Кому поклонялись первобытные люди и как изменились их верования? Самые древние религии - первобытные и древнейшие в мире Древние регилгии мира - Поклонение природе

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы - огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты.

Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

Как появилась вера в «душу»

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» - «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

Как люди создали богов

Первобытные люди думали, что «душа» - «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» - боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

Молитвы и жертвы

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки - жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в жизни людей и в природе, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

Книга Урантии

Документ 85

Истоки поклонения

85:0.1 (944.1) Если не принимать во внимание моральные ассоциации и полностью игнорировать духовные воздействия, то происхождение примитивной религии было биологическим и определялось естественным ходом эволюции. У высших животных есть страх, но нет иллюзий, поэтому нет и религии. Человек создает свои первобытные религии из своего страха и посредством своих иллюзий.

85:0.2 (944.2) В процессе эволюции человеческого вида примитивные формы поклонения появляются задолго до того, как разум человека становится способным сформулировать более сложные представления о нынешней и потусторонней жизни, заслуживающие названия религии. По своей природе ранняя религия была целиком рациональной и основывалась только на ассоциативных обстоятельствах. Объекты поклонения напрашивались сами собой; они представляли собой природные объекты, которые были либо под рукой, либо казались важными в повседневном опыте недалеких первобытных урантийцев.

85:0.3 (944.3) Стоило религии преодолеть поклонение природе, как у нее появились духовные корни, однако она всегда определялась социальной средой. С развитием поклонения природе человек вообразил, что в сверхсмертном мире существует разделение труда: природные духи были у озер, деревьев, водопадов, дождя и сотен других обычных земных явлений.

85:0.4 (944.4) В то или иное время смертный человек боготворил всё, что есть на земле, включая себя самого. Кроме того, он поклонялся всему, что можно вообразить на небе и под землей. Первобытный человек боялся всех проявлений силы; он поклонялся каждому природному явлению, которое не мог понять. Наблюдения могущественных природных сил, таких как штормы, наводнения, землетрясения, оползни, вулканы, пожары, жара и холод оказывали огромное впечатление на развивающийся разум человека. До сих пор происходящие в жизни необъяснимые явления называются «деяниями Божьими» и «неисповедимым Божьим промыслом».

1. Поклонение камням и холмам

85:1.1 (944.5) Первым предметом, ставшим объектом поклонения развивающегося человека, был камень. Народность катери в южной Индии и многочисленные племена на севере Индии до сих пор поклоняются камню. Иаков спал на камне, потому что поклонялся ему и даже освятил его. Рахиль прятала священные камни в своем шатре.

85:1.2 (944.6) Камни первыми поразили древнего человека своей необычностью из-за внезапного появления на поверхности вспаханного поля или на пастбище. Люди были не в состоянии принять во внимание эрозию или последствия рыхления земли. Кроме того, камни производили огромное впечатление на древние народы частым сходством с животными. Внимание цивилизованного человека привлекают многочисленные каменные формации в горах, так похожие на облики животных и даже людей. Однако наиболее глубокое впечатление оказывали метеоритные камни. Первобытные люди видели, как они со свистом рассекают атмосферу в своем пылающем великолепии. Падающая звезда внушала древним людям ужас, и им было легко поверить, что ее пылающий след оставлен устремленным к земле духом. Неудивительно, что люди начинали поклоняться подобным явлениям, особенно если вслед за этим они находили сами метеоры. Это вело к еще большему почитанию всех остальных камней. Многие жители Бенгалии поклоняются метеору, упавшему на землю в 1880 году н. э.

85:1.3 (945.1) У древних кланов и племен были свои священные камни, и большинство современных народов с огромным благоговением относится к некоторым типам камней, которые считаются драгоценными. В Индии почиталась группа из пяти камней, в Греции – из тридцати; красные люди обычно чтили камни, выложенные кругом. Взывая к Юпитеру, римляне всегда швыряли камень в воздух. В Индии по сей день камень может использоваться в качестве свидетеля. В некоторых местах камень может служить талисманом законности – благодаря престижу камня, правонарушителя можно было привлечь к суду. Однако простые смертные не всегда отождествляют Божество с объектом почитания. Такие фетиши нередко являются только символами истинных объектов поклонения.

