Христорождественский собор мощи. Липецк. Христорождественский кафедральный собор. Превращение в гарнизонную кирху

Кремль, Трубежная набережная

Координаты : 54°38′11″ с. ш. 39°44′54″ в. д.  /  54.63639° с. ш. 39.74833° в. д.  / 54.63639; 39.74833 (G) (Я)

Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н. В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил своё завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами - «восьмерик на четверике».

В XIV-XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века - два рязанских архиерея. Собор посещали императоры: Александр I (1819, 1820, 1824); Николай I (1832, 1836); Александр II , будучи Цесаревичем (1837); Николай II (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Напишите отзыв о статье "Христорождественский собор (Рязань)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христорождественский собор (Рязань)

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.

Координаты :

Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н. В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил своё завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами - «восьмерик на четверике».

В XIV-XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века - два рязанских архиерея. Собор посещали императоры: Александр I (1819, 1820, 1824); Николай I (1832, 1836); Александр II , будучи Цесаревичем (1837); Николай II (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Напишите отзыв о статье "Христорождественский собор (Рязань)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христорождественский собор (Рязань)

– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».
Это было правдой – мы могли жить долго. Даже слишком долго... И «ухо-дили», когда по-настоящему уставали жить, или считали, что не могли более никому помочь. Секрет долголетия передавался от родителей – к детям, потом – внукам, и так далее, пока оставался в семье хоть один исключительно одарённый ребёнок, который мог его перенять... Но давалось бессмертие не каждому потомственному Ведуну или Ведьме. Оно требовало особых качеств, которых, к сожалению, удостаивались не все одарённые потомки. Это зависело от силы духа, чистоты сердца, «подвижности» тела, и самое главное – от высоты уровня их души... ну и многого ещё другого. И я думаю, это было правильно. Потому что тем, кто жаждал научиться всему, что умели мы – настоящие Ведуны – простой человеческой жизни на это, к сожалению, не хватало. Ну, а тем, которые не хотели знать так много – длинная жизнь и не была нужна. Поэтому такой жёсткий отбор, думаю, являлся абсолютно правильным. И Караффа хотел того же. Он считал себя достойным...
У меня зашевелились волосы, когда я только подумала о том, что бы мог натворить на Земле этот злой человек, если бы жил так же долго!..
Но все эти тревоги можно было оставить на потом. А пока – здесь находилась Анна!.. И всё остальное не имело никакого значения. Я обернулась – она стояла, не сводя с меня своих огромных лучистых глаз!.. И я в то же мгновение забыла и про Караффу, и про монастырь, да и обо всём остальном на свете!.. Кинувшись в мои раскрытые объятия, моя бедная малышка застыла, без конца повторяя только одно-единственное слово: «Мама, мамочка, мама…».
Я гладила её длинные шелковистые волосы, вдыхая их новый, незнакомый мне аромат и прижимая к себе её хрупкое худенькое тельце, готова была умереть прямо сейчас, только бы не прерывалось это чудесное мгновение...
Анна судорожно жалась ко мне, крепко цепляясь за меня худыми ручонками, как бы желая раствориться, спрятаться во мне от ставшего вдруг таким чудовищным и незнакомым мира... который был для неё когда-то светлым и добрым, и таким родным!..
За что нам был дан этот ужас?!.. Что мы свершили такое, чтобы заслужить всю эту боль?.. Ответов на это не было... Да наверное и не могло было быть.
Я до потери сознания боялась за свою бедную малышку!.. Даже при её раннем возрасте, Анна была очень сильной и яркой личностью. Она никогда не шла на компромиссы и никогда не сдавалась, борясь до конца, несмотря на обстоятельства. И ничего не боялась...
«Бояться чего-то – значит принимать возможность поражения. Не допускай страх в своё сердце, родная» – Анна хорошо усвоила уроки своего отца...

Собор Рождества Христова - православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположен в городе Липецк, пл. Соборная, 4.

Укреплённое славянское поселение на месте современного города существовало ещё до начала монголо-татарского нашествия. Оно располагалось на крутом холме, с севера, юга и запада защищённого неприступными склонами. С более пологой восточной стороны был насыпан земляной оборонительный холм, остатки которого сохранились до нынешнего времени. В центре поселения находился княжеский дом, а вокруг жили ремесленники. В летописях Липецк впервые упоминается в 1283-1284 годах, в период битв Руси с монголо-татарскими завоевателями. В 1284 году город был полностью разрушен баскаком Ахматом и в течение нескольких последующих столетий никаких упоминаний о нём нет. 1703 год принято считать годом основания Липецка. Именно тогда по указанию Петра I на реке Липовке, на месте её впадения в реку Воронеж, было начато строительство железоделательных заводов для нужд российского флота и армии. В 1862 году в городе насчитывалось 8 православных церквей. В 1796-1928 годах Липецк являлся уездным центром Тамбовской губернии.

Кафедральный собор Рождества Христова по праву считается духовным центром Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной и доминантой. Занимая вершину Соборной горы, он возвышается над центральной частью города и позволяет любоваться своими величественными классическими формами со многих точек Липецка. Став визитной карточкой города, местом паломничества тысяч православных верующих и всех его гостей, соборная церковь Рождества Христова продолжает оставаться главным храмом Липецка, объединяя в соборной молитве прихожан, чьи предки почти четыре столетия назад строили и украшали деревянную Христорождественскую церковь – предшественницу современного собора.

Строительство собора

Согласно традиционной точке зрения, постройка каменной соборной церкви Рождества Христова была начата в 1791 году. Это же следует из надписи, сохранявшейся до середины 1950-х годов на хорах собора: «Сей храм Бог Отец созда, Сын утверди. Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны Благословением же Святейшаго Правительствующего Синода и Преосвященнаго Иннокентия, епископа Воронежского, храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791-м году октября 20-го дня, а освящён 1807-го года мая 25-го дня, при благословенном Государе императоре Александре Первом» . То же самое читаем и во многих изданиях и документах. Казалось бы, все ясно. Однако в архивном документе 1797 года храм упомянут как «вновь зачетая нынешним летом немалой обширности церковь» . Такую же датировку мы находим в клировой ведомости собора 1918 года, описании храма и прихода за 1919 год. Кроме того, известный знаток и любитель искусств А. Бенуа в одной из своих статей упоминает проект этого храма, датированный 1796 годом. Возможно, причина такого разногласия кроется в неправильном прочтении надписи на хорах – спутать в ней цифры 1 и 7, особенно после неоднократных «поновлений» в XIX – начале XX века, не так уж и сложно.

Встречаются разночтения и относительно заказчика и строителя Христо-Рождественского собора. Так, князь Н.М. Кугушев, побывавший в Липецке в 1804 году, называет его строителем помещика Липецкого уезда капитана Петра Лукича Вельяминова, который «старанием своим и суммою доброхотных дателей по плану и работе одного италианца привёл почти к концу сие великолепное здание – имея в сердце веру, усердие, а в виду благодарность и славу. Господин Вельяминов соорудил себе тем вечный памятник в сердцах добрых граждан Липецка» . Восторгаясь почти построенным храмом, князь Кугушев писал: «Не токмо в степном городке, каков сей, но и во всяком другом большом городе, может обратить всегда на себя внимание эта постройка, выполненная с таким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных» .

В книге "Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 г.", изданной в Москве в 1804 году, неизвестный автор, говоря о церкви, вторит князю Кугушеву: «Она построена с толиким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных... представляется как изнутри, так и снаружи древним греческим храмом... Липецк обязан сим украшением здешнему дворянину П. Л. В., руководством которого и пособием доброхотных дателей она строится» . Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок.

