Куда девать старую освященную вербу с прошлого года перед Вербным Воскресеньем? Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье? Когда идти на службу в вербное воскресенье

Вербное воскресенье это последнее воскресенье перед великой Пасхой. Возвращаясь к библейским историям мы узнаем, что в этот день состоялся вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос въехал в город верхом на осле, в то время, когда народ Израиля находился под притязаниями римлян, а накануне произошло значимое событие, воскрешение умершего Лазаря, Христа встречали, как победителя, как Мессию, о котором вещали пророки.

Икона вход Господень в Иерусалим

Все события, описанные в Библии являются притчами, или символизируют что-либо. Вход Господень в Иерусалим по значению символизирует вход праведного человека в рай. Встречали Иисуса, как Царя царей, не земного, но небесного. Встречающие воспринимали это событие как праздник. В то время было принято встречать царей с пальмовыми ветвями и цветами в руках, означающих почтение и преклонение перед правителем или победителем. Еще никто не знал, какая судьба уготована Спасителю в ближайшее семь дней, и как славившие Его, через несколько дней будут распинать Его...

В южных странах, где почти весь год очень жарко, пальмы не являются редкими растениями, их листья - широкие веера, как царские опахала. Как и в библейские времена, этот день недели называется цветоносным воскресением.

В наших широтах пальмы не растут, а вот верба самая первая из растений, которая оживает весной, даже если еще не сошли снега. Еще до проклевывания листиков и травы, почки вербы распушаются на ветках, означая, что зимний сезон завершился. Поэтому именно верба стала символом грядущего возрождения и преддверием Пасхи.

Кстати, если обратить внимание, то веточки, приносимые в храм, выглядят по разному. Это потому, что они принадлежат растениям семейства ивовых, которые имеют разные названия: ива, верба, ветла, ракита, и разную ботаническую классификацию. Но все они первые распускают распушенные серебристые почки.

Накануне воскресения на всенощной субботней службе ветки вербы, которые можно соединять с цветами в букеты, освящают после чтения Евангелия, совершая каждение и окропляя святой водой. Эта православная традиция вторит встрече Иисуса в Иерусалиме.

Иногда прихожане в храмах во время освящения вербы волнуются о том, достаточно ли окропили их веточки святой водой. Но верующие должны знать, что освещение происходит благодатью Святого Духа, поэтому не важно сколько воды попало на веточки, важна истинная вера и глубокое понимание значимости предстоящих дней. Окропление может повторяться и в сам день праздника. В некоторых храмах, освященную вербу предлагают и в церковных лавках.

В русских православных традициях Вербное воскресение давно привычный церковный праздник, а в обращении с вербными ветками можно увидеть отклик доправославного языческого свойства. Принято стучать освященной веткой вербы друг друга, изгоняя тем самым злых духов и хвори, давая жизненную силу и здоровье. А еще считается, что освященная вербная веточка способна управлять даже самыми непослушными домашними животными, а поставленные у изголовья кровати вербочки, хранят семейный очаг. Конечно, это суеверия, но в течение долгих веков эта традиция помнится в народе.

Художник Владимир Сулковский "Вербная неделя"

Освященные вербные ветви сохраняют весь следующий год. По старым традициям их засушивают и оставляют рядом с домашними иконами.

Если нужно утилизировать ветки, потерявшие свой внешний вид, то рекомендуется их сжечь отдельно от других веток и мусора, это можно сделать в некоторых храмах в специально отведенных местах.

Но если держать их в воде, они могут прорасти и дать хорошие корни, ивовые довольно легко укореняются. Тогда везите их на дачу или найдите место во дворе, где можно посадить вербочку, которая будет расцветать нежными пушистыми почками каждую весну.

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Светлое Вербное воскресенье – большой церковный праздник, имеющий очень важное значение для всего христианского мира. Учредили его много веков назад в память о грандиозном событии – входе Господнем в Иерусалим. Библия рассказывает, что миряне, узнав об удивительно способности Иисуса творить чудеса, призвали его в свой город и предложили место правителя. Они надеялись, что Христос решит их житейские проблемы, а он хотел лишь одного – дать всем живущим прощение и освобождение от грехов.

