Понятие, свойства и особенности информации как товара. VIP Studio - журнал «Современная наука

В течение ряда лет ученые спорили о том, может ли информация быть товаром. Впервые в советской литературе обстоятельный анализ этого вопроса предпринял академик А. Д. Урсул.

Сегодня информация признается товаром в самых различных сферах человеческой деятельности, Это признание основывается главным образом на том, что информация имеет высокую потребительную стоимость: она помогает создавать другой товар, создавать его быстрее, больше и лучшего качества. Вопрос о товарности информации решается порой довольно просто: если информация ценна и необходима есть смысл за нее платить. А то, за что мы платим, мы привыкли называть товаром.

Изучив политическую экономию, мы начнем понимать, что свойство быть товаром принадлежит не какому-либо предмету как таковому и не дано ему от природы, а обусловлено формой его движения и использования в экономической системе общества. Это относится и к информации, хотя она не является материальным предметом. Товарное производство появляется там, где имеются экономически самостоятельные производители, Различные продукты, в том числе информационные: научно-технические разработки, программные средства и т.п., создаются им для обмена и становятся предметом купли-продажи.

Информация – это товар особого рода: на него нельзя механически переносить все характеристики материальных продуктов. Товарные свойства информации как реального феномена, с одной стороны, определяются тем, что свойственно товарам вообще, а с другой стороны – особенностями, связанными с ее природой и возможностями использования.

Как и любой товар, информация обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Но, подчеркнем еще раз, что до тех пор, пока не произойдет реального обмена между обособленными товаропроизводителями, информационный продукт стоимости не имеет. До этого момента его потребительная стоимость (полезность) остается только “приметой” информационного товара.

Специфика информации как товара.

1. Информационный товар уникален, поскольку обладает свойством многократного использования без потери своих потребительских качеств. В силу этого информация является единственным видом ресурсов, которому не свойственна экономия в абсолютном значении этого понятия. Напротив, чем шире и активнее ее применяют, тем богаче становится общество. В общественном производстве информация выступает не только в качестве самостоятельного ресурса, но и в качестве замены по отношению к другим традиционным ресурсам.

2. Способность к ресурсосбережению, обеспечивающая эффект от ее применения, является важнейшим потребительским качеством информации. Различные виды информации способны обеспечивать экономию времени, труда, денежных средств и материальных ресурсов за счет оптимизации и ускорения принятия решений по различным направлениям деятельности. Информация, овеществленная в средствах труда, программных продуктах, позволила сэкономить неизмеримый в своих масштабах труд человечества. Огромные возможности экономии ресурсов обеспечивает информация, используемая для организации, планирования и управления производством. Но не исключен и обратный результат при использовании некачественной информации или дезинформации, в какой бы сфере это ни происходило. Как правило, это становится причиной удорожания, замедления, расточительства и других негативных явлений. По различным оценкам, промышленно развитые страны ежегодно теряют до 10% национального дохода из-за недостаточной информированности руководителей и специалистов народного хозяйства.

3. Потребительная стоимость информационного товара имеет и еще одну примечательную особенность, связанную с быстрым устареванием и потерей качеств отдельными видами информации. Но в определенных случаях потребительские качества не могут проявиться и быть использованными в силу невосприимчивости общественным производством из-за низкого уровня развития и отсутствия экономических стимулов. В таком случае потребительная стоимость выступает как потенциальная, с заявкой на будущее или на использование в непредусмотренных традициями сферах деятельности.

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости . С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" . Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" .

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того,

Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

Литература

    1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

    2. Там же. С. 70

    3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

    4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

Знания и информация как фактор производства

В современном обществе экономическая информация рассматривается не только как сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении, но и как важнейший ресурс – фактор производства используемый в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов.

