Цветовые решения в интерьере: советы, фото. Оптические иллюзии в интерьере: как изменить пространство

Наша жизнь – это то, что мы видим ежедневно, то, что нас окружает. В первую очередь, это наш дом. Поэтому так важно жить в красивом и правильно устроенном пространстве. Об этом хорошо знают дизайнеры по интерьеру. Впрочем, эти знания все чаще становятся достоянием общественности. Сегодня мы с помощью специалистов Архитектурной дизайн-студии Театра Линий поговорим о некоторых правилах оформления интерьера.

Стиль и цвет в интерьере

Первым делом определите для себя функциональные потребности вашей семьи, после чего попробуйте условно разделить квартиру на зоны, где будете спать, работать, готовить и есть, принимать ванну. Подумайте, какой стиль вам ближе, для этого полистайте интерьерные журналы. Что-то обязательно порадует глаз и покажется достижимым.

Очень важно понять, какая цветовая гамма станет для вас наиболее комфортно и приятной глазу. Для этого стоит прислушаться к своему внутреннему состоянию. Подумайте, какой цвет действительно ваш.

От основного цвета и акцентов в интерьере будет зависеть в дальнейшем ваше настроение и самочувствие. И если акценты можно быстро поменять, с цветом стен это проделать будет сложнее. Именно поэтому многие предпочитают светлые, бежевые тона. Ряд особенностей в выборе цвета индивидуален для разных психотипов. Например, известно, что красный цвет возбуждает. Но если холерика длительное пребывание в красной гостиной может привести к перенапряжению, то на расслабленного меланхолика это может оказать положительный «бодрящий» эффект.

В отношении колористических экспериментов с полом дизайнеры предупреждают: голубой цвет и все его оттенки под ногами не располагают к долгому пребыванию в комнате, хотя при этом она кажется большой и просторной, а желтый делает жилище свободным и солнечным, но зрительно не дает ощущения надежной опоры.

Расширяем пространство

Обратите внимание на конфигурацию жилья, его проблемные зоны. Увеличить зрительно пространство помогут зеркальные и глянцевые поверхности, светлые тона, или наоборот контрастные темные. Все зависит от дозировки и сочетания.

К числу классических приемов создания оптических иллюзий относятся, например, создание подвесного потолка и использование подсветов в верхней зоне помещения – это помогает зрительно увеличить высоту помещения. Того же эффекта можно достичь, покрасив пол в насыщенный цвет или покрыв его лаком, а также если поклеить обои с крупным рисунком, контрастным к основному фону.

Зрительно раздвинуть стены можно с помощью цветового противопоставления вертикальных и горизонтальных ограждающих плоскостей, а также при «сталкивании» контрастных фактур. Ощущение большего простора в небольшой комнате возникнет, если использовать в отделке светлые прохладные тона – оттенки серо-голубого, жемчужного, бледно-зеленого. Если же комната, наоборот, очень просторна, то ей подойдут пастельные или насыщенные тона теплой гаммы.

Изменению восприятия пространства чрезвычайно способствует и фактура отделочных материалов и предметов интерьера. Например, горизонтальные полосы зрительно растягивают помещение, создавая эффект увеличения площади, но с одновременным уменьшением его высоты. Вертикальные, наоборот, визуально сжимают пространство по горизонтали, увеличивая его по высоте.

Игра с пространством

Вот несколько приемов, которые помогут вам зрительно увеличить пространство. Допустим, имеется вытянутое узкое помещение. Превратить его в квадратное можно с помощью зеркал. По длинной стене с определенным интервалом (шагом) располагаем зеркала на всю высоту, от пола до потолка. Так будет казаться, что за стеной узкой комнаты находится что-то еще. «Зазеркалье» визуально увеличит ширину комнаты.

Еще один прием: условно делим комнату на две зоны и располагаем зеркала, вытянутые, вертикальные, напротив друг друга, монтируя их на длинные стены на границе перехода одной зоны в другую, тем самым разбивая зрительно пространство. Так мы получим, две зоны квадратной формы, а одну из них можем и развернуть в противоположную сторону, так как зеркала дадут нам эффект бесконечности. Вообще любые предметы с зеркальной или глянцевой поверхностью, также создадут эффект увеличения пространства за счет отражающих поверхностей.

Чтобы зрительно увеличить высоту потолка, можно применить графический ход – например, используя вертикальную полосу на обоях, или выкрасить ее цветом по рисунку, насыщенным и контрастным относительно фонового основного тона. Или же можно создать эффект окон, задекорировав узкие вертикальные ниши матовым стеклом от пола до потолка, за которым скроем подсветку. Такие вертикальные световые «окна» вытянут наше помещение визуально по высоте, а если при этом использовать глянцевое напольное или потолочное покрытия, то этот эффект усилится, посредством отражения на примыкающих поверхностях. Любая графическая вертикаль, светильник, узкий и высокий, также помогут решить данную задачу.