Как проводить Вербное воскресенье и что делать в этот знаменательный день, довольно четко указывает церковный канон. Согласно его информации, в момент праздника нужно посещать торжественную службу, освещать вербные веточки и читать молитвы во славу Господа. После службы освященные побеги необходимо принести домой и спрятать за иконами, как оберег от всего плохого на ближайшие 365 дней. С прошлогодними вербами можно расстаться, отпустив их вниз по течению реки или предав огню. А вот чего нельзя делать в этот день, так это – работать, убираться в доме, стирать, мыться, заниматься хозяйством и обременять себя тяжелыми мыслями. Только позитивные думы и светлые чаяния помогут открыть сердце и наполнят его Божьей благодатью.

Что делают в Вербное воскресенье в церкви

Несмотря на популярность Вербного воскресенья, далеко не все знают, что делают в этот день в церкви. Еще меньшему количеству людей известно, что празднование начинается еще накануне в субботу вечером. В это время самые усердные веряне приходят в храмы на Всенощное бдение и приносят с собой веточки ивы и вербы. Священники читают ритуальные молитвы из Евангелия, затем произносят 50-й псалом и окропляют святой водой свежие, нежные побеги. После действа растения передают прихожанам, и они стоят с вербой и зажженными свечами вплоть до конца службы.

Обряд окропления повторяют и непосредственно в само Вербное воскресенье. Происходит это в момент праздничной утренней службы. Святые отцы, облаченные в нарядные, торжественные одежды всех оттенков зеленого цвета, служат красивую Литургию Иоанна Златоуста и освящают веточки под ритуальные песнопения. Потом прихожане забирают растительность домой и ответственно хранят до наступления следующей Пасхи. По преданию, верба оберегает семью от злобы, бед и напастей.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье и почему

Вербное воскресенье входит в перечень двунадесятых церковных праздников и символизирует Вход Господень в Иерусалим, благодаря чему высоко почитается в христианском мире и имеет свои строгие каноны. Существует целый список того, что нельзя делать в этот светлый день и в первую очередь священный устав запрещает верующим выполнять любую работу, как по дому, так и на земле. Строгое табу распространяется даже на приготовление пищи. Считается, что христиане должны подготовить нужные блюда заблаговременно, а в праздничный день хозяйке остается только поставить их на стол и предложить семейству, родным, близким и друзьям.

Что касается меню, его планируют с учетом требований Великого Поста, на период которого и выпадает знаменательная дата. Никаких особенных роскошеств позволить себе не удастся, так как мясо-молочные, жирные, копченые и высококалорийные сладкие продукты еще под запретом. Единственное, чем допустимо разнообразить рацион, это рыба и дары моря.

Не стоит в день Вербного воскресенья убирать по дому, стирать и мыть посуду. Вполне вероятно, что грязных тарелок накопится много и они займут почти всю раковину, но заняться ими лучше на следующий день, в крайнем случае максимально поздним вечером.

Запрет распространяется также на вынос мусора, хлопоты по хозяйству и чистку помещений, где содержится скотина. Домашних животных на Вербное воскресенье только кормят, но постилки из сена не меняют, помет не выносят и в загонах не чистят.

Не рекомендуется в день светлого праздника стричь и окрашивать волосы и ногти, купаться в ванне и делать косметические процедуры. Достаточно просто умыть лицо и руки прохладной водой и промокнуть полотенцем или льняной салфеткой. Никаких иных гигиенических действий производить не стоит, если, разумеется, этого не требую элементарные правила ежедневной личной гигиены.

Вербное воскресенье — что делать с вербой после богослужения: приметы и обычаи

В Вербное воскресенье побеги вербы необходимо обязательно отнести в церковь, освятить и продержать в руках весь период торжественной службы. По приданиям, после этого ритуала растение приобретает совершенно уникальные свойства и становится своеобразным оберегом, зашитой и лечебным средством.

