Творчество – нестандартное решение стандартных задач. Байки, притчи и поучительные истории

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев

Любые решения принимаются в ответ на возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация, как правило, является следствием неопределенности самой ситуации. Неопределенность при выработке решения является следствием недостаточности информации или ее избыточности, а также ее противоречивости. Часто проблемная ситуация в принятии решения обусловлена наличием неопределенности, объективных трудностей, слабой профессиональной подготовкой и недостатком опыта управленческой деятельности.

Проблемная ситуация в принятии решения представляет собой противоречие между действительным, необходимым и возможным. Решения призваны снимать подобного рода противоречия. Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение: к стандартным и нестандартным, к категориям и уровням принимаемых решений.

Стандартные решения – решения, которые уже известны из прошлого опыта и являются рутинными, стереотипными, а соответствующие действия субъектов и объектов управления сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму.

Нестандартные решения – творческое решение проблем, которое требует новой информации, поиска других комбинаций принятия решений, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

В соответствии со стандартной (нестандартной) проблемой можно выделить адекватные им ситуации принятия управленческих решений. Они могут быть также стандартными или нестандартными.

Стандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая типична для деятельности руководителя, часто повторяется в условиях управленческой деятельности, имеет одни и те же источники и причины.

Нестандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая является нетипичной для обычного хода управленческой деятельности, как правило, возникает неожиданно, внезапно, сопровождается наличием дефицита времени, неопределенности и других психогенных факторов. Причем процесс принятия стандартного решения представляет собой наиболее распространенный тип управленческого решения, и аналитические действия, которые используются для его принятия.

Выбор управленческого решения в нестандартных ситуациях характеризуется следующими трудностями:

· наличием многоаспектного характера оценок качества управленческих альтернатив (экономических, социальных, психологических и социально-психологических);

· необходимостью выявления вариантов сравниваемых управленческих решений;

· сложностью сопоставления рассматриваемых альтернатив управленческих решений;

· часто субъективным характером существующих оценок качества управления;

· организацией эффективного взаимодействия в процессе работы экспертов;

· отсутствием возможности проверки актуальной эффективности принимаемых решений из предлагаемых альтернатив.

Процесс принятия решения не заканчивается выбором альтернативы. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Проблемная ситуация, которая ставит субъекта, принимающего решения, перед дилеммой - действовать «быстро» или «наилучшим образом», может быть представлена как динамическая проблемная ситуация. Поэтому иногда выделяют динамическое решение, которое вырабатывается на фоне постоянно изменяющейся ситуации и предполагает лабильность субъекта, способность к переключению, отсутствие у него стресса от вынужденного и достаточно напряженного темпа деятельности.

Под категориями принимаемых решений понимаются обозначение различных групп управленческих решений, которые классифицированы на основе уровня детализации и глубины проработки. Под категориями принимаемых решений принято понимать: контурные, структурирующие и решения-алгоритмы.

Контурные управленческие решения – решения, характеризующиеся определением лишь общих контуров предстоящих действий исполнителей по их реализации.

Структурирующие управленческие решения – решения, которые определяют относительно строгие рамки деятельности исполнителей по их реализации.

Решения-алгоритмы – решения, предусматривающие строгую последовательность действий, операций или процедур, направленных на достижение цели.

По уровню принимаемые решения могут быть индивидуальными или организационными, бинарными или многовариантными.

Индивидуальные решения – уровень принятия решений, который включает в себя наличие у руководителей умений, способности классифицировать решения, предупреждать возможные ошибки, стабильные стилевые особенности управления, готовности рисковать и осуществлять альтернативный выбор решений и пр.

Организационные решения – уровень принятия решений, который характеризуется созданием соответствующей среды, состоянием определенности за счет группового принятия решения, вовлеченностью всех уровней управления и временными ограничениями.

Бинарные решения – решения, процесс принятия которых сводится к предпочтению одной из альтернатив, чаще всего взаимоисключающих друг друга, и предполагает выбор одного из двух очевидных вариантов в определенный момент времени.

