Лемки: в поисках истины. Лемки. Западная Украина Лемки язык

«Всяк должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? будь им: верь православно, служи Царице правно, люби братию нравно. Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте… Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою».
Г.С. Сковорода


«Нация, которая родилась незаконным образом и появилась на свет в течение 50 лет, наперекор всем историческим и логическим правилам натурального развития всех культурных народов, должна стыдиться своего происхождения, так же как стыдится каждый незаконнорожденный человек ».

О ком идет речь в приведенной цитате, догадаться нетрудно. Да, это об «украинцах». Возможно, ценность данного высказывания была бы не очень большой, будь оно написано сегодня. Возможно в ней даже обнаружились бы признаки 282 статьи УК РФ, будь это сказано нами. Но перед вами выдержка из крайне любопытного исторического документа - «Календаря «Лемка»», опубликованного в 1935 году в Перемышле.

Что же писали лемки об «украинцах»? Как видели историю своего края? Об этом и расскажем читателю в этой статье (ниже будет опубликована адаптация части календаря к современному русскому языку и представлены сканы оригинала).

Лемки - западные русские

Напомним, что лемками называют себя представители славянского народа, проживающего в горной местности (Карпаты) современной Украины, Польши, Словакии. Историческое самоназвание народности - русины, руснаки.

Современная украинская мифология однозначно записывает лемков в «украинский субэтнос». Вот, что говорит о них, к примеру, этот источник:

«Лемки — самые западные украинцы, которые издавна селились в Карпатах на склонах Низких Бескидов между реками Уж, Сан — на востоке и Попрад с Дунайцем — на западе ».

Не секрет, что многие из современных лемков, мягко говоря, не согласны с этой формулировкой, но посмотрим, что говорили они о себе в «Календаре…» (жирный текст - НБ ):

«Лемковщина, которая является наиболее выступающей на запад частью русской земли , стояла смело и бодро на стражерусскости . Во времена наисильнейшей украинофильской агитации в покойной Австрии, Лемковщина удачно выстояла, отбив все атаки вражеского наступления ».


Как видно, лемки не только считали себя частью русского народа, но и открыто называли украинофилов - врагами.

Акценты

Прежде чем ознакомить читателя с характерным отрывком из «Календаря», хотим обратить внимание на ряд фактов, которые прослеживаются в тексте:


  • Текст в оригинале написан не на украинском языке (см. скрины).
  • Сами лемки считали себя русскими и не допускали каких-либо отклонений.
  • Авторы «Календаря» прекрасно знали местность и ситуацию: рождение «нации» происходило у них на глазах, поэтому они являются свидетелями произошедшего.
  • Лемки четко определяют «дату рождения украинцев» - за полвека до выхода «Календаря», т.е. конец XIX века в Австро-Венгрии, что прекрасно совпадает с данными других источников.
Отрывок из календаря

В качестве доказательств используем раздел «Календаря», цитатой из которого мы и начали данный материал, под названием:

«Украинская действительность»

«Нация, которая родилась незаконным образом и появилась на свет в течение 50 лет, наперекор всем историческим и логическим правилам натурального развития всех культурных народов, должна стыдиться своего происхождения, так же как стыдится каждый незаконнорожденный человек.

Для того и стараются наши украинцы сотворить себе историю, то есть прошлое, т.к. пятидесятилетняя традиция подходит для одного человека или для одной семьи, но не хватает для нации, которая упала как метеор в центр культурных народов восточной Европы.

Действительно, это единственный случай в Европе на протяжении последних столетий чтобы в течение нескольких десятков лет могла появиться некая отдельная, некая новая самостоятельная нация - нация без рода и племени.

Если уж кого-то и можно привести в пример, то только албанцев, о которых так же благодаря злопамятной Австрии узнала Европа лишь в последние предвоенные годы, и то [албанцы] все же имеют свое историческое прошлое, имею какие-то свои национальные ценности. А вот люди, которые отпали от своей народности и хотят сделать себе новую народность, похожи на сынка, который убежал от своих родителей голый и босый, и хочет сразу разбогатеть. Для таких одна дорога - украсть все, что им нужно.

