Перерасчёт платы за коммунальные услуги. Какой период учитывается при перерасчете за горячую воду ненадлежащего качества

Жители одного из домов уже несколько месяцев борются с управляющей компанией из-за некачественной услуги. В некоторых квартирах, из кранов, вместо горячей, течет чуть теплая вода: «С ноября месяца температура горячей воды не соответствует норме (20°, даже и двадцати не бывает иногда). И поэтому мы страдаем, не помыться, не посуду не вымыть. В домоуправление заявок сколько давали, в домоуправление сама ездила, заявление писала. Приходили, замеряли воду. И ничего. Все без изменения».

В норме температура горячей воды в жилых домах должна быть не менее 60-70 градусов. Но даже после длительного слива, сегодня горячая вода в квартире прогрелась лишь до 38 градусов. Совет дома в очередной раз решает составить акт о предоставлении некачественной услуги и требовать от управляющей компании принятия срочных мер и перерасчета.

К этой проблеме мы возвращаемся очень часто, т. е. мы не успеваем ее решить, как она снова появляется. Вроде бы откликается управляющая компания на наше актирование, заявление, либо заявки в диспетчерскую службу. Тем не менее, работы они проводят, и проблемы снова возникают буквально через два-три дня.

Сейчас мы будем добиваться перерасчета по данной квартире, в которой сегодня составляли акты. По существующим нормам, жильцы не обязаны оплачивать некачественные услуги ЖКХ.

Долго нет горячей воды, холодно в квартире, не выполняется уборка в подъезде, не вывозится мусор: если знать куда обращаться и как действовать в данных ситуациях, можно получить перерасчет.

Специалисты службы жилищного просвещения разработали алгоритм действий собственника, в случае оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Давайте разберем с вами предоставление ненадлежащего качества как коммунальной услуги, так и жилищной услуги. Начнем с коммунальной услуги. Что потребитель должен сделать?

Первое — это позвонить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, которая исполнителем заявлена в договоре управления.

Сообщение о такой проблеме может быть сделано в письменной форме или устно (в т. ч. и по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

Они обязаны вести журнал регистрации вот этих обращений. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта проверки качества этой коммунальной услуги, не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении. По результатам проверки, составляется акт, который подписывается потребителем или его представителем и исполнителем.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, любой участник вправе инициировать проведение экспертизы.

Если исполнитель не проводит проверку в установленный срок, а также если человек просто не может дозвониться до диспетчерской службы и сообщить о нарушениях, потребитель вправе составить акт проверки качества коммунальных услуг в отсутствие представителя коммунальной организации.

Бывают такие ситуации, что исполнитель и потребитель не пришли к единому решению относительно качества, скажем, по отоплению. Пришли. Потребитель говорит: «Холодно, я мерзну!», ходит в валенках, в ушанке. А исполнитель приходит и говорит: «Да нет, все хорошо, у тебя 21 градус, все нормально», это твои ощущения дискомфортные.

Тогда определяется новая дата и время оценки качества, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей.

И по результатам повторной оценки, составляется акт. В акте о предоставлении коммунальных услуг указывается нарушение параметров качества, время, дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Этот акт является основанием для проведения перерасчета размера платы за данную коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств. Такая у нас тоже возможность есть.

Причем интересно то, что после составления акта предоставления услуг (мы сейчас говорим про коммунальные услуги), потребитель вправе обратиться с письменным заявлением об изменении размера оплаты к ответственному лицу даже в течение шести месяцев.

Если, все-таки, исполнитель отказывается возмещать и как-то реагировать, тогда у нас остается право обращения в суд.

У нас составлена таблица, где как раз алгоритм весь прописан.

То есть три ситуации:

  • Факт подтверждается исполнителем;
  • Спор;
  • Не подтверждается факт.

Что касается некачественного предоставления жилищных услуг. Алгоритм действий по актированию такой же, как и с коммунальными услугами, но есть небольшие нюансы.

У нас принят общим собранием собственников перечень (минимальный перечень услуг), который мы и можем требовать исполнения по договору управления с исполнителя.

Если собственник подозревает, что его права по получению жилищных услуг нарушены, то первоначально ему следует обратиться опять же в управляющую организацию с целью составления акта.

Пришли к вам, стали смотреть. Факт подтверждается, составляем акт. Управляющая говорит: «Ой, да у нас уборщица болела, поэтому мы не могли сделать». Тогда обговаривается дата, до которой должен быть выполнен этот объем работ. И на этом разошлись, подписали акт.

Но если представитель управляющей организации не захотел подписывать акт (он вышел, он назвался, но не подписывает), тогда в присутствии двух потребителей-соседей как свидетелей пишем, что представитель управляющей организации отказывается от подписания акта. Это тоже будет основанием не считать акт недействительным.

Если по истечении данного срока исполнитель все-таки не выполнил свое обязательство, тогда составляется повторно акт. Также уведомляется исполнитель.

Управляющие организации выполняют перерасчеты оплаты за ЖКУ по собственной инициативе, по требованию жильцов обслуживаемого дома или предписанию контролирующих органов. Это непростая процедура, в которой много тонкостей и неочевидных моментов. В статье мы соберем всю необходимую информацию, которая поможет УК без ошибок провести перерасчеты, а также правильно оформить их.

Читайте в статье:

В этом же постановлении прописаны требования к объемам и качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Процедурные вопросы, связанные с перерасчетом услуг ЖКХ, находятся в ведении управляющей компании, ТСЖ или ЖСК, в зависимости от формы управления, выбранной жильцами дома.

Когда возможен перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ за отопление и другие услуги

Перерасчет за услуги ЖКХ возможен как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения стоимости услуг.

Смотрите фрагмент бесплатного вебинара для наших подписчиков на тему "Распространенные ошибки в общении с жителями: практика, советы и примеры"

Согласно положению, регулирующему порядок перерасчета квартплаты и платы за услуги ЖКХ, такой перерасчет возможен в следующих случаях:

  • если в квартире определенное время никто не проживает или проживает меньшее количество человек по сравнению с тем, за которое рассчитывается квартплата. Важно, чтобы длительное отсутствие жильцов было подтверждено документально;
  • если семья получила субсидию (в случаях, когда доход на одного члена семьи не превышает уровень прожиточного минимума), плата за коммунальные услуги может быть снижена. Малообеспеченные граждане иногда платят за ЖКХ всего 6,33 % от своего дохода;
  • если услуги предоставлялись не в полном объеме, или они были ненадлежащего качества. К примеру, вы можете получить перерасчет за ржавую воду из крана или не вывезенный вовремя мусор.

Перерасчет за услуги ЖКХ предоставляется только по следующим статьям: вывоз мусора, водоснабжение и канализование, газоснабжение, нагрев воды. Отопление и услуги ЖЭКа или ТСЖ всегда оплачиваются в установленном объеме.

Обслуживающая многоквартирный дом УК не может отказаться провести перерасчет, если у заявителя имеются необходимые для него основания. От потребителя в таком случае надо требовать подачи письменного заявления. Заявку на перерасчет он должен подать до того, как временно покинет жилище, либо не позже тридцати дней после своего возвращения. Несоблюдение этого условия управляющая организация может использовать в качестве правомерной причины для отказа в пересчете оплаты.

После принятия заявления у УК есть пять рабочих дней на то, чтобы произвести перерасчет. Срок временного отсутствия жильцов при написании обращения не должен составлять более полугода. Если управляющая организации на протяжении шести месяцев производит перерасчеты, а квартира продолжает пустовать, то от собственников нужно потребовать повторную подачу заявления.