Многовариантные решения – решения, в которых каждая альтернатива равноправна по возможности ее реализации, но при этом важно отдать предпочтение наиболее оптимальной по затратам. Для этого разрабатывается единая шкала критериев, ранжированных по значимости, и каждый вариант возможного решения оценивается по этим критериям.

Таким образом, многовариантное решение основывается на применении ранжированных критериев к оценке предпочтительности вариантов возможного решения, что позволяет отсеивать те, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям, установленным ограничениям.

Древняя мудрость индейского племени Дакота гласит, что если Вы обнаружили, что Вы скачете на дохлой лошади, наилучшая стратегия - спрыгнуть с нее.
Однако в бизнесе, похоже, что мы часто стараемся использовать другие стратегии по отношению к дохлой лошади, включая следующие:
1. Покупаем более сильную плеть
2. Меняем наездников
3. Говорим «Мы всегда скакали на лошади именно таким образом»…

В компанию Procter & Gamble пришёл человек и предложил за солидную сумму рассказать, как можно в полтора раза увеличить объём продаж популярного шампуня. Сумма была не маленькая, и руководство решило попробовать решить эту задачу своими силами.

Американцы и японцы решили устроить соревнование по гребле. Обе команды долго и упорно тренировались, чтобы достичь высшей спортивной формы. И вот в один прекрасный день, они решили, что уже готовы. Японцы победили, обогнав американцев на одну милю.

Американская команда была горько разочарована своим проигрышем. Просто пала духом. Корпоративное руководство постановило, что надо найти причину разгромного поражения и потому наняло…

1. Чувство сожаления по отношению к себе.

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет себя за то, что родилась женщиной (потому что у мужчин больше возможностей), кто-то жалеет себя за полную фигуру (потому что стройные люди получают лучшие рабочие места), кто-то оплакивает свой рост, национальность, цвет кожи, религию предков, некоторые люди жалеют себя за то, что до сих пор не вышли замуж и не женились, другие плачут из-за кольца на безымянном пальце или из-за штампа о разводе, молодые видят источник проблем в неопытности, пожилые – в своем возрасте. Как вы думаете, если человек жалеет себя из-за какого-то неважного факта и целыми днями фокусируется на нем, как будут поступать окружающие его люди? Жалеть себя – это прекрасный способ обрести многотонный якорь, который остановит вас на пути личного развития и обеспечит вечную бедность…

2. Пришла в голову идея? Запишите.

3. Опаздываете? Найдите способ предупредить об этом.

4. Не смейтесь над чужими мечтами.

5. Не возвращайтесь к людям, которые вас предали. Они не меняются.

Как-то одного очень опытного и успешного бизнесмена спросили, почему он никогда не советует, каким бизнесом заняться новичкам или не оценивает перспективы их проектов.

Он ответил так:

Иногда я вижу проекты, реализовать которые, как я знаю точно, у меня получится, но я вовсе не уверен, что это получится у того, кто мне их предлагает. А иногда мне представляют проекты…

Наука побеждать
Опыт – это название, которое каждый дает своим ошибкам.
15 способов изменить свою жизнь за 30 секунд!

1. Копите деньги
Ежедневно уделяйте 30 секунд тому, чтобы положить немного денег в вашу домашнюю семейную копилку.

2. Уменьшите счет за электроэнергию
30 секунд – то время, которое потребуется вам, чтобы дойти до стены и щелкнуть выключателем. Выключите все источники электроэнергии, в которых вы не нуждаетесь.

