Жилища в разных частях света. Традиционные жилища народов мира (фото)

Гренландия: Строение из блоков плотного снега. Иглу - жилище эскимосов

Грузия: Каменное здание с хозяйственными постройками и оборонительной башней. Сакля - жилище кавказских горцев

Россия: Здание с обязательной «русской» печью и погребом. Крыша - двускатная (на юге - четырехскатная). Изба - традиционное жилище русских

Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

Северная Америка: жилище индейцев Северной Америки, шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы. Вигвамы строят североамериканские индейцы

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

Южная Индия: Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие. Пальясо.


Жилище человека – это самое чистое выражение природы, которое вообще существует. Первоначально форма дома всецело вырастает из органического чувства. Ее даже не создают. Она обладает такой же внутренней необходимостью, как раковина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда, и каждая черта первоначальных обычаев и форм существования, брачной и семейной жизни, племенного распорядка – все это находит в плане и его главных помещениях – в сенях, горнице, мегароне, атриуме, дворе, кеменатэ, гинекее – свой образ и подобие.

Традиционные типы и виды жилищ народов мира формировались на протяжении длительного исторического периода и в настоящее время могут быть объединены в рамках историко-культурных провинций.

Таких историко-культурных и географических провинций можно выделить 16: западно-центральноевропейская, восточноевропейская, кавказская, среднеазиатско-казахстанская, сибирская, центральноазиатская, восточноазиатская, юго-восточноазиатская, южноазиатская, юго-западноазиатская (переднеазиатская), североафриканская, африканская тропическая, североамериканская, латиноамериканская, австралийская, океанийская. Для каждой из провинций характерны свои типы жилищ.

Западно-центральноевропейская провинция разделяется на области: североевропейскую, приатлантическую, центральноевропейскую и средиземноморскую. Она охватывает разнообразные ландшафты – от холодных берегов Скандинавии и осторовов в Атлантическом океане до теплых субтропиков Средиземноморья. Западно-центральноевропейская провинция ранее других вступила в эпоху промышленной революции и капитализма. Традиционные сельские поселения различной планировки (кучевые, круговые, рядовые, рассеянные) состоят из прямоугольных в плане строений; в центральной Европе преобладают каркасные дома (фахверк), на севере – срубные, на юге – каменные и кирпичные; в одних районах жилые и хозяйственные помещения располагаются под одной крышей, в других – строятся отдельно.

Восточноевропейская провинция. включает области: центральную и северную (русско-беларусскую), прибалтийскую, волго-камскую, юго-западную. Она занимает Восточно-Европейскую равнину от тундр и тайги побережья Северного Ледовитого океана до теплых степей на берегуЧерного и Каспийского морей и гор Кавказа.

На севере распространены небольшие деревни; жилые и хозяйственные помещения строились под одной крышей; на юге – более крупные деревни, но хозяйственные постройки располагаются отдельно; там, где было мало леса, стены из дерева или камня обмазывали глиной и белили; центром интерьера являлась печь.

Кавказская провинция. расположенная к югу от Восточно-Европейской равнины между Черным и Каспийским морями, охватывает разнообразные ландшафты Кавказских горных систем, предгорий и горных равнин, делится на две области, северо-кавказскую и кавказскую.

Разнообразны типы поселений и жилищ – от каменных домов-башен и крепостей до плетневых (турлучных) сооружений и полуземлянок со ступенчатым перекрытием над очагом; в Восточной Грузии – двухэтажные дома из камня и дерева, балконами, плоской или двускатной крышей, в Азербайджане – одноэтажные саманные жилища с плоской крышей, окнами и входом во внутренний двор.

Среднеазиатско-казахстанская провинция занимает засушливые равнины к востоку от Каспийского моря, пустыни и высокие горные системы Тянь-Шаня и Памира. Делится на историко-культурные области: юго-западную (Туркмения), юго-восточную (Узбекистан и Таджикистан), северную (Киргизия и Казахстан).

В оазисах на юге традиционное сельское жилище – глинобитное прямоугольное с плоской крышей, в горах преобладает каркасное, у кочевников и полукочевников – круглая юрта с решетчатым остовом и войлочным покрытием. Зимнее жилище на севере испытало влияние русских переселенцев.

Сибирская провинция на севере Азии занимает огромные пространства тайги, тундры и сухих степей от Урала до Тихого океана.

В постоянных поселениях преобладают срубные прямоугольные жилища с двускатной крышей, на севере – землянки; временные жилища – чум, на северо-востоке – яранга, на юге у скотоводов – многоугловая юрта.

Центральноазиатская провинция занимает пустыни умеренного пояса (Гоби, Такла-Макан).

