Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу Концепция развития бухгалтерско

С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предусматривается проводить по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание инфраструктуры применения МСФО (в России) предусматривается обеспечить путем обобщения и распространения опыта применения МСФО, официального перевода МСФО на русский язык и обучения стандартам МСФО.

Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности направлено на построение модели, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон, предполагающей снижение издержек и повышение эффективности регулирования.

На первом этапе реализации Концепции предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов. Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все кредитные учреждения; страховые организации; организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • – утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
  • – создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;
  • – совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

На втором этапе предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов;
  • – дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • – развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

С 2013 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке составляют и представляют:

  • – управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • – клиринговые компании;
  • – федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается постановлением Правительства РФ.

С 2014 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке будут составлять негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Минфином России разработан План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012– 2015 гг. (утвержден приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. №440).

Основными задачами этого Плана являются:

  • – принятие нормативных актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица;
  • – завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии с МСФО;
  • – утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;
  • – обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и в целях налогового стимулирования экономики Минфин России предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям, основными из которых являются:

  • – поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
  • – упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • – создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в действующее налоговое законодательство по следующим направлениям:

  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;
  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
  • – дальнейшее повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;
  • – совершенствование налогового администрирования;
  • – противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Одними из мер, направленных на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, в 2014– 2016 гг. станут следующие изменения:

  • – отмена метода ЛИФО для целей налогового учета;
  • – исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) – как и в бухгалтерском учете, они будут учитываться как курсовые разницы;
  • – признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • – принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • – возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики.

Некоторые из этих предложений вступили в силу, начиная с января 2014 г. Одно из таких изменений – исключение из ст. 254 НК метода ЛИФО.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу направлена на:

Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

Обеспечение гарантированного доступа к бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям.

Концепция включает в себя три раздела:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Рассмотрим разделы более подробно.

Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

За последние годы в области бухгалтерского учета и отчетности произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В частности, были разработаны более двадцати российских стандартов бухгалтерского учета на основе МСФО, хозяйствующие субъекты стали использовать в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики (рыночная оценка имущества, создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и т.п.). Крупнейшие организации ряда отраслей промышленности (нефтяной, газовой, энергетической и др.), а также банковского сектора подготавливают консолидированную отчетность по МСФО или иным международным стандартам. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время в Концепции говорится о серьезных проблемах в развитии бухгалтерского учета и отчетности:

1) отсутствие официального статуса отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

2) формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

3) неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

4) представление избыточной отчетности органам государственной власти;

5) излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

6) слабая система контроля качества отчетности, в т.ч. невысокое качество аудита;

7) недостаточное участие профессиональных общественных объединений и пользователей бухгалтерской отчетности в регулировании бухгалтерского учета и отчетности;

8) низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, в т.ч. недостаточность навыков использования МСФО.

Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Единство этой системы должен обеспечивать первичный учет хозяйственной деятельности организаций.

Основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики РФ. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики имеет определенные особенности. В частности, в бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.04г. № 249. (8) При этом основным инструментом реформирования учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать МСФООС (международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора).

В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности определяет Центральный банк РФ.

Дальнейшее развитие учета и отчетности в РФ необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1. Повышение качества информации в бухгалтерском учете и отчетности.

2. Создание инфраструктуры применения МСФО.

3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

5. Подготовка и повышение квалификации кадров, занятых бухгалтерским учетом и аудитом.

Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

В Концепции предусмотрены два этапа ее реализации:

1. 2004-2007 гг.:

а) обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно-значимых хозяйствующих субъектов (кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам).

Вместе с тем такие организации должны вести параллельный учет фактов хозяйственной жизни по российским правилам, обеспечивающим потребность судебной системы, статистики, бизнеса и налогообложения, исходя из требований российского законодательства;

б)утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

в) создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета;

г) создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;

д) сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета;

е) активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессий;

ж) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;

з) развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2. 2008-2010 гг.:

а) обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности остальных хозяйствующих субъектов;

б) оценка возможности составления определенным кругом организаций индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО (вместо российских стандартов);

в) укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

г) дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессий;

д) расширение сферы контроля над качеством бухгалтерской отчетности, в т.ч. подготовленной по МСФО.

