Самые красивые породы дерева для интерьера. Породы дерева

(по книге А.М. Коноваленко)

ОКРАШИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Технология процесса . Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза - лучше бука и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.
Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, а по интенсивности - насыщенным и слабым. Мозаисты применяют в основном глубокое крашение, потому что при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется и текстура светлеет.
Так как большинство химикатов, применяемых для крашения, ядовиты, то при работе с ними необходимо принимать определенные меры осторожности: одевать резиновые (хирургические) перчатки, глаза предохранять очками, травить шпон в специальных ванночках, подальше от продуктов питания и в проветриваемом помещении. Посудой для травления должны быть эмалированные, стеклянные и пластмассовые ванночки. Обычно для этого приобретают фотованночки различной вместимости (рекомендуемые размеры - 50X60 и 50Х100 см).
В раствор опускают по несколько листов материала одной и той же породы. Помещать различные породы древесины в одном растворе не рекомендуется. Для лучшего смачивания в растворе листы шпона перед опусканием в ванночку промывают водой комнатной температуры.
Обычно окрашивают в холодном (комнатной температуры) растворе. Иногда для ускорения крашения раствор подогревают или даже кипятят. В основном так морят мягкие породы (для этого используют оцинкованную посуду с крышкой), которые выдерживают в растворе на слабом огне в течение 2 часов.
При холодном способе окрашивания цвета получаются устойчивые, однотонные; при кипячении некоторые красители разлагаются и цвет их меняется. При горячем травлении легко ошибиться в определении времени кипячения. Чтобы точно определить, как глубоко окрасился шпон, его вынимают пинцетом из раствора, ополаскивают в проточной воде и, отломив кусочек, осматривают окраску среза.
При холодном способе окрашивания древесины предпочтение отдают природным красящим веществам. Красящие пигменты природных красителей светоустойчивы и не разлагаются; при использовании таких красителей исключается образование на поверхности древесины пятнистости. Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация.
Если раствор слабой концентрации и шпон не травится, необходимо увеличить его концентрацию, а время на пропитку уменьшить.
Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), так как на дне ванночки обычно содержатся осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.
На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала. Для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганного шпона и некоторые детали перед окраской отбеливают и обессмоливают.
После крашения шпон моют в проточной воде и сушат, периодически переворачивая листы, в чистом помещении, куда не проникает прямой солнечный свет. Когда шпон почти высохнет, его кладут под груз для снятия внутренних напряжений. Чтобы узнать окончательный цвет, перед вырезанием элементов для набора кусочек травленого шпона покрывают лаком и дают ему высохнуть. Использованные растворы процеживают и хранят в темном месте в закрытой стеклянной таре.
Влияние дубильных веществ на окраску . Окрашивание проходит интенсивно лишь тогда, когда порода имеет достаточно дубильных веществ, из которых прежде всего следует выделить танин. Чтобы древесина могла принимать окраску, ее насыщают дубильными веществами. Соединяясь с солями металлов, дубильные вещества придают ей окраску определенного тона. Иногда для насыщения древесины дубильными веществами используют пирогалловую кислоту низкой концентрации (0.2...0.5 %).
Много дубильных веществ находится в коре ивы. Древесина таких пород, как дуб, бук, орех и др. имеет достаточно этих веществ. Наиболее богата танином кора дуба в возрасте 20 лет. Дубильные вещества собираются в коре ствола и на ветвях, но особенно много их в наростах на листьях дуба - галлах. В таких шариках диаметром 10... 15 мм собирается до 60 % дубильного вещества. О наличии танина в дереве свидетельствует окраска листьев, приобретаемая ими осенью.
Для насыщения танином древесины, содержащей мало дубильных веществ, используют эмалированную посуду, куда помещают шпон и толченые галлы (1/3 к массе древесины). Все заливают водой и кипятят в течение 10 мин. После этого древесину вынимают из воды, сушат и смачивают протравой. Если же используют кору молодого дуба, то ее варят несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и опускают в него древесину. Через несколько часов листы шпона, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор соли металла, необходимой для окраски материала в нужный цвет. Через определенные промежутки времени насыщенность тона контролируют визуально. Лучше всего воспринимает окраску древесина клена, березы, граба, груши, яблони, каштана.
В чистом виде танин - желтоватый порошок, легко растворимый в воде и спирте.
Как и кора молодого дуба, танин продается в аптеках и магазинах, и т. п. В этих же магазинах можно купить и большинство химических препаратов, рекомендуемых для окраски. Часть из них можно приобрести также в магазине и хозяйственных магазинах.

Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, капните на отдельный ее кусочек 5 %-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания будет чистой; при наличии дубильных веществ на дереве останется черное или серое пятно.
Ускорить сушку окрашенного шпона можно глаженьем. Для этого регулятор температуры утюга установите в крайнее правое положение и через марлю проглаживайте сначала одну сторону, затем другую и так до тех пор, пока лист не выровняется. Проглаживание делайте без лишнего нажима, но уверенно и быстро. Когда края шпона начнут приподниматься, переверните его на другую сторону. Если же вы упустите этот момент и лист шпона свернется в трубочку, то, чтобы он распрямился, намочите его в воде и продолжайте глаженье.
Рекомендуется под черное дерево имитировать клен, граб, грушу, сливу, под красное дерево - березу, бук, вяз, грушу, ольху, клен, каштан, грецкий орех, черешню, под грецкий орех - березу, белый клен.