Язык, доставшуюся от предков ценность, не нужно красть. Однако, чтобы он (язык) был не похож на языки других русских племен, наши украинцы начали его усердно переделывать.

Исторический образ они создали себе радикально. Недолго думая, сочинили себе свою историю, утверждающую, что украинский народ существует с незапамятных времен, что князь Владимир считал себя наисвидомийшим украинцем, что летописец Нестор - народный певец украинской старины, что Богдан Хмельницкий - украинский национальный герой, который только и думал об украинской самостоятельности, и что украинский народ только и ждал того момента, чтобы построить себе самостоятельную украинскую державу.

И этот момент нагрянул в 1914 году, а украинская нация возникла в пределах австрийской державы, совсем не оправдав надежд, которые возлагали на неё Берлин и венские протекторы. Кроме галицких «украинов» не было других, которые дали о себе как-то знать и которые сыграли особую роль во время и после окончания мировой войны.

А роль, которую отыграли галицкие украинцы, помнят все.

Проводники, цвет и гордость украинской нации - это платные и неплатные агенты австрийской полиции, которые еще задолго до войны работали в подвалах австрийских «чрезвычаек» и готовили списки тех русских людей, которых Австрия на случай войны должна была арестовать.

Краса и гордость украинской нации, украинские духовные и светские сановники, послы и вся «знать» украинская - это собранные австрийской военной прокуратурой заказные свидетели для политических процессов против ненавистных кацапов.

Наконец, часть этой интеллигенции попала в верификационные комиссии для того чтобы контролировать и квалифицировать опасных и не очень изменников австрийской державы, а от самих изменников, которые были арестованы, брала взятки за освобождение.

Из особо «ретивых», которые хотели служить в австрийской армии, Австрия сформировала «курень» сичевых стрельцов во главе с «атаманом» Грыцем Коссаком, который до войны учил детей в народной школе в Дрогобыче и сразу выскочил на главного атамана.

Когда большевистская революция развалила русский фронт и когда каждый кто хотел пошел на Украину, чтобы там пограбить, пошли туда и галицкие «сичевые стрельцы».

За этой победной армией в скором времени поехали в Брест-Литовский и австрийские делегаты на мирную конференцию, и в их числе наибольший шантажист и лгун, которого смогла вырастить в своей гнилой атмосфере злосчастная Австрия, председатель украинского парламентарного клуба посол Николай Василько.

Эти делегаты в Бресте Литовском заключили мир с Лейбом Троцким, представителем большевистской России, и сотворили украинскую державу во главе с гетманом. И эта самостоятельная украинская держава просуществовала так долго, как долго немецкие полки сидели в Киеве и охраняли того самого гетмана и его правительство.

Как только после капитуляции Германии, оставив Киев, немецкие полки ушли домой, рухнула и «самостоятельная» держава.

Интересно, что после того как большевики объявили, что все народы, которые хотят и имеют возможность создать собственные державы, могут отделиться от России, - словом когда большевики объявили конкурс на создание из земель русской державы новых держав и когда действительно оторвались от России такие малые народы как финны, эстонцы и латыши, и создали себе самостоятельные державы, то на Украине никто и не подумал об организации самостоятельной страны, а те, кто хотел такое государство построить при помощи нескольких банд галицких сичевых стрельцов, вынуждены были очень быстро убежать из Украины.

Большевики, завладев целым государством были, первым делом озадачены уничтожением русского национализма, т.к. всякий национализм был врагом большевизма, а собственно русский национализм был смертельным врагом большевиков, и поэтому большевики чтобы уничтожить русский дух и русский язык на Украине, начали Украину принудительным способом украинизировать.