Что делать с вербой, освященной в церкви – народные традиции

  • Для обретения здоровья на ближайший год веточкой освященной вербы постучать по телу и сказать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».
  • Пациентам, желающим избавиться от болезней и недугов, поводить вербной веточкой по тем точкам на теле, какие больше всего беспокоят и прочесть такой заговор: «Святой Дух, через вербу входи - болезнь уводи. Верба придет - болезнь унесет».
  • Чтоб не мучила бессонница, поставить побеги вербу у изголовья кровати, посмотреть на нее и произнести: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для защиты от лихорадки снять с освященной веточки 9 сережек и проглотить их.
  • Женщинам, долго пытающимся забеременеть, ежедневно употреблять в пищу вербные шишечки. Долгожданное зачатие скоро состоится.
  • Чтобы важное дело точно увенчалось успехом, перед переговорами оторвать три шишечки от освященной вербы и съесть их. Старики говорят, что этот ритуал очень сильный и прибегать к нему следует только в самом крайнем случае.
  • Для привлечения богатства на Вербное воскресенье посадить в горшок комнатный цветок или растение с мясистыми, сочными листьями.
  • В момент грозы поставить веточки вербы у окна. Это убережет дом от попадания молнии.
  • Для обретения гармонии в сердце и душевного спокойствия в крышу дома воткнуть веточку освященной вербы (в обычной городской квартире просто прикрепить ее в верхнем углу потолка).

Вербное воскресенье — что делать с прошлогодними вербами: ритуалы и традиции

В преддверии очередного Вербного воскресенья веряне начинают интересоваться, что же делать с прошлогодними вербами. Церковные тексты утверждают, что выбрасывать старые побеги ни в коем случае нельзя, ведь они окроплены святой водой и несут в себе заряд божественной энергии. Лучше всего избавиться от них следующими способами:

  • пустить вниз по течению в ближайшем от дома водоеме;
  • сжечь, а пепел развеять над водой или просто высыпать в каком-то безлюдном месте;
  • посадить в землю возле реки или в лесу, если веточки пустили корни;
  • положить в гроб умершего родственника или знакомого;
  • зажечь, как свечу и освятить весь дом, параллельно читая при этом одну из христианских молитв;
  • перед Вербным воскресеньем прошлогодними ветками обмести весь дом, включая самые укромные уголки, а потом сжечь на свежем воздухе, произнеся благодарственные слова за оберегание жилища от напастей.



Для многих верующих актуален вопрос, когда освящать нужно вербу: в субботу или все таки воскресенье. Потому что, с одной стороны именно воскресенье в народе называется , но с другой стороны, многие вечером в субботу Лазаря уже идут к храмам с праздничными букетиками. Попытаемся разобраться в вопросе как делать правильно и почему.

О традиции освящения

Вербные букетики в народе, действительно, принято заготавливать в Лазареву субботу. В этот день собирают у водоемов саму вербу, а вот веточки ивы и березы можно сорвать еще раньше и поставить их в вазу, чтобы они за несколько дней до праздника распустились. Свой букетик, чтобы он был еще более праздничным и нарядным, можно украсить дополнительно ленточками.

Затем уже на вечернюю праздничную службу в субботу Лазаря в храм можно отправляться с этими веточками. Но нужно понимать, что первое их освящение священник проведен только поздним вечером практически под окончание службы. Это уже бывает, как правило, ночью. Так что, если не планируется так много времени провести в храме, то в это раз букетики лучше с собой не брать. А проснуться утром в Вербное воскресенье и уже при параде со своими веточками отправиться в храм.




Как правило, праздничная утренняя служба в этот важный христианский праздник, последнее воскресенье перед Пасхой Христовой, начинается в девять утра и длится несколько часов. После этой службы проводится повторный обряд освящения праздничных букетиков.

Что делать с освященной вербой

Когда букетики вербы освящены, они становятся неприкосновенным. Ведь вместе со святой водой на них как бы снизошла благодать Святого Духа. Поэтому, это уже не просто красивые украшенные веточки, а настоящая реликвия. Нужно по традиции хранить букетик дома в красном уголке.

