Затвор воздушный поворотный стальной дисковый метод монтажа. Несколько вариантов монтажа

Достаточно часто в современном строительстве и промышленности используется дисковый затвор — вид запорной арматуры, имеющей форму диска. Он поворачивается вокруг своей оси и может располагаться под разным углом по отношению к потоку рабочей среды.

Это изделие часто называют также заслонкой, герметическим клапаном или поворотным элементом. При этом межфланцевый поворотный дисковый затвор нередко используют вместо вентилей, кранов и задвижек.

Устройство

Данная запорная арматура состоит из нескольких главных деталей: корпуса, поворотного диска, то есть самого запорного органа, штока, манжеты, шайбы для фиксации, уплотнительных колец, зубчатого сектора и рукоятки.

Принцип работы

Чтобы закрыть или открыть дисковый затвор, его рукоятку нужно повернуть до упора. Благодаря надежному механизму в прочном цилиндре, который может поворачиваться на 90 градусов, можно полностью перекрыть поток рабочей среды.

Если его повернуть на меньший угол, то таким образом силу потока также можно существенно уменьшить. Специальный фиксатор помогает удержать рукоятку запирающего механизма в нужном положении.

Применение

Несмотря на то что межфланцевый поворотный дисковый затвор известен много десятилетий, популярным он стал совсем недавно, особенно в химической промышленности. Это связано с устойчивостью данного запорного устройства к воздействию агрессивных химических сред.

Поворотные дисковые элементы применяются также в водоснабжении, отоплении, нефтехимии. Благодаря небольшим размерам межфланцевый поворотный дисковый затвор отличается удобством в эксплуатации.

Широкое применение дискового затвора стандартного типа приводит к тому, что для него нет особых рекомендаций относительно конкретных условий. Потребители сами могут выбрать нужный класс герметичности и материал, из которого выполнено устройство, в соответствии со сферой его использования.

Преимущества и недостатки

К достоинствам этого запорного элемента относятся:

  • небольшой размер и вес;
  • небольшое гидравлическое сопротивление;
  • простота конструкции;
  • легкость в эксплуатации и уходе;
  • легкость в монтаже;
  • возможность использования в трубопроводах с большим диаметром;
  • возможность точно регулировать объем и давление рабочей жидкости благодаря небольшому расстоянию и использованию стандартной ручки с фиксированными позициями;
  • низкая стоимость, особенно если он изготовлен из такого материала, как чугун.

Недостатки

К недостаткам дискового поворотного запирающего механизма относятся:

  • необходимость установки редуктора при ручном управлении системой труб, имеющих большой диаметр;
  • ухудшение гидравлических характеристик и трудность очистки трубопроводов при открытом положении диска, так как при этом заслоняется проход корпуса;
  • низкий уровень герметичности в металлических изделиях;
  • трудность в получении данных о пропускной способности трубопровода, если затвор применяется в качестве регулирующей заслонки;
  • при увеличении давления в трубах и их большом диаметре происходит возрастание усилия, поэтому необходимо использовать редуктор.

Типы привода

Управлять дисковыми затворами можно вручную или с помощью привода. При ручном управлении используется рукоятка, благодаря которой можно быстро открыть или закрыть затвор. В комплекте с ней часто выпускается блок концевых выключателей, или БКВ.

Такие затворы отличаются надежной конструкцией, небольшими размерами и весом. Диск устройства можно установить в промежуточном положении или разместить БКВ для передачи сигнала об открытом или закрытом положении диска.

Еще одним способом управления затвором является применение редуктора, который обеспечивает открытие затвора даже при незначительном усилии на маховик. Кроме того, редуктор часто также может производиться в комплекте с БКВ. Иногда дисковые затворы снабжаются пневмогидроприводом с БКВ, пневмораспределителем и пневмопозиционером.

Комплектация и приводы

В комплектацию дисковых затворов могут входить и электроприводы, предназначенные как для управления устройством в определенном месте трубопровода, так и дистанционно. Электроприводы бывают многооборотными, неполноповоротными и прямоходными.

Любой дисковый вид запорной арматуры с электроприводом позволяет автоматизировать процессы открытия и закрытия прохода. Кроме того, при использовании в теплосетях он исключает протечки и точно регулирует количество поступающего в систему теплоносителя. Благодаря такому затвору обеспечивается высокая пропускная способность труб при соблюдении полной герметичности.

Кроме того, для него не требуется специальное техническое обслуживание. При использовании такого дискового затвора происходит контакт рабочей среды только с отдельными частями устройства, например с диском или вкладышем, которые снабжены специальным защитным покрытием.

Данный дисковый затвор с электроприводом имеет диск, выполненный из нержавеющей стали и вдавленный в седло с уплотнителем, что позволяет защитить не только сам прибор, но и протекающую по трубопроводу среду от негативного воздействия.

Преимуществом электропривода является также возможность использования самого доступного для потребителя вида энергии, а его недостатком выступает сложность при обеспечении защиты труб от коррозии.

Поворотный дисковый затвор с электроприводом часто используется в приточной вентиляции, отопительных системах, горячем водоснабжении и в других отраслях как запорное или автоматическое устройство для регулирования технологических процессов.

