, что человек сам привязывает себя к определенным канонам, формирующимся в процессе его воспитания и становления в обществе. И так получается, что хочет он одного, а установки гласят другое. Чтобы разобраться в своих истинных ценностях и потребностях, важно научиться выносить себя за грани социальной единицы , представлять себя не только частью систему, но и уникальным существом, аналогов которому нет.

Методика: ассоциируйте себя со стихией или явлением. Например, представьте, что вы ветер (лучше это делать на открытом воздухе, ощущая хотя бы легкий ветерок ), вы парите над землей и для вас не существует преград. Вы проникаете сквозь щели домов, прикасаетесь к листьям, волнуете море. Вы можете увидеть любой уголок планеты, любого человека. Что вы видите? Что при этом чувствуете? Глядя на какие моменты, вы ощущаете счастье?

Абстрагирование от негатива, негативных эмоций

Для этого вы можете начать развивать позитивное мышление. Чаще всего застревание в негативных переживаниях связано с неумением видеть обратную сторону медали и выносить полезную информацию из отрицательного опыта, а также неумением отдыхать.

Методика: если нет возможности абстрагироваться от источника стресса, значит нужно позволять себе эмоциональное абстрагирование на некоторые промежутки времени. В конце каждого часа давайте себе 10 минут релаксации . Полностью погружайтесь в деятельность, которая приносит вам наслаждение – рисование, пение, разгадывание кроссворда, чтение, общение.

Абстрагирование от времени

Время летит, а люди пытаются за ним угнаться, все успеть. В итоге пропускают свою жизнь. Иногда полезно отключить все предметы техники, убрать часы подальше и провести целые выходные рядом с близкими людьми, заняться любимым делом.

Для большинства людей не думать о времени – это целая проблема. Поэтому такие передышки давать себе нужно хотя бы раз в неделю. Позволять жизни просто течь, без рамок и ограничений.

В заключении

Учитесь абстрагироваться от различных ситуаций и проблем, и вы сможете увидеть себя и свою жизнь совсем под другим углом. Это поможет вам не паниковать лишний раз, не переживать по пустякам, улучшить качество жизни и работы, наладить общение с другими людьми, понять самого себя и свои истинные желания. Чтобы быстрее научиться методам абстрагирования, почитайте статью об абстрактном мышлении, поиск по сайту вам в помощь.

Если вам понравилась эта статья, расскажите о ней своим друзьям в социальных сетях. А также не забудьте подписаться на обновления. Всего вам наилучшего, друзья. До встречи!

Такого отвлечения.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности . В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

  • примитивная чувственная абстракция - отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме » (из анекдота про идеализацию) и др.
  • изолирующая абстракция - тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества [ ] , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные [ ] .
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция - вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Абстрактное и конкретное

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с таким понятием, как абстрагирование. Оно часто применимо в повседневной жизни, когда следует взглянуть на окружающие вещи немного иначе. Как именно - “иначе”? Что под этим подразумевается и что такое абстрагирование, попробуем разобраться далее.

Общее представление

Это понятие уходит корнями в латынь и переводится дословно как “отвлечение”. Чаще имеется в виду не смена или деятельности, а смена мышления, возможность взглянуть на вещи с другой стороны, под иным углом, в том числе и тогда, когда анализируемый объект кажется непривычным. Таким способом наш разум соединяет все имеющиеся представления об этом объекте и рассматривает его так, как если бы он не обладал отдельными свойствами, связями, явлениями. В конечном счете происходит выделение закономерных, понятных и существенных признаков абстрагирование? Это отдаление или отделение одного от другого. Необязательным является последующее признание. Абстрагирование может использоваться временно, в определенный момент, возвращая представления о предмете на первоначальный уровень или, наоборот, открывая его новые свойства. В более узком смысле результатом абстракции, то есть любого отвлечения, является обобщение полученных (исследованных) теоретических признаков.

Иной взгляд на один объект

Каждый человек что-то постигает в своей жизни. Его сознание анализирует множество факторов, выискивая отдельные элементы, которые могут оказать влияющее значение, например, для принятия решения или выработки мнения о конкретном объекте. В подобном постижении немаловажную роль играет метод абстрагирования. Его цель - изучение предметов, как правило, обладающих намного большими свойствами, отношениями, связями, которые, в силу восприятия и мышления, человек не может осознать в полной мере. Как всеобщий метод познания, абстрагирование помогает выделить особенности. Постигая объект, человек вправе упростить его, обратить внимание на явственные стороны, при этом забывая, то есть игнорируя, остальные.

