НОД по познавательно — речевому развитию «Посуда. Конспект занятия на тему: «Посуда» в старшей группе

Олехнович Полина Тимофеевна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Какая бывает посуда»

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Цель: формировать представление о предметах материальной культуры посуда, умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.

Задачи: Закрепить познания детей о посуде. Умение различать посуду; совершенствовать: умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных; развивать способность составлять описательный рассказ по схеме.

Упражнять детей в мелкой моторике, речевом дыхании, в умении согласовывать движения и речь, формировать пространственные представления.

Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, вызвать желание помочь людям в трудную минуту, умение сопереживать.

Оборудование: предметные картинки по теме «Посуды», предметы

настоящей посуды, схема для составления описательных рассказов о посуде, разрезные картинки «посуда», сундучок, самовар, мяч, поднос, коврики на каждого ребенка, магнитные доски, магниты.

Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций и образцов с различными видами посуды, разучивание загадок о посуде, физкультминутки «чайник - ворчун», пальчиковая гимнастика «Помощники», дидактические игры «Из чего сделана посуда», «Каждый продукт в свою посуду», «Чего не стало», «Что лишнее», чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха - цокотуха», «Дудочка и кувшинчик».

Ход образовательной деятельности

Мы веселые ребята

Любим заниматься

Гости к нам сюда пришли

Будем мы стараться

Первый лучик

Нежный лучик

Заглянул к нам в оконце

И принес в своих ладонях

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла. Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.

Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

1 .Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её.

Дети: кастрюля.

(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).

1. Ее за ручку мы берем Чай, кофе из нее мы пьем.

2. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

3. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом, а ничего не ест

Предложить детям загадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без

(сковороды)

3. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая

(тарелкой)

4. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

(стаканы)

Воспитатель достает картинки - отгадки из волшебного сундучка, выставляет на доску.

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

На какой звук начинается слово посуда?

Каким звуком заканчивается слово посуда?

Давайте, разделим слово посуда на части. Отхлопаем слово по-су-да.

Сколько частей в этом слове?

А сейчас послушайте стихотворение, которое я прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты.

В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!

Воспитатель: что же можно делать благодаря посуде? (варить, жарить, печь, тушить)

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее.

Ребята, в сундучке записка. Послушайте.

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю.

(Самовар-Самоварыч).

Отправимся в гости к бабушке Федоре и поможем ей разобраться с посудой и навести порядок.

А пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами соберем всю ее посуду.

Проводится игра «Собери посуду». (разрезанные картинки на 6-8 частей)

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник.) Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают. Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева - деревянная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.

Ваза из хрусталя - хрустальная

Терка из металла - металлическая

Графин из стекла - стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая.

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глиняная

Нож из стали – стальной.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе, повороты туловища вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».(на магнитной доске дети маркером соединяют парные картинки)

Масло сливочное положим в.

Сахар насыпаем.

Молоко нальем.

Соль у нас в.

Хлеб положили в.

Сок налили.

Селедку в.

Конфеты к чаю у нас в.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

На столе - посуда горкой,

Рядом есть с водою таз.

Генеральная уборка

Начинается у нас.

Ребята, хотите посмотреть, что лежит еще в волшебном сундучке.

Воспитатель по очереди приглашает к сундучку трех, четырех детей. Они достают содержимое сундучка и рассказывают, описывают, пользуясь опорной схемой.

Описание начинает воспитатель (дает образец)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Появляется Федора

Ах, вы чистые сиротки мой,

Утюги и сковородки мои!

Их почистили песочком,

Окатили кипяточком.

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять!

Федора: Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы все прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам!

Федора: Я вам всем хочу пообещать.

Буду всем я помогать,

Чисто мыть посуду,

А поставить все на место

Я не позабуду!

Федора приносит самовар с чаем, угощает детей.

Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай.

Публикации по теме:

Младший дошкольный возраст, это возраст, когда дети впитывают любую информацию как губку. Им интересно все, что происходит вокруг. Это еще.

Посуда. Задачи: 1. Уточнить и активизировать словарь по теме. 2. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах,.

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Части суток» в старшей группе. Цели: познакомить с частями суток, их признаками; уточнить, что из часов и минут состоят сутки; отметить деятельность человека в тот или.

Татьяна Семёнова
Беседа с детьми средней группы «Зачем нужна посуда»

Беседа с детьми средней группы

«ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПАСУДА »

Образовательные области :

Познание, Коммуникация

Обучающие

Формировать понятие «посуда »

Учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам

Формировать знания об уходи за посудой , осознание детьми значимости посуды в жизни –

Деятельности человека

Развивающие

Развивать познавательный интерес

Воспитательные

Формировать бережное отношение к посуде .

