Гиперактивный ребенок. Как помочь? «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях. Разбираемся в причинах

В поведении гиперактивного ребенка нет злого умысла – он просто не в силах сдержаться. Им овладевают противоречивые желания, страхи, агрессия, тревога, неосознанные влечения.

Поведение такие детей на людях значительно хуже, чем дома, ведь общение с чужими на них действует растормаживающе. Он не преследует определенной цели, просто не понимает, к чему его действия могут привести.

Так как же вести себя взрослому с таким малышом?

Лучший вариант – принять родителям своего малыша, каким он есть, проявляя при этом большую любовь и так называемую ласковую строгость.
Вот несколько советов психологов для родителей гиперактивным деток. Итак:

Родители должны смириться с тем фактом, что их малыш, скорее всего, всегда будет таким энергичным и активным;

Такому ребенку нужно устроить ежедневные занятия физкультурой, желательно на свежем воздухе, прогулки и другие занятия, позволяющие лишней энергии находить выход;

Необходим четкий распорядок дня ребенка, которого он должен придерживаться постоянно. Это позволит хоть как-то дисциплинировать его;

Плохо сказываются на энергичном ребенке переутомления, ведь в таком случае способность контролировать себя снижается, а гиперактивность растет;

Не оставляйте ребенка одного в общественном месте. Только после того, как он сможет контролировать поведение, его можно постепенно выводить в такие места, где неуместна гиперактивность (магазин, церковь и т.д.);

Активные малыши способны воспринимать значительно меньше правил, чем их сверстники. Поэтому не стоит устанавливать огромное количество рамок такому малышу, лучше ограничиться несколькими понятными ребенку правилами, в основном направленными на предотвращение возможности нанесения вреда себе и окружающим;

Часто энергичные дети бывают очень агрессивны. Поэтому нужно объяснить ребенку, что если он хочет выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, то ни в коем случае нельзя делать этого по отношению к животным и людям. Хорошо, если у него будет на такой случай боксерская груша;

Ребенок не должен слышать постоянно фразы «Прекрати», «Это нельзя!»;

Избегайте физического наказания, ведь таким образом вы показываете пример агрессивного поведения. Вместо этого отправьте ребенка в комнату или определенное для таких случаев место, где он может подумать о своем поведении и успокоиться;

Как можно чаще занимайтесь с ребенком: собирайте пазлы, лепите поделки из соленого теста и глины, раскашиваете картинки, вырезайте. Такие занятия не только помогут ребенку выработать усидчивость и стать спокойнее, но и помогут . С возрастом можно усложнить игры (собирать конструктор, строить сооружения из кубиков и т.д.);

Отзывайтесь о своем ребенке, как об очень энергичном и хорошем, создавая, таким образом, положительную репутацию в глазах остальных людей. В противном случае плохое поведение неизбежно;

Гиперактивный ребенок может сломить даже самую прочную выдержку, поэтому нужно периодически устраивать себе отдых вне дома без ребенка. Это поможет восстановить силы.

Он не может спокойно посидеть на диване или надолго заиграться. Ему все быстро надоедает, он бывает вспыльчив и агрессивен. Его ни на минуту нельзя оставить одного. Как совладать со сверхактивным ребенком?

16:20 5.08.2013

В то время как молодые мамы обсуждали преимущества разных соков и памперсов, Настя бегала за своим трехлетним Андрюшкой по всему микрорайону. Ее сорванец, в отличие от других малышей, мирно копающихся в песочнице, все время норовил куда-то умчаться. Он носился, как маленькая комета, категорически не желая оставаться в пределах детской площадки. Когда его ловили и пытались вернуть в родной двор, Андрюшка закатывал такую истерику, что бабушки из соседних подъездов неодобрительно качали головами и поджимали губы. Впрочем, эта способность - в упор не видеть границ дозволенного - сохранилась у него и тогда, когда он стал значительно старше.

Так начинаются истории большинства детей, которым впоследствии ставят диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но в отличие от шустрых малышей, которые к школьному возрасту становятся более уравновешенными, проблемы с гипердетками растут как снежный ком.

