Как разместить инструменты над верстаком подручными способами. Идеальный порядок в гараже: полки и стеллажи своими руками

Со временем под крышей любого автомобильного гаража скапливается целый арсенал различных хозяйственных принадлежностей и предметов быта, которым не нашлось места ни в домашней обстановке, ни в кладовке.

Чтобы предотвратить образование хаотичной свалки, внутригаражное пространство необходимо грамотно организовать. А сделать это можно с помощью самодельной полочно-стеллажной системы. Она позволит аккуратно и рационально разместить хранящиеся в гараже вещи и тем самым создать максимально комфортные условия не только для ухода за авто, но и для решения повседневных хозяйственно-бытовых задач.

Принципы и возможности обустройства автомобильного гаража

Основное назначение гаража - хранение автомобиля. А это значит, что первым делом автовладелец должен исключить возможные посягательства на хранящееся внутри имущество, то есть обеспечить безопасность последнего. Не менее важным вопросом является правильный климатический режим во внутригаражном пространстве - состояние машины ни в коем случае не должно зависеть от капризов погоды или аппетитов зловредных микроорганизмов вроде грибка или плесени. Ещё один из принципов организации обстановки в гараже - эргономичность - говорит о том, что всё находящееся под крышей сооружения должно всегда стоять, лежать или висеть на своём месте, не мешая проходу, проезду, уборке или процессу ухода за авто. При всём этом крайне необходимо, чтобы в помещении присутствовали чистота и порядок, которые являются залогом не только здоровья автовладельца, но и его безопасности при посещении гаража и выполнении всевозможных хозяйственных или ремонтных операций.

В соответствии с этими принципами на первом этапе обустройства гаража понадобится:

  1. Установить на воротах и окнах, если таковые имеются, надёжную запорную систему.
  2. Утеплить конструкцию сооружения или организовать качественный обогрев внутреннего помещения в холодное время года.
  3. Выполнить внутреннюю отделку надёжными, долговечными и легко чистящимися материалами.

После завершения отделочных работ можно приступать к заключительному этапу обустройства - организации внутренней обстановки гаража. Для этого нужно составить подробный план помещения и определить, что и как именно в нём будет храниться, помимо автомобиля.

План гаража для легкового автомобиля с расчётными размерами

Как правило, под стеллажи и полки отводится дальняя от въезда в гараж стена. Если габариты помещения позволяют, полками выгодно оборудовать и боковые стены. Отдельное внимание при нехватке свободного места в гараже стоит обратить на пространство под потолочным перекрытием, а также над самим автомобилем. Полки, оборудованные на верхнем уровне, позволят разгрузить нижнюю часть помещения, приняв на себя вещи, потребность в использовании которых возникает время от времени.


Деревянные полки на металлическом каркасе под потолком гаража

Конфигурация и габариты стеллажной системы зависят от размеров гаража и потребностей его владельца. Материалы, из которых будут изготавливаться полки, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес складируемых предметов. Например, ярусы можно выполнить из толстой фанеры или досок, а каркас - из металлических труб или уголков, но возможны и другие варианты.


Стеллажная система из дерева для гаражного помещения

Способ сборки и установки стеллажной системы зависит от материала, которым выполнена отделка в помещении гаража, а также конструктивных особенностей самого сооружения. Во многих случаях полки навешиваются на стены, а стеллажи устанавливаются непосредственно на пол. Впрочем, полки можно подвесить и к потолку, тогда как для повышения устойчивости отдельного стеллажа, его каркас нередко оснащают креплениями для стен, пола и потолочного перекрытия.


Открытая подвесная стеллажная система для гаража

При расчёте параметров стеллажной системы следует учитывать несколько моментов:

  1. Расстояние от нижней полки до пола принимается не менее 20 см. Это ощутимо упрощает процесс уборки в гараже.
  2. Ширина и высота полок должны соответствовать габаритам складируемых предметов.
  3. Полки целесообразно перфорировать с целью улучшения вентиляции, а также во избежание скопления пыли и грязи.

Самостоятельное изготовление полок и стеллажей для гаража

К обустройству гаражного помещения следует основательно подготовиться. Для этого понадобится:

  • выполнить расчёт конструкции;
  • подобрать и заготовить материалы;
  • собрать необходимые для конструирования, сборки и монтажа инструменты и средства.