Любые основания, по которым может быть предоставлен перерасчет услуг ЖХК, должны быть документально подкреплены. В противном случае вам не удастся сдвинуть дело с мертвой точки.

Для управляющей организации любой перерасчет является ответственным моментом, затрагивающим один из главных аспектов ее работы – расчеты с потребителями и поставщиками коммунальных ресурсов. Именно поэтому она должна внимательно изучать предъявляемые документы. Как уже было сказано, помимо заявления от жильца необходимо получить бумаги, подтверждающие указанный срок его отсутствия. Если такие документы не предоставляются или они не подтверждают прописанную в заявлении продолжительность отсутствия, то у УК появляется право начисления платы за ЖКУ в полном объеме.

В таких ситуациях между управляющими компаниями и жильцами нередко возникают конфликтные ситуации. Если собственник квартиры настаивает на необходимости перерасчета и несвоевременно или не в полном объеме оплачивает коммунальные услуги, то в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ его можно оштрафовать. Естественно, УК перед этим нужно подготовить четкое обоснование своей позиции. Неподачи необходимых для перерасчета бумаг здесь будет вполне достаточно.

Ситуаций, дающих право на пересчет оплаты ЖКХ, существует достаточно много. Этим объясняется разнообразие подтверждающих документов, которые может принести в УК заявитель. При проверке данных бумаг специалистам управляющей компании нужно знать, что на них обязательно ставится подпись уполномоченного лица выдавшей организации. Кроме этого, должна быть печать, дата выдачи и регистрационный номер. Исключение касается только проездных билетов. Если заявитель приносит копию билета, то она обязательно должна быть заверенной. Проездной документ может быть электронным. В таком случае от жильца нужно требовать предоставления распечатки.

Некоторые потребители прикрепляют к заявлению документы, составленные на иностранном языке. Законодательство не обязывает УК заниматься переводами таких бумаг и нести из-за этого дополнительные расходы. В данном случае нужно требовать от жильца предоставлять бумаги в переведенном на русский язык виде.

Заверенными должны быть копии не только билетов, но и любых других документов, которыми подтверждается продолжительность отсутствия жильцов. Потребитель может принести в управляющую организацию одновременно и оригинал, и ксерокопию. В таком случае работник УК сверяет бумаги и при отсутствии расхождений ставит на копии отметку о подлинности. Оригинал возвращается заявителю.

У управляющей компании при обработке документов, прикладываемых к заявлению на перерасчет оплаты за ЖКХ, есть право на следующие действия:

  • копировать для себя любые бумаги, полученные от потребителя;
  • осуществлять проверку их подлинности;
  • проверять, насколько полно в документации раскрыта необходимая информация.

Если жилец подает заявление на перерасчет до своего отъезда, то скорректированный счет за жилищно-коммунальные услуги формируется в процессе его отсутствия. При подаче бумаг после возвращения это делается в очередном платежном документе.

Для каждого вида услуг ЖКХ предусматриваются собственные нормы качества .

  • Водоснабжение считается качественным, если горячая вода имеет температуру не меньше 60-70 0 С днем и 30 0 С ночью (с полуночи до пяти утра), если потребитель не имеет претензий к жесткости, цвету, содержанию реактивов, которые применяются на фильтровальной станции при очистке. Также нормативам должно соответствовать давление в системе.
  • Электроснабжение считается качественным, если поставщик, обеспечивающий квартиры электричеством, соблюдает установленные нормативы силы тока и напряжения. Перечень допустимых отклонений закреплен в соответствующем ГОСТе.
  • Газоснабжение считается качественным, если поставляемый газ соответствует установленным физико-химическим показателям: давление в диапазоне 0,0012-0,003 МПа с отклонением от нормы не больше 0,0005 МПа.
  • Отопление считается качественным, если температура в помещении достигает установленных значений.
  • Корректировка размера платы за отопление при централизованной системе теплоснабжения

Речь идет именно о температуре воздуха, а не о температуре батарей и воды в них. В жилых комнатах воздух должен нагреваться до +18-20 0 С, в санузле – до +25 0 С, в кухне – до +18 0 С.

В угловых комнатах, две стены которых выходят на улицу, температура не должна быть ниже +20 0 С.

Даже самое незначительное отклонение от нормативных показателей позволяет требовать перерасчета услуг ЖКХ.

Перерыв в поставке коммунальных услуг также является основанием для снижения размеров оплаты. Перерывом считается:

  • отсутствие газа в системе дольше четырех часов в течение 30 дней;
  • отсутствие электроэнергии в течение более чем двух часов (если поставщик имеет один источник питания) или дольше суток (если таких источников два);
  • отсутствие отопления при температуре в помещении ниже +8 0 С (теплоснабжение можно отключать на 16 часов, если температура за окном +12 0 С, на 8 часов – при +10 0 С и на 4 часа – при +8 0 С);
  • остановка холодного водоснабжения более чем на восемь часов в месяц или на четыре часа однократно;
  • остановка горячего водоснабжения на тот же срок.

Любые показатели, превышающие нормативные, считаются прерыванием услуг и являются основанием для подачи заявления о перерасчете услуг ЖКХ.

В качестве примера приведем ситуацию, произошедшую в середине марта 2018 года с УК «Жилищник района Матушкино» (Зеленоград). Житель одного из домов обратился в Госжилинспекцию с жалобой на недостаточно горячую воду. Инспекторы при проверке установили, что вода имеет температуру +37,4ºС, что значительно ниже установленного норматива.

По статье 7.23 КоАП РФ управляющая организация была оштрафована на 10 000 рублей, а ее руководитель – на 1 000 рублей. Кроме этого, ей предписано произвести перерасчет за предоставление ЖКУ ненадлежащего качества и устранить проблему. Подмосковная ГЖИ провела контрольную проверку и установила, что УК выполнила требования по повышению температуры воды и пересчету оплаты для жильцов в меньшую сторону.

Штрафные санкции в описанном случае вполне обоснованы, так как управляющая компания должна сама отслеживать качество предоставляемых услуг и своевременно устранять недостатки. С жильцами следует поддерживать контакт, чтобы они, в первую очередь, шли со своими проблемами именно в УК. Наладить взаимодействие не так уж сложно, для этого нужно:

  • регулярно проводить встречи с инициативными представителями жильцов;
  • поддерживать институт старших по подъезду, с которыми устанавливается постоянная связь;
  • реально реагировать на обращения и стараться своевременно решать проблемы.

В описанном случае, очевидно, что управляющая организация недостаточно хорошо выполняла свои обязанности. Во-первых, ей нужно было вовремя среагировать на сообщения жильцов о падении температуры горячей воды, которые наверняка поступали. При лишении такого важного коммунального ресурса люди моментально начинают искать решения во всех возможных инстанциях. Во-вторых, перерасчет УК должна была произвести без напоминания ГЖИ. Из-за отсутствия инициативы в проведении работы, которая является для управляющей компании обязательной, и были назначены штрафы.

Если жильцы уже вызвали проверяющих, то УК нужно оказывать им всестороннее содействие в проведении экспертизы, выполнении контрольной проверки и других мероприятиях. В установленные сроки необходимо выполнить все предписания. Это позволит избежать обвинения в злостном неисполнении обязанностей и игнорировании требований контролирующего органа, что влечет значительно более суровые санкции, вплоть до отзыва лицензии.

Когда перерасчет услуг ЖКХ производится в большую или меньшую сторону

Размер платы за услуги ЖКХ увеличивается по инициативе коммунальных служб, пользователи не подают для этого предварительных заявлений.

