Добро и зло в современном представлении. «Добро и зло» в современном мире Добро и зло противостояние в современном мире

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

В не такие уж давние времена было одно из самых ценных черт характера любого человека. Но с того периода прошло довольно много времени, и естественно, отношение к нему немного изменилось. Множество людей в современном мире считает доброту одним из признаков слабых людей, и именно оно определяет степень их наивности, а иногда даже и глупости. Поэтому свой авторитет это качество потеряло, и теперь можно заметить, что пришла пора сильных, твердых и идущих напролом личностей. Именно они, по мнению большинства, добьются большего успеха в жизни, и в итоге останутся в выигрыше.

Сложно поспорить в том, что за добрым и вежливым голосом вашего коллеги всегда скрываются добрые намерения. Иногда такое хорошее качество просто используют, как очередной способ манипуляций. И навряд ли такого манипулятора назовёшь добрым. В принципе, таких людей сейчас просто огромное количество и понятие "добрый человек" - это точно не про них.

Но, всё-таки, на нашей огромной планете есть и настоящие добрые люди, которые творят хорошие дела, не ради себя, а чтобы помочь. В категорию таких людей сложно отнести человека, который никогда не откажет в какой-либо просьбе, пусть и далеко не близкого друга, а иногда просто постороннего. Ведь они не умеют . В конечном счёте, такой тип людей сам приведёт себя к тяжелому стрессу, и на добрые дела и намерения у него просто не хватит сил. Доброта не заключается в самопожертвовании, она больше значит, что человек "делает доброе дело", с целью улучшить состояние и настроение окружающих людей, то есть дело во благо. К тому же, оно совсем не должно понижать самооценку и ухудшать здоровье человека, который делает хорошие поступки.

Это обычно тот человек, который глубоко переживает чувства и эмоции других людей. К примеру, у его друга случилось радостная новость, доброта сделает своё дело, и человек будет ощущать это счастье, как будто таки оно происходит у него. Но если у близких случилось горе, он и это будет чувствовать очень глубоко. Но есть другая хорошая сторона этого качества: такие солнечные добрые люди заряжают таким спокойствием, гармонией, а иногда и энергией, что твоё настроение, даже если оно было на нуле, значительно поднимется после контакта с ним.

Ещё одна положительная сторона этой черты характера заключается в том, что чем больше ты делаешь хорошего посторонним или близким людям, тем в большом размере эта вежливость вернётся к вам. Это ли не стимул к действию?! Иногда, стоит просто подержать прохожему тяжёлую сумку или придержать для него дверь, и увидев на его лице улыбку, сразу чувствуешь свою важность, а самооценка и настроение растёт. Ведь такая добродетель не требует ни много времени, ни каких-либо жизненных сил и энергии, и каждый понимает, как это легко и просто сделать, но не очень многие это выполняют.

Доброта - это совсем не слабость духа или силы воли. Такое качество имеют сильные люди, одновременно проявляя сочувствие и теплоту к каждому человеку. Поэтому у доброго человека всегда улыбка на лице, ведь он делает так много хорошего для окружающих, не прося ничего взамен и без всякой корысти. Такая доброжелательность и вежливость моментально развевает недоверие или плохое настроение собеседника. Именно такое позитивное качество, как доброта, улучшает нашу жизнь, и в первую очередь, превращает нас в настоящих людей.

Жизнь полна жестокости, лжи и эгоизма. Мы часто ощущаем на себе агрессивность людей. И как бы ни боролось человечество, в мире продолжает существовать ненависть и непонимание друг друга. Из-за этого между людьми часто вспыхивают конфликты, которые в дальнейшем они никак не могут решить, чтобы пойти на общее согласие. Наступает вражда. Из века в век злоба, неприязнь и разногласия были поводом для очередной «войны».

В современном мире доброта постепенно начинает терять свою значимость. Люди всё больше совершают плохих поступков, лгут родным людям. В непреодолимых ситуациях человек начинает чувствовать себя сломленным, и поэтому совершает безумные деяния, потому что не видит иного выхода. Совесть – она, как и душа человека, будет «грызть» тебя за содеянное день и ночь. А вот люди, которые всю жизнь совершали одно зло, не ощущают, что их мучает совесть. Они считают, что их поступки, слова, мировоззрение на мир – это правильно, но это не так. Такие люди нечестны с другими, и сердце их «черное».