Специфика знаний и информации как фактора производства определяется рядом качеств, что делает их принципиально отличающимися от иных производственных ресурсов:

1) информация, как фактор производства, не уничтожается в процессе личного или производственного потребления, следовательно, она является неисчерпаемым и неограниченным ресурсом (хотя, безусловно, сам набор информационных ресурсов ограничен). За определённый период времени к источнику знаний и информации могут обратиться неограниченное количество потребителей неопределённое количество раз. Действительно, размещённую в Интернете информацию, например, о курсе национальной валюты и о котировках акций на бирже в течение дня может использовать неограниченное количество людей. При этом объём информации ничуть не уменьшится. Этого не происходит с подавляющим большинством традиционных ресурсов – и труд, и капитал в течение суток можно использовать ограниченное число раз, а сырьевые ресурсы в производственном процессе используются лишь однократно;

2) использование информации и знаний принципиально изменяет процесс обмена ресурсами: если один предприниматель решает продать другому предпринимателю станок за 300 тыс. руб., то после акта обмена первый предприниматель лишается станка, а второй – трёхсот тысяч рублей. Однако если предприниматели решают обменяться знаниями о наилучшей организации производства, то каждый из них приобретает новую порцию знаний, не уменьшая предыдущий набор своих знаний. Следовательно, в отличие от иных ресурсов, объёмы которых в процессе их обмена (использования) уменьшаются, обмен знаниями и информацией приводит к увеличению объёмов этих ресурсов ;

3) знание, информация существуют независимо от пространст­ва, т.е. они могут находиться одновременно в различных частях пространства , не препятствуя возможности их использования. Это также отличает их от всех остальных производственных ресурсов: и капитал, и работник в один момент времени могут находиться только в одном месте, а участки земли и месторождения полезных ископаемых вообще не перемещаемы в пространстве, носят исключительно недвижимый характер;

4) информация и знания неотчуждаемы от своего обладателя – приобретение кем-либо определённого набора знаний никоим образом не уменьшает возможности иных потребителей приобрести те же знания в том же объёме. Этого не происходит при потреблении иных ресурсов: если одна фирма приобрела станок, то никакая другая фирма уже не может приобрести тот же станок. Однако информацию о наиболее производительном режиме использования данного станка могут приобрести все фирмы, при этом объём имеющейся информации и знаний о способах использования станка у фирмы-продавца не уменьшается. Более того, проданная информация, по-прежнему остаётся и в собственности продавца, т.к. не происходит привычного отчуждения блага;

5) в то же время знания, информация резко обесцениваются во времени , при этом информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду изно­са - моральному износу;

6) производство дополнительной единицы товара (услуги) за счёт потребления ещё одной единицы интеллектуального ресурса может и не потребовать отказа от производства единиц других товаров за счёт использования единиц иных ресурсов. Неограниченность интеллектуальных ресурсов проявляется в том, что нельзя измерить издержки приобретения единицы интеллектуального ресурса с точки зрения издержек упущенной возможности, так как для вовлечения в производство неограниченного ресурса нет необходимости отвлекать его от альтернативного использования. В этих условиях применение кривой производственных возможностей для анализа распределения ресурсов и оценки издержек при производстве наукоёмкой продукции теряет смысл – на значительных участках она будет горизонтальна или вертикальна;

7) в реальном производстве неограниченные ресурсы – информация и знания – используются в совокупности с ограниченными ресурсами (трудом, капиталом, землёй). Именно это определяет «границы» использования неограниченных интеллектуальных ресурсов и приводит к тому, что цена единицы информации не становится бесконечно малой величиной. Издержки на приобретение единицы интеллектуального ресурса измеряются не тем количеством денег, которые надо потратить на эту единицу ресурса, чтобы отвлечь деньги от наилучшего альтернативного их использования, а той выгодой, которая теряется оттого, что ограниченные ресурсы, необходимые для совместного использования с дополнительной единицей интеллектуального ресурса, не использованы иным наилучшим альтернативным путём ;

8) применение информации и знаний в производстве товаров и услуг зависит от состояния традиционных ресурсов , а также от готовности к восприятию интеллектуальных ресурсов – уровня квалификации трудовых ресурсов, степени наукоёмкости капитальных ресурсов, виртуализации финансовых ресурсов и т.д. Нет смысла получать информацию о совершенствовании методов управления предприятием, если на нём превалирует неквалифицированный труд, приобретать программное обеспечение для устаревших компьютеров, неспособных по своим техническим характеристикам его использовать и т.п.;