В упоминаемой уже статье А. Бенуа, работавшего с архивом семьи Адамини в Италии, приводится надпись на проекте храма, выполненного архитектором Томазо Адамини для "illustro signore Pietro Veliaminoff" и построенного в Липецке Тамбовской губернии. Из чего также следует, что П.Л. Вельяминов заказал проект храма и был организатором его сооружения.

Между тем, в других источниках, датируемых 1812 годом, строителем храма называется другой липецкий помещик – Николай Иванович Лодыгин. Можно лишь предполагать, что Н.И. Лодыгин, женатый к тому же на сестре П.Л. Вельяминова Елене Лукиничне, много жертвовал на новый соборный храм и активно помогал своему родственнику в его постройке. Кроме того, Пётр Лукич Вельяминов подолгу бывал в отъездах по делам других своих имений, да и скончался он в 1804 году, не дождавшись освящения собора. А если принять во внимание, что Николай Иванович Лодыгин постоянно проживал невдалеке от Липецка, а значит, мог часто бывать здесь на заключительном этапе строительства и контролировать ход работ, то нет ничего удивительного в том, что именно Лодыгин наравне с Вельяминовым упоминается как главный храмоздатель липецкого собора.

Рано пока ставить окончательную точку и в вопросе, кто является архитектором – автором проекта собора, его храмовой части и колокольни. В литературе сложилось устойчивое мнение, что Христорождественский собор проектировал известный итальянский зодчий Томазо Адамини. Основано оно, вероятно, на утверждении Г.К. Лукомского, что Томазо Адамини строил в Липецке в 1796 году. Однако неизвестно, на чём основывал своё утверждение сам Лукомский. Может быть, на словах того же Кугушева, писавшего, что Вельяминов строит храм «по плану итальянца» (без упоминания всякого имени), или на статье в журнале "Старые годы" в 1909 год. Впрочем, сам Бенуа не утверждал, что Адамини проектировал именно Христо-Рождественский собор в Липецке, а всего лишь храм « ...с курьёзнейшей колокольней в виде маяка» для Вельяминова в Липецке. И в статье приводится план, фасад и разрез колокольни, спроектированной вместе с храмом Томазо Адамини. Первое чувство, охватывающее при взгляде на проект колокольни – удивление. Потому что, той самой «курьёзнейшей» колокольней для храма в Липецке оказывается звонница в виде минарета или, скорее, маяка, которую и сегодня ещё можно видеть близ полуразрушенной Предтеченской церкви в селе Ивановка Добринского района Липецкой области (когда-то «село Ивановское, Лодыгино тож» Липецкого уезда – поместье Вельяминовых и Лодыгиных).

Но самое интересное, что практически точно такая же колокольня-маяк сохранилась и в селе Арпачево в Тверской губернии. И все без исключения специалисты, занимавшиеся её изучением, приписывают авторство этого оригинального сооружения знаменитому русскому зодчему Николаю Александровичу Львову, строившему там усадебный комплекс для своего дяди Петра Петровича Львова. Причём колокольня в Арпачево была построена ещё в 1782-1791 годах, то есть значительно раньше строительства и соборного храма Липецка, и колокольни в Ивановке, датируемой по проекту 1796 годом, а возведенной в конце XVIII – начале XIX века. Возможно, что Пётр Лукич Вельяминов, приятель Н.А. Львова и адресат его писем с описанием торжеств освящения арпачевской церкви, подолгу гостивший у архитектора в его Никольском Тверской губернии, заказал Т. Адамини проект соборного храма Липецка с милой его сердцу колокольней-маяком. Однако столь нетрадиционный проект соборной звонницы нашел слишком сильных противников в Тамбовской епархии и провинциальном Липецке. Поэтому постройку колокольни-маяка пришлось Петру Лукичу перенести в Ивановское, где уж он был сам себе хозяин. Впрочем, такой вариант развития событий можно считать пока лишь версией. Так что поле деятельности в решении всех загадок липецкого собора весьма обширно.

Строительство храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено в 1803 году. Но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, а само здание сильно пострадало. К 1805 году соборная церковь была возобновлена усердием многих благотворителей, среди которых современники особенно выделяли местного помещика – сенатского регистратора Николая Яковлевича Зацепина. С 1805 года, после освящения первого престола, в соборном храме началась служба.

Освящение

20 июня 1805 года протоиереем Иосифом Сенцовым в северном приделе был освящён первый престол нового храма – во имя Святителя Николая Чудотворца. С этого момента в соборе начались регулярные службы. Одновременно монтировался главный иконостас. Иконы алтарной преграды в храме, а возможно, и росписи на стенах собора были выполнены выпускником Российской Академии художеств, бывшим крепостным графа Воронцова Трофимом Фёдоровичем Дурновым (1765-1833). Известный литератор Степан Петрович Жихарев, посетивший липецкий курорт в 1805 и в 1806 годах, называет одну из его работ – запрестольный образ «Снятие со креста» . О стенных росписях «прекрасного собора» , по словам другого нашего земляка Петра Ивановича Бартенева, «заботился Пётр Лукич Вельяминов, приятель Державина» .

Главный престол в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа был освящён 25 мая 1807 протоиереем Иоанном Пановым. Именно с этого времени функция соборного храма Липецка переходит от Вознесенской церкви к Христо-Рождественской. Третий придельный престол (правый – в южном приделе) был освящён 14 августа 1816 года архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием во имя Успения Божией Матери.

Описание собора

На украшение внутреннего убранства соборного храма Липецка жертвовали несколько поколений жителей города и многочисленные посетители курорта Липецкие минеральные воды. Христорождественский собор построен в классическом стиле, имеет оригинальную двухъярусную объёмно-пространственную композицию. К первому квадратному в плане двусветному ярусу с восточной стороны примыкает полукруглая апсида, а с остальных трёх сторон – равновеликие прямоугольные приделы. В северном и южном расположены два дополнительных престола, а западный, до строительства трапезной, выполнял роль притвора. Северный и южный фасады первого яруса украшены лоджиями с колоннами тосканского ордера, несущими полный профиль антаблемента. Между колонн по центральной оси расположены большие двупольные двери с треугольным сандриком и над ними полуциркульное окно второго света. По нижнему обрезу окон второго света, по периметру храма проходит небольшой карниз. Второй карниз проходит по нижнему обрезу нижних окон. С северной и южной сторон храма было устроено два каменных крыльца: южное с двухмаршевой (по семи ступеней) лестницей и северное – с одномаршевой лестницей.

Под всей храмовой частью устроен подвал с мощными колоннами и толстыми каменными сводами. В него ведут четыре двери, выходящие на фасад в цокольной части храма. Невысокий второй ярус собора, также квадратный в плане, как бы вырастает из первого, но приделов не имеет. Фасады второго яруса украшают огромные полуциркульные окна и проходящий по нижнему обрезу окна карниз. Переход от четверика к куполу выполнен в виде стереобата. Он перекрыт большим сферическим куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой и «осьмиконечным крестом, глава и крест вызлащены» .

Здание храма было увенчано куполом с золоченою главою, «обширность размеров придает его наружности величественный вид и при обыкновенной, невеликолепной архитектуре» , - писали о нём современники строительства.

Строительство колокольни

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, а указом Тамбовской духовной консистории от 30 января т.г. выдана «шнурозапечатанная книга для собрания доброхотных» пожертвований на её строительство. Сооружение колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле, было начато в 1825 г. На плане Липецка 1833 года колокольня показана как недостроенная. Строительство её завершилось в 1835 г. Высота колокольни до верха карниза составляла 23 сажени, общая «высота её до 90 аршин. Глава и четвероконечный крест вызлащены ».