Один страховой агент узнал, что его постоянный партнёр по гольфу застраховал свою жизнь на миллион долларов у его конкурента. Агент был просто в шоке - человек, которого он знал больше двадцати лет, предпочёл обратиться не к своему другу, а к незнакомому агенту. Он позвонил и спросил:…

Один юноша, окончив университет, устроился работать помощником к купцу. Купец тот был неучем, и едва умел писать и считать. Но торговля у него шла хорошо, и капитал его рос с каждым годом. Юноша подавал большие надежды, и купец уделял ему особое внимание. И вот как-то парень слишком долго принимал решение, какой именно товар выставить на прилавок в первую…

Работодатель через рекламные агентства оповестил об открытии своей фирмы и вскоре получил множество заявлений. Из большого числа претендентов он выбрал двоих и пригласил их на собеседование. Во время беседы работодатель внимательно наблюдал за каждым из приглашённых.

Когда вошёл первый соискатель, он оставил за собой дверь открытой. Работодатель поговорил с ним минут пятнадцать, попросил его подождать в приёмной…

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

Современная притча

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

Притча в изложении Ошо

Вы не можете быть никем иным, а лишь тем, кто вы есть. Расслабьтесь! Существованию вы нужны именно таким.

Однажды царь пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, царь нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе.

Притча неизвестного происхождения

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов.

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её.

Ситуация с рекламацией к авто дилеру.

Забавные случаи и нестандартные решения в бизнесе. Кинотеатр и Шах Ирана

Забавные случаи и нестандартные решения в бизнесе. Запчасти Фудзияма.

Дресс-коды для успешной мимикрии в обществе бизнесменов, хипстеров, богемы, послов и бабушек.

Способов «распознавания по одежке» существует множество, а описания отдельных кодов вроде Business Traditional, White Tie или Semi-formal при желании можно найти и в интернете, и в модных журналах. Тем не менее это не освобождает от ежедневных практических вопросов: в чем пойти в ДЕЗ или на премьеру в Большой, как одеться, идя в хипстерское кафе или в гости к начальнику? «Русский репортер» выбрал и проанализировал десять «проблемных» жизненных ситуаций.

1. Терпеть то, что тебе не нравится.

2. Общаться с людьми, которые убивают твою самооценку.

3. Думать о том, что скажут другие.

4. Пытаться держать все под контролем.

5. Плыть по течению и выбирать путь наименьшего сопротивления.

6. Держать свое мнение и все чувства при себе.

Крылатые фразы «12 стульев»

Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) — решение типовых задач известными способами и поисковую (продуктивную) — развернутый мыслительный процесс, направленный на решение нестандартной познавательной задачи. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач совершается в виде последовательного ряда этапов (рис. 1).

Рис. 1. Структура решения нестандартных мыслительных задач

Начальный этап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшей проблемной ситуации . Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного — начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания — формулируется познавательная проблема.

Проблема (греч. problema — задача) и означает преграду, трудность, а с психологической точки зрения — осознание вопроса , подлежащего исследованию. Формулировка проблемы — начало взаимодействия субъекта познания с объектом познания. Если проблема взаимодействует с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача — структурно организованная проблема . При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.

Определить задачу — значит выделить в проблемной ситуации стартовые условия познавательной деятельности.

Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в задачу — первый, исходный акт познавательно-поисковой деятельности . Познавательный вопрос задачи определяет познавательную цель, а последняя — необходимую систему действий.

Расчленение основного вопроса на ряд иерархически связанных вопросовформирование программы решения задачи .

При этом устанавливается, что можно узнать из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска.

Типы задач определяются теми способами мыслительной деятельности , которые лежат в основе их решения. Все познавательно-поисковые задачи по объективному содержанию делятся на три класса — задачи: 1) на распознавание (установление принадлежности данного явления к определенному классу объектов); 2) конструирование; 3) объяснение и доказательство.

Объяснение — использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений. Чаще всего это прием логического следования.

Доказательство — мыслительный процесс утверждения истинности какого-либо положения (тезиса) посредством системы других аксиоматических суждений. При этом сначала изыскивается исходный аргумент, а затем — система связующих аргументов, подводяших к итоговому выводу.

Задачи на доказательство решаются тремя путями: 1) ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчивые структурные взаимосвязи; 2) выявлением устойчивых взаимосвязей объектов и их сторон; 3) выявлением функциональных взаимосвязей объектов.