При планировке стеллажной системы в первую очередь нужно составить хотя бы приблизительный список складируемых в гараже предметов, не забыв оценить их вес и габариты. Также следует начертить план гаража, на котором в масштабе с точностью до сантиметра требуется указать расчётные параметры конструкции (высота, ширина, толщина, шаг и количество полок). После остаётся тщательно продумать способ сборки и монтажа и фиксации полок или отдельного стеллажа.

Обратите внимание: Выбор типа полочно-стеллажной системы и способа её установки и крепления во многом зависит от свойств материалов, из которых изготовлен гараж. Так, если стены последнего металлические, с навесными полками придётся изрядно повозиться, тогда как самый простой приставной стеллаж избавит владельца гаража от сложных манипуляций с креплениями, гаражным утеплением и т.д. Самый удобный вариант - оштукатуренные кирпичные стены. В таком гараже можно дать волю фантазии и установить комбинированную стеллажную систему со множеством полезных в хозяйстве функций.

Выбор материалов: основные моменты

Материалы для создания стеллажной системы для гаража подбираются исходя из соображений удобства сборки, а также надёжности и практичности в эксплуатации. Так, для полок, предназначенных для хранения тяжёлых и габаритных предметов, понадобится усиленный каркас, для создания которого наилучшим образом подойдёт металлический уголок или же профилированная труба.

Но в этом случае владельцу гаража не обойтись без навыков резки, сверления и сварки металла. Кроме того, последний нуждается в защите от коррозии, а это связано с дополнительными финансовыми затратами.

В роли каркаса для гаражных полок или стеллажей можно использовать и деревянные бруски толщиной 40–50 см. Работать с деревом намного легче, чем с металлом, но позаботиться о защите материала от плесени, гниения, влажности и прочих агрессивных факторов эксплуатации всё же придётся.

Что касается материала для изготовления непосредственно полок, к наиболее практичным решениям стоит отнести:

  • доски толщиной от 2 см;

Обрезная доска - один из наиболее дешёвых и простых в обращении материалов. Полки в гараже, сделанные из досок, будут служить долгие годы. Но для повышения удобства в использовании и увеличения срока эксплуатации их необходимо отшлифовать и обязательно покрыть антисептиком и краской, которые защитят материал от механических повреждений, вредителей и гниения.

  • многослойную фанеру;

Фанера - практичный и недорогой материал, обладающий высокой прочностью и долговечностью, измеряемой десятилетиями. Работать с этим материалом несложно, однако, при изготовлении полок его следует отшлифовать мелким наждаком и покрыть защитным слоем краски или лака. Это предотвратит размокание, рассыхание и растрескивание фанеры под воздействием сырости, перепадов температуры и агрессивных химических веществ.

  • стружечные плиты.

ДСП - дешёвый и удобный в работе, но капризный в эксплуатации материал. При изготовлении полок из стружечной плиты с помощью лакировки или окрашивания необходимо защитить от повреждений и агрессивного воздействия не только рабочую (верхнюю) и нижнюю плоскости, но и торцы, а также отверстия под болтовые крепления и перфорацию. При этом, последние требуют повышенной аккуратности при выполнении ввиду особенностей структуры материала.

Обратите внимание: Быстрым, но довольно дорогим вариантом обустройства гаража является покупка готовых пластиковых или металлических перфорированных полок с заводскими креплениями либо сборного стеллажного каркаса. При отсутствии достаточных средств наиболее разумным решением будет самостоятельное изготовление конструкции из материалов, заготовленных по усмотрению владельца гаража.

Расчёт конструкции

Прежде всего необходимо определить месторасположения стеллажной системы. Если речь идёт о нескольких небольших полках, можно выполнить эскиз непосредственно на стене, тогда как чертежом каркасного стеллажа придётся заняться на бумаге.


Эскиз навесных полок на стене гаража

При планировке конструкции следует учитывать:

  • габариты и вес предметов, размещаемых на полках;
  • необходимый запас свободного места для прохода;
  • размеры промежутков между секциями и вертикальный шаг полок;
  • способы крепления полок к стенам или потолку гаража;
  • необходимость крепления стеллажной системы к полу или потолочному перекрытию.