О том, что у такого сообразительного и эрудированного мальчика, как Андрей, могут возникнуть серьезные недоразумения в детском саду, Настя и подумать не могла. Однако уже на второй день воспитательницы, охая и вздыхая, начали наперебой рассказывать о том, что ребенок непослушен, неуправляем, капризен, не ест, не спит и не хочет сидеть на занятиях вместе с другими детьми, а главное - совершенно не готов к посещению детсада.

Именно с этого момента и начались все большие беды маленького человека.

Несмотря на свою подвижность, Андрюшка был очень неловок и отчаянно раздражал этим отца, пытавшегося научить сына играть в футбол или лазать по деревьям. Свекровь отказалась брать внука на выходные после того, как Андрей в порыве ярости запустил деревянной игрушкой в сервант, выбив стекло. Дед возмущался полным отсутствием целеустремленности и настойчивости у внука. Редкая прогулка обходилась без того, чтобы посторонние люди не сделали Андрею замечание. Упреки сыпались отовсюду. Круг замыкался, и Настя постоянно чувствовала себя преданной всеми, виноватой, уставшей и отчаявшейся. А Андрюша, как назло, будто ощущая нервозную обстановку, стал еще более вспыльчивым и плаксивым.

Хождение по мукам

Первым специалистом, к которому измученная Настя решила обратиться за советом, был психолог. Важная дама сообщила, что хотя и не видит серьезных проблем, но позаниматься согласна. Однако на третьем занятии она отметила, что ребенок очень невнимателен и несобран. И посоветовала сходить к невропатологу. Никаких особенных отклонений, кроме двигательной расторможенности и незначительной задержки речевого развития, не обнаружил и этот специалист. А по вопросам поведения порекомендовал проконсультироваться с детским психиатром.

На этот раз пожилой доктор долго беседовал с самим Андреем. «У вас очень смышленый мальчик, но, к сожалению, у него есть некоторые особенности, которые нуждаются в медикаментозной коррекции», - вынес свой вердикт врач.

Настя была шокирована. Но давать ребенку нейролептики побоялась. И решила побеседовать еще с одним специалистом. А потом еще с одним. Сколько всего кабинетов пришлось им посетить, сказать трудно. Это было тяжелое, изнуряющее паломничество в попытках найти ответ всего лишь на один вопрос: «Что с ребенком?» Чем больше врачей они посещали, тем запутанней казался диагноз. Мнения медиков варьировались от «абсолютно здоров» до «очень сложный случай». Однажды во время очередного приема кто-то из врачей озвучил неизвестную доселе причину всех их мучений - СДВГ.

Всю ночь Настя читала в Интернете информацию об этом синдроме. И к утру нашла форум, на котором мамы детей с аналогичными проблемами обсуждали методы воспитания, лечения, коррекции. Казалось, три четверти того, что описывали другие, - портрет ее сына. Рассеянного, несобранного, вспыльчивого, импульсивного, нетерпеливого, неспособного дожидаться своей очереди и не выносящего проигрыша, не умеющего найти общий язык с другими детьми, но при этом очень доброго, ласкового и сообразительного.

Причины и следствия

Оказалось, что таких детей, как Андрей, не так уж и мало - около 3-5%, из которых большинство мальчиков. И что это - легкое неврологическое нарушение, которое нередко не выявляется при стандартном обследовании. А главное - большинство новых виртуальных подруг Насти прошли аналогичный путь надежд и разочарований и ко многим неприятностям научились относиться терпеливо, мудро, а частенько даже с юмором.

Мамы гиперактивных детей постоянно сталкиваются с непониманием и осуждением окружающих, которые, негодуя, обращают внимание на буйный нрав их сыновей и дочек. На самом деле эсдэвэгэшки, как их ласково именуют родители, имеют свои выдающиеся качества. Например, «эффект двойной исключительности» - невероятное сочетание невнимательности, утомляемости и других проблем, затрудняющих обучение, с общей одаренностью и даже талантом. И действительно, Настю всегда удивляла великолепная память и выдающиеся математические способности сына. Но, увы, этих особенностей не учитывает наша система дошкольного и школьного образования.