Мыслительные задачи подразделяются на простые и сложные. Простые задачи — задачи типовые, стандартные. Для их решения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллектуальный поиск здесь состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навыки, привычные схемы действий.

К сложным задачам относятся нетиповые, нестандартные задачи, к наиболее сложным — задачи с неполными исходными данными (например, возникающие при расследовании неочевидных преступлений). При этом первоочередным эвристическим действием является расширение информационного поля задачи путем преобразования исходной информации . Один из приемов этого преобразования — дробление проблемы на ряд частных проблем, формирование «дерева проблем» .

Второй этап решения задачи выявление способа ее решения . Для этого необходимо объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями — гипотезами. Если задача — информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза — первая проба согласования се элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.

Гипотеза (греч. hypothesis — предположение) — вероятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления, это основа гипотстико-дедуктивного метода познания, вероятностного мышления. Гипотеза используется в тех случаях, когда причины явления недоступны опытному исследованию и исследованы могут быть лишь его следствия . Выдвижение гипотезы (версии) предваряется исследованием всех доступных наблюдению признаков явления, предшествующих, сопутствующих и последующих обстоятельств события.

Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных информационных ситуациях — при наличии концептуально сопоставимых исходных данных , служащих основанием для высоко-вероятностных предположений.

Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы: 1) гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами; 2) необходимо выдвигать возможно меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними; 3) из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов; 4) противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными; 5) гипотеза должна быть основана на теоретических знаниях.

В различных отраслях практики возникают специфические особенности решения задач индуктивно-гипотетическим методом. Так, в следственной практике широко используются типовые версии.

Гипотеза — информационно-вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы в целях восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы.

Осуществляя модельно-вероятностный способ исследования события, субъект использует различные методы: аналогию, интерполяцию, экстраполяцию, интерпретацию, мысленный эксперимент.

Аналогия (греч. analogia — сходство) — сходство различных явлений в каких-либо отношениях, на основе которого делается вывод о возможном наличии у исследуемого объекта определенных ранее не выявленных свойств. Метод аналогии способствует отражению в нашем сознании наиболее распространенных связей и отношений. Сходные в одном отношении объекты, как правило, бывают сходны и в другом. Однако по аналогии можно получить лишь вероятностное знание. Предположения по аналогии должны подвергаться проверочным действиям. Чем в большем числе существенных свойств сходны объекты, тем выше вероятность их сходства и в других признаках. Различаются аналогия свойств, аналогия отношений и аналогия изоморфизма.

Методом интерполяции (от лат. interpolatio — изменение, подставление) по ряду данных значений находится функция промежуточных значений. Так, установив определенную зависимость в числовой последовательности, мы можем заполнить числовой пробел: 2, 4, 8, 16, (?), 64.

Проблемные ситуации, разрешаемые методом интерполяции, допускают нахождение логически обоснованных промежуточных элементов. Однако интерполяционный метод ликвидации пробела возможен только при определенных условиях: интерполяционная функция должна быть довольно «гладкой» — обладать достаточным числом не слишком быстро возрастающих производных. При чрезмерно быстром их возрастании интерполяция затрудняется (например, в таком ряду: 2, 4, (?), 128).

Методом экстраполяции (от лат. extra — сверх меры и polite — отделывать) решаются задачи, допускающие перенос знаний об одной группе яменнй на другую группу, обобщение явления в целом по его части.

Метод интерпретации (лат. interpretatio — толкование, разъяснение) означает истолкование, раскрытие смысла события.

Вероятностные информационные модели увязывают отдельные стороны исследуемого события в пространственно-временном и причинно-следственном отношениях.

Одним из методов познания является мысленный эксперимент . Эвристическая значимость мысленного эксперимента состоит в том, что он связывает эмпирическое познание с теоретическим; при этом становится возможным преодоление тех познавательных трудностей, которые не разрешаются только на эмпирическом уровне.