КРАСИТЕЛИ И ПРОТРАВЫ

Красители и протравы используются при прозрачной отделке столярных изделий и полуфабрикатов из древесины. В продажу они поступают в виде порошков, растворимых в воде или спирте. В той или иной степени красители обладают светоустойчивостью, ярким цветом, высокой проникающей способностью в поры древесины и легкой растворимостью. Красители для прозрачной отделки бывают искусственного и естественного происхождения.
Синтетические красители . Искусственные (синтетические) красители - сложные органические вещества, получаемые из каменноугольной смолы. Они могут быть водо- и спирторастворимыми. При прозрачной отделке применяются в основном кислотные красители и нигрозины.
Водорастворимый краситель готовят так: к порошку в необходимом количестве (согласно аннотации на упаковке) добавляют горячую (температурой до 90 °С) прокипяченную воду, перемешивая содержимое и следя за тем, чтобы в растворе не оставались сгустки порошка. Затем до установленного объема в массу доливают снова прокипяченную воду и тщательно все перемешивают. При плохой растворимости красителя раствор подогревают (не доводя до кипения), смягчив его добавкой раствора 0,1...0,5 %-ной кальцинированной соды. Для более ровного и глубокого крашения в рабочий раствор рекомендуется вводить 25%-ный раствор аммиака (нашатырного спирта) в объеме, не превышающем 4 % общего объема раствора.
Из водорастворимых красителей можно выделить те, которые имитируют древесину под ценные породы. Так, для крашения в тон красного дерева применяют кислотные красители - темно-красный, красно-коричневый № 1,2, 3, 4, а также красный № 124. Красители № 1 и 4 придают древесине красно-желтый оттенок, остальные - цвет натурального красного дерева светлого и среднего тонов. Для крашения в тон светлого грецкого ореха применяют следующие красители: светло-коричневый № 5 и 7, придающие древесине соответственно золотистый и желтоватый оттенки; кислотный желтый, придающий лимонный оттенок; желтовато-коричневый № 10 и оранжево-коричневый № 122, придающие соответственно желтоватый и оранжевый оттенки. Средний тон грецкого ореха дают такие красители, как кислотный коричневый (красноватый оттенок), орехово-коричневые № 11, 12,13, 14, 16 (от красноватого в первом до желтоватого в последнем номере) и др. Для окрашивания грецкого ореха в темные тона применяют темно-коричневые красители № 5 (сероватый оттенок) и № 8, 9 (соответственно красно-ватый и лиловатый оттенки).
Спирторастворимые красители предназначены для крашения древесины и окрашивания мебельных лаков. По внешнему виду это порошки коричневого и красного цветов различной насыщенности, которые растворяются в спирте и ацетоне. Наиболее часто применяются красный светопрочный краситель № 2 (дает чисто красный тон), красновато-коричневый № 33 (коричневый тон с красноватым оттенком), орехово-коричневый светопрочный № 34 (ровный темно-коричневый тон).
Кислотные красители дают чистые и светоустойчивые цвета. Не вступая в контакт с целлюлозным волокном древесины, краситель окрашивает имеющиеся в ней дубильные вещества и лигнин. При растворении порошка кислотного красителя в водный раствор добавляют небольшое количество уксусной кислоты. Перед окрашиванием древесину обрабатывают 0,5 %-ным раствором хромпика или медного купороса. Раствор кислотного красителя должен быть 0,5... 2%-ной концентрации.
При окрашивании древесины следует учитывать, что в процессе ее шлифования верхний слой окраски снимается. Одновременно с этим удаляется и вуаль красителя. Недостатком водорастворимых синтетических красителей является поднятие ворса на окрашиваемой поверхности, что требует дополнительного шлифования поверхности после высыхания.
Синтетические красители дают яркие и чистые цвета, поэтому их применение в мозаичных работах по дереву ограничено.
Нигрозины окрашивают древесину в черные и синевато-черные тона. В основном их используют для приготовления окрашивающих спиртовых лаков и политур.
К протравам относятся красящие вещества и соли металлов, вступающие в контакт с дубильными веществами. При травлении древесина прокрашивается на значительную глубину в цельном массиве древесины и дает сквозное прокрашивание шпона. Цветовой тон древесины зависит от вида протравы и наличия дубильных веществ в породе (см. табл.). Так, береза имитируется под серый клен; ясень, бук, вяз, вишня, ольха, груша - под красное дерево; яблоня, граб, слива, грецкий орех, белый клен, дуб, бук и груша - под черное дерево и т. д.
Породы, не имеющие дубильных веществ, подлежат насыщению ими. Для насыщения применяют дубильный экстракт, а также резорцин, пирогаллол, пирокатехин и др. Если нет дубильного экстракта, готовят раствор из дубовых опилок и коры молодого дуба

Таблица. Растворы для травления древесины

Порода древесины

Протрава

Концентрация раствора, %

Получаемый цветовой тон

Окрашивание древесины

Марганцовокислый калий

Коричневый

Двухромовокислый калий

Светло-коричневый

Хлорная медь

Синевато-серый

Железный купорос

Светло-коричневый

Коричневый *

Дубовый экстракт (первое нанесение);

железный купорос (второе нанесение)

Железный купорос

Двухромовокислый калий

Коричневый **

Железный купорос

Светло-синевато-серый

Лиственница, сосна

Резорцин (первое нанесение);

Коричневый *

Двухромовокислый калий (второе нанесение)

Окрашивание строганного шпона ***

Лиственница, дуб

Нитрит натрия

Пирокатехин (насыще-ние);

Под мореный дуб

сернокислое железо(пропитка)

*Второе нанесение - через 2...3 ч после первого.
**Двухромовокислый калий наносится дважды; второе нанесение - через 10 мин. после первого
*** В растворе пропитывается вся пачка шпона.