Главная проблема детей с СДВГ в школах и в детских садах в том, что они неусидчивы и нетерпеливы. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые для них не значимы. При этом они могут часами заниматься тем, что им интересно. Они много разговаривают и отвлекаются. Спокойно сидеть на занятиях и все время усердно писать или считать для них - непосильная задача. Когда им становится скучно, они начинают вертеться и мешают проводить урок. Кроме того, вследствие более позднего функционального созревания лобных долей головного мозга эти дети более инфантильны и импульсивны, чем их сверстники. Их психологический возраст примерно на 30% меньше биологического. Поэтому во всем, что касается умения контролировать свои эмоции и планировать поступки, девятилетний ребенок с СДВГ соответствует шестилетке.

Они спят меньше других детей и чаще просыпаются ночью. В двигательной сфере у них нередко обнаруживаются нарушения координации, а развитие мелкой моторики и формирование навыков запаздывают. Им сложнее научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Их тетрадки поражают своей неаккуратностью, а почерк - просто ужасен. Их рассеянность способна свести с ума даже самых терпеливых родителей и учителей. Такой ребенок может потерять собственную тетрадку на своей же парте, перепутать куртки в раздевалке, не найти школьной формы и забыть в маршрутке портфель.

Однако в чем кроется причина подобных проблем? Мнения ученых разошлись, но большинство специалистов склоняются к мысли, что в основе этого расстройства лежит нарушение произвольного контроля и энергетического тонуса. Из-за этого ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. При этом он очень быстро утомляется. Нельзя сбрасывать со счетов и наследственную, генетически обусловленную предрасположенность к СДВГ, которая тоже подтверждается исследованиями.

Несмотря на споры и различные точки зрения относительно природы этого синдрома, медики, педагоги и психологи единодушны в одном: количество таких детей растет с каждым годом. Поэтому и учителям, и родителям стоит обратить внимание на некоторые правила, которые могут помочь в общении и обучении гипердеток.

Любовь, внимание, терпение

От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», «неорганизованным», «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности. Несмотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы СДВГ сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.

Нужно понять самое важное: детки с СДВГ особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения. Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми. Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивное развитие, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы. Отдавая гиперактивногомалыша в детсад или школу, обязательно предупреди воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовать работу, составляя эффективный план, позволять чаще двигаться. Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные СДВГ.

Воспитываем непоседу

Общаться с гиперактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.

  • Хвали и подчеркивай успехи ребенка , поощряй за достижения, акцентируя внимание не на конечном результате, а на том, сколько усилий пришлось приложить малышу.
  • Установи простые правила: не есть сладкого перед едой, ложиться спать не позже девяти вечера - и неукоснительно их соблюдай, не тратя времени на споры.
  • Любые объемные задания разбивай на части, так как нередко гиперактивный малыш отступает перед серьезными задачами, опасаясь: «Я никогда не смогу это закончить».
  • Гиперактивным детям очень трудно переключаться с одного занятия на другое. И если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному сроку - предупреждай об этом ребенка заранее и, возможно, не один раз.
  • Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома. Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От усталости дети с СДВГ становятся еще более возбудимыми.
  • Не ограничивай двигательную активность ребенка. Дома у такого малыша должен быть спортивный уголок. С ним нужно много гулять и заниматься спортом.

Когда объятия становятся лекарством ИЛИ как справиться с гиперактивностью ребенка.

"Из-за неусидчивости и непоседливости такой ребенок сразу бросается в глаза, - описывает гиперактивного ребенка Елена Никитина, психолог Центра психологии семьи.

"Такой ребенок нетерпелив и суетлив. Импульсивен и агрессивен. Не может удерживать на чем-то одном внимание более 5-10 минут. Много и быстро разговаривает, задает бессчетное количество вопросов, но ответов на свои вопросы не ждет, так как за минуту успевает заинтересоваться чем-то другим", - дорисовывает картину психолог.