Расчёт приставной стеллажной системы для гаража

Если в гараже устанавливается стеллаж, его высоту целесообразно подобрать по высоте помещения. Что касается настенных или подвесных полок, их расчёт удобно выполнять сверху вниз. Если габариты и планировка гаража позволяют, ширина стеллажного яруса подбирается по всей длине стены с 5–10 см запасом для удобства монтажа. Оптимальная глубина стеллажа составляет 50–60 см, хотя для габаритных предметов (автомобильных шин и дисков, запчастей, коробок и пр.) разумно будет предусмотреть более широкие полки.

Закрытый подвесной стеллаж для гаража

Высота яруса может быть различной и подбирается в соответствии с потребностями владельца гаража. Практично размещать самые широкие и глубокие полки внизу. Здесь удобнее хранить тяжёлые и громоздкие предметы, которые в случае необходимости легко достать. С другой стороны, глубокие полки можно установить и под потолком гаража. Ведь на верхнем ярусе очень удобно складировать габаритные, но лёгкие вещи или же редко используемые предметы. Кроме того, отдельные ярусы удобно разделять на секции, что облегчит сортировку складируемого.


Чертёж простой стеллажной системы для гаража

Обратите внимание: Нежелательно, чтобы ширина полок, особенно из тонкого материала, превышала 1–1,5 м. Это приведёт к снижению прочности конструкции и провисанию ярусов. Что касается длины, удобно отталкиваться от размера не менее 60–80 см, иначе полки будут неудобными для хранения длинных предметов. Вертикальный шаг стеллажной системы принимается по требуемой высоте складирования. К примеру, высоту нижнего яруса можно принять 70 см и отвести его под хранение автомобильных шин, колёсных дисков, большой тары и проч. Если добавить ещё яруса 2 по 50 см, то суммарная высота стеллажа составит 1,7 м. В гараже с потолком высотой 2,5 м самая верхняя полка такой конструкции будет иметь 60-см шаг с учётом 20-см расстояния от пола до нижнего яруса.

Инструменты и вспомогательные материалы

Для самостоятельного изготовления, сборки и установки стеллажной системы потребуется немалый арсенал инструментов, а также вспомогательные материалы. Инструментарий для выполнения поставленной задачи содержит:

  • строительный уровень;
  • рулетка и маркер;
  • шуруповёрт;
  • электродрель с функцией перфоратора;
  • электролобзик;
  • дисковая пила с дисками по металлу (если каркас стеллажа изготавливается из стального уголка или профильной трубы);
  • сварочный аппарат (для сварки элементов металлического каркаса стеллажа);
  • ручной инструмент (строительный уголок, плоскогубцы, молоток, отвёртки и гаечные ключи).

Обратите внимание: Сварной стеллажный каркас сложен в изготовлении, поэтому нередко сварке предпочитают болтовые соединения.

В список вспомогательных материалов следует внести:

  • дюбеля или анкера (для крепления деревянного или металлического каркаса к элементам конструкции гаража);
  • саморезы по дереву или металлу либо болты с гайками (для крепления полок к каркасу);
  • свёрла по бетону, дереву и металлу;
  • грунтовка и краска для металлических и деревянных элементов конструкции;
  • кисть для грунтования;
  • шлифовальная шкурка.

Обратите внимание: В некоторых случаях деревянные полки удобнее фиксировать на каркасе с помощью специального клея.

Изготовление стеллажной системы своими руками

Самостоятельное конструирование полок или стеллажа для гаражного хозяйства выполняется с последующей сборкой. Алгоритм работы следующий:

  1. С помощью дисковой пилы или электролобзика из стального уголка, профилированной трубы или деревянного бруска нарезаются элементы каркаса: стойки, поперечные и продольные перекладины, усилители.
  2. На вертикальных стойках стеллажа выполняется разметка для установки поперечных и продольных перекладин под полки.
  3. Если речь идёт о полках, на горизонтальных перекладинах, которыми они будут держаться на стене, отмечаются точки крепления дюбелями или анкерами. Далее, их необходимо перенести на стену и выполнить перфоратором отверстия соответствующего диаметра и глубины.
  4. На элементах каркаса под болтовые соединения с помощью дрели со сверлом по металлу выполняются отверстия необходимого диаметра.
  5. Если выбор пал на сварной каркас, элементы последнего нужно состыковать аккуратными швами.
  6. Металлический каркас шлифуется, грунтуется и окрашивается. Деревянную основу стеллажной системы тоже желательно отшлифовать, огрунтовать и покрасить для защиты от плесени и гниения.
  7. Из ДСП, фанеры или досок вырезаются полки нужного размера, после чего их поверхность нужно перфорировать.
  8. Полочный каркас крепится к стене или потолку гаража, после чего на нём с помощью клея, саморезов или болтов фиксируются полки.
  9. Сборка отдельного стеллажа проводится в несколько шагов:
  • монтаж боковых стоек;
  • крепление поперечных и продольных перекладин, а также усилителей;
  • установка полок на каркас.


Самодельная стеллажная система на металлическом каркасе и полками из ДСП

Как сделать полочки самостоятельно

Если для установки отдельного стеллажа свободного места в гараже недостаточно, помещение обустраивается полками. Последние могут быть:

  • подвесными;
  • навесными.

Подвесные полки рационально устанавливать в помещениях, стены которых выполнены из материалов, сложных в обработке либо неспособных нести дополнительные нагрузки. В этом случае полочный каркас, который изготавливается, как правило, из металла, будет крепиться к потолку. Последний должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес не только всей конструкции, но и складируемых на полках вещей.

Обратите внимание: Для снижения нагрузки на потолок, каркас конструкции желательно оснастить настенными креплениями.

Изготовление и монтаж подвесных полок выполняется в несколько этапов:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка или профильной трубы следует вырезать три элемента: основную продольную балку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. На основной продольной балке выполняются отверстия для крепления к потолку или боковым стенам гаража.
  3. К вертикальным стойкам привариваются или с помощью болтовых соединений фиксируются горизонтальные перекладины.
  4. С помощью сварки или болтовых соединений каркас прикрепляется к основной несущей балке, закреплённой под потолком.
  5. Горизонтальные перекладины, упирающиеся в стену, оснащаются креплениями (уголками) для надёжной фиксации.
  6. Из досок, фанеры или ДСП по заранее вычисленным размерам вырезаются полки. Перед установкой их необходимо перфорировать и оснастить отверстиями для крепежа к каркасу.
  7. С помощью болтов полки монтируются на каркас.


Система подвесных полок с несущей балкой, закреплённой на стенах гаража

Обратите внимание: Если потолок гаража выполнен из бетона или иного материала достаточной прочности, от несущей балки можно отказаться. Но в этом случае доведётся выполнить крепление к плоскости потолка каждой из вертикальных стоек каркаса.


Монтаж полочного каркаса на бетонный потолок

Навесные полки изготавливаются следующим способом:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка, профильной трубы или деревянного бруса вырезаются горизонтальные несущие балки под каждую полку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. Горизонтальные перекладины оснащаются крепёжными отверстиями и фиксируются на несущих балках.
  3. Балки монтируются на стену с помощью анкеров или дюбелей.
  4. На установленный каркас с помощью болтов или саморезов фиксируются полки, вырезанные из досок, фанеры или ДСП и предварительно отшлифованные и окрашенные.


Деревянные навесные полки из дерева, установленные на кирпичной стене

Обратите внимание: Для монтажа полочного каркаса на стену или потолок гаража удобно использовать специальные кронштейны, которые продаются в магазине. Деревянная основа стеллажа дополнительно усиливается в узлах с помощью металлических уголков или распорок.

Видео: самостоятельное изготовление стеллажной системы

Дополнительные удобства в гараже

Если гараж достаточно просторный, его можно использовать не только в качестве склада для запчастей, инструментов, строительных материалов и всевозможного хозяйственного хлама, но и в роли домашней мастерской. Для этого нужно добавить в обстановку приспособления, которые многократно повышают удобство выполнения различных технических операций. К таким приспособлениям можно отнести:

  • верстак;


Самодельный верстак для работы в гараже

Верстак - весьма полезная деталь обстановки в гараже, которая представляет собою стол, оборудованный ящиками, полками, тумбочками и техническими приспособлениями для выполнения различных хозяйственных или ремонтных работ (тисками, электрической розеткой, локальной подсветкой и пр.).