Протравы готовят, растворяя кристаллы химических веществ в воде температурой до 70 °С. При окрашивании протравами древесину (или строганий шпон) окунают в раствор. При значительных размерах окрашиваемой поверхности раствор наносят кистью. Протравное крашение древесины не дает вуали, а толщина окраски получается равномерной.
Естественные красители . В продаже имеются под общим названием бейцев или морилок. Бейц - порошок, а морилка - готовый к применению водный или спиртовой раствор необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1...2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям.
Природные красители отличаются стойкостью против света. Они имеют спокойный благородный оттенок, не затемняют текстуру, неприхотливы в приготовлении, удобны при хранении, не токсичны. Их приготовляют из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д. в виде отваров.
Все природные красители можно использовать для массива древесины в основном лиственных пород - дуба, бука, клена, ясеня, березы и т. д. Для этого изделие хорошо шлифуют и располагают с некоторым уклоном к плоскости. Краситель наносят флейцем сначала поперек волокон, затем - вдоль. Повторно краситель наносят лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушат изделия или предметы вдали от батарей; на них не должны попадать прямые солнечные лучи. После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.

Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука, в желтый - из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится. Светлую древесину (в основном лиственных пород) можно окрасить в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.
Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет, применив отвар барбарисового корня. Отвар процедите, добавьте в него 2 % квасцов и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению
Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Для получения отвара ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем отвар несколько раз профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.
Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50...60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10... 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.
Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами, для коричневого - с купоросом, голубого - с питьевой содой, алого - с глауберовой солью, зеленого - с поташем.
В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, затем коричневой.
Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).
Серый, голубой и черный цвета можно получить, вымачивая строганный шпон в настое дубовых опилок и металлического порошка (или опилок). Раствор готовьте по насыщенности цвета. Шпон выдерживайте в нем 5...6 дней. Если нет опилок, можно применить дубовую и металлическую стружку.
Иссиня-черный цвет мореного дуба получается при настаивании дубового шпона в растворе металлической стружки в древесном уксусе.
В стеклянную емкость влейте азотную кислоту или (смесь соляной и азотной кислот) и воду. Сначала вливайте кислоту, затем воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1/6 часть по массе железной стружки (опилок). Опилки со временем должны раствориться. Снова долейте 1/2 часть по массе воды. На двое суток раствор поставьте в теплое место, после чего светлую часть слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой. В этом растворе дуб окрасится под, а все остальные породы - в серый цвет.
Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получится синий цвет.
В древесный уксус всыпьте металлические опилки. Посуду плотно закройте притертой пробкой или крышкой и поставьте в теплое место. Через некоторое время раствор можно использовать в качестве древесно-уксусно-кислого железа. В смеси с сульфамином такой свежеприготовленный раствор дает древесине зеленую окраску, а с уксусно-кислым кобальтом - желто-красную.
Разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медных опилок. Нагревая эту смесь до кипения, вы заметите, что опилки растворились. Остывший состав снова разведите водой (1:1); вы получите готовый краситель. Листы строганного шпона окрасятся в нем в синий цвет. После вымачивания древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.
50...60 г медянки измельчите в порошок, который затем растворите в небольшом количестве уксуса. К раствору добавьте 25...30 г железного купороса и введите в него 2 л воды. Состав прокипятите в течение 0,5 ч. Получится раствор зеленого цвета, который следует использовать в горячем виде
В серной кислоте растворите кристаллы двухромовокислого калия и добавьте туда воды (1:1). В таком растворе породы будут окрашиваться в желтый цвет, а при наличии в древесине дубильных веществ - в коричневый.
Кристаллы медного купороса растворите в воде и в раствор добавьте хромокалия. Древесина будет окрашиваться в коричневый цвет, а при наличии дубильных веществ - в черный.
Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если березовый шпон протравить желтой кровяной солью в растворе такой же концентрации, то получится береза под красное дерево. 0,1%-ный раствор нигрозина красит обыкновенную березу в серый цвет.
В уксус поместите куски стальной проволоки или гвозди и через несколько суток вы получите краситель с эффектом.
В древесине грецкого ореха содержится достаточное количество дубильных веществ, поэтому его часто используют для получения (способом морения в растворах) других цветовых оттенков, в том числе и черного. В емкость, достаточную для помещения листов шпона определенного размера, залейте дождевую воду вместе с железными опилками, покрытыми слоем ржавчины. Шпон в таком растворе выдержите в течение недели, иначе устойчивого, сквозного крашения не произойдет. После вымачивания материал промойте в чистой воде, смывая ненужную вуаль, и, промокнув газетой, высушите.
Для крашения ореха в черный цвет можно использовать растворы синтетических красок, смешанных с металлическими солями (например, с хлористой медью).
Самый быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты (или уксуса) с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуйте раствором питьевой соды.
В некоторых случаях для мозаичных работ необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Для этого железные опилки залейте дождевой водой. Строганный шпон ставьте на ребро так, чтобы листы не соприкасались с дном или стенками посуды. Лучше всего получить такие оттенки на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении, в дождевую воду добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом можно получить, вымачивая шпон обыкновенной березы в растворе серно-кислого железа (50 г на 1 л воды) а течение 1...3 суток. После вымачивания листы шпона промойте проточной водой. Насыщенность тона контролируйте визуально. Мореный орех в таком растворе имеет дымчатый, сероватый оттенок, а бук - коричневый.
Красивый коричневый цвет можно получить, подвергнув древесину окраске парами аммиака. Окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется раствор азотной кислоты в воде (в равных частях по массе). После пребывания в таком растворе шпон приобретает красивый красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность прошлифуйте мелкозернистой шкуркой и выгладите с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой тонкой стружкой.
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды. Перед вымачиванием в таком отваре строганный шпон протравите в горячем растворе квасцов.
Растения являются источниками многих природных красителей. Для окрашивания в них шпона следует приготовлять раствор сильной концентрации. Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого подбирают шпон светлых мягких пород.
Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, то он окрасится в желтовато-красный цвет.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, окрасится в оливково-зеленый цвет. Если после этого опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он приобретет темно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а после настоя корня ревеня - желто-зеленый цвет.
Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать в настое из опилок и коры дикой груши, то получим приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а кора ольхи - темно-красную.
Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый.

