Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды. Сколько лучей было у Вифлеемской звезды

Вифлеемская звезда – что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова » римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово » говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество . Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя »).

В этой статье мы поговорим о том, что такое Вифлеемская звезда и как она выглядит. Это одно из многих явлений, которые христиане не подвергают сомнению, а ученые уже много лет не оставляют попыток доказать его или опровергнуть с научной точки зрения.

Что такое Вифлеемская звезда?

Начнем с истории. Согласно Евангелию от Матфея, трое волхвов, увидев на небе новую яркую звезду на востоке (или, если переводить точнее, на восходе), отправились по направлению к ней, чтобы поклониться Иисусу Христу. Из древних преданий они знали, что такая звезда приведет их к Царю Иудейскому. Волхвы пришли в Иерусалим, но не нашли там Спасителя и, по совету царя Ирода, отправились в Вифлеем, где звезда остановилась прямо над домом Святого Семейства. Поклонившись Иисусу и принеся ему дары - золото, ладан и смирну, они отправились в обратный путь к себе на родину, чтобы там проповедовать рождение Спасителя. До сих пор эти трое мудрецов почитаются как святые, а их мощи располагаются в Кельне.

Была ли звезда?

Критикуя Священное Писание, некоторые утверждали, что никакой звезды не было, и это всего лишь более поздняя вставка в первоначальный текст, призванная украсить его и сделать более торжественным.

Однако уже доказано, что события, изложенные в текстах евангелистами, практически не противоречат реальным историческим событиям. Поэтому можно предположить, что на самом деле в то время в небе действительно находилось некое космическое тело. К тому же стиль изложения свидетельствует, что авторы рассказывали о событиях именно так, как они происходили, не придумывая дополнительные элементы рассказа, в противном случае Евангелия выглядели бы по-другому с точки зрения последовательности. Для верующих людей ангел, ведущий волхвов, выглядел бы, пожалуй, более естественно и логично, чем какая-то звезда. Для чего же включать ее в текст, если на самом деле ее не было?

Парад планет

Одно из наиболее вероятных объяснений этому явлению дают астрономы - скорее всего, это был так называемый парад планет, когда Земля, Солнце, Юпитер и Сатурн выстроились в одну линию. Это должно было выглядеть потрясающе, и неудивительно, что такому явлению было приписано мистическое значение.

Стоит сказать, что трое волхвов, направляющихся к Спасителю, были учеными, математиками, астрономами своего времени, почитающимися в обществе. Поэтому изучать планеты и звезды было их профессией.

Яркая комета

Другая версия происхождения Вифлеемской звезды гласит, что это была комета. Судя по времени евангельских событий, это, вероятнее всего, была появившаяся в 5 веке до нашей эры комета из созвездия Козерога, подробно описанная астрономами из Китая. Однако в то время подобные космические тела считались в основном дурным предзнаменованием, поэтому совсем не факт, что появление той кометы могло быть трактовано как благословенный знак появления Спасителя.

Однако существует еще один вариант, предложенный современными астрономами. Именно это явление могли увидеть трое волхвов: яркая звезда появилась в 4 веке до нашей эры в и, кажется, располагалась как раз над Иерусалимом. Приведем фото Вифлеемской звезды.

Красная звезда

Стоит сказать, что сейчас под этим названием подразумевают и другие, не астрономические объекты. Например, существует цветок вифлеемская звезда - это всем известная пуансеттия, которую многие приобретают перед Рождеством (а иногда перед Новым годом). Цветет она не слишком красивыми мелкими желтыми цветами, но радует глаз листьями - красными, зелеными, белыми, резко контрастирующими между собой и создающими праздничное впечатление. Ее листья имеют восемь концов, и это дополнительная ассоциация со звездой. Пуансеттия - растение домашнее, красивое и неприхотливое, поэтому его достаточно часто можно встретить в европейских домах, в России оно не получило пока широкого распространения.

Изначально этот цветок почитали ацтеки. После появления его в Европе примерно в шестнадцатом веке возникла легенда, связанная с празднованием Рождества. Согласно ей, дети из бедных семей очень хотели украсить храм к празднику, но у них совсем не было денег на украшения. Поэтому они сломали несколько веток с кустов, росших вдоль дороги, и принесли в церковь, искренне веря, что даже таким подношением принесут Господу много радости. И, когда они внесли свои букеты в храм, те преобразились и покрылись красными и зелеными, похожими на звезды, листочками. Это и была пуансеттия.