Последнее время мы всё чаще сталкиваемся с подростковой ненавистью к своим сверстникам. В средствах массовой информации периодически появляется видео с жестокими расправами над одноклассниками, которые неспособны постоять за себя. Не так давно в Новосибирске был подобный случай, где молодые люди избили своего знакомого только из-за того, что им не понравилась его прическа. Меня возмущает то, что всё это снимается на камеру, а затем выкладывается в интернет. Таким образом, они хотят показать своё превосходство над другими сверстниками, тем самым стараясь подчинить их себе. Издеваясь над человеком, подростки получают удовольствие от этого, видя, что человеку больно, снимающий человек воспринимает происходящее за камерой, как шутку, при этом смеясь и комментируя. Мне очень жаль, что они думают, что останутся безнаказанными. Избиения, совершаемые подростками, приобрели популярность в Интернете. Поэтому общество стало остро реагировать на эти ужасающие видео, подписывая петиции. Благодаря чему, любые попытки навредить, унизить достоинство человека, нанося побои, попадут в руки Правоохранительных органов, что отразится на будущем этих ребят.

Но не только люди, над которыми издеваются, попадают под объектив камеры, а также и животные. Главными героями снова оказываются подростки. Чуть больше месяца назад в Хабаровске две девушки были обвинены в жестоких расправах над маленькими, беззащитными животными. И та же ситуация, все происходящее было снято на мобильный телефон и выложено в Интернет. Меня поражает, откуда столько ненависти берётся в детях. Они даже не познали жизнь, а уже совершают подобные преступления. Они показывают себя «сильными» на фоне слабых, тем самым говоря, что они такие-то особенные, что им всё можно. Подростки даже не задумываются, что же чувствует бедное животное. Оно воет от боли, но они продолжают издеваться. Возможно, поводом этих деяний является именно недостаток внимания, и видеоролики выкладывают в социальные сети, чтобы их заметили. Две девушки, которые расправлялись с животными, думали только о себе, не подозревая, что будут чувствовать родители, и как они отреагируют на «совершенное» их детьми. Люди стали очень жестокими и не отвечают за свои поступки. Я считаю, что нужно запретить выкладывать такие видео, ведь младшее поколение может это увидеть и будет вести себя так же агрессивно, подобно тем, кто это снимает. У некоторых может не выдержать психика, и в дальнейшем будут большие проблемы.

Чаще всего подростки ведут себя безжалостно и не по-человечески только потому, что смотрят на некоторых взрослых, которые ведут себя подобным образом. Примером послужат те же самые жестокие расправы над животными. В Интернете полно видеороликов, где именно взрослые люди по-зверски относятся к этим существам, мучая и издеваясь часами, после чего бедное животное погибает. Конечно же, это страшные вещи со стороны старших. Смотря такое видео, подростки воспринимают это нормально, и пытаются подражать авторам. Отсюда и агрессия со стороны младшего поколения. Нельзя допускать, чтобы видеоролики с расправами над животными, так и над людьми попадали в интернет. Взрослые всегда служили примером для детей. У подростков формируется человеческая личность вместе с ними, потому что большинство подражают именно старшим. Причиной проявления агрессии у подростков являются не только взрослые люди, но и фильмы, компьютерные игры с убийствами. Они все меньше читают художественную литературу, где описывается истинное добро, отдавая предпочтение просмотру фильмов с кровью, жертвами и.т.д. Они начинают относиться к этому абсолютно нормально и даже с желанием. Из ранее описанных преступлений, подростки, совершая такие поступки, просто воспринимали это как игру.