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

Б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

В) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

Г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

Е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

Ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249. Главная задача в этой области заключается в привидении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Законодательства

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) - включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

Что день грядущий нам готовит?

Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу

О.А.Букина, «Аудит-Стандарт»,

преподаватель Московской Школы Экономики

Читайтео Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ и перспективах применения МСФО в России.

В июле 2004 г. опубликована Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов РФ от 01.07.2004 г. № 180 (далее – Концепция).

Это не первый подобный документ в истории реформирования отечественного бухгалтерского учета. В конце 1997 г. увидела свет «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г.). Через два с лишним месяца появилась «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283). Именно тогда бухгалтерской общественности было объявлено о том, что страна идет к применению МСФО.

В документе подведены итоги предыдущего этапа реформирования и намеченыновые рубежи, которые нам всем предстоит достигнуть.

Подводим итоги

Что касается итогов, то сделано действительно немало: это и перевод ряда крупнейших предприятий на консолидированную отчетность по МСФО, и формирование рынка аудиторских услуг, и возникновение профессиональных некоммерческих объединений. В то же время отмечены и серьезные проблемы, причем самое неприятное, что эти проблемы сыграют свою роль и в будущем. К ним относятся:

– отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности по МСФО, и в то же время неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО у тех организаций, которые ее формируют

– формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к принципам и требованиям бухгалтерского учета.

– административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности и ведению налогового учета

слабость систем контроля качества бухгалтерской отчетности (в том числе невысокое качество аудита) и низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров

– недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета.

Новые рубежи

В качестве цели на ближайшие 10 лет провозглашено создание «условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации ». Как одна из функций, отмечено «формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными…пользователями », причем объявлено, что « потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных ». Если учесть, что пользователями бухгалтерской отчетности были как раз преимущественно государственные органы, и учет ориентирован на их запросы, такой подход не может не радовать. Суть развития состоит в «активизации использования МСФО» . На этом фоне обозначены следующие направления:

1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

2. Создание инфраструктуры применения МСФО

3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности

4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности

5. Повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведениембухгалтерского учета и отчетности, аудитом, а также пользователей информации.

Для начала (2004 - 2007 гг.) на МСФО переведут общественно значимых субъектов (ОАО и иные организации, имеющие публично обращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц и т.д.).

Объявлено, что планируется утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Но, как известно, Минфин не один раз говорил, что новые ПБУ он писать не будет, а будет совершенствовать уже принятые. Между тем имеющихся в наличии стандартов недостаточно для того, чтобы охватить все стороны учета и привести их в соответствие с МСФО. Приэтом регулирование учета оставлено за этим Министерством. Для одобрения стандартов будет создан специальный орган в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

В 2008 - 2010 гг. намечен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов. Будет произведена оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

На протяжении всего периода намечено повышать и укреплять роль профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.

Идем к МСФО

Согласно Концепции, для формирования качественной и полезной информации следует непосредственно использовать МСФО (международные стандарты финансовой отчетности – International financial reporting standards – IFRS ) или применять их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета. Как известно, последние годы шла непрерывная дискуссия между Минфином с одной стороны и Минэкономики и ФКЦБ РФ с другой стороны. Минфин ратовал за сохранение российских стандартов и их изменение с учетом МСФО, его противники – за отказ от отечественной системы учета и полный переход на международные стандарты. Судя по тексту Концепции, на сегодняшний день доминирует точка зрения Минфина . Предприятиям предписывается составлять бухгалтерскую отчетность, «по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО », причем «и зменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти ».

Провозглашенная в Концепции тенденция к сокращению альтернативных методов в российских стандартах, кстати, отражает тенденцию, которая наблюдается и в измененных МСФО.

Одна из проблем состоит в том, что среди бухгалтеров до сих пор нет четкого понимания того, что такое МСФО и как это отразится на процессе учета. Самое главное – нет понимания, что это дает, какая от этого польза.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee (IASC)) был основан в 1973 г. После реорганизации в 2001 г. преобразован вСовет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board (IASB)). Штаб-квартира находится в Лондоне. Совет включает в себя Консультативный Совет, Правление и Комитет по интерпретациям .

