Новиковская для 4 6 лет распечатать. Новиковская О.А. скачать

АННОТАЦИЯ:

В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи, расширение словаря и развитие логики мышления, расширение кругозора.
Книга известного логопеда Новиковской О. А. включает большое количество грамматических игр для малышей, которые помогут в этом логопеду.

ВВЕДЕНИЕ:

Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис -- словосочетания и предложения.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но тем не менее не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1,5-2-х лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

Уже в младшем возрасте дошкольник усваивает взаимосвязь между словами в предложении.

К трём годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырём годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребёнка 3-4-летнего возраста является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Малыш начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлечённые признаки, например: весёлый, холодный, смелый. Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели голуби, воробьи».

Ребенок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли и просьбы, высказывать отношение к увиденному. В это время для дошкольника характерна большая любознательность. Ребёнок все чаще задает вопросы взрослым, стремится к общению с ними. Таким образом маленький Почемучка продолжает расширять свои знания об окружающем мире.

Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к 3-4 годам был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики.

В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных -ом, -ем: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палочком», «тучем», не подозревая о существовании других окончаний -ой, -ей. Так же могут появляться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы») или возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «много карандашов» или «много этажов».

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребёнка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребёнком ошибку лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

У детей 4-х лет фраза становится длиннее количество слов в ней может доходить до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этого увеличивается количество грамматических ошибок в речи. Новые слова ребёнок не всегда правильно употребляет, не успевая одновременно следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

Средний дошкольный возраст период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребёнок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки, как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа) и тому подобные. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие по грамматике дает возможность познакомить ребёнка дошкольного возраста со всеми грамматическими формами родного языка. Рассматривая картинки и отвечая на вопросы к ним, ребенок в процессе игры постепенно осознает смысл каждой грамматической формы и учится правильно употреблять их в собственной речи.

Эта книга станет первым учебником ребёнка по родному языку. Малыш под руководством взрослого сможет заниматься по ней, постепенно получая и тут же закрепляя на практике свои морфологические и синтаксические навыки.

В игровой форме юный исследователь будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

Учебно-игровой материал расположен в книге по мере его усложнения, начиная с игр, в которых от малыша требуется сказать простую фразу из двух слов, вставить в нее пропущенное слово в нужной грамматической форме. Со временем задания усложняются ребёнок учится самостоятельно составлять простые распространенные предложения, отвечая на вопросы взрослого или пользуясь опорными словами.

Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается только открыть ее и начать занятие с ребенком.

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты, поэтому нельзя сказать точно, сколько времени нужно потратить на занятие. Продолжительность занятий определяется индивидуально для каждого ребёнка и зависит от степени утомляемости малыша. Для ребёнка каждой возрастной группы продолжительность занятия может быть определена лишь ориентировочно:

Для детей 2–3-х лет - 5–10 минут,
для детей 3–4-х лет - 8–15 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка - нелегкий труд.

Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок до школьного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов - это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное - как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.

Ольга Андреевна Новиковская — известный логопед-дефектолог из Санкт-Петербурга, автор развивающих пособий.

Ольга Новиковская планировала быть биологом, а не логопедом: окончила биолого-почвенный факультет ЛГУ, одновременно работая в Ленинградском зоологическом институте. Но так как ее маленькие сыновья имели проблемы со здоровьем (логопедического характера в том числе), Ольга Новиковская оставила работу и 10 лет посвятила лечению и обучению детей.

После многих лет постоянных занятий по развитию речи, мышления, памяти — причем занималась Ольга Новиковская не только со своими мальчиками, но и со всеми ребятами деревни Стрелка, где они жили — она поняла, что может помочь многим проблемным детям. Поэтому в 30 с лишним лет Ольга Новиковская снова пошла учиться, получила второе высшее по специальности «логопедия» и стала работать дефектологом в ДДУ.

Начала писать статьи и книги. На сегодняшний день Ольга Новиковская имеет около полусотни публикаций и книг, посвященных развивающему обучению детей от 1,5 до 6 лет, а ее методику успешно используют многие педагоги и родители.