У кочевников жилище – круглая юрта (у монголов и тюрков) или шерстяные шатры (у тибетцев). У земледельческого населения (уйгуры, часть тибетцев, ицзу) преобладает жилище со стенами из сырцового кирпича или тесаного камня.

Восточноазиатская провинция занимает равнины Китая, полуостров Корея и Японские острова.

Традиционное жилище каркасно-столбовое с глинобитным или более легким (дерево, циновки) заполнением, с плоской или плоскодвускатной крышей, на юге преобладают свайные постройки, на севере распространены отапливаемые лежанки (кан).

Юго-восточноазиатская провинция – полуостров Индокитай и острова Индонезии и Филиппин. Включает историко-культурные области: западно-индокитайскую, восточно-индокитайскую, западно-индонезийскую, восточно-индонезийскую, филиппинскую.

Преобладают свайные постройки с легкими стенами и высокими крышами.

Южноазиатская провинция включает нагорье Декана, низменные долины Инда и Ганга, на севере – высокие Гималайские горы, на западе – засушливые области (Тар) и невысокие горы, на востоке – обильно увлажняемые Бирмано-Ассамские горы, на юге – остров Шри-Ланка.

Поселения в основном уличного плана; преобладают глинобитные или кирпичные двух- и трехкамерные дома, с плоской или высокой крышей; встречаются каркасно-столбовые постройки; в горах – из камня в несколько этажей; у кочевников – шерстяные шатры.

Юго-западноазиатская провинция занимает засушливые нагорья и горы с оазисами в речных долинах и пустынях. Подразделяется на историко-культурные области: малоазийскую, ирано-афганскую, месопотамо-сирийскую, аравийскую.

Сельские поселения, как правило, крупные с беспорядочной застройкой, центральной базарной площадью, жилища прямоугольные в плане из сырцового кирпича, глинобитные или каменные с плоской крышей и внутренним двором; сохраняется деление на мужскую и женскую половины; внутреннее убранство состоит из ковров, кошм, циновок. Кочевники живут в черных шатрах.

Североафриканская провинция занимает Средиземноморское побережье, аридную субтропическую зону пустыни Сахары и оазисов от Египта до Магриба. Выделяются историко-культурные области: Египетская, Магрибская, Суданская.

Поселения оседлых земледельцев крупные с беспорядочной застройкой; в горах сохранились укрепленные поселения с башнями из камня. В центре поселений находится базарная площадь, мечеть. Дома прямоугольные или квадратные в плане из сырцового кирпича, глинобитные, каменные, с плоской крышей и внутренним двориком. Кочевники живут в черных шерстяных палатках. Сохраняется деление жилища на мужскую (обычно переднюю) и женскую (заднюю) половины.

Африканская тропическая провинция занимает экваториальные области континента с тропическими лесами, влажными и сухими саваннами. Выделяются историко-культурные области: западноафриканская, западноцентральная, тропическая, восточноафриканская, южноафриканская, мадагаскарская островная.

Сельские поселения компактные или разбросанные, состоят из каркасно-столбовых небольших жилищ с круглой (в саваннах) или прямоугольной (в лесах) планировкой, окруженных хозяйственными постройками (глиняные бутылеобразные зернохранилища на подставах, загоны для скота). Стены иногда украшены рельефным или росписным орнаментом.

Североамериканская провинция включает Аляску, арктическую тундру и тайгу, леса и прерии умеренного пояса, субтропики на берегу Атлантики. Выделяются историко-культурные области: арктическая, канадская, североамериканская. До европейской колонизации здесь жили только индейские, на севере – эскимосские народы. Основные типы жилищ индейцев различны в зависимости от районов проживания. Для охотников и рыболовов субарктики характерны типи и вигвамы; охотников, рыболовов и собирателей северо-западного побережья – большие деревянные дома с двускатной крышей; собирателей и охотников Калифорнии – куполообразные полуземлянки, крытые камышом или досками секвойи; земледельцев восточных и юго-восточных районов – большие каркасные дома, покрытые корой или травяными циновками; конных охотников Великих равнин – типи; индейцев востока Великих равнин – большие «земляные дома» (полуземлянки) с

полусферическими крышами из ивовой коры и травы, покрытые слоем земли. Традиционными жилищами эскимосов являлись полуземлянки и каркасные яранги.

Жилищные традиции переселенцев во многом сходны с европейскими.

Латиноамериканская провинция занимает всю Южную и Центральную Америку от холодной Огненной Земли до влажнотропических лесов (сельвы) Амазонии и тропиков, пустынных плоскогорий и гор Мексики. Выделяются историко-культурные области: карибская, мезоамериканская, андийская, амазонская, пампасская, огнеземельская.