ОБЕССМОЛИВАНИЕ И ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Обессмоливание древесины необходимо для удаления излишних смоляных накоплений (особенно в хвойных породах), снятия с поверхности жировых пятен и т. д. Часто одновременно проводят обессмоливание и отбеливание.
Характерными составами для обессмоливания являются различные растворители. Так, для сосны применяют 25%-ный раствор технического ацетона. Состав наносят кистью. После обессмоливания древесину промывают теплой водой и сушат или подвергают отбеливанию. Иногда древесину обессмоливают спиртом.
Распространенным является следующий состав (г на 1 л горячей воды): питьевой соды - 40...50, поташа - 50, хлопьев мыла - 25...40, спирта - 10, ацетона - 200. Обессмоливают горячим раствором при помощи флейца. После обессмоливания древесину промывают чистой водой и сушат.
При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок, при дальнейшем отбеливании - бледновато-розовый.
Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. Поверхность изделия рекомендуется отбеливать до облицовывания или до врезания в мозаичный набор, так как растворы отбеливателей (в основном это кислоты) могут повлиять на прочность склеивания, и облицовка отслоится от основания. Растворы отбеливателей нельзя применять горячими, сначала их нужно охладить.
В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5...6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы - липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь - 15, кальцинированная сода - 3, горячая вода - 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.
Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке.
Если к перекиси водорода для активизации процесса добавить 25%-ный водный раствор аммиака, то скорость отбеливания значительно повысится. Такие породы, как береза, клен, бук, грецкий орех, вавона и др., этот состав отбеливает в течение 15...30 мин. При этом раствор нагревается порой до высокой температуры. Отбеливание в таком случае ведут в толстостенных бакелитовых ванночках, в ванночках из толстого стекла или в эмалированной посуде. Фотованночки в этом случае применять нельзя, так как они могут покоробиться или расплавиться.
Отбеливать древесину необходимо в проветриваемом помещении. При этом одежду следует прикрыть прорезиненным фартуком, на руки надеть резиновые перчатки, а глаза защитить очками. Растворы должны находиться вдали от детей, в специальном шкафу, запираемом на ключ. Кусочки древесины в ванночке следует переворачивать, вынимая и снова опуская их. Процесс отбеливания контролируется только визуально.
Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.
Для ускоренного отбеливания можно применить состав из растворов серной кислоты (20 г), щавелевой кислоты (15 г) и перекиси натрия (25 г на 1 л воды).
Если 40 г поташа и 150 г хлорной извести растворить в 1 л чистой воды, то получится еще один отбеливающий состав. Перед применением смесь взбалтывают.
Лучшим отбеливающим средством считается перекись титана.

Древесина березы после отбеливания в 3...5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок.
Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды.
Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо-го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет, обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха.
Чтобы получить синеву на белом фоне, отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Натуральное дерево имеет ряд преимуществ:

  • теплоизоляция;
  • экологичность;
  • практичность;
  • сочетание со всеми цветами, фактурами и другими отделочными материалами.

Дерево в интерьере отлично сочетается с камнем, кирпичом, кожей, штукатуркой. Допустимы зеркала и нежелательны металлические вставки.

Стены

Дорогостоящее дерево на стене в интерьере не боится влажности и смотрится роскошно, кроме того, массив пород всегда наполняет помещение приятным ароматом. Деревянные панели обрабатывают лаком, воском и масляными морилками для большего срока службы.

Более экономичный вариант отделки использование вагонки и ламината. Панели могут покрывать все или одну стену, использоваться как декоративные вставки у подоконников, телевизора, кровати.

На фото гостиная в натуральных оттенках с деревянной отделкой пола, которая плавно переходит в отделку стены. Белый цвет делает интерьер светлее, а текстура дерева добавляет уюта.

Горизонтальное размещение досок на стене (как на фото) сделают комнату шире, а вертикальное - выше.

Пол

Деревянный пол - это проверенное веками покрытие, может быть из массивной, паркетной доски, пробки или ламината.

На фото в спальне диагональная укладка ламината, поможет расширить пространство.

Цвет дерева: красное, белое, серое

Дерево может быть не только коричневым и бежевым, но и других цветов. Доска, паркет и ламинат представлены в разных оттенках, чем можно воспользоваться для создания определенного стиля в жилом и офисном помещении.

