Всемирная история обоев. История создания обоев

История обоев уходит корнями в глубокую древность - во времена китайских императоров и индийских раджей. С тех пор изменились технологии производства, появились новые материалы, но осталась неизменной традиция украшать стены квартир, коттеджей и офисов «разрисованной бумагой» и тканями. Что же сегодня предлагают своим потребителям производители отделочных материалов для стен?

История обоев началась около 200 года до нашей эры в Китае. Именно тогда китайцы изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ее стены жилищ. Китайские мастера хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

Примерно в VIII веке производство бумаги начало распространяться в Европе, а в Х-XI столетиях получило широкое распросторанение в европейских странах, а также в России. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от модных тенденций. Cтаринные расписные обои и сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. И все-таки, широкое применение бумажные обои получили намного позже, в то время как основными материалами для отделки стен служила ткань.

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в те времена можно было купить только сравнительно небольшие куски обоев.

В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, это послужило новой ступенью в развитии обойного производства.

С XVIII века благодаря новейшим методам производства получила широкую известность продукция Лондонских цехов.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века. были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух.

Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича, а также рисунок различных тканей. Рисунки тканых и бумажных обоев обязательно соответствовали моде. В XVIII веке наиболее распространены были пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В Викторианскую эпоху все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что приводит к дальнейшему удешевлению обоев и росту их популярности. Обои приходят практически в каждый дом.

В эпоху модернизма обои на время утратили свою популярность, но длилось это до начала 20 годов XX столетия, после чего наступило новое "возрождение" обоев.

Во все времена люди старались украсить своё жилище. Украшали практически всё, что можно было украсить: стены, потолки, полы, окна. Для этого использовали различные материалы. В древности шкуры добытых на охоте животных вешали на стены, стелили на пол. Позднее, с появлением различных тканей, стены стали украшать драпировкой. Чаще всего ими отделывали стены в особняках знати, дворцах королей. И лишь с середины восемнадцатого века, когда появилась бумага, додумались наклеивать её на стены и потолки.

В настоящее время для отделки стен и потолков в основном применяют обои, выполненные из разных материалов.

Но задумывались ли вы, как и когда появились обои?

Итак, обои на тканой основе.

Очень давно, за 1000 лет до нашей эры, появились тканые обои. Оказывается, их изобрели ещё древние ассирийцы и вавилоняне. Однако долгое время обои были чёрно-белыми, цвет они приобрели лишь в конце 11 века нашей эры.

Во времена далёкого Средневековья прообразом современных обоев были гобелены, которые представляли огромные полотнища ткани с изображением древних сражений и исторических событий. Как правило, гобелены занимали всю стену от потолка до пола. Стоили они довольно дорого, потому что изготавливались из плотной ткани высокого качества. И были доступны лишь самым богатым слоям общества. Но украшать жилище было модно, поэтому стали оклеивать стены недорогими тканями с различными рисунками, такими же, как и на гобеленах. Очень часто полотна ткани крепили к стенам при помощи специальных скобок, а не приклеивали. Постепенно тканые обои стали тоньше и изящнее. На них появились изображения сюжетов из Библии, различные растения и животные.

Как всё полезное, производство обоев постепенно перебралось в Европу. Появилось несколько фабрик, выполняющих обои на заказ. В создании обойных тканей принимали участие лучшие художники. Но такие обои были довольно дороги, и поэтому возникла необходимость искать способы снижения затрат на производство.

Художник фламандской школы - Иоанн Ван Эйк предложил наносить рисунок на готовую ткань, что гораздо проще и дешевле. Это открытие стало началом новой эры по производству печатных обоев, значительно снизило их стоимость и позволило завоевать рынок во многих странах. В начале шестнадцатого века, Англия и Франция стали производить обои промышленным способом. Именно в Англии был изобретён первый станок по производству тканевых обоев. Это также способствовало снижению стоимости обоев.

А как же появились бумажные обои?

Многие полезные открытия пришли к нам из древнего Китая: это шёлк и компас, фарфор и бумага, которая появилась в начале второго века нашей эры. По всей видимости, китайцы начали украшать стены бумагой сразу после её изобретения. В некоторых источниках можно найти подтверждение, как разделяли помещения, завешивая их толстой бумагой. Более пятисот лет мудрые китайцы держали в строжайшем секрете процесс изготовления рисовой бумаги. И только в 6 веке японцы вывели свою технологию изготовления обоев.