Коренные жители этой провинции – индейцы строят жилища с учетом климатических условий и исторически сложившихся традиций. Для индейцев центральной и южной Мексики, Центральной Америки и Больших Антильских островов характерны однокамерные, прямоугольные в плане жилища, из адобов, дерева и тростника, с высокой двух- или четырехскатной крышей; индейцев южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд – большие дома для больших семей и хижины для малых семей; бродячих охотников степей и полупустынь умеренного пояса – тольдо.

Австралийская провинция занимает Австралию и остров Тасмания.

Традиционные жилища австралийских аборигенов – ветровые заслоны, навесы, хижины.

Океанийская провинция состоит из трех историко-культурных областей: Меланезия (папуасы и меланезийцы), Микронезия и Полинезия (маори и полинезийцы).

Жилище на Новой Гвинее – прямоугольное, свайное, иногда – наземное, в Океании – каркасно-столбовое с высокой двускатной крышей из листьев пальм.

Исаев В. В. Традиционные типы и виды жилищ народов мира. словарь-справочник / В. В. Исаев; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул. Изд-во АлтГТУ, 2009.

По материалам сайта: http://miro101.ru

Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.

Так к XVI в.

в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.

Для ремонта избы требовались только бревна и доски.

В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом.
Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать.

Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.

Как на Руси строили избы?

Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом).
1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).

Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва.

Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью.
2. Существовал еще один способ - укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок.

Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.

Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах.

В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали».
Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды.

Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.

Как жили в русских избах?

На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло.

Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.

Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи.
В домах бояр строили дополнительный третий этаж - теремной.

Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.

Древнерусские хоромы

На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой.

Вместе сооружения образовывали княжий двор.

Каждая составная часть носила свое название:

  • ложница - спальное помещение;
  • медуша — кладовая для хранения запасов меда и браги;
  • мыльня - помещение для мытья, банная;
  • гридница - парадная зала для приема гостей.

В разных частях хором жили родственники и приближенные (дружинники, сподвижники) князя.

Убранство древнерусской избы

Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа.

Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!

Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол - место для хозяина и почетных гостей.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище.
Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием - шили и пряли при свете лучины.

В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т.

д.
Избы были обставлены самой простой мебелью - лавки, стол. Спали на полатях - широких лавках, установленных высоко у стены печи.

Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.

ЖИЛИЩЕ традиционное, постройка или природное укрытие, приспособленное для обитания человека. Помимо практической функции, жилище выполняет важнейшую символическую роль, воплощает идею структурированного человеческого культурного пространства (космоса), защищённого от внешнего хаоса, осуществляет связь с предшествующими поколениями семьи или рода. В этом смысле под жилищем подразумевается не только собственно жилая постройка, но и дом в широком понимании слова, включая поселение, страну, ойкумену в целом.

Древнейшее жилище. Как остатки жилища интерпретируется овальная выкладка из камней (4,3х3,7 м) в нижних слоях Олдувайского ущелья (1,8 миллионов лет назад).

Сходная конструкция известна в Пжезлетице в Чехии (около 700 тысяч лет назад) — древнейшее жилище в Европе. Жилые постройки конца раннего Ашеля (400-300 тысяч лет назад) — Бильцингслебене на севере Тюрингии (Германия) и Терра-Амата (юго-восток Франции) — имели очаги. В конструкции жилищ эпохи Мустье (стоянки Молодова I в Среднем Поднестровье, Чокурча в Крыму и др.) и верхнего палеолита применялись крупные кости мамонта. Интерпретация некоторых палеолитических построек как жилища вызывает споры; так, по некоторым реконструкциям, так называемое жилище аносовско-мезинского типа (деснинский палеолит, Костёнки), в том числе постройка с парными бивнями мамонта на кровле из Межиричей, представляют собой культовые комплексы.

В палеолите для жилища часто использовались также естественные укрытия (пещеры, гроты, скальные навесы), внутри которых могли быть каменные вымостки, перегородки, конструкции из костей крупных животных и др.

В мезолите преобладали лёгкие временные жилища. В неолите появились стационарные жилища из глины, камня и дерева.

Реклама

Структура и внутренняя планировка традиционного жилища. Первоначально жилище — единое пространство, где собирается семья у своего символического центра (с изобретением огня его роль обычно выполнял очаг), и не подразделяется на внутренние помещения (однокамерное жилище).

Периферийная часть помещения предназначена для частной жизни и деятельности (отдыха, ручной работы), для чего в стационарных жилищах устраиваются настилы, нары, скамьи и т.п. Этот тип планировки жилища с очагом в центре сохранился, например, на Кавказе (азербайджанский карадам, армянский глхатун, грузинский дарбази; сравни также Мегарон).

