Правила проведения игры алгоритм цицерона. Метод цицерона запоминание

МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ ЦИЦЕРОНА Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) - другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы. Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы. Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Другие способы развития памяти 1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда. 2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память. 3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре. 4. Повторение - упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти. 5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь. 6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти - в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

Создание матрицы

Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении — можете не сдерживать себя.

Запоминание по методу Цицерона

Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

Информатика
6 класс

Работа 9. Создаём словесные модели

Задание 1. Словесный портрет


Задание 2. Компьютер и здоровье

  1. В текстовом процессоре письменно ответьте на вопросы:

      а) Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?

      б) Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования.)

      в) К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?

  2. Сохраните созданный документ в личной папке под именем Здоровье .

Задание 3. «Фигурные» стихи

«Фигурные» стихи печатаются так, что их контуры некоторым образом отражают содержание. В книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» представлен один из наиболее известных примеров «фигурных» стихотворений.

Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения

Крылатые выражения (слова) - это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника.

  1. Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки. Выберите один из двенадцати находящихся там файлов(.dос или .odt ): 1) Авгиевы конюшни , 2) Аннибалова клятва , 3) Аркадская идиллия , 4) Ахиллесова пята , 5) Дамоклов меч , 6) Драконовы законы , 7) Кануть в Лету , 8) Нить Ариадны , 9) Панический cтpax , 10) Танталовы муки , 11) Яблоко раздора , 12) Ящик Пандоры .
  2. Внимательно прочтите историю возникновения крылатого выражения и проанализируйте её в соответствии с «алгоритмом Цицерона»: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Заполните соответствующий шаблон Цицерон.doc (Цицерон.odt ), находящийся в папке Заготовки .
  3. Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить выбранное крылатое выражение.
  4. Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.
  5. Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите её над текстом.
  6. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.

Задание 5. Пятистрочник (сиквейн)


Задание 6 (для Windows). Страничка словаря

  1. Откройте файл Слoвa.doc из папки Заготовки .
  1. выделите все слова (Главная — Редактирование — Выделить - Выделить все );
  2. откройте диалоговое окно Сортировка текста (Главная — Абзац — Сортировка );
  3. установите и примените следующие значения:

  • Расположите слова в две колонки (Разметка страницы — Параметры страницы — Колонки — Две ).
  • Создайте верхний индекс. Для этого:
  • выберите команду Вставка — Колонтитулы — Верхний колонтитул ;
  • в поле Верхний колонтитул введите нужное слово и щёлкните на кнопке Закрыть .
  • 5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь .
  • Задание 6 (для Linux). Страничка словаря

    1. Откройте файл Слова.odt из папки Заготовки .
    2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
    1. выделите все слова (команда Правка — Выделить всё );
    2. откройте диалоговое окно Сортировка (команда Сервис — Сортировать );
    3. в группе Порядок сортировки установите значения по образцу и примените их:

  • Расположите слова в два столбца. Для этого:
  • откройте диалоговое окно Столбцы (команда Формат — Столбцы );
  • установите значения параметров по образцу и примените их:
  • Создайте справа верхний индекс. Для этого:
  • выберите команду Вставка — Верхний колонтитул — Обычный ;
  • в поле верхнего колонтитула введите нужное слово, примените выравнивание по правому краю и щёлкните вне зоны колонтитула.
  • Сохраните документ в личной папке под именем Словарь .
  • Теперь вы умеете

    • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
    • разбивать текст на колонки;
    • добавлять в документ колонтитул;
    • создавать и оформлять различные словесные модели.

    Зачем это нужно?

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием.

    Метод Цицерона: запоминание информации

    Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке — от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй — со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями — при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница — какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

    Для тренировки метода Цицерона можно запоминать списки слов или чисел.

    Зачем это нужно?

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении — можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке — от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй — со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями — при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница — какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

    Для тренировки метода Цицерона можно запоминать списки слов или чисел.