Эта принудительная украинизация заключалась в издании законов о принудительном введении во всех школах вместо русского литературного языка полтавского наречия. Это же наречие введено во всех госучреждениях, для всех чиновников и на всех фабриках.

Неслыханное дело, чтобы кому-то в голову пришло ополячивать Польшу, онемечивать Германию, офранцуживать Францию, но факт остается фактом, большевики должны были Украину принудительно украинизировать».

Источники

Мы привели всего несколько строк одного раздела. В качестве дополнения выложим оригиналы этой части, а также еще несколько не менее интересных дополнений:

Громосяк и «украинцы»

Напомним, что это мнение народа, испокон веков соседствующего с галичанами, которые на глазах у лемков, по собственной инициативе за короткий срок превратились в «украинцев», отказавшись от своего русского естества.

«Календарь» - это еще и документ, свидетельствующий, что лемки не просто осуждали отступников от веры и рода, но и активно вели антимазепинскую пропаганду.


Одним из действующих лиц был старик Громосяк, который выжил в Талергофе. Рассказывая молодежи об этом концлагере для русских, Громосяк говорит следующее:

«Помните, что в Талергофе палачи замучили тысячи наших людей. А украинцы помогали им. Сколько наших Лемков, парней и священников повесили из-за предательства и лжи украинцев».

Конечно, столько лет постоянной лжи сформировали некую общность, называющую себя украинцами. И среди них немало приличных, достойных людей, зачастую просто не знающих о своем русском происхождении. Однако все, что связано с политическими аспектами рождения «новой нации с тысячелетней историей» осталось неизменным. Её свидомые, идейные представители появились, как русофобы и предатели, такими они остаются и сейчас.

А лемки?.. А лемки - это пример стойкости, преданности и веры! Веками хранить память о своей русскости дорогого стоит.

Бойки, лемки, гуцулы, буковинцы, подоляне.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня живущие на территории страны.

Бойки

На северных и южных карпатских склонах в долинах рек Лимница, Сан и Уж разбросаны деревни бойков. О том, кто были далекими предками современных байков, гадают до сих пор, иронически замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым.

Сами бойки нередко называют себя «верховинцами». У них все по-бойковски необычно. Говорят на бойковском диалекте. Часто употребляют частицу «бойе» — означает «только, да». Гостей угощают печеной картошкой, солеными огурцами, капустой, салом, студнем и непременно подносят рюмку «криївки».

Бойки строят монументальные и простые дома: стены собирают из массивных еловых колод, крышу кроют преимущественно «китицями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают удивительными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если станет грустно, бойки всегда готовы вспомнить старинный бойковский танец «Битля», который выполняется попарно, стоя на бочке.

Гуцулы

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, — это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки — киптари — расшиты золотом и украшены помпонами. У многих гуцулов дома также украшены: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось, что два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они хотят показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой ​​буйный нрав. Чтобы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки. Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины.

О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что означает «разбойник», другие — к слову «Кочул», что означает «пастух». Как бы там ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу — трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно встретить гуцульского знахаря. В древности их называли «земными богами», а сегодня — знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый знахарь или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

Лемки

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, которые проживали по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации .

Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть — на территории Польши, третья — в ​​Словакии. Живя в Украине, лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «обособленность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в произношении восточных славян), твердом «и» и частому употреблению слова «лем» («только»).

Традиционные наряды лемков легко узнать. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины — белые косынки и широкое узорчатое ожерелье «силянку». Сегодня на рынках Западной Украине можно встретить деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки — образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство». К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) — культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждый дом словно соревнуется с соседским нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами. Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя — ярко красная или синяя, — выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета.

Рядом с каждым домом — опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками. Особые у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на дом. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редкие образцы буковинской живописи, в ​​том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лиловане, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье — историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Буга. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Намного позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Поэтому и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты. Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве — гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении.

Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканные ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

Бойки

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих.

Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».

У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Гуцулы

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.

Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

Лемки

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.

Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.

