План - конспект вводного занятия по шахматам:"Сказочная страна шахмат". Шахматные уроки. Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной

Конспект вводного занятия по шахматам для групп начальной подготовки

(для группы начальной подготовки)

Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Для группы НП-1

Задачи.

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Роман Анатольевич, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.


Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»

План – конспект

вводного занятия

по шахматам

«Сказочная страна шахмат»

Тренер – преподаватель по шахматам

Юртаев Газинур Ринатович

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Задачи.

    Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

    Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Газинур Ринатович, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.

МОУ ДОД Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри

Чикмарёва А. В.

Конспект занятия «Путешествие по шахматной стране»

Занятие: объединение «Юный спортсмен» (предметная область «Шахматы»).

Тема: « Путешествие по шахматной стране».

Тип занятия: обучающее занятие.

Цель: повторение пройденного материала.

Задачи:

ü обучающий аспект: закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы и рубки.

ü развивающий аспект: развивать навыки работы в группе. Развивать мелкую моторику рук.

ü воспитательный аспект: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки и бережное отношение к своему здоровью.

Оснащение занятия:

ü магнитная доска - 1 шт.;

ü магнитные шахматы - 1 набор;

ü набор настольных шахмат - 7 шт.;

ü карта «Шахматная страна»;

ü мешочек с шахматами;

ü секундомер;

ü персональный компьютер;

ü видеопроектор;

ü слайды презентации;

ü карточки-задания на бумажном носителе.

Методы обучения: наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа на шахматной доске.

Краткая аннотация:

Шахматное образование включает в себя общую образованность, теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры, создание интел­лектуального потенциала, раннее развитие у детей навыков волевой регуляции.

Общая образованность - это знания о мире в единстве с интеллектуальным потенциалом воспитанников - мобильностью и глубиной мышления, наличием твор­ческих наклонностей, гуманных нравственных и эстетических установок, уверен­ности в своих возможностях и умение преодолевать трудности.

Теория и практика шахматной игры выстраивается в логике трех образова­тельных уровней: первый, второй, третий год обучения. Каждый год объединяет юных шахматистов на основе их примерно одина­ковой подготовленности.

Программа «Юный шахматист» является модифицированной, разработана на основе интернет-ресурсов.

Срок реализации – 3 года. Первый год обучения – 144 часа. Продолжительность занятия: 45 минут (группа делится на 2 подгруппы) 2 раза в неделю. Второй и третий год обучения – 216 часов. Продолжительность - 2 часа 2 раза в неделю. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 4 до 14 лет.

Цель программы: Овладение обучающимися первоначальными знаниями и умениями игры в шахматы и основами общей шахматной культуры.

Задачи:

    Изучить шахматные фигуры, их значимость. Обучить тактики и стратегии игры в шахматы. Формировать у обучающихся качества характера, необходимые для игры в шахматы: усидчивость, целеустремленность, чувство уважения к сопернику и т. п. Развивать логическое мышление.

Необходимо отметить, что программа «Юный шахматист» направлена не столько на достижение высоких спортивных результатов, подготовку квалифицированных спортсменов, сколько на помощь ребенку в становлении его как личности, добивающейся определенных высот в обществе, знающей и осознающей ответственность перед социумом, семьей; личности, способной стать настоящим человеком.

Данное занятие проводится с воспитанниками 1 года обучения, после 4 месяцев занятий в объединении (после изучения всех шахматных фигур), рассчитано на детей дошкольного возраста.

Предлагаемая методическая разработка также может использоваться воспитателями ДОУ и при некоторой доработке учителями начальных классов общеобразовательных школ, преподающих курс «Шахматы».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Снятие психологического напряжения (психологическая игра «Тот, кто»)

Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит лето, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».

Итак, начнем. Сегодня в очередной раз мы отправимся в увлекательное шахматное путешествие. Давайте посмотрим на карту, какой большой путь мы с вами проделали, и какой путь нам еще предстоит пройти.

Но для того, чтобы на следующем занятии двинуться дальше по увлекательной шахматной стране, мы должны с вами заглянуть на те острова, которые уже посетили.

Вместе с нами будет путешествовать наше хорошее настроение (Приложение). Ну, что ж, в путь!

II. Актуализация опорных знаний.

И первый остров, встретившийся на нашем пути, «Шахматное поле».

