Как исправить заикание у взрослых. Причины возникновения и методы лечения заикания у детей

(лого) - вид дефекта речи, из-за которого пациент запинается в процессе разговора, один слог повторяет два и более раз. Это создает ощутимые трудности при общении. Отмечается, что проявления расстройства могут значительно усиливаться при эмоциональном возбуждении. Методов лечения заикания у взрослых несколько. Прежде всего назначаются занятия с логопедом. Специалист обучает пациента разговору с наименьшими проявлениями патологии. Также необходимы:

  • дыхательная гимнастика;
  • нормализация психоэмоционального фона;
  • корректный режим отдыха, питания;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • физические нагрузки;
  • седативные лекарства по предписанию лечащего врача.

Симптомы

Заикание у взрослых имеет несколько форм. Они различаются особенностями проявления патологии. У пациентов диагностируют:

  • Тонический логоневроз. Происходит запинание с типичными паузами. Говорящему сложно произнести очередной слог. Также наблюдается растягивание некоторых звуков.
  • Клонический логоневроз. Пациент множественно повторяет отдельные слоги.
  • Смешанный. В разговоре отмечаются проявления тонической и клонической форм.

Заболевание имеет свои особенности развития. На основе этих факторов специалисты выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. В первом случае наблюдается стабильный явно выраженный дефект произношения. Неврозоподобная форма характеризуется элементами логопатии, возникающими при нервных срывах, стрессах. Как избавиться от заикания взрослым больным? Терапия длительная и осуществляется под наблюдением нескольких специалистов.

В ряде случаев выявить конкретную причину заикания у взрослых не всегда возможно. Наиболее распространенными факторами считаются:

Причиной заикания у взрослых, носящего временный характер, нередко является приступ ярости или сильный испуг.

Какой врач лечит заикание у взрослых?

Как лечить заикание у взрослых, обычно решают психолог, невролог и логопед. Терапия назначается после уточнения типа расстройства, провоцирующих факторов, сопутствующих патологий.

Если нарушения явные и мешают нормальному образу жизни, необходима помощь специалиста. На приеме доктору важно узнать:


  1. Какова психоэмоциональная обстановка на работе и в семье пациента?
  2. Заикание наблюается регулярно, или его провоцируют какие-то факторы?
  3. Как давно пациент жалуется на логоневроз?
  4. Предшествовала ли нарушению речи какая-либо ситуация?

Если не заниматься лечением дефекта, то он может сохраняться на протяжении длительного периода времени. Запинания и повторения нередко усиливаются, становятся более интенсивными. Также нарушается адаптация человека со сбивчивой речью в обществе. Иногда приходится менять работу, образ жизни. Известны случаи, когда у человека, находящегося в стрессе, шоке, после глотка теплого чая или алкогольного напитка восстанавливался естественный темп речи.

Заикание — довольно распространенный дефект речи и среди детей, и среди взрослых людей, причем именно последним оно доставляет массу неприятностей.

Обычно данное отклонение проявляется еще в раннем возрасте и, если никакие меры не были приняты, оно может сохраняться на долгое время.

Чем раньше вы начнете лечить заикание, тем быстрее сможете обрести уверенность в себе и избавиться от неприятной проблемы.

Возможные причины

Заикание принято разделять на невротическое (логоневроз) и органическое (иначе неврозоподобное) . Врач при разговоре с пациентом определяет характер симптомов – являются ли они постоянными, или проявляются в зависимости от обстоятельств акта речи. Может быть назначено исследование мозга посредством электроэнцефалограммы.

Если это обследование определяет наличие в работе структур мозга отклонений, отвечающих за функции речи, заикание определяется как органическое.

Симптомы органического заикания постоянны , даже если обстановка спокойная и привычная для больного.

Причины же в этом случае могут быть следующими:

  • Органическое заикание у взрослых может появиться после перенесения инсульта (как оказать первую помощь при инсульте, читайте статье), черепно-мозговых осложнений и других болезней, поражающих моторную сферу.
  • Опухоли в мозгу, которые способны препятствовать прохождению нервных импульсов механическим путем и провоцировать нарушения речи.


Если говорить о логоневрозах, их причина – сильные нервные потрясения и стрессовые ситуации.
Тут заикание не имеет физиологических корней и во многом зависит от эмоционального напряжения человека. Такое заикание усиливается, если нужно разговаривать перед незнакомой аудиторией, в незнакомой для человека обстановке.

Существуют случаи заикания временного, когда оно проявляется сразу после того, как человек сильно испугался, испытал гнев либо аффект. По истечении определенного периода дефект проходит по мере того как снижается напряженность ситуации. Чтобы устранить проблему, человеку может быть достаточно выпить что-то теплое или немного алкоголя.