  • Красное дерево в интерьере подойдет для создания роскошного стиля ампир в гостиной. Мебель может быть с узорами и изгибами, а фактурные стены и ковровый пол создадут атмосферу уюта и богатства. Сочетается с кирпичным цветом (оттеняет дерево, но не выделяется на его фоне), а также с фисташковым в небольшом количестве.

  • Белое дерево в интерьере создает простор и ощущение чистоты. Наиболее часто встречается в современном стиле и минимализме. Белый пол подчеркивает яркость стен, деревянный потолок делает комнату длиннее, белая мебель подходит для спальни, столовой, реже гостиной и кухни.

  • Серое дерево в интерьере успокаивает, вызывает чувство прохлады. Серый ламинат хорошо подойдет для пола в спальне, гостиной. Такой пол в зависимости от рисунка напоминает состаренное дерево и уместен для ретро и кантри. Подходит для комнат с двумя контрастными цветами. Мебель венге и другие холодные оттенки хорошо сочетаются с серой отделкой в современном интерьере.

Сочетание с камнем и кирпичом

Сочетание с разными материалами в интерьере: стекло, камень, пластик, дает разный конечный результат, но неизменно то, что дерево является универсальной и популярной отделкой.

  • Камень и дерево в интерьере как два природных материала дополняют друг друга. Теплая и мягкая древесина с крепким камнем незаменимы для создания эко стиля, прованса и кантри. Мозаика из гальки и дощатый пол, фрагменты из декоративного камня, паркетная доска и балки прекрасно сочетаются и подходят для любого интерьера.

На фото деревянная стена и камин из дикого камня напоминают об истоках и наполняют комнату уютом.

  • Кирпич и дерево в интерьере или имитация кирпичной кладки подходит для коридора, гостиной, лестницы. Кирпич может быть выбеленным, состаренным, однотонным и разнокалиберным, такие вариации создают разный образ комнаты. Использование дерева в интерьере с кирпичом необходимо для создания необычного оформления загородного дома: деревянные рамы и двери, лестница, перегородки и пол из красных пород в сочетании со старинными комодами.

Дерево в интерьере кухни

В интерьере кухни уместно в виде мебели, акцентной стены в обеденной зоне.

  • В качестве напольного покрытия лучше выбрать кафель или линолеум.
  • Деревянная посуда создаст уют и подойдет для стиля прованс, кантри, рустик.
  • Светлая эргономичная мебель, глянцевые поверхности и зеркальные вставки подходят для небольшого помещения.
  • Балочный потолок подойдет для создания деревенского стиля.
  • Глубокие темные оттенки уместны на кухне с большим окном и широким пространством.

Мебель нейтральных натуральных цветов сочетается с яркими цветами столешницы, холодильника и т.д. Например, сочетание цвета дерева и зелени выглядят естественно и уместно на кухне любого размера.

На фото кухня увеличена за счет объединения с балконом и правильному подбору цветов. Деревянный стол и светлый ламинат хорошо сочетаются с белой мебелью. Эко стена из доски и травы является объектом внимания для всех гостей.

Отделка гостиной

Дерево в интерьере гостиной смотрится всегда очень эффектно и уместно почти в любом оформлении. Если это скандинавский стиль, то использование светлых пород делает акцент на связь с природой, деревянная мебель пастельных оттенков подходит для прованса. Небольшие и простые детали из дерева уместны в минимализме и хай-тек.

На фото необычная полка, имитирующая ветку, создает современный стиль гостиной в нейтральных природных оттенках.

На фото интерьер гостиной в классическом стиле, для отделки подойдут деревянные панели с резьбой и паркет с небольшим ковром.

Пни и крупные спилы в интерьере гостиной могут играть роль журнального столика и стать главным предметом внимания гостей. Из спилов и гальки можно сделать акцентную стену у телевизора, из обработанных палок и веток - карниз, светильник и другие аксессуары.

На фото стена из спилов в гостиной. Натуральное дерево способствует расслаблению, кроме того приятно пахнет и долго хранит аромат эфирных масел.

Использование дерева в спальне

Для спальни лучше выбирать светлые породы и покрывать матовым лаком для того чтобы подчеркнуть натуральность дерева.

Можно выбрать краску и подчеркнуть фактуру, или нанести ее в 3 слоя и перекрыть натуральный цвет. Лучше отдать предпочтение натуральным оттенкам бежевого, фисташкового, горчичного, древесного. Но если порода дерева темная, то не нужно красить ее в светлые цвета.

Деревом можно обшить все или только одну стену, пол и потолок. Как много может быть дерева в пределах спальни завит от размера комнаты и требований ее стиля.

На фото простой матрац на поддонах и изголовье из спилов смотрится необычно в современной квартире. Такая простота сочетается с экологичностью и стилем одновременно.

Допустимо центральное освещение, но лучше сделать рассеянное за счет нескольких источников света. Сукно, лен, бязь и вязаные пледы отлично сочетаются с деревом в интерьере дома.

Сочетание эко стиля и хай-тек порождает притягательную эклектику. На фото стволы березы служат эффектным акцентом. Важно помнить, что натуральную древесину стоит обрабатывать маслами и лаком во избежание появления плесени

Дерево в детской

Данный материал в интерьере детской наиболее уместен с точки зрения экологичности. Желательно использовать дерево как для отделки, так и в декоре. Если стены не обязательно должны быть деревянными, то пол и мебель просто необходимо подобрать из древесных материалов.

