Почему шумит ракушка у уха. Почему в ракушке слышен шум океана? Что же мы слышим

Представьте себе такую картину: Вы наконец выбрались из шумного Мегаполиса (или своего провинциального городка) и устроили себепляжный отдых в июле Идете по пляжу и находите ракушку, поднося с уху Вы слышите шум моря . Расстояние до океана при этом не важно, можно слушатьшумящую ракушку и очень далеко находясь от него.
Сообразительному человеку сразу станет понятно, что это вовсене шум моря , а что-то иное, похожее на него. Но что же это за звук? Давайте разберемся в этом и рассмотрим несколько теорий.
Лучше всего слушать “звуки моря” в больших, закрученныхракушках – ведь они шумят гораздо громче.
Первую теорию о том, что мы действительно слышимсохранившийся в ракушке шум моря можно отбросить сразу. Ну согласитесь, как ракушка может сохранить звуки океана и в любой момент порадовать нас ими, как только мы поднесли ухо к раковине.
Вторая очень распространенная теория, которую кстати мне объяснял мой друг, тоже не верна. Эта теория о том, что мы слышим звуки движения крови по нашим кровеносным сосудам . Людей, которые считают что это действительно так очень много, но они заблуждаются, это всего лишь обычныймиф Его легко разрушить одним простым доказательством: после интенсивной физической нагрузки кровь начинает циркулировать с большей скоростью, поэтому и звук ее циркуляции должен поменяться, но если мы поднесем ракушку к уху, то будем слышать все такой же“шум моря” . Так чтослышим мы в ракушке вовсе не движение нашей крови по сосудам .
Третью теорию можно сформулировать следующим образом:шумит ракушка из-за движения потоков воздуха через раковину . Это объясняет то, почему звук кажется громче если поднести ухо ближе к ракушке, и тише если дальше. Но эту теорию так же можно разрушить: в звукоизолированной комнате, несмотря на то, что в ней присутствует воздух,ракушка не будет шуметь и издавать звуки океана .
Из последнего предложения можно сделать вывод, что звуки моря можно услышать, только когда вокруг есть шум ! На этом и основаначетвертая, верная теория.
Все дело в том, что звук моря – это ничто иное какизмененный шум окружающий среды , отраженный от стенок раковины ракушки . Поэтому размер и форма ракушки напрямую влияет на издаваемый шум, чем больше она и чем больше изогнутостей, тем насыщеннее получится“шум моря” .
Самой удивительное заключается в том, что для того чтобы услышать шум моря не обязательно иметь в доме ракушку, это можно сделать и при помощи обычного стакана или даже ладони. Для этого нужно прижать их к уху, причем если поворачивать стакан (ладонь) звуки будут меняться. Но с ракушкой звук будет несомненно веселее)
И основное правило:чем больше шума вокруг, тем сильнее шум моря в ракушке . Ведь ракушка это ничто иное, как обычнаярезонаторная камера !

Представьте себе такую картину: Вы наконец выбрались из шумного Мегаполиса (или своего провинциального городка) и устроили себепляжный отдых в июле Идете по пляжу и находите ракушку, поднося с уху Вы слышите шум моря . Расстояние до океана при этом не важно, можно слушать шумящую ракушку и очень далеко находясь от него.

Сообразительному человеку сразу станет понятно, что это вовсене шум моря , а что-то иное, похожее на него. Но что же это за звук? Давайте разберемся в этом и рассмотрим несколько теорий.

Лучше всего слушать “звуки моря” в больших, закрученных ракушках – ведь они шумят гораздо громче.

Первую теорию о том, что мы действительно слышим сохранившийся в ракушке шум моря можно отбросить сразу. Ну согласитесь, как ракушка может сохранить звуки океана и в любой момент порадовать нас ими, как только мы поднесли ухо к раковине.

Вторая очень распространенная теория , которую кстати мне объяснял мой друг, тоже не верна. Эта теория о том, что мы слышим звуки движения крови по нашим кровеносным сосудам . Людей, которые считают что это действительно так очень много, но они заблуждаются, это всего лишь обычный миф Его легко разрушить одним простым доказательством: после интенсивной физической нагрузки кровь начинает циркулировать с большей скоростью, поэтому и звук ее циркуляции должен поменяться, но если мы поднесем ракушку к уху, то будем слышать все такой же“шум моря” . Так что слышим мы в ракушке вовсе не движение нашей крови по сосудам .