В случае стрессового логоневроза особенно важна оказанная вовремя помощь. Иначе он может стать причиной патологического стереотипа, а заикание перейдет в хроническую форму.Тогда к внешним дефектам речи может присоединиться нервный тик, судороги, постоянные подергивания. В этом случае значительно повышается психологический дискомфорт, общение с другими людьми вызывает у человека ужасные эмоции.

Самая многочисленная группа – это люди, страдающие заиканием еще с раннего возраста . Первопричины могут быть как органическими, так и невротическими. Основная особенность таких пациентов заключается в том, что у них болезнь является устойчивой, укоренившейся.

Картина становится сложнее ввиду наследственной расположенности и сформировавшихся речевых привычек. Лечение у этих пациентов может длиться на протяжении нескольких лет.

Заикание у взрослых лечится в двух основных направлениях:

  • Непосредственное устранение нарушений речи с помощью специалиста-логопеда, который с помощью реабилитации вырабатывает у пациента навык мелодичного и плавного говорения.
  • Работа с неврологом и психотерапевтом, которые помогают устранить заикание в качестве одного из симптомов нарушений психоневрологического характера. Внимание при этом уделяется внимание нервной системе в общем.

Комплексное врачебное вмешательство, которое направлено на борьбу с заиканием, не ограничивается только логопедом.

Чтобы полноценно избавиться от проблемы, необходимо работать с несколькими профессионалами:

  • Врач-невролог проводит обследование и определяет неврологическую составляющую заикания. Также может быть показано МРТ и ЭЭГ. Если необходимо, специалист может назначить седативные средства и препараты ноотропного действия.
  • Психотерапевт проводит с пациентом беседу, использует проективные методики, что помогает определить тревожность пациента, выявить скрытые фобии и страхи, и привести их коррекцию в дальнейшем. Работа с психотерапевтом помогает снизить тревожность, привести в норму эмоционально-психологический фон, скорректировать навыки общения, а также научиться использовать некоторые формы релаксационных техник самостоятельно. Важный аспект в работе психотерапевта – устранение у пациента вербофобии (страх разговаривать). Если отсутствуют установки, которые приводят к боязни человека выражать мысли, симптомы заикания соматического характера перестанут проявляться, а механизм заикания не будет запускаться.
  • Логопед работает на устранение непосредственных нарушений в работе артикуляционного аппарата, проводит коррекцию дефекты речи. Однако его деятельность даст результаты только в сочетании с вмешательством психотерапевта и невролога.
  • Может быть назначен массаж, иглотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия . Эти методы могут оптимизировать работу нервной системы.

Как самостоятельно избавиться от заикания?

Существует и масса народных средств, используемых в борьбе с заиканием.

Травы и овощи:

  • Возьмите листья ясенца белого, поместите его в кипящую воду и дайте настояться в течение двадцати минут, затем процедите. Используйте для полоскания рта на протяжении 3-5 минут. Повторять нужно до шести раз в сутки. Глотать настой при этом не нужно.
  • Дважды в день нужно употреблять столовую ложку отвара, для приготовления которого нужно смешать по 100 г шиповника, калины и лимона, перемешанными с 200 г капусты. Настой рекомендуется заесть миндалем или семечками.
  • Возьмите щепотку гусиной лапчатки, закипятите в стакане молока или вина, а после того как средство настоится, принимайте натощак с утра на протяжении десяти дней.
  • Нужно перемешать идентичное количестве зверобоя, мелиссы, хмеля, вереска, дягиля, крапивы и ромашки. Взять чайную ложку сбора и опустить в стакан кипятка, дать настояться в течение полчаса и пить дважды в день по половине стакана – натощак с утра и перед сном.
  • Возьмите 5 г душистой сухой руты, залейте половиной литра кипятка и кипятите на медленном огне в течение пяти минут, после процедите и держите во рту, не глотая, пока отвар не остынет. Рекомендуется использовать не реже 5 раз в день.

Лекарственные сборы:

  • Нужно перемешать траву крапивы, мяты и валерианы. Взять половину большой ложки состава, залить стаканом горячей воды, дать настояться 15 минут и процедить. Пейте настой дважды в день по половине стакана. Курс лечения составляет месяц. Отвар помогает обрести спокойствие и уверенность в себе.
  • Использовать нужно плоды хмеля, тмина и , корень одуванчика, листья березы, полыни, мяты, фиалки, сушеницы и ясменника. Все это перемешать и 7 грамм полученного сырья залить двумя стаканами холодной воды. Дать настояться после кипения. Принимайте по 70 мл отвара до еды не реже четырех раз в сутки.
  • Смещать нужно будет мяту, листья кипрея и земляники, малиновые побеги, крапиву, плоды боярышника, тмина и солому овса. 7 г сбора добавить в 1,5 стакана кипятка, слегка нагреть, но не доводить до кипения. Настояться дать нужно в течение полутора часов, процедить. Употреблять отвар в теплом виде пять раз в день по 50 мл за 30 минут до употребления пищи.

