Орнамент в стиле модерн. Ар нуво, сецессион, югендштиль и восточная культура. Растительный орнамент в западноевропейской культуре

Модерн в архитектуре характеризовался яркой выразительностью и декоративностью.

Модерн в архитектуре. Дом Зингера в Петербурге. Проект архитектора Павла Сюзора. 1904 г.

Стиль модерн в архитектуре появился на волне художественного протеста против устоявшихся канонов и традиций зодчества, а также подражательной манере эклектики. Во многом модерн обязан своим появлением развитию технологий в области материалов и строительства. Появление такого материала как железобетон дало возможность создавать сложные криволинейные фасады, карнизы, оконные и дверные проемы. Мода на модерн существовала недолго: если 1886 г. считается началом развития стиля, то уже после начала Первой мировой войны в 1914 г. стиль пришел в упадок. Модерн в архитектуре очень разнообразен и вариативен, в его многочисленных направлениях можно найти всевозможные формы, мотивы и цветовые сочетания. Традиционно стиль модерн в архитектуре считают приверженцем растительных мотивов, не использующим углы и прямые линии. Однако, наряду с таким видом модерна существовал и прямолинейный, геометрический модерн, не терпевший никаких украшений и криволинейности. Основная особенность, объединяющая все направления этого стиля - необычность, неповторимость, несхожесть с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на использование некоторых элементов из архитектуры прошлого. Модерн в архитектуре наследовал традиции зодчества Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Африки. Однако мастера стиля не копировали образцы прошлого, а лишь заимствовали из них художественные мотивы, подвергая их свободной интерпретации. Нередко архитектура модерна строится по принципу "изнутри - наружу", то есть сначала планируются внутренние помещения, и, исходя из внутренней планировки, формируется пространственное решение дома, что в дальнейшем отражается на его внешнем виде. Такой подход в архитектуре модерна привел к появлению асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции. Другой вариант модерна в архитектуре - определенная идея, которая находит свое отражение в декоре фасадов и внутренних помещений и превращает здания в фантазийные сооружения.

Каса Батло. Дом, в котором воплощена национальная идея каталонцев - победа над драконом. Архитектор Гауди, Барселона.

В период властвования стиля модерн в архитектуре организовывались творческие мастерские, объединения, где над конкретным заданием совместно работали архитекторы, скульпторы, декораторы, художники-прикладники, резчики по камню и дереву, литейщики. Такое сотрудничество было необходимо, так как в основном (за исключением "геометрического модерна") для стиля характерны орнаменты, составленные на основе природных форм: изогнутых стеблей, листьев, лепестков, завитков волос. Орнамент наносился на стены в виде росписи, объединялся в мозаичные панно, вырезался на дереве или воплощался в металле. Орнамент в стиле модерн содержал изображения павлиньего хвоста, длинные лебединые шеи, волны. Популярна была непрерывная линия, названная "удар бича", которая стала отличительным признаком орнамента в стиле модерн. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом. Такой модерн-декор использовали в своих сооружениях В. Орт (Victor Horta. 1861 - 1947 гг. бельгийский архитектор), Г. Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.), Маркуш Гейза (венгерский архитектор).

Дворец «Цифра Палота» (Ornamental Palace). архитектор Маркуш Гейза (Géza Márkus), 1902 г., г. Кечкемет. Болгария. Закругленные контуры фасада декорированы орнаментом в стиле модерн - психоделическим узором, основанным на фольклорном рисунке.

Несмотря на свою яркость и неординарность, стиль модерн в архитектуре не смог приобрести "государственный статус" и получил развитие преимущественно в строительстве домов для богатых заказчиков: городских особняков, магазинов, многоквартирных доходных домов, которые хотели поразить воображение и произвести впечатление людей неординарных. Фантазия архитектора в таком случае не была ограничена материальными средствами и жесткими правилами, поэтому здание формировалось свободно, на основе пожеланий заказчика. Декор и форма фасадов принимали необычные формы, образуя совместно с внутренним убранством единый комплекс.