В начале XX века на колокольне Христорождественского собора начитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. Вес его увеличился до 558 пудов 10 фунтов. Второй по величине колокол – полиелейный – весил 141 пуд 24 фунта и был отлит в 1815 году. Вседневный колокол весил 75 пудов и был отлит в 1859 году. Четвёртый – 7 пудов, пятый – 2 пуда 25 фунтов, шестой – 2 пуда 26 фунтов. Малые колокола – седьмой и восьмой, их вес неизвестен.

Под колокольней располагался небольшой подвал, в её первом ярусе с правой стороны от входа находилось помещение для сторожей и звонарей. С левой стороны – дверь на винтовую лестницу, ведущую на второй ярус и в подвал, а рядом – кладовая с выходом на улицу с северной стороны колокольни (в настоящее время дверь заложена). Паперть для «схода вниз» имела десять ступеней.

Одна из отличительных черт соборной колокольни – часы. Первые башенные часы установили ещё в конце 1850-х годов. По крайней мере, договор на их установку был заключён в 1858 году. В документах 1896 года установленные часы упоминаются уже как поломанные. Во время ремонта 1957 года на куполе колокольни установили шпиль высотой 8 метров. В настоящий момент высота колокольни со шпилем, не считая креста, составляет 60 метров.

Строительство трапезной

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора, что связано не с материальными трудностями, а с особенностями технологии: строители предполагали, что колокольня при огромной высоте и весе должна дать осадку. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Василий Андреевич Жуковский, сопровождавший путешествовавшего по стране в 1837 года наследника престола цесаревича Александра Николаевича, во время остановки в Липецке 5-6 июля 1837 года сделал рисунок недостроенного собора. На нем можно увидеть храм и отдельно стоящую колокольню.

Соединить две части Христорождественского собора должна была трапезная, проект на постройку которой выполнил тамбовский губернский архитектор Шубков в 1838 году. Предварительно зодчему была поставлена задача согласовать стиль трапезной с уже построенными колокольней и храмом. После утверждения чертежей Тамбовским архиереем они были направлены в Святейший Синод, который, в свою очередь, 25 ноября т.г. препроводил их на рассмотрение Главного Управления путей сообщения и публичных зданий.

Рассмотрев проект, Комиссия проектов и смет Совета путей сообщения и публичных зданий МВД вынесла свое заключение: «Комиссия находит, что как трапезу сию предположено устроить между существующими церковью и колокольней, не изменяя вида сих последних, то проект оной, как приноровленный к стилю церкви и колокольни, Комиссиею допущен быть может» . На своем заседании 23 февраля 1839 года Синод принял решении о строительстве трапезной Христорождественского собора и отправил 27 февраля все документы в Тамбов.

Еще в 1838 году был заготовлен кирпич и выполнено «уравнение вкруг церкви земли» для строительства трапезной. Весной 1839 года, после получения разрешения на строительство, началось возведение трапезной. Воплотить проект в соответствии с этими задачами архитектору и строителям вполне удалось. Подрядчиком на строительстве был крестьянин Скопинского уезда Рязанской губернии Фадей Маркелович Шилов. В мае выкопали траншеи под фундамент и начали кладку. За сезон 1839 года была выполнена основная часть работ. К июлю мещанином Семёном Каратаевым были откованы решётки, а купеческим сыном Иваном Миловановым поставлено связное железо. В августе укладывались карнизные плиты, в сентябре сооружены крыльца, в октябре-декабре были выполнены плотницкие и даже кровельные работы. Уже в следующем году шли отделочные работы внутри здания. В 1841 году козловский купец Захар Родионович Ефимов выполнял работы по изготовлению иконостасов, для которых живописцу Ивану Павлову были заказаны «6 образов к Царским вратам» . В 1843 года мещанин Алексей Семёнов занимался позлащением иконостасов, а живописец Алексей Михайлов – нанесением «образов для трапезной» .

Усердием соборного протоиерея Андрея Ивановича Калугина и церковного старосты Стефана Ларина, заведовавшего строительными работами, к 1842 году сооружение было окончено. Обширная трёхнефная трапезная построена в два света, на высоком цоколе. Наружный декор повторяет декор ранее построенных объёмов колокольни и храмовой части. Фасад трапезной украшен пилястрами и карнизами, окна второго света обрамлены полуциркульными дугами, нижние окна – наличниками с треугольным очельем. Размеры трапезной «в длину внутри – 37 аршин, в ширину – 21 аршин, и в высоту 9 аршин» . От храмовой части трапезная отделялась перегородкой, в которых были сделаны «стеклянные двойные двери» .

Два престола в трапезной церкви были освящены протоиереем Андреем Ивановичем Калугиным: 23 ноября 1841 года - в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (левый) и 22 ноября 1842 года – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (правый). 12 ноября 1885 года Преосвященным Виталием, епископом Тамбовским и Шацким, был выдан новый антиминс на Воздвиженский престол, который за ветхостью был заменён вновь освященным епископом Иннокентием в 1904 году. Перед святым престолом Смоленской иконы Божией Матери находился «крест резной работы, вызлащен и образ Божией Матери … Пред жертвенником образ Божией Матери Фёдоровские в серебряной ризе с таковым же венцом» Новый антиминс в этот алтарь был выдан епископом Виталием в 1890 году, а в 1912 году вновь был заменён Тамбовским епископом Кириллом (Смирновым).

Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка. К 1848 году в приходе Христорождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами.

Собор в конце XIX – начале XX вв.

Интерьер соборного храма был выполнен в классическом стиле, и сохранилось немало восторженных отзывов о его красоте. Величественно выглядела храмовая часть, перекрытая огромным куполом. Нижний ярус храмовой части украшали расположенные попарно колонны. Над ними во втором ярусе с трёх сторон под арками находились, хоры. В основании купола по всему периметру устроены вторые хоры. Иконостасы собора как в настоящей, так и в трапезной церкви были «старинного устройства с колоннами н два яруса с художественной работой и позолотой». Иконостас главного престола был небольшим, располагался и арке между колоннами, не закрывая их, что придавало храму ещё более величественный и монументальный вид.

По воспоминаниям современников, cобор Рождества Христова внутри напоминал «картинную галерею с картинами духовного содержания: на стенах развешены картины в массивных золочёных рамах. Эти картины принадлежат кисти более или менее известных художников итальянской школы, и некоторые из них замечательно хороши. Большинство картин – дар помещиков, многие вывезены из Италии» .

К достопримечательностям соборного храма относились Синодик 1747 года, Евангелия 1748 года и 1786 года с серебряными крышками, украшенными финифтью, камнями и стразами, размером 11,5 вершка в вышину и 8 вершков в ширину, Евангелие 1815 года, обложенное серебром, размером 11x7 вершков, Толкование на четыре Евангелиста 1703 года. В Воздвиженском приделе находился небольшой серебряный крест, пожертвованный диаконом храма Матвеем, а ему доставшийся по наследству после смерти родного брата – игумена Богоявленского монастыря Рязанской губернии Павлина. В кресте, как было видно из надписи, хранились частицы волос свв. пророков Захарии и Баруха, свв. апостолов Петра и Павла, Прохора, Анания, св. митрополита Филарета, Афанасия, митрополита Александрийского, Климента, Папы Римского; мучеников: Филарета, Арефы, Януария, Меркурия, Иоанна, Симеона, Аникиты, св. Модеста, архидиакона Евпла, Антония и Пимена Великих, Иоанна Нового. Крест хранился в другом серебряном с позолотой кресте весом 138 золотников, пожертвованном храму благотворителями.