Скрытые резервы

Нередко обитателям дома хочется в интерьере больше «воздуха». Но с другой стороны, нужно куда-то складывать вещи. К счастью, для профессионального дизайнера две эти задачи не являются взаимоисключающими. Сегодня актуально скрытое размещение предметов и оборудования. Таким образом, сохраняется чистота линий, присутствует ощущение свободного пространства. Это достигается с помощью ниш и встроенных шкафов, гардеробных. Системы хранения можно полностью скрыть от посторонних глаз, оформив двери встроенных хранилищ одинаково с остальной поверхностью стены. В некоторых случаях, напротив, дверное полотно сознательно выделяют, превращая в дополнительный аксессуар или даже в произведение искусства, например, с помощью фресок.

Направление и ориентация комнаты или пространства сильно влияет на качество освещения, а, следовательно, и на Ваше восприятие цвета в этом окружении. Важно заметить изменение освещения в течение дня. Также, попытайтесь предположить сезонные изменения в освещении прежде, чем принять решение в выборе цвета.

Другой решающий фактор - положение, которое цвет займет в пределах комнаты. Если это стена с окном, он, как правило, будет выглядеть более темным и более серым, особенно если окно только на одной стене. В качестве эксперимента, возьмите большой образец желаемого цвета и приложите его к стене напротив окон. Затем, к стене с окном. Комбинация яркой подсветки из окна, плюс отсутствие прямого света на стене с окном делает цвет более унылым и серым.

Южный свет

Южный свет - четкий и резкий. Он создает сильный контраст в пространстве. Это - теплый свет. Восприятие цвета в пространстве, освещенном южным светом, постоянно меняется в течение дня и даже с изменением времени года. Южный свет обычно яркий с отчетливыми тенями и бликами. Если Вы пытаетесь выделить солнечный характер пространства, залитого южным светом, лучше всего использовать приглушенные, теплые цвета, чтобы они не казались слишком резкими. Например, в мягком сливочном, желтом или земляном цвете охры будет легче жить, чем в основном ярко желтом.

Яркое, выходящее на юг, пространство дает прекрасную возможность использовать сложные и тонкие прохладные цвета. Например, приглушенный сине-зелено-серый создает успокаивающий эффект места, постоянно слегка меняющего освещение. Такой цвет очень сильно напоминает хамелеона. Он, кажется, меняет цвет, в зависимости от изменений освещения и основных цветов вокруг него.

Северный свет рассеянный и более прохладный. Он обычно более мягкий, ровный и менее яркий. Цвета немного тускнеют и становятся более приглушенными. Если Ваша цель создать веселый, солнечный, активный уголок, выберите теплые и не такие насыщенные цвета. Контрастные основные цвета отличным образом придадут комнате немного глубины и пространства в северном освещении. Если же Вы хотите сделать место более тихим, успокаивающим, медитативным, используйте более прохладные цвета с теплыми акцентами. Полные синие и сине-зеленые цвета кажутся более богатыми в прохладном северном свете. Проверяйте образцы цветов очень внимательно в реальном рассеянном освещении комнаты и убедитесь, что они не слишком тускнеют.

Выбор цветов для территории, освещенной только восточным или только западным светом, может стать настоящим испытанием. Полезно решить, будет ли эта комната использоваться преимущественно утром или днем. Таким образом, Вы можете составить цветовую гамму в соответствии со светом, с которым чаще всего будете сталкиваться. Площади, обращенные к востоку и западу, наполнены ярким светом утром или днем, соответственно. Солнце встает под низким углом и проникает глубоко в интерьер комнаты. В определенное время дня такая комната может быть залита еще более ярким светом, чем та, которая выходит на юг. В другое время дня комната будет больше похожей на северное направление местности с прохладным, рассеянным светом.

Существует простое безопасное правило для выбора гармоничной цветной палитры, которая будет работать в любое время дня: используйте приглушенные теплые цвета с богатыми, прохладными акцентами. Это правило - безопасный старт в цветовом дизайне, но по мере увеличения Вашей уверенности, попытайтесь согнуть, растянуть и, в конце концов, сломать все правила действительно вдохновляющими решениями.

Привет, друзья!

В одной из прошлых публикаций я , как цветовая гамма интерьера влияет на психологическое и эмоциональное состояние человека. Но цвет – это еще и эффективный инструмент для создания оптических эффектов и зонирования помещений. О том, что темные цвета скрадывают пространство, а светлые – увеличивают, хорошо известно и не специалистам. Но в арсенале дизайнера интерьеров существуют и другие цветовые приемы и решения , способные кардинально преобразить жизненное пространство. Начнем с простых.

Цветовой круг — первый помощник при выборе гармоничных цветовых сочетаний

Как увеличить пространство маленькой комнаты

Малогабаритная квартира – один из самых сложных объектов для дизайнера. Среди его приоритетных задач — зрительное увеличение пространства. Добиться этого помогают «правильные» сочетания цветов.