Пол из светлого ламината украсит самодельный рисованный ковер, для развития подвижности ребенка можно повесить гамак и веревочную лестницу. Для необычного образа можно использовать ветки в интерьере для создания небольших композиций, органайзера украшений, фото и записок, ими также можно обыграть настенные полки.

На фото светлое дерево в интерьере детской хорошо сочетается с легкими римскими шторами, его цвет легко изменять с помощью краски, или освежать с помощью лака.

Светлые тона, нежный текстиль, яркие игрушки и темный пол подойдет для оформления детской как девочки, так и мальчика.

Оформление ванной

Дерево в интерьере ванной создает ощущение сауны или русской бани. Деревянные стены и каменный пол, или наоборот, создают уникальный дизайн. Для отделки ванной нужно подбирать устойчивые к влаге породы (бразильский орех или бамбук, как на фото ниже).

На фото ванная с массивными дверьми и подвесными цепями. В качестве материала для такого столика подойдет давно срубленное дерево.

Для ванной в квартире можно использовать кафель под дерево, деревянные аксессуары и вставки.

Фото галерея

Ниже представлены фото примеры использования дерева в отделке комнат различного функционального назначения.

Все фото из статьи

Без использования дерева при строительстве и обстановке дома сложно обойтись. Даже если все несущие конструкции выполнены из металла либо бетона, все равно будут использоваться отделочные материалы из дерева, либо мебель будет деревянная. На сегодняшний день приобрести можно практически любую древесину, включая ценные породы, так что не лишним будет разобраться в цветовой палитре.

О цветовой гамме

Оттенков можно выделить не один десяток, при этом для обозначения каждого из них используется название соответствующей . Например, цвет дерева махагон означает красновато-коричневый оттенок. Сама древесина махагони со временем приобретает более насыщенный цвет и становится еще красивее.

Довольно близка к махагони обычная вишня, в зависимости от возраста древесины, условий произрастания древесина может иметь оттенок от темно-красного до светлого с золотистым. Так что цвет дерева вишня часто путают с красным деревом.

Древесина сама по себе имеет отличный внешний вид, поэтому часто при обработке достаточно просто проявить текстуру и защитить поверхность от выцветания, хотя обработку краской никто не отменял. Иногда с помощью того удается добиться великолепного визуального эффекта.

При выборе подходящего оттенка нужно понимать, что даже в рамках одного и того же цвета оттенков масса.

К тому же они могут отличаться в зависимости от производителя:

  • например, цвет дерева орех в случае с паркетной доской предусматривает изменение оттенка от бежевого до «черного кофе» . Но при обозначении краски под этим обозначением понимается насыщенный коричневый оттенок;
  • под обозначением «сосна» в палитре находится насыщенный желтоватый цвет;

Обратите внимание! Могут встречаться обозначения «молодая сосна» — более легкий цвет и «старая сосна» — насыщеннее и чуть темнее.

  • а вот под обозначением «махагон» скрывается насыщенная краска с темно-красным оттенком . Древесина этого вида имеет именно такой оттенок, отсюда и название;
  • также популярен в отделке цвет венге, эта древесина отличается насыщенностью, но до полной черноты немного не дотягивает и при ближайшем рассмотрении видна оригинальная текстура . Краска такого эффекта, конечно, не даст, но по оттенку она весьма близка к этой древесине;
  • цвет эбеновое дерево максимально близко подбирается к чисто черному . Древесина эбенового дерева может встречаться как угольно черной, так и насыщенного серого цвета, в этом вопросе многое зависит от возраста, а также от того, как близко от сердцевины ствола был взят образец. Оттенки красок в этом случае находятся в диапазоне от насыщенного серого до почти черного.

При выборе ЛКМ нужно понимать, что вовсе не обязательно окрашивать поверхность до получения однотонной поверхности. Иногда гораздо лучше просто подчеркнуть текстуру, возможно, тонировать поверхность, но не закрашивать полностью

О технологии покраски

Помимо правильного выбора цвета красок для дерева большое значение имеет технология окраски. Только в этом случае краска не отслоится через несколько месяцев после покраски.

Выбор цвета и покраска дерева

При наружной и внутренней покраске придется выбирать между лессирующими и кроющими составами. Первые защищают древесину от влаги и воздействия насекомых, но при этом текстура остается видна. Что касается кроющих составов, то они формируют на поверхности непрозрачный слой.

Выбор цвета краски зависит от многих факторов, при окраске поверхностей внутри дома цветовая гамма красок по дереву подбирается с учетом общего оформления комнаты. Например, при оформлении кухни брусового дома в стиле прованс предпочтение отдается светлым оттенкам, а вот темные оттенки (махагони, эбен, венге и т. д.) не используются совсем.

При наружной покраске дома вариантов больше, возможны такие варианты как:

  • светлые спокойные тона (бежевый, белый и т. д.). Финские дома обычно оформляются именно в такой цветовой гамме;

Обратите внимание! При использовании светлых оттенков можно комбинировать его с темными вставками. Так дом будет выглядеть эффектнее.

  • допускается использование насыщенных оттенков, например, цвет дерева тик даст после окраски красноватый оттенок;
  • можно применить и другие оттенки, например, зеленый. Нужно только учесть, что расход краски должен быть повыше, чтобы из-под нее не проглядывала текстура древесины.

Также при выборе цвета деревянных домов стоит учитывать и окружающую обстановку. Если цвета соседних построек выдержаны в спокойных светлых тонах, то имеет смысл выбрать такой же оттенок. Использование в таком случае ярких оттенков будет лишним, дом просто будет смотреться нелепо на фоне соседних.