Преимущества

К преимуществам таких дисковых механизмов можно отнести:

  • небольшой вес;
  • малую длину;
  • отличную герметичность при перекрытии потока среды;
  • отсутствие контакта корпуса прибора с рабочей средой;
  • отсутствие необходимости в дополнительном уплотнении всех соединений;
  • возможность применения в открытых и закрытых системах горячего и холодного водоснабжения при температуре от -20 до +120 градусов.

При этом дисковый поворотный затвор с использованием электропривода является очень простой, но надежной конструкцией.

Сам привод устанавливается непосредственно на данную запорную арматуру и снабжен внутренним подогревом, что исключает появление конденсата внутри его корпуса. Кроме того, он имеет собственный термостат двигателя, защищающий от перегрузки.

Межфланцевое соединение

К трубопроводу дисковый поворотный затвор присоединяется с помощью фланцев. При межфланцевом типе присоединения на краях трубопроводной арматуры располагаются отверстия, а на краях труб - фланцы определенного размера.

Для соединения арматуры применяются шпильки, которые проходят через оба фланца и в то же время через корпус запорной арматуры. Такое соединение отличается высокой прочностью и при этом не утяжеляет трубопровод.

Межфланцевое присоединение используется для дисковых запирающих механизмов, а также некоторых видов задвижек и клапанов. Оно позволяет обойтись без дополнительных уплотнений, так как фланцы находятся параллельно по отношению к друг другу и создают условия для свободного размещения данного механизма между ними.

Затворы AVK серии 756 подходят как для бесколодезной установки - т.е. засыпки грунтом, так и для установки в колодцах, камерах и т.д. Затворы являются двунаправленными, однако на затворах больших диаметров на корпусе отлита стрелка, указывающая рекомендуемое направление потока. AVK рекомендует устанавливать затворы в соответствии с указанным направлением потока.

ВАЖНО: До начала монтажа обязательно убедитесь, что затвор работоспособен. Для этого нанесите на резиновое уплотнение диска и седло нейтральную смазку, например, силиконовую. В случае отсутствия нейтральной смазки обильно пролейте затвор обычной водой при полуоткрытом положении диска, т.к. вода также является смазкой. После чего проведите один полный цикл открытия - закрытия. Данную операцию необходимо произвести до установки затвора на трубопроводе.

В случае обнаружения неисправностей необходимо уведомить об этом ближайшее представительство AVK в письменной форме. В уведомлении должно быть указано: наименование товара, дата и номер товарной накладной и договора поставки; основные недостатки, обнаруженные в товаре, а также количество товара ненадлежащего качества, при необходимости приложить фотоснимки.

В силу того, что затворы изготавливаются как точный прибор, не допускайте неправильного или небрежного обращения, в результате которого в затвор может попасть грязь.

В процессе монтажа затвора и его эксплуатации следует избегать применения излишнего усилия. Перед монтажом затвора удалите все упаковочные материалы, убедитесь в отсутствии мусора и грязи в трубопроводе и в самом затворе. Проведите осмотр рабочих частей, резинового уплотнения и убедитесь в отсутствии повреждений.

Затвор крепится к ответному фланцу болтами соответствующего диаметра (см. Табл.1). Рассверловка фланцевых отверстий выполнена по ГОСТ. Количество и расположение фланцевых отверстий для Р1М10 и Р1М16 может различаться. На это необходимо обращать внимание при выборе ответного фланца.
Затяжка болтов производится крест-накрест (см. Рис.1).


Таблица 1. Рекомендуемые диаметры болтов, момент затяжки, по ISO 7005-2

DN, мм Диаметр болтов Количество болтов
PN 10 PN 16 PN 10 PN 16
200 М 20 М 20 8 12
250 М 20 М 24 12 12
300 М 20 М 24 12 12
350 М 20 М 24 16 16
400 М 24 М 27 16 16
450 М 24 М 27 20 20
500 М 24 М 30 20 20
600 М 27 М 33 20 20
700 М 27 М 33 24 24
800 М 30 М 36 24 25
900 М 30 М 36 28 28
1000 М 33 М 39 28 28
1200 М 36 М 45 32 32
1400 М 39 М 45 36 36

На корпусе затвора в отливке указаны максимально допустимое давление, логотип изготовителя и использованный материал.
Перед монтажом затвора необходимо проверить маркировку на наклейке, которая находится в специальной рамке на корпусе, и убедиться, что указанные характеристики соответствуют условиям установки. Для упрощения прослеживаемое™ зарегистрируйте серийный номер и место расположения затвора.

Затворы А\/К серии 756 расчитаны на максимальную скорость потока до 7 м/сек. Не допускается уста¬новка на средах с более высокими скоростями потока. В случае несоблюдения этого условия, а также при регулировании расхода, на внутренних поверхностях могут появиться кавитационные поры.

При монтаже следует убедиться, что внутренний диаметр ответного фланца достаточен для полного от¬крытия затвора и не препятствует движению диска в крайних положениях. Расстояние между фланцами труб не должно затруднять монтаж затвора. Рекомендуется, чтобы ответные фланцы позволяли регулировать межфланцевое расстояние.

ВАЖНО: Затвор следует устанавливать на трубопровод в приоткрытом состоянии.