Важной особенностью МСФО является то, что официально они не являются обязательными для применения. Те стандарты, которые разрабатывает и утверждает Совет по МСФО, не являются нормативными документами ни в одной стране. Да и Совет по МСФО (как и ранее Комитет по МСФО) – это независимые организации, не «встроенные» в административную структуру какой-либо страны. Формально – хочет организация составлять отчетность по МСФО – пожалуйста, не хочет – не надо. Другое дело, что согласно Директиве ЕС все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, обязаны готовить КОНСОЛИДИРОВАННУЮ ОТЧЕТНОСТЬ по МСФО с 2005 года. Исключение сделано только для американских бирж (где компании должны составлять отчетность по US GAAP ), а также для компаний, имитирующих только долговые инструменты. Для них этот срок перенесен с 2005 г. до 2007 г. Так что если фирма собирается размещать ценные бумаги на открытом рынке, без МСФО ей не обойтись. Но хозяин римской пиццерии или владелец стада овец из Уэльса, не размещающие ценные бумаги на бирже, не будут использовать МСФО и ничего от этого не потеряют. Все эти годы, когда в России шли споры о том, переводить российские предприятия на МСФО или не переводить, среди зарубежных фирм поголовного перехода на МСФО вовсе не наблюдалось. Во всем мире МСФО – дело добровольное, за их неприменение никого не наказывают.

Интересно, что если российской фирме не нужно размещать ценные бумаги на открытом рынке, а она будет составлять отчетность по МСФО, это может дать налоговым органам повод считать данные затраты необоснованными, так как это расходы, не связанные с получением дохода. По крайней мере, такой подход весьма вероятен.

Не будем забывать, что международные стандарты находятся в состоянии постоянного изменения. Это связано не только с тем, что сейчас идет совмещение МСФО и GAAP , но и с тем, что стандарты сами по себе непрерывно совершенствуются. После анализа вопросов, связанных с применением МСФО, проводятся консультации с Консультативным Советом относительно включения темы в повестку дня Правления, обычно создается консультативная группа, проект Стандарта публикуется для всеобщего обсуждения, рассматриваются комментарии, проводятся всеобщие слушания, затем утверждается Стандарт или интерпретация.

Если Россия планирует составлять отчетность по МСФО, а также максимально приближать российские стандарты и методические материалы к МСФО, она должна будет так или иначе «воспроизвести» эту же систему: постоянно действующий орган, переводы, анализ и т.д. И здесь начинаются организационные проблемы.

Отчетность считается составленной по МСФО только в том случае, если имеется официальный перевод на русский язык, подписанный Советом по МСФО. Это платная процедура и Российская Федерация (как и любое другое государство), должна перечислить за это роялти. Все остальные переводы, даже самые совершенные, в расчет не принимаются. Официальный перевод на данный момент (начало августа 2004 г.) Советом по МСФО не подписан . Отсутствие такого перевода не дает возможности бухгалтеру официально ссылаться на русский вариант текста МСФО, даже переведенный им (полиглотом) лично. Важно не только, чтобы подписали официальный перевод стандартов, но и чтобы могли вовремя переводить и подписывать переводы ВСЕХ изменений, вносимых в стандарты.

В настоящий момент страна стремится перейти на стандарты, которые невозможно видеть в официальном переводе – их просто нет . Работа в этом направлении ведется, но даже после опубликования необходимо некоторое время, для того чтобы сотни тысяч бухгалтеров могли ознакомиться с этими документами и научиться их применять. Так что для начала нам стоит хотя бы прочитать эти стандарты, и желательно в более позднем переводе. Это, кстати, далеко не маловажный вопрос. Ведь знаменитое ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» основано на МСФО 12 «Налоги на прибыль», который к моменту выхода российского стандарта уже существенно изменился. Вопрос, будут ли внесены изменения в ПБУ 18/02 при этом даже не обсуждается. Или другой пример: в настоящее время при учете товарно-материальных запасов не применяется метод LIFO , который в нашей стране никто не собирается отменять. Так что, если уж мы и движемся к МСФО, то хотелось бы знать, к какому именно варианту: 1998, 2000, 2004 или иного года.