Причин для увеличения квартплаты может быть несколько, чаще всего они связаны с несанкционированными действиями жильцов, которые привели к тому, что им было предоставлено большее количество услуг, чем положено:

  • не вовремя сданный на поверку счетчик холодной воды может быть поводом к тому, чтобы за период использования такого счетчика начислять жильцам плату по количеству проживающих в квартире человек, а не по фактическому потреблению воды;
  • врезка в трубопровод без заранее полученного разрешения;
  • поврежденные пломбы на электросчетчике , а также счетчиках газа, холодной или горячей воды.

Чтобы произвести такой перерасчет услуг ЖКХ, коммунальные службы используют специальные формулы.

Так, если жилец «врезался» в водопровод в обход счетчика и без разрешения на работы, ему насчитают некоторую сумму к оплате. При ее расчете будут учтены сечение трубы и ее наполняемость водой в течение суток.

Уменьшить плату за коммунальные услуги потребители могут, только подав соответствующее заявление. Они могут сделать это в случаях, если объем или качество услуг ЖКХ не соответствовали установленным нормативам, или если услуги отсутствовали вовсе.

Качество, которому должны соответствовать услуги, прописано в СанПиНах, правилах предоставления услуг ЖКХ и договорах, заключенных между потребителем и поставщиком услуг. Перебои в газо-, электро- и водоснабжении не допускаются, за исключением конкретно установленных периодов. Если услуги отсутствовали дольше, чем сообщалось жильцам, можно требовать перерасчет за эту услугу ЖКХ.

Перебои, связанные с авариями, природными катастрофами и иными чрезвычайными ситуациями, не являются поводом для снижения квартплаты.

Как потребовать перерасчет за услуги ЖКХ собственнику

Чтобы получить перерасчет услуг ЖКХ, собственник должен доказать, что он отсутствовал на протяжении определенного периода. Для этого достаточно представить один или два документа в соответствии со следующей таблицей:

Куда уезжал собственник

Какой документ

Как он может его получить

В командировку

Командировочное удостоверение

Необходимо попросить удостоверение в отделе кадров накануне командировки. Удостоверение следует подписать у директора компании. После командировки удостоверение сдается в бухгалтерию

Счет из гостиницы и/или загранпаспорт с отметками о въезде в другую страну и выезде из нее

Попросить счет с печатями и подписями на ресепшен отеля

Справка из администрации садового товарищества или дачного поселка, подтверждающая факт проживания на даче

Попросить справку у главы администрации поселка. Прийти нужно дважды – в день приезда (чтобы удостоверить факт прибытия) и в день отъезда

Лечиться

Справка из больницы или санатория

Попросить справку с печатью и подписью у главного врача больницы или санатория

Справка из деканата (каждые полгода)

Заказать справку в деканате. Каждый семестр требуется новая справка, доказывающая, что человек не отчислен и по-прежнему не проживает по месту прописки

Справка из воинской части по месту службы

Взять справку у командующего воинской частью. Если помимо военнослужащего в квартире проживают другие собственники, необходимо отправить им справку почтой. Если военнослужащий владеет квартирой единолично, он сможет сделать перерасчет услуг ЖКХ только самостоятельно по возвращении

Снимать жилье в другом городе

Справка о временной регистрации/договор аренды жилья

Временную регистрацию дает ФМС. Договор аренды должен быть подписан и проштампован

Куда угодно

1. Проездные билеты, в том числе электронные (с условием указания на них вашего имени).

2. Справка от охранной организации о том, что квартира пустовала и находилась под постоянным наблюдением

Все документы можно представлять в виде заверенных копий. Работник коммунальной службы сам может заверить копию своей подписью, но для этого ему нужно увидеть оригинал документа.

Рассмотрение заявления и вычисление суммы перерасчета услуг ЖКХ может длиться до пяти рабочих дней. Сумма перерасчета должна быть вычтена из платы за следующий месяц. Если этого не произойдет, жилец может потребовать письменного обоснования причин отказа. Дни приезда и возвращения не учитываются: если жилец уехал 1 сентября, а вернулся 1 октября, квартплату пересчитывают за 29 дней.

Перерасчет услуг ЖКХ предоставляется за любые услуги, кроме отопления. Если у жильца установлены счетчики воды и электричества, то пересчитывается только плата за газ. Жилищные платежи, к примеру, уборка общей территории, тоже останутся без изменений.

Как производится перерасчет услуг ЖКХ при временном отсутствии

К примеру, собственники покидают квартиру дольше, чем пять календарных дней. В этом случае у них появляется право на перерасчет услуг ЖКХ. Правда, существует одно условие – в квартире не должно быть индивидуальных счетчиков. То есть пересчитать плату за холодное и горячее водоснабжение, а также газоснабжение можно только в случае, если их расход учитывается не по счетчикам.

В ином случае учет потребленных услуг все равно ведется по их показаниям. Вне зависимости от наличия счетчиков пересчитываются только вывоз мусора и использование лифта.

Итак, если собственники покинули квартиру, чтобы съездить в отпуск или лечь в больницу, им нужно известить об этом управляющую компанию. Вместе с заявлением необходимо подать документы, удостоверяющие факт отсутствия. В идеальном варианте УК предупреждается об отъезде заблаговременно. В этом случае сотрудник коммунальной службы просто перекроет и опечатает воду и газ в квартире, и жильцам не придется приводить доказательства своего отсутствия.

Если же оповестить УК заблаговременно не удалось, жильцы могут запросить перерасчет услуг ЖКХ по приезде. Для этого у собственников есть календарный месяц. Нельзя забывать, что плата за услуги по содержанию дома и отоплению останется неизменной.

Заявление и документы, удостоверяющие отъезд жильцов, подаются непосредственно в управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК.

Бухгалтерия должна выполнить перерасчет услуг ЖКХ пропорционально числу дней, на которые жильцы покинули квартиру. Количество дней рассчитывается по числу полных дней отсутствия за вычетом дня отъезда из квартиры и дня прибытия. Перерасчет услуг ЖКХ должен быть выполнен в течение пяти рабочих дней после получения письменной заявки собственника.

Если собственник, подавший заявку на перерасчет услуг ЖКХ, не представил документы, удостоверяющие его отсутствие, или если предоставленные бумаги не могут удостоверить отсутствие жильца в течение всего заявленного им периода, УК начисляет квартплату за этот период в полном объеме. Кроме того, если такая плата была задержана жильцом, к нему могут применяться любые меры, вплоть до штрафов и пеней за последствия несвоевременной или неполной оплаты коммунальных услуг.

Как осуществляется перерасчет услуг ЖКХ в связи с отбыванием наказания

Если наниматель жилья по договору соцнайма или проживающие с ним члены семьи временно отсутствуют, их права и обязанности по договору не изменяются. Если потребитель отсутствует дольше пяти календарных дней, а помещение не оборудовано индивидуальными или общеквартирными счетчиками, выполняется перерасчет услуг ЖКХ.

Перерасчету подлежат все коммунальные услуги, кроме отопления и газоснабжения на отопительные цели. Также при временном отсутствии не пересчитывается плата за общедомовые нужды. Пребывание лица в местах лишения свободы – это то же самое временное отсутствие, так как договор соцнайма на этот период не прекращается. Такое отсутствие также не служит основанием для снятия с регистрационного учета.

Наниматель все еще обязан оплачивать содержание и текущий ремонт жилого помещения, что не относится к коммунальным услугам. Если наниматель не вносит плату за жилое помещение или коммунальные услуги дольше полугода, договор соцнайма с ним может быть расторгнут в судебном порядке.