Вам знакомы такие понятия, как анализ, синтез, абстрагирование? Они широко применяются в таких сферах, как логика и философия, могут существовать отдельно друг от друга, но в большей степени находятся во взаимосвязи. Под синтезом понимается процесс объединения обособленных, разрозненных понятий; его целью является их сведение в единое целое или группу. Синтез - важный этап деятельности человеческого сознания, в котором образуется познавательная функция. Другими словами, имея несколько частей, синтез и служит для их сбора.

Напротив, анализ стремится разобрать имеющееся целое на составляющие части. Вместе оба понятия рождают представления о связах, происходящих между отдельными элементами

Изучая действительность

Изо дня в день человеческое сознание занимается поиском новых составляющих, предметов и понятий, не исследованных ранее, в чем косвенно помогает абстрагирование. в данном случае представляет собой совокупность способов, с помощью которых открываются новые знания, методы решения и исследования, а также систематизация, корректировка данных. Сюда следует отнести выводы, принципы рассуждения, прогноз. Так, наблюдая за объектом, человек выдвигает гипотезы и теории, служащие формой предположения. Позже их можно подкрепить научными доказательствами, экспериментами или путем сбора дополнительных фактов.

Познание, как метод абстрагирования, имеет отличительные особенности от методики сравнения. Она выражается в качественных, количественных формах абстрагирования, когда выделяются существенные (неоспоримые) признаки. Чтобы принять какое-то решение, человек часто основывается на методе сравнения, позволяющем оценить возможные (желаемые) показатели с показателями реальными. На чашу весов ставятся все за и против, которые и влияют впоследствии на конечный выбор.

Винтики нашего внутреннего механизма

Итак, что такое абстрагирование? Несомненно, это сложный механизм, к которому мы прибегаем, иногда и вовсе того не осознавая. Мысленно человек отделяет существующее от несуществующего, вычленяя отдельные элементы из множества. Это может быть цепочка событий, ряд процессов, группа предметов. Так, обращаясь к индивидуальным особенностям человека, психология способна абстрагировать общие свойства от конкретных, применимых к данному индивидууму. Это лишний раз доказывает неоспоримый аргумент, что каждый человек, как его разум и сознание, неповторимы.

Применение - во всем

Абстрагирования находит применение во многих областях: политике, математике, логике. Мы уже узнали, что под общим понятием абстрагирования скрывается отвлечение от внешних явлений с целью выделить несущественные детали или сущность самого предмета. Благодаря подобному “взгляду со стороны” рождаются научные понятия, образующие, в свою очередь, единые свойства и связи, которые объединяются в категории.

Так, научное абстрагирование можно проследить в экономике. В мире существуют миллионы разнообразных потребления и непродовольственных групп, ежедневно необходимых человеку. Все они различаются по множеству признаков и свойств. Но, уходя от их бесконечных сравнений, человек непроизвольно объединил их в единую категорию - товар как продукцию, предназначенную для продажи.

Научное абстрагирование заметно в строительстве. Всякое сооружение включает детальный расчет, учитывающий особенности будущего здания. Но точные геометрические соответствия, как и строгое взаимодействие всех его отдельных составляющих, не всегда носят стопроцентно выполнимый характер - это либо невозможно теоретически, либо неприемлемо практически из-за чрезмерной сложности. В силу этого с помощью метода научного абстрагирования происходит схематизация сооружения. Предполагаемые второстепенные факторы исключаются, что, в свою очередь, не оказывает влияния на точность и достоверность проведенных расчетов.

Мыслить абстрагированно - способность каждого человека

Подводя итог рассмотренной темы, теперь мы определенно знаем, что такое абстрагирование - мысленное, сознательное отвлечение от свойств предмета, благодаря чему появляется новое представление о нем или формируется логическое понятие.

Способность применять абстракцию в повседневной жизни заложена в человеке с рождения. Во многом большую роль здесь играют языковые навыки и развитие самого языка. Так, когда мысли “протекают” в абстрагированном порядке, сознание не фокусируется на отдельных признаках объекта, характеризуя его по общим показателям (например, “фрукт”). В противовес абстрактному, наука приводит доводы конкретного - в данном случае границы понимания, выискивая дополнительные свойства (не просто “фрукт”, а именно “апельсин” или “сладко-кислое яблоко”).