До окончательного завершения монтажа проверить работоспособность и герметичность системы под давлением (макс. давление 1.1 х Р1\1 -для закрытых затворов, и 1.5 х Р№ -для открытых, в соответствии с ЕЫ 593 (ЕЫ 1074).

Информация по рабочим моментам на открытие/закрытие, количеству оборотов для полного закрытия затвора, моментам настройки электропривода находится в таблице 2.

При работе затвора следует проверить следующее:
- уровень шума при прохождении жидкости через затвор не должен превышать 70 дб;
- отсутствие свиста в жидкостных линиях;
- отсутствие шума мелкой гальки и гравия, которые не должны присутствовать в потоке;
- отсутстиве механического шума от подвижных частей затвора / привода.

Примечание: Уровень шума (70-85 дб) можно понизить путем изолирования затвора. Шум свыше 85 дб может свидетельствовать о серьезной проблеме. Следует связаться с системотехниками для определения причины повышенного шума и устранения проблемы. Уровень шума также следует проверить при закрытии затвора.


Таблица 2. Моменты кручения и количество оборотов

Размер затвора сер. 756
DN, мм

Настройка момента на электроприводе, Н-м

(электропривод устанавливается на ISOредуктор)


(электропривод)
Максимальный момент кручения для закрытия
(ручное управление),
Н-м
Количество оборотов для открытия
(ручное управление)
Момент свободного кручения,
Н-м

Момент на разрыв,
Н-м

200 60 10 40 8,5 7 120
250 60 10 60 8,5 7 120
300 60*/100** 17,5 80 9,5 7 280
350 60*/100** 17,5 100 9,5 7 280
400 60*/100** 17,5 140 9,5 7 280
450 100*/120** 17,5 140 14***/21**** 7 280
500 100*/120** 17,5 140 14***/21**** 7 280
600 150 17,5 140 21 7 300
700 100 70 120 52 12 240
800 100 70*/87,5** 120 52*/78** 12 240
900 100 70*/87,5** 120 78 12 240
1000 100 87,5*/135** 120 78 12 240
1200 100 135*/180** 120 175,5*/176,25** 12 240

*** редуктор IP65, IP67

**** редуктор IP68

Устранение неисправностей

Протекание фланцевых прокладок может быть вызвано следующим:
- плохой центровкой затвора относительно центральной оси трубы;
- повреждением поверхности прокладки;
- фланцевые болты закручены с неверным моментом;
- разболтавшиеся прокладки (см. рекомендации поставщика).

Внутренние протекания закрытого диска могут быть вызваны следующим:
- необратимым повреждением уплотнительных поверхностей, вызванным инородными телами;
- эрозионным или кавитационным повреждением уплотнительных поверхностей;
- неправильной настройкой привода или редуктора, т.е. неверно заданным конечным положением диска.
Протекание вала может быть вызвано поврежденным или изношенным уплотнением. В этом случае следует обратиться к ближайшему представителю AVK.

Установка в камерах или помещениях

При установке затвора в камере или помещении управление осуществляется с помощью маховика. Маховик крепится к затвору с помощью входящей в комплект шпильки.
Допускается установка на горизонтальных, вертикальных трубопроводах, а также проходящих под углом к поверхности земли. Разрешенное положение затвора: валы затвора расположены параллельно земле, редуктор находится сбоку затвора (не сверху), шток редуктора ориентирован вверх или вбок (в случае установки на вертикальном трубопроводе).
Затворы с управлением от электропривода поставляются с уже настроенными концевыми и моментными выключателями. Проводить настройку на месте не требуется.
При монтаже затвора с электроприводом на вертикальном трубопроводе требуется установка опоры под электропривод.
При установке затвора с электроприводом обращайте внимание на степень защиты IP редуктора и электропривода для выбора корректных окружающих условий работы.

Бесколодезная установка

Для бесколодезной установки затвора AVK, кроме самого затвора Вам также понадобятся: удлинительный шпиндель AVK, опорная плита AVK типа Е81 и уличный ковер AVK.
При подготовке почвы в месте установки затвора следует руководствоваться инструкцией по прокладке трубопровода. При установке затвора может потребоваться строительство основания, особенно для затворов больших диаметров. Также важно обеспечить хорошую многослойную трамбовку грунта в месте установки.

При монтаже необходимо следить, чтобы удлинительный шпиндель был направлен вертикально вверх под углом 90" по отношению к затвору и уровню земли. Угловых отклонений не допускается, т.к. это может при­вести к поломке шпинделя. Рекомендуется применять удлинительные шпиндели телескопического типа. При использовании удлинительного шпинделя фиксированной длины просьба учесть, что в случае использования неправильного уличного ковера, поверхностные нагрузки передаются непосредственно на затвор.

