Особенности подбора детской мебели. Эргономичная мебель для детей Мебель и освещение

В детской комнате чаще всего меняется мебель, так как с развитием малыша появляются новые потребности. Поэтому лучше заблаговременно подумать об этом и по возможности, приобретать мебель, которая будет «расти» с вашими детьми.

Детская мебель трансформер

Конечно, тяжело угадать, чем будет интересоваться ваш ребенок больше, поэтому лучшим вариантом будет мебель-трансформер. Это может быть стул, который с легкостью превращается в парту или даже мольберт для рисования. Так же детская мебель может меняться по высоте или наклону, после чего крепко закрепляться в нужном положении.

Предметы интерьера для детей должны быть легкими, чтоб ребенок, при необходимости сам мог переставить. И в то же время устойчивой и без острых углов, так как ребенок бывает довольно невнимателен. При увлеченной игре сносит все со своего пути.

Эргономика детской мебели

Так как маленькому ребенку тяжело объяснить, как правильно сидеть, чтоб не было искривления позвоночника и других болезней, его мебель должна быть эргономичной и комфортной. Не следует забывать и про экологичность детской комнаты, это касается как предметов интерьера, так и текстиля, и облицовки помещения. Что положительно скажется на здоровье вашего дорогого чада.

Мебель глазами ребенка

А теперь посмотрим на мебель со стороны ребенка. Она должна быть яркой и красивой. Он должен сам приучаться следить за вещами, которые ему нравятся, и тогда вам не придется менять или реставрировать те или иные предметы детской комнаты.

Если вы хотите и ребенку угодить и подобрать правильную детскую мебель, то лучше идти за покупками вместе с ребенком. Он выберет понравившуюся, а вы уже подкорректируете, чтоб его выбор соответствовал всем правилам детской мебели. Тем более фирмы-изготовители уже об этом позаботились за вас.


Кстати, кровать можно подобрать сразу двухъярусную, даже если у вас один ребенок, а сняв нижний ярус сделать там шатер или хранить игрушки, а на верхнем этаже ему будет интереснее спать. Особенно если ребенок не привык спать один, его необходимо заинтересовать. А когда появится второй ребенок, вернуть конструкции первоначальный вид.

Модульная мебель. Место для игрушек.

Место для игрушек, тоже должно быть интересным, чтоб ему самому хотелось убирать свои игрушки, играя, например, в виде сундука (с сокровищами). Не загромождайте сильно пространство комнаты, обязательно оставьте больше места для игр, особенно если ваш ребенок дошкольного возраста. Модульная мебель идеально подойдет для детской комнаты, здесь вы можете выбрать самые необходимые модули подходящего размера.

Современный рынок мебели предоставляет огромный выбор моделей на любой вкус. Поэтому, когда вы определяетесь с дизайном детской, не забывайте, что в этой комнате ваш ребенок будет проводить большую часть времени и ему должны нравиться все предметы интерьера, от обоев и напольного покрытия до мебели и элементов текстиля.

Организация детского пространства - важный и ответственный вопрос. Ведь от него будет зависеть не только комфорт малыша, но и его безопасность, поскольку неудобно расставленная мебель будет способствовать травматизму активного ребенка.

Невероятно красивая итальянская мебель для детей создана с учетом всех особенностей активного ребенка и сводит к минимуму вероятность травм.

С чего начать

Детскую спальню, как и взрослую необходимо начинать планировать с кровати. Хотя дети заметно компактнее, нежели взрослые, проходы в их комнате должны быть просторными, не меньше 0,7 м. Дети очень активны, поэтому в условиях тесноты и изобилия мебели в комнате, синяки и ссадины им будут обеспечены. Если в комнате обитает два ребенка между их кроватями можно поставить небольшую тумбочку или стеллаж, обеспечивающую удобный подход для обоих.

Практичным решением для детской комнаты может стать покупка раскладного дивана. Он и другая современная мягкая мебель, представлены на сайте в большом разнообразии.

Учебная зона

Спальня, в большинстве случаев, является не только местом для отдыха и сна, но также местом для учебы. Если планируете поставить в детской рабочий стол, выбирайте его с учетом роста ребенка, кресло также должно быть удобной высоты. Если на столе есть компьютер или ноутбук, рабочую зону необходимо поставить как можно дальше от кровати, по возможности разделить эти два пространства. Дизайнеры рекомендуют ставить компьютерный стол не ближе, чем на 1 метр к кровати. Также нужно учесть место для отодвигания стула.