85:1.4 (945.2) С особым уважением древние люди относились к отверстиям в камнях. Считалось, что такие пористые камни необычайно эффективны при лечении заболеваний. Для ношения камней уши не протыкались; вместо этого, камни вставлялись в уши, чтобы ушные отверстия оставались открытыми. По сей день суеверные люди проделывают в монетах отверстия. Африканские аборигены поднимают большой шум из-за своих каменных фетишей. Фактически у всех отсталых племен и народов камни до сих пор остаются объектом суеверного почитания. Поклонение камням по-прежнему остается широко распространенным в мире явлением. Надгробный камень – это дошедший до наших дней символ изображений и идолов, которые вырезали на камне в связи с верой в призраков и духов усопших собратьев.

85:1.5 (945.3) После поклонения камням появилось поклонение холмам, и первыми объектами почитания стали большие каменные формации. Вскоре люди стали верить в то, что боги обитают в горах; это стало еще одной причиной поклонения горным вершинам. Со временем определенные горы стали связывать с определенными богами, в результате чего они стали священными. Невежественные и суеверные аборигены верили, что пещеры ведут в подземный мир – обитель злых духов и демонов – в противоположность горам, которые отождествлялись с более поздними представлениями о добрых духах и божествах.

2. Поклонение растениям и деревьям

85:2.1 (945.4) Вначале растения вызывали страх; позднее они стали объектом поклонения, поскольку из них начали получать опьяняющие настойки. Первобытные люди верили, что опьянение делает человека божественным. Считалось, что в таком опыте заключалось что-то необычное и святое. Даже в наше время спиртные напитки называют «дýхами».
* [Английское spirits означает и «дýхи», и «спиртные напитки». (Прим. ред. )]

85:2.2 (945.5) Древний человек смотрел на прорастающее зерно со страхом и суеверным благоговением. Апостол Павел был не первым, кто извлек глубокие духовные уроки из прорастающего зерна и построил на нём религиозное вероучение.

85:2.3 (945.6) Культы поклонения деревьям относятся к древнейшим религиозным явлениям. Все древние браки устраивались под деревьями, и когда женщина хотела ребенка, порой ее находили в лесу, страстно обнимающей могучий дуб. Многие растения и деревья почитались из-за их действительных или воображаемых целебных свойств. Дикарь верил, что все химические явления объяснялись непосредственным действием сверхъестественных сил.

85:2.4 (945.7) У разных племен и народов существовали самые различные представления о древесных духах. В некоторых деревьях обитали добрые духи, в других – коварные и жестокие. Финны верили в то, что большинство деревьев является обителью добрых духов. Швейцарцы долго не доверяли деревьям, полагая, что в них обитают хитрые духи. Обитатели Индии и восточной России считали древесных духов злыми. В Патагонии до сих пор поклоняются деревьям; такой же культ был у древних семитов. На протяжении многих лет после того, как иудеи перестали поклоняться деревьям, они продолжали поклоняться своим различным божествам в рощах. За исключением Китая, во всём мире когда-то существовал культ древа жизни .

85:2.5 (946.1) Вера в то, что подземные драгоценные металлы или воду можно обнаружить с помощью деревянной «волшебной лозы», есть пережиток культа деревьев. Майское дерево, рождественская елка и суеверное постукивание по дереву увековечили некоторые древние обычаи поклонения деревьям и более поздние культы деревьев.

85:2.6 (946.2) Многие из этих древнейших форм преклонения перед природой слились с появившимися позднее методами поклонения, однако наиболее ранние типы поклонения, активированные вспомогательными духами разума, действовали задолго до того, как пробуждающаяся религиозная природа человечества стала полностью восприимчивой к стимулу духовного воздействия.

3. Поклонение животным

85:3.1 (946.3) Первобытный человек испытывал своеобразное, дружеское чувство к высшим животным. Его предки жили и даже совокуплялись с ними. Уже в древности в южной Азии верили в то, что души людей возвращаются на землю в виде животных. Эта вера была пережитком еще более ранней практики поклонения животным.

85:3.2 (946.4) Древние люди чтили животных за их силу и хитрость. Они полагали, что острое обоняние и зрение некоторых созданий служит признаком того, что им помогают духи. В то или иное время все расы поклонялись животным. Среди объектов поклонения были создания, которых считали полулюдьми и полуживотными, – например, кентавры и русалки.