Вступление в диалог с взрослыми и друг другом.

Внимательно слушать собеседника .

Отвечать друг за другом

Не перебивать товарища

Методы и приёмы :

Вопросы;

- «педагогическая поддержка» ;

Наблюдение за детьми .

Материал :

художественная литература К. Чуковский «Федорино горе» , магнитная доска, картинки посуды (чашка без ручки, чайник без носика, ваза без ножки, кастрюля без крышки, сковорода без ручки, вырезанные картинки (ручка от чашки, носик от чайника, ножка от вазы, крышка от кастрюли, ручка от сковороды), магниты

Используемая литература :

1. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

2. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с. 3. К. Чуковский «Федорино горе»

Ход БЕСЕДЫ

Водная часть :

Воспитатель : - Ребята вы знаете сказку «Федорино горе» ?

(ответы детей)

А что убежало от Федоры?

(ответ детей)

Правильно ребята, это посуда . Сегодня мы и поговорим с вами о посуде .

Ребята а какую вы знаете посуду ?

(ответ детей)

Основная часть :

Воспитатель : - Верно, это всё посуда . Давайте уточним : что такое посуда ? И для чего она нам нужна ?

(ответ детей)

Воспитатель : - Действительно посуда нам нужна , для приготовление и употребления еды.

Ребята а давайте изобразим посуду ?

(ответ детей)

И в этом поможет нам физкультминутка.

Физ. минутка :

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили

Очень важный, как начальник. на пояс, другую изогнули-«носик» .

Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку поставили на пояс

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе

Только стукни - разобьются. круг.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над

Голова на тонкой ножке. головой.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принёс .

Нищева Н. В.

Воспитатель : - молодцы, а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Чего не хватает?» .

Воспитатель предлагает детям пройти к доске, на которой закреплены плоскостные изображения посуды с недостающими деталями.

Воспитатель : -Дети, давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды .

Чего нет у чашки?

1-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Чего нет у чайника?

2-й ребёнок. Носика.

Воспитатель : - Чего нет у вазы?

3-й ребёнок. Ножки.

Воспитатель : - Чего нет у кастрюли?

4-й ребёнок. Крышки.

Воспитатель : - Чего нет у сковороды?

5-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Молодцы. Давайте «склеим» «разбитую» посуду . Прикрепите недостающие детали с помощью магнитов.

Воспитатель : - Ребята из чего может быть сделана посуда ?

(ответы детей)

Ложка из дерева – значит она деревянная.

Чашка из фарфора – значит она фарфоровая. Кастрюля из алюминия – значит она алюминиевая.

Поднос….,чайник…., вилка…., и. т. п

Ребята как называется посуда : кастрюля, сковорода, противень, и. т. п (КУХАННАЯ)

(ответ детей)

Ребята а как называется эта посуда : чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник? (ЧАЙНАЯ)

(ответ детей)

А как называется посуда из которой мы едим ? (СТОЛОВАЯ)

(ответ детей)

Очень хорошо, а теперь давайте послушаем художественную литературу К. Чуковского «Федорино горе»

Воспитатель : - Ребята как нужно обращаться с посудой чтоб она от нас не убежала?

Правильно её надо мыть, и не бить.

ИТОГ :

Ребята вам понравилась наша беседа про посуду ?

(ответ детей)

Чего нового вы узнали?

(ответ детей)

Воспитатель : - Правильно посуда бывает : КУХОННАЯ – это кастрюля, сковорода, противень и. т. п.

ЧАЙНАЯ -это чашка, блюдце, сахарница и. т. п.

СТОЛОВАЯ – это из которой мы едим, чашка,ложка вилка и. т. п.

Чебрякова Юлия Юрьевна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Родничок" г. Луховицы

воспитатель

Конспект НОД по теме "Посуда"

Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением, с миром природы, с социальным миром.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Посуда».

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», активизировать словарь и обогащать его новыми словами и словами-антонимами;
  • развивать познавательно-психические функции: речь, мышление, восприятие, внимание, воображение, память, логику;
  • развивать мелкую моторику и зрительную память в работе с разрезными картинками;
  • упражняться в составлении описательных рассказов по схеме;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.