  1. Соедините затвор с ответными фланцами трубопровода.
  2. Установите удлинительный шпиндель на затвор, для чего сдвиньте пластиковый кожух вверх, совместите крепежное отверстие на шпинделе с отверстием на штоке затвора.
  3. Зафиксируйте шпиндель на затворе с помощью вхоящей в комплект шпильки. Сдвиньте пла­стиковый кожух вниз до упора.
  4. Отрегулируйте длину телескопического шпинделя так, чтобы верхняя часть находилась на 5-7 см ниже уровня земли.
  5. Начинайте засыпать траншею грунтом до уровня «лапок» на шпинделе. Обязательно про­водите послойную трамбовку почвы. Может потребоваться досыпка грунта. При засыпке не используйте бульдозер, т.к. это может привести к смещению и поломке шпинделя.
  6. Установите опорную плиту на шпиндель так, чтобы «лапки» шпинделя прошли сквозь пазы в опорной плите. После чего поверните опорную плиту на 90°.
  7. Установите на опорную плиту уличный ковер AVK и произведите окончательную засыпку грунтом до верхней крышки и трамбовку. Ковер выдерживает нагрузку до 40 тонн и может устанавливаться на проезжих частях.

2. Эксплуатация

Конструкция затвора предусматривает максимально длительный срок эксплуатации, техническое обслуживание при этом не требуется.

Затвор закрывается поворотом штока по часовой стрелке, если в табличке на корпусе не указано обратного. Операция открытия-закрытия затвора осуществляется силами ОДНОГО человека. Увеличение размеров Т-образного ключа или приложение чрезмерных усилий может повредить затвор.

Если есть подозрения о внутренней или внешней утечке, следует незамедлительно поставить в известность ближайшее представительство AVK, получить информацию о необходимых мерах для ее устранения и строго следовать рекомендациям.

Затворы AVK не требуют технического ухода, однако, чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации, рекомендуется периодически проводить полное или частичное открытие-закрытие затворов, остающихся в закрытом или открытом положении на протяжении длительных периодов. Пожалуйста, помните, что управление не новыми затворами может быть иногда затруднено.

Варианты управления дисковыми поворотными затворами AVK

необходимо проверить внутренние диаметры фланцев трубопровода.
Для исключения повреждения поворотного диска затвора, размер внутреннего диаметра фланца должен быть не менее:

DN, мм 50 65 80 100 125 150 200 250 300 400 500 600 800
D1, мм 38 55 70 90 120 138 190 245 290 380 470 560 700

DN - условный диаметр устанавливаемого затвора. D1 - размер внутреннего диаметра фланцев.

1.Конструкция затвора исключает необходимость применения дополнительных уплотнений по фланцам. (Рис. 1)

2.При монтаже не допускается использовать межфланцевые уплотнения!

3.Перед монтажом проверить, чтобы диск затвора был обязательно повернут от закрытого положения на 10° - 15°. Установка затвора при закрытом положении диска приводит к значительным напряжениям в резиновом вкладыше, что в свою очередь увеличивает крутящий момент, необходимый для открытия затвора, и уменьшает срок службы резинового вкладыша. (Рис. 2)

4.При установке затвора на трубопровод необходимо, чтобы магистральные фланцы были приварены без перекосов.

5.Для монтажа затвора необходимо использовать резьбовые шпильки или болты ГОСТ 7798-70.

2. Установка затворов дисковых на трубопровод

  1. Установить затвор между фланцами, вставить стяжные шпильки, отцентровать затвор между фланцами, произвести предварительную затяжку стяжных шпилек гайками.
  2. Выставить затвор с фланцами по оси трубопровода.
  3. Прихватить сваркой фланцы к трубопроводу.
  4. Извлечь затвор из межфланцевого пространства. Внимание: категорически запрещается производить приварку фланцев к трубопроводу, когда затвор посажен между фланцами, т. к. могут иметь место повреждения уплотнительных поверхностей вкладыша. (Рис. 3)
  5. После удаления затвора произвести окончательную приварку фланцев, затем дать узлу охладиться.
  6. Проверить монтажное положение диска затвора: диск должен быть открыт на 10° - 15°.
  7. Осторожно и равномерно (по перекрестной схеме) произвести ручную затяжку стяжных шпилек. Обратить внимание на то, чтобы фланцы при этом сохраняли соосность и параллельность друг другу.

Рис. 3

При наличии монтажных вставок

  1. Установить между фланцами, вставить стяжные шпильки, произвести предварительную затяжку стяжных шпилек гайками.
  2. Выставить монтажную вставку с фланцами по оси трубопровода.
  3. Приварить фланцы к трубопроводу, дать узлу охладиться.

Извлечь монтажную вставку из межфланцевого пространства

На эксплуатирующемся трубопроводе:

  1. Проверить расстояние между фланцами, при необходимости раздвинуть фланцы в размер, превышающий строительную длину затвора на 10-20 мм, используя для этого подручные приспособления. (Рис. 4)
  2. Проверить монтажное положение диска затвора: диск должен быть повернут от закрытого положения на 10°-15°.
  3. Посадить затвор на свое место, отцентрировать его, вставить стяжные шпильки, пропустив их через отверстия во фланцах трубопровода и корпусе затвора.
  4. Открыть проходное отверстие затвора до конца, повернув диск в положение «ОТКРЫТО».
  5. Осторожно убрать подручные приспособления, которыми раздвигали фланцы и затем равномерно (по перекрестной схеме) произвести ручную затяжку стяжных шпилек. Обратить внимание на то, чтобы фланцы при этом сохраняли соосность и параллельность друг другу.
  6. Медленно закрывая затвор, убедитесь в свободном перемещении выступающей части диска в трубопроводе.
  7. Открыв затвор, произведите окончательную затяжку стяжных шпилек по перекрестной схеме.