85:3.3 (946.5) Иудеи поклонялись змеям вплоть до времен царя Езекии, а индусы и сегодня поддерживают дружеские отношения со своими домашними змеями. Поклонение дракону у китайцев является пережитком культа змей. Змеиная мудрость была символом греческих врачей и до сих пор служит эмблемой современной медицины. Искусство заклинания змей передается со времен шаманок, служительниц культа любви к змеям , у которых в результате ежедневных змеиных укусов вырабатывался иммунитет, – фактически, настоящая зависимость от яда, без которого они уже не могли обходиться.

85:3.4 (946.6) Поклонению насекомым и другим животным способствовало более позднее, ошибочное понимание золотого правила – поступать с другими (всеми формами жизни) так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Когда-то древние люди верили в то, что ветер поднимается от крыльев птиц, и потому боялись всех крылатых созданий и поклонялись им. Древние скандинавы считали, что причиной затмений был волк, пожиравший часть солнца или луны. Индусы часто изображают Вишну с лошадиной головой. Часто символическое изображение животного олицетворяет забытого бога или исчезнувший культ. Уже на ранней стадии развития эволюционной религии ягненок стал типичным закланным животным, а голубь – символом мира и любви.

85:3.5 (946.7) В религии символика может быть полезной или вредной ровно в той мере, в которой она замещает или не замещает изначальную идею поклонения. К тому же, символику не следует путать с прямым идолопоклонством, при котором материальный объект является непосредственным и действительным предметом поклонения.

4. Поклонение стихиям

85:4.1 (946.8) Человечество поклонялось земле, воздуху, воде и огню. Первобытные племена почитали источники и поклонялись рекам. В Монголии до сих пор процветает влиятельный культ рек. Омовение стало религиозным обрядом в Вавилоне, а индейцы племени криик ежегодно устраивали ритуальное купание. Древним людям было легко представить, что духи обитали в журчащих ручьях, бьющих ключах, текущих реках и бурных потоках. Движущаяся вода производила сильное впечатление на этих наивных созданий, внушая им веру в то, что она оживает под действием духов и сверхъестественной силы. Иногда тонущему человеку отказывали в помощи из страха оскорбить какого-нибудь речного бога.

85:4.2 (947.1) В разные времена и у разных народов религиозными стимулами являлись самые разнообразные вещи и события. Многие горные племена Индии до сих пор поклоняются радуге. И в Индии, и в Африке люди полагают, что радуга является гигантской небесной змеей; как иудеи, так и христиане считают ее «знамением завета». Те же самые влияния, которые в одном месте считаются благотворными, в других местах могут рассматриваться как пагубные. В Южной Америке восточный ветер – это бог, ибо он приносит дождь; в Индии он является дьяволом, ибо приносит пыль и засуху. Древние бедуины верили в то, что один из природных духов вызывал песчаные бури, и даже во времена Моисея вера в природных духов была достаточно сильной, чтобы увековечить их в иудейской теологии в качестве ангелов огня, воды и воздуха.

85:4.3 (947.2) Тучи, дождь и град вызывали страх и были объектами поклонения для многочисленных первобытных племен и во многих древних культах природы. Ураганные ветры с громом и молнией внушали древнему человеку благоговейный страх. Его настолько поражали эти стихийные возмущения, что он считал гром голосом разгневанного бога. Поклонение огню и страх перед молнией были связаны друг с другом и широко распространены среди многих древних групп.

85:4.4 (947.3) В сознании охваченных страхом первобытных смертных огонь смешивался с магией. Поклонник магии будет живо помнить один случайный положительный результат сотворения магических заклинаний, напрочь забывая о целом ряде отрицательных результатов, полных провалов. Почитание огня достигло своей вершины в Персии, где оно сохранялось в течение долгого времени. Некоторые племена поклонялись огню как самому божеству, другие почитали его как пылающий символ очищающего духа почитаемых ими божеств. Следить за священным огнем поручали весталкам, и в двадцатом веке свечи по-прежнему горят как часть ритуала многих религиозных служб.

5. Поклонение небесным телам

85:5.1 (947.4) Поклонение прошло естественный путь развития – от камней, холмов, деревьев и животных, через стадию благоговейного почитания стихий, к обожествлению солнца, луны и звезд. В Индии и других местах звезды считались прославленными душами великих людей, ушедших из жизни во плоти. Халдейские приверженцы культа звезд считали себя детьми отца-неба и матери-земли.