Хранение вещей

Не стоит стараться втиснуть в комнату громоздкий шкаф или комод. Если пользоваться им будет неудобно, смысла в этом мало. Определяя место для такого предмета, учитывайте не только его ширину, но также пространство для выдвижения его ящичков, а также оставьте около 50 см для свободного прохода. Держите в уме тот факт, что для выдвижения ящиков внизу комода или шкафа ребенку нужно будет приседать, поэтому в идеале расстояние от шкафа до ближайшего предмета мебели должно быть около 150 см. Если шкаф имеет не раздвижные, а распашные дверцы, их ширину также нужно учесть при планировании пространства.

Проектирование среды и предметного мира для детей имеет свою специфику. С точки зрения эргономики к детской среде предъявляются достаточно жесткие требования. Особенно много проблем возникает в жилище, поскольку жилище традиционно строится как среда обитания взрослы со своей специфической размерностью и все увеличивающимся количеством сложных и опасных бытовых приборов.

Поэтому, организация жизни детей в доме - важнейшая задача любой семьи. Как бы ни складывались обстоятельства - есть ли у семьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате - это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка.

Есть предположение, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка» определенной «контролируемой территории» формирует у него соответствующие личностные качества - такие, как самостоятельность, способность самому принимать решения, активность, коммуникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Детское место должно отвечать общим требованиям - быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от их возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет).

Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и ребенком и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве (2-3 года) ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется ролевым играм.

В младенческом возрасте у ребенка формируется нормальная работа зрительного анализатора – глаза, поэтому важно продумать положение светильников в комнате. Надо обеспечить такое расположение светильников и такой тип и конструкцию экранирования, чтобы прямой свет от источника освещения не попадал в глаза ребенка.

Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни - это сон, игра, еда. Для детей 3-6 лет эти виды деятельности сохраняются в несколько трансформированном виде. Игры становятся самостоятельными, возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, моделирование и т. п. Набор мебели для детей обеих возрастных групп один и тот же. Он включает в себя кроватку для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий росту ребенка, стол или доску для игр и работы со строго выверенной отметкой, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь.

К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен самостоятельно застелить постель. Хорошо продуманный тип мебели и оборудования позволяет привить ребенку навыки ухода за собой, приучает к порядку. Если в детском уголке или комнате предполагается хранить игрушки в ящиках, а они достаточно легки и безопасны и могут переставляться самим ребенком, то ребенок достаточно легко приобретает трудовые навыки. Простая и легкая для перестановки мебель обеспечивает смену впечатлений, эффект новизны. Мебель может приобретать «игрушечные» черты за счет ее художественного оформления.

Хорошо, если ребенок имеет в комнате специальное пространство для игр, работы, увлечений. Возможность вычленить подобное пространство с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто данью моде или прихотью дизайнера, но и средством сделать пространство соразмерным ребенку, дать ему возможность сосредоточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим ритмам.

Хорошо, если у детей данной возрастной группы появляется возможность свободно рисовать и писать красками. А для этого на стене, боковой стенке кровати или на полу можно закрепить плоскость для рисования мелом или пастелью. Можно установить для ребенка мольберт.

Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых (кратковременный и долговременный), физические упражнения (они могут рассматриваться как одна из форм отдыха). Требования к мебели в общих чертах сохраняются те же. Мебель для работы и игр остается «растущей». Мебель, как и раньше, должна иметь такое покрытие, которое позволяло бы ее мыть и дезинфицировать.

Важным психологическим условием является создание эмоционального фона. Характер декора и сам образ комнаты должен быть выбран ребенком (речь идет о детях среднего и старшего возраста) - уголок или комната могут быть оформлены как жизненное пространство будущего спортсмена, художника, путешественника и т. п. Очень важной составляющей эмоционального комфорта является тонко использованный цвет.

Цветовое предпочтение на протяжении всей школьной жизни ребенка изменчиво и импульсивно. Данные многих исследований показывают, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. По мере роста дети все чаще в качестве излюбленных цветов называют более холодные и более сложные тона.