Демонтаж затворов

  1. Проверить положение диска в проходном отверстии затвора и, при необходимости, изменить его таким образом, чтобы диск был повернут на 10° - 15° в монтажное положение.
  2. Отвернуть гайки стяжных шпилек, извлечь шпильки из отверстий фланцев и корпуса.
  3. Используя подручные приспособления, раздвинуть фланцы и извлечь затвор.

Дисковый фланцевый затвор относится к разряду запирающей арматуры, которая используется в трубопроводах. Его отличие от других элементов системы заключается в конструкции – основной частью механизма является диск, при движении перекрывающий водяной поток. Дисковые затворы очень популярны из-за своего длительного срока эксплуатации, а также способности работать в агрессивных средах. Даже резиновый уплотнитель стойко переносит воздействие кислот и щелочей.

Основные преимущества:

  • Компактные размеры. Соответственно меньшая трата усилий во время монтажа.
  • Небольшой вес. Не создаёт проблем при транспортировке и установке изделия. Также оказывает меньшее воздействие на трубопровод в дальнейшем.
  • Для установки не требует большого пространства. Возможен монтаж в неудобных и стеснённых условиях.
  • Обеспечивает надёжное и герметичное перекрытие системы за короткий промежуток времени.
  • Простота конструкции. Не требует особенных знаний, достаточно только правильно произвести монтаж.
  • Относительная безопасность системы, так как отсутствует давление.
  • Длительный срок эксплуатации. При условиях проведения технического обслуживания и своевременного ремонта.
  • Доступная ценовая политика, которая становится более низкой с дальнейшим усовершенствованием системы.

Основным недостатком устройства является невозможность использования его в системах с высоким давлением. В остальном, дисковый фланцевый затвор полностью оправдывает затраченные на него средства. Не требует частого технического обслуживания, обладает простой конструкцией, что упрощает проведение ремонта.

Что необходимо знать при монтаже фланцевых затворов

При установке дискового фланцевого затвора следует знать перечень основных правил:

  • Перед началом монтажа следует сверить диаметр фланцев и диаметр самого затвора. Эти две величины должны совпадать, разность диаметров может привести к некорректной работе системы и возникновению поломки.
  • Подготовительным периодом является тщательное удаление ржавчины, окалины и мусора с внутренней поверхности трубопровода. Это позволяет обеспечить лучшую сцепку системы. Также данный мусор может повредить манжету при эксплуатации.
  • Устанавливая любую разновидность дискового затвора, никогда не используют прокладки.
  • Начиная монтаж, следует немного приоткрыть диск затвора. При этом диск не должен пересечь линию корпуса устройства.
  • Во время затяжки болтов, которые соединяют фланцы и корпус, данную операцию следует производить равномерно. Иначе, неправильное затягивание может привести к повреждению резьбы или перекосу поверхности.
  • После монтажа устройства следует проверить его работоспособность. Диск должен свободно переходить из закрытого, в открытое положение, и наоборот.

Несколько вариантов монтажа

Установка дисковых затворов не всегда происходит на открытом пространстве, поэтому следует знать различные варианты монтажа.

  • Приваривание монтажной вставки. Данный способ установки является самым безопасным и чаще всего используется специалистами. Между фланцами устанавливается специальная монтажная вставка, которая фиксирует конструкцию во время монтажа. Далее следует процесс приваривания фланцев к трубопроводу. После того, как фланцы надёжно закреплены, монтажную вставку удаляют, а на её место устанавливают дисковый затвор.
  • Приваривание готового трубопровода, с уже закреплённым затвором. Используется, если система не позволяет воспользоваться вышеописанным способом. Обрезки труб (не менее двух диаметров затвора) приваривают к фланцам. Затвор, посредством болтов, стягивают между фланцами в единую конструкцию. Все операции производятся согласно инструкции от производителя. Далее обрезки труб приваривают к основному трубопроводу. Неудобство заключается в большом количестве сварных швов.
  • Приварка фланцев с установленным затвором. Монтаж похож на первый способ, только вместо монтажной вставки используется дисковый затвор, наживлённый на болты. Следует помнить, что конструкцию нельзя затягивать полностью, так как после первоначальной приварки фланцев, затвор следует извлечь и произвести полную сварку. После чего можно осуществлять окончательный монтаж механизма. Данный метод требует определённых навыков, так как во время первоначального прихватывания фланцев, может пострадать седловой уплотнитель.

Выбирать один из вышеописанных методов следует исходя из ситуации и навыков бригады, которая занимается монтажом. Но основным критерием выбора является место, где будет расположен дисковый фланцевый затвор.

Где обыкновенно устанавливается дисковый затвор

Чаще всего затворы монтируются в самом начале системы. Там, где при необходимости можно быстро перекрыть подачу воды, или любой другой эксплуатируемой среды. Установка данного элемента системы возможна и при ответвлениях трубопровода. Несколько затворов используется если трубопровод имеет большие масштабы. При установке затвора в любую систему, следует знать его технические характеристики. Мощность потока может быть очень большой, это приведёт к установке более подходящего оборудования.

