3 вегетативное размножение. Вегетативное размножение. Образование дочерней луковицы

Вегетативное размножение растений — это размножение с помощью вегетативных органов — корней, побегов, листьев или даже небольшой его частички. При вегетативном размножении новые растения получаются точно такими же, как и материнское растение.

Никаких генетических изменений у нового растения не отмечается и все признаки материнского полностью повторяются в дочернем растении.

Вегетативное размножение растений применяется

1. Если растения при семенном размножении не повторяют материнские качества, проще говоря, если растение в первом поколении выращено из семян гибрида F1 , то с такого растения нельзя брать семена, потому что новые растения не будут похожи на материнское. К таким растениям можно отнести многочисленные гибриды овощей, а также розы , гладиолусы, тюльпаны, георгины, некоторые сорта петуний , флоксы , эдельвейс , сирень, нефролепис, вейгелу .

2. Если некоторые растения не образуют жизнеспособных семян или выращиваются в условиях, когда семена не вызревают. К таким растениям, например, можно отнести фикус, фуксию , тростник, драцену , алоказию , калатею, маранту, жасмин комнатный, пеларгонию , манжетку, панкрациум, некоторые пестролистные формы растений .

3. Если вегетативное размножение экономически выгодно, например, если вы готовите растения на продажу: для получения низких растений, для более быстрого и раннего цветения.

4. Если вегетативное размножение намного легче семенного. У некоторых растений, например, у бирючины, астильбы , лимонника, замиокулькаса , аронии черноплодной, кипарисовика Элвуди . Семена этих растений должны пройти сложные условия подготовки к посеву. Даже после длительной стратификации семена очень трудно всходят, а черенкование этих растений, наоборот, очень легко сделать. У селагинеллы семенное размножение практически невозможно в домашних условиях, так как для семенного размножения нужны мужские и женские споры, а это даже в лаборатории очень трудно сделать. Поэтому, вегетативное размножение селагинеллы — делением куста или черенками — единственный способ размножения в домашних условиях.

5. Вегетативное размножение применяется и для того, чтобы продлить ювенильные фазы развития растений. Ювенильной фазой называют «юношеский» период растения, он продолжается от прорастания семян до закладки первых бутонов. В этот период формируются вегетативные органы растений: нарастают корни, стебли, листья. Такие растения, как циперус , лучше все время обновлять, иначе циперус быстро желтеет.

В промышленном цветоводстве широко практикуется вегетативное размножение растений , ведь его преимущества неоспоримы: растения, выращенные из семян зацветают намного позже, чем при вегетативном размножении. Например, амариллисы из семян зацветут на пятый год, а при размножении дочерней луковицей - через три года.

Также, вегетативно размноженные растения более низкие по высоте. Например, бархатцы, вербена или агератум при семенном размножении отрастают до в высоту до полуметра, и при создании бордюров такие высокие растения использовать уже нельзя. А при вегетативном размножении этих растений из черенков получаются новые растения высотой всего 15-20 сантиметров при очень сильном цветении. (Так вот в чем секрет буйного цветения городских клумб!) Но, у вегетативного размножения есть и свои недостатки: у растений низкий иммунитет, они сильнее подвержены заболеваниям, менее долговечны.

Вегетативное размножение растений может быть искусственным и естественным

Искусственное вегетативное размножение - размножение черенками , листьями, частью листа. Успех вегетативного искусственного размножения зависит от земляной смеси , в которой укореняются новые растения, влаги , освещения , температуры воздуха , а также от сортовых особенностей растения, его возраста. Во время весенней обрезки комнатных растений, таких, как клеродендрум , пассифлора голубая , остается много побегов, которые легко укореняются. А сенполию и глоксинию можно размножать листьями.

При естественном вегетативном размножении участвуют вегетативные органы, которые легко укореняются сами.

Естественные вегетативные органы размножения растений

1.Например, нефролепис , хлорофитум , садовая земляника , камнеломка размножаются усами , или столонами . У всех растений, размножающихся усами, или столонами, характерен розеточный рост.