Есть в процедуре внедрения МСФО и ряд трудностей, если так можно выразиться, психологических.

Дело в том, что в соответствии с МСФО 1 «Отчетность» организация, провозгласившая составление отчетности по МСФО, должна применять ВСЕ стандарты и интерпретации, которые существуют. Не применяются только стандарты, которые не затрагивают ее деятельность. Никаких отступлений от МСФО не допускается и это не оправдывается ни раскрытием в учетной политике, ни примечаниями.

Теперь давайте посмотрим на ситуацию в российском бухгалтерском учете. В настоящее время разработано 20 ПБУ. Почти все они составлены вполне в духе международных стандартов. Многие ли из них применяются? В свое время ИПБ распространил анкету, в которой, среди прочих, бухгалтерам был задан вопрос, какие ПБУ они применяют в своей деятельности. Озвученные впоследствии результаты удручают. Положения по бухгалтерскому учету 7/98 «События после отчетной даты», 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», 12/2000 «Информация по сегментам», 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» почти не применяются. Но ведь эти ПБУ как раз и написаны во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета, они вполне отвечают мировым требованиям. Тем не менее, бухгалтеры (да и большинство аудиторов, что греха таить) считают эти стандарты «мертворожденными». Да что там сегменты! ПБУ «Учетная политика организации» и то не все применяют.

Причина, думается, в том, что провозгласить переход к МСФО – это еще полдела. Ведь кому нужна отчетность по МСФО? Собственникам, соинвесторам. Когда транснациональная корпорация размещает акции на бирже, их может купить человек (или компания) любой страны. Они никогда эту корпорацию не видели и, возможно, не увидят, не знают, как в ней ведется учет, но они вложили средства и должны видеть, что представляет из себя компания после подведения результатов по итогам года. И во всех странах основные принципы должны быть одни и те же, это позволяет привести учет разных стран «к общему знаменателю». А много ли таких «потребителей отчетности по МСФО» в России?

Огромное количество фирм в Российской Федерации – это фирмы, в которых собственник, он же инвестор, он же директор. Что называется «чужие здесь не ходят». Ценные бумаги он размещать не собирается, в долг берет «у своих», либо в банке под приличный залог. Представление баланса партнерам по бизнесу не является правилом делового оборота в России, его требуют только банки при открытии кредитной линии. К тому же есть устойчивое мнение, что баланс и отчет о прибылях и убытках никому не нужны. Вот налоговые декларации – это другое дело, там за каждый рубль голову снимут с плеч, а в баланс и не смотрит никто. Когда в России сдают годовую отчетность? В течение 90 дней после окончания года. И все бухгалтеры дружно несут отчетность в налоговую инспекцию. И это при том, что баланс должен быть в обязательном порядке утвержден собранием учредителей или акционеров. Собрание участников ООО проводится не позднее, чем через 4 месяца после окончания года, собрание акционеров АО – не позднее, чем через 6 месяцев. То есть к концу марта баланс может быть еще не утвержден, он недействителен, его никуда нельзя представлять! Ну и что? Самое главное, чтобы с налоговой проблем не было . Видимо, дело не столько в слабом качестве контроля отчетности со стороны аудиторов, не только в низком уровне профессиональной подготовки бухгалтеров (хотя и то и другое есть!), но еще и в том, что за последние несколько лет сильно сместились акценты, бухгалтерский учет едва не превратился в придаток к налоговому учету. Это порождает и формальное равнодушное отношение к принципам бухгалтерского учета в стране, что также отмечено в Концепции. Аргумент следующий: «Налоговая придет проверять и оштрафует, а за нарушение принципов бухгалтерского учета ничего не будет, ведь Минфин нас не проверяет! В крайнем случае грозит штраф 5 тыс. руб. по ст. 120 Налогового кодекса за неправильное отражение операции на счетах, но это же пустяки по сравнению с тем, что будет за налоговые прегрешения».