Приведем примеры:

  • Как уже было сказано выше – нельзя увлекаться темными цветами, например коричневым, темно-серым, синим, черным. В интерьере они способны «съесть» до 40% пространства. Предпочтение необходимо отдавать светлым, пастельным оттенкам
  • Следует избегать чрезмерно контрастных сочетаний – желтого с синим, синего с оранжевым и т.п. Подобные сочетания хоть и освежают интерьер, но пространство делают визуально меньше
  • Не увлекаться чисто белым цветом. Он достаточно коварен при использовании в ограниченном пространстве, а разгуляться ярким акцентам и аксессуарам в маленькой квартире часто негде. Предпочтение лучше всего отдавать спокойным, светлым оттенками – светло-голубому, бледно-салатовому, нежно-лавандовому. И помните: холодные оттенки визуально делают комнату просторнее, а теплые – меньше. Нейтральны к восприятию пространства серый, пурпурный, зеленый
  • Если в оформлении маленькой комнаты используются принты и орнаменты, например, на обоях, то предпочтение лучше отдавать неброским (но не мелким!) расцветкам, лучше – геометрическим. Удачный примервертикальная полоска, которая сделает потолок визуально выше, или горизонтальная, которая расширит пространство
  • Банальным, но достаточно хорошо работающим примером является фотообои с тщательно подобранным рисунком. Создает прекрасный оптический эффект морской закат, уходящая вдаль дорога, большие открытые пространства (луг, поле и т.п.)

Для зонирования помещения можно использовать обои с разными принтами, подобрав гармоничную цветовую гамму.

Изменение пропорций помещения за счет баланса темного и светлого

Сочетание светлого и темного: оптические эффекты

Цветовые сочетания – один из основных инструментов дизайнера для изменения пространства. Комбинация светлых и темных оттенков позволяет визуально изменить размеры комнаты во всех трех проекциях. Например – «приподнять» низкий потолок, «расширить» узкую, как пенал, комнату, удлинить короткий коридор и пр. Давайте рассмотрим основные примеры использования сочетаний темных и светлых оттенков для достижения нужного эффекта:

  • Темный пол с остальными светлыми поверхностями раздвигает пространство в стороны и вверх, придает чувство уверенности и основательности
  • Темные потолок с полом расширяют комнату, а потолок делают ниже, создавая иллюзию большей территории
  • Темные стены по бокам сужают пространство
  • Темные задняя стена и пол акцентирую внимание на полу и словно «раздвигают» пространство
  • Темные потолок и задняя стена укорачивают комнату, но и добавляют ей ширины
  • Все темные стены расширяют пространство книзу и кверху, но делают комнату более замкнутой
  • Темные стены сбоку и пол как бы «стягивают» стены, интегрируя их в единое пространство с полом
  • Темная стена позади формирует чувство опоры и является удачным фоном для размещения предметов, которые хочется выделить – мебели, картин и т. п.
  • Темные боковые стены и потолок – отсутствует чувство опоры, комната становится шире в направлении к задней стене
  • Темные стены сбоку, пол и потолок – делают помещение похожим на туннель, удлиняясь к задней стене
  • Темные стены и потолок стесняют пространство, делая комнату похожей на пещеру
  • Темные стены, пол и потолок превращают комнату в замкнутую коробку

Контраст в дизайне интерьера

Иллюзия, основанная на контрасте

Использование контрастных цветовых сочетаний – еще один способ визуально изменить размеры интерьере. Человеческое зрение устроено таким образом, что в первую очередь воспринимает предметы через выделение силуэта. Поэтому чем контрастнее силуэт выделяется на остальном фоне, тем проще мы распознаем выделяемый предмет. Изменяя окружающий фон, можно влиять на оценку предмета с точки зрения размеров, цвета и яркости. Этим пользуются художники, фотографы и, конечно же, дизайнеры.

Слово «contraste» переводится с французского как «противоположность». Но контраст является не только средством подчеркивания, но и гармонизации, соединяя противоположные объекты в цельную композицию. Абсолютная гармония в интерьере скучна, а использование контрастов внесет в интерьер ту самую «изюминку» и сделает его более интересным и живым. Главное здесь – чувство меры. Обилие ярких акцентов внесет дискомфорт и нарушит ощущение целостности пространства.

Какие оптически-цветовые иллюзии используют дизайнеры интерьеров? Вот некоторые из них:

  • Контраст цветов — противопоставление основного и дополнительного цветов
  • Контраст тонов — противопоставление темных и светлых тонов
  • Контраст яркого и бледного
  • Контраст симметрии и асимметрии

Вертикальный узор на стене

Рисунок в интерьере

Рисунок – еще один способ зрительно изменить пространство. Общее правило гласит, что крупный рисунок уменьшает пространство, мелкий – увеличивает. Например, расположив крупный рисунок на задней стене, вы визуально уменьшите и укоротите комнату. А вот мелкий рисунок на той же стене «раздвинет» стены и увеличит пространство, особенно в сочетании со светлыми оттенками. Поперечные горизонтальные полосы на стене одновременно раздвигают стены, но при этом «опускают» потолки, вертикальные – наоборот, «приподнимают» потолок. Расположенные на полу, поперечные полосы зрительно расширяют и укорачивают помещение, идущие в длину – удлиняют, чем шире и ярче контраст полос, тем больше получается видимый эффект.