Жилище неразделённой семьи или более крупного родственного коллектива может состоять из отсеков или отдельных помещений для нуклеарных семей (смотри в статье Большой дом). Впервые многоочажные жилища типа длинных домов (ширина 4-5 м) встречены в верхнем палеолите на памятниках виллендорфско-костёнковского культурного единства, в Пенсеване (Франция) и др. В полигинной семье жилище каждой из жён хозяина может представлять собой отдельную постройку.

Трёхсекционное жилище с каркасом из костей мамонта с палеолитической стоянки Пушкари I (Украина): 1 — план; 2 — реконструкция (по П.

И. Борисковскому).

Отдельные части жилища строго предназначены для определённых членов коллектива (главы семьи, мужчин, женщин, детей) или видов деятельности (религиозные обряды, трапеза, приготовление пищи, работа, отдых). Позднее для этого выделяются отсеки и, наконец, отдельные помещения («чистая» комната для приёма гостей, спальня, кухня, «женская половина» и др.) — многокамерное жилище. Оно может образовываться и путём пристраивания к жилью хозяйственных помещений (сени, кладовая, амбар, кухня, хлев, мастерская и т.п.).

Многокамерные постройки известны с начала неолита (Джармо). Дополнительные комнаты, как правило, первоначально не отапливались; в других случаях очаг (печь), напротив, помещался в сенях или пристройке-кухне.

Хозяйственные постройки могут стоять и отдельно, образуя вместе с жилищем единое жилое пространство — усадьбу. Планировка усадьбы имеет разные варианты: жилище и хозяйственные постройки могут располагаться разбросанно, группироваться в незамкнутый двор и, наконец, плотно примыкать друг к другу, окружая по периметру внутреннее пространство (замкнутый двор).

В жилищах субтропического пояса Евразии (от Западной Европы до Средней Азии) этот внутренний двор (иногда с садом, фонтаном, колоннадой и т.п.) становится средоточием домашней жизни, например, в античном жилище (смотри Пастада).

Усложнение структуры жилища могло состоять также в появлении вертикальных членений (многоэтажные жилища): нижний этаж чаще предназначался для хозяйственных помещений, верхний — для жилых, при наличии 3-го этажа там помещались обычно спальни или кладовые (это распределение сохранено в том числе в европейском городском жилище Нового времени).

Многоэтажные дома появляются в неолите (известны по моделям жилища из Юго-Восточной Европы), становятся характерны для богатого городского жилища Древнего мира и Средневековья. Развитие жилищ этого типа происходило под влиянием смены архитектурных стилей (смотри в статье Дворец). В 1-м тысячелетии до нашей эры на Древнем Востоке и в античных городах распространяются многоквартирные дома (смотри, например, Инсула).

Многоэтажные многоквартирные дома стали основным типом городского жилища с 19 века.

Таблички, изображающие фасады многоэтажных домов, из Старого дворца в Кноссе.

Фаянс. 1800-1700 до нашей эры.

По типу использования жилища подразделяются на стационарные, временные и переносные.

Стационарные жилища строили оседлые и полуоседлые народы (земледельцы, рыболовы).

Материал и конструкция стационарных жилищ в наибольшей степени зависят от природных условий. В местах, богатых лесом, основным строительным материалом служит дерево. В донеолитическую эпоху для постройки жилищ могли использоваться лишь тонкие жерди и ветки; в неолите, с распространением каменного, затем металлического топора, появились более прочные жилища срубной либо каркасной конструкции.

При срубной технике постройка (клеть) складывается из брёвен, вставленных в вырубленные на концах пазы; кровля рубится вместе со срубом из брёвен или тёса, при недостатке строевого леса делается из соломы или других материалов (смотри в статье Изба). Срубная конструкция — самая совершенная техника деревянного строительства, но требует большого количества высококачественной древесины. Более экономна каркасная техника: опору стен составляет каркас из столбов, к которым крепятся брёвна, доски или жерди.

Кровля в каркасном жилище обычно опирается на столбы в торцовой стене или внутри постройки. Техника деревянного домостроительства отразилась во многих традиционных элементах жилища, воспринятых затем также каменной архитектурой: 4-угольный план, 2-скатная крыша, торцовый фасад с фронтоном, башенная конструкция, ордер архитектурный и т.д.

В местностях, бедных лесом, роль дерева в строительстве уменьшается: каркас заполняется жердями или плетнём, обмазанными глиной (турлучная техника), циновками, дёрном и т.п.

В степных, полупустынных и пустынных районах основным типом жилища становятся каркасные, обмазанные глиной, и глинобитные постройки либо дома из сырцового кирпича.

В глину для прочности добавляется солома, навоз и т.п. (саман у народов Евразии, адоб — в Центральной Америке и т.п.).

