Орнаментальные узоры. Восточный орнамент. Пейсли

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).



То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Человек начиная с древних времен, активно использовал орнамент для обозначения важных жизненных моментов, в качестве письменности для изображения событий, происшествий и памятных дат. Определенные орнаменты обладали различными магическими и символическими значениями. Отдельные элементы могли не нести никакой роли в общем изображении, но в совокупности они составляли и образовывали ритм, форму, порядок и симметрию.

Существует научное мнение о происхождении данного типа изображения. Орнамент возник приблизительно 15 тис. лет до нашей эры в эпоху верхнего палеолита. Основой орнамента стали различные геометрические формы, линии и фигуры: круг, овал, спираль, квадрат, ромб, треугольник, крест и их всевозможные вариации. В качестве декора применялись такие геометрические формы, как: зигзаг, штрих, полоса, плетеный узор и узор «елочка».

При помощи таких символов и знаков древние люди пытались обозначить природные явления, времена года и окружающий мир. Так, солнце обозначали при помощи круга, землю сравнивали с квадратом, а горы с треугольником. Кроме того, развитие и продвижение вперед обозначалось спиралью. Такие элементы не использовались для украшения видимых частей предметов, жилья, одежды. Со временем орнамент утратил свою символичность и стал использоваться исключительно в качестве узора для украшения различных предметов, мебели, стен в жилом помещении.

В основе любого орнамента лежит закономерное повторение, чередование элементов рисунка, задающее определенный ритм. Орнамент в интерьере можно сравнить со стилем стиха, где каждая строка ритмично сложена, упорядочена и прекрасна. Противоположностью орнамента являются однотонность и гладкость, что уподобляются тишине и умиротворению. Безмолвие тоже по-своему прекрасно – оно заключает в себе покой и безмятежность. Но ритм жизни не совместим с безмолвной тишиной. Достичь жизненной гармонии можно, лишь чередуя покой и движение. Эти правила нужно соблюдать, специально вводя в интерьер всевозможные фактуры, текстуры, рисунки и орнаменты, которые призваны оживить безмолвную атмосферу и нарушить безжизненную тишину.

Поэзия, по словам Кафки, способна изменять жизнь. Орнаменты можно назвать поэзией интерьера, которые оживляют и меняют его. Еще их можно сравнить с музыкой, ведь они создают настроение и нарушают тишину.

В руках профессионального дизайнера орнаменты могут стать инструментом, способным создать великолепный интерьер, оживить его детали, выделить, сделать акценты, разбавить и перемешать расцветку.

Несмотря на огромное количество всевозможных орнаментов, широкой популярностью пользуются лишь некоторые из них. Это обусловлено их универсальностью и распространенностью в мире.

Также, большое значение имеет выбор модных дизайнеров, которые склоняются к тому или иному орнаменту в своих проектах.

В этой статье мы рассмотрим, какие орнаменты являются самыми популярными, а также, их применение в интерьере и преимущество того или иного орнамента в декоре.

Разновидности популярных орнаментов в интерьере

Прежде, чем применить орнамент в интерьере, нужно иметь представление о видах орнаментов, о чем мы далее и поговорим.

Дамаск

Дамаск – самый известный растительный орнамент, состоящий из симметричных вертикальных рядов цветочного рисунка, сложенного в плавные витые линии. Каждый цветок в рисунке тоже красиво обрамлен сплетенными замысловатыми линиями.

Происхождение этого стиля уходит в далекое Средневековье. Изначально это был узор по ткани, стиль и техника которого возникли в сирийском городе Дамаске, откуда и пошло его название. До сих пор этот стиль очень популярен, и украшает не только ткани, но и другие поверхности. Чаще всего дамасским орнаментом украшают стены. Огромным успехом пользуются обои с узором «дамаск». Этому универсальному узору находится применение в самых разнообразных стилях интерьера.

Например, в классическом интерьере в дамасском стиле могут быть оформлены все стены, а в современном дизайне его можно использовать для акцентирования отдельных стен или выделения определенных фрагментов интерьера.

С помощью дамасского узора можно придать помещению старинный вид, а в сдержанный современный интерьер привнести частичку декоративности, которая его смягчит и приукрасит.