Позднее, лишь в 8 веке, изготовление обоев перекочевало в Европу. Успев привыкнуть к красоте и прочности тканых обоев, люди хотели, чтоб и бумажные имели такое же отличное качество. Однако способы изготовления не позволяли этого достичь. К тому же раскрашивать обои приходилось в ручную, что значительно увеличивало их стоимость. Но изобретательный англичанин Цанер предложил оригинальный способ изготовления обоев, похожих на материю. На предварительно загрунтованную бумагу насыпались обрезки шёлковых нитей, которые после высыхания прочно приклеивались к бумаге.

Намного позже, в 14 веке, появился ещё один способ нанесения рисунка на бумагу: на печатную форму, сделанную из дерева, наносили слой краски, осторожно прикладывали к ней бумагу и прокатывали валиком.

Рисованные обои из Китая высоко ценились всегда, независимо от разнообразия и капризов моды. В Европе признанным лидером по производству бумажных обоев долгое время считалась Англия: несколько веков подряд их производили по китайской технологии, и даже копировали «китайские» рисунки.

В настоящее время при изготовлении обоев используют разные современные технологии, разнообразные материалы. При этом неизменной остаётся область применения этого «изобретения» - украшать наш интерьер, делать дом более красивым и уютным.

Говоря сегодня о том, какие бывают обои, мы вспоминаем роскошные дизайнерские покрытия или бумажные материалы с простым принтом. И совершенно не думаем о том, какими были самые первые обои и кто их придумал. Стоит восполнить пробел в знаниях и немного отмотать назад пленку истории.
Вот пещерные люди - конечно, они не знали обоев, но стремились украшать стены своего жилища, используя шкуру и наскальную живопись. Несколько тысяч лет именно эти «интерьерные идеи» считались самыми лучшими - до тех пор, пока не возникли первые обои.

Как появились обои на тканой основе

За тысячу лет до наступления нашей эры появились первые обои из ткани . Считается, что родина этого материала - Ассирия и Вавилон. Покрытия того времени можно было назвать обоями лишь условно - это были холсты из грубых нитей с примитивными черно-белыми узорами.
И только в 11 веке нашей эры уже придумали декорировать стены цветными полотнами, украшенными вычурными орнаментами и библейскими сценами. Технологии производства обоев развивались крайне медленно - только через два века после появления первых образцов текстильных покрытий решили организовать фабричное производство. И то - обои буквально ткались по определенным художественным полотнам и изготавливались только под заказ.

Текстильные обои в современном интерьере

Например, в начале 16 века во Фландрии ткались обои по полотнам Рафаэля, которые он специально подготовил для украшения Сикстинской капеллы. За «производственный процесс» отвечал нидердандский художники Бернгард Ван Олей. Тканевые настенные декорации были баснословно дороги, и вскоре нашли альтернативный способ производства - художник фламандской школы живописи Ван Эйк предложит не ткать узорное полотно, а расписывать уже готовую материю. Именно это изобретение положило начало процессу выпуска «печатных» обоев.
Вскоре рынок Европы был завоеван, а еще через 100 лет на обои обратил внимание Петр Первый и приказал срочно внедрять «новшество». В 1716 году основали «Российскую шпалерную мануфактуру», куда вначале пригласили мастеров из Франции. Но всего за 6 лет производство обоев в России было полностью налажено, причем курировали его уже местные мастера.

История появления бумажных обоев

История бумажных обоев началась в Китае, в период правления императора Хоти. В это время китайцы изобрели бумагу (ее делали из ниток и коры). Бумажными листами оклеивались стены, а на них рисовали картины и иероглифы. Секрет изготовления бумаги охранялся китайцами на протяжении шести веков - ни купить, ни узнать его хитростью было нельзя.
О том, как делать бумагу, мир узнал только в седьмом веке - несколько военных поражений китайцев вынудили их раскрыть секрет вначале японцам, а потом - арабам. А арабы продали технологию в Андалузию, и на территории Испании заработали первые бумажные мельницы.
Что же касается «оригинальных» китайских обоев, то они были впервые ввезены англичанами. И предприимчивые производители обоев с Туманного Альбиона долго никому не уступали первенства. Но покрытия все еще оставались слишком дорогими - все дело было в том, как делают обои: вначале печатали бумагу, а потом ее раскрашивали вручную по специально изготовленным трафаретам.
А в 17 веке подданный английской короны Цанер придумал новые виды обоев на стены - бумажные, имитирующие ткань. Это был так называемый «фальшивый шелк». Для его получения бумага грунтовалась и поверхность обсыпалась обрезками шелковых нитей. Получалась «благородная материя» - подобные образцы украшали Лувр и замок Ришелье.