На Руси, если кто-то в течение года болел или у него ухудшалось душевное состояние, то обрывали несколько почек и добавляли больному в еду. Или же просто клали вербу у изголовья кровати, считая, что растение поможет излечить болезнь телесную или душевную, быстрее восстановить силы. Некоторые точно также поступают и сейчас, церковь ничего против этого обряда не имеет, но все таки в проповедях довольно часто можно услышать, что это все таки народные суеверия. Потому что, главное, что нужно сделать в день Вербное воскресенье - это поприветствовать Господа в своей душе, а уже вербные букетики и другие материальные ритуалы даны для того, чтобы лучше и проще понять суть происходящего.




Куда деть старый букетик?

Если верующий человек отмечает Вербное воскресенье каждый год, то дома у него должно быть много прошлогодних букетиков. По идее, на самом деле, когда новая верба этого года приносится в дом, то старую нужно утилизировать. Но утилизация происходит не просто, выкинув ветки в мусорное ведро. Как уже отмечалось выше, освященные веточки - это реликвия святая и то, что прошел год, реликвия не перестала быть святой.

Поэтому, имеются разные варианты предпочтительной утилизации. Как вариант, это может быть сжигание в огне (в храмах также ежегодно проводится ритуал сжигания старой вербы, так что, можно просто приносить ее в храм и складывать в специально выделенное для этого место, а там уже разберутся), можно пустить по реке (должен быть чистый водоем с течением), веточку можно даже закопать (но выбрать для этого тихое и уединенное место).

Освящение вербы происходит или в ночную службу с на Вербное воскресенье или после праздничной утренней литургии в сам день Вербного воскресенья. Желающих, как правило, очень много, поэтому обязательно продумайте заранее, куда поехать и сколько времени на все про все у вас будет: чтобы точно успеть получить свой свежий освященный вербный букетик.

Действительно, в храм идут с вербой. Завтра — вербное воскресенье. Динь, Или завтра после вечерней службы или в воскресенье после литургии. Или надо службу отстоять?И в какое время в воскресенье литургия?Заранее извиняюсь за глупые вопросы, но никогда этого не делала.

Скажите, что делают в этот день в церкви? Батюшка просто кропил святой водой, а прихожане её держали в руках. А в середине стояла большая ваза с вербой для тех, у кого не было и кому потом по веточкам раздавали.

Полунощница – служба, предназначенная для совершения в полночь

На самом деле это не так уж важно. Дело в том, что праздник Вербное Воскресенье — это память о том, как Христос вошел в Иерусалим. А начало службы в разных храмах немного различается. Вечерняя обычно бывает в 17 или 18 часов, а утром в большие праздники обычно служат дважды — с началом в 6-7 часов и в 9-10 (уточните это в храме, можно по телефону).

Можно в любой день, когда служится литургия — пусть она узнает в храме. В воскресенье просто служится всегда

Бабушкам стареньким в основном. Моя подруга заказала на воскресенье панихиду по маме. Купила Кагор, фрукты,цветы…. Она обычно дает знакомым пакеты с конфетами, вафлями, фруктами и т.д.В Кишиневе у церкви полно просящих-сидящих.

В детский дом помощь отправить — они есть у вас?.. или неимущим каким-то. А и подаст записку на литургию — это главная служба. Так что возьмем Кагор, фрукты, цветы,вафли и т.д. Детских домов у нас полно(в Чехии одни из самых строгих правил усыновления). Бомжей тоже не мало, но в определенных частях города, и в основном это алкоголики. А в течении года мы постоянно с ней помогаем, как можем, бездомным, сиротам, больным и т.д. Она бывает часто в церкви.

До замужества (1986 г) жила в Кишиневе на Ботанике, на пр-кте Мира(сейчас по-моему стр.Дасии).Не знаю как правильно.Спасибо огромное. Вроде Красивая, если освященные вербочки, то нужно отнести в храм, там сожгут. Освященные вещи вообще не выбрасывают вместе с мусором, их сжигаю в печках при храмах, некоторые сами сжигают.

Литургия (общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре).

Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером

В народе Литургия называется обедней. Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову. В черных облачениях обычно служат в будние дни Великого поста. Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния. Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня.

Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером

Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими в Пресвятую Троицу. Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно? Динь, по уставу освящают только на вечерней службе в субботу. В какие дни бывает Литургия Василия Великого? Обычно вербы мало и в храме не остаётся, всё раздают. В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих. Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения.

Loading...Loading...