85:5.2 (947.5) Поклонение луне предшествовало поклонению солнцу. Почитание луны достигло апогея в эру охоты, а поклонение солнцу стало главным религиозным обрядом в последующую эпоху земледелия. Впервые поклонение солнцу получило широкое распространение в Индии, и здесь оно сохранялось дольше всего. В Персии почитание солнца породило в дальнейшем культ Митры. У многих народов солнце считалось прародителем их царей. Халдеи помещали солнце в центр «семи колец вселенной». Более поздние цивилизации назвали в честь солнца первый день недели.

85:5.3 (947.6) Бог солнца считался мистическим отцом непорочно зачатых сынов предначертанной судьбы; полагали, что таких сынов время от времени посылают в качестве спасителей в дар избранным расам. Этих сверхъестественных младенцев всегда пускали по течению какой-нибудь священной реки, а затем каким-то удивительным образом спасали, после чего они вырастали, чтобы сделаться чудодейственными личностями и спасителями своих народов.

6. Поклонение человеку

85:6.1 (948.1) Поклонившись всему и всем на земле и на небе, человек без колебаний удостоил такого же обожания и себя самого. Простодушный дикарь не проводит четкого различия между животными, людьми и богами.

85:6.2 (948.2) В древности все необычные люди считались сверхлюдьми, которые внушали такой страх, что на них смотрели с благоговейным ужасом; в некотором роде, им буквально поклонялись. Даже рождение близнецов считалось либо чрезвычайно счастливым, либо чрезвычайно несчастным событием. Лунатики, эпилептики и слабоумные часто являлись объектами поклонения для своих нормальных собратьев, которые полагали, что такие ненормальные существа служат обителью богов. Поклонялись жрецам, царям и пророкам; в древности верили, что святость благочестивых людей ниспослана им божествами.

85:6.3 (948.3) Когда умирали племенные вожди, их причисляли к божествам . Позднее, когда выдающиеся души покидали этот мир, их причисляли к лику святых . Без сторонней помощи эволюция никогда не порождала богов, которые превосходили бы прославленных, возвышенных и высокоразвитых духов усопших. В период ранней эволюции религия творила своих собственных богов. В процессе откровения религия формулируется Богами. Эволюционная религия творит своих богов по образу и подобию смертного человека; богооткровенная религия стремится к развитию и преображению смертного человека по образу и подобию Бога.

85:6.4 (948.4) Богов-духов, имеющих якобы человеческое происхождение, следует отличать от природных богов, ибо поклонение природе действительно привело к появлению пантеона – природных духов, возвышенных до положения богов. Культы природы продолжали развиваться наряду с появившимися позднее культами духов, оказывая взаимное влияние. Многие религиозные системы включали двоякое представление о божестве – природных богах и богах-духах. В некоторых теологических системах эти представления замысловато переплетаются, что видно на примере Тора – героя-духа, который был также властелином молний.

85:6.5 (948.5) Однако поклонение человеку достигло своего апогея, когда бренные правители стали требовать подобного благоговения от своих подчиненных и, в подтверждение таких требований, заявлять о своем божественном происхождении.

7. Вспомогательные духи поклонения и мудрости

85:7.1 (948.6) Может показаться, что поклонение природе возникло естественно и непроизвольно в сознании первобытных мужчин и женщин. Так оно и было. Однако в течение всего этого времени в тех же самых разумах первобытных людей действовал шестой вспомогательный дух, посвященный этим народам в качестве направляющего влияния на данной ступени эволюции человека. Этот дух постоянно пробуждал в людях тягу к поклонению, какими бы примитивными ни были его первые формы. Дух поклонения положил явное начало стремлению человека к поклонению, несмотря на то что побудительной силой поклонения являлся животный страх и что первые его проявления были сосредоточены на объектах природы.

85:7.2 (948.7) Вы должны помнить, что направляющим и руководящим фактором всякого эволюционного развития являлось чувство, а не мысль. Для примитивного разума чувства страха, опасности, почитания и поклонения мало чем отличаются друг от друга.

85:7.3 (948.8) Когда тяга к поклонению наставляется и направляется мудростью – созерцательным и эмпирическим мышлением, – тогда эта тяга начинает превращаться в феномен истинной религии. Когда служение седьмого вспомогательного духа – духа мудрости – становится эффективным, тогда в своем поклонении человек начинает отворачиваться от природы и природных объектов и обращает свой взор к Богу природы и вечному Создателю всех природных вещей.

85:7.4 (949.1) [Представлено Яркой Вечерней Звездой Небадона.]