Год назад был подписан Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Казалось бы, дали карт-бланш: разрабатывайте свой бланк баланса, нет строки для ваших данных – так добавляйте, принимая во внимание существенность показателей. В своих письмах (от 29.09.2003 г. № 16-00-17/31 и от 09.09.2003 г. № 16-00-13/05) Минфин разъясняет, что организация разрабатывает бланк баланса, исходя из особенностей своего учета, а утвержденные Минфином формы являются рекомендательными, механическое следование им есть НАРУШЕНИЕ методологии ведения бухгалтерского учета. Это и есть подход, созвучный духу международных стандартов. И что же? Большинство бухгалтеров по-прежнему используют бланки, принятые Минфином. Кстати и прежний, отмененный баланс, был также рекомендательным (п. 3 Приказа Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н).

Все это показывает, что на самом деле попытки внедрить МСФО в умы происходят уже не один год, но этот процесс, судя по его течению, может продолжаться долго.

Прощай, оружие?

А теперь несколько цитат. На первый взгляд кажется, что их много. На самом деле хорошего много не бывает.

«Информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности »

«Главная задача заключается в обеспечении относительной независимости учетного процесса от какого либо определенного вида отчетности »

«Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства»

«Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета»

При чтении этого раздела Концепции невольно возникает мысль, что событие, о котором так долго мечтало бухгалтерское сообщество, вот-вот свершится. Бухгалтерский учет вновь будет занимать достойное его место. Хочется верить, что беспрецедентный трехлетнийэксперимент, поставленный на российском бухгалтерском учете и российских бухгалтерах, все-таки близится к завершению. Вот только бы при жизни увидеть воплощение этих замечательных замыслов.

Одно не совсем понятно (см. последние две цитаты): то ли налоговая отчетность будет составляться на основании бухгалтерской отчетности путем корректировок, как это было до 2002 года, то ливсе-таки налоговый учет будет существовать, но максимально приближенный к бухгалтерскому. И кто это будет решать: профессиональное сообщество или Минфин.

Профессиональные объединения

В Концепции рассматривается разделение функций между профессиональными объединениями и государственными органами. Государство определяет политику в области бухгалтерского учета, разрабатывает и утверждает стандарты и иные нормативные акты, осуществляет контроль и взаимодействует с различными организациями и области бухгалтерского учета и аудита. Профессиональные сообщества подготавливают предложения по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета и аудита, разрабатывают проекты стандартов и иных нормативных актов, разрабатывают методические рекомендации, осуществляют контроль за соблюдением стандартов членами сообщества.

Задача усиления контроля качества бухгалтерской отчетности выделена в отдельный раздел. Контроль, в соответствии с Концепцией, будут осуществлять аудиторы, а аудиторов, как и бухгалтеров, будут контролировать их профессиональные объединения.

В ряде стран бухгалтер, претендующий на получение солидной должности в крупной компании, обязан состоять в одном из профессиональных некоммерческих объединений. Это является элементом престижа и доказательством определенного профессионального уровня. Зачастую профессиональные объединения играют весьма существенную роль в регулировании бухгалтерского учета своих стран. Такие организации появились и в России.

Что это за профессиональные объединения, сколько их? Наиболее известны Институт профессиональных бухгалтеров России (принятый в ноябре 2001 года в Международную ассоциацию бухгалтеров – IFAC ), Российская коллегия аудиторов, Институт профессиональных аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Аудиторская палата России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Московская Аудиторская палата. В настоящий момент в Государственной думе рассматривается проект Закона о саморегулирующихся организациях, но он не принят, и до принятия этого или подобного закона участие саморегулирующихся профессиональных объединений в формировании методологической базы бухгалтерского учета проблематично. А пока остаются вопросы. Какая из этих организаций будет играть «первую скрипку»? Может быть, они объединятся и создадут своеобразную организацию-«надстройку», коллегиальный орган? Скорее всего, это выясниться осенью. Согласно Концепции, этот орган « должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях».

На эту организацию будет возложена обязанность по поддержанию российских вариантов международных стандартов и тот, кто получит право на исполнение этой почетной роли, будет обязан:

подготавливать официальный текст на русском языке;

отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке;

вести глоссарий терминов МСФО на русском языке.

