План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Фронтальное занятие. План-конспект урока по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия на тему "Насекомые"
Подготовила: учитель - логопед Соколовская Наталья Петровна,
МОБУ "Саракташская СОШ № 3" Саракташского района Оренбургской области
Задачи:
- актуализация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания;
- развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.
Ход занятия:
- Оргмомент. Развитие логического мышления
Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.
(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)
- В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора
Строит себе город. (Муравьи)
- Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком! (Пчела)
Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)
- Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся
Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)
Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)
А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)
А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок - с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)
(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)
А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки - это поперечные полоски на теле насекомых.
Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».
(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)
Давайте вместе произнесем это словосочетание - трудолюбивая пчелка.
Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.
- Развитие зрительного внимания
Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.
(Дети хором считают лепестки.)
Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.
Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»
(Логопед читает задание)
Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)
Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.
Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?
Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар - вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)
А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза - это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза - поедают вредных насекомых.)
- Развитие связанной речи
Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».
Слушайте внимательно задание - «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…
А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений - гусеницы, тля; нектаром цветов - пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми - кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)
Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)
- Развитие пальчиковой моторики
Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.
(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка - указательный и средний - «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились холодные сны?
Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.
- Развитие грамматического строя речи
Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)
Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».
На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).
Я начинаю, а вы продолжите по очереди.
- один мохнатый шмель;
- одна изумрудная стрекоза.
(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)
- Развитие общей моторики, словарного запаса
Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
- Порхает (кто) - бабочка
- Жужжит - жук
- Звенит - комар
- Собирает мед - пчела
- Жалит - оса
- Ползает - гусеница
- Прыгает - кузнечик
- Плетет паутину - паук
- Трудится - муравей
- Летает - стрекоза
Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)
- Развитие графомоторных навыков
Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.
(Один, два, …. шесть)
Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)
Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».
(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)
- Итог занятия
Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
(Дети отвечают на вопросы).
Ещё по данной теме:
Лексическая тема: Насекомые
Цели:
- расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
- развитие познавательных способностей детей;
- воспитание экологической культуры.
1. Обучающие задачи:
- обобщить представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать сообразительность, формировать образное мышление.
2. Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
3. Развивающие задачи:
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.
4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ценность: воспитание любви к родной природе.
Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.
Методические приемы:
Словесные - беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные - демонстрация картинок, презентации.
Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».
Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.
Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие "Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Организация занятия: на ковре, за столами.
Структура занятия:
- Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
- Физкультминутка «Бабочки».
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.
- Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ... (Муравей - муравьишка)
Черен, да не ворон,
Рогач, да не бык,
Шесть ног без копыт. Летит - воет,
Сядет – землю роет. (Жук – рогач, - жучок)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела-пчелка)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар-комарик)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха-мушка)
Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница - гусеничка )
Это что за сеточка
На зелёных веточках?
Кто без ниток и без рук
Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет. (Стрекоза – стрекозка )
- Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)
Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети - бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)
Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.
Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».
Д/у «Божья коровка».
Прилетела божья коровка. Вопросы детям:
Божья коровка спряталась где?(в траве).
Божья коровка села на что?(на цветок).
Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).
Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).
Ответы детей полным предложением.
- Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)
Я веселый майский жук, Сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести
В стороны – «усы»,
Над лужайками кружу, пошевелить усами.
А зовут меня Жужу!
- Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Вопросы:
Почему насекомых так назвали?
Что едят насекомые?
Сколько они живут?
Когда они появляются?
Кто поедает насекомых?
Какую пользу приносят насекомые?
Какой от насекомых бывает вред?
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.
МАДОУ «Детский сад №242»
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
Лексическая тема «Насекомые».
Старшая группа.
Учитель-логопед:
Храмова Раушания Жаудатовна.
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Развивать музыкально-эстетическое восприятие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?
- Это птицы поют.
Правильно. А чем питаются птицы?
- Птицы питаются семенами и зернышками.
- Птицы питаются насекомыми.
II Развитие неречевого дыхания.
У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?
- На моей лужайке спрятался муравей.
- На моей лужайке спряталась стрекоза.
(кузнечик, жук, комар.)
Как назвать одним словом?
- Это насекомые .
Кто такие насекомые?
- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.
Из каких частей состоит тело насекомых?
- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.
Почему некоторые насекомые ярко окрашены?
- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
IV Развитие лексико-грамматических категорий.
Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.
Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .
Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?
- Муравей питается вредными насекомыми.
Чем питается муха?
- Муха питается остатками пищи человека.
Чем питается пчела?
- Пчела питается нектаром цветов.
Чем питается кузнечик?
- Кузнечик питается вредными насекомыми.
Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.
Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.
Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.
Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.
Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?
- На поляне две стрекозы.
Сколько на поляне муравьев?
- На поляне три муравья.
Сколько на поляне мотыльков?
- На поляне пять мотыльков.
Сколько на поляне кузнечиков?
- На поляне один кузнечик.
Сколько на поляне жуков?
- На поляне два жука.
Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).
Как вы думаете, кто к нам прилетел?
- Я думаю, что прилетел комар.
- Я думаю, что прилетел шмель.
- Я думаю, что прилетела муха.
А комар какой?
- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.
А шмель какой?
- Шмель большой, полосатый.
А муха какая?
- Муха вредная, назойливая, надоедливая.
А пчела какая?
- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.
Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.
Прилетела к нам вчера (дети
Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?
- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).
Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?
- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
VI Итог занятия.
Куда мы сегодня совершили путешествие?
- Мы совершили путешествие на лесную полянку .
В кого превратилась гусеница?
- Гусеница превратилась в бабочку.
Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?
- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.
Приложение. Презентация к занятию.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.
Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.
Задачи:
- активизация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
- развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
- воспитание любви и уважения к родной природе.
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.
Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно - всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот,
-
добрая.
Шмель большой, а божья коровка…
-
маленькая.
Пчела полезная, а муха…
-
вредная.
Оса живет на улице, а таракан…
-
дома.
Кузнечик прыгает, а муравей…
-
ползает.
Жук жужжит, а паук…
-
молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар…
-
медленно.
Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?
Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?
Дети: Цветочки.
Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.(Логопед читает первое задание).
Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).
Логопед: Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.Назовите полезных насекомых.
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Логопед: Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.
Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.
Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
Порхает (кто) - бабочка
Жужжит - жук
Звенит - комар
Собирает мед - пчела
Жалит - оса
Прыгает - кузнечик
Трудится - муравей
Летает -
стрекоза.
Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.
Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.
Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи
-
под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу - помогу ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».
За-за-за - вот идет коза.
За-за-за
-
вот летает стрекоза.
За-за-за
-
у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу
-
накормлю козу.
Зу-зу-зу - не боюсь козу.
Зы-зы-зы - нет козы.
Зы-зы-зы
-
у меня две козы.
Зя-зя-зя - мы видели язя.
Зи-зи-зи - резину привези.
Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.
Физминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
-
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
-
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
-
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?
Дети: Пятый.
Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….
Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.
Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.
Релаксация (под музыку):
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!
Итог занятия
Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).
Валерия Дубенцова
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».
комбинированного вида № 87»Кораблик» Дубенцова В. В.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие:
Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; употребление предлогов «на, под, между».
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и зрительного внимания, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, правильного дыхания.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оснащение: конверты, сухой бассейн, предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; д/игра «Волшебная тропинка», изготовленная своими руками.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед (Л.): Здравствуйте, ребята! У каждого из вас на столах лежат конверты, внутри которых спрятались бабочки. Давайте поскорей посмотрим на них и подуем на бабочек, чтобы они полетели!
2. Дыхательная гимнастика.
(В конвертах разложены бабочки, сделанные своими руками из фантиков конфет, и закреплены на ниточках). Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку, делая вдох через нос, и выдувая воздух ртом, не надувая щек.
3. Введение в тему занятия.
Л. : Посмотрите за окном весна в самом разгаре, всё просыпается, оживает вокруг – травка, листья на деревьях, поют птички, проснулись и маленькие букашки (мухи, мошки, жуки, пауки, стрекозы, бабочки, комары). Как вы думаете, кто они?
Дети (Д.): Это насекомые.
Л. : Правильно, ребята, молодцы. Сегодня мы с вами узнаем о насекомых, какие они бывают, как они живут.
4. «Бассейн для пальчиков» или найди отгадку.
Л. : Для этого мы с вами будем отгадывать загадки о насекомых необычным способом: Я буду вам загадывать загадки, а вы будете искать отгадки в «бассейне для пальчиков» и назвать чётко и громко свою отгадку. (В «бассейне для пальчиков» насыпаны – горох, фасоль, мелкие пуговицы; логопед заранее прячет маленьких насекомых из-под киндер-сюрпризов в бассейн). Итак, слушаем внимательно, проверяем на ощупь и называем:
1 загадка:
Я жу-жу, я жу-жу,
Я летаю и жужжу.
2 загадка:
По листикам проползает,
Дырки всюду оставляет.
Ох, прожорливая штучка,
И свернулась закорючкой.
Д. : Гусеница.
3 загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Е. Серова)
Д. : Бабочка.
4 загадка:
Шустрый, маленький трудяга,
Всё бежит скорей, скорей…
Кто же это?
Ну конечно (муравей)
(В. Дубенцова)
Д. :Муравей.
Л. : Молодцы, ребята. Теперь давайте поиграем еще в одну игру. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
5. Д/и «Какой, какая, или подбери признак». Игра с мячом (образование относительных прилагательных).
Л. : Дети, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете мне отвечать и бросать мяч обратно мне. Бабочка какая? Жук какой? и т. д.
Д. : Красивая, лёгкая… Чёрный, коричневый, большой…
6. Д\и «Обвести пунктирные линии» (развитие мелкой моторики пальцев рук).
7. Д/и «Назови ласково».
Жук – жучок. Пчела – пчелка. Комар - комарик. Муравей - муравьишка. Муравейник – муравейничек. Муха – мушка. Стрекоза – стрекозка.
8. Д/и «Один - много»:
Один жук- много жуков
Один паук- много
Один муравей- много …
Одна бабочка- много …
Одна оса- много …
Один червяк- много …
Одна улитка- много …
Одна гусеница- много …
9. Д/и «Волшебная тропинка».
Задания:
Помоги жукам и божьим коровкам добраться до своего домика (проведи пальчиком по тропинке);
Посчитай, сколько бабочек и жуков бегут по тропинке?
Посчитай, сколько летает бабочек (синих, зелёных, красных?
Найди самую большую (маленькую) бабочку? Какого они цвета?
Подул сильный ветер и насекомые спрятались кто куда.
Найди, кто куда спрятался?
/- красная бабочка спряталась под ёлочку;
Жучок спрятался под мячик;
Зелёная бабочка на ёлочке/.
10. «Раскрасить и выполнить штриховку».
Логопед раздаёт детям листы формата А-4, с контурным изображением различных насекомых (жук, бабочка, гусеница и т. д.). Дети выбирают рисунок, разукрашивают и выполняют штриховку.
11. Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Л. : Ребята! Какие вы молодцы! Все старались сегодня на занятии! Давайте посмотрим ваши рисунки. (Победители получают наклейки с насекомыми).