Стиль модерн в архитектуре разных стран

Каждая страна дала собственное название новому стилю. В Бельгии, как и во Франции, его называли "ар-нуво". В Англии - "либерти", в России новый стиль получил название "модерн", в Германии - "югендстиль", в Австрии - "сецессион". Венский сецессион - практичный стиль с простыми и правильными геометрическими формами. В произведениях сторонника этого направления - А. Лооса нет декора, так как архитектор считал орнамент "лепетом живописи". Произведения А. Лооса (Adolf Loos) - дом Мюллера в Праге в (1928-1930 гг.), сельский дом Кунера в Пайербахе. Австриец Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann; 1870—1956гг.) построил в Брюсселе Дворец Стокле (1911г.) - вестник приближающегося функционального стиля.

Дом Мюллера в Праге - представитель геометрического модерна в архитектуре. Идея заключалась в планировке внутреннего пространства на основе кубов, составляющих объем дома. Архитектор А. Лоос. 1928-1930 гг.

Отто Вагнер (Wagner, Otto. 1841-1918 гг.) представил иной модерн в архитектуре Вены в расписном здании Майолике-хауз (Majolika_house) (1898), Здании почты в Вене (1910).

Бельгийский архитектор Виктор Орта стоял у истоков европейского модерна в архитектуре. Поверхность фасада особняка Армана Сольве (1895—1900 гг.), построенного В. Ортом, напоминает морскую волну — это впечатление возникает благодаря пластичной линии фасада, ограждениям балконов, образующим единую композицию.

Особняк Сольве. архитектор В. Орт. 1895—1900 гг. Брюссель, Бельгия.

Модерн в архитектуре Брюсселя - отель Тассель демонстрирует новые архитектурные формы. Архитектор В. Орта.

Другой брюссельский архитектор, творивший в стиле модерн, - Арман ван Васберхе (Armand van Waesberghe. 1879-1949 гг.) С 1896 по 1902 гг. он возвел в Брюсселе девять домов. В своих произведениях мастер объединил модерн и готические мотивы.

Дом в стиле ар-нуво на площади Гутенберг, 8 (Square Gutenberg, 8). архитектор А.ван Васберхе (Armand van Waesberghe). 1898 г. Брюссель.

В Чехии в стиле модерн строил Ян Котера (Kotera. 1871-1923 гг.).

Общественный дом в Простеёве. Архитектор Я. Котер. 1905 - 1907 гг.

Эктор Гимар создавал модерн в архитектуре Франции: павильоны станций парижского метро, дом Мецзара в Париже. В Испании творил Антонио Гауди, который сочетал талант инженера, конструктора, архитектора и декоратора, в результате чего его произведения приобретали неповторимый вид, который делал здание похожим на фантастическую скульптуру. В основе работ Гауди лежит использование такого пластичного и прочного материала как железобетон. Работы Гауди: Каса Батло (1906), Каса Мила (1910), Парк Гуэль (1914) собор Саграда Фамилия.

Фантастический собор Саграда Фамилия (Святое семейство) продолжает достраиваться и сейчас. Архитектор Гауди, Барселона.

В русской архитектуре модерн нашел свое воплощение в церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1882 г) - плод совместной работы художников В. Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. В русском модерне отчетливо просматривались черты национального зодчества: дом Перцова в Москве (1907 г.) по проекту С.Малютина и Н.Жукова. Однако, некоторые сооружения напоминали и европейские образцы: гостиница «Метрополь» архитектора В.Валькота (1903 г.), памятник модерна - Дом "Зингер" (ныне "Дом Книги") в Санкт-Петербурге (1902-1904 гг. архитектор П. Сюзор). Еще один образец русского модерна - магазин Елисеева (1902-1903 гг. архитектор Г. Барановский). Ф. Линдваль построил в Петербурге гостиницу "Астория" в 1913-1914 гг. Среди сооружений модерна в архитектуре Москвы: особняк Рябушинской, особняк Дерожинской архитектора Ф. Шихтеля, особняк Миндовского, дом архитектора Л. Кекушева, дом Сокол архитектора Машкова.

Гостиница Метрополь в Москве. Архитектор В. Валькот. 1903 г.

В США получила известность чикагская школа модерна Луиса Салливена (Louis Henry Sullivan; 1856 -1924 гг.), сторонника сочетания органической и рациональной архитектуры.

Здание Thrift Building. Архитектор Луис Салливен.