Трудно сегодня представить, что в Европе ещё совсем недавно существовали этнические группы, которые из-за своей любви к России и русофильства хотели стать обычными русскими, переняв наши традиции, язык и культуру. Было это связано как с грамотной политикой, которую вела Российская империя на мировой арене, так и с взвешенным курсом внутри страны. История развития национального самосознания русинов-лемков представляет большой интерес, так как показывает процесс возвращения (хоть и не до конца завершённый) этого восточнославянского этноса, давно оторванного от общерусского древа, в лоно русской цивилизации. Особенно интересен тот факт, что борьба за любовь к России проходила в соперничестве с навязанным извне украинством.

Национальное возрождение и русофильство

Лемки - самая западная часть русинов, да и вообще всех восточных славян. Они в культурном, лингвистическом и религиозном отношении заметно отличались от соседних народов. Что касается происхождения этой этнической группы, то до сих пор в научной среде ведется ожесточенная полемика между сторонниками местного и пришлого происхождения лемков. Само название «лемки» придумано этнографами лишь в XIX веке, исторически эти люди называли себя русинами, руснаками или просто русскими.

Жизнь Лемковины мало отличалась от истории других русинских земель. Там национальное возрождение началось в середине XIX века. Как и вся русинская интеллигенция того времени, лемки ощущали себя частью единого русского народа «от Карпат до Камчатки», последовательно отстаивая концепцию восточнославянского единства. В отличие от своих географических соседей галичан, которые к началу XX века начали активно воспринимать украинскую идею, русины сохраняли идеологию единства с Россией намного дольше. На волне этих настроений многие униатские приходы переходили в православие, чтобы ещё больше походить на русских.

Первая мировая война несколько притормозила национальное возрождение русинов, которых начали подозревать в симпатиях к Российской империи. За тёплое отношение к ней австрийские власти в самом начале войны вывезли из Лемковины свыше трех тысяч человек, представителей интеллигенции и крестьян. Многие лемки были убиты в своих деревнях как опасные сторонники врага. Эту кровавую расправу на время прекратила русская армия, захватившая в 1914 году почти весь регион. Но нашим войскам пришлось отступить. С ними вглубь России выехали и несколько десятков тысяч лемков и других русинов (в Ростове-на-Дону даже открыли специальную школу для карпаторусов), а многие оставшиеся подверглись той же участи, что и другие русофилы региона. Все это привело к тому, что к концу Первой мировой войны Лемковина заметно опустела. Ответственность за преступления против местного русинского населения лемки возлагали на своих идеологических противников - представителей украинского лагеря, эмигрантов из Галичины, которым удалось заразить своими идеями и некоторых местных. Украинствующие составляли списки неблагонадежных лиц, которых считали ориентированными на Российскую империю - австрийцы арестовывали прорусских активистов прямо по ним.

После распада Австро-Венгрии на некоторое время появилась Русская народная республика лемков во главе с президентом Ярославом Качмариком, государство целиком и полностью русофильское. Руководство республики установило теснейшие контакты с Карпато-русской народной радой в Пряшеве (Словакия). В связи с нежеланием лемковских общественных деятелей жить в одном государстве с поляками и при невозможности лемкам войти в состав России, серьезно рассматривалась идея присоединения этой области к Чехословакии. Однако такому плану не суждено было сбыться: польские круги, сначала нейтрально отреагировавшие на провозглашение республики, не на шутку обеспокоились перспективой потери Лемковины, которую считали своей. Существование Русской народной республики лемков закончилось в 1921 году - поляки ликвидировали её военным путём и арестовали нескольких членов правительства.