Бумажные обои в интерьере французского замка

Также Цанер предложил печатать рисунок на поверхности, используя деревянный штамп, покрытый краской. Впрочем, его личным изобретением это сложно назвать - рисунки на обоях китайцы научились штамповать еще в 10 веке.
Первая гильдия обойщиков появилась во Франции в начале 17 века. Но о массовом выпуске рулонов тогда еще и не думали - материал производился кусками и не приклеивался на стену, а крепился на деревянный каркас. Популярными рисунками в те времена являлись фактуры штукатурки и кирпича, имитация архитектурных элементов. А в 18 веке пальму первенства отвоевали пасторальные мотивы с пастушками и пейзажами. После этого наступила эра флоры и природного камня - самыми востребованными орнаментами стали цветочные, а среди имитаций особой популярностью пользовался малахит, лазурит, мрамор.

Современные технологии, винил и флизелин

Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке - вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики - поучился прообраз современных печатных станков.
А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 - изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила - микропористый.

Флизелиновые обои в современном интерьере

А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии - здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.

Известно, что основателями такого строительного материала как обои, являются китайцы. Именно они в 200 году до нашей эры оклеивали стены своих жилищ. Ими было налажено производство рисовой бумаги, предназначением которой являлось оклеивание стен помещений. Долгое время они хранили свой секрет, и только в 6 веке тайну узнали японцы, которые быстро сумели наладить производство подобной бумаги. После произошедшего сражения в 751 году при Самарканде китайскими пленниками был выдан секрет производства бумажных листов арабам.

Кстати, рисовые обои, которые были изготовлены в Китае, имели особую ценность. Это происходило даже независимо от направления моды. По сей день стенды лучших музеев мира украшают образцы старинных обоев. Где-то уже в начале 8 века технологические процессы производства нашли свое распространение. До России и до других стран эта технология дошла лишь в 10-11 веках, а применяться они стали несколько позже, с 11 по 15 век обои относились к предметам роскоши и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков». Несколько лет ушло на то, чтобы наладить технологический процесс производства обоев с самым простым рисунком. Изначально полотна обоев выпускались небольших размеров. В 1675 году французским гравером Джоном Папиллоном была выявлена возможность изготовления матриц, с помощью которых осуществлялось печатание непрерывного рисунка на обоях. Это позволило ускорить развитие производства обоев.

В странах Западной Европы в 17-18 веках стали обретать популярность «фальшивые» шелка. Технология изготовления такого шелка заключалась в том, что на обрезки шелковых нитей насыпали на грунтованную поверхность бумажного полотна. Вместе с высыханием грунта шелк приклеивался и полученный эффект создавал иллюзию ткани.

Особая популярность обоев приходится на вторую половину 18 века. Интересным остается тот момент, что бумажные обои наклеивались не на стены или бумажный слой, как делается это в настоящее время, а на холст, который натянут на деревянный подрамник, который, в свою очередь, прикреплен к стене.

Об обойных рисунках можно сказать следующее. В 17 и начале 18 века каждый рисунок подражал фактуре кирпича или штукатурки, некоторые имитировали некоторые детали архитектуры. Уже в конце 18 века было налажено производство обоев с аллегорическими сюжетами, с изображением пастушек и пастушков, пейзажами. И уже чуть позже особую популярность приобрели обои, выполненные с цветочными рисунками, также это были рисунки, которые имитировала мрамор, лазурит, малахит.

Обои, используемые для отделки помещений, также имеют свою удивительную историю. Есть сведения, что впервые обои были использованы во II веке до н. э. в Китае. Они были далеко не теми обоями, которые мы имеем сейчас в рулонах. Самые древние образцы были разрисованные вручную и представляли собой большие куски бумаги.