Теперь мне понадобится ваша помощь.

Покажи, пожалуйста, белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

Задание 1. (Детям раздаются наборы геометрических фигур)

(Приложение). Найти и показать геометрическую фигуру, похожую на шахматное поле.

Сколько всего полей на шахматной доске?

Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

Как правильно сесть за шахматную доску?

Задание 2. Найти карточку с правильным центром шахматной доски (Приложение).

Сколько в центре полей? Какие?

Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

Замечательно справились с заданиями на острове «Шахматная доска». Пора отправляться дальше вместе с нашим настроением.

И мы попадаем на остров «Шахматные линии»

(Приглашается 1 ребенок к магнитной доске)

Покажи 5-ую горизонталь.

Сколько на доске горизонталей? Сколько полей в горизонтали?

(Приглашается следующий ребенок к магнитной доске)

Покажи вертикаль Е.

Сколько вертикалей всего? Сколько полей в вертикали?

Задание 3. (Детям раздаются карточки с правильными и неправильными вертикалями и горизонталями) . Найти ошибки. (Приложение)

Задание 4 . Ответить на вопросы и показать на своей настольной доске.

Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

Покажи самые маленькие диагонали. Сколько их? Из скольких полей состоят?

(Детям показывается карточка с неправильной диагональю). (Приложение).

Правильно ли нарисована диагональ? Почему?

Молодцы! Навели полный порядок на острове «Шахматные линии».

Физкульминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать!

Этот остров называется «Шахматные фигурки». Здесь нас ждет игра «Волшебный мешочек».

По очереди каждый из вас достает по одной фигурке из мешочка и, не открывая глаз, пытается отгадать, что это за фигура (ребята по очереди выполняют задание).

Задание 5 . Найти и показать правильную шахматную фигуру.

У какой фигурки головка круглая?

У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

Какая фигура выше: пешка или ладья?

Какая фигура ниже: слон или ферзь?

Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

Молодцы, ребята.

– «Остров Пешки».

(К доске выходит ребенок, надевает маску пешки и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, превращение в другую фигуру, количество на доске)

- «Остров Ладьи».

(К доске выходит ребенок, надевает маску ладьи и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Коня»

(К доске выходит ребенок, надевает маску коня и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Слона»

(К доске выходит ребенок, надевает маску слона и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Ферзь»

(К доске выходит ребенок, надевает маску ферзя и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Королевский Остров»

(К доске выходит ребенок, надевает маску короля и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

Задание 6 . Найти ошибки в расстановке шахматных фигур.

(задание выполняют по очереди, выходя по одному к доске).

Задание 7 . Расставить фигуры на время (задание выполняется 3-мя ребятами одновременно.)

Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии мы с вами в очередной раз совершили увлекательное путешествие по шахматной стране. Посетили шахматные острова, где вы с успехом справились со всеми заданиями, показали свои знания, а может, кто-то узнал что-то новое. Есть такие ребята?

А теперь я хочу, чтобы вы выбрали своё настроение после нашего путешествия (Приложение).

Анализ существующих электронных образовательных ресурсов по данной теме и обоснование использованных ресурсов.

http://pedsovet. org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id,2291/Itemid,118/ - в докладе впервые анализируется мировой опыт преподавания шахмат дошкольникам и делается предположение, что шахматы будут присутствовать в дошкольных учреждениях будущего. Указывается «конструкция» урока будущего в данных заведениях, в которую органично вписываются шахматные занятия:

http://*****/pub/article. aspx? id=6161 – о раннем обучении шахматам

http://www. school. *****/doc. asp? ob_no=47883 – рассказано о достоинствах раннего обучения шахматам, методике преподавания шахмат в детском саду и в начальной школе, даются рекомендации как "встроить" шахматы в образовательный процесс

http://*****/cw2.htm - шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: от методике к практике. Здесь же даны ссылки:

Программа "Шахматы, первый год"

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Приложение

Добрый день! Я рада приветствовать Вас хорошим настроением и доброй улыбкой!

Мне хотелось бы увидеть и ваше настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Теперь я ловлю ваши улыбочки.

Мы сегодня вместе с вами

Держим путь в чудо-страну.

Что с собой нам взять? Желанье

И терпения чуть-чуть

Шахматы - игры названье,

В шахматы мы держим путь!

Ну, что ж, в путь!