Кроме того, в алтарях собора в 1896 году было шесть напрестольных крестов:

  • «Четвероконечный крест серебряный 84 пробы вызлащенный, мерою в длину 10 в ширину 5 вершков. Весу в серебре 2 фунта 19 золотников» . Крест был украшен финифтью, стразами, жемчугом.
  • «Осьмиконечный серебряный вызлащенный 84 пробы... весу в серебре 1 фунт 39 золотников» . Крест украшен финифтью и чеканкой.
  • «Осьмиконечный вызлаченный 84 пробы мерою в вышину 7, в ширину 4 вершка, весу 1 фунт 30 золотников» .
  • «Четырёхконечный серебряный вызлащенный 84 пробы мерою в вышину б, в ширину 4 вершка» . Крест украшен чернью.
  • «Серебряный без позолоты в длину 6 в ширину 4 вершка 84 пробы. Весу 63 золотника» .
  • «Четырёхконечный вызлащенный 84 пробы серебряный с гравированными изображениями под чернью» .
  • Среди церковной утвари выделялись 5 серебряных потиров весом соответственно 3 фунта 63 золотника, 1 фунт 43 золотника, 1 фунт 56 золотников и два потира неизвестного веса. К потирам были серебряные приборы: дискосы, звездницы, тарелочки, ковши и лжицы. Кроме того, было 5 серебряных дарохранительниц весом 5 фунтов 7 золотников, 3 фунта 8 золотников, 2 фунта 17 золотников и вес одной не известен, 2 серебряных кадила весом 1 фунт 17 золотников и 1 фунт 11 золотников. В соборе хранились метрические книги с 1800 года.

    Были в храме и свои святыни. Ежегодно 28 июля (по старому стилю) в день празднования Смоленской иконы Божией Матери от Христорождественского собора совершался крестный ход по Липецку с главной святыней храма – иконой Божией Матери "Страстная" (Одигитрия). Он был установлен в память чудесного избавления города от холеры. Эта икона, находившаяся ранее в Христорождественской деревянной церкви, весьма почиталась жителями, которые пред молитвами у неё получали помощь и исцеления, но впоследствии была практически забыта. Лишь в 1831 году, когда эпидемия холеры свирепствовала в Липецке и уезде, липчане вспомнили о чудотворном образе. Не уповая на беспомощных врачей, липчане со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося у неё избавления от страшной болезни. Совершён был крестный ход с иконой, и после нескольких дней поста и домашней молитвы эпидемия прекратилась. Липчане приписывали такое благотворное воздействие чудотворной Страстной иконе Божией Матери. Вот как описывал эти события более ста пятидесяти лет назад первый церковный историк Липецка священник Гавриил Делицын: «Во время свирепствования холеры в памятном году святая икона сия по привидении на память о ней некоторыми старожилами, поднята была благоговейно из церкви, носима по всему городу с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, а по возвращении ея в дом свой – во святой храм почти в каждый дом брали сию икону для служения. С того времени не только горожане, но и приезжающие в г. Липецк на минеральные лечебные воды притекают к ней для поклонения с тёплою верою и твёрдым упованием на скорое её заступление и помощь и получают просимое» .

    В 1833 году, по представлению Тамбовского епископа Арсения, Святейшим Синодом был официально учрежден крестный ход, с тех пор ежегодно 28 июля после поздней литургии совершающийся из собора при многочисленном стечении народа, икон и хоругвей с других городских храмов. На это торжество собирались и стар и млад. Благодарные липчане со временем украсили чудотворную икону серебряною ризою весом 20 фунтов 65 золотников и многими драгоценными камнями. По свидетельству современника, «эту икону можно отнести к глубокой древности, по надписи на ней и верному изображению орудий Страстей Господних. Лик Матери Господней изображён столь живо и рачительно, что приводит в умиление всякого взирающего на него» .

    Во время обношения по городу икона вставлялась в богато украшенный балдахин. После закрытия Христорождественского собора икона исчезла. В последние годы она находилась в Никольском храме села Двуречки Грязинского района, откуда по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия после реставрации была 30 июля 2000 года перенесена в Христорождественский собор. Во главе крестного хода она вернулась на своё первоначальное место, где и установлена для всеобщего поклонения. В отличие от обычного изображения, на Липецкой иконе Божией Матери "Страстная" орудия Страстей Господних изображены в увеличенном виде внизу образа, а крест – наискосок за спиной Богоматери, изображённой без Богомладенца.

    Под левым (северным) приделом храмовой части собора находился склеп, где был похоронен в 1898 году преподаватель Липецкого духовного училища и протоиерей его домовой церкви святой Софии Иоанн Михайлович Рождественский. На могиле отца Иоанна его почитателями каждодневно совершались панихиды. Побывать в склепе и помолиться у гроба старца считалось за правило всеми верующими липчанами и посетителями липецкого курорта.

    В 1902 году здание соборного храма сделано тёплым – было устроено паровое отопление с паровым насосом. Еще до 1917 года в соборе устроили водопровод и даже электрическое освещение с 800 лампочками! Дополнительно храм освещался семью паникадилами. Перед главным алтарём находилось медное посеребрённое паникадило в три яруса, такое же – в центре трапезной. Перед алтарём Святителя Николая и алтарём Успения Божией Матери паникадила в два яруса, в каждом ярусе по 10 подсвечников. Перед алтарями Воздвижения Честного креста и Смоленской иконы Божией Матери паникадила в 1 ярус с 10 подсвечниками. Висящее в третьей арке трапезной паникадило – в два яруса, по 9 подсвечников в каждом 40. В оконных рамах собора были вставлены разноцветные стёкла. В 1909 году на завещанные средства (9000 руб.) бывшего ктитора собора Ивана Васильевича Хренникова вокруг собора была устроена железная на каменном фундаменте ограда с 2 воротами и 3 калитками.

    К Христорождественскому собору были приписаны Евдокиевская кладбищенская церковь (до 1891 года), церковь святой Софии Липецкого духовного училища, часовни святых апостолов Петра и Павла (на Старобазарной площади) и в память спасения царской семьи при крушении поезда в Борках в 1888 году – в ограде собора со стороны алтаря. При соборе действовала церковноприходская школа в кирпичном здании, построенном в 1896 году. В начале XX века в ней обучалось 92 мальчика и 89 девочек. В подвале её была квартира учителя. В 1915 году заведующим и законоучителем соборной школы был настоятель храма протоиерей Александр Васильевич Суворов, законоучителями – протоиерей Павел Дионисович Преображенский и псаломщик Василий Васильевич Петровский, учителями – Зинаида и Лилия Семёновны Бобылкины и псаломщик Павел Иванович Кочемировский. Библиотека собора насчитывала 100 томов.

    Просфорня собора располагалась в деревянном здании, построенном в 1903 году. Причт храма проживал в собственных домах. Собору принадлежало 34 десятины полевой земли в 6 верстах от города. В 1896 году в приходе насчитывалось 614 дворов, в которых проживало 1 839 мужчин и 1 964 женщины. В 1910 году в приходе храма – 483 двора с 1 394 мужчинами и 1 549 женщинами, а также пригородная Липецкая слобода с 178 дворами, 714 душами мужского и 737 женского пола.

    Заметным явлением в жизни собора и настоящим праздником для прихожан были посещения главного храма города тамбовскими архиереями. 17 августа 1899 году собор посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий. В соборе всем собравшимся им было преподано архипастырское благословение, а 18 августа совершена литургия, по завершению её – молебен Спасителю. Владыка провозгласил: «Мир граду сему и живущим в нём» . Затем он осмотрел церковно-приходскую школу, где обучалось на то время до 130 человек.