Цвет — это мощнейший инструмент в дизайне интерьера, но правильно им пользоваться под силу только настоящим профессионалам. Мы предлагаем вам отличную возможность — получите бесплатную консультацию нашего ведущего дизайнера. В рамках консультации, помимо всего прочего, вы сможете задать вопрос о цветовой гамме вашего будущего интерьера!

Цвет оказывает существенное влияние на наше настроение.

Солнечные цвета (жёлтый, оранжевый, красный) помогают взбодриться и прийти в хорошее расположение духа. Холодные цвета (голубой, зелёный, фиолетовый) визуально «охлаждают» пространство и снимают эмоциональное напряжение. Поэтому если у вас в комнате слишком много солнечного цвета, то воспользуйтесь холодной цветовой гаммой, чтобы создать более спокойную и расслабляющую атмосферу. В то же время тёплые цвета помогут вам сделать холодную комнату более уютной.

Цвет способен изменять наше восприятие и обманывать наш разум. Холодные цвета зрительно увеличивают пространство, кажется, что элементы интерьера становятся дальше. А благодаря тёплым цветам пространство сжимается. Эти особенности цветов увеличивать и уменьшать пространство рекомендуется использовать для визуального изменения пропорций и размеров интерьера. С помощью нескольких простых уловок вы сможете создать оптическую иллюзию большого пространства в маленькой комнате и сделать комнату более уютной.

Совет 1. Чтобы оптически расширить маленькую комнату, необходимо использовать холодные светлые цвета. Пастельные тона, в которых содержится много белого цвета, отражают свет, а холодные оттенки раздвигают пространство. Например, если пол, стены и потолок маленькой комнаты выкрасить в светлые оттенки зелёного, голубого или фиолетового, то комната будет восприниматься просторней и светлей.

Совет 2 . Чтобы визуально уменьшить комнату, рекомендуется использовать как тёмные цвета, например, шоколадный, так и тёплые цвета, например, ярко-жёлтый. Если у вас очень большая комната с неуютной и холодной атмосферой, покрасьте потолок и стены в тёплые тона. С помощью этого приёма стены «выдвинутся» вперёд, а потолок «опустится».

Совет 3. Слишком длинную комнату или коридор можно «укоротить», покрасив торцевую стену в тёплый тёмный цвет, например, тёмно-оранжевый, красный или жёлтый. Такие цвета зрительно «выдвигают» стену вперёд.

Совет 4 . Чтобы «опустить» потолок, используйте более тёмный тон по сравнению со стенами. Если вам по-прежнему кажется, что потолок слишком высокий, сделайте бордюр на стенах под потолком такого же тёмного цвета. Если вы хотите «поднять» потолок, необходимо использовать для него более светлый оттенок, чем для стен.

Эти цветовые хитрости можно также применять для мебели и других элементов интерьера. Светлый диван может остаться незамеченным, в то же время диван яркого цвета привлечёт к себе внимание и будет казаться больше. Можете выделить цветом элементы интерьера: например, оконные и дверные наличники, молдинги и плинтусы можно выкрасить в более тёмный или более светлый оттенок по сравнению с цветом стен.

С помощью цвета можно исправить недостатки вашего интерьера. Если непривлекательные оконные рамы, деревянные двери, книжные шкафы или ужасные радиаторы выкрасить в тот же цвет, что и стены, то они «сольются» с ними и не будут привлекать к себе особого внимания.

Помните!

Как правило, у каждого из нас определённый цвет связан с какими-нибудь ассоциациями, возникшими в течение жизни. Эти неприятные или приятные ассоциации подсознательно на нас влияют. Поэтому, подбирая цветовую гамму для декорирования интерьера, нужно обязательно это учитывать. Например, сочетание оранжевого и чёрного цветов напоминает нам о Хеллоуине, а с ним могут быть связаны как весёлые, так и страшные воспоминания.

С помощью цвета можно придавать интерьеру необходимый визуальный объем. Кроме того, современный интерьер во многом опирается на форму и цвет предметов, находящихся в нем. В свою очередь, цветовой тон, свойства цвета, его возможности могут создавать оригинальную атмосферу и управлять формой как самого помещения, так и предметов находящихся в нем. Для удобства организации света в жилище или офисе, все колористические решения и контрастные сочетания необходимо учесть еще при проектировании интерьера.

Цвет поверхности

Для выявления формы плоскостной поверхности ее можно выделить одноцветной равномерной окраской в пределах ее границ, контрастом к прилегающим поверхностям, интенсивным цветным контуром. Можно также многими способами членить их поверхность, иллюзорно изменяя этим их вид. Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка цветового тона по ширине или по высоте плоскости, сгущение или разряжение цвета также деформируют плоскость в горизонтальном или вертикальном направлениях, «утяжеляют» или «облегчают» ее, придают ей динамичный характер.