Смесь из меда и мумие. Для одного приема нужно перемешать таблетку мумие и чайную ложку меда. Глотать лекарство не нужно – держите его во рту как можно дольше. Выполнять процедуру нужно дважды в день – вечером и с утра. Курс такого лечения составит 4-6 месяцев. Если будет необходимость, можно повторить его с перерывом с пару месяцев.

Ароматерапия. Для устранения страха и напряжения могут быть использованы ароматические масла. Самыми эффективными именно в борьбе с заиканием считаются сосновое, сандаловое, розмариновое, масло бергамота, базилики, розы. Хорошо успокаивают экстракты полыни, лаванды, герани, шалфея, чабреца.

Для применения нужно нанести немного масла на носовой платок и вдыхать аромат с него. Повторять не меньше трех раз в сутки. Также можно регулярно принимать ванну с добавлением аромамасел. Рекомендуется добавлять в воду смесь из 100 граммов кефира и 4-5 граммов масла.

Если заикание является следствием нестабильного эмоционального состояния, важно следить за последним. Не допускайте сильного волнения и стрессов, по возможности выработайте эффективные для вас методы борьбы с ними.

Если заикание сильное, носит хронический характер, и ничто не помогает вам справиться с ним самостоятельно, обязательно обратитесь к специалистам.

Меры профилактики

Для взрослых людей главная профилактика заикания – это забота о душевном и соматическом здоровье. Не пытайтесь брать на себя слишком много и бороться со всеми проблемами самостоятельно. Какими бы вы ни были сильными, все равно стоит хотя бы иногда прибегать к помощи окружающих.

Важно проявлять внимательность по отношению к себе. Если возникают проблемы и нарушения психологического характера, не нужно бояться психологов и психотерапевтов – иногда без их помощи просто не обойтись.

Смотрите видео о том, как вылечить заикание у взрослого:

Заикание – довольно распространенная проблема, если она имеется, то не нужно поддаваться панике и опускать руки. Возможно лечение заикания у взрослых в домашних условиях, что приведет к значительному улучшению коммуникационных навыков.

Важно! Заикание проявляется как нарушение речи уже после первого произнесенного звука. В общении с человеком, страдающим от описываемой проблемы, часто ощущается мышечное напряжение. Он может потерять контроль над речью и вербальными функциями организма.

Причины заикания

У здорового человека центры речи, благодаря безусловным рефлексам, работают синхронно. У заики синхронность нарушается, происходят запинания в процессе речевого выражения мыслей. Выделяют несколько основных факторов, способствующих заиканию у взрослых:

  • наследственность (человек заикается с детства);
  • заболевания, оказывающие воздействие на нервные импульсы, органические патологии (опухоли, травмы головы, инсульт, контузия, менингит, энцефалит и другие нейроинфекции);
  • логоневроз (стресс, страх, переживания, тревога, эмоциональный шок);
  • половой признак (статистика утверждает, что мужчины чаще подвержены заболеванию);
  • не проводилось лечение на ранней стадии заикания.

Какие существуют типы:

  1. Нарушения речи при проблемах с нервной системой.
  2. Нарушения из-за того, что человека в детстве переучивали с левши на правшу.
  3. Проблемы из-за стрессов, сильных переутомлений, которые носят хронический характер. К заиканию может привести испуг, депрессия, травма.

Какие имеются способы лечения

Способы лечения заикания у взрослых в домашних условиях (см. видео) существуют давно. Сохранились самые эффективные методы, которые действительно помогут в домашних условиях значительно улучшить коммуникационные навыки.

Дыхательная гимнастика для расслабления органов речи:

  1. Стать прямо, расслабить руки. Спину сделать круглой и немного наклониться вперед, расслабив голову, вместе с ней шею и плечи. Делается быстрый вдох с использованием только носа. Вернуться в исходное положение и шумно выдохнуть, уже через рот. Повторять 12 подходов по восемь раз.
  2. Стать ровно, руки опустить на бедра. Спину держать прямо. Голову поворачивать в сторону, делая вдох, выдыхать плавно при переводе головы в другую сторону. Тело во время выполнения упражнения должно быть максимально расслабленно. В данном случае достаточно три подхода, но по три десятка раз.
  3. Следующее упражнение делается сидя на полу. Сесть нужно в позу лотоса, руки опустить на колени и максимально расслабиться. На глубоком медленном вдохе максимально наполнять легкие воздухом. На выдохе выталкивать воздух животом.

Важно! В процессе проведения описанных упражнений нагружается диафрагма, а голосовые связки расслабляются. Они не смыкаются во время беседы, речь становится плавной и спокойной. Гимнастику нужно проводить по вечерам, через 2–3 часа после еды.

Травяные чаи

Различные расслабляющие травы помогают при лечении заикания. Чаи действуют, как гимнастика, расслабляя и успокаивая человека. Хороший сбор для приема внутрь можно приготовить на основе цветочков календулы, листиков мелиссы. Добавить листья березы, солодку и донник. Заливать столовую ложку сбора кружкой кипятка и настаивать несколько часов. Пить по 2–3 ст. ложки перед приемом пищи.