Предстоит решить огромный круг вопросов: кто будет разрабатывать эти стандарты, менять их, кто будет аналогом Правления Совета МСФО? Кто будет создавать и поддерживать глоссарий терминов? Лучшие из лучших, авторитетные и профессиональные представители бухгалтерского сообщества. Как это мероприятие будет финансироваться, ведь МСФО – удовольствие дорогое? Предположим, что «звезды» бухгалтерского учета и аудита будут заниматься этим сложным делом. Даже предложим, что их труд будет оплачиваться так, как и полагается оплачивать труд специалиста экстра-класса. Возникает вопрос, как это будут осуществлять профессиональные объединения. Концепция предусматривает, что это будет негосударственный орган. А негосударственные органы, финансируются, как известно, из платежей и взносов. В том числе и членских. В том числе и тех членов, которые МСФО никогда применять не будут. Или эти отделы и департаменты будут существовать за счет тех организаций, которым нужны международные стандарты? Вопрос опять-таки не решен. Минфин, отстранившись от этого процесса, как он и обещает, с 01.10.2004 г. будет утверждать подготовленные документы.

Если учесть, что высококвалифицированные специалисты обычно работают за весьма немаленькую зарплату, а эта работа имеет свойство никогда не заканчиваться, то профессиональному объединению (или группе профессиональных объединений) придется очень серьезно рассчитать свои силы.

Что касается контроля за качеством работы аудиторов и бухгалтеров, то понятно, что осуществлять такой контроль можно только за теми, кто вступил в профессиональное сообщество. Кто не является членом ни одной организации, профессиональным объединениям неподконтролен. Между тем в Концепции такой контроль рассматривается как составная часть системы регулирования. А если аудитор или бухгалтер не состоит в профессиональном объединении, его не проконтролируешь, поэтому для того, чтобы бухгалтеры и аудиторы были подконтрольны таким организациям, они должны в этих организациях состоять. Кроме того, должна работать эффективная система государственно-общественного надзора за деятельностью аудиторов. Сейчас по инициативе Правительства РФ подготовлен проект изменений к Закону «О бухгалтерском учете», где в качестве обязательного условия рассматривается членство в профессиональном объединении. Эти изменения в случае их принятия, без сомнения, будут весьма приятны для профессиональных объединений.

Попытки затащить бухгалтерско-аудиторскую публику в лоно общественных объединений предпринимались, но наталкивались на сопротивление общества. В конце концов, существует ст. 30 Конституции РФ, которая гласит, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем», и данная статья находится все-таки в Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», а в ст. 55 этой же Главы 2 указывается, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Несколько лет назад попытки защититься Конституцией имели действие. Посмотрим, что будет сейчас.

Изучаем МСФО

Одним из важнейших пунктов в Концепции является пункт по поводу повышения квалификации бухгалтеров, аудиторов и пользователей.

Что касается обучения бухгалтеров и пользователей премудростям МСФО, то сейчас наблюдается интересная картина. Появилось достаточно организаций, проводящих обучение по программам МФСО, но при этом очень трудно понять, сколько этих программ МСФО и чем они отличаются друг от друга. К услугам бухгалтеров и аудиторов множество заманчивых иностранных аббревиатур: проводится обучение по программе АССА, по программе CIPA , специализированные семинары по МСФО и т. д. И в каждом случае клиента уверяют, что перед ним программы, разработанные самыми престижными учебными заведениями и профессиональными объединениями мира. На самом деле в каждой стране существуют профессиональные объединения, какие-то из них более известны, какие-то менее, каждое из них может разработать свою программу по МСФО и продвигать ее на рынке услуг с выдачей соответствующего документа. Сам факт того, что потребитель образовательных услуг имеет богатый выбор – это замечательно. Важно только, чтобы потребитель мог ориентироваться в предлагаемых программах. Сейчас в этом отношении в стране благодатная почва: можно обучать любым программам с красивыми аббревиатурами; ведь не все задумываются о том, что тот же диплом АССА имеет несколько степеней и для получения высшей степени следует сдать экзамены по 14 предметам, на это уйдет около 2-3 лет, но можно получить квалификацию АССА и по начальному уровню, что под силу даже студенту колледжа без стажа.Нелишне также помнить, что солидные ассоциации очень часто выставляют требования сдачи экзамена на английском языке и даже если профессиональное объединение и выдаст документ после сдачи экзамена на русском языке, он будет иметь гораздо меньший вес. Важно опять-таки, чтобы бухгалтера научили не только тонкостям учета Великобритании, США или другой страны, но и рассказали о специфике перехода именно российских фирм, ведь этому человеку работать здесь, в России. Сейчас процесс не контролируется государством, что само по себе хорошо, но он не контролируетсяи профессиональным сообществом, которому сейчас все равно, что подается под соусом МСФО. Многие бухгалтеры не понимают, будет ли какой-то из выдаваемых дипломов признан официально или речь будет идти только о престижности того или иного документа. Так что процесс, как до выхода Концепции, так и после ее выхода пока идет стихийно.