Вероятностные информационные модели динамичны, по мере накопления информации они преобразуются, оснащаются жесткими узлами, вариативность элементов уменьшается — вероятностная информационная модель все более приближается к достоверной информационной модели.

Итак, вероятностное моделирование — второй необходимый этап решения нестандартных проблем.

Третий этап решения задачи — проверка следствий из выдвинутых предположений. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий.

Если при выдвижении гипотезы мысль идет от частного к общему, то при ее проверке — от общего к системе частных проявлений. При этом должны быть проанализированы все необходимые и возможные проявления общего в частном.

На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта , решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра менеджмента и экономики

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управленческие решения»

на тему «Стандартные и нестандартные управленческие решения»

Выполнил студент

гр. СКТ/СЗ511-5/1

В.А. Моргу

Руководитель

канд. экон. наук, доцент

Е.В. Гапонова

Санкт-Петербург - 2015

Введение

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив. Принятие решений не является прерогативой только менеджеров. В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие судьбоносные, как те, которые приходится принимать менеджерам компаний. Но все равно наши решения оказывают значительное влияние на нашу жизнь. Почти каждый из нас иногда задумывался: вот почему я в тот момент поступил так, а не иначе, ведь из-за этого у меня сейчас новые проблемы? Получается так, что в некоторые моменты мы избавляемся от одних проблем, но в будущем сталкиваемся с новыми.

Но с другой стороны, нельзя совсем ничего не решать и пускать все дела на самотек. В таком случае человек теряет понимание ситуации и не может в дальнейшем управлять происходящим. Принимая различные решения каждый день, мы начинаем действовать настолько механически, что уже не замечаем процессы, которые предшествуют принятию самого решения. В повседневной жизни, между осознанием нами какой- то проблемы и ее решением проходят доли секунды и мы, зачастую не можем сказать, почему мы поступили именно так, а не иначе. Это объясняется тем, что если проблема возникает очень часто и каждый раз она решается одинаково, то алгоритм ее решения уже становится программой, которую наш мозг выполняет автоматически. Но большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

Процесс разработки управленческих решений -- один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела.

При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних. Непредсказуемость результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере менеджмента организации, управления персоналом, недостаточность навыков использования методов социально-психологического воздействия, технологии разработки и принятия управленческих решений).

Только руководитель, владеющий технологиями выработки, принятия и реализации управленческого решения, способен осуществить эффективное управление организацией в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке.

1. Управленческое решение, суть и задачи

Управленческое решение представляется как социальный акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.

Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1. Уяснение проблемы

2. Составление плана решения

3. Выполнение решения

В управлении решение связывает все аспекты деятельности менеджера: от формулирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления проблемы и достижения цели. Управленческое решение, включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку задания и огранизационно-практическую работу по его реализации, в конечном итоге определяет эффективность всей системы и процессов менеджмента.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

2. Классификация управленческих решений

Решение -- это выбор альтернативы. Вместе с тем решение -- это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличии от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решения тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

3. Виды управленческих решений

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения .

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения , авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками". управленческий решение стандартный постановление

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они еще в меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения , основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

По решаемым задачам различают информационные, организационные и .

Информационные управленческие решения призваны установить необходимую структуру управления. Они отвечают на вопрос: "Что здесь можно использовать?"

Призваны установить необходимую структуру управления. Они отвечают на вопрос: "Что нужно сделать?"

Оперативные управленческие решения представляют собой решения действия и отвечают на вопрос: "Как действовать?"

В зависимости от степени охвата проблем управленческие решения подразделяются на общие и частные .

Общие управленческие решения относятся ко всей управленческой системе, ко всем сторонам ее деятельности.

Частные управленческие решения касаются, как правило, одной какой-либо проблемы, имеющей частное значение, или какой-то из сторон деятельности производственного участка.

В зависимости от целей можно выделить стратегические, тактические и оперативные управленческие решения.