Если заявление о перерасчете услуг ЖКХ будет подано до начала периода временного отсутствия, исполнитель выполнит такой перерасчет за указанный в заявлении период, но не более чем за полгода. Если по истечении этого срока потребитель не вернется, он может подать заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды. В этом случае перерасчет услуг ЖКХ также выполняется исполнителем за период, указанный в заявлении, но не больше чем за полгода.

Если жилец подал заявление о перерасчете услуг ЖКХ до временного убытия, но не представил документы, которые бы подтверждали продолжительность его отсутствия (или представленные бумаги не удостоверяют отсутствие потребителя в течение всего периода или его части), исполнитель может начислить плату за услуги ЖКХ за период неподтвержденного отсутствия в полном объеме.

Правила также позволяют ему применить последствия несвоевременной или неполной оплаты коммунальных услуг, которые предусмотрены частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Очевидно, что заявление о перерасчете услуг ЖКХ необходимо подавать всегда, но самые дорогие услуги – отопление и расходы на ОДН – перерасчету не подлежат. Оплачивать их придется в полном объеме. Перерасчет выполняется только за иные коммунальные услуги. Если установлен счетчик тепловой энергии, плата начисляется по его показаниям. Факт пребывания в тюрьме не освобождает от обязанности содержать помещение.

Производится ли перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ в 2019 году в случае смены права собственности

В статье 154 ЖК РФ прописаны отличия платы за квартиру, которой жилец пользуется по договору соцнайма или просто найма, от платы за квартиру, которая приобретена в собственность в порядке приватизации.

Так, перерасчет услуг ЖКХ выполняется с момента, когда было зарегистрировано право собственности, то есть все начисления за наем снимаются. Эту графу заменяет иная – капитальный ремонт.

Какие особенности имеет перерасчет за неоказанные услуги ЖКХ

Если рассуждать о качестве услуг ЖКХ, следует отметить, что измерять его могут только эксперты и исключительно профессиональными методами. Так, качество холодного водоснабжения оценивается по напору струи, жесткости воды, ее прозрачности, химсоставу, цветности и количеству осадка.

Горячее водоснабжение оценивают по температуре – она должна колебаться в диапазоне 60-75 градусов. Если собственник жилого помещения сомневается в том, что ему предоставляют качественную воду, он может обратиться в санитарно-эпидемиологическую станцию или заказать независимую экспертизу.

Качество электроснабжения оценивается по показателям силы тока и напряжения. Плохая подача может проявляться в том, что электроприборы работают не на полную мощность или не реагируют на подключение к сети.

Качество отопления оценивают по системному давлению, температуре в квартирах, качеству теплоносителя. При этом очевидно, что собственников помещений интересует только тепло в их жилище. Так, законодательно установлены следующие нормативы температуры:

  • +18-20 0 С для жилых помещений;
  • +18 0 С для кухонь;
  • +25 0 С для санузлов;
  • +12 0 С для кладовых.

В случае с газоснабжением проверка охватывает химический состав голубого топлива и давление в системе. Визуально выявить недостатки можно разве что по низкой скорости закипания воды.

Если управляющая компания предоставляет потребителям услуги, качество которых оставляет желать лучшего, жилец может потребовать перерасчета услуг ЖКХ. Для этого нужно лишь составить акт о том, что коммунальные услуги не предоставлялись вовсе или предоставлялись ненадлежащего качества.

Такой акт по заявке жильцов составляет сама УК. Любой жилец имеет полное право самостоятельно потребовать составить данный документ. Если УК отказывает в этом, собственник может пожаловаться в Жилищную инспекцию.

При составлении акта описывается обнаруженное нарушение и указывается срок, на протяжении которого оно не устраняется. Документ получает регистрационный номер, на нем ставится дата. В акте расписываются несколько человек. Помимо представителя управляющей организации на нем должна стоять подпись собственника квартиры. Часто в проверках принимают участие представители интересов жильцов, например, старшие по подъезду. Статус и подпись таких лиц тоже находят отражение в документе.

Акт составляется, как минимум, в двух экземплярах. Один управляющая организация забирает себе, второй остается жильцу. Образец акта приведем в качестве приложения.

Бывает так, что УК при проверке обнаруживает отсутствие нарушения, например, в температуре воды в кране или воздуха в отапливаемой комнате. Однако собственник квартиры не соглашается с такой оценкой ситуации. В этом случае он может потребовать проведения экспертизы, то есть привлечения специализированной и независимой организации.

Такое право у жильца есть, но ему необходимо объяснить порядок оплаты работы экспертов. По существующим правилам расходы на экспертизу несет тот, кто исполняет обязанности по предоставлению коммунальных услуг, то есть управляющая организация. Однако это работает только при наличии реальных нарушений. Если эксперты не найдут отклонений от норм, то потребитель должен возместить УК расходы на привлечение экспертного бюро. Если экспертизу инициирует другой участник проверки, то оплачивает ее именно он.

Впрочем, во многих случаях несогласия жильца и УК удается обойтись без расходов на привлечение специализированной экспертной организации. Стороны могут договориться о повторной проверке с привлечением представителя ГЖИ, общественных защитников прав потребителей и других лиц. По итогам повторной оценки составляется тот же акт с указанием в нем расширенного числа участников.

Составив акт, управляющая компания отправляет его в расчетно-кассовый центр. Именно он выполняет перерасчет услуг ЖКХ. Итоги такого перерасчета вносятся в пункт «перерасчеты» квитанции на оплату услуг ЖКХ. Стоит отметить, что квартплата может уменьшаться только на основании адресных сведений, которые каждый месяц приносят диспетчеры районных служб УК.

Мнение эксперта

Перерасчет услуг ЖКХ за непредоставление услуг требует проведения замеров

Марина Беляева ,

юрист, специализирующийся на вопросах ЖКХ

Если квартира отапливается недолжным образом, то есть температура воздуха в помещении ниже нормативных показателей, жилец должен обратиться с жалобой в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. В установленное время к жильцу должен прийти сотрудник УК, чтобы выполнить замеры и составить акт, если жалоба подтвердится, и температура воздуха в помещении действительно будет ниже установленной.

После этого УК должна выяснить причины «недотопа», устранить проблему, а затем произвести перерасчет услуг ЖКХ.

Как производится перерасчет услуг ЖКХ, если обнаружены нарушения со стороны жильцов

Если УК обнаружит, что жилец несанкционированно вмешался в работу общедомового или индивидуального счетчика, который поставлен в жилом или нежилом помещении, и исказил его показания, она не будет использовать показания такого прибора при подсчете платы за коммунальную услугу. В таком случае перерасчет будет выполнен исходя из объема коммунального ресурса.

Чтобы его рассчитать, необходимо умножить мощность ресурсопотребляющего оборудования (а в случае с водоснабжением и водоотведением – пропускную способность трубы) на его круглосуточную работу. Перерасчет производится за весь период с даты незаконного вмешательства в работу счетчика. Она указывается в акте проверки состояния счетчика, который составляется исполнителем и ресурсоснабжающей организацией. Перерасчет прекращается в момент устранения такого вмешательства.

Если установить точно, когда было осуществлено незаконное подключение к счетчику или вмешательство в его работу, невозможно, то доначисление производится с даты последней проверки счетчика исполнителем, но не больше чем за полгода до месяца, в котором было выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу счетчика.

Делается ли перерасчет услуг ЖКХ в связи со смертью собственника

Полученное наследство признается собственностью наследника с даты открытия наследства вне зависимости от момента его фактического принятия и государственной регистрации права наследника на наследуемое имущество (если такое право подлежит государственной регистрации).