    12 октября 1896 года при обозрении епархии в Христорождественский собор прибыл епископ Тамбовский Александр, где его встретило всё городское духовенство в облачениях. После положенных при архиерейской встрече молитвословий, Владыка обратился к присутствующим с кратким словом, в котором «…по изложении истории возникновения и первоначальной судьбы города указал на особую милость Божию, оказанную городу Липецку, в наделении его красотами природы и растительности с лечебным целительным источником и на то, что жители города в своем поведении должны выражать благодарение Богу за дарованное их городу такое преимущество» . На следующий день Преосвященный Александр совершил в Христорождественском соборе при весьма многочисленном стечении молящихся литургию, а по окончании её молебен Спасителю при участии городского духовенства. «Просторный, благоустроенный и благолепный соборный храм с хорами наверху был переполнен молящимися. Торжественное архиерейское служение и стройное пение соборного хора производили на присутствующих в храме умиляющее впечатление» .

    В 1910, а затем и в 1916 году Липецк посещал Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий, всегда торжественно встречаемый городским духовенством и верующими в Христорождественском соборе. 19 мая 1911 года в Липецке побывал великий князь Михаил Александрович. Он посетил собор и присутствовал на молебне, который служил настоятель протоиерей Иоанн Михайлович Серебряков.

    В 1917 году в приходе Христорождественского собора насчитывалось 4 930 человек. В 1919 году – 745 дворов, в них мужчин – 2 350, женщин – 2 540.

    Священники

    Со времени своего основания Христорождественский собор был трехштатным – в клир его входили три священника (настоятель в сане протоиерея), два диакона и три псаломщика (до 1870-х годов – два дьячка и два пономаря). Настоятелями главного храма Липецка всегда были самые уважаемые и заслуженные священники – протоиереи Андрей Иванович Калугин, Косьма Иоаннович Чугунов, Иоанн Михайловч Серебряков (в 1909 году награжден палицей).

    В 1876 и 1893 годах упоминается настоятель храма – протоиерей Иоанн Иоаннович Несмелов (рукоположен 9 октября 1832 года, награжден орденом св. Анны II степени, св. Владимира IV степени; вдов). В этих же годах упоминается священник Александр Петрович Остроумов (рукоположен 2 августа 1860 года, награжден крестом). В 1876 году в храме служил Павел Григорьевич Березин (2 разряда, рукоположен в 1852 году). В том же году церковным старостой числился купец Татаринов (с 1863 года). Диаконом в 1893 году упоминается Михаил Ионович Голубев (52 лет, из среднего отделения семинарии, рукоположен 28 февраля 1868 года). Псаломщики, упоминаемые в 1893 году: Михаил Павлович Воскресенский (27 лет, студент семинарии, в должности с 1888 года); Иван Иванович Покровский (50 лет, в должности с 1864); Павел Матвеев (студент семинарии, определен в 1892).

    Не меньшим почетом в Липецке пользовался и последний настоятель Христорождественского собора – протоиерей Александр Васильевич Суворов, на чью долю выпало тяжелое бремя настоятельства в послереволюционные годы. Отец Александр родился в 1858 году. По окончании в 1881 году Тамбовской духовной семинарии служил псаломщиком, в 1886 году рукоположен в священника, сг. – клирик Христорождественского собора Липецка. С 1911 года исполнял должность настоятеля главного храма города. Протоиерей А.В. Суворов пользовался всеобщим уважением со стороны епархиального начальства и прихожан. За время служения он бы награжден набедренником (1890 год), скуфьей (1894 год), камилавкой (1900 год), наперсным крестом (1904 год), саном протоиерея и орденом св. Анны III степени (1911 год), орденом св. Анны II степени (1915 год) и орденом св. Владимира IV степени (1916 год). Доказательством огромного духовного авторитета отца Александра может служит факт избрания его участником Всероссийского съезда клириков и мирян в Москве в 1915 году и Всероссийского Поместного собора 1917 г.

    В 1909 году, в наградных списках числился священник Христо-Рождественского храма Михаил Ястребцев (43 лет, награжден наперсным крестом).

    До революции Христорождественский собор был не только главным храмом города, но и его подлинным центром, местом притяжения для всех жителей и приезжих. Вот что писал о соборе и своих впечатлениях от него один из посетителей Липецкого курорта в 1885 году: «В 9 часов утра заблаговестили к поздней литургии. Густые звуки колокола, разносящиеся с соборной колокольни далеко по окрестностям и напоминавшие мирянам о празднике Святой Троицы, невольно манили к себе и вызывали из дому. Дворянская улица, вся утопающая в зелени, имела праздничный вид; по тротуарам, скрываясь под тенью липовых деревьев, всюду виднелись богомольцы, спешащие в храм на молитву... К половине обедни соборный храм совершенно наполнился... Общество, собравшееся в соборную церковь, по справедливости можно было назвать лучшим, отборным. Посреди храма выставлена была на аналое икона Владимирской Божией Матери для поклонения молящихся. Внутренность храма, вместительного и отменно чистого, бросалась в глаза своим благолепием, дорогим убранством и отделкой алтарей. Служили литургию и молебен два священника, один из них – заслуженный, как можно было судить по облачению. Небольшой хор певчих, стройный и спевшийся, дополнял картину церковного благочиния; во время выходов из алтаря священнослужителям предшествовали псаломщик и два мальчика со светильниками, все трое в светлых и новеньких стихарях. Вся обстановка в храме производила на душу богомольца самое радостное и усладительное впечатление» .

    В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 г. можно прочесть: «В приходе слобода Липецкая, 178 дворов, душ мужского пола 714, женского пола 737, от церкви в 1 версте, земледельцы и биржевые извозчики, надел земли у крестьян по 3 десятины на душу, кроме леса. Школа церковно-приходская. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги с 1780 года. Штат: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. У причта 34 десятины полевой земли, в одном месте, от церкви в 6 верстах. Общая доходность причтовой земли 340 рублей в год. Братский годовой доход 5450 рублей. Причтоваго капитала 10000 рублей. Церковнаго капитала 3700 рублей. Дома у причта собственные, у просфорни – церковный» .

    Революция 1917 года. Изъятие церковных ценностей

    Несмотря на всё это после революции 1917 года Христорождественский собор разделил участь тысяч и тысяч православных храмов России, ставших для новой власти на первом этапе лишь источником пополнения государственного бюджета. В 1922 году, в соответствии с секретным протоколом от 23 февраля, в храмах города Липецка проводилась проверка и инвентаризация церковного имущества. Главной целью её было провести учёт принадлежащей храмам утвари из серебра и золота. Сразу же после этого под красивым и благородным предлогом помощи голодающим, а голод, как известно, был создан искусственно, началось изъятие церковных ценностей.

    8 марта 1922 года вышло постановление ВЦИК за подписью председателя М. Калинина: «…спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье…» Местному Совету предписывалось «…в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ... все драгоценные предметы» . По телеграфу срочно передавались инструкции: «..никаких препятствий для изъятия... не имеется... Из серебряной и золотой посуды... оставлять потребное для богослужения количество... за исключением золотых, кои изымаются во всяком случае. Из серебряных и золотых крестов... оставлять по одному экземпляру. Золотые с бриллиантами как общее правило подлежат изъятию» .

    Повинуясь властному указанию Москвы, 14 марта 1922 года Липецкий уисполком принял решение «приступить к изъятию в первую очередь в г. Липецке. Начать с собора как более богатого храма» . Согласно описи, в соборной церкви, помимо 10 серебряных вызолоченных и 6 серебряных кованых окладов икон, было 4 серебряных с позолотой дарохранительницы, 5 серебряных напрестольных крестов, 2 Евангелия «опайного серебра» , 8 серебряных вызолоченных потиров, 7 серебряных дискосов, 12 серебряных блюд, 6 серебряных звездниц, 2 лжицы, 1 копие стальное с серебряной ручкой, 1 сосуд серебряный для мир, 2 серебряные с позолотой кадильницы, 2 серебряных флакона, 20 серебряных лампад, 1 покров кованого серебра.