Период стиля модерн в архитектуре по-разному оценивался критиками. Кто-то вообще не склонен рассматривать его как самостоятельный стиль, другие видели в нем признак упадка, а третьи видели в модерне определенный этап, важный для дальнейшего развития архитектуры. Этот стиль продемонстрировал, что возможны новые подходы к украшению зданий, предложив специфический модерн-декор, который выступал в гармонии с пластичными фасадами и архитектурными элементами.

Бывший доходный дом К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте (д.13). Архитектор Шауб В.В. 1903 г.

Изобретательность стиля доказала, что невозможное - возможно, а то, что казалось сказкой и фантастикой, мастер способен воплотить в жизнь. Модерн-декор, необычные конструкции и фасады и сейчас вызывают интерес у людей творческих, обладающих широкими взглядами, умеющих воплотить свои желания в жизнь и не боящихся нового и непривычного.

Барельефы на фасаде доходного дома К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте.

Ныне для изготовления декора используют не только традиционные материалы, но и искусственные, например, полиуретан. Характеристики этого материала позволяют создавать оригинальные изделия, а также делать точные копии с фасадных элементов известных исторических сооружений.

Барельеф из полиуретана, созданый на основе декора фасада бывшего доходного дома К.Х.Кельдаля на Каменноостровском проспекте.

Дом с элементами модерна и пластичным декором из полиуретана.

Модерн (фр. moderne — современный) - особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau - «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы.

Одной из характерных особенностей модерна является интерес к новейшим технологиям. Декоративно-прикладное искусство в этот период становится необыкновенно популярным. Разумеется, касается это и орнамента.

Характерные особенности стиля модерн

. Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый.
Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально.
Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты.
Синтез элементов самых разнообразных стилей.
Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов.
Использование витражей. Широкое распространение получили композиции Луиса Тиффани либо их имитация.

Стиль модерн стремится сочетать в себе утилитарные и художественные функции. По мнению приверженцев данного направления, в область прекрасного должны быть вовлечены все сферы деятельности человека. Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности. Модерн появился на почве полной неразберихи в стилях европейской культуры конца XIX века. Еще одной причиной стал технологический прорыв общества и переход от ремесла к индустриальному массовому производству.

Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья. В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

Орнамент модерн в интерьере

Орнамент в модерне – это даже не элемент оформления предметов. Он сам выступает в роли украшения. Декоры стиля модерн просто невероятно красивы и эффектны. Портьеры, обивка, мебель и обои украшаются им повсеместно. При этом используются в основном прихотливые растительные мотивы. Если это цветы, то очень крупные. Что касается оттенков, то в этом плане диктует правила пришедшая на стыке веков мода на все японское. Широко используются лиловые, палевые, серебристые и серовато-зеленые цвета. Стены, декорированные растительным орнаментом, словно растут от потолка к полу. Однако при этом всегда соблюдается одно из основных правил оформления в стиле модерн – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, который, на первый взгляд, только напоминает античный.

В композиции всегда присутствует характерный именно для модерна завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. Конечно же, повсюду при оформлении интерьера используются характерные для этого стиля криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи. Чаще всего используются модели в стиле тиффани.

Еще одной присущей модерну чертой в орнаменте, скажем, интерьера является дублирование. К примеру, рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. Примеры растительных орнаментов, выполненных в стиле модерн, можно увидеть на этикетках и виньетках знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи (1860–1939 гг), в работах Обри Бердслея (1872–1898), великого русского Михаила Врубеля (1856–1910 гг.).