Что касается покраски дерева своими руками, то при наружных работах следует придерживаться таких рекомендаций:

  • не бросать работу на полпути, потом будет заметна граница между участками;
  • красить при нормальных условиях – влажность невысокая, на краску не попадают прямые солнечные лучи;
  • до нанесения следующего слоя дождаться высыхания предыдущего.

При работе внутри дома инструкция требует:

  • обеспечить хорошую вентиляцию;
  • тщательно отшлифовать поверхность перед окрашиванием;
  • для того, чтобы краска не впитывалась в дерево сначала его нужно прогрунтовать;
  • для получения ровного насыщенного цвета может понадобиться 3 и более слоев краски. Время высыхания каждого слоя зависит от типа краски.

Важно понимать, что конечный результат во многом зависит от типа поверхности. Например, цвет ореховое дерево нанесенный на доску с выразительной текстурой в 1 слой даст интересный эффект – текстура дерева будет видна, так что создастся впечатление, что доска действительно из ореха. Но есть краску нанести на лист ДСП, то получим сплошной ровный цвет.

Эксперименты с краской

Иногда нужный эффект невозможно получить простым окрашиванием либо нанесением лака на деревянную поверхность. В таком случае приходится экспериментировать и комбинировать разные составы.

Обратите внимание! Эксперименты желательно проводить на ненужном куске дерева. Иначе цена такого творчества будет слишком высокой.

Такой прием часто применяют при необходимости состарить дерево либо получить эффект беленого дерева.

Для получения нужного эффекта нужно:

  • сперва металлической щеткой для того, чтобы удалить мягкие древесные волокна;

  • очистить поверхность от мелких опилок;
  • дальше начинается самое интересное – наносится 1 тонкий слой светлой краски, дожидаемся пока он высохнет;
  • выступающие твердые волокна останутся неокрашенными, имитируя старую поверхность. Поверх можно нанести пару слоев лака для защиты поверхности от истирания и выцветания.

Возможна и комбинация оттенков с той же целью. Имеется ввиду не смешивание разных красок, а последовательная окраска в разные оттенки. Таким способом могут комбинироваться любые цвета красок по дереву, главное – добиться того, чтобы один проглядывал из-под другого, создавая иллюзию потертостей, полученных за годы эксплуатации.

В завершение

Выбор подходящей краски для дерева, да и работа с ней – целая наука. Подобранный оттенок должен идеально вписывать в интерьер дома, добиться этого иногда бывает сложно. К счастью цветовая палитра современных ЛКМ настолько богата, что проблемы с выбором возникнуть не должно.

На видео в этой статье описываются нюансы покраски деревянного дома снаружи.Любые вопросы по выбору краски для дерева вы можете задать в комментариях к этой статье.

Под деревянными поверхностями мы подразумеваем не только натуральное дерево, но и современные материалы с отделкой «под дерево». Как подобрать цвет дерева, что брать за основу и какие комбинации уместны — узнаем у профессионалов.

Что первично, а что вторично?

На интуитивном уровне мебель выбирают темнее, чем пол, а не наоборот. Почему? Объясняет дизайнер интерьера Светлана Ильина: «Двери и окна — это архитектурные элементы здания, а мебель — основная составляющая интерьера. Поэтому основное внимание должна обращать на себя мебель, а двери и окна отходят на второй и третий план. Напольное покрытие тоже работает фоном для мебельной композиции».

По мнению Светланы, «шпонированные двери сейчас чаще используют в модернистских интерьерах или в интерьерах в стиле кантри. В неоклассической стилистике используют крашеные двери и плинтусы, которые сочетаются с обрамлением дверей. Правда, наблюдается тенденция красить стену и плинтус в один цвет. Окна же лучше оставлять белыми. Ведь они, прежде всего, источник света, а темные рамы будут контрастировать на свету».

Правила распределения

Так какой цвет дерева выбрать и как распределить цветовую гамму между мебелью, полом, дверьми и плинтусами? Дизайнер интерьера Наталия Максименко делится опытом: «Все зависит от концепции и идеи интерьера: в ней плинтусы могут быть под цвет потолочных карнизов, а двери контрастировать с полом. Но все же я предпочитаю не использовать более двух, максимум трех оттенков дерева одновременно».

Важно: оттенки не должны быть родственными, отличающимися на тон или полутон. «Не должно складываться ощущения, что старались подобрать цвет и не получилось, — продолжает Наталия. — Цвета должны быть разными, подчеркивающими свой обособленный оттенок и текстуру дерева. Например, мебель вполне может быть с элементами из темного дерева, напольное покрытие — под цвет натурального дуба, а карнизы, двери и плинтусы — белого цвета».

Двух разных оттенков дерева в комнате вполне достаточно, а порой хватает и одного. Совместить три оттенка — это уже задача для профессионала. «В интерьере не должно быть более трех оттенков древесины на помещение (а лучше — два), их нужно дополнять выкрасами и драпировками». — рассказывает архитектор Наталья Сытенкова.

«Важно прикладывать образцы дерева друг к другу, только так можно понять, сочетаются ли они, — советует дизайнер Корина Балановская. — Просим образец в магазине под залог и прикладываем к другому выбранному дереву. На что обращаем внимание: чтобы не было сочетания красноватого и желто-зеленого оттенков дерева. Насколько я понимаю, по-прежнему актуальны светлые породы с сединой и орех. Цвета приложенных плашек подбираем подходящие, а тон (светлый или темный) может быть разным».