Стратегические (перспективные) решения определяют направления и пути развития управленческой системы на длительную перспективу.

Тактические (среднесрочные) решения призваны обеспечить достижение частных целей, решение частных задач.

Оперативные управленческие решения предусматривают немедленное вмешательство в процесс деятельности управляемой системы. Эти решения разрабатываются на основе текущей, оперативной информации о функционировании управляемой системы и ее элементов. Такие решения вызваны отклонениями функционирования управляемой системы от запланированного процесса деятельности, от решения ранее поставленных целей. Такие решения называют регулирующими или корректирующими.

По масштабам управленческие решения могут быть глобальными, затрагивающими всю организацию в целом, и локальными , касающимися только одного подразделения или конкретной стороны производственной деятельности.

В соответствии с временными рамками различают ретроспективные решения , последствия которых будут ощущаться длительное время, и текущие, ориентированные на нужды настоящего времени.

В зависимости от продолжительности периода реализации выделяют долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года) решения. Чем больше срок, на который принимается решение, тем более неопределенным будет его результат, а само решение - рискованным, и наоборот.

По степени обязательности управленческие решения подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие . В практической деятельности такое деление зависит от многих факторов: уровня принятия решения, сроков его действия, значимости для данного предприятия.

Например, директивные решения чаще всего принимаются высшими органами управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем предприятия и предназначены для обязательного исполнения.

Рекомендательные решения готовятся обычно совещательными органами - различного рода комитетами и комиссиями. Исполнение таких решений желательно, но не обязательно, так как те, кого данные решения касаются, формально не подчиняются тем, кто их принимает.

Ориентирующими считаются прогнозные решения, которые намечают желательные перспективы развития данного предприятия.

По функциональному назначению можно рассматривать организационные, координирующие, регулирующие и контролирующие решения .

Организационные управленческие решения , например, распределяют служебные обязанности между отдельными исполнителями.

Пример координирующих решений - порядок распределения текущей работы среди исполнителей.

Регулирующие управленческие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий. Они выражаются в различного рода правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах.

Контролирующие решения служат для оценки результатов тех или иных действий.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации различают детерминированные и вероятностные решения .

Детерминированные управленческие решения принимают при наличии полной и достоверной информации. Такие решения обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в условиях недостаточности и неполной информации. Для обоснования таких решений часто применяются методы экспертных оценок, теория игр, мнение жюри, мозговой штурм и др.

По уровням управления выделяют управленческие решения территориальные, отраслевые , отдельных фирм, предприятий, органов, подразделений, отделений.

По сфере деятельности управленческие решения подразделяются на социальные, экономические, организационные, технические, технологические, экологические, правовые и др.

По организации разработки управленческие решения можно подразделить на единоличные, коллегиальные, коллегиальные.

Единоличные управленческие решения принимаются менеджером без согласования со специалистами, без обсуждения в коллективе. К таким решениям относятся оперативные решения, предусматривающие быстрое вмешательство в деятельность управляемой системы.

Коллегиальные управленческие решения принимаются по сложным вопросам, требующим всестороннего обсуждения. К разработке таких решений привлекаются менеджеры различных уровней и специалисты в соответствующей области.

Коллективные управленческие решения принимаются на собраниях коллективов всеми участниками.

По процедуре подготовки и принятия можно выделить стандартные и нестандартные управленческие решения.

4. Стандартные и нестандартные управленческие решения

К стандартным (их еще называют программными или типовыми) относят управленческие решения, суть которых четко определена, процедура принятия хорошо отработана и выполнение характеризуется определенной периодичностью. Стандартным называют решение, предполагающее однозначный выбор варианта. Стандартные решения принимаются, как правило, в хорошо известных (стандартных), повторяющихся ситуациях. Принимая такое решение, менеджер понимает, что возможно оно не является наилучшим, но в силу различных обстоятельств (ограниченность времени, желание следовать традициям, нежелание заниматься поиском оптимального решения и т.п.) он останавливает свой выбор именно на хорошо известном, зарекомендовавшем себя с лучшей стороны в прошлом, варианте действий.

