Духовные произведения в мировой музыкальной классике. О музыке, живописи, театре Прошли века, и там, где прежде

Владимир Красное Солнышко …. Славный защитник земли Русской, могущественный князь.

С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В 988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс крещения Руси. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель - защита земли Русской.

Ольга (в крещении Елена), великая княгиня киевская.

Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.

Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. -

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Канонизирована Русской православной церковью как святая.

Александр Невский. Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) - святой, великий князь владимирский, В 1240 шведы, двинулись в крестовый поход на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом , завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков , выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Александр вновь двинулся на крестоносцев и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище »). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами . В 1258 Александр Невский ездил в Орду, отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар.На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского . Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Сергей Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь. Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола - от отца к старшему сыну.

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

Семенова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли Русской"
Дата публикации: 23.12.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка

раздел «О России петь - что стремиться в храм»

урока № 5, II четверть

по теме

«Святые земли Русской»

Составитель: СеменоваС.В.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема урока: «Святые земли Русской»
Цель урока
: П робудить у учащихся интерес к жанрам духовной музыки. Знакомство с жанрами духовного песнопения – величание, стихира, активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно- нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
 познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;  научить определять особенности духовных произведений по их жанровому признаку;  исследовать музыкально-историческую страницу жития русского народа на основе анализа, размышления житий русских православных Святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;  конструирование (жанровое музыкальное) Величания русского православного Святого;  определение «символического» понятия святости человека в русской музыкальной истории и культуре.
Музыкальный материал:
Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
Методические рекомендации
1. «Песнь об Александре Невском» слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение.  Слушание;  интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями. 1
3. Величания Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге.  Работа с разворотом учебника;  слушание величания;  интонационно-образный анализ;  сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства. 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов  слушание, исполнение  сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. 5. песня «Святые жены» Ю.Берёзовой
Оборудование и материалы:
 экран;  звуковое оборудование, радиосистема;  видеоматериалы. Тип урока: интегрированный (музыка и изо).
Ход урока.
1. Актуализация темы и цели урока. Духовная культура личности рассматривается как культура эмоционально-интеллектуальной деятельности. (комментарий: идея - исследование «русский дух, сложившийся исторически как совокупность качеств национального характера». «О нём – о русском духе – и начнём!» Постижение нравственных и эстетических критериев, которые человечество выработало для сохранения себя как человеческого рода и воплотило в искусстве.) 2. ПРОЛОГ Видеоматериал На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором- летописцем, и звучат слова былинного сказителя. - О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…. Учитель У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, 2
народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Исполнение учителем 1-2 куплета песни Юлии Берёзовой «Святые жены» 2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых. На экране тема урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Фон сменяется песнопением тропаря всем Святым, демонстрируется ряд файлов с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых. Перед учащимися открыт разворот учебника по теме «Святые земли Русской» Учитель: 1. «Княгиня Ольга» краткометражный видеоматериал о Святой Ольге. Глубокий ум, мудрость. Вся глубина мудрости княгини, ее высокие свойства души раскрылись в отношении к вере. 2. « Князь Владимира» краткометражный видеоматериал, в основе лежит песнопение о Святом Владимире. Учитель: - Две исторические личности: Княгиня Ольга и князь Владимир. А как можно прославить такой подвиг? Работа по группам Дети размышляют, исследуют. - На личных примерах, как бы вы прославили положительный поступок в современное время и попробовать представить себя в прошлом. Вывод: передать историю «из уст в уста», написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах… Учащиеся: Среди ответов - Можно ли прославить подвиг с помощью музыки, пения, ведь рассказывали истории на распев, как песню. Учащиеся: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего? Учащиеся: - Вокальная, духовная (музыка храма) Учитель: - В каком жанре вокальной музыки? Учащиеся: - Песня. Учитель: 3
- Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент? Учащиеся: - Нет. Музыка может быть a cappella. Учитель: - Какой характер имела бы такая песня? Учащиеся: - Величаво, гимноносно (появилось выражение среди учащихся), торжественно. Учитель: - Верно, настоящий Гимн. А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера? Работа по группам письменно: Назвать все интонационные свойства и расписать свои впечатления: Темп, характер мелодии, ритм, тембра, регистр, лад, динамика. Учитель: - Предлагаю послушать образец такого славления Святого. Слушание: « Величание Божей и Матери» знаменного распева. Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали? Работа по группам. Аргументы - Нет. Учитель: - Назовите два самых ярких несоответствия. Учащиеся: - темп медленный, динамика (p) тихая … Учитель: - Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: Ученик: - величие души этих людей. Учитель: - А кричат ли о духовном подвиге? Ученик: - Нет, его не совершают ради похвалы. Учитель: ради духовного самосовершенствования. Учитель: - Так что же произошло с внутренним миром этих людей в течение их жизни? Ученик: - Изменения. Учитель: - Какими новыми свойствами наполнились души этих людей, что они смогли воспитать в себе? (духовное наполнение, совершенствование) Ученик: 4
- Доброта, мудрость, милосердие, терпение, любовь, уважение, щедрость, вера…
Рефлексия
. Кого называют Святыми? Учитель: - Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой? Ученик: - Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и несёт свет своей души другим людям, дают духовную помощь.
Вывод:
Учитель: - Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили. Предложить исполнить песню «Алилуя любви». Группы ребят напоминают друг другу в форме игры о правилах исполнительства (каждое правило называют до 1 паузы, кто задерживает темп - переход хода и т.д.) песню «Алилуя любви». Финал: На экране, на звуковом фоне стихира русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории связанной с житием Святых Ольги Владимира (эффект повторения материала) 5