В конце 1880-х гг. почти одновременно в разных странах заявил о себе «новый стиль», известный под названием «ар нуво», «сецессия», «югендстиль», «модерн». Его художественные поиски и принципы форморования с наибольшей полнотой проявились прежде всего в архитектуре, а затем в декоративном искусстве, где орнаменту суждено было стать наиболее характерным воплощением новых стилевых тенденций.
Немалая роль в становлении модерна принадлежит Самюэлю Бингу, сознательно и целеустремленно пропагандировавшему японское искусство с точки зрения потребностей «нового стиля». Он считал своей главной задачей познакомить французских художников в первую очередь прикладных жанров с принципами построения формы и декора японских изделий, открыть новые пути творчества. Публикации его журнала были призваны помочь художникам и ремесленникам, работавшим в области промышленных искусств, уйти от модного в то время внешнего подражания восточным изделиям к подлинному их пониманию и использованию в собственном творчестве.
Значительным оказался и опыт Японии в реализации одной из главных проблем в системе стиля модерн – в проблеме синтеза искусств. Кроме того, обращение к японским мотивам имело одно из первостепенных значений в становлении собственно стилевых свойств модерна.
Японская графика стала стимулом обращения модерна к образам загадочных, томных и грациозных женщин, а также к редким в европейском искусстве мотивам флоры и фауны, таким как водоросли, водяные лилии, насекомые, пресмыкающие и ракообразные. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики изображались на разнообразных предметах и во всех видах прикладного искусства.

Однако мотив воды сыграл в искусстве европейских мастеров модерна волее значительную роль, чем другие мотивы японского происхождения.
Своеобразной «формулой стиля» стала линия в виде латинской буквы «S», согласно контексту способная выразить то стихийность и энергию, то умирание, вялость и апатию.
Ритм, как основа художественного языка, незаконченность движения, находящаяся в связи с ритмической структурой произведения, и органически вутекающая из них асиметрия – все эти особенности японского декоративного искусства стали чуть ли не главным импульсом для мастеров модерна в поисках концепции формообразования стиля.
Чрезвычайно возросла роль орнамента в художественной системе модерна и как элемента декора, и как формообразующего элемента. Теперь в орнаменте собственно узор и фон имеют одинаковое по активности значение и обладают способностью взаимозаменяемости. На фоне многоликой эклектики орнамент модерна выделялся новизной излюбленных мотивов и небывалыми доселе беспокойными и подвижными ритмами.
Растительные мотивы, точнее мотивы цветка, в стиле модерн приобретают збачение знака стиля. Критерием отбора служили не только особенности формы цветов, но и их смысловые соответствия. Любимимы цветами стиля становятся тюльпаны, орхидеи, лилии, кувшинки, подсолнух, маки, нарциссы. Ирис был излюбленным цветком в декоративном искусстве этого времени, также как стрекоза – излюбленным насекомым.
Выбор вышеназванных цветов обусловлен особой природой формы лепестков и листьев, которая очень подходила стилистике модерна, проповедовавший приоритет линии и контура над объемной моделировкой. Натура видоизменялась в угоду стилю, который любит гнутые, упругие линии, несколько приувеличенные и обобщенные трактовки формы, балансировавшие на грани реальности и условности.
Художники модерна не изображали букеты или цветочные натюрморты, а предпочитали отдельно взятый цветок. Кроме того, предметам функционального свойства любили придавать форму цветка. Например, рюмки, фужеры приобретают форму тюльпана, где ножкой служат стебелек и листья.
Для модерна характерен интерес к природным формам. Работы с микроскопом, начатые в XIX в., обнаружили рисунок тончайших сеток, нервюр строеной растений и различных предметов реального мира, что значительно обогатило композиции и жанры орнамента. Внутреннее и внешнее строение растений, облачный орнамент, водная стихия становятся предметом пристального изучения художника. Всевозможные экзотические раковины, кораллы, водоросли, рыбы, медузы, звезды, водяные звери часто фигурируют в орнаментах модерна.
Архитектура модерна, отделка интерьера квартит и особняков, оборудование (двери, печи, камины), мебель, изделия прикладного искусства и предметы убранства – все представляет собой единое художественно-пластиьеское целое.
Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленеватые, жемчужно-серые. Градации синего и зеленого, лилово-фиолетового и фисташкового, как правило, светлых, блеклых тонов, были любимыми цветосочетаниями стиля. С окраской стен тонко сочеталась мебель новых форм. В ней преобладали извлистые, усложненные, волнистые очертания, каждый раз оригинальные и не повторяющиеся, применялись декоративные орнаментальные накладки из различных материалов.
Начало нового столетия было ознаменовано распространением стиля модерна как в странах западной Европы, так и в России. Пришедший в русскую архитектуру с Запада, он ничем принципиально не отличался.
Характерной особенностью русского модерна является тенденция к смешению с другими историческими стилями и распространенная в модерне прорисовка традиционных мотивов ренессанса, барокко, рококо, а также соединение с модерном древнерусских архитектурных форм.
Цветы, излюбленный мотив русского орнамента, передаются натуралистично, в сочетании со всевозмоными насекомыми, червями, улитками, летучими мышами. Предпочтение отдается цветам вьющимся, оранжерейным, экзотическим. Причем в избираемой природной форме берется один какой-либо признак и делается доминирующим. Форма растения деформируется, и перед нами предстает уже не сам предмет, а скорее его символы, знаки.
Стиль модерн просуществовал сравнительно недолго. Новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов стали надоедать. Стать единственным и полновластным распорядителем художественных устремлений времени модерну так и не удалось. Несмотря на это, уступив место другим стилистическим исканиям, он оставил в наследие идущим вслед за ним художественным направлениям свои важнейшие художественные открытия.