В современном интерьере с усложненным «переливающимся» пространством, перепадом уровней и высот форма ограждающих поверхностей имеет сложное, многоугольное, динамичное очертание в противоположность традиционной статичной форме прямоугольника или квадрата.

Характер усложненной формы и геометрическую четкость ее границ можно подчеркнуть приданием ей фактурного насыщенного цветового тона , большим контрастом между плоскостями стены, пода и потолка или, наоборот, ослабить, «размыть» бесфактурным независимым цветом или отсутствием контраста между смежными плоскостями.

При всем многообразии членений стен и потолков (проемами, нишами, выступами, встроенным оборудованием, швами отделки), их можно сгруппировать в несколько типов:

  • Гладкие нерасчлененные одноцветные поверхности создаются обычно в небольших помещениях. Все швы обязательно маскируются.
  • Полы с полосами, направляющими движение, членят пространство на отдельные функциональные зоны или подчеркивают его глубинность.
  • Полы орнаментальные предполагают особую декоративность.
  • Полы со свободным рисунком делают интерьер оригинальным, необычным.

Ограждающие поверхности могут члениться и только цветом. В табл. 2 показана зависимость восприятии плоскостной формы от линейных членений цветом.

Вообще способов зрительной деформации плоскости известно больше, чем приемов ее сохранения. Цветовая целостность или расчлененность стен, потомков и полов определяют ощущение масштаба пространства и его величины. Так, крупнофигурный броский по цвету или светлоте рисунок пола зрительно уменьшает плоскость пола и все пространство вообще. Монохромная, светлая, мелкофактурная окраска, напротив, увеличивает пространство.

Таблица 2

№ п/п Схема членениия № п/п Схема членениия Особенности зрительного восприятия плоскости
I Ощущение устойчивости, расширения и понижения формы (иррадиация). IX Иллюзии закругления плоскости.
II Ощущение покоя, сужения и повышения формы (иррадиация). X Иллюзия глубинности.
III Динамизм. XI Иллюзия искажения плоскости при изменении очертания контура.
IV Иллюзия увеличения высоты и сужения формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XII Иллюзия вогнутости.
V XIII Изменение масштаба, плоскость кажется меньше, чем в п. XIV.
VI Понижение и расширение формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XIV Плоскость кажется больше, чем в п. XIII.
VII Выявление качества плоской поверхности. Членение воспринимается как фактура (подчеркивается однородность поверхности). XV Членение воспринимается реальным.
VIII Иллюзия глубинности. Крупные членения «выступают» из плоскости.

Вес, насыщенность, фактурность цветов создают впечатление легкости или тяжести, иллюзорно меняют размеры поверхности. Из двух равных по площади плоскостей светлая будет восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться меньше их. Так, темный насыщенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет» плоскость, делает ее меньше.

Большие цветовые плоскости – стены, пол, потолок, должны быть малонасыщенными по цвету, так как они активно воспринимаются и постоянно находятся в поле зрения. Чаще всего цвет стен служит фоном для предметов, наполняющих помещение, и поэтому он должен отступать. Относительная цветовая нейтральность фона хорошо сочетается с самыми различными цветами вещной среды, подчеркивает композиционную значимость предметов обстановки (мебели, декоративных, драпировочных и; обивочных тканей, картин, статуй и т.д.). Этому служит цвет стен, дополнительный к цвету предметов, роль которых в помещении доминирует. Вспомогательные же поверхности (опоры, окна и двери, мебель и оборудование, ткани, перегородки) желательно окрашивать в выступающие, поверхностные, фактурные, средне-насыщенные цвета. Соотношение площадей всех цветов должно сохранять выразительность каждого из них в отдельности и целостность всех вместе. Чем больше цвет отличается по чистоте, яркости и насыщенности от остальных цветов, тем меньше должна быть его площадь.

Пространственные свойства цвета позволяют зрительно фиксировать положение плоскости в пространстве или иллюзорно его изменять. При этом меняется и представление о форме и величине пространства (табл. 3 и 4).