Ткани с дамасским узором используют для обивки мебели, а также для создания текстильного декора – покрывал, декоративных подушек и т.д.

Напрашивается закономерный вопрос: за что люди так любят дамасский орнамент? Скорее всего, за его сдержанность и элегантность. Этот узор не имеет ярких цветовых сочетаний. На тканях и обоях обычно присутствуют только сдержанные цвета, где один из них нейтральный, или же это могут быть разные оттенки одного тона. Этот стиль спокоен и ненавязчив, приятен глазу. В недавнее время в моду вошел контрастный черно-белый «дамаск», но его, как правило, используют только для создания акцентных зон в интерьере.

Некоторые орнаменты в интерьере очень похожи на стиль «дамаск», но таковыми не являются. Широкое распространение получили обои немецкого дизайнера Уильфа Морица, которые изысканным флористическим узором подчеркивают изысканность и гламурность интерьера. Обоями с таким орнаментом оклеивают комнаты в стиле барокко, необарокко, гламур.

Пейсли

«Пейсли» – узор, состоящий из повторяющихся элементов, похожих на каплю. Другое название: турецкие или индийские огурцы, турецкий боб. Этот стиль орнамента возник где-то в Индии или Персии, и является традиционным восточным орнаментом, с помощью которого создают интерьеры в восточном или колониальном стиле.

Чаще всего этот орнамент задействован в текстиле. Обои с орнаментом «пейсли» тоже существуют, но их выбор очень невелик.

Самое маленькое вкрапления орнамента «пейсли» способно привнести некое очарование и дух востока в . Ткани и обои в этом стиле могут иметь как яркие, так и сдержанные, нейтральные расцветки. Последние обычно используют в качестве акцентных, если стиль интерьера не имеет ярко выраженной стилистики.

Решетка

«Решетка» — геометрический орнамент, использующийся в отделке тканей, мебели и декора. На английском он звучит как «Imperial trellis». У нас он не очень известен, но на Западе имеет огромную популярность.

Этот узор является образцом упорядоченности и гармонии форм. Сложные элементы, гармонично переплетенные в решетчатый узор, акцентируют на себе внимание, будь то беседка, забор, наличники или ставни. Узор доставляет эстетическое удовольствие, делает интерьер уютнее.

Узор «решетка» используется как в современных, так и в классических интерьерах. Прекрасно он выглядит на фоне монохромного дизайна. Обычно, если в интерьере преобладает один цвет, она выглядит уныло и скучно. Спасти положение может монохромный орнамент «решетка», который разнообразит стиль, создаст иллюзию объема, оживит атмосферу.

Орнамент «решетка» популярен благодаря своей универсальности: он одинаково прекрасно сочетается и с тяжелой грубой мебелью и с легкой современной.

Этот орнамент был разработан современным дизайнером Келли Уистлер, которая получила известность, благодаря созданию современных гламурных интерьеров. Однако, орнамент «решетка» вышел не гламурным, а универсальным. В нем просматриваются и греческие нотки, и пасторальная простота, и марокканская декоративность, и классический стиль, благодаря чему, его можно использовать во многих интерьерах.

Гусиная лапка

«Гусиная лапка» — это классический текстильный орнамент, получивший широкую популярность в прошлом веке, благодаря модельеру Коко Шанель, которая создала женские костюмы из ткани с таким рисунком. По-другому этот орнамент еще называют ломаной клеткой. На английском он звучит как Houndstooth, его родиной является Шотландия.

Узор «гусиная лапка» состоит из двухцветных элементов, чаще всего черно-белых, и напоминает ломаную клетку или четырехугольную абстракцию.

Этот орнамент является символом элегантности. Он способен придать любому интерьеру серьезности и лаконичности. Идеально подходит для оформления кабинетов, для строгого классического, английского и шотландского стиля. В черно-белом интерьере использование в декоре «гусиной лапки» усилит эффект контрастности. В других интерьерах можно использовать иные цветовые решения узора.

Выбрать обои с орнаментом «гусиная лапка» очень непросто, так как далеко не все производители используют этот орнамент для бумаги, ведь он является текстильным. Решить эту проблему можно альтернативным путем – использовать специальный трафарет для нанесения крупного рисунка на стену краской.