Третью теорию можно сформулировать следующим образом : шумит ракушка из-за движения потоков воздуха через раковину . Это объясняет то, почему звук кажется громче если поднести ухо ближе к ракушке, и тише если дальше. Но эту теорию так же можно разрушить: в звукоизолированной комнате, несмотря на то, что в ней присутствует воздух,ракушка не будет шуметь и издавать звуки океана .

Из последнего предложения можно сделать вывод, что звуки моря можно услышать, только когда вокруг есть шум ! На этом и основаначетвертая, верная теория .

Все дело в том, что звук моря – это ничто иное как измененный шум окружающий среды , отраженный от стенок раковины ракушки . Поэтому размер и форма ракушки напрямую влияет на издаваемый шум, чем больше она и чем больше изогнутостей, тем насыщеннее получится“шум моря” .

Самой удивительное заключается в том, что для того чтобы услышать шум моря не обязательно иметь в доме ракушку, это можно сделать и при помощи обычного стакана или даже ладони. Для этого нужно прижать их к уху, причем если поворачивать стакан (ладонь) звуки будут меняться. Но с ракушкой звук будет несомненно веселее)

И основное правило: чем больше шума вокруг, тем сильнее шум моря в ракушке . Ведь ракушка это ничто иное, как обычнаярезонаторная камера !

Многие из вас уже приехали загорелые с разных берегов - морей и океанов. И, конечно, привезли с собой красивую ракУшку, чтобы в момент ностальгии по отпуску, прижать её к уху и услышать шум волн. А что действительно ракушка записывает на какие-то невидимые чипы звуки окружающей водной стихии, а потом всё время воспроизводит их внутри себя?
Давайте разрежем ракушку и поищем там звукозаписывающие устройства. Как вы понимаете, затея эта вряд ли увенчается успехом, значит, шумит в ракушке не вода. А что же? Существует теория, что, приставляя к уху ракушку, мы слышим на самом деле звуки движения крови по нашим кровеносным сосудам. Людей, которые считают, что это действительно так, - очень много. Но эта теория опровергается одним простым экспериментом: давайте попробуем пробежать стометровку с самой большой скоростью, на которую мы способны, и после этого поднести ракушку к уху. Наш пульс увеличился, кровь начала циркулировать с большей скоростью, - но звук внутри ракушки не поменялся. Это означает, что мы слышим вовсе не движение нашей крови по сосудам.
Третья теория такова: шумит ракушка из-за движения потоков воздуха. Это объясняет то, почему звук кажется громче, если поднести ухо ближе к ракушке, и тише если дальше. Но эту теорию легко разрушить, придя с раковиной в звукоизолированную комнату - у нас на телевидении как раз такие комнаты есть. И что же мы видим? В звукоизолированной комнате, несмотря на то, что в ней присутствует воздух, ракушка не издает звуки океана. Она молчит!
Итак, мы легко добрались с вами до вывода, что звуки моря можно услышать, только когда вокруг есть шум! На этом и основана четвертая, верная теория, которая опирается на «резонанс Гельмгольца» - автора классических работ по акустике. Это тот самый Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц, именем которого назван наш Научно-исследовательский Институт главных болезней.
Еще в 1850-ом году Гельмгольц понял, почему происходит явление резонанса воздуха в полости, примером которого является гудение пустой бутылки от потока воздуха направленного перпендикулярно её горлышку. Вот формула этого резонанса. Вы скажете: но ведь ракушка - это не бутылка. Там нет никакого горлышка?! Оказывается внутри - ракушка состоит из целой цепочки полостЕй с узким горлышком - этакой анфилады комнат. Шум окружающей среды попадает внутрь и начинает резонировать, ударяясь о стенки ракушки. То есть, мы слышим многократное эхо, слившееся в сплошной шум. Поэтому размер и форма ракушки напрямую влияет на издаваемый шум, чем больше она и чем больше изогнутостей, тем насыщеннее получится так называемый шум моря.
И это тоже легко проверить. Приставьте к уху стакан или даже сложенные ладони. Вы услышите тот же шум, хотя и более слабый.


Если поднести к уху раковину моллюска, то можно услышать шум океана. Неважно как далеко человек находится от океана, он всегда может услышать громыхание волн, подкатываемых к берегу. Лучше всего этот шум слышен в больших, спиральных стромбидах.