Можно заваривать сбор на основе ромашки, душицы, аниса, пустырника, мелиссы и зверобоя. Одну столовую ложку залить кипятком и три часа настаивать в кружке. Пить по пол кружки до четырех раз в течение одних суток.

В термос на два литра положить горстку плодов шиповника, столько же ягод калины. Залить кипятком и оставить на пять часов. Чай пить с лимоном, добавляя мед для сладости.

Ароматические масла

Если вдыхать ароматы, которые успокаивают, придают уверенности, избавляют от напряжения и раздражительности, то это поможет при заикании. Сеанс ароматической терапии нужно проводить вечером.

Эфирные масла добавлять в ванну, некоторые добавляют отвары полыни, лаванды, чабреца, шалфея. Важно, чтобы вода не была сильно горячей, а время процедуры составляло не более 15 минут. Проводятся ванны курсом в течение 14 дней.

Простое, но эффективное и приятное лечение заикания у взрослых в домашних условиях можно проводить регулярно. Процедуры можно сделать образом жизни, тогда от проблемы останется лишь маленький след.

Заикание считается одним из самых стойких . Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

Заикание представляет собой речевой дефект , обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом» .

Чем может быть вызвано?

Заикание может быть врожденным или приобретенным . В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:


Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым .

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Другие классификации заикания :

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).

Как проявляется?

Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет .

Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  1. При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  2. Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  3. В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  4. Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  5. В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).

Диагностика

В процессе диагностики заикания у детей участвуют несколько специалистов. Обследование ребенка обязательно проводится логопедом, неврологом, психиатром, психологом и педиатром.

При выявлении причин дефекта речи обязательно учитывается семейный анамнез.

Если заикание передалось ребенку на генетическом уровне, то избавиться от него будет крайне затруднительно.

Диагностика детского заикания проводится следующими методами:

  • общая оценка речи ребенка;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;

Основные методы лечения и коррекции

Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

Логопедические занятия

Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально . Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

Примеры логопедических упражнений:

  1. «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
  2. «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
  3. «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой . Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

Примеры упражнений:


Точечный массаж

Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения .

Компьютерные программы

Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы . Их одобряют и используют множество специалистов.

Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

Примеры компьютерных программ:

  • Демосфен;
  • Speak gentle;
  • Dr. Fluence.

Медикаменты

Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания . Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.

Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.

При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов :

  • противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
  • средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
  • препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
  • средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
  • транквилизаторы (подбираются индивидуально).

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно .

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя .

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту .
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее , то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации .

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.


Особый подход при воспитании

При воспитании ребенка с заиканием используются стандартные правила, но с некоторыми корректировками. Не стоит заострять внимание на недуге малыша , но занятия по устранению дефекта речи должны осуществляться даже при играх.

Наказывать детей с заиканием надо лояльно. Стрессовые ситуации при этом недопустимы. Ускорить процесс лечения может благоприятная атмосфера в семье и воспитание ребенка в любви и уважении.

При воспитании ребенка с заиканием необходимо соблюдать следующие правила :

  • нельзя перебивать речь ребенка, агрессивно делать замечания и делать акцент на его недуге;
  • атмосфера в семье должна быть благоприятной и спокойной (ссоры при ребенке должны быть исключены);
  • ребенка надо чаще хвалить, но не баловать (капризы малыша могут усугубить процесс лечения заикания);
  • авторитарные методы воспитания должны быть исключены;
  • ребенка надо приучать к распорядку дня и последовательности действий;
  • не стоит перегружать ребенка учебным материалом (чтением вслух, пересказом).

Прогнозы при заикании у детей напрямую зависят от своевременности лечения. В некоторых случаях избавиться от недуга не удается, но можно сделать его менее выраженным.

Независимо от стадии и формы патологии, родителям необходимо заранее подготовиться к длительному и трудоемкому лечению малыша. Дети с дефектами речи требуют особого внимания.

Доктор Комаровский о заикании у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Инструкция

Так как заикание носит характер , то и оно психологическими методами. Самое главное, чтобы человек, который страдает заиканием, сам стремился к выздоровлению, и мог бы полностью открыться специалисту.

Заикание не возникает на пустом месте. Обязательно что-то предшествовало этому: страх, боль, обида, тревога. Просто человек этого не помнит. Хорошие результаты в заикания дает метод гипноза, при котором всплывает прошлая ситуация, требующая взгляда .

Психологический метод включает в себя и практические действия по преодолению страха общения с окружающими. Очень хорошим упражнением в этом случае является выступление на публике. Для этого нужно записаться в театральную студию и участвовать в спектаклях. Начинать можно с небольших текстов, а затем уже играть большие роли.