Помогать вам сегодня будут внимание, сообразительность и дружная работа. Итак: начинаем занятие.

Не забываем и про девиз: «Знаешь- говори, не знаешь –слушай и вникай!»

Сегодняшнее занятие хочется начать со срок стихотворения Фёдора Глинки. Наука

Как в шахматы играть, так в свете должно жить:

И чтоб хождение твоё в нём было прочно,

Смотри, чтоб с умыслом – и даже не нарочно –

На клеточку чужую не ступить.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, где мы путешествовали и что нового узнали?

Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналях?

Сколько полей в больших диагоналях?

Сколько на доске больших диагоналей?

Сколько на доске самых коротких диагоналей?

Бывают ли черно-белые диагонали?

Сколько полей в центре?

Какую форму имеет центр?

Сколько белых (черных) полей в центре?

- Какие шахматные фигуры вы знаете?

Ребята, вот мы с вами уже знакомы терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомились с названием шахматных фигур.

А где же эти фигуры должны располагаться на шахматной доске. Может быть в любой позиции? Как вы думаете?

Ребята, а как происходит вбрасывание в хоккее или подача в теннисе?

Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.

Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.

Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.

У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные - седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:


Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

Просмотр презентации.

Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)

Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.

Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром . Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.

Ребята, а сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Поиграем в игры .

"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.

Игра "Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

«Хомка»

Хомка, Хомка хомячок-

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, носик трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хочет Хомка сильным стать!

1.Кто быстрее расставит начальную позицию (если доска одна на двоих, то одни расставляют белые фигуры, другие чёрные.).

2. Исправь ошибку в расстановке фигур. (Один игрок преднамеренно переставляет фигуры противника, придумывает ошибку. Противник отворачивается. Партнёр должен найти и исправить ошибки в расстановке и назвать эти фигуры).

В конце занятия задаю детям такие вопросы:

1. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? Черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей?

2. Каких фигур на доске больше всего? меньше всего?

3. Какие фигуры стоят на углах доски?

4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями?

5. Какие фигуры находятся между слонами и королями?

6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? Белый король?

7. На всех ли горизонталях стоят фигуры?

8. На всех ли вертикалях стоят фигуры?

9. На всех ли диагоналях стоят фигуры?

10. Сколько фигур расположено на каждой вертикали?

11. На каких диагоналях стоит больше всего фигуры?

12. Стоят ли в начальном положении в центре?

13. Есть ли диагонали, на которых стоит одна фигура? Две фигуры? Три фигуры? Четыре фигуры? Пять фигуры? (Нет. Есть. Есть. Есть. Нет.)

. Работа над шахматными фигурами. Разучивание стихотворения.

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

Узнали, что такое начальное положение?

Учащиеся продолжают начатое высказывание,

Выучить начальное положение фигур.

В рабочей тетради выполнить задание.

Поиграть в игру « Исправь ошибку в расстановке фигур».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Сопроводительная информация:

    Фамилия, имя, отчество учителя Плотникова Ольга Викторовна

    Школа, город Ростовская область, г.Донецк, МБОУ СОШ №3

    Внеурочное занятие «Шахматная школа»

    Класс 1 класс

    Форма проведения: кружковое занятие

    Тема урока Шахматная нотация

Конспект занятия

Цель занятия:

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи :

Личностные:

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.

Литература:

    Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург

Разработала:

Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области

Ход урока.

Этап урока

1.Отгадайте ребус


Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

Кто знает, что обозначает этот термин?

Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

2.Актуализация знаний.

Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти - доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

Можно ли помочь Пете? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске .

3.Формулирование темы урока и постановка целей

Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

Какие цели стоят перед нами?

1.Эвристическая беседа «Шахматный город»

Представьте себе шахматный город . Улицами будут вертикали, а домами - горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче - на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К» , но в коРРР оле хорошо звучит буква «Р» !

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 - позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

    Игра «Шахматный почтальон»

Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома . Там ставьте фигуру.

(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)

Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

    Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур - вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

    Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король - ферзь - ладья - слон - конь - пешки.

    Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию - она из недоигранной юными шахматистами партии.

Начинаем с белых :
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6 .
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3 .

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные : Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7 ;
пп. b7, c6, f7, g6, h7 .

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

    путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр» );

    забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

    ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников - кто с кем играл.

Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!

Loading...Loading...