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие - при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего - добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий - земледелия, пророк Илья - дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Самые простые формы религиозных верований насчитывают уже более 40 тысяч лет, и именно в те далекие времена появился человек современного типа, который в значительной мере отличался от своих предшественников, иными словами – от предполагаемых предшественников, прежде всего своим физическим строением, психологическими и физиологическими характеристиками.

Но самое главное отличие того человека состояло в том, что он был разумным и способным к абстрактному мышлению.

Первобытные религии - тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм

О существовании древней и первобытной религии знают уже давно, как и о самых разных религиозных направлениях и верований того далекого периода человеческой истории. Об этом свидетельствует хотя бы - практика захоронения первобытных людей.

Археологами мира найдены доказательства того, что хоронили людей в те далекие времена, в специально приготовленных местах. Даже отметим, что при этом предварительно проводили существующие на тот обряды и процедуры подготовки усопших к загробной жизни.

Тела этих людей покрывали определенным слоем, обычно охрой, а рядом с ними укладывали оружие, бытовые предметы, в основном - домашнего обихода, драгоценные украшения и прочее.

Очевидно, что уже в те далекие времена, начало понемногу складываться религиозное представления о том, что усопший и после своей смерти продолжает жить, что с реальным и живым миром параллельно есть и другой мир, где живут умершие.

На раннем этапе зарождения человечества, верование в какие-то силы, возможно в религию, людей, когда-то живших в первобытные времена, прекрасно отраженна ими их творчеством - в произведениях пещерных и наскальных рисунков.

Они множественно были найдены в Европе, в той же Франции и Италии. Большая часть этих наскальных творений - это изображения людей и животных, сцены охоты и прочее.

Анализ наскальных и пещерных рисунков, дал ученым возможность сделать вывод, что первобытный человек свято верил в особую связь между собой и животными, как и в возможность управлять поведением животных, при помощи неких магических заклинаний.

Наконец, стоит отметить и тот факт, что учеными было установлено то, что у людей, живших в первобытный век, имело широкое распространение почитание самых разных предметов и вещей, которые по их убеждению, должны были приносить им удачу и оберегать от опасности.

Древние регилгии мира - Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе.

Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Первобытные религи мира - Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.

Тотемизм - вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм - вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром.

Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками.

Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытного коллектива.

Одна из самых древних религий - Магия

К ранним формам религии относится магия.

Магия - вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Появившись в далекой древности, магия сохранялась и успешно продолжала развиваться на протяжении нескольких тысяч лет. Если изначально магические представления и обряды носили как бы общее направление, но в дальнейшем, постепенно произошла их трансформация.

Современные историки и специалисты данного вопроса, квалифицируют древнюю магию по методам, направленности и целям воздействия.

Виды магии в древней религии

Виды магии по методам воздействия:

Контактная магия (непосредственное взаимодействие носителя магической силы с объектом или субъектом, на который направлено магическое действие)

Инициальная магия (магический акт, направленный на отдаленный объект, который находится в недосягаемости для субъекта магической деятельности);

Парциальная магия (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ноги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы);

Имитационная магия (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды древнейшей магии по своей социальной направленности, методам и целям воздействия, делятся на:

Вредоносная магия (причинение ущерба - нанесение порчи человеку);

Военная магия (система обрядов, призвана оказать помощь в обеспечении победы над врагом);

Любовная магия (направлена на повышение или понижение полового влечения: отворот, приворот);

Лечебная магия (призвана была излечить человека или домашнее животное);;

Промысловая (промышленная) магия (призвана обеспечить удачу в охоте или рыболовстве);

Метеорологическая (погодная) магия (помогает изменить погодные условия);

Магию иногда называют первобытной наукой или пра наукой, ведь она содержала в себе - начальные знания об окружающем мире и явлениях природы.

У первобытных людей немаловажную роль играло - почитание самых разных предметов и вещей, которые должны были приносить им удачу и оберегать от неприятностей. Эта форма религиозных верований получила название "фетишизм".

Древнейшие религии мира - Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе.

Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Древнейшие первобытные религии - Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.

Анимизм - вера в существование души и духов.

Находясь на начальном этапе развития человечества, примитивные на тот момент люди, стремились обеспечить себе защиту от всяких напастей, каких-то болезней, влияния природных явлений. В те времена, они наделяли природу и окружающие их вещи и предметы чем-то магическим, от которых зависело очень многое, например, их существование.