Эти симптомы, а также чрезмерное нервное возбуждение, недостаточный контроль за движениями и эмоциями, плохая координация движений, быстрая усталость определяют синдром гиперактивности.

Много специалистов отмечают ежегодное увеличение количества детей с таким психическим расстройством. Например, детский невролог Национальной детской специализированной больницы "Охматдет" Лидия Кулик констатирует ухудшение ситуации в ее практике за последние 5 лет до 20%. Как и то, что к этой болезни мальчики втрое уязвимее девочек.

Подавляющее большинство родителей такое необычное поведение детей начинает беспокоить, когда время готовиться к школе (пик болезни приходится на 5-7-летний возраст). Именно тогда становится понятным, что ребенок вряд ли выдержит за партой время, отведенное на урок. К тому же, вероятно, у него возникнут трудности с поиском друзей.

"Если такому ребенку во время игры с другими детишками понравится игрушка, первым толчком у него будет отнять ее, а не попросить поиграть, - говорит Елена Никитина. - Хотя бы поэтому, общение со сверстниками им не очень удается.

На детской площадке гиперактивные дети похожи на торнадо, которое уничтожает на своем пути все и вся. Поэтому родители других малышей стараются держать свое чадо от них как можно подальше. Соответственно, у гиперактивных детей имеется проблема социальной адаптации.

Несмотря на то, что за некоторыми исключениями, гиперактивность не влияет на общий интеллект ребенка, поэтому проблемы со школьной успеваемостью могут возникать преимущественно из-за непоседливости, неумения концентрировать внимание и плохой памяти; в школе они нежелательные ученики, их не воспринимают.

Конечно, педагогам удобнее отправить такого ребенка к психиатру или невропатологу, чем искать к нему подход. Поэтому в нашей стране многих гиперактивных детей переводят на обучение по индивидуальной программе, задерживая таким образом темпы их общего развития и социализации.

С учетом ежегодного ухудшения ситуации, сегодня вопрос гиперактивности волнует уже не только родителей, врачей и психологов, но и государственных чиновников. Ведь по некоторым экспертным оценкам, только в России таких детей сегодня от 300 до 500 тысяч.

Пси-факторы

Отец привел мальчика с синдромом гиперактивности в центр психологии. Психолог занимается ребенком, а папа ждет 8-летнего Мишу в кресле, читая газету. За обоими интересно наблюдать: человек, болтая ногой, ерзает в кресле, резкими движениями перебрасывает листы; парнишка так же болтает ногой, одновременно расшатывая стульчик, на котором не может спокойно усидеть.

Во время разговора с психологом, оказалось, что в детстве у отца в медицинской карточке была запись невропатолога о возросшей нервной возбудимости.

По мнению экспертов, во многих случаях гиперактивность у детей обусловлена генетически. Кстати, в подростковом возрасте и у взрослых подавляющее большинство симптомов болезни за счет лучшего самоконтроля сглаживается.

В некоторых случаях гиперактивность - следствие травм мозга, патологических родов или беременности с осложнениями. Лидия Кулик говорит про не единичные случаи возникновения болезни у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.

Кроме того, надо отметить еще один важный фактор возникновения болезни - социально-психологический. Не исключено, что в какой-то степени гиперактивный синдром - это болезнь современного общества, XXI века и ускорения ритма жизни.

Кулик убеждена, что не последнюю роль в его появлении играют компьютер и телевизор, потому что они выплескивая в массы ливни негативной информации, провоцируют агрессию и нервную возбудимость не только у детей, но и у взрослых.

Впрочем, социально-психологический аспект этого заболевания, это прежде всего, влияние семьи. Речь идет не только о неблагополучных семьях, в которых, например, кто-то из родителей страдает алкоголизмом.

Как раз наоборот, ведь лишь наблюдая за ребенком, можно понять об имеющихся у них проблемах. Как нам известно, ребенок, по сути, - зеркальное отражение взаимоотношений между родителями.