В Месопотамии с неолита жилища складываются из глины, нарезанной пластами (тоф). Глинобитные и сырцовые жилища непрочны и нуждаются в периодическом возобновлении, что породило особый тип поселения в Передней и Средней Азии — телль. С развитием городов и монументальной архитектуры в строительстве стал применяться обожжённый кирпич.

В гористых местностях важную роль как строительный материал приобретает камень, часто в соединении с глиной и деревом. Глиняные и каменные жилища имеют, как правило, плоскую крышу, иногда служащую хозяйственной площадкой, в горных поселениях — двором для расположенных выше домов (смотри Аул).

Общинные поселения из таких построек, плотно примыкающих уступами друг к другу, иногда образуют единую многоэтажную конструкцию: таковы неолитическое поселение Чатал-Хююк в Анатолии и пуэбло индейцев Юго-запада Северной Америки. Особый тип жилищ (впервые встречающийся в палеолите) известен в безлесных областях тундры, где в качестве каркаса для жилищ используются кости крупных животных (смотри Валькар).

В условиях полного отсутствия строительного материала — в арктической зоне — известны жилища из снега (эскимосские иглу). С палеолита до современности (у веддов Шри-Ланки, тоала Сулавеси и др.) для жилищ используются естественные или искусственные пещеры.

От природных условий зависит также соотношение между постройкой и уровнем почвы. Преобладает тип наземного дома; в областях Северного полушария с холодным климатом с палеолита распространены подземные и полуподземные жилища (землянки и полуземлянки), часто с каркасной или срубной конструкцией стен, земляными стенами, дерновой крышей и т.п.

Для жарких и влажных областей тропического пояса Азии и Америки, а также для болотистых районов умеренного пояса характерны свайные жилища (пространство под полом используется так же, как и 1-й этаж в многоэтажных домах, — для содержания скота, хозяйственных помещений и др.).

Свайные жилища на Боденском озере (Южная Германия).

Неолит. Реконструкция.

По плану основные типы жилища — круглые (овальные) и прямоугольные. Из них круглый или овальный план, как более свойственный прототипу постоянного жилища — временному жилищу, вероятно, является более древним. Прямоугольный план, позволяющий усложнение структуры дома, характерен для развитых и регулярных форм жилищ (переход от более ранних круглых к прямоугольным жилищам прослежен, например, в Бейде, Иерихоне и др.). Однако круглые дома распространены в ряде культур неолита и энеолита Передней Азии (смотри Толос), а также у народов Африки и Южной Америки.

Устройство жилища включает не только постройку, но и её внутреннее убранство — отопление, освещение, мебель и т.п.

В неолите на Ближнем Востоке появились вращающиеся двери на каменных подпяточниках, сводчатые печи, полы из утрамбованной глины, мощённые камнями или покрытые известковой обмазкой, иногда раскрашенные в чёрный или красный цвет, стены, покрытые штукатуркой, нередко расписанные (например, сцены охоты из Умм-Дабагии в Северном Ираке, 6-е тысячелетие до нашей эры), с хозяйственными или культовыми нишами.

Для архаических жилищ характерно отсутствие мебели в современном понимании.

Предметы внутреннего устройства либо прочно связаны с конструкцией (земляные нары в землянках, глинобитные лежанки в глиняных домах, врубленные в стены лавки и полки в срубных избах и т.п.), либо, напротив, представляют собой лёгкую утварь (низкие столики, циновки и др.).

Временные жилища характерны для обществ с кочевым и полукочевым образом жизни — охотников и собирателей, пастухов и др.

Простейший тип временного жилища — заслон или навес из веток, листьев и травы, более развитый — шалаш или хижина на каркасе из веток и жердей (например, вигвам и викиап у индейцев Северной Америки). Жилища, в которых живут регулярно (охотничьи домики, временные жилища на отдалённых пастбищах, полях и т.п.), приближаются по конструкции к постоянным жилищам.

У кочевников-скотоводов сформировалось разборное, каркасное, крытое шкурами, переносное жилище — чум, типи, юрта и др.; для кочевников полупустынь и пустынь Северной Африки и Азии характерна прямоугольная палатка, крытая тёмной козьей шерстью.

Особый тип кочевнического жилища — палатка, установленная на повозке (кибитка), лодке (у так называемых морских кочевников, или оранг-лаутов) или санях (так называемый нартяной чум, или балок, у народов евразийской тундры).

Лит.: Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. М., 1968; Рогачев А. Н. Палеолитические жилища и поселения // Каменный век на территории СССР. М., 1970; Соколова 3. П. Жилище народов Сибири: (Опыт типологии).

Е. В. Смирницкая; К.

Презентация по окружающему миру «Жилища разных народов»

Н. Гаврилов (палеолит), Л. Б. Кирчо (неолит).