Поклонялись они сверхъестественным силам, олицетворяя их, не чем иным, как духами этих вещей и субъектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов, как и в существование души, сохраняется и в современном мире, во всех мировых религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов или же нечистую силу, как и в бессмертную душу - все это модификации анимистических представлении первобытной жизни человечества.

То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Древние мировые религии - Шаманизм

Шаманизм - вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм как древняя религия, появился на более позднем этапе развития человечества, когда уже появились люди, которые имели на тот момент, особый социальный статус. Шаманы были призваны свято хранить полученную ими информацию, имеющее особое значение, для того рода или племени, где они проживали.

Шаман умел совершать древний ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития человечества, первобытные формы религиозных верований не имели место в чистом виде. В самых причудливых формах они переплетались друг с другом.

Именно по этой причине ставить вопрос о том, какая из форм древнейшей религии первобытного человека возникла перовой, раньше какой-то другой, а какая позже, наверняка мы не узнаем никогда, это просто, напросто не возможно, не реально точно установить.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Искусство первобытного человека. Елена Орлова.

ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

«В поисках лучшей жизни человечество не раз вспомнит о свободном человеке древности: он был близок природе, жил с ней душа в душу, знал красоты ее. Он знал то, чего мы не ведаем уже давно.
Цельны движения древнего, строго целесообразны его думы, остро чувство меры и стремления к украшению. Понимать каменный век как дикую некультурность будет ошибкою неосведомленности. В дошедших до нас страницах времени камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру»
Н.К. Рерих Каменный век.

Принято ошибочно считать, будто бы наши с вами далекие первобытные предки были невежественными дикарями, начисто лишенными современной утонченности, изящества, вкуса и чувства красоты. Но это далеко не так. И свидетельством тому служит искусство первобытного человека, свободного и гордого, нерасторжимо связанного в единое целое с матерью-Природой, тонко и чутко чувствующего подлинную ее красоту и стремившегося ее отобразить, украсить свой быт всеми доступными способами.
Нам бы еще многому поучиться у так называемых «дикарей» древности. И, прежде всего, умению тонко чувствовать красоту в окружающем мире и робким попыткам передать эту красоту в своих первых произведениях искусства. Что есть искусство, как не страстное стремление украсить, усовершенствовать то, что мы видим вокруг себя, привнести в окружающее нас пространство Красоту, сотворить нечто своими руками как можно красивее и лучше? Искусство может с тем же успехом украшать наш обычный обиход, как и галереи роскошных дворцов и музеев. Так же и первобытный человек стремился к красоте, удобству и порядку в своем обиходе, на то он и есть человек, а не зверь, чтобы жить, как попало. Именно искусство и яркая способность творить отличает человека от зверя и возвышает его до Бога. Ибо удел человека – Творчество, которое приводит его в итоге к Космическому Творчеству.

Искусство первобытного человека изобилует разнообразными графическими рисунками и силуэтами, яркими живописными изображениями, выполненными минеральными красками, миниатюрными скульптурами, высеченными из камня или искусно вылепленными из глины; а также декоративной резьбой по камню и кости; рельефами и барельефами, причудливым орнаментом.
Если такое искусство существовало в ту пору, то можно с полной уверенностью утверждать достаточно высокий уровень культуры человека каменного века и опровергнуть домыслы о его якобы примитивной «дикости».

Первобытный человек впервые осваивает такие материалы, как кость, камень и глина, затем металл, он делает первые робкие шаги, пытаясь поначалу неумело и слегка грубовато обрабатывать их. Он пробует свои силы и с каждым разом его творчество становится все более красивым и совершенным. Какая несказуемая радость в этих первых попытках приукрасить свой быт, одежду, внешность, сколько искренней неподдельной восторженности скрыто в этих первых творениях первобытного искусства! Представим себе, как создавались эти маленькие шедевры: наскальные росписи, фигурки древних богинь, янтарные бусины и подвески, сколько в них вложено кропотливого труда, терпения и любви к своему творению.