Мелкая и средняя «гусиная лапка» используется в интерьере в небольших количествах, так как от нее рябит в глазах. Перебор такого орнамента в интерьере может сделать его перенасыщенным и неприятным для восприятия.

Оптимальным решением использования «гусиной лапки» является, например, создание одной акцентной стены с этим орнаментом, и использование этого же рисунка в обивке кресла, которое будет стоять у противоположной стены.

Также, красиво будет выглядеть ковер в спальне на полу, а на кровати пара декоративных подушек с таким же рисунком.

Орнамент «гусиная лапка» прекрасно гармонирует в одном интерьере с другими орнаментами и рисунками. Особенно красиво смотрится «гусиная лапка» в сочетании с полоской и флористическими узорами, включая дамасский орнамент.

Сочетание орнаментов в интерьере очень частое явление в современном дизайне различных помещений, но его применение требует обладание определенными знаниями их правильного сочетания. Ведь не так просто соединить в одной комнате несколько узоров и цветов. В этом случаи зачастую руководствуются фундаментальными законами цветового сочетания, а соединение разнообразных узоров порой может привести к неожиданному результату.

Но итоговый вариант не всегда совпадает с ожиданиями, ведь в дизайне важно учитывать не только цветовое сочетание и узор, но также необходимо брать во внимание площадь комнаты, ее расположение, наличие окон и дверей, предназначение.

Для того чтобы использование орнамента выглядело уместно и стильно следует придерживаться некоторых законов:

  1. В дизайне помещения должен быть элемент, который способен объединить все составляющие интерьера. Это может быть определенный цветовой оттенок, который просматривается во всем интерьере.
  2. Орнамент должен стать акцентом в комнате, не нужно его дополнять другими рисунками или узорами, которые могут затмить главный рисунок или же сочетание различных узоров может выглядеть нелепо и наляписто.
  3. Применение орнамента в интерьере требует наличие порядка. То есть исключается применение различных декоративных элементов и предметов так, как крупный узор орнамента сам по себе является украшением, которое не нужно дополнительно украшать.

На первый взгляд, подобное оформление помещение может вызвать много сложностей и вопросов. Но в итоге полученный результат сможет придать комнате уюта, оригинальности, неповторимости и новизны.

Оформление интерьера жилой комнаты при помощи орнамента может стать изюминкой в любом жилом помещении. Ведь крупный и оригинальный узор может стать главным украшением в интерьере, соединить все составляющие элементы комнаты, создать неповторимую атмосферу и уют. В процессе работы с таким отделочным материалом необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы готовый результат выглядел стильно и гармонично.

В случаи соединения нескольких вариантов орнамента их должен объединять один цвет. То есть цветовое основание должно находиться в одной цветовой гамме, а элементы узора могут быть разными. В этом случаи данный прием исключит наличие возможного контраста между узорами, которые используются для оформления.

Отлично дополняют друг друга крупный цветочный орнамент и тонкая полоска, геометрический рисунок и мелкая клетка. Также допускается сочетание двух цветочных рисунков, но при этом они должны быть разными по габаритах, но в одном цветовом исполнении.

Универсальностью отличается полоса, которая отлично сочетается с цветочным рисунком, геометрическими фигурами, клеткой, горохом. Единственным условием, о котором не стоит забывать – это наличие одной цветовой гаммы, которая должна просматривается во всем интерьере, предметах и декоративных элементах.

Очень важно акцент сделать на одном крупном узоре, остальные должны быть меньшего размера и не такими активными по сравнению с главным. Они являются некоторым дополнением основного орнамента.

В случаи наличие коврового покрытия на полу или на стенах не допускается использования активного узора на стенах. Они должны быть нейтральными и однотонными. Отлично смотреться орнамент в комнатах небольшого размера в сочетании с пастельными стенами, полом и .

Применение таких правил в процессе оформления интерьера поможет придать помещению неповторимости, оригинальности, простоты и изысканности. Как мы видим, четких правил о том, сколько орнаментов можно сочетать в интерьере нет.

Loading...Loading...