  • мойку;


Мойка и варочная панель в автомобильном гараже

Мойка - практичное и полезное решение, которое обеспечит бесперебойное водоснабжение в гараже, необходимое не только для мытья рук, но и для ухода за автомобилем, а также мероприятий, связанных с уборкой в помещении.

  • смотровую яму;


Гаражная смотровая яма своими руками

Смотровая яма - крайне необходимое приспособление для гаража, в котором автомобиль будет не только храниться, но и ремонтироваться.

  • овощехранилище (погреб);


Погреб (овощехранилище) в гараже

При недостатке свободного места в доме гараж можно обустроить овощехранилищем, в котором удобно хранить овощи, соленья или продукты, требующие особого температурного режима.

  • шкаф;


Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже, позволит не только аккуратно разместить различные мелочи, инструменты или запчасти, но и ограничить к ним доступ.

  • вентиляцию, отопление и т.д.

Вентиляция и отопление в гараже необходимы в том случае, если помещение используется круглый год, причём не только для хранения авто, но и для выполнения ремонтных и хозяйственно-бытовых работ.

Обратите внимание: обустройство гаражного помещения всецело зависит от нужд и финансовых возможностей его владельца. При этом практически любое из необходимых приспособлений для ухода за авто или ведения домашнего хозяйства можно либо купить в готовом виде, либо изготовить и установить своими руками, значительно сократив денежные расходы.

Галерея решений


Универсальная стенка для хранения инструмента, автозапчастей и хозяйственного инвентаря в гараже

Обустройство гаража под мастерскую

Стеллажная система из дерева для обустройства гаражного помещения

Хранение электроинструмента в гараже на специальной полке

Многие полезные идеи рождаются непосредственно в процессе обустройства гаража. К примеру, стеллажную систему можно сделать разборной, оснастить некоторые из ярусов бортиками или секциями для хранения различной мелочи. Примечательно, что сразу спланировать всё то, что может понадобиться в процессе ухода за автомобилем и решения хозяйственных задач в помещении гаража, весьма непросто. Поэтому начинать стоит с самого необходимого, например, с полок или стеллажа, верстака или шкафа, которые позволят оптимизировать пространство в помещении и облегчат выполнение повседневных работ по уходу за авто и домашним хозяйством.

Зимой в неотапливаемой мастерской заниматься столяркой - удовольствие ниже среднего. Но руки чешутся. Поэтому решил реализовать проект выходного дня, связанный с более грубой работой - установить рядом с верстаком панель для инструментов.

Место для будущей панели:

Эту задачу можно решить с помощью перфопанелей (из жести или ХДФ) или экономпанелей (МДФ с пазами по всей длине). На тематических форумах часто можно встретить темы, в которых люди хвастают своими мастерскими, оборудованными такими панелями. Выглядит и правда эффектно.

Но такой вариант подходит не всем. При том, что сами панели не дешевы, еще же надо докупать подвесы и крючки, совокупная стоимость которых во много раз превысит стоимость самой панели. Кроме того, удобство использования крючков, у которых отсутствует жесткая фиксация, вызывает вопросы. Да и непонятно как закрепить на такой панели какой-нибудь самодельный подвес из фанеры?

Приведу пример.
Видите на фотографии красный газовый ключ с узким отверстием в ручке? Если при снятии случайно подать его немного вверх, то крюк может и соскочить с панели. Ну или крюк надо будет поправить. Мелочь, конечно, но придется отвлечь время (пусть хотя бы и долю секунды), внимание и вторую руку, которая скорее всего будет занята. Конечно, газовый ключ можно постараться снять аккуратно, чтобы он ничего не цеплял, но не слишком ли много внимания требует к себе этот крючок?
Тоже самое, скорее всего, произойдет при попытке снять плоскогубцы с красными и синими ручками. Потому что резиновые ручки зацепятся за скобу, как конус Морзе.
Хотя я, конечно, могу ошибаться и мои сомнения напрасны.
Еще одна деталь - подвесы всего лишь для пары плоскогубцев и пары молотков обойдутся почти в 500 рублей. Как говорится, вот и считайте.