    Тренировка памяти
    >
    Метод Цицерона

    Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

    Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

    Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

    Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая Должна быть очень хорошо знакомой.

    Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить.

    Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру, и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

    Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. Упражнения №1-3). Метод Цицерона очень похож на метод связанных ассоциаций, когда с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается почти то же самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

    Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать.

    Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Оставшееся слово "лес " надо связать с книжными полками. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

    Главное - перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться).

    Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую "опорную" комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

    Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами (см. главу, посвященную запоминанию цифр). А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали.

    Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две цифры, расставляя предметы, обозначающие их, по два в одном месте, например, слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. В дальнейшем, когда вы узнаете про цифро-буквенный код вы сможете связывать с одним местом сразу 4 цифры. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры, но об этом тоже чуть позже.

    Для овладения методом Цицерона достаточно 2-3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими Другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место: аудитория, музей, кабинет начальника - могут послужить вам "опорной" комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций.

    Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

    Наоборот, если ваша цель - детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае, когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности: ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.

    *** Упражнение 26.

    Запомните следующие слова, используя метод Цицерона и связывая их с деталями той комнаты, в которой вы сейчас находитесь: ТРАВА, БИГУДИ, ПОПЛАВОК, ШИПОВНИК, КАЛЕНДАРЬ, АЛЬБОМ, ЛУКОВИЦА, РЕЦЕПТ, РАСЧЕСКА, ПОДУШКА, ЭСКАЛАТОР, ФОНАРЬ. Обводя взглядом комнату, попробуйте воспроизведите слова, которые запоминали.

    *** Упражнение 27.

    Следующий ряд слов попытайтесь запомнить, также применяя метод Цицерона, однако сейчас используйте для запоминания слов не ту комнату, в которой находитесь, а любую другую, обстановку которой знаете хорошо. (Не забудьте, что с деталями комнаты, которые вы будете использовать для запоминания слов, надо определиться заранее). НОЖНИЦЫ, МОЛОКО, СЦЕНА, БАБОЧКА, КОЛЕСО, ГАЛСТУК, ПРУЖИНА, ЕЖ, КЛЕЙ, КАПЮШОН, КАРАМЕЛЬКА, ШИЛО.

    *** Упражнение 28.

    В этом упражнении потренируйтесь в запоминании последовательности цифр методом Цицерона. 4 7 2 1 1 8 9 3 5 5 0 6 3 7 6 4 7 9 0 8

    *** Упражнение 29.

    Попробуйте выполнить обратную задачу - запомнить схему (обстановку) комнаты, изображенной на картинке, используя для ее запоминания любой хорошо известный вам ряд слов. (Напомню, что в качестве такого ряда может выступить список ключевых слов хорошо известной вам песни, басни, стихотворения). В обстановке комнаты попытайтесь запомнить не только входящие в нее элементы, но и что где расположено. Для этого «обходите» комнату последовательно.

    В предыдущей статье мы говорили, что один из наиболее популярных способов запоминания последовательностей - составление мнемонических фраз . Теперь же обратимся к другому не менее интересному методу мнемотехники — дороге Цицерона и римской комнате . Эти приемы весьма схожи между собой и являются одной из вариаций дворца памяти . Некоторые считают, что все эти понятия в принципе синонимичны, мы же выделили бы важное отличие, касающееся именно запоминания правильного порядка слов или мыслей. В общем виде информация во дворце памяти размещается произвольно — привязывается к неким объектам по наиболее подходящему для вас принципу. Если же вам нужно запомнить последовательность, то традиционный дворец памяти стоит заменить дорогой Цицерона или римской комнатой.

    Как проложить дорогу Цицерона и построить римскую комнату

    Шаг первый – выберите помещение/путь

    Для того чтобы воспользоваться методом Цицерона, выберите хорошо знакомый вам путь , например, от дома до метро, от офиса до любимого кафе, где вы время от времени обедаете; дорогу до магазина, где вы чаще всего совершаете покупки. Конечно, путь можно придумать — самое главное, условие, чтобы вы отлично себе представляли трассу. Совет многих специалистов — по крайней на начальном этапе лучше использовать реальные маршруты.

