Отделка резных икон. Деревянная основа иконы. Общая информация к сведению

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Для того чтоб собственноручно изготовлять деревянные резные иконы , в первую очередь нужно подобрать подходящий материал (древесину).

Наиболее оптимальным вариантом будет древесина липы, так как этот вид дерева лучше всего поддается обработке, благодаря своей структуре волокна (но можно также использовать и древесину ореха у него схожие с липой характеристики волокна). Выбирая материал, обратите пристальное внимание на то, чтоб дерево не имело: сучков, трещин, затемнение, и обязательно было хорошо просушенное. Потому что изделие, изготовленное из сырого дерева, со временем, высыхая, может деформироваться, что приведёт к нарушению цельности конструкции и изменению рисунка.

Работу своими руками начинаем из изготовления рамки, (все цифры даны для иконы стандартного размера): 11,5 сантиметров на 15,5 сантиметров. Для нее Вам потребуется 4 планки.

Две размерами:
1) длинна - 15,5 сантиметров.
2) ширина - 5,5 сантиметров.
3) высота - 5,0 сантиметров.
Это будут продольные стороны рамки.
И две размерами:
1)длинна - 11,5 сантиметров,
2) ширина - 5,5 сантиметров,
3) высота - 5,0 сантиметров.

Это будут поперечные стороны рамки.
На этих планках нужно выпилить стыки, расположив их так чтоб при соединении планок в рамку, внутренние углы составляли по 45 градусов, то есть, чтоб получился равносторонний прямоугольник.
После выпилки стыков на планки наносится рисунок узора, такой формы, чтоб на стыках образовалось совпадение линий (это нужно для более эстетического вида рамки), и можно приступать к вырезке. Старайтесь вонзать резец не глубоко, лучше сделать несколько легких надрезов, и лишний раз поработать резцом «стамеска», чем наделать дыр. Самим главным критерием рисунка должно быть выпуклость, потому резку нужно проводить, делая узор наружным, а не внутренним. Конечно, можно самому, решать какие, резцы использовать для выборки узора рамки, но как показывает практика лучше всего для этого подойдут резцы вида: «флажок», «стамеска», «выборка». Когда узор будет готов, его необходимо отполировать наждачной бумагой (используя с 100№ по 800№ покрытия), это нужно для придания окружности острым углам, и чтоб стереть слишком резкие границы перехода линий. Также ею легче добиться идентичности выпуклостей, если например Вам покажется, что одинаковые виды рисунка на двух разных сторонах получились не совсем одинаковые по размеру или объему. Завершив узор, наносим клей на стыки и соединяем планки в рамку. Перед нанесением клея стыки также нужно отполировать, это поможет точно подогнать их при соединении и предать конструкции вид изготовления из цельного дерева. Соединив рамку, ставим ее с тиски на 24 часа, так склеивание будет более плотным и крепким, если, нет подходящих тисков, используйте жгуты. Когда рамка будет готова, и склеена, нужно к ней прикрепить заднюю стенку. Можно на внутренней стороне рамки сделать выборку для помещения в нее стенки, используйте для выпилки канавок електро - лобзик. Материалом для стенки используйте лист ДСП, вырезав его по размерам рамки.

Следующим этапом будет вырезание «лика». Сначала берём кусок доски, размер которой приблизителен размеру образка, и наносим на нее контур желаемого рисунка, для вырезания по форме воспользуйтесь так же електро - лобзиком, не старайтесь вырезать точно по линиям, лучше сделайте просто приближенный к линиям обрез, так вы избежите риска обрезать лишнее. Когда это сделаете, подгоните края к нарисованному контуру (используя для снятия излишков резец, вида стамеска). На заготовку переносим «лик» выбранного Вами рисунка (заделайте это способом разбивания рисунка на квадраты и постепенное копирование квадратов) и приступаем к его выделке, когда лик будет вырезан, его контуры линий тоже, нужно отшлифовать, используя те же номера наждачной бумаги. Этим Вы предадите мягкость чертам облика святого, которого вырезали. После по желанию Вы можете разрисовать «лик» используя гелиевые чернила, блёстки, а можете просто оставить таким как есть.