Если собственники, наниматели или иные лица не используют помещения, это не является основанием для того, чтобы не вносить плату за эти помещения и не оплачивать услуги ЖКХ. Если граждане временно отсутствуют, они должны вносить плату за отдельные типы услуг, которая рассчитывается по нормативам потребления.

Также им полагается перерасчет услуг ЖКХ за период временного отсутствия (производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Таким образом, жильцы должны платить за квартиру со дня вступления в наследство, то есть с даты смерти наследодателя.

Перерасчет услуг ЖКХ на примерах

  • Пример 1.

Собственник выехал из квартиры 25.12.2016 г. (после 2 ч 00 мин по местному времени), а вернулся 08.01.2017 г. (до 22 ч 00 мин по местному времени).

Перерасчет за отдельные услуги ЖКХ в этом случае будет произведен за период с 26.12.2016 г. по 07.01.2017 г. включительно, то есть за 13 дней отсутствия.

  • Пример 2.

Жилец не был дома в период с 15.01.2017 г. по 31.01.2017 г.

Чтобы получить перерасчет услуг ЖКХ за этот период, в срок до 03.02.2017 г. он обратился с заявлением в коммунальную службу и представил только посадочные талоны. В перерасчете ему откажут, поскольку он не представил акт обследования квартиры, подтверждающий, что в ней отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

  • Пример 3.

Жилец не был дома в период с 05.01.2017 г. по 15.01.2017 г.

Чтобы получить перерасчет услуг ЖКХ за этот период, собственник должен обратиться с заявлением в коммунальную службу в срок до 14.02.2017 г. Он должен представить коммунальщикам документ, подтверждающий факт своего отсутствия, а также акт обследования квартиры, подтверждающий, что в ней отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

  • Пример 4.

Перерасчет услуг ЖКХ по отоплению при уменьшении температуры. За отопление квартиры мы платим 801,90 руб. ежемесячно (по нормативу потребления). Фактически температура в квартире не превышала +16 0 C в течение месяца при нормативе в +20 0 C. Сумма перерасчета: (0,15 % × 24 часа × 31 день) × 4 0 C × 801,90 руб. = 111,6 % × 4 0 C × 801,90 руб. = 3579,68 руб. Таким образом, за текущий месяц вместо оплаты собственником ежемесячных 801,90 руб. поставщик услуг должен оплатить ему 3579,68 руб.

  • Пример 5.

Допустимая длительность перерыва в подаче горячей воды определяется согласно российскому законодательству (п. 10 Правил). Но перерасчет услуг ЖКХ должен предоставляться и за этот период тоже (п. 61 Правил). Длительность отсутствия горячей воды составила: 62 дня × 24 часа = 1488 часов.

1. Сумма возврата за горячее водоснабжение должна составить: 303,06 руб. (ежемесячная плата) × 0,15 % × 1488 часов = 676,43 руб.

2. Сумма возврата за канализование должна составить: 69,66 руб. (ежемесячная плата) × 0,15 % × 1488 часов = 155,48 руб. Итого сумма возврата должна составить: 831,91 руб.

Вложенные файлы

  • Требование о внесении доначисленной платы.rtf
  • Акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ.rtf
  • АКТ о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества.doc

По санитарным нормам горячая вода из крана должна быть от 60 до 75 *С. Если температура воды меньше 60 *С, то нужно требовать перерасчет.

17.03.2011
звоню в диспетчерскую с требованием произвести замеры температуры воды. Согласно постановлению правительства 06.05.2011 N354 "О предоставлении комм. услуг собственникам и пользователям" порядок действий должен быть следующим:

106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

108. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

109. По окончании проверки составляется акт проверки. [...] Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

На деле же оказывается, что у ЖЭУ-54 отсутствует подобная практика. Например, не предусмотрен подходящий бланк:
ЖАЛОБА на отказ в перерасчете платы за горячую воду.

17 марта 2011 года по моей заявке в связи с низкой температурой ГВС главным инженером ООО "ЖЭУ-54" Хайретдиновой Х.Х. были произведены замеры температуры горячей воды в ванной и на кухне.

После 5-минутного слива горячей воды, замерялась температура труб. Поскольку в ванной горячая вода в кране поступает из трубы полотенцесушителя, то в акте температура обозначена как "температура на обратке(п\суш): 40.5*С". Замеры горячей воды на кухне в акте обозначены как "температура ГВС на подаче: 50*С".

Предусмотренный пунктом 74 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" повторный замер температуры был произведен только 12 апреля. Температура горячей воды в ванной была равной 44*С.

На мое требование перерасчета платы за ГВС, был получен ответ от 11.04.2011 №766 следующего содержания: "согласно акту температура ГВС составляет 50*С, замер температуры в ванной комнате не производился. Температура ГВС соответствует нормативным значениям, перерасчет не производится". Таким образом, кроме всего прочего, в ответе имеет место расхождение с тем, что температура горячей воды в ванной замерялась и была равной 40,5*С

Я не согласился с таким решением и 19 апреля отправил повторный запрос, в котором требовал произвести пересчет согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307. В ответе от 25.04.2011 № 864 были проигнорированы все мои доводы и вновь была только ссылка на пункт 5 Приложения № 1 Правил 307.

Я настаиваю, что перерасчет должен производится согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307, поскольку имеет место нарушение санитарных норм и наличие пункта 5 Приложения № 1 Правил 307 не означает, что управляющая компания имеет право нарушать санитарные нормы.

Так, согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 :
1.2 Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 одним из требований к качеству коммунальных услуг в части горячего водоснабжения является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.

То, что такой показатель, как температура воды, относится к свойствам воды, следует из толкования в совокупности положений СанПиН 2.1.4.2496-09 (в частности, пункт 2.1.) и Правил 307 (пункт 6 Приложения № 1).

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 предусмотрено, что отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается, при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Кроме этого требование СанПиН 2.1.4.2496-09 о соблюдении температуры горячей воды не менее 60*С не противоречит, а лишь ужесточает требование положения пункта 5 Приложения № 1 Правил 307, согласно которому температура горячей воды должна быть не менее 50*С для закрытых систем централизованного теплоснабжения.

ПРОШУ:
1) привлечь ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст. 14.4 КоАП и ст. 6.4 КоАП
2) выдать предписание произвести согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 перерасчет платы за ГВС за март, считая периодом предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с 17 марта 10:00 до 31 марта 24:00
3) в связи с тем, что ответ на мой запрос от 19 апреля был выписан только 25 апреля, прошу предупредить ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" о недопустимости нарушения требования пункта 49, подпункта "И" правил 307, согласно которому извещение о при приеме данного требования и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа должно направляться заявителю в течение двух рабочих дней, в противном случае возможно возбуждение административного дела по ч.1 ст.14.8 КоАП
4) в связи с тем, что в СанПиН 2.1.4.2496-09 не предусмотрены нормативы, согласно которым допускалось бы отклонение температуры воды в течение первых минут, прошу разъяснить ООО "ЖЭУ-54", что температура воды должна замеряться без предварительного слива воды.*

* Позже выяснилось, что для замеры температуры воды всё же предусмотрен трех-минутный слив воды

10.05.2011 приезжает целая делегация для замера температуры воды: представитель роспотребнадзора, сотрудник ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ", главный инженер ЖЭУ-54, два важных представителя "Калининского УЖХ".