    В отличие от метода Цицерона, римская комната — это хорошо знакомое вам помещение (опять же, реальное или придуманное), как и во дворце памяти. Главное отличие римской комнаты от дворца памяти — здесь вы должны не просто находиться в каком-то помещении/здании, а ходить по нему по четко проложенному маршруту . Например, представьте собственную комнату и передвигайтесь по ней по часовой стрелке (или против часовой стрелки), возьмите «маршрут», который вы проходите, когда возвращаетесь домой с работы: кладете ключи на полку, вешаете куртку, снимаете сапоги…

    Шаг второй – привяжите образы к опорным пунктам

    Также как и во дворце памяти, обозначьте на вашем пути некие ключевые точки, так называемые опорные образы . Для метода Цицерона это могут быть автобусная остановка, палатка, интересное здание или другой примечательный объект, для римской комнаты — мебель и предметы интерьера помещения. Следующий шаг — через яркие визуальные образы привязать к опорным пунктам непосредственно запоминаемую последовательность (факты или мысли). Но прежде чем начать привязку, пройдитесь по маршруту несколько раз, отмечая по пути все выбранные точки. Начинайте размещать объекты только тогда, когда вы четко ориентируетесь по маршруту и можете с легкостью назвать все опорные пункты.

    Как и в случае с дворцом памяти, ассоциации по дороге Цицерона и римской комнате должны быть такие, которые ближе именно вам . Можно делать логические привязки и располагать предметы по ассоциациям; можно видоизменять объекты, делать из большого маленькое, из маленького — большое, менять цвета (например — на остановке спала огромная зеленая кошка); проводить на первый взгляд абсурдные параллели (стопка газет в холодильнике). Главное — чтобы лично у вас эти связи находили отклик — в таком случае вам будет намного проще воспроизвести информацию. Чтобы понять, что вам запоминается лучше всего, потренируйтесь — тренировки необходимы как строительстве как дворцов памяти, так и римских комнат.

    Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (Joshua Foer «Feats of memory anyone can do»).

    Использование метода Цицерона и римской комнаты

    Для запоминания какой информации можно прокладывать дороги Цицерона и возводить римские комнаты?


    Сегодня мы поговорим про метод Цицерона – запоминание каких-то сложных цифр, имен, фактов, объектов при помощи ассоциаций. Другое название этой методики – Система римской комнаты. Сам метод был назван в честь знаменитого римского полководца Цицерона, который был известен своим ораторским мастерством: в своих выступлениях он всегда оперировал множеством фактов, цифр, имен, цитат, но при этом никогда не пользовался какими-либо подсказками, все эти данные выдавал исключительно из своей памяти.

    Как говорят исторические источники, метод Цицерона не принадлежал авторству самого полководца: еще до него подобную систему использовали другие римские и греческие ораторы. Тем не менее, особую популярность он приобрел именно благодаря Цицерону, поэтому, видимо, метод и решили назвать его именем.

    В чем заключается метод запоминания Цицерона? Все довольно просто. Чтобы запомнить нужные данные необходимо мысленно расставить их на разных местах в хорошо известной вам комнате, квартире, доме в определенном порядке. Далее, во время выступления просто мысленно проходить по этой комнате, вспоминая и называя расставленные там факты.

    Известно, что сам Цицерон перед публичными выступлениями всегда долго ходил по своему дому, мысленно размещая в нем все ключевые моменты своей речи и запоминая их.

    Чтобы начать практиковать метод Цицерона, прежде всего нужно выбрать помещение, которое вы будете использовать. Это должно быть место, которое вам очень хорошо, до мелочей знакомо, например, собственная квартира или комната, в которой вы проводите большую часть своего личного времени.