Таблица 3

№ п/п Схема пространства Характеристика цветов
I Любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой поверхности. Форма и величина пространства воспринимаются как подлинные, Ощущение неустойчивости пола.
II Отступающие, независимые, холодные, преимущественно светлых оттенков мало насыщенные, неброские, легкие, мелкофактурные (светло-голубой, синий, зеленый, голубо-зеленый, белый и серый) Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия расширения пространства. Ощущение неустойчивости пола.
III Выступающие, поверхностные, теплые, насыщенные, интенсивные, броские, плотные, тяжелые, фактурные (темно-красный, красно-коричневый, оранжевый, желтый, черный). Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия сужения пространства, Ощущение замкнутости, цельности, явно ощутимого ограничения. Неопределенность основания.
IV Выступающие цвета стен, отступающий – потолка, локальный - пола (п. I). Ощущение ограничения пространства по глубине и ширине, замкнутости. Иллюзия увеличения высоты.
V Отступающие цвета стен, выступающие – пола и потолка. Ощущение понижения высоты помещения, но расширения его по ширине и глубине.
VI Отступающие цвета стен и потолка, выступающий – пола. Форма воспринимается как подлинная. Ощущение устойчивости пола, раскрытая, расширения и легкости пространства.
VII Выступающие цвета фронтальной стены, пола и потолка, отступающие – боковых стен. Ощущение изменения формы, ограничения пространства по высоте и глубине, его понижения, расширения.
VIII Выступающий цвет фронтальной стены, локальные (п. I) – боковых стен и пола, отступающий – потолка. Изменение формы. Ощущение сокращения глубины, фронтальный характер пространства, значимость фронтальной плоскости.
IX Выступающие цвета боковых стен, локальные (п. I) – пола и потолка, отступающий – фронтальной стены. Ощущение изменения формы, глубинность, ограничение пространства по ширине и раскрытие в глубину.
X Выступающий цвет боковой стены, отступающий – остальных стен, локальные (п. I) – пола и потолка. Ощущение деформации пространства, одностороннего ограничения и раскрытия пространства вглубь и в одну сторону, нарушение равновесия и цельности.
XI Облицовка зеркалами стен и потолка, локальный ИЛИ выступающий цвет пола. Эффект «отсутствия» ограждающих поверхностей.

Таблица 4

№ п/п Схема пространства Характеристика цветных членений Особенности зрительного восприятия пространства
I Все стены (не на полную высоту) и пол окрашены в выступающие цвета, потолок и верхняя часть стен – в отступающие. Изменение пропорций, иллюзорное понижение высоты и расширение пространства вследствие изменения соотношения высоты и ширины.
II Стена окрашена в отступающий цвет, пол – в локальный (любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой), потолок и верх стен – в выступающий. Ощущение давящей тяжести сверху и раскрытие в стороны.
III Произвольное членение плоскости выступающими, отступающими и локальными цветами вне связи с подлинным очертанием плоскостей. Полная деформация пространства, невозможность уяснить его подлинную форму.
IV Пол и нижняя часть стен окрашены в выступающие цвета; стены и потолок – в отступающие. Изменение пропорций, расширение и легкость пространства, ощущение надежности пола, зрительное увеличение его площади.
V Вертикальные, линейные элементы и пол окрашены в выступающие цвета, стены и потолок – в отступающие или локальные. Выявление глубинности пространства, ритм членения приобретает в пространстве ведущее значение.
VI Полосы на потолке и полу, стены выполнены в выступающем цвете, пол в локальном (п.II), потолок – в отступающем. Иллюзорное ощущение замкнутости пространства, увеличение высоты.
VII Линейные элементы выражены в выступающем цвете, пол и потолок – в локальном, торцевая стена в отступающем. Ощущение глубинности пространства, направленности зрительного движения.

Цвет в пространстве

Обычно размещение цветов, прежде всего, подчиняют логике пространственной структуры интерьера. В зависимости от соотношения размеров и главной оси движения форма может восприниматься как статичная или как динамичная и, соответственно этому, как центрическая, фронтальная или глубинная. В статичном пространстве – насыщенный, плотный, фактурный, теплый цвет на всю высоту стены, единый цветовой фриз утвердят значение стены, подчеркнут своей непрерывностью и протяженностью замкнутость, изолированность пространства.

Цвет позволяет выразить идею целостности и нерасчлененности «текучего пространства» общей одноцветной плоскостью стен либо пола или потолка. Пронизывая прозрачные плоскости остекленных перегородок, цвет ограждающей поверхности объединяет смежные помещения и внутреннее пространство с внешним.

Для связи интерьера с экстерьером, создания ощущения незамкнутости внутреннего пространства его замыкают, стенами, в том числе, и их цветом, с одной или нескольких сторон, а остальные застекляют по всей высоте. В вестибюли и холлы через остекление вводят необычные для интерьера цветоносители – наружное замощение, газоны и даже кустарник. Стены выполняют из Кирпича в «пустошовку» или бутовой кладкой камня грубого окола.

Выше рассматривалось отдельное замкнутое помещение. Значительно шире возможности цвета в многокомнатном здании, там при переходе же из одного пространства в другое происходит разрыв в цветовых впечатлениях, они накапливаются, и. синтезируются в сознании последовательно, по мере движения. Продуманным размещением в сложном пространстве здания цветовых акцентов и интервалов между ними можно:

  • сделать наглядной и ясной структуру пространства, его пластику, масштаб, пропорции, ритм построения, облегчить зрительное восприятие интерьера;
  • объединить в единое целое разнообразные элементы пространства, выявить их связи;
  • совмещением цветовых и пространственных акцентов подчеркнуть значение главного пространства – ядра композиции и соподчиненность ему других пространств, создать динамику движения к центру, установить последовательность восприятия пространства;
  • выявить структурные узлы – горизонтальные и вертикальные коммуникации, коридоры, переходы, холлы, лестницы;
  • придать черты индивидуальности безликой однообразной протяженности коридорной коммуникации, изменить представление о ее действительных размерах, зафиксировать пересечение глубинных осей, места поворота движения;
  • сконцентрировать внимание на эффектных ракурсах, характерных узлах.
  • иллюзорно устранить назойливые архитектурные детали, придать пластическую выразительность объемно-пространственной форме;
  • усилить впечатление замкнутости или раскрытия пространства, подчеркнуть его симметричность или асимметрию, динамизм или статичность, выявить центричность, фронтальность или глубинность композиции;
  • расчленить единое пространство на функционально обособленные или смысловые зоны;
  • организовать графики движения, усилить ощущение главной композиционной оси, обеспечить нарастание эмоционального напряжения от периферии к смысловому центру.