В комплекс лечения заикания очень хорошо включить специальные дыхательные упражнения по методу Стрельниковой А.Н. Например, упражнение « »:Встаньте прямо, а руки согните в локтях. Ладони поверните от себя. Руки нужно держать таким образом, чтобы локти направлены были вниз. Теперь со сжиманием кулаков делайте шумные резкие вдохи носом (4 вдоха подряд без выдоха). Затем выдохните, опустите руки и отдохните 3-4 секунды. Затем упражнение в 4 вдоха повторяем еще 24 раза (с выдохом и отдыхом между циклами).

Уменьшить проявление заикания можно путем спокойного и размеренного произношения слов. Старайтесь встать или сесть в ровную позу, спокойным голосом, расходовать дыхание экономно. Также можно задерживать дыхание на момент упражнения. Следует говорить ниже тона, не нажимая на согласные, но при этом слегка растягивая .

Какой бы хороший специалист не был, 90% успеха лечения заикания зависит от самого пациента. Насколько ответственно человек будет выполнять предлагаемые рекомендации и заниматься своим самосовершенствованием, настолько выраженным будет результат лечения.

Обратите внимание

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Полезный совет

Если ребенку, у которого развилось заикание, не была оказана своевременная и комплексная помощь, то, как правило, речевое расстройство усиливается (особенно в первый год школьного обучения и в подростковом возрасте), принимает хронический характер и сильно влияет на личность заикающегося. Взрослый человек, страдающий заиканием, переносит часто возникающие речевые затруднения и неудачи, что приводит к эмоциональным переживаниям...

Источники:

  • как вылечить заикание

Как известно, от эмоциональности человека зависит очень многое. И в контексте заикания эмоциям по праву принадлежит одна из ведущих ролей.

Представьте себе ситуацию, когда заикающийся человек хочет что-либо сказать, и у него не получается или он говорит очень плохо. Хочет выразить какую-нибудь мысль, а выходит какой-то сумбур. Эта ситуация закономерно рождает ряд отрицательных эмоций, которые далеко не всегда исчезают бесследно.

Обозначим общие реакции, разделив их условно на две части: эмоции, которые проявляются резко, сильно и быстро затухают, и эмоции, которые подспудно присутствуют почти всегда и накапливаются постепенно и незаметно. К первому типу можно отнести раздражение, обиду, вспышки агрессии (например, говорят, что хотелось проклясть все на свете, провалиться под землю) и др. Ко второму типу отнесем недовольство собой, судьбой, своим дефектом (претензии и др.).

Конечно, наше деление условно. Неприятные ситуации рождают, как правило, и те и другие эмоции. При появлении такого рода эмоций существуют по крайней мере два пути, по которым может пойти дальнейшее их существование.

Первый путь - эмоция выражается в действии и проживается так или иначе, исчезая бесследно. Например, накричали на нас - мы идем в тренажерный зал, долбим грушу и наше раздражение "улетучивается". Или мы позволяем себе прочувствовать эту негативную эмоцию и выражаем ее тем или иным способом, и она через некоторое время сама себя изживает. В любом случае эмоция трансформируется и не наносит нам вреда.

Второй путь: человек запирает эмоцию вглубь себя и не позволяет ей выразиться, не позволяет себе прожить ее. И в этом случае она уходит внутрь человека (условно говоря, в сферу бессознательного) и начинает управлять им, то есть программировать на ситуации, аналогичные той, в которой эта эмоция появилась. И здесь возникает порочный круг: ситуация неуспеха вызывает определенные эмоции, а они, не получив разрешения, создают новые такие же неудачные ситуации.

К сожалению, заикающиеся чаще всего идут именно по второму, непродуктивному пути. В контексте это выглядит так: ситуация речевой неудачи рождает вспышку негативных эмоций, которые не находят своего естественного разрешения и запираются внутрь, а попав внутрь, начинают вызывать следующие ситуации речевых неудач. Тот же порочный круг.

К сожалению, такие моменты имеют тенденцию накапливаться, и в худшем случае заикающийся несколько лет или десятилетий накапливает в себе большой багаж этого "добра". Но не все так плохо. К счастью, у нас есть множество механизмов очищения от ненужного эмоционального хлама.
Почти в любой традиции самосовершенствования есть способы и техники избавления от него. Рассмотрим те из них, которые уместны применительно к проблеме заикания.

1. Во-первых, нужно разорвать порочный круг: ситуация - эмоция - ситуация. Это непросто, но для начала нужно занять такую мировоззренческую позицию, при которой вы не будете при каждом случае речевой неудачи впадать в состояние кролика перед удавом и генерировать букет отрицательных эмоций.

Нужно занять такую позицию, при которой что бы ни случилось, вы спокойно приметесь за разрешение ситуации. Поскольку вы не добавляете негативных чувств внутрь себя, то уменьшается фактор, который собственно и создает ситуации речевых неудач.

Это легче сказать, чем сделать. На такое переосмысление иногда уходят месяцы. Один из способов реализации этого способа - это ведение дневника.