Я за простые и надежные решения. Поэтому в качестве панели решено использовать лист обычной 15 мм фанеры. В качестве подвесов и крючков можно использовать обычные саморезы различной длины ценой две копейки за килограмм, которые без вашего настойчивого желания никуда не денутся. Теми же саморезами можно фиксировать любой самодельный подвес. При этом длину торчащей из панели части самореза можно точно регулировать по месту, вкрутив саморез в фанеру хоть насквозь. Но для этого между фанерой и стеной должен оставаться зазор.

Зазор можно сделать с помощью пластиковых шайб для перфопанелей. Но надежнее установить панель на специально сваренную раму. Это нивелирует неровности стены, добавит жесткости всей конструкции и позволит установить зазор любой величины.
Конечно, такой способ тоже не бесплатный и не такой гламурный, но он куда практичнее.

Думаю, процесс сварки мало кому интересен. Важен результат. Рама сварена из моего любимого пятидесятого уголка. Все крепежные отверстия по 8 мм.
Выравниваем раму на листе фанеры и размечаем места креплений.


Отверстия в фанере на пару миллиметров шире, чем на раме, чтобы нивелировать мелкие неточности.


Красил раму автомобильной краской из баллончика. Цвет - Снежная Королева (с металликом). В инструкции сказано, что наносить краску надо при температуре окружающей среды не ниже +15. Однако, в мастерской отопления нет и красить пришлось при -1. На качестве покрытия это не сказалось. Скорее всего, разница только во времени высыхания.


Рама крепится к стене восемью дюбелями 8х80. Дело в том, что межгаражная стена, на который планируется монтаж панели, толщиной всего в полкирпича. По задумке большое количество точек крепления должно равномерно распределить нагрузку. Кроме того, некоторые дюбеля попали между кирпичами, поэтому их надежность ниже.


Теперь, глядя на готовый результат, понимаю, что, можно было обойтись и половиной дюбелей. Но тут уж лучше перебдеть, чем недобдеть.

Фанерный лист крепится к раме тринадцатью анкерами 8х45.


Анкера отлично подходят для этой задачи. Чтобы затянуть обычную гайку с болтом нужен доступ и к гайке, и к болту. Но когда рама уже закреплена на стене, такой доступ невозможен (особенно при креплении фанеры к средней перекладине рамы). А вот анкер требует доступа только с одной лицевой стороны.


Даже не представляю, что может пойти не так. Единственная неприятность, которая теоретически может случиться с таким соединением - это если гайка и кромка отверстия в уголке перекусят гильзу анкера. Но это вряд ли. Поэтому такое соединение кажется мне весьма надежным.



Когда панель готова, можно приступить к размещению инструмента. Первая в очереди - кувалда. Не имея своего места она постоянно мешалась под ногами. При этом перспектива ее использования в моей мастерской туманна. Но и выбросить ее нельзя. Инструмент же! Поэтому быстренько сварил для нее специальный кронштейн,


облагородил все это краской из баллончика


и разместил в самом дальнем углу под потолком. Наконец, перестану спотыкаться об нее и при необходимости она всегда доступна.
Мощная рама и большое количество точек крепления позволяют не задумываться о допустимой нагрузке на панель.

Площадь панели получилась чуть больше квадратного метра - не мало и есть некоторый запас.

Такие же панели для инструментов я установил в гараже на даче несколько лет назад. Использовал точно такие же анкера. Идея варить раму под панель родилась именно там - это обусловлено конструкцией стен. Но идея прижилась.
Все эти годы панелям просто не нарадуюсь. На даче инструментом пользуюсь не так часто, поэтому что-то забывается. Иногда бывало проще купить новый инструмент, чем найти в завалах старый. Поэтому у меня несколько строительных уровней, несколько отвесов, газовых ключей, топоров и прочего. В хозяйстве, конечно, все пригодится. Но сейчас я всегда точно знаю и не забуду что из инструмента у меня есть, сколько и где это лежит. Первые несколько недель надо привыкать к тому, что у каждой вещи должно быть свое место. А когда это войдет в привычку работа в мастерской перестает быть постоянным поиском нужного инструмента и спотыканием о ненужный.
Короче, рекомендую.


Вся работа заняла полтора выходных дня. Можно было уложиться в один, но без покраски (пришлось делать перерыв на высыхание краски). В целом, я доволен результатом.