Христианское искусство западноевропейского средневековья - один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Растительный орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племён, в частности кельтов, франков и т.д.

Но, необходимо отметить, что растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Символическое значение придавали изображению аспида и василька (символы зла), гвоздики (символ воплощение страстей Христовых). В орнаменте романтики преобладала вязь (мотив плетёнки).

Готический период средневековья орнаментально более богат и символичен. Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведённых в узорах, - листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клёна, полыни, папоротника, чертополоха.

Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения).

В эпоху Возрождения орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима, включая в композицию гротеска переплетения гирлянд цветов и плодов.

К середине 16 века в связи с развитием книгопечатания достиг своего совершенства типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц, на которых отлиты или выгравированы изящные арабески.

Художественная культура 17-18 веков многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательными для 17 века стал стиль барокко, в орнаменте которого преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа. Очень популярны букеты, гирлянды, венки. Узоры орнамента в основном имеют S - и C - образную форму.

Во Франции в эпоху барокко популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, переплетающиеся цветочных гирлянд, корзин.

Классицизм привнёс в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды, корзины цветов. На стиль ампир оказал влияние египетский период - появились в декоре цветы лотоса. Тем не менее, стиль ампир отличается от классицизма. Классицизм приветлив, лёгок, светел, а ампир суров, торжественен и помпезен.

Декоративные орнаменты в модерне

Возрождение орнамента произошло в конце 19 - начале 20 века в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нём соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалась единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна. Вопрос об орнаменте, о его роли в модерне, о его свойствах передавать свои существенные особенности другим видам искусства очень важен для понимания этого стиля.

Как было сказано выше, орнамент стоит на первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Орнамент имеет двойственную природу: с одной стороны, он может существовать только в союзе с каким-то предметом, может располагаться на чём то, с другой стороны, его можно как бы изъять из контекста вещи и сделать предметом изолированного исследования, объектом рассмотрения, в котором он будет отделён от предметного мира, им украшаемого. Орнамент, располагающейся на предмете, отличается от изображения сцены на том же предмете. Последняя имеет своё пространство, тогда как орнаментальный узор сливается с той поверхностью, которую украшает.

Как считает Д. Сарабьянов: “Ситуация с орнаментом, создавшаяся в 19 веке, совпадает с той, которая образовалась в области синтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы. Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам и охотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механически насаждался, накладывался на стены. Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения.” .

Хотелось бы отметить, что модерн - период развития европейского искусства на рубеже 19-20 веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить своё творчество искусству второй половины 19 столетия. Хронологически рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886 - 1914 годы. Модерн - это не один какой-нибудь стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть не менее важный, чем эпоха возрождения 16 века. Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлинённых переплетениях, извилистых, текучих, беспокойно напряжённых и резко расслабленных линий легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа - “удар бича”. Этот термин появился в результате узора на вышивке портьеры “Альпийские фиалки”, созданного по рисунку швейцарского художника Германа Обриста. В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, кто то из критиков сравнил эти изощрённые линии с “ярусными изгибами обрушивающегося бича”. В живописи стиль модерн имеет характерные особенности: изящество форм, вытянутость фигур, подчёркнутые контуры, точные одноцветные поверхности.