Также дисковые затворы монтируют непосредственно перед потребителем. Это позволяет обеспечить быстроту отключения системы, в случае несоблюдения договорённостей потребителем. Ремонт и техническое обслуживание системы производится тем, кто устанавливает элемент.

Непосредственно на трубопроводе фланцы должны располагаться параллельно друг другу, на заранее определённом расстоянии. Между ними должен свободно проходить затвор. Такая установка обусловлена последующим удобством при техническом обслуживании и ремонте.

Если затворный элемент эксплуатируется в агрессивной среде, то его следует устанавливать под небольшим углом. Лучше всего горизонтально. Тогда не происходит засорение системы крупным мусором и другими веществами.

Дальнейшая эксплуатация устройства

Правильная установка затвора, следуя инструкциям и рекомендациям, приведёт к повышению его срока эксплуатации и снизит процент неожиданных поломок. Помимо правильности установки также следует тщательно подбирать устройство. Дисковые затворы различной величины рассчитаны на определённый поток воды. Если не рассчитать параметры, то возникновение скорых и частых поломок неизбежно.

Открытие и закрытие затвора производится плавно, без приложения чрезмерных усилий. Для этого используют:

  • Рукоятки различной величины.
  • Редукторы.
  • Приводы.

Вся продукция должна поставляться в комплекте с затвором. Если осуществлять перекрытие системы резко, то это повышает вероятность возникновения гидравлического удара. Особенно это опасно в больших системах, где напор воды протекает в чрезмерных количествах.

Особое внимание механизму уделяют при резких перепадах температуры. В холодную пору на детали и корпус следует нанести тонкий слой специальной смазки, которая препятствует замерзанию и коррозии.

Техническое обслуживание, ремонт и хранение

Техническое обслуживание затворов проводят не менее одного раза в полгода. Ремонтные работы – по результатам технического обслуживания, или при внезапной поломке.

Комплекс процедур начинается с внешнего осмотра изделия. При явных повреждения корпуса, сварных швов или фланцев, данные элементы должны быть заменены. Также следует обращать внимание на появление коррозии. Проблемные участки необходимо зачистить с помощью наждачной бумаги и обработать антикоррозийным веществом.

Основное внимание следует уделять качеству болтовых соединений. Обязательна подтяжка болтов и их замена, в случае повреждения резьбы. Подтяжку следует осуществлять согласно инструкции по эксплуатации изделия, которая поступает вместе с затвором от производителя.

Не менее чем один раз в год необходимо проверять качество седлового уплотнения. К частым поломкам данного элемента относятся:

  • Растрескивание основание. Происходит по причине природного износа материала. Требует немедленной замены.
  • Низкая эластичность уплотнения. Как и предыдущая проблема, низкая эластичность проявляется из-за износа. Отображается на работе устройства – затвор не полностью перекрывает эксплуатируемую среду. Такой материал не стоит оставлять на своём штатном месте, лучше заменить.
  • Отсутствие силиконовой смазки. Такое возможно из-за низкого качества смазки. Уплотнитель заменять не следует, достаточно нанести новый слой силикона.

По окончанию технического обслуживания в обязательном порядке проводят тестирование системы на герметичность. При низких показателях необходимо искать и устранять неисправность.

Хранение изделия обязательно должно происходить в тёплом помещении. Лучше всего использовать заводскую упаковку или плотный полиэтилен. Также может подойти одинарный слой промасленной бумаги. При продолжительном пребывании в сырой среде, на корпусе затвора возможно появление коррозии. От таких условий может пострадать целостность седлового уплотнения.