Основное предназначение гаража - стоянка автотранспорта, но в большинстве случаев попутно там хранится большое количество инструментов и вещей, предназначенных для ухода за любимым детищем. Рачительный хозяин обязательно позаботится о порядке в своем гараже, поддерживать который намного проще с многочисленными полками. Купить их можно и в готовом варианте, но гораздо практичней сделать полки самостоятельно, подбирая требуемый размер и размещение.

Разновидности полок

Широкий диапазон применения полок предполагает использование различных материалов для их изготовления в зависимости от планируемой нагрузки. Наиболее часто чтобы сделать конструкцию прибегают к трем вариантам:

  • оборудуют гараж изделиями из металла;
  • работают с деревом;
  • в отдельных случаях практично сделать комбинированные стеллажи, где металлический каркас дополняется деревянным настилом.

Хранимые в гараже вещи обладают разными габаритами и весом, поэтому следует заранее определиться, какой формы полки лучше сделать. Внимание стоит обратить на следующие конструкции:

  • Для стационарных стеллажей потребуется каркас, состоящий из вертикальных стоек соединенных поперечными элементами, на которые фиксируются полки. В основном они предназначены для размещения серьезных тяжестей, поэтому для вертикальных стоек стоит сделать дополнительную фиксацию к стене с использованием кронштейнов. Между каркасом и полками также предполагается крепление. Существенный вес нуждается в оборудовании конструкции, выполненной полностью из металла. Если хранение тяжелых вещей в гараже не планируется, полки можно сделать деревянные.
  • Разборные конструкции для гаража отличаются от стационарного варианта особенностью каркаса - он выполнен из перфорированного металла, что обеспечивает крепление полок на различной высоте. Для этого применяются крепежные уголки, болты и гайки. В готовом варианте наиболее часто встречается именно такие стеллажи для гаража.
  • Можно сделать передвижные изделия, оснастив их колесиками, при этом перемещение по гаражу не потребует предварительной разгрузки.

Замечание ! Подобная конструкция нуждается в ровной поверхности пола и не предполагает хранение на ней излишне тяжелых материалов.

  • Разнообразную мелочь удобно расположить на вращающейся конструкции, аналогичной подставке для хранения дисков. При наличии в гараже достаточного пространства, для мелких инструментов также можно сделать на стене своеобразный щит.
  • Навесные полки под потолком позволяют рационально задействовать в гараже все пространство. Их основное предназначение - хранение вещей, потребность в которых возникает крайне редко. Крепление для таких полок можно сделать на стене или потолке, учитывайте, что здесь тоже существуют ограничения по нагрузке. Если основная масса хранимых инструментов и деталей не тяжелая, то оборудовать гараж можно исключительно навесными полками.

При выборе подходящей конструкции, ориентируйтесь на количество и вес хранимых вещей, а также наличие свободной площади.


Проектирование

Любые конструкции нуждаются в предварительном проектировании. После осмотра гаража и замеров переходят к планированию параметров. Практичным будет решение освободить под стеллажи полностью одну стену, тогда сделать конструкцию получится очень вместительной. Расстояние между полками рассчитывается, исходя из габаритов хранимых вещей. Нижний уровень обычно оборудуют с учетом размещения канистр и сменной резины. Можно сделать первую полку выше от пола, чтобы под ней размещать крупногабаритные принадлежности автомобилиста. Для удобства эксплуатации при проектировании стеллажей обычно придерживаются следующих размеров:

  • Длина полки варьируется в зависимости от глубины гаража, рекомендуется сделать зазор 20 см для удобства монтажных работ.
  • Высота конструкции достигает потолка.
  • Расстояние между вертикальными стойками пропорционально тяжести хранимого груза: чем он больше, тем чаще располагаются стойки. Максимальный шаг не превышает 1,5 м, оптимально установить вертикальные опоры через 1 м.
  • Для хранения большинства вещей достаточно оборудовать полки глубиной 50-60 см. Увеличение данного параметра препятствует удобной эксплуатации, для мелких инструментов и крепежных деталей подойдут стеллажи глубиной 30-40 см.
  • Высота между уровнями составляет 25-60 см, для крупногабаритных вещей требуется свободное пространство высотой от 0,8 до 1,0 м.

После эскиза на бумаге определяются с подходящим материалом и переходят к воплощению замысла в жизнь.