Практика применения цветов в детских помещениях непосредственно связана с возрастом ребенка.

Яркие игрушки, разнообразные по форме и цвету, сопровождают ребенка с первых месяцев жизни, и применение первых цветов предпочтения - красного, синего, желтого - оказывается вполне оправданным. Зато цветовое окружение в этот период жизни должно быть предельно нейтральным - цвет стен, потолка, мебели должен быть очень мягким и разделенным. Для нормального развития цветоразличения необходимо, чтобы яркий фон не отвлекал ребенка, не ослаблял цветового воздействия игрушек.

Приведенные в таблице данные о характере цветовых предпочтений могут подсказать родителям, как пользоваться цветом.

Цвета предпочтений у детей разного возраста

Тем не менее, не стоит забывать о том, что цветовые предпочтения не означают, что тот или иной цвет должны доминировать в интерьере детской комнаты. Это цвета, которые нравятся детям. Для общего колористического решения комнаты, как и для жилых комнат взрослых важна уравновешенная гармоничная цветовая среда, поскольку работа зрительного аппарата ребенка, как и у взрослых, в значительной степени определяется врожденными алгоритмами.

Если в яркие цвета предпочтения окрашены подвижные элементы детской комнаты (ящики для игрушек, мебель для сидения и т. п.), которые можно переставлять и перегруппировывать, то они будут обеспечивать и поддерживать эффект новизны.

По мере взросления ребенка желательно изменять общий цветовой колорит детского помещения, привлекая к этому своего ребенка и используя цветовые предпочтения каждого нового периода его жизни.

Учет изложенных выше гигиенических, психологических, эстетических предпосылок определяет основные пути формирования детского интерьера, оправдывает необходимость гибко реагировать на каждое изменение в развитии ребенка.

При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение. всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования.

Первый путь - путь многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта.

Второе направление - совмещение элементов мебели в двух- ярусные комплекты для экономии площади. К примеру - спальное место может быть поднято, а освободившееся пространство под ним используется для установки мебели и оборудования для игр или работы.

Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Школьникам по силам выполнять все виды трансформации самостоятельно. Эту же задачу приходится решать при необходимости разместить в детской комнате двух и более детей.

Отмеченная выше необходимость вычленить в общей комнате соразмерное ребенку пространство относится и к зоне сна, и к зоне игр, работы и отдыха.

Важным условием удобства и полноценности детского интерьера является учет физиологических особенностей ребенка, обеспечение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, относится необходимость учитывать рост и остальные антропометрические данные, обеспечение условий для нормальной зрительной работы, нормальных условий для физического развития.

Первое из названных условий требует, чтобы родители контролировали размеры мебели (прежде всего расстояние от пола до рабочей плоскости стола, низа столешницы, сиденья) и проверяли, соответствуют ли они физическим данным ребенка.

Важным показателем удобства детской мебели являются правильные размеры сиденья, т. е. достаточная опорная плоскость способствует нормальному развитию ребенка.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки как горизонтально, так и под углом 7-16°.

При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть более 60 мм.

Есть еще один показатель, который может служить для дополнительной проверки правильности принятой отметки сиденья. Удобство и правильность сиденья определяется тем, что ноги упираются в пол, не перенапрягая седалищные мышцы.

Параметры детского сиденья


С первого года жизни ребенка необходимо обеспечить условия для физических упражнений, постепенно меняя характер тренажеров. После 1-2 лет устанавливается шведская стенка, закрепляется в дверном проеме турник, подвешивается канат. Для детей старшего возраста устанавливаются стационарные или трансформирующиеся тренажеры, способные освободить место для другой деятельности.

По мере роста ребенка увеличивается емкость шкафов. Появляется библиотека, увеличивается объем школьных принадлежностей и учебников, что требует дополнительных шкафов.

Каждое помещение квартиры нуждается в определенной доработке с учетом роста ребенка. Уже говорилось о необходимости расположения крючков на удобном для ребенка уровне в прихожей. Но также необходимы подставки для удобства мытья посуды ребенком и для работ в кухне, нужны простейшие устройства для ребенка в ванной комнате и т. п.