Исследования

Методы эмпирического и теоретического

¨ абстрагирование

¨ анализ и синтез

¨ индукция и дедукция

¨ моделирование и использование приборов

¨ исторический и логический методы научного познания

Понятие "абстрагирование" произошло от понятия "абстракция" (лат. abstractio - отвлечение). Абстрагироваться - это значит мысленно отвлечься от несущественных, частных свойств и связей предмета, с тем чтобы выделить существенные его признаки. Понятие "абстрактное" противопоставляется понятию "конкретное".

Абстрагирование носит в умственной деятельности человека наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

В практике исследования различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов.

Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к олучению результата (абстракции).

Примеры абстракции: шар, дом, море, дерево, дорога, воздух, газ, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования имеет сложный, двухступенчатый характер.

Первая ступень - отделение существенного от несущественного, вычле-наиболее важного в интересующих исследователя явлениях. Именно осуществляется оценка различных сторон явления, различных факторов и т.п., идет подготовка абстракции (отвлечения), которая включает:

а) установление того, что является общим для многих предметов определенного класса;

б) установление независимости или слабой зависимости изучаемых
явлений от определенных факторов, которой можно пренебречь, и др.

Вторая ступень состоит в реализации возможности абстрагирования установленной ранее. Это и есть в собственном смысле абстрагирование или отвлечение: некоторый объект А1 замещается другим, менее богатым свойствами объектом А2, выступающим в качестве "модели" первого.

Абстрагирование может применяться как к реальным, так и абстрактным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом предшествующего абстрагирования. Следовательно, это процесс многоступенчатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно). Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.

Например, постепенно отвлекаясь от все большего числа конкретных свойств определенного человека, можно получить подобный ряд абстракций:



мужчина ® человек ® живое существо ® материальный объект.

При этом познание как бы отходит, удаляется от действительности, взятой в ее целостности, конкретности и богатстве. Однако такой подход есть непременное условие познания глубинных, внутренних связей этой действительности.

Результатом процесса абстрагирования, как уже отмечалось выше, являются абстракции. Основная их функция состоит в том, что они позволяют заменить в познании сравнительно сложное простым, помогают разобраться во всем бесконечном многообразии явлений действительности путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания и т.п.

В практике исследований наиболее широкое применение нашли абстракции следующих основных видов: абстракция отождествления, изолирующая абстракция, абстракция конструктивизации, абстракция актуальной бесконечности, абстракция потенциальной осуществимости.

Под абстракцией отождествления понимается образование понятия путем объединения в их особый класс, отождествления предметов, связанных отношениями типа равенства. При этом обязательным является отвлечение от ряда индивидуальных свойств таких предметов.

Изолирующая абстракция - это выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными «именами», что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов. примерами таких абстрактных предметов могут служить понятия "надежность", "устойчивость", "управляемость", "растворимость" и т.д.

Между абстракцией отождествления и изолирующей абстракцией есть пределенная общность, поскольку в обоих случаях производится, по существу, изоляция некоторых свойств объектов.

Однако разница между ними существенная, и состоит она в том, что первом случае "изолируется" комплекс свойств объекта, а во втором - единственное его свойство.

Сущность абстракции конструктивизации состоит в отвлечении от зыбкости и неопределенности границ реальных объектов, в "огрублении" действительности. Это позволяет сформулировать по отношению к этой "огрубленной" действительности некоторые законы, понять ее "в первом приближении" с тем, чтобы двинуться в познании дальше, глубже. В результате такого движения исходное упрощение действительности снимается, мы обнаруживаем в ней новые, более точные границы, стороны, этапы и т.п.

Абстракция актуальной бесконечности - это одна из основных абстракций математики и логики. Сущность ее состоит в отвлечении от незавершенности (и незавершимости) процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.

Абстракция потенциальной осуществимости тоже широко используется в математике и логике и состоит в отвлечении от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью нашей жизни в пространстве и времени. С этой точки зрения бесконечность уже выступает не как непосредственно данная, актуальная, а как потенциально осуществимая.

Loading...Loading...