По мнению дизайнера интерьера Веры Откидач, «двери и плинтусы должны сочетаться, а пол и двери — нет, потому что получается “масло масляное”. И даже больше: двери и пол должны отчасти контрастировать, чтобы подчеркнуть друг друга». «Все должно быть гармонично и только. Приложите плинтус к напольному покрытию и абстрагируйтесь, если они не “спорят” меж собой, значит, все в порядке». — отмечает дизайнер Кристина Изотова.

Игра оркестра или игра контраста?

Решая, с чем сочетать дерево в интерьере, важно учитывать стиль интерьера, его функцию и, конечно же, личные цветовые предпочтения. Дизайнер Юлия Пешева делится вариантами сочетаний. «Есть интерьеры, где выбирается акцент — это могут быть как двери, так и мебель, и даже напольное покрытие. А есть интерьер-симбиоз, где все друг друга дополняет и “поет хором”. Поэтому отправная точка в первом случае — акцент (будь то дверь или мебель). А во втором случае — оркестр, где мелодия одна, но есть и солисты».

«Напольное покрытие и плинтусы можно завязать в отдельный ансамбль, — дополняет художник, дизайнер интерьеров Ольга Бахарева. — Плинтус можно подобрать к полу или сделать белым, совершенно не привязывая ни к деревянным дверям, ни к полу из дерева другого цвета. Только потолочные карнизы тогда лучше тоже сделать белыми».

Классики и современники

В современных интерьерах больше шансов для экспериментов, отмечает дизайнер интерьера Лариса Деменева. «В классике хорошо отталкиваться от пары двери и плинтусов. Это словно багет, внутри которого можно разместить разные по цвету и фактуре мебель, пол, декор, стены. В современных стилях главную партию можно отдать чему-то одному, например, дверям».

Цвет древесины является одним из признаков, отличающих одну породу от другой. В цветовой палитре пород древесины присутствуют почти все оттенки цветового спектра, а варианты этих оттенков имеют огромное множество тональных соотношений. Каждая порода дерева может иметь несколько десятков оттенков. Древесина сосны, осины, липы, клена, березы – светлая, ясеня и дуба – бурая, тика и грецкого ореха – коричневатая. Чаще в природе можно встретить породы, имеющие теплые оттенки цветов (красно-коричневыми, коричневыми, оранжевыми, желтыми, охристыми), реже – с холодными (фиолетовыми, синими, зелеными).

Определенный цвет древесины зависит от дубильных и красящих веществ, находящиеся в ее клетках. Цвет древесины может меняться в зависимости от атмосферных условий, поэтому в каждой климатической зоне цвет древесины одной и той же породы слегка различается. На окраску древесины влияет также воздух и свет. Под их воздействием древесина со временем темнеет. Например, цвет срубленной ольхи через некоторое время изменится на красноватый.

Изменять окраску древесины способны грибные поражения и находящиеся в земле минеральные соли. С возрастом древесина каждого дерева приобретает более темную окраску. Эти особенности необходимо учитывать при проведении столярных и других работ. Особенно это важно в мозаичных работах, так как в этом случае текстура и цвет являются изобразительным элементом при раскрытии образа или сюжета.

Цветовые оттенки разных пород деревьев можно классифицировать по нескольким основным группам, в каждой из которых будет преобладать один цвет древесины.

Желтый . К этой группе относятся породы деревьев, со следующими оттенками:

  • беловато-желтый со светлыми оттенками красного и розового – ясень , береза , липа, клен , осина , ель , пихта , граб ;
  • лимонно-желтый – барбарис;
  • золотисто-желтый – шелковица ;
  • красновато-буровато-желтый — карельская береза, боярышник, черемуха;
  • розовато-желтый – айлант.

Бурый :

  • светло-бурый — тополь, кедр , вяз;
  • красновато-розовато-бурый бук — груша , ольха, лиственница, слива;
  • коричнево-бурый – рябина, каштан ;
  • желто-бурый – акация ;
  • зеленовато-бурый — анатолийский орех;

Коричневый :

  • желтовато-коричневый – черешня;
  • желтовато-розовато-светло-коричневый – яблоня ;
  • светло (темно)-коричневый — грецкий орех , абрикос .

Красный : красное дерево и тис.

Розовый :

  • желтовато-розовый – лавровишня;
  • темно-розовый – чинара.

Блеском древесины называется ее свойство отражать световой поток. Различные породы имеют неодинаковый блеск. В большей степени это свойство проявляется у клена, белой акации, бука, чинары. Липа, тик, осина, тополь имеют матовый (сатиновый) блеск; вяз, ива, черемуха, ясень – шелковистый; черешня – золотистый; сибирский кедр – серебристый; береза, лавровишня, серый клен – муаровый.

Блеск древесины зависит от наличия и размеров сердцевинных лучей и от того, как они размещаются по разрезам. Например, если дуб отличается плотностью древесины и крупными сердцевинными лучами, то блеск его древесины будет ярче, чем у других пород.

Блески распределяется по поверхности неравномерно. Он зависит от вида разреза: в поперечной плоскости он слабее, а в радиальной – сильнее. У одних пород светотеневые переливы можно увидеть только на продольном разрезе ствола, у других – на всех разрезах.

При составлении мозаичных наборов обязательно учитывается блеск древесины, так как он существенно влияет на ее декоративные качества.

Loading...Loading...