Любить = лечить

"Не трогай! Немедленно положи! Когда ты, наконец, будешь, как все дети! Не ребенок, а ужас какой!" - Кричит мать в кабинете невролога на малютку, вырывая у него из рук и возвращая на стол врача куклу, которую ребенок только что взял.

Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , напряженная и нервная женщина привела на прием с просьбой вылечить. С обычным ребенком, в принципе, не следует обращаться таким образом, а с гиперактивным - особенно.

Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнение с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Однако родителям проще накричать на ребенка или наказать его, чем проявить терпение, спокойно указав ребенку на его ошибки.

Имея определенный опыт, Лидия Кулик считает, что иногда, глядя на родителей, можно уверенно утверждать, что помощь, во всяком случае, психологическая, нужна именно им, а не детям.

Елена Черепанова, психолог Центра детской и семейной психологии "Я + семья" говорит, что гиперактивность часто встречается у детей из семей, где нет теплых эмоций.

Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально).

Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; и в целом они требуют особого обращения.

Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.

Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а, также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье.

Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства. Хотя бы и с помощью "Правила 8-ми объятий", которое предлагает Елена Никитина.

"Обнимайте ребенка НЕ МЕНЕЕ 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна".

Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного. Тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение. Любовь, по мнению экспертов, - лучшее лекарство.

Статью прислал: laiem

Все чаще в последнее время родители жалуются, что дети становятся просто неуправляемы. Они невнимательны, неусидчивы, непослушны, не умеют общаться… Список таких «не» можно продолжать еще долго, но это проблемы не изменит. А суть её заключается в том, что у ребенка наблюдаются симптомы СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Такие гиперактивные дети не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они — другие. К ним нужен особый подход. Характер гиперактивного ребенка осложняет жизнь не только родителям, но и ему самому.

СДВГ – это, пожалуй, самое распространенное на сегодняшний день психоневрологическое расстройство, которое наблюдается не только у детей, но и у взрослых. Обычно дети, имеющие такие отклонения, плохо и школе, страдают от непонимания и, как следствие всего этого, имеют заниженную самооценку. Основными признаками поведения такого ребенка является импульсивность, невнимательность и гиперактивность. Причем если признаки гиперактивности могут с годами постепенно уменьшаться, то невнимательность и импульсивность остаются на всю жизнь, мешая нормальному существованию личности в обществе.

Гиперактивность проявляет себя максимально ярко в дошкольном и младшем школьном возрасте. Такой ребенок неусидчив, суетлив, часто отвлекается, имеет какие-то постоянные признаки двигательного беспокойства. Например, постоянно потирает ладони, поправляет очки, грызет ногти, крутит в руках все, что попадется – от пластилина до закладки в учебнике.

Признаки гиперактивности у ребенка

Поставить ребенку диагноз «гиперактивность» можно только в том случае, если в период не менее 6 месяцев у него постоянно наблюдаются, хотя бы 6 из ниже перечисленных признаков:

1. Если ребенок, сидя на стуле, без конца ерзает и вертится, и наблюдаются беспокойные несознательные движения кистей и стоп.

2. Часто встает в классе на уроках или в другие моменты, когда следует оставаться на месте.

3. Проявляет бесцельную двигательную активность в те моменты, когда это неприемлемо — пытается куда-то залезть, что-то достать, крутится, куда-то торопится.

4. Не может играть в тихие спокойные игры и заниматься в одиночестве и тишине

5. Ведет себя так, как будто у него мотор, как у Карлсона, и его невозможно остановить.

6. Ребенок очень болтлив.

7. Отвечает на вопросы, не задумываясь, и потому часто невпопад.

8. С трудом может дождаться своей очереди в любых ситуациях.

9. Часто назойлив, вмешивается в разговоры и игры других.

Оптимальным возрастом для постановки диагноза считается период 4-5 лет, когда уже можно говорить о расстройстве внимания. Сам диагноз могут поставить только специалисты — невролог и психиатр.