    Для проведения изъятия церковной утвари была создана специальная комиссия, приступившая к работе 16 марта и явившаяся в первую очередь в Христорождественский собор. Верующие в количестве 200 человек стали протестовать, называя членов комиссии грабителями и антихристами. Комиссия ретировалась и попыталась оказать давление на церковный совет и священника А.В. Суворова с целью склонить их к сотрудничеству. Тщетно. Тогда на помощь грабителям были брошены красноармейцы. Солдаты силой удалили верующих, пытавшихся помешать реквизиции, из храма. В этот раз был изъят 61 предмет из серебра весом 54 фунта 63 золотника 10 долей на сумму 12 960 000 рублей: дарохранительниц – 3, креста – 3, сосудов – 6, дискосов – 5, блюд маленьких – 10, звездниц – 5, кадильниц – 2, лампад – 20, риз икон – 4, верхушек кадил – З. Реквизиция продолжилась 23 марта: было изъято 17 серебряных риз икон с 14 бриллиантами. Максимальный вес одой из риз – 20 фунтов 84 золотника. Вес конфискованного серебра составил 6 пудов 14 фунтов 22 золотника на сумму 61 960 000 рублей.

    Грабёж православных храмов, организованный советской властью в Липецке, жёстко контролировался вышестоящими органами. 6 апреля из губернского Тамбова Липецким укомом была получена телеграмма: «Неполное изъятие будет рассматриваться как нерадение местных органов» . В мае было изъято ещё 6 больших риз и одна маленькая, всего весом 2 пуда 14 фунтов 835 золотников.

    Другой серьёзной проблемой, с которой приходилось сталкиваться прихожанам собора эти годы, была деятельность обновленцев, поддерживаемых советской властью в надежде расколоть и дезорганизовать Православную Церковь. Те, в свою очередь, не останавливались перед попытками силой завладеть липецким собором. После очередного заключения в тюрьму настоятеля отца Александра Суворова прихожане 26 мая 1925 года отбили попытку обновленцев захватить храм. Отец Григорий Ястребов по случаю «избавления собора от обновленцев» даже служил молебен и произнёс проповедь, начинавшуюся словами: «Отошла туча от собора» . По выходе из тюрьмы, несмотря на отсутствие во время стычки, отец Александр был вновь арестован «за идейную агитацию против революции, за воспитание толпы в этом направлении» .

    Закрытие храма

    Следующим этапом политики «народной» власти по отношению к Православной Церкви стала кампания по закрытию храмов. В 1925 году этой участи должен был подвергнут и Христорождественский собор. Липецкий уисполком, готовя закрытие главного храма города, организовал комиссию с целью найти предлог для закрытия, но ничего существенного придумать не удалось. Служба в храме велась регулярно. В будничные дни на службу приходило по 100 человек, в «обыкновенные» праздники до 1 000 человек, а в высокоторжественные – до 2 500 человек. Храм, несмотря на трудное время, содержался в полном порядке, и комиссия отметила лишь то, что подвальное помещение, где находится паровое отопление и водопровод, «местами рушится» . Также и помещение под алтарями храма, служившее дровяным складом, «местами рушилось» . Справедливости ради стоит отметить, что своды эти пережили всё долгое лихолетье и стоят до сих пор – слукавили строители коммунизма. Может, несколько охладило пыл ретивых безбожников, мечтавших о закрытии и уничтожении потом собора то, что в 1926 году Тамбовским обществом краеведения с согласия Главнауки Народного комиссариата просвещения соборный храм Липецка был включён в список памятников, подлежащих охране. К тому же в 1926 году, после открытия Липецкой епархии, Христорождественский собор стал кафедральным, в нем служил первый Липецкий епископ Уар (Шмарин).

    В 1927 году власти ужесточали условия «эксплуатации верующими церковных зданий» . Общине Христорождественского собора, обремененной высокой ценой и жесткими сроками оплаты за аренду здания, ждать помощи, кроме как от Господа, было неоткуда. Хотя она порой и приходила с самой неожиданной стороны. Так, по воспоминаниям Василия Михайловича Алленых, алтарника Владыки Уара, в 1929 году немцы, обучавшиеся в Липецкой лётной школе и регулярно посещавшие Христорождественский собор, по собственному желанию помогли верующим заплатить налоги за аренду здания.

    Но уже в 1930 году на основании волеизъявления «рабочих и бедняцко-батрацкой части города» , которые требовали запретить колокольный звон, вышло постановление президиума городского Совета от 28 февраля, согласно которому со всех липецких храмов были сняты колокола. Прихожане попытались жаловаться всесоюзному старосте М.И. Калинину. На пришедший из Москвы по этому поводу запрос Липецкий городской Совет ответил весьма оригинально: «…со всех церквей г. Липецка, за исключением церкви Евдокиевского кладбища, все колокола, не исключая и малых, сняты. В отношении колокольного звона, то таковой не запрещался…»

    И всё это время Липецкий горсовет вёл подготовку закрытия собора. Во время предвыборной кампании были собраны «наказы 6 тысяч избирателей» о закрытии городских церквей. Затем была развёрнута политическая кампания на ту же тему, организованная местной газетой "Липецкая коммуна". В ходе неё удалось собрать 4 770 голосов за закрытие кафедрального Христорождественского собора и Вознесенской церкви. А 14 и 21 марта 1931 года соответствующие материалы появились на страницах "Липецкой коммуны". После проведенной властями и прессой подготовки общественного мнения в марте 1931 года было опубликовано постановление Липецкого горсовета о закрытии собора и приспособлении здания под жилплощадь для рабочих "Липецкстроя".

    22 мая 1931 года состоялся торжественный пленум Липецкого горсовета, созванный в ознаменование 3-й годовщины ЦЧО, который также принял решение о закрытии Христорождественского собора и Вознесенской церкви. В постановлении говорилось: «Учитывая наличие создавшегося жилищного кризиса, в связи с развёртыванием капитального строительства металлургического комбината, реконструкции завода "Свободный сокол", "Рудстрой", что повлекло за собой приток в город десятка тысяч рабочих и их семей, а отсутствие жилфонда вредно сказывается не только на бытовые условия рабочего класса, но и ходе самого строительства... закрыть собор и Вознесенскую церковь, срочно возбудив ходатайство перед облисполкомом ЦЧО об утверждении решений пленума Липецкого горсовета» .

    4 августа 1931 года комиссия горсовета произвела проверку состояния соборного храма «в порядке проверки договорных условий» аренды от 30 октября 1918 г. Комиссией было отмечено даже то, что выветриваются ступени перед храмом и «подвергся окислению» бездействовавший котёл парового отопления. Власть действовала как всегда решительно и нагло, что подтверждается строками документа: «При тяжелейшем жилищном кризисе... при наличии в городе 5 церквей, функционирующих, помимо подлежащих закрытию и могущих полностью удовлетворить религиозные потребности верующих, даёт право на закрытие без лишнего формализма» .

    Желая получить подтверждение своим действиям, того же 4 августа 1931 года Липецкий горсовет обратился в президиум Липецкого райисполкома с просьбой «утвердить постановление президиума горсовета о закрытии собора» . В ответ на это обращение президиум райисполкома постановил: «Констатируя рост культурного уровня и политической активности трудящихся масс города, их настойчивое требование о закрытии собора, утвердить решение президиума горсовета» . После этого последовало постановление президиума облисполкома ЦЧО от 2 сентября 1931 г. о ликвидации Христорождественского собора и Вознесенской церкви: «...Считаясь с желанием большинства... вместе с этим учитывая неотложную нужду в помещениях для культурных учреждений... закрыть Вознесенскую и соборную церкви в г. Липецке, передав здания Липецкому горсовету для переоборудования их под жилища и культурные учреждения для рабочих» .