Вы берете чистый лист бумаги и делите его на три части двумя вертикальными линиями. В первой колонке ситуацию (можно не очень подробно), во второй - свою реакцию и чувства. В третьей колонке вы пишите то, как бы вам хотелось реагировать на подобные ситуации.

Например:

Я пошел в магазин Я страшно разоз- Я знаю, что придаю
и мне наступили лился и , избыточное значение
на ногу хотя понимал, что этой ситуации. И
меня не хотели впредь я буду отно-
обидеть ситься к этому
спокойнее.

Это примерный текст, в третьей графе вы можете выбрать то, что вам подходит больше. Постепенно вы сможете перепрограммировать себя и реагировать более спокойно и достойно на проблемные ситуации. Занимает такая работа 10-20 минут в день.

Это мы перекрыли только поступление свежих негативных эмоций, а с теми, которые уже накопились в нас?

2. Очень полезно заниматься индивидуальной психотерапией с квалифицированным специалистом. Особенно, если он поможет перепрожить ранние .

3. Чтобы проработать и отпустить те эмоции, которые завязли в нас глубоко, можно постоянно (пару раз в день) вести дневник, описывая те переживания, которые будут появляться в течении дня или специально вызывать в памяти те события, которые были болезненны, и писать дневник, обозначая свои чувства и переживания.

4. Очень полезно заниматься агрессивными видами спорта, таким образом хорошо избавляться от свежих, невыраженных эмоций.

5. Очень глубокая работа, на мой взгляд, происходит при подготовке к "суперсложным" речевым ситуациям. Например, вам предстоит завтра выступить с докладом. Если у вас есть проблемы в этой области, наиболее вероятно, что у вас накопилось много подавленных чувств и переживаний относительно говорения на публике. Возможно, уже был негативный опыт. Именно эти подавленные чувства программируют вас на повторение старого негативного опыта. И если их пережить раньше самого события, нечему станет программировать вас на повторение неудачного исхода (или вероятность его значительно уменьшится).

Нужно сесть, успокоиться и очень медленно просмотреть будущее выступление во всех подробностях. Проживите разные варианты. Прочувствуйте худший вариант - ведь предположительно он может произойти. Представьте самое страшное: у вас ничего не получается, выходят одни запинки, зрители, недоумевая, начинают поглядывать, кто-то начинает догадываться о вашей "маленькой проблемке", кто-то уже тихонько посмеивается. А теперь обратитесь к своим чувствам. Что вы чувствуете? Обиды, раздражение, вспышки злости, унижение? Позвольте проявиться именно тому, что вы боитесь больше всего. Если вы позволили себе увидеть эти чувства, значит, их уже стало меньше. Эмоция выражается, когда человек позволяет ей проходить через себя, хоть это и бывает немного болезненно.

Можно помочь себе (хотя это и не обязательно), выписывая на бумагу то, что вы чувствуете, проживая заранее эту ситуацию. Иногда бывает необходимо несколько раз или десятков раз мысленно проживать такие ситуации, чтобы они уже не вызывали паники и сильных негативных чувств. Конечно, нужно помнить, что процесс высвобождения глубинных эмоций может быть длительным. Не все происходит с первого раза. Этот процесс требует времени и работы.

Успехов вам.

Видео по теме

В чем суть природы и механизмов заикания?

В мировой литературе есть очень хороший пример, который помогает понять природу заикания. Алан Мар­шалл в книге "Я умею пры­гать че­рез лу­жи" опи­сы­ва­ет од­ну женщи­ну, у ко­то­рой был длин­ный и не­кра­си­вый во­лос на под­бо­род­ке. Окру­жаю­щие ее лю­ди не­до­уме­ва­ли, по­че­му она не сбри­ва­ет его. А все де­ло в том, что ес­ли бы она его сбри­ла, то при­зна­ла бы факт его су­ще­ст­во­ва­ния. Это по­тре­бо­ва­ло бы сме­ло­сти при­знать свой не­дос­таток, встре­тить­ся с чем-то не­при­вле­ка­тель­ным в се­бе.

Это сравнение позволяет понять один из ас­пек­тов заи­ка­ния. Заи­каю­щийся (в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве слу­ча­ев) пы­та­ет­ся скрыть свой не­дос­та­ток, от­ри­цать, от­верг­нуть его, бро­сить ог­ром­ные уси­лия на то, что­бы ни­кто не по­нял, что он заи­ка­ет­ся. Он по­сто­ян­но бо­рет­ся со сво­им заи­ка­ни­ем.

То есть заи­каю­щийся от­ри­цает факт сво­его заи­ка­ния. Так­же это про­яв­ля­ет­ся и в том, что заи­кающийся во вре­мя ре­чи при­ла­га­ет мно­го уси­лий, что­бы скрыть его.