В межвоенный период польские власти проводили политику дискриминации лемков и поддерживали как украинизацию (для борьбы с москвофильством), так и полонизацию. Этому лемковская интеллигенция решительно сопротивлялась. В период между двумя мировыми войнами на территории Лемковины было почти 180 сел, населенных исключительно лемками. По переписи 1931 года, численность русинов-лемков, которые проживали на этой территории, составляла 130 тысяч (!) человек. В 30-е годы XX века большинство из них сохраняло греко-католическое вероисповедание, хотя доля православных среди русинов Польши стремительно приближалась к половине. Особенно движение за переход в православие было популярно у эмигрантов в США и Канаде, там практически все православные русины-лемки перешли со временем в русскую идентификацию, пополнив ряды русской эмиграции в этих странах.

Вторая мировая и выселение

Вторая мировая война самым трагическим образом повлияла на национальное самосознание лемков. После оккупации Польши нацистской Германией в области проживания русинского населения устремились бежавшие от преследований с занятых Советским Союзом территорий бандеровцы, которых немцы считали своими союзниками. С их появлением в Польше началась массированная украинофильская пропаганда среди русинского населения, но несмотря на попустительство немцев одними пропагандистскими методами сколько-нибудь ощутимо повлиять на этническую самоидентификацию лемков не удалось. После нападения Германии на Советский Союз против местного русинского населения начался террор. Многих высылали на принудительные работы в Германию.

Победу СССР во Второй мировой лемки восприняли с воодушевлением, они надеялись, Россия, которую они так долго ждали, даст им возможности жить как они хотят, со своей культурой и языком. Разочарование пришло быстро: стало понятно, что от русской России прошлого не осталась и следа. Но среди лемков находились и такие, которые традиционное русофильство трансформировали для себя в симпатию к коммунистической идеологии и советскому строю. К сожалению, советских не интересовала прошлая любовь лемков к России, да и основанное на представлении об общерусском единстве русинское национальное самосознание. Советские с пренебрежением относились к русинской культуре, особенно к русофильству, часто воспринимаемому как остатки белогвардейщины. И советские, и польские власти стали сообща считать это население украинским. На основании этой установки между Польшей и Советским Союзом был заключен договор об обмене населением приграничных территорий, согласно которому этнические поляки переселялись в Польшу, а те, кого стороны считали украинцами, - на Украину. Польская сторона этой операцией «Висла» стремилась минимизировать возможные конфликты между польским и восточнославянским населением края в будущем, для чего планомерно делала этнический состав этих своих территорий почти полностью мононациональным.

Насильственное выселение и украинизация в несколько раз уменьшили количество лемков в Польше

Переселение из Польши на Украину начиналось добровольно, но после того, как поток желающих переселенцев иссяк, польские власти попытались надавить на русинов и заставить тех уехать. Всего на территорию западных украинских областей были переселены около 60% лемков, остальные 40% расселили по западным и северным польским регионам, в которых еще недавно проживали немцы. Сначала новоприбывших разрешалось селить на расстоянии не менее 50 километров от сухопутных границ - чтобы они нигде не составляли более 10% от всей численности населения. Чтобы не образовывались компактные группы, лемков обычно селили лишь несколькими семьями среди поляков, что ускоряло процесс их ассимиляции.

Паспорт поэта и художника Русенко И. Ю., рождённого на Лемковине. При переселении на Украину его записали украинцем по национальности

Вторая половина XX века

После политических перемен 1956 года лемки надеялись, что польские власти признают операцию «Висла» противоправной, аннулируют декрет, лишавший их домов, земли и леса. Ждали возмещения и нового переселения - возвращения в родные места. Но всего этого так и не произошло. Лишь мизерная часть сумела вернуться домой. Безусловно, возвращение приняло бы более массовые формы, если бы власти не препятствовали ему деятельно.

Вернуть свою землю и дома стало практически невозможным и потому, что их уже заселили переселенцы-поляки из Украины. В итоге большинство лемков решило остаться в западной и северной части страны, в более развитых районах. В конце концов, в 1956–1958 годы на Лемковину вернулось только около 2000 человек. В последующие годы эта цифра выросла до 5000. Польские власти продолжали рассматривать их как украинцев. Советский Союз также не признавал лемков на своей территории, запрещался и сам этот этноним. В паспорта всем лемкам записывали украинскую национальность.