Помощь детям с СДВГ

Дальше важно понимать, что СДВГ — это не болезнь, и его невозможно вылечить при помощи одних только лекарственных препаратов. Надо постараться помочь гиперактивному ребенку научиться жить в мире с обществом и самим собой. Выбор дальнейших действий будет носить индивидуальный характер в зависимости от степени выраженности проявлений СДВГ. Подход должен быть комплексным и включать в себя соответствующую работу с родителями, педагогами, психотерапию, возможно назначение медикаментозного лечения.

Очень много можно делать при лечении гиперактивности у детей , иногда даже помогает сказкотерапия: вы можете не только знакомить ребенка со сказочными персонажами с помощью книги, но и пригласить героя сказок к малышу на день рождения (об этом замечательно написано на этом сайте).

1. Старайтесь всегда сохранять у малыша позитивный настрой – подчеркивайте его успехи, особенно в тех делах, где требуется усидчивость и терпение. Помогите ему обрести уверенность в собственных силах.

2. По возможности исключите из обихода выражения «нет» и «нельзя». Старайтесь просто переключать внимания малыша на что-то другое.

3. Старайтесь придерживаться в разговоре с ребенком мягкого спокойного тона, как бы это ни было вам трудно.

4. Если ребенку надо выполнить несколько заданий, то давайте каждое из них по очереди и точно устанавливайте время, в течение которого он должен его завершить.

5. Поддерживайте строгий распорядок дня.

6. Избегайте большого скопления людей. На малыша с диагнозом СДВГ это действует возбуждающе, и его трудно потом успокоить.

7. Не подавляйте двигательную активность ребенка, просто постарайтесь направить её в нужное русло. Подойдут пробежки и прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, занятия плаванием, танцами.

И самый главный совет родителям детей с диагнозом СДВГ : не замыкайтесь в своей проблеме. Она известна уже достаточно давно, и есть способы бороться с её проявлениями. Ищите как можно больше информации по этой теме и выбирайте то, что наиболее подходит для вас и для вашего гиперактивного ребенка .

Больше 200 лет назад немецкий врач Генрих Хоффман первым дал описание гиперактивного ребенка и назвал его «непоседа Фил». Но только в 60-х годах XX века врачи стали оценивать чрезмерную подвижность не как черту характера, а как неисправимый дефект психики.

В час по чайной ложке

Вы пришли вечером с работы, а сын не сделал самого простого: кровать не заправлена, носок, брошенный в центре комнаты два дня назад, так и лежит, и все усыпано чипсами. Спрашиваете: «Неужели трудно было поднять? Как же тебе не стыдно? За что ты меня так мучаешь?».

Эти вопросы и для обычного ребенка непонятны, а сознание гиперактивного пропускает их, как дуршлаг воду. Его цепляет только конкретика – лучше без лишних эмоций начинать прямо с носка.

Масштабных планов вроде уборки квартиры гиперактивному чаду не предлагайте. Испугается слишком большой задачи. Его способности концентрироваться на одном деле ограничены. Ну и что, пусть моет в час по чайной ложке, считает доктор Мартин. Главное, чтобы у вас хватило терпения давать эти «ложки» регулярно, нагружать и не раздражаться, что ваш быстрый ребенок делает все так медленно.

По приказу не живу!

– Собирайся, пожалуйста! Мы должны уходить через пять минут! – обращается мать к одиннадцатилетней дочери. Та продолжает делать свое, ведь, во‑первых, для нее нет никаких «мы», есть только «я», во‑вторых, слово «должны» слишком расплывчато. Она начинает мучить мать вопросами: «А почему именно через пять минут, а не через шесть?», «Кому должны?». И это только начало длиннейшей бесцельной дискуссии. Хотите, чтобы ребенок начал собираться? Заинтересуйте его: «Сможешь собрать вещи за три с половиной минуты?».

Очень важно, чтобы задача звучала в форме вопроса, а не приказа. И тогда результат не заставит себя ждать.