    В ответ на решения властей 10 сентября 1931 г. прихожане собора, собрав 7 200 подписей, обратились во ВЦИК с ходатайством об оставлении собора в распоряжении верующих и вскоре получили ответ, подписанный М.И. Калининым: «Собор никто не имеет право отобрать до окончательного решения президиума ВЦИКа» . Однако надежды верующих в очередной раз были обмануты – 16 марта 1932 года Президиум ВЦИК утвердил все предыдущие решения городских властей и постановление президиума облисполкома ЦЧО от 2 сентября 1931 года о закрытии собора и Вознесенской церкви. Вскоре, 29 марта, представителей общины Христорождественского собора вызвали в горсовет, и секретарь горсовета предложил им сдать здание собора. Все прихожане единодушно выступили против этого, но собор был опечатан, а 31 марта 1932 года в присутствии милиции и агента финотдела с дверей собора без предупреждения "двадцатки", без составления акта и описи было сбито 5 замков и вывезено всё имущество и документы.

    Верующим удалось спасти лишь часть икон и распятие на Голгофе. Последнее после Великой Отечественной войны было передано в открывшуюся Преображенскую церковь . Члены "двадцатки" обратились в бюро жалоб Липецкого РИКа и в прокуратуру г. Липецка. А 5 апреля уполномоченные от верующих собора Василий Егорович Букреев, Василий Егорович Зайцев, Иван Политович Зайцев и Дмитрий Яковлевич Быков вновь обратились во ВЦИК, но жалобы остались без ответа. Повторное обращение в августе также не принесло результата. Так состоялось закрытие главного православного храма города – Христорождественского собора. И, наверное, немногие из тех, кто всячески способствовал или противился этому, могли тогда предполагать, что пройдет 60 лет и собор вновь начнет действовать.

    А тогда, в начале 1930-х, власти ломали голову над тем, как использовать здание собора, отобранное у верующих. Сперва его хотели приспособить под общежитие для рабочих, но после подсчёта затрат на перестройку решили, что это дорого и объявили об устройстве в соборе театра. Пролетарский театр так и не создали, собор превратили в склад зерна и овощей. А в трапезной разместился краеведческий музей, находившийся там согласно документам уже 29 января 1933 года. Музей стал как бы обоснованием необходимости свершившегося, так как пустующим собор оставить не могли. Но борьба за него и за права верующих продолжалась. 7 декабря 1932 года в Президиум ВЦИК Калинину поступила жалоба о незаконном изъятии храма у верующих за подписями липчан Букреева, Коростелёва и Зайцева. В марте 1933 года они писали прокурору Вышинскому: «... собор изъят незаконно...»

    О «неправильном... изъятии собора горсоветом» было написано и отправлено письмо М. И. Калинину за подписями 10 тысяч липецких жителей. Лишь начавшиеся репрессии и война заставили приостановить борьбу за Христорождественский собор.

    Музей и склад

    Тяжелые годы Великой Отечественной войны принесли изменения в отношениях государства и Церкви. Сознавая необходимость в ослаблении жесткой антицерковной политики государства, 28.11.1943 г. СНК СССР выпустил постановление № 1325 «О порядке открытия церквей» . Вновь началась борьба за возвращение Христорождественского собора. Верующие обратились по этому поводу в городской Совет, но получили отказ. 8 марта 1943 года они отправили письмо М.И. Калинину. Безрезультатно. Сетуя, что на неоднократные обращения во ВЦИК не получили ответа, 22 января 1944 года липчане в составе 1 200 человек обратились в Священный Синод (письмо подписал уполномоченный церковной двадцатки Николай Егорович Голощапов). Последовало прошение Синода в правительство об открытии в Липецке Христорождественского собора. В первых числах мая 1944 года за подписью Фёдора Ивановича Зайцева от верующих было отправлено письмо в СНК СССР на имя уполномоченного по делам Православной Церкви. Верующие в писали, что «церковь принесёт пользу государству сбором средств на оборону страны» , и что «из большого, до 80 тысяч человек, населения города Липецка все семьи имеют на фронте защитников государства, о которых верующие: жёны, отцы, и матери – желают молиться, находя в этом единственное утешение, которого они лишены» . Совет но делам Русской Православной Церкви письмом от 23 июня 1944 г. за № 1473/15 просил липецкие власти «ввиду большой настойчивости верующих, уполномоченные которых дважды приезжали в г. Москву, в Совет по делам Русской Православной Церкви, ещё раз рассмотреть их просьбу» .

    Когда читаешь эти письма верующих липчан с просьбами вернуть им храм Божий, ответы-отписки на них, новые просьбы, то понимаешь, что пришлось перенести прихожанам собора, удивляешься их смелости и силе веры. Ведь все эти поездки в Москву, подписание ходатайств, сбор подписей в безбожном государстве, которое незадолго до этого отправило на расстрел и в концлагеря сотни местных священников и простых верующих, – такое проявление инакомыслия могло закончиться печально. Нужно было иметь сильную веру и мужество, чтобы в это трудное время хлопотать об открытии храмов! Тем более что власть упорствовала и никак не хотела идти на уступки.

    21 сентября 1944 года на имя Акима Кузьмича Валяева был получен отказ городских властей в открытой соборной церкви. Новое письмо было отправлено верующими в адрес Святейшего Синода и "высшему церковному управлению Москвы" в октябре 1944 г. А 24 декабря 1944 ревнители Православия в связи с наступлением Рождества Христова вновь обратились в комиссию облисполкома по церковным делам с просьбой открыть собор для 20 000 верующих липчан и вновь получили отказ, несмотря на то, что храмовая часть по-прежнему пустовала и использовалась под ссыпку хлеба.

    Не вернула власть собор и в послевоенное время, когда было открыто несколько храмов в городе и на территории нынешней Липецкой области. Лишь в 1949 году Липецкий горсовет подтвердил статус собора как памятника архитектуры. До 1956 года в храмовой части собора действовал склад, а притвор и трапезная использовались под музей.

    Возвращение собора

    Решение правительства страны от 6 января 1954 года о создании Липецкой области стало в какой-то степени судьбоносным и для Христорождественского собора. В связи с формированием на Интернациональной (бывшей Соборной) площади Липецка нового административного центра, присущего областному городу, требовалось решить судьбу здания собора, которое к тому времени сильно обветшало. Было высказано два предложения: отремонтировать собор или, если не найдётся исполнителей, снести его. Волей Божией нашлись люди, заинтересованные в сохранении и восстановлении собора. Руководить реставрацией здания взялся архитектор Леонид Ефимович Рудаков. Ремонтные работы начались в 1957 году и завершились в следующем 1958 году.

    В это время одним из рабочих был разрушен и разграблен склеп, где покоились останки отца Иоанна Рождественского. Спустя год, по воспоминаниям очевидцев, мародёр умер. В ходе ремонта были закрашены сохранившиеся в интерьерах собора росписи. Перед этим фотограф В.П. Малых выполнил их фотофиксацию, и фотографии в количестве 8 единиц поступили в фонды областного краеведческого музея. Позднее, в 1966 году, в музей фотографом Л.Е. Цаплиным были переданы негативы с росписями собора, сделанные до 1917 года. Эти снимки дают возможность наглядно представить и восстановить росписи храма. К декабрю 1970 года часовой мастер М.Т. Гребёнкин смонтировал на колокольне собора башенные электрические часы с четырьмя циферблатами. Диаметр циферблатов составляет два метра. Часы своим мелодичным боем оглашали площадь. В 1980 году на колокольне собора произошёл пожар, сгорели часы, пострадал вновь позолоченный шпиль. Часы были восстановлены к 1 мая того же года.