Материал и оборудование: магнитофон, кассета со звуковым письмом; разрезанные на части разноцветные силуэты посуды (чашка); чашки, вырезанные из цветного картона для дыхательной гимнастики; картина к дидактической игре «Отыщи посуду в сказочном лесу»; предметные картинки с изображением посуды; схема для составления описательного рассказа о посуде, предметы посуды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу. Воспитатель встречает их на ковре, в руках кассета.

- Ребята, я сегодня получила посылку, в которой было вот это звуковое письмо. Давайте его послушаем.

II. Введение в тему.

Звуковое письмо:

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся.
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке…

(пауза)

Ребята, из какой сказки эти слова?

Правильно, это из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Повтори.
-Что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей) .
-Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей) .

Послушаем продолжение звукового письма.

Ребята! Это я, бабушка Федора!

Написала вам письмо,

Не простое, а звуковое.

Ой, ой, ой, ой, ой!
Помогите вы посуду мне вернуть домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

III. Работа по теме

Поможем Федоре! А сначала соберем разбитую посуду. И чтобы лучше у нас это получилось, разомнем пальчики.

Воспитатель встает, дети стоят полукругом.

Пальчиковая гимнастика .

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.

хлопают в ладоши.

1. Дидактическая игра «Почини посуду» .

Пальчики подготовили! Проходите за столы. Соберите посуду.

У каждого ребенка на столе разрезанная чашка.

Что у вас получилось? (Чашка)

А у тебя?

Какого цвета твоя чашка? Полным ответом скажи!

Для чего нужна чашка? (из нее можно пить)

Что можно пить из чашки? (молоко, сок, чай, воду)

Верно, но чай может быть иногда слишком горячим. Такой чай пить опасно, можно обжечься. Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (подождать или остудить его)

Верно, сейчас я вам покажу, как правильно остужать чай, выходите на ковер.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель раздает чашки.

Возьмите чашки. Представьте, что в них горячий чай, который нужно остудить. Я покажу вам как правильно это сделать. Посмотрите сначала. Я делаю глубокий вдох носом, а затем длинный выдох ртом. Щеки я не надуваю.

Давайте вместе подуем. Теперь посильнее.

Теперь еще сильнее.

Молодцы! Остыл наш чай. Теперь вы знаете, правильно пить чай, чтобы не обжечься. Ставьте чашки на поднос.

2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу» .

Ребята! Разбитую посуду мы собрали Федоре, а еще посуда убежала и спряталась в лесу. Давайте её найдем. 1, 2, 3 повернись - в сказочном лесу окажись!

Перед детьми изображение сказочного леса.

Подойдите поближе, рассмотрите сказочный лес.

Посуда замаскировалась, превратилась в разные предметы. Скажите, во что превратилась посуда!

Облако в сито, из которого идет дождь.

Кастрюля в пень, на котором выросли грибы.

Блюдца- в шляпки грибов, стаканы- в ножки грибов.

Поднос в озеро.

Чашка с ложкой в лодку с веслом.

Вилки в камыши.

Нож, кувшин, бутылка в стволы деревьев.

Дуршлаг в ёжика.

Сковорода, половник в шишки.

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Вот и отыскали заблудившуюся посуду. Только посуда в сказочном лесу совсем не такая, какая была у Федоры.

У Федоры она была грязная, а в сказочном лесу…(чистая)

тусклая - блестящая;

разбитая - целая;

старая - новая;

уродливая - красивая;

кривая - ровная…

А теперь давайте изобразим посуду, которую мы нашли.

Физкультминутка.

Вот большой железный чайник
Очень важный, как начальник,

- надули животик: одна рука на поясе -« ручка», другая изогнута - «носик»,

- «сделали важное лицо», приподняв подбородок

Вот керамические чашки,
Очень хрупкие, бедняжки

- присели, одна рука на поясе - «ручка»,

- испуганное выражение - вдруг кто разобьет

Вот фарфоровые блюдца,
Очень весело смеются;

- кружатся, «рисуя руками круг»,

-- смеются

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке;

- потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой,

-- «удивились» - какие они высокие

Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.

- легли на ковер, вытянулись - «устал» поднос, расслабились

Встают с ковра.

Ребята! Смотрите!! Вот она, Федорина посуда! Вернулась!!

Воспитатель ставит на стол предметы посуды. Дети называют её.

Входит Федора.

Ах! Моя посуда! Какие вы молодцы, что помогли мне вернуть её назад!

Да, Федора! Отыскали мы твою посуду. А сейчас ребята тебе расскажут о том, для чего нужна посуда и как правильно с ней обращаться! Садись.