Примерами стандартного решения могут служить: объявление выговора сотруднику, допустившему серьезное нарушение трудовой дисциплины; проведение совещания начальников отделов для координации их действий на начальном этапе реализации какого-либо плана; получение банковского кредита для обеспечения финансовыми средствами нового проекта и т.п.

Такие решения существенно упрощают процесс управления. Поэтому необходимо стремиться к максимально возможной стандартизации структуры приемов и процедур принятия и реализации управленческих решений.

Нестандартные (проблемные, нетипичные) творческое решение проблем, которое требует новой информации, поиска других комбинаций принятия решений, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

Такие управленческие решения нельзя заранее сформулировать и запланировать. Они появляются в процессе управления, когда возникают проблемы, не предусмотренные стандартными задачами и решениями, и определяются состоянием объекта управления, влиянием внешних и внутренних условий.

Пример нестандартного управленческого решения.

Антарктида. Научный посёлок. Люди несколько месяцев работали и считали дни до прихода корабля за ними. Но по какой-то причине приход корабля откладывается на месяц или два. Напряжение в коллективе такое, что при столкновении искры летят. Того гляди, кто-нибудь кого-то убьёт! И тогда начальник станции решает принять огонь на себя: он начинает придираться ко всем, издевается над работниками, придумывает глупейшие запреты. Вскоре весь коллектив объединяется в борьбе с начальством. Потом они признались, что подумывали о бунте и изоляции его от коллектива. Но своего он добился: люди дождались корабля, никто не сошёл с ума и не повредил товарищей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие управленческого решения и сферы его применения - особенности их задач, разработки и принятия. Типология проблем и задачи управленческой деятельности. Ответственность за разрабатываемые управленческие решения и профессионализм должностных лиц.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Методология разработки управленческого решения. Многокритериальные задачи принятия решений. Особенности многокритериального выбора управленческого решения в "Управлении по учету и приватизации жилых помещений Администрации города Новокузнецка".

    курсовая работа , добавлен 10.05.2014

    Управленческое решение как выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления, особенности и отличия управленческого решения от других видов решений. Факторы, влияющие на качество управленческого решения, сущность неопределенности.

    курс лекций , добавлен 05.05.2009

    Определение варианта преодоления проблемной ситуации. Формальное основание принятия эффективных решений. Сравнение альтернатив управленческого решения. Выбор альтернативы. Сравнение альтернатив управленческого решения с помощью информационных систем.

    реферат , добавлен 15.11.2008

    Принятие решений как важнейшая функция управления. Виды управленческих решений и методы их принятия. Функции и задачи теории принятия решения. Использование модели "мусорной корзины" Джеймса Марча в процессе разработки и принятия управленческого решения.

    реферат , добавлен 21.05.2013

    Проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях. Анализ механизма принятия и реализации решения, его методы и модели. Дерево решений проблемы выбора стратегии поведения. Факторы, оказывающие влияние на принятие решения.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2016

    Основные требования, предъявляемые к современной технологии менеджмента. Роль "шестого чувства" в бизнесе. Можно ли доверять интуиции. Принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Формулирование проблем, разработка и выбор решения.

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Процесс принятия решения, структура. Управленческие решения, их виды. Модель принятия управленческого решения менеджера. Методы принятия управленческих решений. Исследование основных характеристик, влияющих на процесс принятия управленческого решения.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2008

    Сущность понятия "управленческие решения", их классификация по различным критериям и признакам, особенности и практическое применение. Этапы процесса разработки и принятия решений. Формирование набора альтернативных решений. Оценка и выбор альтернативы.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2009

    Характеристика понятия выбора управленческого решения. Анализ условий качественного решения. Изучение основных требований, предъявляемых к решениям. Исследование особенностей влияния выбора решений на управленческое взаимодействие участников организации.

Loading...Loading...