23.05.2011 приходит ответ из роспотребнадзора:


1.06.2011
УЖХ извещает:

Приходит квитанция:



16.06.2011
на всякий случай пишу заявление с просьбой объяснить как именно был вычислен перерасчет:

В соответствии с пунктом 49 (подпункт "р") постановления правительства РФ "о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2006 г. N 307, ПРОШУ не позднее 3 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие правильность перерасчета платы за горячее водоснабжение в квитанции к оплате за июнь 2011
21.06.2011 УЖХ отправляет письмо в ЕРКЦ:



21.06.2011
ЕРКЦ выдает справку. Текст плохо читаемый, но суть в том, что размер возврата высчитывался по формуле: (<Тариф горячей воды> - <Тариф холодной воды>) * <Объём горячей воды> * (<количество дней с температурой ниже 60 *С> / <количестве дней в месяце>)


  1. СанПин: http://www.rg.ru/2009/05/22/sanpin-dok.html
  2. Старое постановление: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114260
  3. Новое постановление:

В законодательстве подробно описан порядок перерасчета платы за коммунальные услуги, который осуществляет исполнитель для потребителя. Мы рассматривали его ранее на страницах журнала (N 8, 2014). Каким образом УК (ТСЖ) может подтвердить свое право на аналогичное снижение размера платы за коммунальные ресурсы со стороны РСО? Закон не содержит конкретики по этому вопросу, что объясняет большое количество судебных разбирательств. Каким образом доказать ненадлежащее качество коммунальных ресурсов в том или ином случае? Как снижается стоимость коммунального ресурса? Ответ ищем в арбитражной практике. Заранее предупредим, что в статье рассмотрены случаи, когда МКД оснащены ОПУ.

Положения договора ресурсоснабжения

Согласно ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент может отказаться от оплаты данной энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Поскольку в рассматриваемой ситуации энергия (коммунальные ресурсы) приобретается не для перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом п. 4 ст. 426 ГК РФ к правоотношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг. Этот же постулат следует из содержания Правил заключения договоров ресурсоснабжения <1>. В частности, в данном документе (пп. “в” п. 17, п. 20) отмечено, что показатели качества поставляемого коммунального ресурса считаются существенным условием договора, причем нужно учитывать, что объем и качество коммунального ресурса должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.

——————————–

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

К примеру, в законодательстве нет требований к качеству коммунального ресурса в точке поставки (на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), однако есть требования к качеству коммунальной услуги в жилом помещении. Очевидно, что в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. Обратим особое внимание, что для обоснования требований о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс недостаточно данных, свидетельствующих о нарушении качества коммунальных услуг в жилых помещениях, ведь причина может находиться во внутридомовых инженерных сетях. Значит, важно устанавливать качество ресурса на границе эксплуатационной ответственности. Причем не менее важно определить такую границу. В Правилах заключения договоров ресурсоснабжения об этом также сказано (пп. “в” п. 18).

Еще одно условие договора, которое должно быть согласовано (оно не названо в числе существенных), – это порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (пп. “б” п. 18, п. 23 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Здесь нужно учитывать обязательность выявления причин снижения качества ресурса и порядок выявления этих причин, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг. Заметим, что в силу п. 108 названных Правил в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы после получения сообщения потребителя обязан немедленно сообщить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Судебная практика показывает, что акты, составленные в отсутствие представителя РСО при условии неуведомления РСО, не принимаются в качестве доказательства ненадлежащего качества коммунального ресурса.

Наконец, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса нужно учитывать, что в случае поставки ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. “д” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Таким образом, к качеству коммунального ресурса предъявляются требования из Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, размер платы изменяется в порядке, определенном этим же документом. Основной вопрос заключается в том, каким образом исполнитель должен подтвердить право на изменение размера платы за коммунальный ресурс. Предлагаем рассмотреть конкретные случаи из судебной практики применительно к коммунальным ресурсам, по которым возникает наибольшее количество споров, – горячей воде и тепловой энергии на отопление.

Горячая вода

Самое распространенное нарушение – это несоответствие температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09 <2>) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время – не более чем на 3 °C. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, но они не указывают на изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды (Решение ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394). Даже если тарифы для РСО устанавливались с учетом температуры горячей воды, равной 55 °C, РСО все равно обязана соблюдать требования законодательства, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013).

——————————–

<2> СанПиН 2.1.4.2496-09 “Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения”, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20.

За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В договорах ресурсоснабжения обычно предусматривается порядок составления акта подачи ресурса ненадлежащего качества (аналогичен порядку составления соответствующего акта из Правил предоставления коммунальных услуг). Однако такой акт не является единственным доказательством по делу о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс. В домах, оснащенных ОПУ, для снижения размера платы за коммунальный ресурс достаточно данных приборов учета, которые фиксируют не только объем теплоносителя, но и его качественную характеристику и к исправности которых у сторон отсутствуют подтвержденные документами претензии. Это логически следует из положений Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которым исполнитель может сам обнаружить отклонение качества коммунальной услуги, должен зарегистрировать этот факт в специальном журнале, оповестить потребителей и в дальнейшем зафиксировать момент возобновления предоставления услуги надлежащего качества (п. 104).

Иначе говоря, перерасчет возможен на основании почасовых параметров горячей воды (см. Постановления АС ЦО от 17.11.2014 по делу N А14-5331/2013, от 12.09.2014 по делу N А35-4488/2013). Так, в Постановлении от 24.11.2014 по делу N А32-3147/2013 арбитры АС СКО удовлетворили иск ТСЖ к РСО о проведении перерасчета платы за некачественную горячую воду, руководствуясь следующими доказательствами:

– данные приборов учета о почасовых параметрах горячей воды позволили проверить расчет ТСЖ;

– многочисленные жалобы и обращения ТСЖ к РСО о ненадлежащем качестве коммунальных услуг, уведомления о проведении проверки качества подтвердили, что РСО была извещена о выявленных отклонениях качества, но проигнорировала сообщения, поэтому не может ссылаться на то, что без ее участия составлялись акты проверки и снимались показания ОПУ. Тем более что количество энергии по данным о почасовых параметрах горячей воды соответствовало сведениям о количестве энергии по суточным показаниям, на основе которых РСО начисляла задолженность ТСЖ за спорный период.

Обратим внимание, что дополнительным доказательством права исполнителя коммунальных услуг на снижение платы за коммунальный ресурс являются сведения о перерасчете платы за коммунальные услуги, произведенном для потребителей. Они упоминаются во всех судебных разбирательствах без исключения.

Если УК (ТСЖ) не представит доказательства проведения перерасчета платы для потребителей, а также показания ОПУ, а будет основывать свои требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс только на актах, которые суд не примет в качестве доказательств, естественно, суд откажет в снижении платы. Именно так произошло в деле, рассмотренном АС СЗО в Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012: акты фиксации отсутствия горячего водоснабжения составлены в одностороннем порядке без участия представителя РСО, надлежащих доказательств его вызова УК не представила.

Нужно подчеркнуть, что плата должна быть снижена не только за дни, когда температура горячей воды была ниже 40 °C, но и за время, когда температура колебалась от 40 до 60 °C (Постановление АС ЗСО от 22.12.2014 по делу N А45-18619/2013).

Кстати, если УК была привлечена к административной ответственности за ненадлежащее качество воды и в этом была вина РСО (установлено, что горячая вода не отвечала требованиям СанПиН еще на вводе в дом), УК может взыскать убыток в виде суммы уплаченного административного штрафа с РСО (Постановления ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013, ФАС ДВО от 29.04.2013 N Ф03-1558/2013).