4. Составление описательных рассказов о посуде по опорной схеме.

1. Название посуды.

2.Части посуды.

3.Материал.

4.Назначение посуды.

(3-4 человека)

-- А давайте еще расскажем Федоре, как нужно ухаживать за посудой.

V . Подведение итогов занятия.

Федора: Ну спасибо, ребята! Теперь я знаю, для чего нужна посуда и как с ней обращаться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду и любить и уважать! А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить!

Дарит ребятам баранки.

тамара колесник
Интегрированное занятие в старшей группе «Мир посуды»

Тема : «Мир посуды » .

Цель : Расширить представления детей о посуде .

Задачи : Формировать умение объединять предметы по общим признакам.

Учить использовать слова, обозначающие материал изготовления

предмета (деревянный, стеклянный, железный и т. д.)

Развивать навыки объяснительной, связной речи.

Закрепить умение украшать изделие элементами Городецкой

росписи. Развивать фантазию, воображение.

Оборудование : Слайды с видами посуды , картинки из сказки «Федорино горе» ,

Д / игра : «В чем подадим?» , предметы посуды из разного материала,

картинки с посудой , украшенной Городецкой росписью, аудиозапись

(музыка для души) .

Раздаточный материал : Карточки «Разная посуда » , разрезные картинки

«собери целое» , плакаты «превращение геометрической фигуры

в предмет посуды », заготовка для росписи, простой карандаш,

оборудование для рисования красками.

Методические приемы : Наглядный, словесный, практический.

Ход занятия:

Дети заходят в группу , становятся вокруг стола, на котором стоят предметы посуды , накрытые салфеткой.

Восп. – Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а кто отгадает, тот достанет из под

салфетки отгадку.

1 Из горячего колодца, через нос водица льется? (чайник)

2 Сами не едим, а людей кормим? (ложки)

3 Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше жарить не хочу.

Крышка громко зазвенит, всех за столик пригласит? (сковорода)

4 Сделаны мы из стекла, служим для воды, сока, молока? (стаканы)

5 Под чашкой я всегда стою, чайку пролиться не даю? (блюдце)

Восп. – Скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда ) Сегодня мы

поговорим о посуде .

(дети садятся на ковер перед экраном)

Восп. (показывает слайды) Посуда – это предметы для приготовления или подачи пищи.

Посуда бывает :

1 Кухонная – в которой готовят пищу, с ней мы ежедневно встречаемся на кухне.

Назовите, что вы видите на картинке? (ответы детей : сковорода, кастрюля,

мантница, чугунок, поварешка и т. д.)

2 Столовая посуда – из которой едят , это та посуда , которую мы видим на обеденном

столе. Что вы видите на картинке? (ответы детей : супница, тарелка глубокая,

тарелка мелкая, салатница и т. д.)

3 Чайная посуда – К ней относятся чайный сервиз, кофейный сервиз. Назовите

предметы чайной посуды ? (ответы детей : заварник, кофейник, блюдце, чашка т. д.)

Восп. - А чтобы закрепить увиденное и услышанное, я предлагаю поиграть в игру :

«Разная посуда »

(дети садятся за столы)

Возьмите карточку с изображением разной посуды . В верхнем правом углу карточки

находится шкафчик с полочками, куда вы будете помещать посуду . На шкафчике

напечатана определенная буква. Назовите первую букву в слове «столовая» ?

(дети называют букву «С» ). Значит на полочки этого шкафчика вы расставляете

столовую посуду , проведя стрелочку от предмета посуды к шкафчику . Если на шкаф

чике напечатана буква «К» - значит сюда помещаете кухонную посуду , и если буква

«Ч» - значит чайную посуду .

(дети выполняют задание, после чего воспитатель спрашивает 2-3 детей названия предметов посуды , которые они поместили в определенный шкафчик)

(вывешивает картинку с изображением Федоры)

Восп. – Ой, ребята, а кто же это? (ответы детей) . Правильно, это бабушка Федора из сказки

К. Чуковского «Федорино горе» . Ребята, а что за горе произошло у Федоры? (ответы)

Почему же посуда убежала ? (ответы) . Пока посуда бегала по лесам да по болотам,

она вся потрескалась, а некоторая и побилась. Может мы попробуем ее склеить, и

тогда мы узнаем какая точно посуда убежала от Федоры .

(дети берут конверты с разрезными картинками и собирают изображение)

Восп. – Молодцы, а теперь расскажите о том, что у вас получилось?

(ответы детей, пример : - Это – сковорода, в ней можно жарить котлеты, рыбу.