Многие люди считают, что звук, который мы слышим в ракушке, это всего на всего звук движения крови по кровеносным сосудам нашего уха. Но дело совсем не в этом. Если бы это было так, то звук усиливался бы после физических упражнений, когда кровь начинает двигаться быстрее. Но ведь даже после занятия спортом звук не меняется.

Другие утверждают, что этот звук образуется из-за движения потоков воздуха через раковину моллюска. Поэтому, если ракушку держать на небольшом расстоянии от уха, то шум кажется намного сильнее, чем, если поднести ракушку прямо к уху. Но и эта теория не имеет оснований. Поскольку в звукоизолированной комнате, не смотря на то, что в ней есть воздух, ракушка не хочет играть желаемую мелодию океана.

Наиболее правдивой кажется теория о том, что шум океана производится шумом окружающей нас среды. Раковина, если ее держать на расстоянии от уха, улавливает этот окружающий нас шум, который резонирует внутри ракушки. На «шум океана» влияет размер и форма ракушки. Поскольку разные раковины улавливают разные частоты. Услышать шум океана можно и без ракушек. Например, можно взять пустой стакан или прижать ладонь к уху. При чем, двигая кружку или руку, звук «океана» начинает меняться.

На изменение шума внутри ракушки влияет и окружающий шум. Ракушка по своему действию очень напоминает резонаторную камеру. Когда внешний шум проникает внутрь ракушки, отражаясь о ее стенки, он усиливается. Поэтому, чем больше шума снаружи, тем громче кажется звук океана.

Раковина

Если приложить к уху раструб раковины морского желудя или любой другой большой раковины, можно услышать отдаленный рокот. Впечатление такое, что в раковине вздымаются и разбиваются морские волны.

Поэтому морские раковины часто приносят домой с пляжа и увозят в места, удаленные от моря, как живую память о нем. Конечно, очень заманчиво думать о прибое, но в раковине мы слышим не шум моря. Это эхо и повторное эхо тех звуков, которые попадают в раковину извне.

Эхо и раковина

Эхо - это отраженные от гладкой твердой поверхности звуковые волны, которые мы слышим как повторение какого – то шума.

Если вы войдете в пещеру и громко крикнете, то через долю секунды вы услышите свой собственный голос, который вернулся к вам обратно, отразившись от стен пещеры. Представьте себе звуковые волны, как волны, пробегающие по пшеничному полю в ветреный день.

Интересный факт: поступающие в раковину звуки многократно отражаются ее стенками.

Звуковые волны так же передаются по воздуху, то есть звук - это колебания воздуха. При прохождении звука через воздушную среду молекулы воздуха ритмично сжимаются и расходятся, передавая этот процесс дальше. Ритмично повторяющееся сжатие и разрежение воздуха - это и есть звуковые колебания.

Но звуковые колебания передает не только воздух. Они проходят и через другие материалы, например дерево. Встаньте перед закрытой деревянной дверью и громко что – нибудь крикните. Сначала будут колебаться ваши голосовые связки, передавая эти колебания воздуху. Воздух передаст колебания дереву двери. Вибрирующая дверь заставит колебаться воздух по ту сторону двери. Колеблющийся воздух дойдет до ушей вашего отца, который стоит за дверью. «Что ты так громко кричишь? Перестань!» - скажет он, и вы его в свою очередь тоже прекрасно услышите.

Но если вы кричите в пещере, то материал стен не поглощает звук, а отражает его вам назад, так же зеркало отражает свет. Правда, вместо того чтобы видеть свое отражение, в этом случае вы слышите свой голос. Поверхности, отражающие звук - зеркало для ушей. В Европе есть окруженные горами долины, которые славятся своим эхо. Сигнал охотничьего рожка может отразиться от гор около 100 раз, прежде чем затихнет.

Звук моря в раковине

Упоминание о многократном отражении звука возвращает нас к морской раковине. Для прослушивания, так называемого морского прибоя, самыми лучшими раковинами являются многокамерные. Эти камеры все равно, что анфилада комнат в пустом доме. Стенки раковины гладкие и твердые, поэтому даже слабые звуки, входящие в раковину, отражаются и еще раз отражаются от всех многочисленных стенок. Все внешние звуки - голоса, музыка, хлопанье дверей - сливаются в раковине в рокочущий шум.

Loading...Loading...