Свою специфику имеют и другие типы среды, где проходит жизнь, игра, обучение детей. Эту специфику имеют детские и спортивные площадки, интерьеры и игровые площадки детских дошкольных учреждений, детские медицинские учреждения. И, конечно, очень специфичным является проектирование предметного мира детей, от игрушек – до одежды, обуви, мебели, и специальных устройств различного назначения. Следует учитывать и то, что ребенок, в процессе своего развития проходит стадии от младенца – до, фактически, взрослого человека, что определяет серьезную возрастную специфику.

Если вы проектируете детскую площадку для игр, то вам, кажется, ясно, что для нее требуется. Вы легко представляете себе детей, бегающих, метающих какие-то предметы, качающихся, прыгающих, карабкающихся, борющихся, вращающихся, кувыркающихся, балансирующих, ползающих, прячущихся, копающих землю, катающихся на коньках, досках и велосипедах. Но одно дело – общее представление, а другое – конкретный, хорошо организованный и рациональный проект. Каждая игра и оздоровительное мероприятие требуют включения в рассмотрение дополнительных особенностей окружающего пространства, необходимых для обеспечения этих занятий.

В проектировании для детей, как ни в какой другой области необходим системный подход с учетом эргономических особенностей. В распоряжении проектировщика имеются многочисленные эргономические справочные данные. Необходимо только понимать, что проектирование для детей – зона особой ответственности.

Практическое занятие

Врачи и психологи в один голос твердят, что детская комната должна быть эргономичной. Да и многие родители интуитивно чувствуют это, понимают, что детскую комнату нужно обустроить правильно. Они задумываются о том, как поделить комнату на зоны, кровать какого размера выбрать, какие стол и стул купить и т.д. Вопросов много, ответить на них поможет эргономика.

Эргономика в дизайне - это наука, изучающая антропометрические данные человека с целью создания для него гармоничной среды обитания. Что значит гармоничная среда обитания? Это условия, которые способствуют сохранению здоровья, повышают эффективность труда, снижают утомляемость и способствуют поддержанию хорошего настроения.


Говоря об эргономике детской мебели, подразумевают 3 требования :

  1. Антропометрическое соответствие. Ребенок постоянно растет. Мебель в детской комнате должна соответствовать размерам его тела и учитывать особенности его организма.
  2. Психоэмоциональное соответствие. У детей разного возраста разные потребности. Для новорожденного самое важное - сон, еда и безопасность. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, а значит ребенку нужно игровое пространство. Когда ребенок начинает ходить в школу в детской комнате должна появится отдельная рабочая зона. Вывод: каждому возрасту нужно свое пространство, которое будет создавать благоприятные условия для интеллектуального развития ребенка.
  3. Безопасность. Это понятие включает три составляющие: физическая, химическая и психологическая безопасность. Мебель для детской комнаты не должна иметь острых углов и некачественной фурнитуры. Выбирая детскую мебель, обратите внимание не только на ее функциональность и внешний вид, но и на качество материалов. Самой экологически чистой является деревянная мебель из натурального массива. Ну и, конечно, интерьер детской комнаты должен быть жизнерадостным и позитивным.

Пора перейти от скучной теории к практике. Итак, как же правильно организовать пространство и расставить мебель в детской комнате ?

Задача это непростая. Ведь родителям нужно превратить детскую комнату в многофункциональный дом со своей спальней, рабочим кабинетом, гостиной и игровой. К тому же сделать это нужно в комнате площадью примерно 15 кв. м (плюс-минус).

Начнем с организации пространства. Его нужно разделить на три зоны - для сна, учебы и игр. Если комната большая, то для зонирования можно использовать, например, стеллаж, ширму или гипсокартонную перегородку.

В маленькой комнате выделить отдельные зоны помогает правильная расстановка мебели, а также освещение и цвет.

При зонировании детской комнаты нужно учесть несколько важных моментов. Во-первых, ко всему, что находится в комнате, должен быть легкий доступ. Во-вторых, ребенку должно быть удобно пользоваться всеми предметами мебели в комнате: открывать дверки, выдвигать ящики…

Поэтому при покупке и расстановке мебели учитывайте возраст, а точнее сказать, рост ребенка.