    • Обязательны к выполнению " "
    • Перед началом монтажа примите во внимание опасные жидкости или газы в системе т.е.- что за среды находятся в системе сейчас или находились в прошлом. Примите во внимание пожаро- и взрывоопасные, вредные для здоровья и т.п. среды а также критические температуры для таковых (температуры фазовых переходов, разложения и т.д.).
    • Перед началом монтажа примите во внимание опасности места работы. т.е. - взрывоопасность, недостаток кислорода (работа в резервуарах, колодцах и т.п.), вредные и опасные газы, критические температуры, очень горячие и очень холодные поверхности, опасность пожара, опасный уровень шума, движущиеся машины и механизмы и т.д. Обязательно учтите влияние Ваших работ на систему в целом, т.е. не будет ли какое-нибудь Ваше действие, такое как перекрытие трубопровода или открытие байпаса опасным для всей системы или кого-нибудь из персонала. Следует учитывать опасность осечки предохранительных, дыхательных или воздушных клапанов, а также датчиков систем управления и защиты. При закрытии/открытии запорных клапанов остерегайтесь гидроударов. Убедитесь, что рабочее давление не подается в зону работ и находится под контролем систем и устройств защиты. Не забывайте, что точки отключения должны быть под контролем во избежание несанкционированного ошибочного включения до окончания работ. Никогда не рассчитывайте на 100% что система не находится под давлением, даже если манометры показывают, что система не под давлением. Всегда предусматривайте необходимое время для остывания системы до/после работ.
    • Перед началом работ убедитесь, что у Вас есть все необходимые инструменты, расходные материалы и запасные части. Используйте только оригинальные запчасти ABRA. Убедитесь, что Вы и другие снабжены и используют необходимое защитное снаряжение для защиты от вредных, опасных, ядовитых веществ, химикатов, высоких/низких температур, радиации, шума, падающих объектов, повреждений глаз и других частей тела.
    • При установке затвора поворотного дискового чугунного "насухую" в трубопроводе сила трения резины о металл не всегда позволяет полностью закрыть его при помощи разумных усилий вручную. Если Вам необходимо закрыть затвор "насухую", следует смочить поверхности трения.
    • Затворы поворотные дисковые чугунные ABRA должны использоваться строго по назначению в соответствии с рабочими параметрами, указанными в технической документации
    • Для своевременного выявления и устранения неисправностей необходимо периодически подвергать поворотный затвор ABRA осмотру и проверке. Осмотр производится в соответствии с правилами и нормами, принятыми на предприятии, эксплуатирующем затворы.
    • Указания мер безопасности.
      • К монтажу, эксплуатации и обслуживанию затворов поворотных дисковых чугунных ABRA допускается персонал, прошедший соответствующее обучение по устройству затворов, правилам техники безопасности, требованиям настоящего технического описания, и имеющий навыки работы с запорной арматурой.
      • Обслуживающий персонал, производящий регламентные работы, разборку, сборку и ремонт затвора поворотного дискового чугунного ABRA, должен пользоваться исправным инструментом, иметь индивидуальные средства защиты и соблюдать требования пожарной безопасности.
      • Для обеспечения безопасной работы затвора поворотного дискового чугунного категорически запрещается:
        - использование затвора поворотного дискового чугунного ABRA на рабочие параметры, превышающие указанные в данном техническом описании;
        - эксплуатация затворов поворотных дисковых чугунных ABRA при отсутствии эксплуатационной документации;
        - производить опрессовку трубопровода давлением выше рабочего при закрытом диске затвора поворотного дискового чугунного ABRA;
        - разбирать поворотный затвор ABRA, находящийся под давлением;
      • Во избежание травм, неисправностей оборудования, падений, ударов и прочих повреждений запрещается поднимать затворы поворотные дисковые чугунные за штурвал, привод или редуктор.
      • рекомендуется устанавливать фильтр механической очистки по направлению потока среды до затворов поворотных дисковых чугунный ABRA.
    • Порядок установки
      • Выбор фланцев: Монтаж поворотных затворов следует производить между фланцами плоскими или воротниковыми (ГОСТ 12821-80 исполнения 1, рядов 1 и 2 по ГОСТ 12815-80 = Тип 11 Исполнение A и B по ГОСТ 33259 / ГОСТ Р 54432), а не "только между воротниковыми", как у других производителей дисковых поворотных затворов. Монтаж поворотных затворов между фланцами воротниковыми не требует от монтажников особой квалификации, а требует только аккуратного следования данной инструкции. Монтаж между фланцами " плоскими" (ГОСТ 12821-80; ГОСТ 33259 / ГОСТ Р 54432 Тип 01, 02, 03, 04, 21, исполнения только A и B) возможен, если монтажники имеют достаточную квалификацию и опыт (хотя и не требует никаких особенных навыков).
      • Использование фланцев с внутренним диаметром меньше номинального диаметра затвора может привести к блокировке диска, что в свою очередь вызовет серьезное повреждение диска поворотного затвора (рис. 1). Для фланцев изготовленных согласно стандартам указанным в таблице выше и затворов ABRA при правильной установке такой неприятности не случится.
      • В случае использования фланцев с внутренним диаметром больше номинального диаметра затвора фланцы не будут полностью закрывать седловое уплотнение, что может привести к повреждению и деформации седлового уплотнения (рис. 2).
      • Перед началом монтажа важно убедиться, что внутренний диаметр фланцев соответствует номинальному диаметру дискового поворотного затвора (рис. 3)
      • Фланцы должны располагаться плоскопараллельно по отношению друг к другу на расстоянии, обеспечивающем свободное (без лишних усилий) размещение между ними затвора.
      • При установке дисковых поворотных затворов прокладки не используются.
      • Перед монтажом необходимо очистить (продуть) трубопроводы от грязи, песка, окалины

      • Установка затворов с вертикальным штоком строго не рекомендована. Это связано с практически обязательным наличием мусора, песка, окалины и прочей грязи в трубах инженерных систем РФ и СНГ.
      • Для уменьшения износа седлового уплотнения и, в целом, увеличения срока службы, поворотный затвор рекомендуется устанавливать в горизонтальном положении штока (±30 °), особенно при применении затворов в средах, содержащих абразивные частицы, т.к. для затворов любых производителей, при установке затвора штоком вертикально, характерен повышенный износ уплотнения внизу возле штока. Это связано с отложением абразивных частиц в нижней части затвора, возле оси штока.
      • Перед установкой необходимо произвести осмотр уплотнительных поверхностей фланцев. На них не должно быть забоин, раковин, заусенцев, а также других дефектов поверхностей.