Как бу­дет вес­ти се­бя че­ло­век, от­ри­цаю­щий факт су­ще­ст­во­ва­ния сво­ей ру­ки? Он бу­дет пря­тать ру­ку, мас­ки­ро­вать ее, он бу­дет ис­пыты­вать страх, что кто-то пой­мет, что он пря­чет, он бу­дет по­сто­янно обес­по­ко­ен. Чем боль­ше он бу­дет пря­тать свою ру­ку, тем боль­ше вни­ма­ния он бу­дет на нее об­ра­щать, тем стран­нее он бу­дет вы­глядеть в гла­зах ок­ру­жаю­щих.

Схо­жее по­ло­же­ние и с заи­ка­ни­ем. Чем боль­ше че­ло­век ста­ра­ет­ся не заи­кать­ся, тем силь­нее на­чи­на­ет напрягаться, что впоследствии усиливает заи­кание. Че­ло­век не мо­жет ду­мать о чем-то беспред­мет­но. Ес­ли он ду­ма­ет о том, что­бы ды­шать, это мысль о дыха­нии; ес­ли же он ду­ма­ет о том, что­бы не ды­шать, то это то­же мысль о ды­ха­нии. Ес­ли че­ло­век ду­ма­ет о сво­ем заи­ка­нии, это мысль о заи­ка­нии, ес­ли же он ду­ма­ет о том, что­бы не заи­кать­ся, то это та же са­мая мысль. Также состояние заикания сильно за­ря­же­но эмоционально. Тревога, страхи и другие отрицательные эмоции сопровождают заикающегося человека.

Эти раз­мыш­ле­ния при­во­дят к не­ко­то­рым очень ин­те­рес­ным вы­во­дам. Са­мым важ­ным, на мой взгляд, яв­ля­ет­ся тот, что с заи­ка­ни­ем бесполезно бо­роть­ся. Это толь­ко уси­ли­ва­ет его. Я очень хо­чу не заи­кать­ся, но имен­но этим са­мым же­ла­ни­ем я соз­даю и уси­ли­ваю заи­ка­ние. Не прав­да ли па­ра­док­саль­но?

Ве­ро­ят­но, это иг­ра­ет од­ну из клю­че­вых ро­лей в том, что у заикающегося человека по­сле середины жизни речевые проблемы обыч­но на­чи­на­ет ос­ла­бе­вать. В этом воз­рас­те про­сто уже схо­дят с не­при­ми­ри­мой по­зи­ции, ко­то­рая бы­ла рань­ше.

Ес­ли заи­ка­ние бо­лез­нен­но вос­при­ни­ма­ет­ся че­ло­ве­ком, у не­го может воз­ник­нуть же­ла­ние не го­во­рить или го­во­рить как мож­но мень­ше, т.е. не под­вер­гать се­бя та­ким не­при­ят­ным ощу­ще­ни­ям. Он на­чи­на­ет ухо­дить от са­мих си­туа­ций го­во­ре­ния, ду­мать о том, как ска­зать мень­ше или во­об­ще не ска­зать, за­мы­ка­ет­ся в се­бе.

Этот фе­но­мен на­зван "па­ра­док­сом брев­на" и опи­сан В.Ле­ви. Ес­ли брев­но ле­жит на зем­ле, то по не­му очень лег­ко прой­ти, ес­ли поднять его на метр, то прой­ти слож­нее, ес­ли же на 20 мет­ров, то непод­го­тов­лен­но­му че­ло­ве­ку прой­ти про­сто не­воз­мож­но. В по­след­нем слу­чае че­ло­век на­чи­на­ет ду­мать о том, как не упасть. То есть он на­прав­ля­ет свои усилия на мысли о падении, тем са­мым про­грам­ми­руя и фор­ми­руя те не­лов­кие дви­же­ния, ко­то­рые и по­ме­ша­ют прой­ти. Тот же механизм актуален и при заикании.

Видео по теме

Источники:

  • Пути выхода из состояния заикания

Заикание – один из наиболее распространенных видов расстройств речи. Оно характеризуется несогласованной работой голоса и дыхания, частыми прерываниями речи и судорогами, возникающими в мышцах гортани, губ, языка. Существует довольно много причин патологии, но основными считаются только две - дефект нервной системы и спонтанные заикания, возникающие у здоровых детей.

Причины заикания условно делят на 3 большие группы: предрасполагающие факторы, неблагоприятные условия и собственно неблагоприятные .

Предрасполагающие факторы

Основным предрасполагающим фактором заикания у ребенка является генетическая предрасположенность и наличие у родителей нервных, инфекционных и соматических заболеваний, ослабляющих работу нервной системы. Огромное значение имеют психопатические особенности заикающегося: энурез, ночные страхи, раздражительность, агрессивность, эмоциональная напряженность. Возможно развитие заикания на фоне врожденной слабости речевого аппарата, которая является рецессивным признаком и передается по наследству. В этом случае заикание проявится только при сочетании генетической обусловленности и воздействия экзогенных факторов.