Первые печатные обои датируются 1509 г. Они были изготовлены в Англии, но также были еще «кусковыми», а не рулонными. 1675 год ознаменован началом изготовления деревянных печатных форм, которые благодаря повторяющимся узорам существенно ускоряли процесс нанесения рисунка.

Наряду с бумажными обоями во Франции в XVII-XVIII веках популярными были тканевые, имитирующие щелк отделочные материалы. Влагостойкие обои также давнее изобретение. Оно было запатентовано еще в 1858 году.

В Америке начало применения обоев припадает на 1739 год. А в 1778 году Людовиком XVI был издан указ, что длина рулона обоев должна составлять примерно 34 фута (10,4 м). И только в 1799 году была изобретена машина, позволяющая получать рулоны бумажных обоев. Выпуск был налажен далеко не сразу. Только примерно через полвека спустя появился во Франции рулон, причем рисунок был нанесен уже типографским способом. Пожалуй, только их можно считать первыми обоями.

В России обои начали применяться с первой половины XIX века. Первая фабрика была построена под Петербургом. В настоящее время наблюдаем изобилие разных видов обоев, но бумажные обои не потеряли своей актуальности.

А вот первая модная волна на фотообои пришла в нашу страну около двадцати лет назад. Такие «улучшенные» обои покорили сердца и дома многих жителей больших и малых городов. Цифрового изобилия еще не существовало, поэтому выбор изображений для фотообоев был очень невелик. Сегодня ситуация изменилась коренным образом – появилось множество толковых специалистов, способных создать определенное изображение на стену для конкретного человека. Фотообои удивительно вписываются под любой интерьер, женщины в большинстве своем выбирают фотообои с изображением цветов .

В середине 19 века французский художник и литограф Жюль Шере стал одним из основоположников плакатного дела, печатного мастерства, создателем далекого предка современных фотообоев… Шере имел свою литографическую мастерскую и за всю жизнь создал не меньше полутора тысяч плакатов и постеров для театральных помостов, цирковых площадок и кафе. Правильным будем выделить имя еще одного человека, французского аристократа и художника Анри Лотрека. Оба были графиками и декораторами и имели благотворное влияние на работу друг друга. Шере предложил прототип современного постера, первым став подписывать свои работы. Именно он определил основные принципы удачной рекламы на плакате. Такое положение дел продлилось до второй половины 19 века. Последующее развитие печати на крупноформатных бумажных полотнах достигло уровня настоящего искусства, особенно после того как граф Тулуз-Лотрек добавил в литографии насыщенные, броские цвета. Благодаря этим людям сегодня мы наслаждаемся контрастными крупноформатными изображениями. желтая роза на стене

Исторические факты. Многочисленные попытки

Задолго до Жюля Шере и графа Лотрека еще один французский художник-миниатюрист Жан Бурдишон расписал 50 рулонов бумаги. Он нарисовал ангелов на голубых «обоях». Эта работа была использована для декоративного оформления резиденции короля Людовика XI. Вскоре подобным образом стали украшаться элитные дома в аристократических кругах. Этот эпизод в истории породил то ли фреску, то ли фотообои…! В середине 18 века печатник из Филадельфии Флисон Планкетт провел небольшой эксперимент. С помощью деревянных заготовок он нанес на бумажные полотна узор, а после разукрасил его вручную. Так произошла еще одна попытка и, наверно, вполне удачная, изобрести бумажный декор на стену.

Многие знают, что современные фотообои обладают влагоотталкивающими свойствами. Впервые «наделили» обои такой особенностью после Второй мировой войны. Технологии позволили производить более прочные образцы обоев, которые можно было аккуратно протирать влажной губкой. Это значительно продвинуло новый тип обоев на потребительский рынок декоративных покрытий. изображение Венеции на стене в столовой

Сегодня фотообои опять стали модными и популярными. Давно прошли времена, когда принты на фотообоях были скучными и однообразными. Технологии производства поменялись в лучшую сторону и сейчас многие любители живописных изображений имеют реальную возможность обновить свой дом качественными и реалистичными фотообоями.

Loading...Loading...