9) в отличие от других факторов производства информации и знаниям присуща избирательность как объективное отражение способности людей оценить, постичь и использовать информацию и знания. Чтобы привлечь дополнительную единицу информации или знаний, человеку необходимы такие качества, как способность к синтезу и анализу данных, умение выдвигать предположения (гипотезы) и делать обоснованные выводы. Иными словами, общий, научный и профессиональный уровень развития, мироощущение, память и т.п. – всё то, что обобщённо называют интеллектом индивида – становится главным фактором, определяющим возможности использования интеллектуальных ресурсов. Применительно к информации и знаниям справедливо утверждение, что ценность данного ресурса определяется не правом владения и распоряжения им, а способностью его умелого использования. Адекватное использование интеллектуальных ресурсов в принципе невозможно без их сочетания с трудозатратами интеллекта конкретного человека (группы людей). Но такие трудозатраты неизменно приведут к тому, что интеллектуальные способности индивидов не будут использованы иным альтернативным способом. Именно поэтому значимые знания сосредоточиваются в достаточно узком круге людей, которых и следует считать истинными владельцами информации и знаний.



Расширение использования информации и знаний как производственных ресурсов коренным образом изменяет экономическое пространство, способствует формированию так называемой «новой экономики», под которой понимают макроэкономическую среду, сформировавшуюся под влия­нием новых технологий, которая качественно отличается от «старой экономики» в отношении как основных принципов функционирования, так и возможностей её дальнейшего разви­тия.

Как уже отмечалось выше, в новой экономике теряет смысл применение кривой производственных возможностей для анализа распределения ресурсов и оценки издержек при производстве наукоёмкой продукции, иначе определяется альтернативная стоимость информационных ресурсов.

Кроме того, возникает необходимость в выработке новых подходов к оценке себестоимости наукоёмкой продукции, так как структура себестоимости наукоёмких благ отличается от обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период. В результате издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров. В то же время тиражирование информации требует минимальных издержек (например, копирование на диски), а всемирные информационные сети делают эти издержки еще меньше (при традиционном подходе к расчёту себестоимости она приближается к нулю).

Современные средства связи, возможности, которые предос­тавляет Интернет, делают информацию в большей степени дос­тупной всем заинтересованным субъектам. В результате сглаживаются асимметричность информации, её неопределённость, снижаются трансакционные издержки, и рынок в большей степени приближается к модели совершенной конкуренции.

Монополии, действующие в новых условиях, также отлича­ются своим поведением. В традиционной экономике принято считать, что деятельность монополий приводит к завышению цен и занижению количест­ва производимой продукции. В новой экономике монополи­и увеличивают объёмы производства и снижают це­ны (напри­мер, ситуация с тарифами на услуги мобильной связи). Это становится возможным благодаря существенному эф­фекту экономии на масштабе. Снижение удельных издержек вызывает снижение цены.

Интересно, что эффект экономии на масштабе в новой эко­номике возникает не только для производителей, но и для по­требителей.

В традиционной экономике действует закон убывающей предельной полезности (нарастание числа пользователей умень­шает полезность, получаемую каждым, поскольку всё тот же объ­ём блага приходится на большее количество потребителей), однако в новой экономике действие этого закона нарушается. Причиной этого являются сетевые внешние эффекты, - полез­ность возрастает для каждого участника при увеличении числа потребителей. Например, выбор оператора услуг мобильной связи зависит от того, пользуются ли им друзья, родственники и коллеги.