Без звука

Хотите быть услышаны – шепчите. Чем громче мы кричим, ругаемся, тем вероятнее они нас «выключат». На эту «отключку» как никто способны гиперактивные дети. В периоды больших разборок мы выглядим для них как рыбы, беззвучно открывающие рот. Такая у них защита от родительских эмоций. Но едва вы станете шептать, они начнут прислушиваться. И тогда ваше слово будет на вес золота. Иногда полезно пообщаться вообще без слов, для маленьких детей даже разработана система «светофор», где красный цвет – знак запрета, желтый – тревоги, а зеленый – разрешения. Гиперактивные дети гораздо чувствительнее к картинке, чем к словесной информации.

Допрос не нужен

Худшее, что можно требовать во время разговора с дочерью или сыном, это: «Смотри мне прямо в глаза!». Доктор Мартин учит родителей не искать контакта глазами и позволять ребенку во время беседы что-нибудь вертеть в руках – карандаш, игрушку, платок… «Ручная занятость» повышает его способность к концентрации внимания. А вот если он будет стоять прямо и смотреть вам в глаза, все его силы уйдут на то, чтобы поддерживать эту стойку. А смысл слов пролетит мимо.

Сами по себе

Сын-подросток пришел из школы раздраженный, плохой был день. На вопрос: «Что случилось?» отвечает: «Не ваше дело!». Родители могут взорваться и наказать, могут посочувствовать. Но специалисты советуют: лучше остаться в своем настроении. Читали журнал, смотрели телевизор, готовили ужин – продолжайте это делать.

Если ребенок чувствует, что взрослый не раздражается, он успокаивается. Идеальные родители для гиперактивных детей – те, кто способен сохранять в любой ситуации каменное спокойствие. Таких немного, обычно у гиперактивных детей родители сами быстро становятся раздражительными. И тогда возникает вопрос: кто же тут кого воспитывает?

Непонятное слово

Двенадцатилетняя девочка третий час в разных вариациях пытает мать:

– Ну почему нельзя принести пару белых крыс в дом, почему?

Мать спрашивает в отчаянии:

– Ты слово «нет» не понимаешь?

Девочка чистосердечно признается:

– Не понимаю.

И это правда. Обычного ребенка запрет расстроит, но он его быстро переживет. Для гиперактивного «нет» – маленькая катастрофа, повод взять взрослых в осаду, любыми путями заставить их изменить «нет» на «да».

Психологи, работая с гиперактивными детьми, используют такую систему поощрений: лучший приз достается тем, кто смог пусть не с первого, но хотя бы со второго раза принять «нет» без споров. Кроме поощрений есть еще и наказание, например, ребенок должен раз пять или десять написать на бумаге: «Я буду стараться принимать отказ спокойно». Говорят, эта мера очень действенная.

Неравенство

Гиперактивным детям нужно знать, что в их доме есть Босс. Едва заметив, что начальника нет, они немедленно занимают его место.

Очень трудно справляться матерям-одиночкам с сыном-боссом или дочкой-начальницей. Дети начинают поправлять: «не так готовишь», или даже оценивать: «ты неправильно меня воспитываешь!» – это доводит родителей до слез.

Один отец, придя с работы, и выслушав 15-летнего сына, который не выполнил ни одной его просьбы (так как «все это было глупо») сказал: «Если бы ты так спорил с боссом на работе, тебя бы просто сразу уволили». По глазам сына он понял, что юноша удивился, испугался за будущее и поэтому без лишних напоминаний пошел выносить мусор.

Война и мир

Когда родитель только открывает рот, чтобы поговорить с ребенком , он должен знать, чего он хочет – войны или мира. Гиперактивных всегда есть за что поругать, поэтому для войны повод найдется. Но если вы хотите мира, то надо сначала привести в чувство себя. Перед воспитательной беседой стоит сесть в кресло, а ноги закинуть на стол – из такой позиции труднее давить и кричать. Наше спокойствие – это как раз то, что нужно гиперактивному ребенку. Только оно ему помогает, защищает, дает уверенность.

«Я тебя еще удивлю»,– говорит тринадцатилетний сын, у которого в планах сотни начинаний и ни одно пока не доведено даже до середины. Но надо верить и не говорить ему лишнего.

Loading...Loading...