Мир вокруг класса 3

Мы посетим гостей

первый

Традиционная русская квартира

Запишите, какие приветствия приветствовал гость в соответствии с обычаями народов вашей страны:

Мир в вашем доме! "Хлеб и соль", "Богатые — это те, кто счастлив", Они принимают их вежливо: они берут обе руки и ведут их в красный угол. Поцелуй. Дыры. Объятия. Рукопожатие. Здравствуйте.

2 Напишите в качестве гостя в соответствии с обычаями народов вашей земли:

Гость был виден и хотел хорошей поездки, и в то же время он сказал «скатерть».

Кроме того, было нормально вставать на путь и сидеть на дороге. В те дни это означало, что владелец дома хочет, чтобы гость, что его дорога гладкая, как скатерть. Конные гости сопровождают лошадь, идя — к двери.

3. Изобразите картину или посмотрите на изображение традиционного жилища народов вашей страны.

4. Прекрасные фотографии или рисунки внутренних аранжировок традиционного жилища народов вашей страны.

пятые

проект "Молодой местный историк". Сравните наиболее важные характеристики древнего традиционного жилища разных народов.

Заполните таблицу 1, используя текст книги.

Таблица № 1

Ханты и Манси

квартира
Кавказские народы

Строительные материалы

— Нарисуйте палку, покрытую шкурами оленей.
— землетрясения
— Отражено ветвями.

Дом — крепость, дом — каменная башня.

Prag У порога — обувь и дым (для весенних комаров).

Стоп и сидеть не допускаются.

Порог высок, вы не можете его пошагово. Кто пересекает порог, уже гость.
Мужская половина Священное пространство (фронт напротив входа) Последняя половина стоит за камином.

Здесь они принимают гостей.

Женская половина Прямо как главная сторона огня. Передняя половина перед камином.
Священное и почетное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранятся домохозяйки. Центральная колонна жилого этажа, камин.

Изучите наиболее важные особенности традиционного дома одной из наций вашей страны (необязательно).

Запишите результаты в таблице 2. Сравните результаты обеих таблиц. Определите общие и разные свойства.

Таблица №2

Напишите выход: Жилища разных стран имеют общие характеристики и различия.

В каждом доме всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома всегда является особым местом в доме всех народов, с которыми связаны многие убеждения и обычаи.

С древних времен дома разных народов на Земле были разными. Особенности традиционных жилищ разных народов зависят от особенностей природы, специфики экономической жизни и различий в религиозных убеждениях.

Однако есть большое сходство. Это помогает нам лучше понимать и уважать привычки и традиции разных народов России и всего мира, что мы гостеприимны и достойны представлять других людей в культуре нашего народа.

Введение

Русское национальное жилище - в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX - начале XX веков, представляло собой здание из дерева (избу), построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища.

В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.

1. Клеть

Основа русского национального жилища – клеть.

Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба.

У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. В гриднице давались пиры боярам, гридям, сотникам и т.д.

Гридница – приёмная. В позднее время вместо слова гридница начали использовать название повалуша, столовая изба. Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором.

Спальня называлась ложница, или одрина. Божница – домовая церковь.

Брёвна связывались в обло , в присек , в лапу , в замок , в ус . Брус связывался в ус , в брус , в косяк , в угол .

Один ряд из брёвен или брусьев – венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце».

Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы – прообраз фундамента.

Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху».

Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком.

Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым.

Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев.

Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро».

Внутренние стены обшивались тёсом, или липовыми досками. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.

2. Изба

Изба (истъба, истопка, грыдня) – отапливаемая клеть. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или через открытые окна и двери.

У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле.

Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины – предназначены для выпуска дыма.

Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая.

У богатых людей избы белые – с дымоходом.

3. Хоромы

Хоромы – совокупность строений в одном дворе.

Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков.

Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет.

Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину.

На симметрию здания внимания не обращали.

Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т.д.

Хоромы делились на:

Покоевые хоромы

Покоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три, или четыре горницы: передние сени, крестовая или моленная и постельная. Кроме этих помещений могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие.

Нередко комнаты не имели специальных названий, а назывались третья (после передних сеней и передней), четвёртая и т.д. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором.

Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина, и соединялись переходами и сенями.

Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.

Покоевые хоромы

Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т.д. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.

Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставалася самым большим залом в русской архитектуре.

3.3. Хозяйственные постройки

Третья часть хором – хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни, оружейные, стряпные избы и т.д.

Для сушки белья над портомойнями строили открытые обрешеченные терема.

4. Подклет

Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т.е. имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей.

Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей.

В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.

5. Горница

Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года.

Горенка происходит от слова горний, т.е. высокий.

Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно - большое окно с рамой, или колодой.

Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская.

Горницы делились стенами на комнаты - чуланы (от слова опочивальня ) и каморки.