Антропометрические требования

Ребенок постоянно растет и в первые годы жизни размеры тела меняются быстро. Мебель первого года жизни составляет особую группу - без номера. Ее номенклатуру составляют: кроватка (как правило, "на вырост", т. е. с возможностью трансформации на следующие ростовые группы), пеленальный стол и манеж. Как только ребенок начинает ходить, ему требуется мебель, развивающая его ориентацию во внешнем мире, формирующая привычку сидеть на стуле за столом. Для проектирования детских столов и стульев антропометрические данные детей дошкольного возраста образуют 5 ростовых групп с присвоением условных номеров.

Связанные между собой параметры стола и стула соответствующих номеров различаются в каждой группе роста и обеспечивают правильную позицию тела в положении "сидя", что чрезвычайно важно не только в перспективе формирования осанки, но и в плане профилактики целого ряда заболеваний, связанных с проблемами патологий позвоночника, причины которых коренятся в раннем детстве. С точки зрения обеспечения условий для выработки нормальной осанки важно учитывать, что у ребенка еще не сформировались все естественные изгибы позвоночника. Первым появляется шейный лордоз, когда ребенок начинает активно держать головку. Когда ребенок осваивает хождение, формируется поясничный лордоз, который и следует учитывать при проектировании детского стула. Окончательное формирование позвоночника завершается примерно к 20-ти годам. Правильная поза в положении "сидя" обеспечивает нормальное развитие межпозвоночных хрящей и суставов, а также предупреждает образование патологических боковых изгибов позвоночника - сколиозов.

Постоянный процесс роста и формирования осанки ребенка выдвигает актуальную проблему соответствия функциональных размеров мебели размерам тела. В идеале мебель должна бы расти вместе с ребенком. Установлено, что ребенок должен сидеть так, чтобы его ноги не свешивались, не доставая до пола: стопы ног должны стоять на полу. Также недопустимо, чтобы ребенок сидел на слишком низком стуле, это вынуждает горбиться. Ежегодная прибавка к некоторым функциональным размерам по мере увеличения группы роста доходит до 40-60 мм.

Существуют два подхода к решению проблемы обеспечения соответствия мебели росту ребенка. Один из них - ежегодная замена мебели (стола и стула) по мере роста ребенка. Другой - "растущая" мебель, в конструкции которой предусмотрена возможность увеличения функциональных размеров оптимально на две ростовые группы. Такая мебель будет соответствовать росту ребенка не менее трех лет. Первый подход целесообразен для детских дошкольных учреждений, где ежегодная частичная смена контингента позволяет осуществить подбор мебели из всего состава, имеющегося в наличии, в соответствии с ростом каждого ребенка.

Второй подход целесообразен для домашнего использования. Опыт показывает, что "растущая" мебель вызывает интерес и у работников детских дошкольных учреждений, поскольку соотношение высокорослых и низкорослых детей по годам носит волнообразный характер. Известно несколько конструктивных способов преобразования функциональных размеров детской мебели, но эта тема выходит за пределы настоящей статьи и требует особого рассмотрения.

Детские кровати предусматриваются двух типов: кровать с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3-х лет и кровать для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Расстояния между вертикальными стойками ограждения в кровати 1-го типа должны быть 60-100 мм.

В кроватях с ограждениями должна быть предусмотрена возможность перемещения вниз бокового ограждения не менее чем на 135 мм, но по согласованию с потребителем допускается изготавливать кровати 1-го типа без перемещения вниз бокового ограждения. В ограждении допускается вводить дополнительный горизонтальный брусок на высоте не менее 815 мм от пола.

В конструкции кровати 1-го типа может быть предусмотрена возможность ее преобразования в кровать 2-го типа, как только явится такая необходимость. При этом кровать 1-го типа может быть скомбинирована с небольшим комодом для подручного хранения детского белья и с верхней плоскостью, имеющей ограждения и используемой как пеленальный столик. Кровать 2-го типа может иметь удлиненное ложе "на вырост", либо такую конструкцию, которая предусматривает возможность увеличения длины по мере необходимости.

Шкаф для детских вещей и игрушек может иметь вид стеллажа, рассчитанного "на вырост", но лучше, когда предназначенный для игр, учебных пособий и игрушек шкаф соразмерен росту и пропорциям тела ребенка.

Соответствие психоэмоциональным требованиям, создание условий для развития интеллекта.