В задачу логопеда входит формирование у детей не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора.

«Подскажи слово»

Наш Мишка когда-то знал очень много стишков, но он забыл некоторые слова в них. Давай поможем ему.

«Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался… (зайка)»

«Что вокруг нас?»
Назовите предметы, которые окружают вас в комнате, на улице. Называете слово и кладете фишку в коробочку. Желательно, чтобы у игроков были фишки разного цвета. В конце подсчитываем: у кого больше фишек – тот и победил!

«Пары слов»
Скажите ребенку: «Я назову тебе несколько пар слов, а ты запомни их. Потом я назову тебе только первое слово, а ты скажешь мне его пару.

Кот – молоко
Мальчик – машина
Стол – пирог
Музыка – радио
Дорога – светофор

«Бывает – не бывает»
Это игра-разминка. Скажите ребенку: «Я буду говорить тебе предложение. Если такое бывает – оставайся на месте, если же нет – присядь».

Волк живет в лесу.
Медведь живет в дупле.
В кастрюле варится чашка.
Девочка рисует дом.

«Угадай слово»
Угадайте предмет по его описанию:
Круглый, большой, резиновый, легкий… (мяч)
Темная, большая, дождевая… (туча)
Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (снег)

Или наоборот:
Яблоко какое? Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное.
Варежки какие? Теплые, шерстяные, синие, любимые.

Игра «Наоборот»
Большой – маленький
Толстый – тонкий
Черный – белый
Горячий – холодный
Пустой – полный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Больной – здоровый
Ленивый – трудолюбивый
Храбрый – трусливый
Богатый – бедный
Сильный – слабый
Веселый – грустный
Красивый – безобразный
Широкий – узкий
Высокий – низкий
Твердый – мягкий
Гладкий – шершавый
Кислый – сладкий
Детский – взрослый
Добрый – злой

«Назови то, чего нельзя увидеть»
Существуют слова, которые нельзя увидеть, потрогать, например: воздух, детство. Придумайте еще такие слова. (Радость, ласка, мечта, нежность и т.д.)

«Угадай по действию»
Восходит, светит, греет… (солнце)
Шумит, сигналит, мчится… (машина)
Мычит, жует, пасется… (корова)
Что делает котик, когда видит мышку? (подкрадывается, прыгает, ловит)
Что делает котенок, когда играется с бантиком? (бегает, подпрыгивает, тянет, радуется)

«Самый внимательный»
Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда взрослый называет живой предмет и ничего не делать, когда неживой.

Например: качели, водитель, стол, собака, продавец, друг, книга, елка и т.д.

«Магазин игрушек»
Покладите на прилавок несколько игрушек. Предложите ребенку купить некоторые из них, если он правильно назовет первый звук в слове. Например: курица – к, медвежонок – м, чебурашка – ч. Усложняя задание, предложите крохе угадать, первый звук гласный или согласный.

«Развиваем фонематический слух»
Прочитайте ребенку рифмовки. Какой звук в них повторяется чаще других?
Спит спокойно сытый сом,
Сидя спать умеет он.
Миша по лесу пошел,
Миша шишечки нашел.

«Подскажи Петрушке звук»
К нам в гости пришел Петрушка. Он будет тебе говорить слова, в которых не будет называть последний звук. Давай угадаем их.
На лесную полянку выбежал вол… (к).
Белочка спрятала орешки в дупл… (о).

«Бесконечные слова»
Назовите ребенку любое слово. Например, рот. Последний звук – т. Теперь ребенок должен придумать слово на «Т»: трава. Заканчивается на «А» — аист и т.д.

«Соединялки со звуками»
Предложите ребенку карточку. Количество колечек – это количество звуков в слове. Нужно соединить линиями картинки с соответствующими им полосочками со звуками.

«Угадай звук»
Взрослый читает слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда в слове есть мягкий согласный. Например: дуб, дятел, улица, лампа, слон, белка.

«В мире животных»
Назови животных, в названии которых есть звук «р»:
— тигр, крокодил, бобер, корова.
Назови животных, в названии которых есть звук «л»:
— лев, антилопа, слон.

Loading...Loading...