Это – кастрюля, в ней можно варить суп, компот.

Это - чашка, из нее можно пить чай, кофе.)

Восп. – Ребята, вы наверное устали? Ну тогда тихонько встали, дружно выйдем на ковер

и разминку мы начнем :

Вот большой, стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Вот пласмассовый поднос,

Он посуду нам принес .

(дети садятся на ковер и разбирают предметы посуды )

Восп. – Скажите, из какого материала была сделана посуда у Федоры ? Если ложка сделана

из дерева, то она какая? (деревянная) .

(проводится Д / игра «Что из чего?» )

Восп. – А можно ли пользоваться бумажной посудой ? Почему? (рассуждения детей) .

Если бы Федора была аккуратной, следила за своей посудой , что бы тогда

произошло? (рассуждения детей) . А от вас дома посуда не убегает ? Расскажите,

как вы ухаживаете за ней? (рассказы детей) . Что же случилось с Федорой в конце

сказки? Давайте повторим слова Федоры :

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать ,

Буду, буду я посуду и любить и уважать

Восп. – Ребята, а вы обратили внимание, что вся посуда имеет определенную форму?

Посмотрите, что нарисовано на этих плакатах? Назовите фигуры? (дети называют

геометрические фигуры : круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция). Давайте

эти фигуры превратим в предметы посуды ?

(дети по группам из 3-4 человек , садятся за столы и дорисовывают детали посуды ,

рассказывают о том, что получилось и называют вид посуды : кухонная, столовая или

Восп. – (включает экран) – Как называется предмет посуды , в который мы насыпаем сахар?

(ответы детей полным предложением : Сахар насыпают в сахарницу)

(проводится Д / игра : «В чем подадим?» . Слайды : молочник, масленка, селедочница,

солонка, хлебница, заварочник, конфетница и т. д.)

Восп. – Ребята, а из какой посуды приятней кушать ? (ответы детей) . Чтобы посуда была

красивая, ее расписывают мастера – умельцы. Недавно мы знакомились с

Городецкой росписью. Вспомните и назовите элементы Городецкой росписи?

(ответы детей : бутон, розан, купавка). Сейчас мы превратимся в мастеров и

украсим Городецкой росписью, блюдо. У вас на столах лежат заготовки, выбирайте

и украшайте.

(дети расписывают заготовки блюда) .

Восп. – Ну вот у нас получилась красивая посуда , расписаная мастерами.

(проводится закрепление темы занятия )

Восп. – О чем мы сегодня говорили на занятии ?

На какие виды делится вся посуда ?

Для чего нужна кухонная посуда ?

Что входит в состав столовой посуды ?

Что вам больше всего понравилось делать на занятии ?

Все задания были легкими или нет?

Я всех благодарю за хорошие, правильные ответы и за красивые работы.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать предметный словарь по теме: «Посуда».
  2. Уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;
  3. Формировать навык образования относительных прилагательных.
  4. Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, познавательный интерес.
  5. Закрепить у детей знания о народных промыслах: хохломской росписи.

Материал: Набор посуды: стеклянной, фарфоровой, глиняной, металлической, деревянной; 3 таза с водой; магниты.

Ход занятия

1. Игровой момент.

В руках у воспитателя письмо. Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! Помогите мне вернуть посуду! Вся моя посуда убежала в царство Самовара. Вернуть ее можно только выполнив все задания Самовара». Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

Воспитатель: Поможем Федоре Егоровне?

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство Самовара. Путь туда не близок, и на нашем пути будет много препятствий. А дорогу в царство Самовара нам покажет вот этот клубочек.

2. Основная часть.

1. «Ты клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Клубочек дальше не катится,

значит нужно выполнять первое задание Самовара". Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится стеклянная посуда:

– Что это? (посуда)

– Назовите ее: (стакан, кувшин, салатник, фужер, бокал, кружка).

– Из какого материала сделана эта посуда? (из стекла).

– Значит, какая она? (стеклянная).

(Указание воспитателя – отвечать полным предложением).

– Что можно сказать о стеклянной посуде? Какая она может быть? (она тонкая, прозрачная, хрупкая, легкая).

Давайте сравним кружку и бокал. Что у них общего, чем они похожи? Чем они отличаются?

– Для чего используют стеклянную посуду? (в нее наливают воду, сок; из нее пьют; в нее кладут салат).

2. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Придется выполнить второе задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится фарфоровая посуда.