Новые технологии меняют не только экономические пара­метры, но и влияют на политические, социальные и правовые аспекты жизни общества. Три субъекта макроэкономики (до­машние хозяйства, бизнес и государство) всё более интенсивно используют в своём взаимодействии те возможности, которые предоставляют им новые технологии. Соответственно, изменяются и потребности, которые становятся всё более уникальными. В результате происходят качественные изменения в самих основах жизнедеятельности общества: в потребностях, ресурсах, производственных функциях и возможностях. На смену индустриальным технологиям приходят информационные, на смену репродуктивному индустриальному труду приходит творческая деятельность. Изменяется и структура общественного производства: растёт не просто сфера услуг, но роль знаниевой экономики. Более того, технологические трансформации создают предпосылки для изменений в основах экономических отношений, т.к. имеет место неотчуждаемость продукта творческого труда, иначе распределяются издержки производства принципиально «неисчерпаемого» информационного продукта, формируются «адаптивные» корпорации и предпринимательство, имеющие «посткапиталистическую» природу, являющиеся «постбизнесом». Все большее значение приобретают не только соображения прибыли, но и глобальные ценности и проблемы (экологические, гуманитарные, геополитические и т.п.). При этом пределы роста информационной экономики пока не ясны, так как интеллектуальные ресурсы практически ни в одной стране не используются в полной мере.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под терминами «предпринимательская способность», «предпринимательство»?

2. Каковы отличительные черты предпринимательства как фактора производства?

3. Какие точки зрения существуют относительно суть предпринимательства и бизнеса? Можно ли ставить знак равенства между этими понятиями?

4. Каковы наиболее значимые функции предпринимательства?

5. Какие условия необходимы для развития предпринимательства?

6. Что понимается под предпринимательской средой?

7. Какие элементы включает предпринимательская среда?

8. Каковы виды предпринимательства? В чём их принципиальное различие?

9. Каковы отличительные черты индивидуального частного предприятия как особой формы предпринимательства?

10. Какие особенности присущи партнёрству (товариществу) как форме предпринимательства?

11. Каковы отличительные черты корпорации как особой формы предпринимательства?

12.Чем информация принципиально отличается от иных факторов производства?

13. Что понимается под неограниченностью информации?

14. От каких факторов зависит объём применяемой информации и знаний в экономике?

15. Что означает свойство избирательности в потреблении информации?

В современном образовании, как и науке, связь студента с истиной оказывается опосредованной целой сетью условностей, традиций и процедур, огромным массивом знаний и информации, не имеющей отношения к тому, что его интересует, к его истине. Восстановление этой связи с истиной, возвращение истине характера личного переживания - задача реформ в образовании и науке.  


Следует подчеркнуть, что нарастание потребности в усвоении все новых знаний делает эту тенденцию достаточно устойчивой и самовоспроизводящейся. Впервые данный феномен был отмечен в массовом масштабе после Второй мировой войны, когда обозначились признаки исключительно быстрого роста числа работников в управленческом и информационном секторах значение, придававшееся в тот период этому обстоятельству, прекрасно иллюстрируется тем, что фактически четверть знаменитой работы Д. Белла [ 11, с. 165-266] посвящена детальному анализу процесса распространения знаний и информации в американском обществе и сопутствующим этому социальным изменениям.  

процесса обучения . Первый - это процесс обучения организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных ключевых работников, путем выяснения и бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем непосредственного инструктажа со стороны соответствующих лиц.  

Чтобы образование компании путем отделения было успешным, необходимы "критическая масса " технологических знаний и информации о рынке, квалифицированный персонал, уже известные покупатели или ниши на рынке. Необхо-  

Этап 4. После того как составлен окончательный вариант плана финансовых результатов, разрабатывается первый вариант плана движения денежных средств , который разработчик может редактировать в соответствии со своими знаниями и информацией о деятельности ЦФО, обращая внимание на недопустимость появления за какой-либо период отрицательного конечного сальдо.  

В результате были проведены мероприятия, обеспечившие создание новой организационной структуры , менее бюрократичной и более эффективной. Это позволило руководству заниматься управлением предприятием , используя самые современные технологии менеджмента, и принимать решения , основываясь на своевременной и точной информации, что позволило существенно укрепить финансы предприятия . Именно поэтому сейчас все больше деловых людей начинают осознавать всю важность применения технологий антикризисного управления в повседневной работе. Можно ожидать, что значение управленческого учета как одного из ключевых инструментов антикризисного менеджмента будет расти. С переходом России к рыночной экономике отношение к бухгалтерскому учету и его информации изменятся. В недалеком будущем наши деловые люди при принятии решений , в деле управления производственно-хозяйственной деятельностью все больше и больше будут опираться на знания и информацию аудиторов и бухгалтеров-аналитиков.  