С помощью цвета ритмическое развертывание пространства или контрастная смена пространственных впечатлений получает цветовое подтверждение и подчеркивается светом.

Цвет и форма

Широки возможности цвета и в воздействии на восприятие форм внутри интерьера – строительных элементов, колонн, оборудования, мебели и т.п. Цвет позволяет: выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия формы. Он также может расчленить форму, подчеркнуть в ней главное и ослабить второстепенное. Кроме того, цвет иллюзорно изменяет представление о геометрическом виде и величине формы. Он может подчинить форму пространству или пространство форме, объединить формы или расчленить их на родственные группы, установить соподчиненность между ними. С помощью цвета можно выделить одну форму из массы других, придать ей значимость либо, наоборот, растворить. Цвет содействует с помощью целенаправленной группировки форм выявлению особенностей пространства, обеспечивает цветопредметную целостность интерьера, гармонизирует по этому критерию его среду. К примеру: оконные и дверные откосы, ниши и проемы, окрашенные в один цвет со стеной, усиливают впечатление ее толщины, объемности и материальности. Окрашенные намного светлей стены, они лишают ее монументальности, превращают в подобие ширмы, в лучшем случае зрительно облегчают.

Цветоносители

При реализации цветового решения интерьера , автором воплощается не просто абстрактный цвет, а его выражение в форме конкретного материала, и лучшие из них – природные материалы. Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты и мягки по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре. Особая трепетная жизнь цветного просвечивающегося мрамора и его узорчатое многоцветье, причудливая слоистость и теплота древесины, цветовое многообразие керамики, мягкое свечение цветных витражей, матовая белизна фарфора, мерцание мозаичной смальты – все это неисчерпаемые источники цветовых ощущений.

Цветосочетания, неудачные при окраске, иногда приобретают высокое эстетическое звучание в композициях из природных материалов. Так, широко известно благородное сочетание зеленого малахита с желтой бронзой. Своеобразны по цвету некоторые металлы, и хотя их цветовая гамма невелика, ее вполне можно применять при решении интерьера. Так, желтый цвет золота и латуни отличается от желтого цвета других материалов. Неповторимы белый или сероватый цвет серебра, алюминия и цинка, красноватый цвет меди.

Опыт показывает, что если колористическое решение интерьера основывается на цвете природных материалов в сочетании с одним основным цветом (в народной архитектуре чаще всего – белым), колористическая ошибка практически исключена.

Такой традиционный материал, как бумажные обои с мелкой сетчатой фактурой, при хорошем качестве изготовления создают поверхности красивых бархатных пастельных цветовых тонов. Богатой палитрой обладает облицовочный кирпич и керамическая плитка.

Цветовые тона , получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Так, они предполагают очень большое количество оттенков и способов их разнообразия. Кроме того, красящие составы удобны, экономичны. Однако степень выразительности цветов красителей настолько значительна, что требует очень осторожного к себе отношения.

Материал и его цвет

Между ними есть глубокая внутренняя связь. Цвет таких матовых, шероховатых, крупнозернистых с четко различимой фактурой поверхностей, как кирпич, штукатурка, клеевая окраска, сукно, воспринимается плотным и материальным. Они наилучшим образом соответствуют теплым – коричневым, красным, оранжевым, желтым, малонасыщенным светлым и особенно белым, поверхностным, выступающим цветам, которые активно выявляют фактурность этой поверхности. Холодные оттенки – зеленые, голубые, синие – на гладких поверхностях с мелкозернистой трудно различимой глянцевой фактурой, выглядят менее материальными, воздушными, плоскими, расположенными на неопределенном расстоянии. Это цвета – отступающие, независимые, маскирующие природу материала.

В особо декоративных породах камня – мраморах, гранитах, лабрадоритах, габбро – только зеркальная полировка полностью выявляет их природную структуру и цвет. Особая декоративность и красота колорита армянских туфов проявляется при матовой фактуре поверхности. Красота и причудливость рисунков и колорита таких ценных пород дерева, как орех, карельская береза, чинара, карагач, красное дерево, ильм и другие, обнаруживаются в различных срезах только под прозрачным покрытием, не искажающим природного цвета материала.