Интересно, что волнистые, гнущиеся, скрученные, летающие линии, плоские контрастные цветные сочетания и орнаментика возвращают живописи декоративность. В изображении мы можем видеть плоские, а иногда похожие на настенные ковёр апликационные черты. Для стиля модерн характерна внешняя декоративность. Для украшений используют растительные мотивы, их стилизуют для того, что бы использовать полученный результат в модуль, в орнаментальной композиции. Основная роль приходится на красивые плавающие линии, поодиночке или нежно растяженно-покрывающие поверхность. Часто в композициях среди цветочных мотивов вырисовываются грациозные фигуры женщин, крылатых фей и других существ, птиц. Очень важной особенностью является линия - основное средство выражение этого стиля. Воплощением новых стилевых решений стал и орнамент.

Художники стали возрождать орнамент, вскоре восстановили ту его прежнюю роль, которую он играл в любом стиле. Художники - теоретики также стали писать об орнаменте. Немало место уделяет ему Ван де Вельде в своей книге “Ренессанс в современном прикладном искусстве” (1901 год.). Он пишет: “Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер, я стремился уподобить орнаментику технике…”. . Нужно отметить принципиальную позицию: орнамент должен быть новым, должен соответствовать современному стилю.

Исследователи модерна, как правильно, придаёт орнаменту большое значение. Фриц Шмаленбах ещё в 30-е годы предпринял попытку квалифицировать основные качества стиля через орнамент. А спустя 20 лет, в 1956 году, Дельф Штернбергер со всей своей прямотой заявил: “Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента…” .

Один из историков стиля, Райнер Грюнтер, пишет: “Орнамент модерн не украшает, он сам украшение. Его аппликационная функция становится самоцелью. Он не украшает: его украшение само оказывается автономным художественным образованием. Орнамент модерна - не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы”. Эта автономность орнамента превращает его в самостоятельный вид искусства, что даёт ему право участвовать в процессе вхождения искусства друг в друга. Рассмотрим эти взаимопроникновения изобразительного искусства с орнаментом, вхождения в него живописи, графики и скульптуры. И изобразительное искусство, и орнамент берёт своё начало из органической природы. Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а так же цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем и т.д. Среди цветочных мотивов были так же популярны полевые и лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, кулавки и ландыши. В природных формах подчёркивались динамика роста, движения. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон - символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И ещё одна из особенностей модерна - он обращается к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям. Рассматривая мотив дерева - символе древа жизни, древа познания, необходимо отметить, что само по себе изображение дерева не в пейзажном а символическом плане находит в себе реализацию именно в орнаменте.

При отсутствии наиболее полного определения орнамента, все исследователи сходятся в признании значимости орнамента, в его важности, в оценке его возможностей. “Орнамент - пишет Т.С. Семёнова - это один из способов художественного моделирования движения, присущие миру… Орнамент - это жажда найти порядок в том, что такой стройностью не обладает. Это - род магии ритма”. .

Большинство исследователей стиля модерн, придерживаются мнения о значительной роли орнамента в сложение и развитии стиля. Орнамент в модерне не просто имел декоративное значение, а обладал глубоким символическим смыслом, распространял свою власть на станковые формы. Важным является стремление мастеров орнамента насытить свои образы символическим смыслом. Естественно, что символизм в орнаменте был уже следствием символизма в изобразительном искусстве. Это появление символа определило одно из важнейших качеств орнамента модерна. Долгое время орнамент жил старой семантикой, которая давно утратила свой смысл, не воспринималась, не осознавалась самими художниками. Поэтому на первый план выдвигалась декоративная сущность орнаментального узора.

Теперь же благодаря символизму появилась новая семантика. Показательно, что в середине 19 века во многих странах увлекались орнаментом, создавали для орнамента образцы, атласы цветов. Но орнамент, пополняя свой арсенал за счёт натурального изображения растительного мира, не мог обрести нового смысла. Новую семантику мог дать только символический образ, условный знак действительности, а не фрагмент, взятый прямо из реальности.