Как выглядит звезда

Чаще всего Вифлеемскую звезду изображают восьмиконечной. В качестве нательного украшения, например кулона, ее стараются не носить, потому что это считается кощунственным. Однако изображения Вифлеемской звезды все равно существуют: так, звезда из серебра изображена на полу колодца в пещере, где, по одной из версий, родился Иисус Христос. Это место еще называют Священным Вертепом. Легенда гласит, что Вифлеемская звезда упала именно туда после того, как привела волхвов к Богомладенцу. Христиане нередко уверяют, что, если внимательно смотреть в глубь колодца, выложенного изнутри серебряными пластинками, то можно увидеть мерцание небесного тела, находящегося глубоко на дне. Над местом, где, согласно этому преданию, находится сейчас звезда, в восемнадцатом веке монахами ордена святого Франциска Ассизского была выстроена церковь.

Кстати, именно такая звезда, а не кресты, как сейчас, устанавливалась на вершине куполов самых первых православных храмов.

Часто используют в христианских праздниках, особенно широкое распространение получило подобное елочное украшение. В России традицию изменили, и звезда стала о пяти концах. Но после распада Советского Союза у нее снова появилось восемь концов, и сейчас наравне существуют обе традиции. Однако на главной елке России в Кремле находится именно аутентичная звезда.

Православные магазины иногда предлагают символ Вифлеемской звезды, чаще всего в виде золотого или серебряного кулона, стоимостью от трех-четырех тысяч рублей. Аналогичные вещицы сейчас можно найти и в эзотерических лавках - там предлагают разнообразные украшения из самых различных металлов, чаще всего недорогих. Конечно, это достаточно спорный вопрос, имеют ли люди право носить и изготавливать подобные украшения. Даже мнения священников на этот счет кардинально различаются: так, одни считают, что на самом деле Вифлеемская звезда была зажжена в свое время сатаной, чтобы привести царя Ирода к Богомладенцу. Поэтому и сам символ звезды они не одобряют. Некоторые православные священники считают восьмиконечную звезду знаком принадлежности к исламу. Более единодушны священники по отношению к пятиконечной звезде, пентаграмме, которая представителями церкви считается признаком причастности к поклонникам сатаны. Звезда Давида о шести концах - явный символ иудаизма, хотя последователи этой религии носят его на себе совсем нечасто.

Вифлеемскую звезду часто используют в качестве части других христианских символов - например, в центре крестов. Нередко в центр звезды помещают драгоценные или полудрагоценные камни.

Почти на всех иконах, посвященных Богородице, также можно найти знак звезды. Поскольку Матерь Божия считается святой покровительницей России, то и Вифлеемскую звезду иногда называют русской. Сам символ мог также обозначать Небесный Иерусалим, рай, стойкость в жизненных ситуациях или же нечто неземное, возвышенное. Звезду связывают и с так называемым Восьмым днем творения. Считается, что после грехопадения Седьмой день длится до сих пор, после него наступит Апокалипсис, а уже после Второго пришествия всех спасенных ожидает вечная жизнь, вечный Восьмой день. Таким образом, звезда имеет еще одно очень важное значение - она символизирует вечность.

Вифлеемская звезда своими руками

Многим детям нравится создавать игрушки на елку собственноручно, и среди прочих украшений можно сделать рождественскую звезду. Иногда ее подвешивают на окно или на самую вершину праздничного дерева. Как сделать Вифлеемскую звезду своими руками? Лучше всего - из блестящей бумаги, объемную в технике оригами или вырезать ее из серебристого изолона.

Российские награды

Орден Андрея Первозванного, который был самой высокой государственной наградой в дореволюционной России, в основе своей имел восьмиконечную звезду.

А в современной России учреждена премия «Вифлеемской звезды», на золотой медали которой отпечатан соответствующий символ, а иногда на ней изображен ангел. Это знак Академии словесности.

Другое значение

Безусловно, основная сфера бытования этого знака - христианство, однако столь популярная сегодня эзотерика также использует Вифлеемскую звезду.

Значение этого символа в магии - изображение закона кармы целого рода. Считается, что семь поколений, живших на Земле до рождения на ней конкретного человека, окажут свое влияние на него, а он, в свою очередь, повлияет на семь последующих поколений своими мыслями и поступками. Эта теория существует потому, что между Иисусом Христом и его предком, иудейским царем Давидом, родилось четырнадцать поколений. Многие кулоны в виде звезды созданы под влиянием именно этого эзотерического направления.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Евангелие от Матфея, 2:1-2)
Что же это была за звезда, возвестившая рождение Сына Божьего? По этому поводу много спорили и библеисты, и астрономы. Возможно, это была комета. Появление ярких комет всегда отмечалось в античных хрониках. А для рубежа тысячелетий таких свидетельств нет.
Возможно, это была вспышка сверхновой? Но такие космические события бывают крайне редко. В период рубежа тысячелетий известны только два таких явления - в 134 году до нашей эры и 185-м нашей эры.
Значит, Вифлеемская звезда - не комета и не вспышка сверхновой. Что же это было, если её видели на большом пространстве от Месопотамии до Палестины?