Когда речь идет об отключениях подачи горячей воды на вводе в дом, показания ОПУ также пригодятся. Если при наличии ОПУ они не представлены, как и не переданы в суд данные об отключениях, которые должны фиксироваться аварийно-диспетчерской службой исполнителя коммунальных услуг, суд отдаст предпочтение расчету РСО. Именно так произошло в случае, рассмотренном в Постановлении ФАС УО от 27.12.2013 по делу N А71-3517/2013: УК определяла продолжительность перерывов в подаче горячей воды на основании телефонограмм РСО, а РСО (и этот вариант поддержал суд) – на основании заявок сотрудников ЦТП, отображающих фактическое время отключения и включения горячего водоснабжения, поскольку отключение и включение производятся непосредственно на ЦТП, фиксируется их работниками и сообщается в аварийно-диспетчерскую службу УК, которая заносит полученные данные об отключении в накопительные ведомости. Напомним, что согласно п. 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период (она равна восьми часам за месяц), в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы.

Если же состав и свойства горячей воды не соответствуют требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, размер платы снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). Очевидно, что подтвердить такое нарушение можно только на основании результатов исследования проб воды. Так, в Постановлении от 16.12.2014 по делу N А60-1538/2014 судьи АС УО взыскали с РСО в пользу УК неосновательное обогащение в сумме почти 39 млн руб. за поставку в течение семи месяцев горячей воды, не отвечающей требованиям санитарных норм. Суд не убедили доводы РСО о своей невиновности по причине того, что теплоноситель был некачественным еще на этапе его приобретения у третьего лица. Это обстоятельство не освобождает РСО от исполнения своих обязанностей по поставке абоненту энергоресурсов надлежащего качества.

Тепловая энергия

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах – не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?

Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.

Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.

В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.

В свою очередь, арбитры ФАС ЗСО (см. Постановление от 27.02.2014 по делу N А46-1262/2013) поддержали позицию ТСЖ, обоснованную следующим образом. Во-первых, показания ОПУ свидетельствуют об отклонении температуры теплоносителя от температурного графика, что доказывает невозможность обеспечения надлежащей температуры воздуха в жилых помещениях. Во-вторых, при зафиксированных параметрах теплоносителя температура воздуха в двух жилых помещениях дома была равна 17 °C. Эти обстоятельства позволили арбитрам признать законным снижение размера платы за коммунальный ресурс, поставленный в дом в расчетном месяце, на 0,15% за каждый час. При этом не обсуждался сам факт проведения товариществом перерасчета для потребителей. Также суд отклонил довод РСО о том, что перерасчет производить не нужно, поскольку она предъявляла ТСЖ счета исходя из фактического (пониженного) объема тепловой энергии, зафиксированного ОПУ. Объем прав и обязанностей исполнителя по договору ресурсоснабжения не может быть больше или меньше объема прав и обязанностей граждан по отношению к исполнителю коммунальных услуг. То есть плата за коммунальный ресурс, рассчитанная согласно показаниям ОПУ, должна быть уменьшена в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.

В противовес позиции арбитров Уральского округа арбитры Центрального и Северо-Западного округов посчитали, что снижение размера платы за коммунальный ресурс невозможно без доказанного снижения температуры воздуха в жилых помещениях дома. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 12.08.2014 по делу N А14-18222/2012 подтверждено, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть замерена прибором, а не выведена расчетным способом (математическим преобразованием формулы расчета объема тепловой энергии по нагрузке с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха). Доказательств отклонения фактической температуры теплоносителя от температурного графика оказалось недостаточно. Согласно результатам проведенной по делу экспертизы несоответствие среднечасового значения температуры теплоносителя температурному графику не является прямым доказательством мгновенного снижения (повышения) температуры воздуха в жилых помещениях. Поэтому суд отказал УК в удовлетворении требований.

В Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012 судьи АС СЗО также не приняли акты снижения качества услуги по отоплению в качестве доказательств, поскольку в них не были указаны номера квартир, в которых производили замеры температуры воздуха. Помимо этого, не было подтверждения, что УК вызывала представителей РСО для участия в проверке. Важно, что УК не доказала, что произвела перерасчет платы за отопление для населения за спорный период. Все это позволило говорить о незаконности требований УК о снижении размера платы за тепловую энергию.

Таким образом, анализ арбитражной практики показывает, что исполнителю коммунальных услуг далеко не всегда удается обосновать снижение стоимости тепловой энергии. Чтобы требования к РСО были обоснованными, нужно соблюдать определенный алгоритм, зафиксированный в договоре. Если он не прописан в контракте, следует действовать примерно так. Во-первых, нужно осуществить замеры температуры воздуха в помещениях дома, обязательно пригласив представителей РСО, оформить проверку качества услуги актами, в них же указать параметры теплоносителя на вводе в дом. Во-вторых, необходимо пересчитать плату за отопление для потребителей. В-третьих, должен быть утвержденный РСО температурный график для конкретной категории МКД, а также нужно хранить показания ОПУ тепловой энергии. В-четвертых, будет нелишним своевременно при выявлении отклонений температуры теплоносителя предъявлять претензии РСО.

Показатели качества коммунальных ресурсов на вводе в дом должны соответствовать показателям качества коммунальных услуг в жилых помещениях. И порядок снижения платы за коммунальный ресурс должен соответствовать порядку снижения платы за коммунальные услуги. Так, температура горячей воды на вводе в дом должна быть не ниже 60 °C, а температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику. Перерасчет по горячей воде производится так же, как и перерасчет для потребителей: за каждые 3 °C отклонения за каждый час плата за месяц снижается на 0,1%. По отоплению сложнее: зависимость температуры воздуха в помещении (ее отклонения от нормы предопределяют размер снижения платы) от отклонений температуры теплоносителя на вводе в дом от показателей температурного графика нелинейная. Поэтому на практике чаще всего исполнители требуют от РСО взыскания убытков (неосновательного обогащения) в сумме, равной сумме перерасчетов, фактически произведенных для потребителей.

Введение в действие Постановления правительства 354 позволяет гражданам производить перерасчёт платежей квартплаты на определённых условиях.

На основании данного документа потребители ЖКУ могут проконтролировать правильность начисления платежей, а также потребовать произвести их уменьшение при наличии определённых условий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Можно ли пересчитать платежи за ЖКУ?

Постановление 354 первоначально принято Правительством РФ в 2011 году.

Как и в другие законы в него вносятся актуальные поправки и изменения .

Новая редакция ПП 354 вступила в силу в конце 2015 года. Данный законодательный акт регламентирует порядок формирования счетов за ЖКУ, устанавливает нормативы потребления.

Перерасчёт может быть произведён поставщиком услуг. Причём во время процедуры сумма в квитанции может как уменьшиться, так и увеличиться. Поставщик имеет право увеличить стоимость услуг если:

  • не вовремя произведена поверка счётчиков. В этом случае оплата производится по тарифам, которые выше оплаты по показателям приборов учёта;
  • самостоятельно произведена врезка в трубопровод, если диаметр трубы превышает установленные нормативы;
  • на счётчике отсутствуют пломбы, или нарушена его целостность.

Перерасчёт в сторону уменьшения по инициативе потребителя возможен, если отсутствуют индивидуальные или общедомовые счётчики.

Некоторые ЖКУ не подлежат перерасчёту:

  • отопление жилых помещений (перерасчёт можно произвести только в случае полного отключения или при температуре не соответствующей нормативам);
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • оплата общедомовых нужд;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения.

Перерасчёт платежей за отопление производится исключительно через суд . Необходимо будет приложить достаточно большое количество подтверждающих документов.