* * *

За разговорами о международных стандартах и новых распределениях обязанностей между различными структурами как-то забывается одна простая вещь. Те же МСФО регулируют порядок и принципы СОСТАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ. Не будем забывать, что МСФО не регулирует вопросов техники ведения учета, т.е. не предписывает бухгалтеру ни плана счетов, ни проводок, ни правил отражения операций в регистрах, ни порядка заполнения первичных документов. Это в любом случае прерогатива национального законодательства и самого бухгалтера. И уж если бухгалтерской общественности дают возможность принять участие в разработке документов, то надо сказать, что тут и без МСФО есть чем заняться. Существуют проблемы, которые не связаны непосредственно с переходом на международные стандарты, но влияют и на качество отчетности, и на отношение к бухгалтерскому учету в целом. Ведь противоречий в нашем законодательстве – хоть отбавляй. На любом семинаре то и дело звучит: «в законодательстве не предусмотрено», «документы противоречат друг другу» и т. д. и т. п.Например, в п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» написано, что «о рганизации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета », а в п. 1 ст. 13 этого же Закона сказано, что «все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность ». Тот же закон № 129-ФЗ (п. 2 ст. 9) гласит, что«первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации », а в Приказе Минфина от 13.10.2003 г. № 91н (п. 7) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» сказано, что «В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств », утвержденные Госкомстатом. Между прочим, данный приказ прошел регистрацию в Минюсте, что придает ему статус нормативного документа. И все противоречащие друг другу документы принимались во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета. И для того, чтобы такого не было, не нужно дожидаться перевода на МСФО, не нужно еще и еще раз делить полномочия. Потому что любой документ, вышел ли он из-под пера сотрудника Департамента Минфина или аудитора, произошло это до очередного реформирования очередного Правительства или после него, должен быть составлен корректно и профессионально. Чего и хочется пожелать будущим вершителям судеб бухгалтерского учета.

05.01.2016

В конце восьмидесятых годов возникла идея перехода российской системы учета на международные стандарты. Реальное воплощение эта идея получила в подготовленной при участии ведущих российских специалистов концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997г. В последующем на ее основе была разработана программа реформирования бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением правительства от 06.03.98г. №283.

С 01.01.2004г. начинается новый этап перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. В соответствии с поручением Правительства РФ от 15.02.03г. №МК-П13-01861 «О плане мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО), Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) 6 марта 2003 г. был утвержден план мероприятий. Основными направлениями плана мероприятий являются:

1. По совершенствованию нормативно правового регулирования – разработка федерального Закона «О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности», а также предложений по внесению изменений и дополнений в Законодательство РФ в части использования показаний сводной отчетности для расчета чистых активов, дивидендов и других аналогичных показателей.

2. По разработке положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и иных нормативных документов – публикация с последующим введением в действие новых стандартов: реорганизация организаций; промежуточная отчетность; информация об участии в совместной деятельности; учет инвестиций в зависимые организации; реорганизация страховых организаций; промежуточная отчетность страховых организаций.

Кроме того, планом предусмотрена разработка методических рекомендаций по трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, в сводную бухгалтерскую отчетность, составленную на основе МСФО.