Сближение планет?

17 декабря 1603 года астроном и математик Иоганн Кеплер наблюдал в своей пражской обсерватории сближение (в астрономии говорят - соединение) двух планет, Юпитера и Сатурна, в знаке Рыб. Для наблюдателя с Земли две, а то и три планеты могут сойтись почти в одной точке, приобретая вид единого, более крупного и яркого светила.
Кеплер решил выяснить, не была ли упоминаемая в Евангелии Вифлеемская звезда, связанная с рождением Иисуса Христа, таким соединением планет. В результате сложных математических вычислений ему удалось установить, что в 7 году до нашей эры произошло подряд три таких соединения.
Данные Кеплера нашли неожиданное подтверждение. В 1923 году немецкий учёный П. Шнабель, расшифровывая архивы древней астрологической школы в Сиппаре (Вавилония), обнаружил на глиняных табличках запись, что Юпитер и Сатурн находились близко друг от друга в знаке Рыб на протяжении целых пяти месяцев. По современному календарю эти месяцы приходятся на 7 год до нашей эры.
Вычислительные возможности нынешней астрономии позволяют воссоздать более конкретную картину происшедшего. В том году сближение Юпитера и Сатурна началось в конце февраля. До середины апреля это соединение терялось в лучах Солнца, которое тоже находилось в знаке Рыб. 23 мая произошло первое полное сближение (соединение) этих двух планет. По долготе они полностью совпадали, по широте расходились только 0,98 градуса. На утреннем небе это соединение наблюдалось в течение двух часов.
Вероятно, именно это астрономическое явление было зафиксировано обсерваторией в Сиппаре. Какое толкование древние могли дать такому ясно видимому соединению планет? Юпитер всегда считался планетой царственной, счастливой. А Сатурн, согласно древнееврейской традиции, был защитником и покровителем Израиля. Вавилонские астрологи тоже полагали, что эта планета покровительствует народам Сирии и Палестины. Большая еврейская диаспора в Вавилонии истолковала, видимо, это соединение планет как знак появления нового иудейского царя, который будет добрым защитником своего народа. Царя же Ирода, ставленника Рима, ненавидели.
В 1909 году Марк Твен писал: «Я пришёл в этот мир с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Он родился в 1835-м и умер в 1910 году, как раз тоща, когда мимо Земли пролетала комета Галлея.
Волхвы идут на запад

Вавилонские звездочёты уже могли тогда рассчитать, что следующее соединение двух планет произойдёт 3 октября. Около этого времени, вероятно, волхвы (мудрецы) и отправились из Месопотамии на запад, в Палестину, узнать, кто же теперь царь в Иудее. В мае-июне они вряд ли решились бы на такое путешествие через пышущую жаром Аравийскую пустыню.
На дорогу в Иерусалим им требовалось никак не меньше шести недель, и это на самых быстрых верблюдах. Значит, в столицу Иудеи волхвы могли прибыть не раньше середины ноября. В Иерусалиме они стали расспрашивать всех о новом иудейском царе. Ирод сразу же забеспокоился и призвал волхвов к себе. Те ему объяснили, что Ирод - конечно, правитель, но звёзды им сказали, что уже родился новый царь Иудейский, и они идут вслед за звездой поклониться ему. Ирод попросил волхвов обязательно найти царственного младенца и сообщить ему. Якобы он сам хочет съездить туда, где тот окажется, и поклониться. Подлинные намерения Ирода были, конечно, совсем иными. Человек он был крайне жестокий. Сравнительно недавно Ирод казнил свою жену, её мать и троих своих сыновей, решив, что они угрожают его власти.
Тем временем наступило 4 декабря, когда произошло последнее в том году соединение Юпитера и Сатурна. Евангелист Матфей рассказывает, что «звезда» буквально вела волхвов из Иерусалима к тому месту, где находился Младенец. Волхвы прошли около десяти километров по дороге на Хеврон и в небольшом городке Вифлееме нашли Младенца, поклонились ему и принесли дары. А потом отправились на родину, не заходя больше в Иерусалим.
Ирод, впрочем, всё-таки узнал, что волхвы нашли Младенца где-то в Вифлееме, и приказал перебить всех младенцев мужского пола до двух лет как в самом городе, так и в окрестностях. Этот страшный приказ был выполнен, но Сын Божий был уже далеко. К Иосифу, мужу Марии, ещё раньше явился ангел Господень и велел немедленно всем семейством бежать в Египет.

Когда родился Христос?