  1. Что это за посуда? (сахарница, чайник, чашка, молочник, блюдце).
  2. Из чего она сделана? (из фарфора).
  3. Значит она какая? (фарфоровая).
  4. А как называется набор посуды с одинаковым рисунком? (сервиз).
  5. Какие сервизы вы знаете? (чайный, кофейный, столовый).
  6. А это какой сервиз? (чайный).

– А что можно рассказать о фарфоровой посуде? (она изящная, тонкая, хрупкая, легкая, блестящая).

3. «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи!» А теперь наш Самовар приготовил нам третье задание – загадки.

Загадки:

  • Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
  • Новая посуда, а вся в дырах. (Сито, дуршлаг)
  • Дам есть – скворчит, ворчит
  • Не дам есть – молчит. (Сковорода)
  • 4 ноги, 2 руки, один нос, одно брюхо. (Самовар)

Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится металлическая посуда.

– О какой посуде эти загадки? (о металлической).

– Значит из чего она сделана? (из металла)

– Назовите ее? (сковорода, кастрюля, дуршлаг, самовар).

– Для чего нужна эта посуда? (для того, чтобы жарить, варить, кипятить, сливать воду).

– Какая она по весу? (тяжелая).

– Справились мы и с этим заданием. Молодцы! А наш клубочек катится дальше.

4. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи». Клубочек останавливается. Четвертое задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой находится глиняная посуда.

– Что это за посуда? (горшочек, кофейник, чашка, блюдце).

– Из чего сделана эта посуда? (из глины).

– Значит какая она? (глиняная).

– Что можно еще сказать о глиняной посуде? (она тяжелая, блестящая, хрупкая, гладкая)

5. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Дети, клубок привел нас к «Золотой хохломе». Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится деревянная посуда.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

– Почему эту посуду называют «Золотая хохлома»? (потому что она расписана элементами хохломы). Назовите их (лист, ягодка, травка).

– А из какого материала изготовлена эта посуда? (из дерева).

– Значит она какая (деревянная)

– Назовите ее (тарелка, солонка, миска, сахарница).

– Что еще можно сказать о деревянной посуде? (она легкая, расписная, золотая).

– Итак, со всеми заданиями Самовара вы справились!

Физминутка. Мы посуду называем. Вместе, дружно поиграем…

6. За то, что вы выполнили задания Самовара – он хочет с вами поиграть. Дети садятся полукругом.

1) Дидактическая игра. «Узнай, какая посуда звучит?»

Воспитатель ставит ширму, ударяет по посуде, дети угадывают какая посуда «пела».

2) Опыт. «Тонет, не тонет»

Самовар придумал такую интересную игру, он хочет узнать, какая посуда тонет, а какая нет.

Выберете каждый по одному предмету посуды и опустите в тазик. У тебя Катя, почему тарелка плавает? Она легкая, из дерева и т.д. Она не тонет. А теперь давайте посмотрим, утонет ли металлическая посуда. Да, утонет, потому что эта посуда тяжелая, из металла. Давайте расскажем Самовару, какие предметы тонут и какие не тонут? (Вывод: тонет металлическая посуда, не тонет деревянная).

Самовар такой затейник, хочет он в еще одну игру поиграть.

3) Опыт. «Какие предметы притягиваются?»

Дети, что у меня в руке? (магнит).

– Для чего нужен магнит? (чтобы узнать какие предметы притягиваются, а какие нет).

Проведение опыта: Дети берут магниты и подносят к металлической посуде, затем подносят магнит к стеклянной, деревянной посуде. Делают вывод – притягивается к магниту только металлическая посуда.

7. Дети, а теперь давайте вспомним, почему в сказке посуда убежала от Федоры? (потому что она не ухаживала за ней, била ее). Давайте поможем Федоре «отремонтировать» ее посуду.

Игра «Дорисуй». На рисунках у детей чайник, кастрюля, чашка, сковорода, у которых недорисованны детали – крышка, ручка, носик. Им нужно назвать недостающие детали и дорисовать их.

Теперь Самовар разрешает, чтобы мы отправили всю посуду Федоре Егоровне и просит нас о том, чтобы мы написали ей письмо, о том, как надо обращаться с посудой и заботиться о ней. Как за ней ухаживать? Для чего нужна посуда? Ответы детей воспитатель записывает в «письмо».

3. Подведение итогов занятия. Оценка.

– Молодцы ребята. Воспитатель благодарит всех детей за помощь Федоре и предлагает детям угощение, которое передал им Самовар (баранки, печенье, пряники), и приглашает всех попить вкусного чая из самовара.

Loading...Loading...