Светлица

Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах. И в светлице, в отличие горницы, нет печи, точнее, топочной часть печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелёный, или раскрашеный.

Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома.

Они использовались для рукоделий, или других работ.

7. Сени

Сени - крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей.

В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях».

Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти.

На женской половине дома сени устраивали большего размера.

Они использовались для девичьих игр и развлечений.

В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье.

Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.

Терем (чердак, вышка) – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки - смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

9. Кровля

Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк).

К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами – курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась, и накрывалась тёсом и берестой.

В хоромах кровля устраивалась шатром - со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли.

Крыши часто делались с изломом внизу — с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую».

Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица - флюгер, на князе устанавливались резные гребни.

Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.

Лестницы

Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали – т.е. устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками.

В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.

11. Ворота

Двор обносили забором – заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы.

Ворота в один щит, в богатых домах – в два щита с калиткой.

Традиционные жилища разных народов

Иногда устраивались тройные ворота – с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.

Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша, с иконой Спаса Нерукотворного.

Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко.

Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные.

Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать.

Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.

Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни.

Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками . Втулка - щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись , или навешивались на петли и закрывались.

Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца.

Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.

13. Строительные профессии

Плотники зачастую назывались рубленниками. Глава плотничьей артели - плотничий староста. Каменных дел подмастерье, муроль - архитектор. Вымышленник - инженер.

14. Галерея

    М.П. Клодт. «Терем царевен». 1878 год.

    Рябушкин «Выход боярышни с няньками в сад». 1893.
    Над князьями крыши устанавливали резные гребни.

    А. Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.» 1913.

    А. Васнецов. «Княжеский двор.» Справа терем.

    А. Васнецов. «Московский Кремль при Дмитрии Донском». На переднем плане портомойня. Печной дым выходит из волоковых окон.

    А. Васнецов. «Старая Москва.

    Улица в Китай-городе начала XVII века».

    В. Васнецов. «В Московском Кремле.» До пожара 1696 года Красное крыльцо было накрыто шатровой кровлей.

    В. Васнецов. «Скоморохи на Москве».

    В. Васнецов. «Царевна у окна (Царевна Несмеяна)». 1920. Слюдяная окончина.

    А. Максимов. «В усадьбе князя». 1907 год.

15. Музеи

Образцы русской национальной архитектуры предаставлены в музеях:

    Витославлицы - Великий Новгород;

    Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;

    Музей-заповедник «Кижи» (Официальный сайт) - Карелия;

    Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» - Пермь;

    Малые Корелы - Архангельск;

    Этнографический музей народов Забайкалья - Улан-Удэ.

Литература

    Иван Забелин Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях.

    М.: Транзиткнига, 2005. - ISBN 5-9578-2773-8

Список литературы:

    Бузин, В.С. Этнография восточных славян. - СПб: Издательство Петербургского университета, 1997.

    Подольская, О.С. Свет нашего дома — документальный фильм, Министерство культуры РФ.

  1. Русская культура и революция (2)

    Реферат >> История

    веков. Первые попытки самоосознания специфики русской национальной культуры восходят к реформам Петра I, … часто беднее птичьего гнезда, жилище без паспорта, выдача коего … поражения в русско -японской войне 1904-1905 гг.

    4. национальные : полное политическое …

  2. Русский вопрос, его суть и характеристики

    Реферат >> Политология

    … степени союзниками для нас являются русские национально -патриотические движения и организации (даже не …

    деньги на его обогрев и обогрев жилищ его работников, когда точно такой …

  3. Национальный менталитет белорусов

    Реферат >> История

    общих черт с общеславянским менталитетом в целом и русским национальным характером, в частности. Вместе с тем для … плодородные земли, сейчас же начинаются жилища белорусов,…намеренно обегающие друг друга …

  4. Русские земли и княжества 12-13 век

    Реферат >> История

    … получил развитие процесс образования национальных государств светского типа, … украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику … воспринимается отечественными историками как русский национальный герой, истинно христианский …

  5. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История

    которой родился и вырос русский народ, является давнишним жилищем людей. Наши предки … убежищами, а устраивал себе искусственные жилища - пещеры и землянки, или … . Вне этого тесного круга русское национальное чувство стало пробуждаться с ус­пехами …

Хочу больше похожих работ…

Традиционные жилища народов мира

Привет. Вы попали на сайт мастерской детских вещей ручной работы VamVigvam.

Мы работаем с 2014 года и делаем все свои товары только из натуральных безопасных материалов по собственным эскизам вручную.

Наша команда состоит из 6-ти швей, 6-ти плотников и небольшого офиса на юге Москвы.

Вы можете приехать к нам в шоурум и живьем посмотреть всю нашу продукцию.

Наши товары мы доставляем как по России, так и по всему миру.