    Вторым шагом следует выбрать последовательность “прохождения комнаты” и расстановки в ней тех моментов, которые необходимо запомнить. Можно не только мысленно представить свою комнату, но и пройтись по ней, как это в свое время делал сам Цицерон. Передвигайтесь по комнате по кругу в каком-то одном направлении: по часовой стрелке или против часовой стрелки.

    При “обходе” комнаты составьте себе последовательный список предметов, на которых вы “разместите” те факты, что вам необходимо будет запоминать. Например: дверь, стул, шкаф, полка, кровать, люстра, окно, и т.д. Начать можно с небольшого количества таких предметов, а дальше, набираясь опыта, можно будет постепенно увеличивать их количество: первая полка на шкафу, вторая полка на шкафу, первый ящик письменного стола, второй ящик, и т.д.

    Так вы подготовитесь к использованию метода запоминания Цицерона. А теперь давайте рассмотрим, как применить метод Цицерона на практике.

    Возьмем такой пример: вам необходимо запомнить последовательную цепочку из 15 абсолютно не связанных между собой вещей (фактов): Удочка – Штаны – Калькулятор – Жвачка – Наушники – Пушкин – Фоторамка – Береза – Гагарин – Грибы – Магазин – Тигр – Время – Колесо – Рок.

    Применяя метод Цицерона, мысленно расставляем эти факты на разных предметах, которые находятся в вашей комнате, в порядке ее прохождения. Причем, стараемся делать это в максимально оригинальном и нестандартном виде, поскольку так будет лучше запоминаться.

    Итак, удочка стоит прямо перед дверью: как только вы заходите в комнату, вы упираетесь глазами в болтающийся прямо перед вами крючок. Далее поворачиваете влево и видите там штаны, подвешенные на потолке – они болтаются, и вы проходите прямо между штанинами. На тумбочке прямо перед вами лежит калькулятор, на котором высвечивается дата вашего рождения. Вы пытаетесь поднять его, но не можете, потому что он прилеплен к тумбочке жвачкой. Далее расположены наушники, надетые на вазу для цветов. А прямо над ними висит портрет Пушкина с подрисованными усами. Но фоторамка от этого портрета плохо прикреплена и болтается на одном гвозде. Вы проходите дальше и на стуле видите связку березовых дров. А на вашей кровати стоит бюст Гагарина в шлеме с надписью “СССР”. Вы подходите к подоконнику и с удивлением видите, что на нем выросли грибы. А на столе рядом лежит записка от жены: “Сходи в магазин”. Вы собираетесь одеться, открываете шкаф, а в нем сидит тигр и охраняет ваши вещи. Далее на стене висят ваши электронные часы и показывают 11:11. А рядом стоит клетка с хомяком, который крутит колесо. Ну и, наконец, вернувшись обратно к двери, с обратной ее стороны вы видите большой плакат вашей любимой рок-группы.

    Таким образом, мы смогли создать целую цепочку ассоциаций, связанных с теми фактами, которые нам необходимо запомнить. Причем, именно в той последовательности, в которой это необходимо – именно так расставлены вещи в вашей комнате.

    Далее мы сможем восстановить хронологию прохождения своей комнаты и последовательно вспомнить все нужные нам факты, благодаря оригинальным ассоциациям, которые хорошо отложатся в памяти, возможно даже с одного повторения, а тем более – с двух-трех.

    Это лишь простой пример применения на практике метода запоминания Цицерона. Постоянно тренируясь, вы сможете запоминать гораздо более сложные цепочки, задачи и факты.

    Метод Цицерона хорош тем, что не требует каких-то специальных сложных знаний, практиковать его может любой человек, даже не отличающийся хорошей памятью. Научиться применять метод Цицерона под силу каждому, если задаться такой целью.

    Надеюсь, что эта информация была вам полезна. Учитесь во всех начинаниях вместе с сайтом – здесь вы найдете множество других полезных практических рекомендаций. До новых встреч!

    Loading...Loading...