Дальше следует изготовление арки. Ее верх стоит сделать квадратным и по размеру верхнего внутреннего проема рамки, так как она будет помещаться над «ликом» в самом верху иконы. Принцип изготовления тот же: рисунок контура, выборка по контуру, нанесение узора, выборка (вырезка) узора, шлифование контура и узора. Если желаете упростить задачу изготовления арки, сделайте узорчатую кромку, кант, резцом «стамеска» выберите середину полотна на глубину миллиметра 2, отшлифуйте выбранную поверхность. А узор нарисуйте грифельным карандашом, и обведите его «выжигателем», соблюдая нужную Вам глубину и ширину. Под аркой, по обе стороны «лика», должны располагаться «столбы». Которые, упираясь в нижнюю внутреннюю грань иконы, будут ее (арку) как бы поддерживать. Для их изготовления используйте планочки:
1) шириной - 1,5-2 сантиметров.
2)толщиной - 1,0 сантиметров.

А вот высота, их будет напрямую зависеть от размера арки, так как они должны быть плотно подогнаны между низом арки и внутренней гранью иконы. Можете сделать их просто фигурными, используя для изготовления токарный станок, только не забудьте что задний бок столбов должен быть плоским, значит, выточив округлое изделие его нужно распустить вдоль, надвое. А если хотите, сделайте их по системе изготовления арки: кант, выборка нутра по канту, нанесение узора, выжигание по узору. Или же по системе вырезания «лика»: наведение формы, выборка узора с приданием объема. Только не забывайте, что в любом варианте задний бок столбов должен быть плоским.

Над «ликом» нужно сделать нимб, над головой святого, для этого - в середину рамки на заднюю стенку приложите образ, обводите его по контуру, и уберите. У Вас на стенке иконы останется нарисованный контур. Возьмите циркуль, поставьте его острие на середину, так сказать, головы образа и нарисуйте круг такого размера,чтоб от контура верхней точки «головы» образа вверх к точки контуру круга расстояние составило 1 см. Это будет нимб над головой лика. Для его выделки можете использовать подходящие резцы или же «выжегатель». Рисунок на нимбе можно использовать любой какой вам хочется, но главное условие, нимб нужно сделать желтым, «золотым». Воспользуйтесь для придания цвета нимбу, желтой «морилкой», но нанести ее нужно только не посредственно на нимб, не выходя за приделы контура.

В завершающей стадии изготовления иконы нужно соединить все изготовленные части в одно изделие. Делаем это так: В рамку непосредственно на низ иконы, на заднюю стенку приклеиваем образок, таким образом, чтоб нимб был правильно расположен над головой «лика», сверху впритык к рамке - арку, а под нее по обе стороны «лика» установите столбы. Далее дайте клею время высохнуть (24 часа), покройте изделие «морилкой» и пусть постоит так где-то часов 12, чтоб она хорошо впиталась и высохла. Теперь наждачной бумагой №1500 нужно высветлить некоторые участки «лика» и рамки как бы придавая вид игры теней. Когда образ достигнет желаемого вида, вскройте изделие нитро лаком, он «вытянет» цвет, придав оттенкам насыщенность. Оставьте его сохнуть на 24 часа. По прошествии этого времени нанесите на изделие масляной лак, это сделает поверхность иконы глянцевой. Время сушки так же 24 часа. Когда и этот слой лака высохнет, ручная работа над иконой закончена.

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Из истории

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Мастер Скинарь (iconareznaya.narod.ru). Фото автора

Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.

Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.


Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Как сделать икону под старину

Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:

  • Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
  • После высыхания наносится слой белой краски.
  • Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
  • Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
  • Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
  • Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
  • Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
  • После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
  • Все покрывается слоем прозрачного лака.

Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.

Иконы бисером

Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:

  • В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
  • Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
  • При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
  • Бисер тоже уже подобран.
  • Подробно описана техника вышивания.
  • Прилагается специальная тонкая игла.
  • Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
  • Вышивать удобно на специальных пяльцах.
  • Важно, чтобы было хорошее освещение.

Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.

Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.

Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.


При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.

Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.

Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.

Икону можете подарить или оставить у себя.

Фото икон своими руками

Loading...Loading...