Поражение головного мозга может привести к появлению подобной проблемы. Происходит это под воздействием ряда вредных факторов и в различные периоды развития: внутриутробно головной мозг поражается от асфиксии, во время родов возможны травмы, постнатальные причины - инфекционные, обменные, травматические последствия детских заболеваний.

Неблагоприятные условия

Среди неблагоприятных условий развития заикания выделяются возрастные особенности деятельности мозга. Функциональная ассиметрия работы головного мозга формируется к 5 годам. Его речевая функция созревает поздно и является очень хрупкой и ранимой. У мальчиков процесс ее созревания происходит медленнее, чем у девочек, что связано с неустойчивостью их нервной системы. Ускорение развития коммуникативной, познавательной и регулирующей функций происходит к 3-4 годам под влиянием общения со взрослыми, что проявляется повторением слогов и целых слов и имеет физиологический характер.

К могут привести: недостаток положительных эмоций и контактов между ребенком и взрослыми, отсутствие чувства ритма и недостаточное развитие моторики, психическая реактивность ребенка на фоне неполноценных отношений с окружающими.

Неблагоприятные причины

К психическим и социальным причинам относятся: одномоментная психическая травма - испуг или страх; травма, действующая длительно - неправильное семейное воспитание, избалованность, постоянные конфликтные ситуации в семье; нарушенное произношение звуков с детства, речь на вдохе, быстрая, нервная, невнятная речь родителей; чрезмерные речевые нагрузки, несоответствующие возрасту; подражание заикающимся.

Это заболевание отличается тем, что оно протекает без каких либо нарушений речевого аппарата. При заикании не наблюдается никаких изменений и дефектов голосовых связок, губ, языка, зубов или легких. Не нарушена и мозговая деятельность, однако речь человека не согласована с речевым аппаратом.


Второе название заикания – . Из этого следует, что заикание – недуг невротический и возникает он в результате ослабления нервной системы. Это может случиться во время какой-либо инфекционной болезни, психической травмы или другого рода воздействий. Часто причиной выступают неправильное воспитание, конфликты, чрезмерные требования родителей к ребенку. Бывает, что заикание возникает на фоне подражания кому-то из , чья речь не отличается чистотой.


Логоневроз развивается преимущественно в раннем возрасте, в момент формирования речи. Заикание у детей может начаться в период от 2 до 5 лет, когда малыши начинают говорить фразами, но случается это и в 6, и в 7 лет. Пубертатный возраст тоже в зоне риска, так как подростки излишне чувствительны и восприимчивы.


Заикание всегда родом из детства. Не бывает такого, чтобы ребенок начал заикаться сам собой – этому всегда предшествует какое-то неблагоприятное событие.


Медицина различает две формы заикания – невротическое и неврозоподобное. Причиной невротического заикания обычно становится какая-то психологическая травма. Это может быть внезапный испуг, смерть родного человека или любимого питомца, скандалы в семье, . По мере того, как развивается заикание, появляется логофобия – страх речи, что еще больше усугубляет ситуацию. Ребенок, понимая несовершенство своей речи, старается меньше говорить, стыдится своего дефекта. Параллельно с этим развиваются и вегетативные нарушения – ребенок краснеет, потеет от напряжения. Если не обращать внимания на проблему, то заикание будет прогрессировать и повлечет за собой другие нарушения, например, подергивание мышц лица и шеи, конечностей. Могут развиться боязнь темноты, бессонница, ночное недержание мочи.


Неврозоподобное заикание развивается на фоне органического поражения центральной нервной системы и возникает постепенно, в отличие от невротического. Здесь присутствует судорожность речи, которая часто сопровождается принужденными движениями мышц лица и рук. Однако при такой форме заикания, ребенок не испытывает страха перед речью, а все проявления являются стабильными. Неврозоподобное заикание лечится трудно и зависит от общего течения болезни, на фоне которой оно появилось.


Часто заиканием ошибочно называют нарушение речи, при котором человек словно скандирует слова. Такая речь неравномерна – то быстрая и громкая, то тихая и медленная. Это – речевая атаксия, которая развивается при заболевании мозжечка.


Подлинное невротическое заикание, напрямую зависит от состояния человека. В моменты волнения оно усиливается и ослабевает, если человек спокоен. Интересно то, что заикающиеся люди прекрасно поют.


Лечение заикания проводится логопедами и психотерапевтами, так как эта болезнь имеет под собой невротическую почву. Поскольку никаких нарушений речевого аппарата не наблюдается, то при комплексном лечении от него можно избавиться. Конечно, чем раньше начнется работа над этим недугом, тем лучше. В период лечения очень важно поддерживать спокойствие больного. Доброжелательность, последовательность и внимание ускорят выздоровление. В медицинской практике известны случаи значительного улучшения речи, едва менялись условия жизни больного и его окружение.

Loading...Loading...