В середине 50-х годов в Польше было основано Украинское общественно-культурное общество, организация для «украинского» нацменьшинства. К нему относили и лемков, считая их «субэтносом» украинского народа, этнографической группой, которая ещё сопротивляется украинизации. С самого начала лемковские активисты решили не упускать единственную возможность развивать, хотя бы под украинской вывеской, собственную национальную жизнь. Им удалось получить некоторую автономию путем создания «Лемковской секции» и издания приложения к газете «Наше слово» на своём диалекте. Однако польских неофитов-украинцев раздражали контакты активистов «Лемковской секции» с продолжавшим старые русофильские традиции эмигрантским Лемко-Союзом США и Канады. Свою особую роль в сохранении лемковской культуры социалистического периода сыграл ансамбль песни и танца «Лемковина». Хотя и этот коллектив из-за запрета польских властей не мог выступать с 1973 по 1980 год. В 1984–1989 годы на лемковском наречии издавалась газета «Голос Ватры». Но как ни старались культурные деятели, огромное количество лемков-русинов ассимилировалось в польской этнической среде и их осталось очень мало.

Массовое русинское национальное возрождение в Польше, как и в других странах, стало возможным только в конце 80-х годов XX столетия, когда русины опять заявили о себе как об отдельном народе. После развала Советского Союза украинские организации и институты на государственном уровне сделали всё, чтобы не дать лемкам развивать их собственную культуру и идеологию, оставить под украинским влиянием. Cегодня огромными тиражами издаётся литература, проводятся фестивали, где лемкам продолжают доказывать, что они украинцы. Политики постсоциалистической Польши поначалу позитивно отнеслись к возрождению русинской идентичности, но после того как активисты заговорили о компенсациях и признании этноцида лемков в ходе операции по переселению, официальная Варшава с настороженностью стала воспринимать русинский вопрос.

Украинская пропаганда продолжает считать русинов-лемков украинцами

В сухом остатке

Лемки - уникальный народ, численность которого значительно уменьшилась из-за преступных действий сначала Австро-Венгрии, а затем Польши и СССР. Ассимиляция, в частности из-за смешанных браков, деятельность украинских организаций, которые продолжают заниматься украинизацией русинов и сегодня, привели к тому, что численность лемков в современной Польше продолжает сокращаться. О былом русофильстве активисты лемковских организаций вспоминают разве что в историческом контексте, объединения людей, которые и сегодня сохраняют русскую идентификацию, полностью прекратили своё существование и не возродились после развала социалистического лагеря.

В отличие от украинских организаций, Россия уделяет мало внимания современным русинам в европейских странах, и, к сожалению, не стремится хоть как-то реанимировать былое русофильство в их среде. Пока нам остаётся только память о людях, которые хотели быть русскими несмотря ни на что - и которых за это лишили этничности.

Одни ученые называют их этнографической группой украинцев. Другие убеждены, что это – совершенно отдельный народ. Так или иначе, их история и культура – неотъемлемая часть нашей общей, украинской истории и культуры. Маленькая община, разбросанная по всей Украине – лемки – герои очередного материала в серии «Тоже украинцы».

КТО ТАКИЕ? Происхождение лемков теряется где-то в раннем средневековье. Достоверно известно только одно: их предки обитали в Карпатах испокон веков. Правда, «лемками» они себя не называли. Предпочитали именоваться «русинами» или «руснаками». Слово «лемки» появилось только в начале ХІХ века.

Ученые так и не пришли к общему выводу, кто первый назвал карпатских горцев «лемками» – то ли чешский этнограф Ян Чаплович, то ли украинский филолог Иосиф Левицкий. А все потому, что «руснаки» часто употребляли слово «лем» («лишь», «только»), которого не знали соседи – бойки и гуцулы. Ну а уже в ХХ веке и сами обитатели Карпат начали называть себя «лемками».