Жестокость в мире проявляется не только издевательствами и унижениями, но и безответственностью. Проходя по улицам, можно заметить, что полно бездомных кошек и собак, которые оказались там не по своей воле. Чаще всего именно люди являются причиной этого, потому что, взяли кошку или собаку к себе домой, а через некоторое время это животное оказывается на улице из-за того, что оно человеку просто надоело. Люди не задумываются о том, что животные привыкают к дому, к теплу, к хозяину, к тому, что его постоянно кормят, ухаживают. Оно становиться домашним, и даже не имеет понятия, что такое «улица», и что там происходит. Животное просто-напросто погибнет. Человек несет ответственность за того, кого приручил. Если уж приютил животное у себя дома, то нужно серьёзно относиться к нему, потому что оно тоже живое существо, и нельзя по своей прихоти выбрасывать его на улицу. Любое домашнее животное никогда не навредит своему хозяину, защитит его тогда, когда это нужно, тем самым, выражая любовь и уважение.

На сегодняшний день огромное значение для нынешнего поколения имеет власть. Она была и есть превыше всего! Богатые люди, зарабатывающие миллионы, думают, что если есть деньги, значит, есть и власть. Они считают, что, имея у себя в кошельке огромную сумму, могут управлять другими, им подвластно всё. По их мнению, если нарушать законы, то им ничего не будет, что деньгами можно подкупить людей, чтобы прикрыть себя. Шантажировать, чтобы удовлетворить свои потребности. Младшее поколение смотрит на богатых и берет пример с них. Молодые стремятся получить как можно больше денег, надеясь, что постепенно придет и власть. А какая власть? Власть жестокости и конкуренции? Вот в таком мире мы и живем. Такие люди уверены в том, что вся их жизнь пройдет идеально, но это не так. Они как будто больны неизлечимой болезнью – ее диагноз: зависть, жестокость и жадность. Жестокость была всегда, но в современном мире – у нее свое лицо. Может, я и не во всем права. Я – восьмиклассница, живу в такое свое время, которое и сформировало мою точку зрения.

«Доброта – она превыше всех благ», – говорил известный русский писатель М. Горький. Борьба между добром и злом была и будет всегда. Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, готовность помочь человеку, совесть и доброта. В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Отрадно, что в социальных сетях люди выкладывают не только истории о совершенном кем-то зле, но и видеоролики о совершенном добре. Не так давно в СМИ показывали видеоролик, где мужчина спасает тонущую собаку. Он не остался равнодушным, не дал животному погибнуть. Это называется подвиг, где человек, не жалея себя, совершает добро во благо других. Также один из примеров людей с «золотым» сердцем – недавно погибшая в авиакатастрофе – доктор Лиза. Она помогала людям, не имеющим место проживания; оказывала медицинскую помощь пострадавшим и осуществляла сбор материальных средств. Доктор Лиза спасла немало жизней, за что ей благодарны многие. Она делала это по своей инициативе, потому что хотела помочь тем, кто в этом сильно нуждается. Больше бы таких людей, как она. Любого человека должна окружать атмосфера любви, доброты и красоты. Человеческая доброта способна спасти наш мир. Она всегда может облегчить боль и страдания. Только совершаться она должна от чистого сердца.

Доброта, подаренная тобой, обязательно вернется и принесет радость и искренние улыбки, а гуманность и забота только улучшат человеческую жизнь. Актуальны для нашего времени слова русского историка В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Дело за каждым из нас. Не должна чаша зла переполниться…