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

  1. Историческая, музыкально-патриотическая тема.
  2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
  3. Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева;
  4. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский» (слушание);
  2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты живёшь» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» - так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.

В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда находились великие герои, ведущие народ на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

«Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет.
На том стоит, и стоять будет русская земля!»

Александр Невский

Перелистаем страницы русской истории

Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро-монгольским игом. Вся южная часть Русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера новая беда – шведы да немцы.

В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают.

«А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке. На большой воде.
Там рубились в войске воинском
За великую землю Русскую.
За собою войско вёл Александр.
Были силы в войске богатырские,
Как налево махнут – станет улица,
А направо махнут – переулочек.
Не уступим мы землю Русскую,
Кто придёт на Русь, будет побеждён!»

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй».

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» О. Тихомиров.

Русские войска, сражаясь, загнали врагов на лёд Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под воду.

Художники и композиторы воплотили облик героического князя и его подвиг в своих картинах и в музыке.

Живопись

На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы возвышается над нами, это придаёт образу особое величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!»

На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение русского города в картине символизирует Великую Русь.

Звуки музыки

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату к художественному фильму под названием «Александр Невский», в котором показывают битву на Чудском озере.

Именно кантатой, то есть музыкальным произведением для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев.

Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая песня – «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому слову «кантаре», что означает «петь».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Канты посвящались разным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю победы.
Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

На сцене не будет декораций. Займут свои места оркестранты во фраках, выйдет и построится хор - чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в чёрных костюмах. Дирижёр подаст знак - и линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты. Но начнётся музыка - и всё исчезнет. Перед нами встанет измученная, разорённая монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.

«Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!»

Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе, будто идущие из разных мест ополченцы собрались в единую могучую рать:

«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора).

  1. Есть ли в этом хоре инструментальное вступление?
  2. Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении? (Колокол.)
  3. Каков характер звучания колокола? (Тревожный, призывный, беспокойный.)
  4. Какой характер звучания хора? (Энергичный, смелый, напряжённый.)

У композитора в нотном тексте имеется указание: «решительно, мужественно».

  1. Какой хор звучал в этом отрывке – мужской, женский, детский или смешанный? (Смешанный – слышны были мужские и женские голоса.)
  2. Кто ещё, кроме смешанного хора, исполнял этот отрывок? (Симфонический оркестр.)
  3. В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)
  4. В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.)
  5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок? (Маршу.)

Вы послушали начальный отрывок. А теперь послушайте полностью хор «Вставайте, люди русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её будет исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема начала?

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (полностью).

  1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть хора? (Да.)
  2. Какой был характер в этой части? (Распевный, плавный, мягкий.)
  3. Кто исполнял среднюю часть? (Женский хор и симфонический оркестр.)

Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и плавно разлилась вдруг мелодия, зазвенела прекрасная высоким, чистым звоном.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!» Теперь уже поёт весь хор, и женщины, и мужчины, - ещё мощнее, и уже совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на битву с врагом.

«На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь.»

  1. Почему среднюю часть произведения с этими словами поёт именно женский хор? (Создаётся впечатление, что женщины провожают своих мужей на борьбу с врагом или, что сама Русь просит подмоги у защитников.)
  2. Повторялась ли в конце начальная тема хора? (Да.)
  3. Каков характер финала произведения? (Возвышенный, мощный, торжественный.)
  4. Сколько частей было в хоре «Вставайте, люди русские!»? (Три части.)
  5. Каким словом в музыке называется повторение? (Реприза)

А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в самые первые дни Великой Отечественной войны, когда не было и не могло ещё быть песен, зовущих на правое и святое дело - на битву с фашизмом (а как нужны были также песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана прекрасная и суровая песня-призыв «Вставай, страна огромная!»,- в эти самые первые дни по радио во всех уголках нашей страны звучал именно этот хор из кантаты Сергея Прокофьева.

«Вставайте, люди русские, на великий бой с захватчиками нашей Родины, за нашу землю», - сзывала советских людей мужественная песня. И могучая, жизнеутверждающая энергия, заключённая в музыке, вселяла уверенность, рождала волю к победе.

Но вернёмся снова к кантате.

В музыке кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев создал не только русские героические образы, но и образы захватчиков.

…Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем. Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в засаде русским войскам приближается непобедимый доселе стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и сквозь лязг прорываются высокие, резкие голоса - это монахи исступлённо поют свои католические молитвы. Но и молитвы, и страшный лязг доспехов - всё заглушает песня, боевая песня русских воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей...

В бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский».

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над снежным простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни,- не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Послушайте, какими словами начинается отрывок «Мёртвое поле».

«Я пойду, пойду по полю белому,
Полечу по полю смертному,
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелой пораненный.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую…»

Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский».

  1. Какой характер у этой музыки? (Протяжный, мрачный, тоскливый.)
  2. Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.)
  3. Кто исполнял эту часть кантаты? (Симфонический оркестр и певица-солистка.)

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

Мы слышим знакомые мелодии - все они уже звучали в кантате. Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы...

Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский».

Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля».

Кантата окончена.

  1. Как называется кантата, музыку из которой вы прослушали?
  2. Какой композитор написал кантату «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.)
  3. Произведение о каком герое написал С. Прокофьев? (Об Александре Невском.)
  4. Чем прославился Александр Невский, почему он получил такое прозвище – Невский? (Под его командованием русское войско разбило шведов на реке Неве.)
  5. Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.)
  6. Какие слова Александра Невского стали крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет»)
  7. Как называется произведение, в котором композитор С. Прокофьев рассказал о подвигах Александра Невского? («Александр Невский».)
  8. В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.)
  9. Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для симфонического оркестра, хора и солистов.)

Наша страна всегда высоко ценила подвиги Александра Невского. Он причислен к лику святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о знаменитом сражении на Чудском озере был снят фильм, создана кантата.

В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военачальников за проведение боевых действий, в которых было разгромлено много сил противника.

Вопросы и задания:

  1. Какие черты русского характера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?
  2. Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?
  3. Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Почему?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Кантата Александр Невский:
Вставайте, люди русские, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Сегодня о музыке, церковной и светской - книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке

Писание и Святые отцы: зачем нужна музыка

Псалмопевец поет : «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! ».

«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия ».

Григорий Нисский учил : «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности ».

Иоанн Златоуст : «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение ».


Философия музыки

В книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм » - много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе«Становление наук о искусствах » помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило.

«Песнь восхождения » - программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах.

В программе «Библейский сюжет» было много выпусков посвященных композиторам:
- Россини
- Лист
- Верди
- Бетховен
- Глинка
- Григ
- Берлиоз
- Вивальди
- Дебюсси
- Рахманинов
- Брамс
- Шуман

Loading...Loading...