Все большая доля личного и общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства, а знания и информацию, которые становятся основным ресурсом современного производства. Становление современного хозяйства как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось еще в 50-е годы, с бурным развитием отраслей профессиональных, финансовых и информационных услуг.  

Второй вид. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Са-мое важное обстоятельство, которое вы должны знать, если планируете использование второго вида маркетинга (ориентированного на потребителя) что покупают потребители. Не то, что продается или может быть продано на рынке, а именно то, что покупают отдельные потребители. Знания и информация о рынке, полученные в рамках традиционного подхода к маркетингу, у вас, как правило, не из "первых рук". Обычно - это статистические отчеты и сборники или какие-то специальные исследования, проведенные экспертами по чьей-либо просьбе.  

При всем разнообразии взглядов авторов из разных стран несомненно одно TQM - отражение процессов глобализации экономики и перехода к эпохе знаний и информации. Это проявляется не только, например, в международных стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. как носителях универсальной части TQM, но и в содержании концепций TQM. Даже сам факт, что TQM почти во всех языках не переводится, а используется именно как TQM, уже о многом говорит.  

Различий между сферой производства и сферой услуг не так много, как принято считать. В конечном итоге все должно сводиться к сфере услуг . Во-первых, клиент, приобретающий товар, на самом деле покупает услуги, которые этот товар ему предлагает. Машина - это средство передвижения кусок мыла обеспечивает своего владельца возможностью вымыть руки учебник дает знания и информацию.  

Хотя книга дает много знаний и информации, торговля рынками все же скорее искусство, чем наука. Хотя мои мысли дадут вам большое преимущество в достижении высоких прибылей, но ничто не может гарантировать постоянный успех вы должны принять это как часть этого бизнеса.  

Если внимательно присмотреться к затратам на производ ство продукта, то нетрудно увидеть, что они включают в себя затраты живого труда и затраты средств производства (предметов труда и средств труда). Однако последние в конечном счете тоже сводятся к затратам труда , употребленного в свое время на их изготовление. Поэтому в политической экономии принято говорить, что на производство каждого продукта расходуется живой и овеществленный труд. Кроме того, требуется труд и на получение знаний , информации, используемых в производстве. Человечество накапливает прошлый труд не только в его овеществленном виде, но и в виде информации . Таким образом, можно говорить о затратах живого труда и прошлого труда , овеществленного в средствах производства и воплотившегося в знаниях и информации.  

Возможны два принципиально различных процесса обучения . Первый - это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить,  

Роль знаний и информации в контексте социально-экономического развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микроуровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов , изменяются конкурентные стратегии , меняется содержание экономической практики.  

Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику. Отличия информационного ресурса от традиционного представлены в табл. 5.1.  

Особенность интеллектуальной экономики состоит в том, что ее главный ресурс - знания, информация, в отличие от всех прочих ресурсов не характеризуется ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к столь доступному ресурсу, выступают специфические качества самого человека - наличие или отсутствие способности к интеллектусигьной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний . Другими словами, доступность знаний отнюдь не означает доступность обладания ими. Знания и информация, будучи в силу своих объективных характеристик доступными для всех, в силу субъективных характеристик их потребителей сосредоточиваются лишь у относительно узкого круга людей, социальная роль которых не может быть оспорена в современных условиях ни при каких обстоятельствах .  

Информатизация - 1) процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ 2) процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально -экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.  

Использование потенциала EPOS для создания стратегического преимущества, которым смогут воспользоваться розничные торговцы при получении порождаемых такими системами знаний и информации.  

Эксперт - это специалист, имеющий знания и информацию, необходимые для разработки программы , мргущей дать объективную оценку тому или иному явлению, но не несущий непосредственную ответственность за разработку программы . Результатом его деятельности являются экспертные оценки для построения программы.  

Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.- нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества не только производство

Информация представляет собой разновидность экономического блага, она удовлетворяет потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационный продукт, услуга), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Применение информации в качестве экономического ресурса заключается в продаже, покупке, обмене. Этот ресурс может быть представлен в ограниченном количестве. При этом на информацию может предъявляться платежеспособный спрос.