И наоборот, грубо невежественной и уродливой выглядит подкраска старой бронзы масляной краской, отделка чугунных капителей золотой масляной бронзой, окраска облицовочного кирпича в голубой цвет или кладки из гранитного бута – в розовый, настилка пола линолеумом имитирующей внешний вид мрамора, но не его твердость и др.

Цвет и функция

Обеспечение оптимальной цветосветовой среды предполагает достаточно широкие границы для творческой свободы дизайнера. Основные цветовые тона стен и потолка должны находиться в пределах средневолновой части спектра (синевато-зеленые, голубовато-зеленые, зеленые, зеленовато-желтые, зеленовато-коричневые, желтые, золотисто-коричневые). Для потолка желателен белый цвет. Для полов применяются, наряду с основными, также и вспомогательные цвета, лежащие в пределах более широкого диапазона, включающего группу красно-золотистых и синих цветов. Для мебели и оборудования в дополнение к основным и вспомогательным на площади, не превышающей 10%, допускаются акцентные цвета полного спектра, кроме пурпурных и фиолетовых.

Однако нужно обратить внимание на то, чтобы цвет не противоречил, а помогал реализовать функцию предмета. Синий водопроводный кран горячей воды – не просто неудачный парадокс, это ложная информация, которая угрожает неприятностью – можно невольно обжечься. На лестничных ступенях темно-синего цвета легко оступиться, так как у них проступь и подступенок неразличимы. При всей красоте окраски красно-оранжевый холодильник хуже, чем белый, отражает тепловые лучи, противоречит назначению и прочно сложившемуся представлению о предмете, о холоде, о требованиях гигиены.

Гармония цветов в интерьере

В интерьере цвета выступают неразрывно, в реальном сочетании и воплощении. Самые привлекательные и красивые сочетания принято называть гармоничными. Возможности гармоничных сочетаний цветных элементов интерьера неисчерпаемы. Они могут быть простыми или сложными, но, тем не менее, их многообразие сведено к двум типичным группам – контрастным и нюансным гармониям.

Контрастные гармонии . Им свойственны большая мера различения цветов, подчеркивание несходства их по всему диапазону свойств, отсутствие общей тональности и разнообразие цветовой гаммы, единство взаимно дополняющих друг друга противоположностей, усиление качества каждого цвета в силу соседства с другими, динамизм и активность. В таком противопоставлении возрастает выразительность и иллюзорная чистота цветов. Однако именно в силу этой особенности такое сочетание неприменимо на больших плоскостях, как слишком активное, резкое. Здесь желательны сочетания дополнительных малонасыщенных цветов. Часто приходится в дополнение к сильно насыщенному цвету отыскивать парный малонасыщенный, разбеленный или затемненный. Их площади должны быть примерно обратно пропорциональны их насыщенностям. Такие пары очень популярны в интерьере. Распространены контрастные сочетания разнонасыщенных и разных по площади дополнительных или близких к ним цветов: коричневого с синим, коричневого с голубым, коричневого с зеленым, пурпурного с зеленым, оранжевого с синим, фиолетового с желтым.

Нюансные гармонии основаны на сочетании цветов, близко расположенных в цветовом круге и часто воспринимаемых как разные оттенки одного цвета. Отличаются общей тональностью, при которой объединение происходит на основе общности или близости цветовых тонов. Им свойственно:
– выявление сходства сочетаемых цветов по всем их свойствам;
– впечатление размытости границ, обусловленное характером сопоставления цветов;
– общая тональность и однообразие цветовой гаммы, объединенное суммированное воздействие особенностей каждого из сочетаемых цветов;
– целостность, сдержанность сочетаний.

Среди нюансных гармоний самыми распространенными являются сочетания светлых и малонасыщенных цветов, они ненавязчивы, спокойны, создают впечатление света, простора и целостности. На фоне нюансной гармонии стен, пола, потолка очень хорошо выглядит небольшой предмет акцентного цвета.

О художественном образе интерьера

Архитектура, проектирование интерьера – не изобразительное искусство, это более родственно музыке, так как эмоционально воздействует на человека через ассоциации и образные представления. В развитом пространстве цвет, подчиняясь форме, иллюстрирует ее, совпадая е формой, создает синхронность, созвучность воздействия, а иногда умышленно разрушает форму, исполняя сольную партию, переставляет акценты, вносит в интерьер неожиданные ноты, яркие образы, ликующие краски, но всегда беспрекословно подчиняется общей гармонической теме.

Цветовые ассоциации на характерные тона разобраны в отдельной статье. Так, с синим цветом ассоциируются, например, прочные и специфические ощущения воздуха, жидкости, дали и глубины, воспоминания об окрашенных в этот же цвет предметах природы – воде, небе, отдаленных предметах; коричневый цвет – земной, зеленый напоминает о растениях. Однако цветовое решение интерьера способно не только усиливать образные ассоциации, порождаемые архитектурной формой, но и само самостоятельно может порождать такие ассоциации, во многом определять образную характеристику помещения. В этом случае она выступает в своей самой главной роли, как выразитель сложного мира чувств и переживаний, символ идей.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

Loading...Loading...