Сколько очарования таит в себе древний каменный век. Сколько еще загадок и тайн предстоит нам разгадать, сколько домыслить… О чем думали, чем жили первобытные люди, чему поклонялись? Главным божеством древнего человека был священный Огонь, Агни. Огню поклонялись, молились, приносили жертвы. Его обожествляли. Без огня не было бы жизни. Огонь согревал, на нем готовили пищу. Его считали жизнедателем и хранителем жизни. Поклонялись древние люди и женскому началу. Женщина почиталась как богиня и хранительница домашнего очага.*

В искусстве палеолита находит отражение богатый внутренний мир первобытного человека. Пещерная живопись, гравировка по кости, первобытная скульптура были тесно связаны с жизнедеятельностью и магическими верованиями людей.
Первобытные художники чаще всего использовали в своем творчестве минеральные и растительные краски, мел, уголь, охру. Сам процесс рисования считался магическим и сопровождался особыми заклинаниями и обрядами. Скульптурные изображения животных и людей изобиловали декоративным орнаментом, тоже содержащим магический смысл, так как магия играла огромную роль в жизни людей.

Живопись первобытного человека необычайно выразительна. Изображая животное, первобытный художник предельно реалистично пытался передать недюжинную силу зверя, его величие и грозную мощь. Какое вдохновение сквозит в этих, казалось бы, не связанных между собой многочисленных росписях, изображающих звериную грацию в движении, сцены охоты и т.п.
Сколь виртуозны витиеватые начертания в Альтамирской пещере. Они выполнены с особым изяществом, тщательностью и воздушнейшей легкостью. Мягкие плавные линии рисунка сплетаются в сложнейший узор. Грузные неуклюжие фигурки «Венер»** воплощают идеал женственности древнего человека. Он по-своему умел видеть и ценить женскую красоту. Его видение красоты было целесообразным. В этом видении заключалось почитание женского божества и женской сути, как прародительницы рода, охранительницы, берегини. Женщина своим появлением и присутствием вносит в семью мир и лад, гармонию и порядок, поэтому ей поклоняются как богине.
Появление керамики вносит новую свежую чистую струю в первобытное искусство. Хаотичная материя в руках разумного человека у него на глазах превращается в податливый материал, а затем в стройное гармоничное творение. Это новая победа над слепыми силами материальной природы. Стройность творения торжествует над хаосом, как разум торжествует над плотью. Новое завоевание привносит новые возможности и отшлифовывает новые грани человеческого мастерства.
Это умение отразилось в затейливом украшении сосудов, более сложном рисунке орнамента, его геометрической стройности и пропорциональности. Все больше появляется простора для творческого вдохновения и фантазии художника. Глина – более мягкий и податливый материал по сравнению с камнем, и первобытный гончар может с большей легкостью воплощать свои замыслы. Живопись приобретает более декоративные и гармоничные черты. Образы динамичны, грациозны, несмотря на отсутствие перспективы и схематичность, они словно бы парят в воздухе и от этого кажутся еще более воздушными, легкими и изящными. Стилизованные фантастические изображения Тассили-Аджера – это целая симфония и буйство красок… Замысловатые петроглифы на берегу Онежского озера, загадочные наскальные знаки – свидетельства давно забытых магических культов. В этих рисунках отчетливо проглядывает основная идея – самоутвердить власть человека над Природой, стать ее царем и восторжествовать над окружающим миром. Насколько величественна эта попытка - подчинить себе силы Природы. Пусть с помощью магии и обрядов, но обуздать непокорный хаос, сделать окружающий мир стройным организованным целым и овладеть им. В этой идее, нашедшей отображение в первобытном искусстве заключено величайшее дерзновение человека стать не рабом, а хозяином окружающего мира, покорить его вместо того, чтобы слепо покориться ему.

Литература
Л.Любимов Искусство Древнего Мира
Россия и мир Хрестоматия для основной школы, книга 1. ИД АГПУ, 1997 г.
Детство человечества Уч. Пособие по истории. Сост. Е. Шнайдштейн, Астрахань-1993 год.

* С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, повидимому, кровлю из жердей. Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).
Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе - в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.


** Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. "палеолитическая венера" из Виллендорфа (около 30тыс. лет до н. э.). Насколько это первое изваяние связано с действительностью, судить сложно. Трудно поверить, что это существо с огромной, гипертрофированной нижней частью и отвисшей от постоянного кормления грудью являлось для людей того времени эталоном прекрасного. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство венер того времени можно назвать безликими.

Любопытно, что скульптуры палеолитических Венер распространены в приледниковой области и не заходят далеко на юг. Они не случайно "выбрали" прохладный климат. Здесь четко выделяются два сезона года: летний - охотничий, "мужской", и зимний - оседлый, "женский". А чем устойчивее оседлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее сплоченность рода вокруг нее.

Публикации Орловой Елены»

Loading...Loading...