СКОЛЬКО ИХ? В старину «страна лемков» располагалась на обоих склонах Восточных Бескидов. Сейчас это территория Украины, Польши и Словакии. В Украине, согласно переписи 2001 года, насчитывалось 672 представителя этой общины. За рубежом лемков больше. Например, в Польше во время переписи 2011 года почти 10 тысяч человек записались лемками. Несколько десятков тысяч лемков живут в Словакии.

Интересно, что большинство лемков, живущих в Украине, считают себя частью украинского народа. Зато в Польше лемки делятся на две большие группы. Первые относят себя к украинцам, вторые – считают себя совершенно отдельным народом.

ГДЕ ЖИВУТ? После Второй мировой войны лемки пережили несколько потрясений. Сначала около 90 тысяч лемков с территории Польши переселили в Советскую Украину. А тех, кто остался, польское правительство выселило из родных земель в западные и северные регионы Польши. Только немногим из них удалось вернуться на родину.

В Украине больше всего лемков живет в Тернопольской и Львовской областях. Есть лемки и на Закарпатье – в Великоберезнянском и Перечинском районах. Наконец, потомков переселенцев из Лемковщины можно встретить в Зеньковском районе Полтавской области и в некоторых районах Луганской области.

КАК РАЗГОВАРИВАЮТ? Лемковский говор легко отличить от других западноукраинских диалектов: лемки употребляют твердое «ы» в конце слов, а ударение в словах всегда падает на предпоследний слог. Кстати, в Украине лемковский говор считается диалектом украинского языка, а в Польше и Словакии – совершенно самостоятельным языком.

ВО ЧТО ВЕРЯТ? Среди верующих лемков встречаются как греко-католики, так и православные. Религиозные убеждения часто совпадают с национальным самоопределением. Те, кто считает себя украинцами, в основном ходят в греко-католические церкви, а те, кто признает лемков отдельным народом – в православные.

ЧТО ЕДЯТ? Традиционная лемковская кухня похожа одновременно на украинскую и польскую. Самые популярные блюда – вареники, свекольный борщ, пампушки, капустные пироги, а также мигдали (голубцы) и клюски (что-то вроде ленивых вареников).

А на Рождество лемки варят киселицу и пекут бобальки. Киселица – это суп из овсяной муки или крупы. А бобальки – сдобные маленькие булочки, которые сверху поливают медом и посыпают маком.

ЧТО ПРАЗДНУЮТ? Праздники лемков – традиционные христианские, но с ярко выраженным местным колоритом. Например, Сочельник лемки называют Вилия. Особое место в лемковском календаре занимает Кермеш. В старину это был праздник в честь святого, которому посвящена сельская церковь. Сегодня это скорее день памяти и воссоединения. На Кермеш в лемковские церкви нередко съезжаются люди из разных мест, чьи предки родились на Лемковщине.

КАК ОРГАНИЗОВАНЫ? Еще во времена перестройки в Украине появились первые лемковские общины и землячества. Сейчас общества лемков действуют во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Киевской, Полтавской и Черновицкой областях. В 2001 году они объединились во всеукраинское общество «Лемковщина». Кроме того, существуют лемковские организации в Польше, Словакии и даже Всемирная федерация лемков.

ГДЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КУЛЬТУРОЙ? Ежегодно в разных городах и селах Львовской и Тернопольской областей проходят фестивали лемковской культуры. А в селе Лютенские Будища на Полтавщине проводится межрегиональный фестиваль «Барви Лемківщини». Но самый масштабный лемковский фестиваль проходит в Польше, в селе Здыня и называется «Лемківська Ватра». На него приезжают лемки из разных уголков мира.

КСТАТИ, самыми известными в истории лемками были украинский поэт Богдан-Игорь Антоныч, американский художник Энди Уорхол и сержант морской пехоты США Майкл Стренк, запечатленный на известной фотографии Джо Розенталя «Поднятие флага над Иводзимой».

Loading...Loading...