2.Некоторые растения отпускают надземные побеги - плети . Плети и усы очень похожи. На конце плети также образуется розетка. Плети образуются у живучки ползучей. В междоузлиях, в местах соприкосновения с землей на плетях образуются корни. Таким способом можно укоренять виноград, клематис , девичий виноград . Весной плеть положить на землю, присыпать землей, а осенью плеть можно разрезать на междоузлия и посадить уже как самостоятельные растения.

3.У некоторых растений у основания стебля образуются отпрыски . Многие луковичные у основания образуют отпрысковые луковички. Такими отпрысками размножается ананас, бромелия, финиковая пальма. У симподиальных орхидей боковые побеги на корневищах также можно назвать отпрысками.

Если отпрысков мало, их рост можно стимулировать. Для этого розетку отрезают с небольшой частью стебля и укореняют, а у оставшегося растения быстро появляются отпрыски.

4.У некоторых растений образуется корневая поросль . У кого растут сливы в саду, тот хорошо знаком с корневой порослью)).

5.Есть растения со сбрасывающимися побегами . К ним относятся некоторые кактусы и суккуленты , например, мамилярия, бриофиллиум (более известный, как каланхоэ), семпервивум. Попадая на землю побеги быстро укореняются и начинают расти.

6. У некоторых растений образуются дочерние луковицы, клубни, клубнелуковицы, псевдобульбы, корневища - видоизмененные органы, участвующие в вегетативном размножении. В этих органах растения накапливают питательные вещества. Таким способом размножаются многолетние растения : гиацинт , ирис , тюльпан , лилия , тигридия, флокс, лилейник , подснежник, кливия, амариллис, кринум, кислица, пион и многие другие корневищные растения.


Тема урока: «Вегетативное размножение растений».

Цели урока:


  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.
Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;

  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;

  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, ;

  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;

  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II. Опрос.

1.По карточкам.

2.Фронтальный. 8 мин .

1.Что лишнее в предложенных предложениях и почему вы так считаете?

Для чего же мы с вами с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение вегетативных органов растений? Для того ли только, чтобы знать это? Конечно же, нет. Эти знания имеют большое практическое значение в садоводстве и цветоводстве. Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой , а хочется…

Что же нужно сделать? Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение цветковых растений».

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).

2. Актуализация прежних знаний (вопросы классу) - 2 мин

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.


  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?

  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

  3. Какие способы размножения растений вам известны?

  4. В чём принципиальное отличие вегетативного и полового размножения?
3. Способы вегетативного размножения цветковых растений – 14 мин

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

а) “усами”


б) корневыми черенками;
в) корневыми отпрысками;
г) стеблевыми черенками;
д) * отводками;
е) * прививка почкой (окулировка).

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя :

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя :

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?

Вегетативное размножение комнатных растений

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками . Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки” . Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части . Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения : верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток , которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения.

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками . Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции , плющ .

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование . Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения . Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы , традесканции . Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы . Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера , толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка) . Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии , глоксинии , а также сансевиерию (щучий хвост) . Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22С.

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

IV. Закрепление (выполнение практических заданий) – 8 мин.

Сообщение учителя .

V. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение учителя . Открываем дневники и записываем домашнее задание §49

Составить четверостишие со словами: ветки, соседки,попрошу, посажу

VI. Итог урока – 2 мин.

Сообщение учителя . Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике.

Оценки за урок, их комментирование.

1. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх).

А) образуют на свету органические вещества из неорганических

Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

В) защищают растения от перегрева, испаряя воду

Г) представляют собой боковой орган побега

Д) представляют собой осевой орган побега

Е) имеют клеточное строение

Задание. Для каждого из слоев клеток листа выберите соответствующие характеристики(цифры) и занесите их в таблицу.


Строение слоев клеток листа:
1. Отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2. Состоит из бесцветных клеток , выделяющих воскообразное вещество.
3. Состоит из рыхлых и плотных слоев клеток, содержащих хлоропласты.
4. Представлены сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами.
Функции клеток тканей листа:
1. Клетки тканей предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий.
2. В клетках ткани осуществляется процесс фотосинтеза.
3.В клетках обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение органических веществ от листьев к стеблю, минеральных веществ и воды – от стебля к листу.
4. Клетки обеспечивают газообмен и испарение воды.