Жизнерадостность - нормальное психологическое состояние для ребенка. Требования к приданию детской мебели характеристик, поддерживающих оптимистическое настроение, положительно влияющих на эмоциональное состояние, создающих условия интеллектуального развития, способствующих развитию чувств, включая эстетическое восприятие окружающего тира, наиболее сложны для четкого определения и для ответа на них средствами дизайна. Эта группа требований и условий, которые на практике при проектировании детской мебели либо совсем игнорируются, либо решаются с позиций миропонимания взрослых людей без учета специфики детского мировосприятия.

Для того чтобы ощутить эту разницу восприятия окружающего мира вещей, нужно попробовать увидеть мир глазами ребенка.

Возможность почувствовать и наглядно представить ощущения ребенка в мире взрослых вещей дают выставки вроде той, которая, по газетным сообщениям, проходила в октябре текущего года в Киеве и называлась "Мир глазами ребенка". Были представлены привычные предметы непривычно больших размеров, при этом их можно было осматривать, трогать и брать в руки. Громадное кресло для отдыха, гигантские чашка, ложка и миска призваны напомнить взрослым об их первых опытах общения с домашними вещами и вновь ощутить, как чувствует себя маленький человек в мире пугающе больших предметов и огромных существ.

В пространстве взрослого мира детская мебель организует соразмерную ребенку среду. Такие средства дизайна, как масштабность, пропорциональность, ассоциативность и цвето-фактурные сочетания вполне достаточны для решения задачи создания художественного образа детской мебели. На практике встречаются предложения детской мебели в виде уменьшенных копий взрослой, украшенной картинками с персонажами популярных сказок и мультфильмов. Этот декор, как правило, не связанный с формой мебельных предметов и назойливый в своей безусловности, довольно скоро перестает привлекать внимание ребенка, в то время как художественные образы, связанные с формообразованием мебели, ее пластикой и абрисами, построенными по принципу ассоциативности, способны каждый раз восприниматься по-новому, давая волю воображению и развивая фантазию ребенка.

Цвет - сильное средство художественной выразительности мебели. Существует немало исследований психологического воздействия цвета на человека и при некоторых различиях их выводов неоспоримым остается факт, что дети не различают тонких оттенков цветовых сочетаний, их привлекают яркие и чистые цвета. Однако следует учитывать, что яркие насыщенные цвета в больших количествах могут оказывать негативное воздействие, поэтому цвет мебели принято рассматривать как нейтральный фон для ярких цветовых акцентов.

Детская мебель может включать элементы дидактического характера, знакомящие с простыми геометрическими формами, помогающими осваивать счет и грамоту, различать цвета спектра.

Требования безопасности.

Дети по своей природе - исследователи и, не обладая жизненным опытом, в своем стремлении познать границы возможного, могут попадать в опасные ситуации. По отношению к мебели безопасность может быть структурирована как психологическая, физическая и химическая.

О психологической безопасности уже упоминалось в предыдущем разделе. Инстинктивное стремление к гармоничному душевному равновесию вызывает у детей тягу к безопасной и жизнерадостной среде обитания и одновременно - жажду исследования границ этой безопасности. Поэтому дети обожают волшебные сказки и байки-страшилки, которыми полон детский фольклор, это один из способов преодолеть свои страхи. Светлый, радостный образ жилой среды в немалой степени способствует нейтрализации таких пугающих детей атрибутов жизни, как темнота, отход ко сну и т. п.

Необходимость обеспечения физической безопасности в немалой степени связано с тем, что в процессе игры дети могут предпринимать такие действия с мебелью, которые взрослому не придут в голову. Детская жажда познания всего многообразия такого непонятного им окружающего мира, стремление ребенка узнать границы безопасности и даже испытать опасность требуют от дизайнера особого внимания к удовлетворению условий прочности и травмобезопасности мебели. Мебель должна быть устойчивой против опрокидывания, иметь смягченные заоваленные кромки и скругленные углы. Химическая безопасность предполагает использование в изготовлении детской мебели натуральных и нетоксичных материалов.

Таким образом, специфика требований, предъявляемых к детской мебели, связана с осознанием принципиального различия между миром взрослых и миром детей, с пониманием того, что ребенок не просто человечек маленького роста. Что помимо физических размеров важны различия остальных характеристик, включая мышление, чувства, опыт и характер мировосприятия в целом. Поэтому проектирование детской мебели путем простого уменьшения размеров мебели, предназначаемой для взрослых, глубоко ошибочно.

Loading...Loading...