    В 1989 году на колокольне был сделан ремонт и открыта выставка "Липецк на старых фотографиях". Это была последняя новая выставка в стенах собора, так как назрел вопрос о возвращении храма верующим. Собравшиеся по инициативе Липецкого областного краеведческого общества жители города потребовали возвращения собора верующим и передачи бывшего Дома политического просвещения областному краеведческому музею. В ответ на это обращение липчан президиум Липецкого областного Совета народных депутатов 20 сентября 1991 г. принял решение: «1. Передать здание Христорождественского собора верующим до 1 ноября 1991 года. 2. Поручить облисполкому разместить Липецкий областной краеведческий музей в здании бывшего общественно-политического центра обкома КПСС» .

    1 ноября 1991 года состоялось освящение Христорождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства. Первым настоятелем открытого вновь Христорождественского собора был назначен протоиерей Василий Бильчук, который исполняет эти обязанности и в настоящее время, являясь также секретарём Липецкой и Елецкой епархии.

    В память 200-летнего юбилея закладки соборного храма на западном фасаде колокольни 2 ноября 1991 года установлена памятная доска с соответствующей надписью, почти повторяющей прежнюю надпись на хорах храма. Вторая памятная доска была установлена 23 октября 1991 года – к 100-летию преставления св. Амвросия Оптинского: «С марта 1838 г. по октябрь 1839 г. преподавал в духовном училище Липецка преподобный Амвросий Оптинский (А.М. Гренков)» .

    В последующие годы были выполнены настенные росписи собора. Художник В.Д. Подольский расписал купол и алтари, основную часть трапезной и храмовой части, верхний ярус последней – вместе с Н.И. Даньшиным. Отдельные росписи удалось воссоздать по сохранившимся фрагментам. Несколько подлинных фресок итальянской работы XIX века сохранилось в алтарях трапезной части собора и над входом в трапезную из притвора.

    К 2002 году установлены новые иконостасы, настелены мраморные полы. Почти воссозданные и вновь освященные престолы Христорождественского собора были посвящены тем же праздникам и святыням, как и прежде. Лишь правый придельный престол в храмовой части собора освящен во имя св. Серафима Саровского.

    На праздник Славянской письменности и культуры в 1994 году возле собора был воздвигнут поклонный крест в память свв. учителей словенских Кирилла и Мефодия. В течение последних нескольких лет при соборе действует воскресная школа для детей и взрослых (по субботам). Проходят занятия епархиального православного духовного центра "Возрождение". Центр является одним из связующих звеньев между храмом и миром. В центре работают иконописная мастерская, церковно-певческая школа, творческая мастерская, театральная студия, библиотека, аудио- и видеотеки. Для взрослых действуют православный лекторий и семейный клуб "Благочестие".

    За последнее время Христорождественский кафедральный собор трудами своего настоятеля протоиерея Василия Бильчука сильно преобразился. В 2004 году купола его засияли золотом – покрытие из нитрида титана, так похожее на драгоценный металл, более доступно и долговечно. В 2005 году фасады соборного храма заиграли яркими красками.

    В 2003 году в связи с созданием самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии Христорождественский собор вновь стал кафедральным. В нём часто служит Владыка Никон. Архиерейская служба – всегда событие и праздник для верующих липчан.

    Продолжается благоукрашение внутренних интерьеров. Но ещё многое предстоит сделать для восстановления былого величия и красоты главного храма города, который и в настоящее время остаётся его архитектурной доминантой, украшением исторической части и духовным центром Липецка.

    Реликвии и святыни храма

    Среди особых храмовых святынь, находящихся в соборе в настоящий момент, следует назвать раку с 81 частицей мощей Киево-Печерских чудотворцев из Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Рака выполнена из красного дерева и находится под резной дубовой сенью с множеством хрустальных лампад. Но особо почитается липчанами икона Божией Матери Липецкая "Страстная" в позолоченном киоте с резными всходами, находящаяся ныне в храмовой части собора напротив главного иконостаса с правой стороны.

    Напротив иконы Божией Матери, с левой стороны, в таком же киоте со всходами расположена икона сщмч. Уара, епископа Липецкого, причисленного к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.

    В настоящее время церковь постановлением Совета Министров РСФСР № 1327, прил. 2 от 30.08.1960 г. является объектом исторического и культурного наследия местного значения (код памятника: 4800005000).




    Клир собора в настоящее время:

  • протоиерей Василий Бильчук, настоятель
  • протоиерей Алексий Калинин
  • протоиерей Владимир Романович Максимчук
  • протоиерей Алексий Николаевич Гузенко
  • протоиерей Алексий Юрьевич Носач
  • иерей Сергий Васильевич Гришанов
  • иерей Виктор Владимирович Архипкин
  • протодиакон Ефимий Павлович Дмитриев
  • диакон Александр Владимирович Алёшин
  • архимандрит Герман (Ледин)
  • иеромонах Севасиан (Черкасов)
  • диакон Олег Мальцев
  • К Христо-Рождественскому собору приписаны:
  • часовня свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Липецка
  • домовой храм в честь иконы Божией матери «Всецарица» в областном онкологическом диспансере г. Липецка
  • домовой храм в честь святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в СКО школе-интернате для слабовидящих детей 3-4 вида г. Липецка
  • Использованы материалы сайта: Благочиние48.ру
    Использованная литература: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Липецка", 2006 год
    И.А. Самоцветов "Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год"
    И. М-ов "Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год"
    А.Е. Андриевский "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911"
    Яндекс-фотки

    Христорождественский собор является не только главным православным храмом Липецка, но и настоящим духовным центром города, одним из его символов. С точки зрения архитектуры, несомненно, это главная доминанта в городском пейзаже. Строительство храма было инициировано императрицей Екатериной Второй, а проект здания разрабатывал итальянский архитектор Томазо Адалини.

    Строительство соборной церкви Рождества Христова началось еще при жизни императрицы, в 1791 году и было завершено спустя 11 лет. Храм простоял меньше года и вскоре сильно пострадал в результате сильного пожара, уничтожившего все деревянные элементы. К 1805 году церковь была полностью восстановлена, а в 1807 году состоялось торжественное освящение главного престола в честь Рождества Христова. В 1825-1835 годах была построена соборная колокольня, выполненная в стиле классицизма. В конце XIX столетия на ней висело восемь колоколов, вес наибольшего из которых составлял 489 пудов. Спустя еще несколько лет колокольня и основной объем собора были соединены трапезной.

    В 1931 году собор был закрыт, и остро встал вопрос о его сносе по причине ветхости, однако для спасения памятника архитектуры было принято решение разместить в здании краеведческий музей. Отстоять собор тогда удалось при активном участии главного архитектора области. В 1991 году собор возвращен епархии.

    Христорождественский кафедральный собор

    Христорождественский кафедральный собор находится на центральной площади под названием Соборная, в городе Липецк, ее архитектором был Томмазо Адолини.

    Строительство собора было начато в 1791 году, а возведение храмовой части Христорождественского собора завершилось в 1803 году.

    В еще не освященном храме произошел пожар, он уничтожил все деревянные части собора, само здание из за пожара сильно обгорело. После чего храм открыли в 1805 году, а уже 20 июня 1805 года был освящен престол возобновленного храма в честь святого Николая Чудотворца.

    В 1842 году церковный собор был построен, все указы были от императрицы Екатерины Алексеевны, но уже в 1931 году собор закрыли, в связи с тем что была создана главная площадь города. Но чтобы не был утерян памятник города в его здании разместили Липецкий краеведческий музей.

    А вскоре в 1991 году храм отдали верующим людям, и он стал уже кафедральным.

    Loading...Loading...