Комбинированный вариант: металлический каркас с деревянными полками

Ключевое преимущество сделать полки в гараж самостоятельно - возможность создать сверхпрочную конструкцию, способную прослужить длительное время. Для оборудования вертикальных стоек подойдут следующие материалы:

  • металлический уголок 30х30 или 50х50 мм;
  • профиль прямоугольного сечения от 40 до 50 мм;
  • для установки полок применяется уголок 15-25 мм.

Каркас для полок фиксируется к вертикальным стойкам с использованием сварки. Отсутствие необходимых навыков и инструментов потребует сделать несколько отверстий и закрепить отдельные элементы болтами.

Важно ! Второй способ отличается большими трудозатратами, но дает возможность в дальнейшем регулировать высоту полок в гараже.

Настил лучше сделать из деревянных досок толщиной от 15 до 25 мм, все зависит от требуемой прочности. При хранении в гараже нетяжелого инвентаря полки оборудуют из ДСП, обычной или ламинированной фанеры. Все деревянные элементы нуждаются в предварительной обработке специальными средствами, это обезопасит их от повреждения грибком или влагой. Монтаж полок для гаража включает следующие этапы:

  • Нарезаем в соответствии с выбранными размерами металлические детали для каркаса с помощью болгарки. За отдельную плату эту процедуру можно сделать на базе, работающей с металлом.
  • На вертикальных стойках отмечаются места, куда будут фиксироваться полки.
  • Соединяем уголок для крепления полок с вертикальными деталями. Проведение работ сопровождается регулярным контролем горизонтального уровня.
  • Готовый металлический каркас для полок гаража покрывается грунтовкой с последующим вскрытием краской. Это обеспечит защиту от воздействия коррозии.
  • Затем переходят к работе с деревом. Можно сделать расположение досок вдоль каркаса или поперек. Второй вариант для гаража более приемлем, так как предотвратит прогиб полок под тяжестью расположенного груза.
  • Проверив соответствие размеров между деревянными элементами и металлическим каркасом, можно переходить к соединению воедино всей конструкции. Полки закрепляются на каркасе при условии полного высыхания после обработки защитными средствами. Используя саморезы, доски устанавливаются с плотной подгонкой друг к другу.

Важно ! Для придания стеллажам большей устойчивости, рекомендуется сделать дополнительное крепление каркаса к стенам гаража с помощью кронштейнов.


Способы оборудования деревянных конструкций

При желании сэкономить на приобретении металлических изделий, стеллажи для гаража можно сделать полностью из дерева. Монтаж каркаса производят из бруса толщиной от 100 мм, для полок подбирается материал, аналогичный комбинированным конструкциям (доски 15-25 мм, ДСП или фанера). Соединение полок и каркаса осуществляется с помощью крепежных уголков и болтов М5 длиной 60 мм. Грузоподъемность такой конструкции несколько ниже металлического варианта, поэтому больше подходит для хранения в гараже нетяжелых вещей.

Автомобилистам, часто занимающимся в гараже мелким ремонтом, придется по душе идея сделать удобный деревянный щит для хранения инструментов. Для этого потребуется закрепить анкерами к стене перфорированный ДСП и оборудовать его различными держателями для инструмента, компактными полочками и крюками. Можно сделать дополнительное освещение над оригинальной полкой с регулировкой направленности потока света, это создаст комфортные условия для работы в гараже.


Навесные устройства

Сэкономить свободное пространство гаража можно, если сделать подвесные полки. Для этого потребуется заготовить:

  • большие анкера;
  • шестигранные и обычные гайки;
  • шайбы Гровера;
  • шпильки и плоские шайбы;
  • материал для настила (ДСП или фанера).


Монтаж подвесной полки для гаража включает следующие шаги:

  • В соответствии с выбранным проектом вырезаются деревянные элементы. Расстояние между шпильками не должно превышать 70 см.
  • По краям полки отмечаются места для шпилек. От краев плиты рекомендуется отступить 5-7 см.
  • Высверлив отверстия, полку прикладывают к потолку гаража, чтобы отметить места крепления шпилек.
  • Затем подготавливаются углубления для анкеров, которые загоняются до упора в бетон, гайки закручиваются.
Loading...Loading...