Задание. «Внешнее строение и прикрепление листьев»


  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

  2. Как называются листья, обозначенные на рисунке буквами А, Б, В?

Задание. «Внутреннее строение листа»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:





  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 12?

  2. Что характерно для клеток кожицы листа?

  3. Каковы функции столбчатой ткани в мякоти листа?

  4. Каковы функции губчатой ткани в мякоти листа?

>>Вегетативное размножение растений побегами

1 - сенполия (узамбарская фиалка); 2 - бриофиллум; 3 - земляника

§ 38. Вегетативное размножение растений побегами

Способность размножаться - важное свойство всех живых организмов. В определенную пору жизни размножается каждое растение.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

На основе этих положений и громадного количества экспериментальных данных русский ученый Н.П. Кренке (1892–1939) создал замечательную теорию, дающую ответ и на вопрос о старении или «бессмертии» сортов, размножаемых вегетативно.

Согласно этой теории растительный организм, как и всякий другой, в процессе своего онтогенетического развития стареет. Старение растения происходит непрерывно, но неравномерно. Наряду с процессом общего индивидуального старения происходит непрерывное омоложение растения. Такое омоложение совершается при развитии каждого нового побега. Таким образом, общее развитие растения (взятого в конкретной форме растительной особи, или en masse, т.е. в виде преемственного ряда вегетативно размноженных отпрысков) является борьбой и единством двух противоположных процессов: старения и омоложения.

Размножение воздушными отводками

Общая степень омоложения растительного организма, по мере его развития, прогрессивно падает. В процессе онтогенетического развития растения старение выражается в прогрессивном отставании процессов омоложения. Сначала эти процессы идут весьма интенсивно, развитие растительного организма имеет восходящий характер, и растение достигает максимальной мощности. Затем эта интенсивность процессов начинает постепенно падать – растение становится более слабым.

Однако, поскольку растение представляет собой сложный организм, индивидуальность которого слилась с колониальностью, различные органы его (побеги, листья, являющиеся в то же время членами единой колонии) должны считаться в каждый данный момент неодновозрастными.

Каждый из органов растения, согласно учению Кренке, имеет как свой собственный, так и общий возраст. Собственный возраст какого-нибудь листа определяется периодом времени, протекшим от закладки этого листа до настоящего момента. Но тот же самый лист обладает и общим возрастом, который зависит от положения листа на растении и от возраста того растения, на котором этот лист развился. Два листа – ровесники по собственному возрасту – будут все же разновозрастными, если один из них развился на молодом растении, а другой – на старом растении.

Отсюда проистекает возможность управлять процессами старения и омоложения растений при их вегетативном размножении. Теория Кренке дает указания, как нужно выбирать материал для прививки, окулировки и черенкования. Материал, общий возраст которого является более молодым, будет легче укореняться и даст при своем развитии более мощную вегетативную массу. Материал более старый по общему возрасту, скорее придет к цветению и плодоношению. Если вырождение растительных сортов от вегетативной старости и существует (вероятность чего Кренке защищает), то оно идет настолько медленно, особенно у большинства древесных и кустарниковых растений, что едва ли в настоящее время борьба с вырождением сортов плодовых деревьев является задачей неотложной. Однако такую борьбу с вырождением сортов Кренке считал теоретически вполне возможной и указывал методы борьбы, логически вытекающие из его учения о циклическом старении и омоложении растений.

Размножение вертикальными отводками

Особое значение теория Кренке приобретает в тех отраслях растениеводства, где при заложении новых плантаций путем черенкования или прививки имеется в виду либо получение большой вегетативной массы (например, сбор листа), либо ускорение плодоношения. И в том, и в другом случае сознательный выбор материала для черенкования и прививок, рекомендованный Кренке, открывает возможность управления урожаем.

Loading...Loading...