Орнамент в большей мере, чем любой другой вид образного творчества, живёт условными, а не натуральными формами. Натурализм разрушает орнамент и орнаментальное мышление. Поэтому ясно, что условный, символический образ в модерне, принёс орнаменту спасение. Фигура, предмет, фрагмент фигуры или предмета, превратились в пластический символ, в пластическую метафору. Даже простая линия, просто комбинация линий, не имеющая за собой какого либо реального предметного прообраза, но часта составляющая основу орнаментального узора, обрела образный смысл. Линейная комбинация могла создавать впечатления напряжения или расслабленности, подъёма или увядания. Это способность линии самовыражаться так же была достигнута сначала в живописи и графике. В середине 19 века линия в живописи и даже графике выполняла прежде всего роль ограничителя объёмов в пространстве. Часто выразительные способности линии отступали на 2-ой план. Даже в импрессионизме они сильно уступали выразительным способностям цвета и мазка.

Модерн же высвободил линию для самостоятельной “содержательной” выразительности. Это не могло не отразиться на судьбе орнамента. Несомненно изобразительное искусства модерна оказывало воздействие на орнамент, но столь же несомненен и обратный процесс, даже более активный - процесс вхождения орнамента в другие виды искусства. Живопись и графика оказываются в этом процессе воспринимающей стороной, а орнамент - дающей.

Таким образом, в заключение данной главы можно сделать вывод, что стиль в искусстве какой-либо эпохи - это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основой любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порождённых идейно и методологической общностью, возникшей в определённых социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля, растительный орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют без ошибочно определить принадлежность к данному стилю какого либо произведения декоративно прикладного искусства.

Мы видим, что в процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались декоративные решения. Так и в основу деклараций модерна была положена знаменитая фраза Ф.М. Достоевского: “Красота спасёт мир”.

В этом смысле модерн полностью подтвердил поставленную им самим задачу - создание красивого стиля для красивой жизни.

Со временем в орнаментике сложился свой стиль соответствовавший требованиям и законам искусства известных народов в различные художественные эпохи.

По-французски - ар нуво, по-немецки - югендштиль, по-венгерски - сецессион. Все это названия стиля модерн, который завоевал популярность в начале XX века и пользуется ею до сих пор.

Идеи с Востока в стиле модерн

Стиль модерн заимствует много идей из восточной культуры. Растительные узоры, переплетающиеся изящные линии, цветы, краски - все это составляет основу и суть эпохи ар нуво. Такие рисунки-орнаменты в стиле модерн повторяются во всех плоскостных измерениях, будь то графические изображения, барельефы или кованые элементы декора.

Многие художники стремились найти новые возможности для выражения своих творческих и философских идей, обращаясь к природе и к ее живым линиям. Среди знаменитых художников - Гюстав Климт, А. Тулуз-Лотрек и другие.

Линия правит балом

Главным элементом в этом стиле стала линия. Именно замысловатые, грациозно изогнутые линии определяют и создают орнамент в стиле модерн. Каждой из них придается свое значение, экспрессивность, характер. Они напоминают свободно стелящееся по ветру знамя или морскую волну с ее капризами. Изысканная утонченность, грация и свобода - вот смысл стиля модерн. Рисунок практически не имеет штрихов и прямых линий - он весь состоит из извивающейся линии, которая намечает, повторяет или подчеркивает контуры фигур.

Символизм и образы

Цвета и оттенки в стиле ар нуво несут определенную нагрузку. Естественные, приближенные к натуральным, они подчеркивают красоту и лаконичность орнамента, его фактуру и символизм. Золотые картины Г. Климта, на которых он часто изображал Райское дерево, несут в себе символизм вечной жизни, любви и счастья. Образы животных, птиц и насекомых также могут быть частью орнамента в стиле модерн. Аллегорические, стилизованные, они указывают на характер того или иного рисунка, его тайный смысл и философский подтекст.

Часто в ар нуво можно встретить женские образы. Этот стиль как бы превозносит женскую красоту, идеализируя ее. Многие орнаменты состоят из стилизованных густых женских локонов, символизирующих здоровье и красоту. Женские лица хранят тайну, магическую силу и знания о всепоглощающей любви.

Архитектурный модерн

Орнамент в стиле модерн занимает ведущую позицию в композиционном решении не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре.

Барельефы, украшающие здания, выглядят утонченно и легко благодаря мелким проработанным деталям. Здесь линии, цветы, листья переплетаются между собой, создавая причудливые рисунки, которые не утяжеляют фасад, но делают его воздушным и элегантным.

Loading...Loading...