Мы точно не знаем, когда и в каком месяце родился Иисус. Празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено только в 354 году. Связано это было с тем, что в тот день сразу после зимнего солнцестояния отмечался римский праздник - День Непобедимого Солнца. И христиане, отмечая свой праздник Рождества, могли не опасаться преследований.
Однако, судя по всему, Христос родился не в декабре, а раньше. Евангелист Лука сообщает, что вифлеемским пастухам, которые ночью стерегли скот в поле неподалёку, явился ангел Господень и объявил, что только что родился Спаситель мира. Эти пастухи и были первыми, кто пришёл и поклонился новорождённому. В тех местах как тогда, так и теперь скот перестают пасти и содержат в хлевах уже в начале ноября, поскольку позднее нередки заморозки.
Таким образом, если Вифлеемская звезда действительно была соединением двух планет, Иисус Христос родился в 7 году до нашей эры, вероятнее всего, в сентябре или октябре. И последнее. Царь Ирод умер в 4 году до нашей эры. Это установленный факт. А в 7 году до нашей эры он был ещё жив и мог совершать свои злодейства.

Заинтересовавшись этим вопросом, просмотрел свои фотографии, сделанные в храме Рождества в Вифлееме в октябре 2014 года - как мне и запомнилось, в самом храме попадались и шестилучевые звёзды:

И восьмилучевые:

Розетка же в мраморной плите, покрывающей пол рождественского вертепа над местом, на котором, по преданию, и родился младенец Христос, была и вовсе с 14 лучами.
Моя фотография этой розетки по сути является техническим браком - не надеясь на результат, щелкнул кнопкой висевшей на пузе камеры, когда пригнувшись, заглянул под сень, покрывающую это священное для христиан место, а получилось весьма символично - мне, безбожнику, была явлена сила шевеленки при низкой освещенности сего святого места - а посему удалить сей шедевр рука не поднялась;):

Сайт www.pro-israel.ru пишет про эту розетку, отождествляемую многими с Вифлеемской звездой, следующее:

В четвертом веке нашей эры над Пещерой был построен Храм Рождества Христова - один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере, имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме - Виа Долороса (лат. Via Dolorosa , букв. «Путь Скорби») .

Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» переводится как «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда, изготовленная заново.

Насколько вновь изготовленная звезда по количеству лучей, весу и цене соответствовала первоначальной - остаётся только догадываться.

Если полагать, что Вифлеемская звезда как событие представляла собой реально существовавшее астрономическое явление - например, взрыв Новой или Сверхновой звёзд, сияние которых настолько мощное, что видно даже днём (или, как гласит Писание, "на восходе"), то в этом случае говорить о числе лучей реальной звезды бессмысленно - даже в случае преломления в атмосфере и появления гало лучей могло быть 2, максимум - 4.

Знакомые многим по фотографиям 5, 6, 8 или более лучей в гало вокруг ярких объектов - не более чем оптический эффект рассеяния в оптической системе фотокамеры и/или светофильтрах, и при неинструментальном наблюдении невооруженным глазом (а о каких оптических инструментах могла идти речь в конце I в до н.э.?) столько лучей реально не наблюдается.

Если же вифлеемская звезда представляла из себя комету, у которых иногда наблюдается по несколько хвостов, то и тут о 6, 8 или 14 хвостах, да еще центральносимметрично расположенных, речи не идёт.

Таким образом, число лучей на изображениях вифлеемской звезды - число переменное, зависящее только от прихоти изображающего её художника и исповедуемой последним символики;).

Впрочем, о том, что число лучей звезды варьировалось, можно судить по остаткам мозаичного пола, оставшегося от первого храма Рождества, построенного в IV веке - тут мы видим орнамент с 4 или 8, кому как покажется, лучами:

Не могу не отметить также интересный оптический эффект, который возникает, если смотреть на крест на одной из часовен храма Рождества - при определенных ракурсах кажется, что это - шестилучевая звезда:

Хотя на самом деле на куполе - два кованых из проволоки креста, расположенных в перпендикулярных плоскостях:

Впервые такую необычную конструкцию креста я увидел на творении Антонио Гауди в парке Гюэль в Барселоне - как оказалось позднее, идея такого креста принадлежала Гауди не полностью, а была аллюзией на крест храма Рождества в Вифлееме:

Впрочем, Вифлеемский храм порадует исследователей символизма даже пятиконечными звёздами:

Какой же из всего сказанного следует вывод?

Элементарный - единого канона изображения Вифлеемской звезды не существует, и всякая звезда на христианских храмах вполне может быть отсылкой к звезде Вифлеемской, будь она о 4, 6, 7, 8 или 14 лучах.

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , — говорится в Евангелии от Матфея.

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» .

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

В 3-2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Новая или сверхновая

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался - так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход. Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты. До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Покрытие Юпитера

Астроном Майкл Мольнар утверждает , что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.

Loading...Loading...