Объясню сразу свою позицию. Я человек свободный (в плане отношений), в связи с этим есть огромная куча времени и желание помогать людям. НО почему то, в современном мире, люди совершенно не верят в то, что можно получить что либо бесплатно.
В прошлом году на авито разместил два объявления. Примерное содержание было таким:
1. Отремонтирую ваш сломавшийся компьютер, причем решить готов почти любую поломку (бывают случаи безнадежные). Сделаю это совершенно бесплатно в разрезе ветки метро от студенческой до кунцевской.
2. Научу пользоваться компьютером, офисными программами, опять же в том же разрезе ветки метро.
Откликов не было, вообще никаких. Прошел месяц, объявление сняли с публикации, и я задумался над тем как же так… Позвонил другу, и предложил ему поучаствовать в эксперименте. Разместили два абсолютно одинаковых объявления, опять же в разрезе куска ветки метро. Друг за денежку, я бесплатно. Итог эксперимента, друг в шоколаде, я в непонимании ситуации. Как так то… Почему мы перестали верить людям, почему если бесплатно, то это явно не наш вариант.
Но и на достигнутом я не остановился. Ну, думаю ладно, может не надо в этом промежутке метро людям ремонтировать компьютеры. Рад, что все у людей хорошо и позитивно в этом плане. Разместил уже в этом году другое объявление. Приведу его текст:
«Добрый день. Спасибо за уделенное внимание моему объявлению. И так начнем, чем я могу быть полезен.
1. Ремонт компьютеров, практически любой.
2. Ремонт бытовой техники, тоже любой, за исключением ЖК и плазменных телевизоров.
3. Мелкий ремонт электропроводки, замена розеток, выключателей, переборка проводки в люстрах. Многие дорожат именно старыми люстрами, по ряду объективных причин.
4. Повесить полочки, светильники и прочие детали интерьера, для которых надо предварительно засверлить отверстие в стене. Перфоратор есть.
5. В нашем замечательном районе есть магазин Ашан. Заметил, что очень многие женщины и девушки в одиночку носят тяжеленные сумки с продуктами, готов Вас встретить у выхода из магазина и помочь донести до дома тяжелые пакеты.
Ну и теперь небольшое объяснение. Я человек свободный, девушки у меня нет, в связи с этим есть огромный нерастраченный потенциал творить добро и делать добрые дела. Поэтому все вышеуказанные пункты я делаю совершенно бесплатно, но лишь с одной небольшой поправкой, данные пункты указаны для куска ветки метро от станции студенческая до станции метро пионерская.
Отличного дня и хорошего настроения.»
И опять тишина…. Друга втягивать в эту идею уже не буду. Просто удивляет тот факт, что реальная помощь никому в целом не нужна. Иногда выискиваешь объявление с просьбой о помощи, выясняешь, обсуждаешь суть проблемы, и как только говоришь человеку, что это все бесплатно, человек прекращает какое либо общение.
Неужели в наши головы настолько сильно засел тот факт что за все приходится платить. Ведь было же время, когда человеку, попавшему в беду, протягивали руку и не просили ничего в замен. Мы же стреляем друг у друга сигареты, так почему мы отказываемся от помощи, когда человек ее предлагает? Ведь в самом деле, многие ждут подвигов, только выходит так что места для подвигов в нашей жизни совершенно не осталось. Едешь в метро, видишь, человек поднимает по ступенькам тележку, помогаешь ему, а он смотрит на тебя как идиота. А ведь говорят, хочешь изменить мир, начни с себя. Вот я начал, только от этого стало как то еще грустнее.
Давайте относится к друг другу чуточку добрее и верить в то, что среди нас есть люди, которые готовы прийти на помощь, подставить свое плечо и ничего взамен не попросить. Это же так просто. Помог Вам человек, Вам хорошо, полегче стало. Вы скажите ему спасибо, и ему будет приятно.
На этом закончу. Спасибо большое, что уделили свое время на прочтение этой статьи.

Классный час

Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

    Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

    Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

    добро и зло

    доброта

    милосердие

Методы обучения:

    Беседа

    Упражнения

    Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Учитель: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей .

Учитель: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

    Что такое добро и зло?

    Добро и зло в нашей жизни

    Человек и обстоятельства

    Милосердие

Ответы детей .

2. Работа с понятиями

Учитель: Как вы понимаете значение слов " добро и зло "? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это...»
«Добрый человек – это... »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Слайд 3

Учитель: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Слайд 4

Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

Учитель: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Учитель: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

Слайд 5.

Учитель: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Учитель: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей .

Учитель: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?
Ответы детей.

Учитель: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

    Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

    Можно ли принудить человека быть добрым?

    Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Учитель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Слайды 6-13

Учитель: Зло и добро живут в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)

    Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм)

    Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

    Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

    Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

    Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

    Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

Учитель: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Учитель: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?

Учитель: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Учитель: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)

Учитель: Спасибо. У меня к вам вопросы:

Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»?
Ответы детей.

Учитель: Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости - страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар» , «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни - увеличивать добро в мире».

Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес : «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо : «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир : «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль : «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой : «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин : «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький : «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

Учитель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

Литература :

1. Б огданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975
4.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
5.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6.
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/
Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995

Loading...Loading...