Основания

За какой период можно сделать перерасчет за коммунальные услуги и в каких случаях он производится ?

Для подачи заявления на перерасчёт необходимы весомые основания, перечисленные в Постановлении 354:

  1. Длительное отсутствие жильцов (если в квартире никто не жил). Периодом отсутствия считается срок от 5-ти суток и более. Если в квартире проживает несколько человек, перерасчёт производится при подаче заявления от каждого. Новые начисления производятся исходя из количества дней отсутствия.
  2. Полное отсутствие услуг . Существуют нормативы законного времени отключения услуг. Если сроки отключения не превышают эти сроки, перерасчёт оплаты производиться не должен.
  3. Некачественные услуги . Самостоятельные замеры качества управленцами не признаются, поэтому производить их должны специалисты. При замерах оценивается напор воды, химический состав, прозрачность, температура горячего водоснабжения. При сомнениях в качестве воды можно обратиться в Роспотребнадзор. При оценке электроснабжения измеряется напряжение и сила тока.

Куда обращаться?

Заявление на перерасчёт подаётся в управляющую компанию или непосредственно в компанию, предоставляющую ЖКУ. Реквизиты для обращения находятся в квитанции на оплату.

В случае некачественного предоставления услуг возможно обращение в Роспотребнадзор, Жилинспекцию.

В зависимости от вида заключённых договоров и способа управления домом можно обратиться в:

  • непосредственно к поставщикам услуги.

Правила оформления заявления

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг?

Заявление на перерасчёт не имеет строго установленной формы и пишется в свободной форме по общим правилам оформления данного делового документа.

В заявлении необходимы следующие пункты:

  1. Наименование организации, в которую обращается жилец.
  2. Личные данные.
  3. Адрес жилого помещения.
  4. Просьба произвести перерасчёт с указанием вида услуги.
  5. Период, за который нужно пересчитать платёж.
  6. Основания для перерасчёта с указанием приложений к заявлению.

Документ можно направить заказным письмом с уведомлением и описью приложений или отнести непосредственно в организацию. При личной подаче бумаг заявление составляется в двух экземплярах. Один передаётся сотруднику, а на другом нужно получить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Образец заявления на перерасчет коммунальных платежей вы можете .

Пакет документов

Какие нужны документы для перерасчета коммунальных услуг? Список приложения к заявлению зависит от оснований для перерасчёта и должен подтвердить факты .

Для перерасчёта в связи с временным отсутствием:

  • справка от работодателя о командировке;
  • справка о нахождении в стационарном лечебном учреждении;
  • чеки из гостиницы;
  • справка о временной регистрации в другом городе;
  • справка из учебного заведения;
  • справка из ТСЖ о проживании на дачном участке.

Для перерасчёта в связи с ненадлежащим качеством услуг:

  • акт с указанием даты проверки и адресом помещения;
  • экспертное заключение.

Каждый документ должен быть оформлен юридически грамотно. Справки из различных организаций должны содержать их реквизиты, печать, подпись сотрудника, чтобы была возможность провести проверку указанных в них сведений.

Сроки

Возможность подать заявление существует только в течение 30 дней после наступления оснований для этого действия. Если необходимость перерасчета связана с отсутствием, можно подать заявление до отъезда , предоставив необходимое подтверждение. Перерасчёт отразится в квитанции за следующий платёжный период.

При подаче заявления до отъезда максимальный срок перерасчёта составляет 6 месяцев . Если не проживаешь более длительный срок, через полгода необходима подача нового заявления.

Пропущенный срок подачи заявления может служить основанием для отказа в перерасчёте. Если срок пропущен по уважительной причине, добиваться перерасчёта придётся в суде .

По закону вовремя поданное и подтверждённое необходимыми документами заявление подлежит удовлетворению в течение 5-ти рабочих дней .

Если УК отказывает в произведении перерасчёта, она должна сделать это в письменной форме с обоснованием причин отказа . Уверенному в своей правоте потребителю можно обратиться в прокуратуру или суд, только соблюдайте .

Примеры

Как сделать перерасчет коммунальных платежей? Перерасчёт конкретного вида услуги зависит от способа начисления сумм за их оплату:

  1. При необходимости произвести коррекцию платежей за время отсутствия жильцов все услуги пересчитываются одновременно. Суммы, которые начисляются за оплату помесячно делятся на количество календарных дней. После вычисления стоимости услуг за один день, сумма умножается на количество дней отсутствия, и полученный результат вычитается из общей суммы платежей.
  2. Перерасчёт платы за газ производится в случае отсутствия в квартире счётчика. За какое время возможен? Из общего начисления за газ вычитается сумма, пропорциональная дням отсутствия.
  3. Перерасчёт платы за электроэнергию возможен только в том случае, если оплата была начислена по нормативам, а не по показаниям счётчика. Иногда лишние киловатты начисляются по ошибке контролёров.

В этом случае необходимо обратиться к поставщикам для произведения повторных замеров, и на их основании произвести перерасчёт.

Особенности для отопления

Произвести уменьшение сумм платёжек за отопление можно при ненадлежащем предоставлении данной услуги.

Основанием будет служить не соблюдение температурного режима в помещении.

Практически невозможно доказать факт низкой температуры , если в помещении присутствуют следующие факторы:

  • теплопотеря по причине ненадлежащего качества дверных или оконных блоков. Однако при маленькой теплоотдаче отопительных приборов этот факт можно оспорить;
  • воздушные пробки, расположенные в стояках. Если сотрудники ЖЭКа не были допущены в квартиру для устранения пробок, при подаче заявления жильцы получат отказ;
  • недостаточная температура радиаторов отопления по причине должного ухода собственников за ними. Старые радиаторы подлежат замене. Если температура в стояках соответствует нормативам, а батареи не греются из-за засоров в них, собственник должен урегулировать данный вопрос самостоятельно.

Добиться уменьшения сумм в платёжках за отопление при наличии данных обстоятельств практически невозможно.

Если при качественной работе отопительного оборудования температура в квартире не достигает положенного уровня, потребитель может потребовать уменьшения суммы оплаты , произведя самостоятельные расчёты.

Общей формулы расчётов нет , так как в каждом отдельном случае берётся во внимание как низкая температура приборов, так и их полное отключение.

Расчёты производятся следующим образом:

Расчёты для дневного и ночного времени производятся отдельно, поскольку нормативы за эти периоды разные.

Доказать факт нарушения нормативов можно только предоставив официальные акты замеров температуры, произведённые инициативной группой жильцов или специальной комиссией.

Как заставить поставщика услуг сделать перерасчёт?

Практика показывает, что поставщики услуг не спешат уменьшать сумму в платёжках, и доказать собственную правоту в некоторых случаях достаточно сложно . Если УК отказывается пересчитывать платежи, необходимо получить от них отказ в письменной форме.

На основании полученной бумаги об отказе, следует написать жалобу в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Как правило, проверки, инициированные этими контролирующими организациями, помогают вразумить поставщиков ЖКУ.

В контролирующую организацию нужно подать заявление с описанием ситуации, приложив к нему отказ коммунальщиков и весь пакет документов, перечисленный ранее.

Если и после проверок контролирующих органов положительного результата добиться не удалось, следует подавать иск в суд .

Таким образом, перерасчёт платежей за ЖКУ может быть произведён по заявлению жильца и при наличии соответствующих подтверждающих документов.

Если вы уверены в своей правоте, требуйте произвести уменьшение сумм в платёжке или выдать письменный отказ .

Loading...Loading...