У нас вы можете купить:

— детские вигвамы из тканей нашего собственного уникального дизайна

— детские кукольные домики и декоративные полки-домики

— детские вешалки и другую мебель для детских комнат

— решения для хранения детских вещей (эко-мешки из крафт-бумаги, текстильные мягкие корзины и деревянные ящики для игрушек)

— детские ночники с автоотключением, тайские гирлянды, светильники-домики

— текстиль для детских комнат, декоративные подушки, игровые коврики, детское постельное белье и аксессуары

— детские почтовые ящики, карманы для книг, декоративные украшения

— мягкие детские короны и крылья ангелов

Испокон веков славянские народы (русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки и др. ) относились к как к событию важному и знаменательному. При этом наши предки стремились решить не только практическую задачу, то есть обеспечить над головой, но и организовать жилое пространство так, чтобы оно было наполнено покоем, теплом, любовью и другими жизненными благами. А такое , по мнению древних славян, можно было построить, лишь следуя старинным традициям и заветам. В предыдущей статье мы рассказали о , и сегодня речь пойдет о наземных – избах, хатах и мазанках .

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна - косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь - «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь - «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.

К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.

Дом для каждого человека - это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно. Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг.

Жилища народов севера

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.

Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги.

Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее - шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. Благодаря высокой температуре очага, осадки, просачивающиеся через верх конуса, быстро испаряются. Чтобы ветер и снег не попадали под нижний край чума, снаружи к его основанию подгребают снег. Температура внутри чума колеблется от +13 до +20°С.

К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.

В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок, даже в сильные морозы его температура не опускалась ниже -5°С.

Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом - последом теленка или слюдой.

Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага.

Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище.

Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор.

При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло.

Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Даже в сорокаградусный мороз в иглу температура составляла +20°С. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим.

Жилища кочевников

Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.

Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.

Жилища народов России

Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.

Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:

Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.
Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару.
Не пропускает громкие звуки и шум.
Практически не требует ремонта.
Землянку можно построить даже на неровной местности.

Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.

Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века - через дымоход.

Жилища европейской части нашего континента

Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо. Многие из них существуют до сих пор.

Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанка, в отличие от избы, была предназначена для областей с более мягким и теплым климатом, а особенности ее строения объяснялись небольшой площадью лесов.

Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.

Это каменное сооружение - традиционное жилище жителей Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов.

Этот тип жилища распространен в южной и центральной областях итальянской области Пулия. Трулло отличается тем, что его создавали по технологии сухой кладки, то есть камни клали друг на друга без использования цемента или глины. Это делалось для того, чтобы, вытащив одни камень, можно было разрушить весь дом. Дело в том, что в этой области Италии строить жилища было запрещено, поэтому если приезжал с проверкой чиновник, трулло быстро разрушалось.

Стены дома делали очень толстыми, чтобы они защищали от сильной жары и спасали от холодов. Трулло чаще всего были однокомнатными и имели два окна. Крыша имела конусовидную форму. Иногда, на балки, расположенные в основании крыши, клали доски, и, таким образом, образовывался второй этаж.

Это распространенное жилище в испанской Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). Пальясо строили в горной части Испании, поэтому основным строительным материалом был камень. Жилища имели круглую форму с конусовидной крышей. Каркас крыши был деревянным, а сверху ее покрывали соломой и камышом. Окон в пальясо не было, а выход располагался с восточной стороны.

Благодаря особенностям своего строения, пальясо защищало от прохладной зимы и дождливого лета.

Жилища индейцев

Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама.

У индейцев это жилище ассоциировалось с Великим духом и олицетворяло собой мир, а человек, выходивший из него на свет, оставлял позади себя все нечистое. Считалось, что дымоход помогает установить связь с небесами и открывает вход духовной силе.

В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. Внутри жилища от места соединения шестов вниз спускался специальный ремень, который крепился к земле колышком и защищал типи от разрушения при сильном ветре. В центре жилища располагался очаг, а по краям - места для отдыха и утварь.

Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.

Старинные жилища других народов

Это традиционное жилище народов юга Африки. Оно имеет круглое основание и крышу в форме конуса, стены состоят из камней, скрепленных песком с навозом. Изнутри их обмазывают глиной. Такие стены прекрасно защищают своих хозяев от сильной жары и непогоды. Основу крыши составляют круглые балки или шесты из веток. Сверху ее покрывают тростником.

Традиционное жилище разных народов - это наследие их предков, которое делится опытом, хранит историю и напоминает людям об их корнях. В них многое достойно восхищения и благоговения. Зная их особенности и судьбу, можно понять, как непросто было человеку построить прочное жилье и защитить его от непогоды, и как неизменно вековая мудрость и природная интуиция помогали ему в этом.

Loading...Loading...