3. По организационным мероприятиям – привлечение к работе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) представителей профессионального общества и научных кругов.

4. По подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета – внесение изменений в программы учебных курсов высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита.

5. По международному сотрудничеству – создание необходимых условий для скорейшего перевода, а также последующих изменений на русский язык текста международных стандартов финансовой отчетности, обеспечение взаимодействия с координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.
Как свидетельствует перечень намеченных мероприятий, определяемые направления по переходу на международные стандарты полностью совпадают с разделами Плана мероприятий по реформированию бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание, что в процессе подготовки и обсуждения на МВК Плана мероприятий, были рассмотрены 2 варианта внедрения МСФО в российскую практику.

Первый вариант связан с использованием МСФО наряду с национальными стандартами. Суть его заключается в том, что финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам, которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная) финансовая отчетность будет подготавливаться на основе МСФО.

Второй вариант предусматривает замену национальных стандартов на МСФО. Данный вариант применения МСФО предусматривает отказ от национального суверенитета значительной сферы регулирования экономических отношений.

В результате обсуждения МВК был принят документ, охватывающий комплекс мероприятий, базирующийся на первом варианте внедрения МСФО в практику. Это постепенный, сложный процесс, который должен соотноситься с темпами развития экономической реальности и готовностью системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180).

Концепция предусматривает два этапа развития бухгалтерского учета и отчетности: 2004-2007 г.г. и 2008-2010 г.г. На ее основе был разработан План мероприятий Минфина РФ на 2004-2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (приложение к приказу Минфина РФ от 16.09.2004 г. № 263).

Основные принципы построения различных видов отчетности, по мнению разработчиков Концепции 2004 года, выглядят следующим образом:

Индивидуальная бухгалтерская отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Тем самым косвенно подтверждается то, что одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО (которые фактически представляют собой свод правил бухгалтерской отчетности, предполагающий многовариантность организации и осуществления учетных процессов). Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно согласно МСФО (вместо российских стандартов). В этом случае потребуется дополнительное нормативное регулирование составления пояснений к отчетности, исчерпывающе разъясняющих заинтересованным пользователям, какие варианты применения МСФО выбраны хозяйствующим субъектом;

Консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО. С учетом того что индивидуальная отчетность, скорее всего, будет составляться по другим (отечественным) стандартам, потребуются дополнительные затраты по перегруппировке и корректировке данных индивидуальной отчетности. Из этого следует, что одна из проблем, определенных в разделе 1 Концепции 2004 года (неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО), не только не будет разрешена, но и может существенно усугубиться;

Управленческая отчетность должна представляться в объемах и в сроки, установленные самим хозяйствующим субъектом. Вместе с тем Концепцией 2004 года подчеркивается целесообразность такого построения управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Налоговую отчетность предлагается составлять на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, посредством ее корректировки по правилам налогового законодательства.

В третьем разделе Концепции более конкретно определенными можно считать следующие цели:

Утверждение до 2007 года основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Достижение данной цели не означает, что работа по дальнейшему переводу отдельных МСФО и разработке отечественных стандартов на этом будет закончена: процесс формирования международных стандартов продолжается, и, следовательно, в вышеуказанные сроки должны быть разработаны российские стандарты только в той части, в которой пока нет нормативных документов, соответствующих (аналогичных) отдельным МСФО.

Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. На первом этапе - до 2007 года включительно.

В рамках сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые изменения внесены в налоговое законодательство.

В части разработки и изменения отдельных положении по бухгалтерскому учету достигнуты определенные результаты. В 2008 году заменены положения:

ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», приложение № 1 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н;

ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н (с изменениями от 23 апреля 2009 г.);

ПБУ 11/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», приказ Минфина РФ от 29.04.2008 г. № 48н;

ПБУ 15/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам», приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н.

Вышло новое ПБУ 21/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений», приложение № 2 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

В 2009 году на обсуждение представлены:

Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Что же касается применения МСФО в консолидированной отчетности. еще в 2004 году был подготовлен проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Но этот законопроект до настоящего времени не принят Государственной Думой.

Loading...Loading...