Классический подход к определению ценности (полезности) информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.

Многие виды информации производятся не для обмена, а предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими организациями. Примером могут служить широко рекламируемые государственные услуги, которые предоставляются в электронном виде.

Товар как экономический объект - это всё то, что может удовлетворить потребность покупателя. Товар - это объект, который предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления.

Потребительские свойства информации определяются процессами отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель с учетом его экономических, социальных, прочих возможностей и особенностей может с максимальным успехом достигать поставленные стратегические цели и решать тактические задачи.

Информация как любой товар характеризуется своим жизненным циклом, который представляет собой время существования товара на рынке. Фазами жизненного цикла являются внедрение (введение, появление), рост, зрелость, насыщение и спад.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный.

Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Формирование информационного товара возможно путем воздействия на исходные данные специальных методов, технологий и техники. Здесь важно отметить, что в процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования или овеществления в товарах, средствах производства, технологиях.

В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Информации как экономическому ресурсу присуще разделение на распространенности и редкости. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной и дублирующей информации.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

1. коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления);

2. воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства - земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Ограниченность информации и ее полезность для субъектов экономики дают основания причислять ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Доводом в пользу того, что информация является самостоятельным фактором производства, можно считать всепроникающий характер информационных технологий, которые способствуют повышению эффективности практически во всех экономических секторах.

Информация как фактор производства это ресурс, используемый в экономических процессах. Информация, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов процесса труда - предметом труда, средством труда, и составной частью живого труда. Многофункциональность информации и возможность её быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества. На протяжении всей истории человечества люди в процессе преобразования окружающего мира преобразуют овеществленную в нём информацию. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем.

Специфика информации как фактора производства определяется рядом качеств, что делает их принципиально отличающимися от иных производственных ресурсов:

1) информация, как фактор производства, не уничтожается в процессе личного или производственного потребления, следовательно, она является неисчерпаемым и неограниченным ресурсом. За определённый период времени к источнику информации могут обратиться неограниченное количество потребителей неопределённое количество раз;

2) информация неотчуждаема от своего обладателя - приобретение кем-либо определённого набора знаний никоим образом не уменьшает возможности иных потребителей приобрести те же знания в том же объёме;

3) информация резко обесценивается во времени, при этом информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду износа - моральному износу;

4) неограниченность интеллектуальных ресурсов проявляется в том, что нельзя измерить издержки приобретения единицы интеллектуального ресурса с точки зрения издержек, упущенной возможности, так как для вовлечения в производство неограниченного ресурса нет необходимости отвлекать его от альтернативного использования. В этих условиях применение кривой производственных возможностей для анализа распределения ресурсов и оценки издержек при производстве наукоёмкой продукции теряет смысл - на значительных участках она будет горизонтальна или вертикальна;

5) в реальном производстве неограниченный ресурс - информация используется в совокупности с ограниченными ресурсами (трудом, капиталом, землёй). Именно это определяет "границы" использования неограниченных интеллектуальных ресурсов и приводит к тому, что цена единицы информации не становится бесконечно малой величиной. Издержки на приобретение единицы интеллектуального ресурса измеряются выгодой, которая теряется оттого, что ограниченные ресурсы, необходимые для совместного использования с дополнительной единицей интеллектуального ресурса, не использованы иным наилучшим альтернативным путём;

6) применение информации в производстве товаров и услуг зависит от состояния традиционных ресурсов, а также от готовности к восприятию интеллектуальных ресурсов - уровня квалификации трудовых ресурсов, степени наукоёмкости капитальных ресурсов, виртуализации финансовых ресурсов.

Расширение использования информации как производственного ресурса коренным образом изменяет экономическое пространство, способствует формированию так называемой "новой экономики", под которой понимают макроэкономическую среду, сформировавшуюся под влиянием новых технологий, которая качественно отличается от "старой экономики" в отношении как основных принципов функционирования, так и возможностей её дальнейшего развития.

Loading...Loading...