      • Перед началом монтажа диск поворотного затвора необходимо немного приоткрыть, но так, чтобы диск не выходил за корпус дискового поворотного затвора (рис. 4).
      • Отцентрируйте поворотный затвор и слегка закрутите болты (шпильки), но не затягивайте их. Откройте диск поворотного затвора до положения «полностью открыто» (рис. 5).
      • Затяните болты (шпильки) так, чтобы фланцы и корпус (металлическая часть) затвора соприкасались. Фланцевые соединения следует затягивать равномерно в три или даже четыре прохода, последовательностью «крест-накрест». . Затяжка болтов на межфланцевых соединениях должна быть равномерной по всему периметру. Медленно закройте и откройте дисковый поворотный затвор. Если установка затвора была проведена правильно, затвор должен свободно открываться и закрываться (рис. 6).
      • При снижении фиксирующей нагрузки во фланцевом соединении в результате релаксации в прокладке или крепеже или в случаях, когда технологический процесс является выражено циклическим по температуре или давлению, может понадобится дополнительная подтяжка соединения через некоторое время после начала эксплуатации.
      • Варианты монтажа фланцев:
      • 1) Использование монтажной вставки. В данном случае приварка фланцев к трубопроводу осуществляется с помощью установленной между фланцам монтажной вставки. После окончательной приварки фланцев вставка изымается и вместо нее устанавливается затвор. Это рекомендуемый (самый безопасный) способ установки.
      • 2) Врезка части трубопровода с уже установленным затвором. Вне трубопровода осуществляется приварка двух частей трубы к фланцам (длина частей привариваемой трубы должна иметь длину не меньше, чем два диаметра затвора). Далее затвор стягивается между полученными заготовками в соответствии с инструкцией по монтажу, и вся конструкция устанавливается в трубопровод, после чего происходит окончательная приварка.
      • 3) Точечная фиксация фланцев с установленным затвором. Затвор устанавливается между фланцами (но не затягивается полностью) вне трубопровода, затем производится точечная приварка (прихватка) фланцев к трубопроводу, после чего затвор обязательно вынимается из фланцев и производится окончательная приварка фланцев. После этого осуществляется монтаж затвора. Данный метод является наиболее сложным (самым опасным) и требует высокой квалификации монтажной бригады, в противном случае седловое уплотнение затвора может быть повреждено при сварке.
    • Особенности монтажа дисковых поворотных затворов с электроприводом
      1. Перед установкой задвижки в трубопроводе необходимо настроить привод и затвор на совместную работу в соответствии с инструкцией завода-изготовителя электропривода:
        1. проверить монтаж или смонтировать привод с затвором;
        2. при монтаже затвора с приводом в любом положении, отличном от вертикального, привод должен иметь собственные опоры;
        3. установка привода под затвором строго не рекомендуется;
        4. настроить концевые выключатели и ограничители хода для положений «открыто» и «закрыто», седло при этом следует покрыть силиконовой смазкой во избежание работы "насухую";
        5. произвести несколько циклов пробного открытия-закрытия затвора с помощью ручного дублера;
        6. если при открытии от ручного дублера затвор открывается-закрывается нормально, произвести подключение к сетям питания и управления и произвести несколько циклов пробного открытия-закрытия с помощью электропривода. Только после выполнения указанных операций, если затвор с приводом функционируют нормально, допускается приступить к монтажу затвора на трубопроводе.
    • Правила хранения.
      • До монтажа затворы поворотные дисковые чугунные ABRA должны храниться в складских помещениях или под навесом, защищающих их от загрязнения, прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, обеспечивающих сохранность упаковки, исправность в течение гарантийного срока.
      • При длительном хранении затвора поворотного дискового чугунного ABRA необходимо периодически (не реже 2-х раз в год) осмотреть, удалить наружную грязь и ржавчину, при необходимости обработать седловое уплотнение силиконовой смазкой - спреем.
      • После продолжительного хранения следует произвести ревизию на предмет видимых разрушений, растрескивания или потери эластичных свойств седлового уплотнения затвора.
      • Запрещается использовать поворотные затворы имеющие видимое растрескивание седловых уплотнений.
      • Для хранения при отсутствии заводской упаковки поворотные затворы следует упаковать в плотную промасленную бумагу или полиэтиленовую упаковку достаточной толщины.
      • После длительного хранения при необходимости следует провести дополнительный тест на герметичность и работоспособность под давлением.
    • Транспортировка.
      • Хранение и транспортировка должна осуществляться без ударных нагрузок при температуре: -40…+65 °С.
      • Условия транспортировки и хранения по группе Ж1 ГОСТ 15150-69 .
      • Затворы поворотные дисковые чугунные ABRA транспортируются в таре по ГОСТ 2991-85 и раскрепляются от возможных перемещений. Допускается транспортировка без упаковки, при этом рекомендуется маховик снимать во избежание поломки.
      • При подъеме, погрузке и разгрузке затвор поворотный дисковый чугунный ABRA должен находиться в горизонтальном положении во избежание повреждений.
    • Регламентные работы.
      • Периодически, не реже одного раза в месяц, производить контроль в рабочем состоянии:
        - внешний осмотр;
        - проверку герметичности мест соединения относительно внешней среды.
    • Гарантийные обязательства.
      • Гарантийный срок при соблюдении потребителем правил транспортировки, хранения, монтажа и эксплуатации устанавливается 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с момента продажи.
      • Все вопросы, связанные с гарантийными обязательствами обеспечивает предприятие-продавец.
Loading...Loading...