Публичное выступление темы для студентов. Ораторское искусство: темы. Специфика понятия публичного выступления

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Раз мы рассказали, как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вам ничего не мешало «держать» аудиторию. Сегодня обратим внимание на поведение выступающего, использование возможностей его голоса, а также правила обращения с презентацией.

Смотрите на аудиторию , медленно обводите взглядом всех присутствующих, пока говорите, чтобы вовлечь в процесс всех. Не стоит фиксировать взгляд где-то на заднем плане помещения или на одном человеке. Неторопливо переводите взгляд по аудитории, чтобы никого не оставить без внимания.

Язык тела ваших слушателей. Обращайте внимание на мимику и жестикуляцию присутствующих. Это поможет вам понять, когда они заинтересованно слушают, когда поняли вашу мысль и готовы двигаться дальше.

Что надеть? То, в чем будете чувствовать себя удобно. Желательно, чтобы ваша одежда была многослойной и вы могли при необходимости что-то снять или надеть.

В среднем период концентрации внимания у человека не слишком продолжителен. После примерно 10 минут слушания мы начинаем отвлекаться, так что приблизительно на 8-10-й минуте лучше сменить вид занятий. Самое время рассказать анекдот, начать какую-то активную деятельность или демонстрацию иллюстративного материала.

Используйте жесты, чтобы оживить речь и подчеркнуть какую-то мысль , однако следите за тем, чтобы ваша жестикуляция не была слишком активной или постоянной.

Расположение на сцене. Убедитесь, что стоите в центре, вас хорошо видно со всех мест и никакое оборудование не заслоняет вас от слушателей.

По возможности не стойте на одном месте. Если вы ходите во время выступления, это выглядит более непринужденно и интересно как для вас, так и для слушателей. Однако не ведите себя при этом как тигр в клетке!

Ошибки/неуклюжесть. Даже самые опытные спикеры допускают ошибки или, например, случайно что-то роняют. Если вы всем своим видом начнете показывать, что расстроились или растерялись из-за этого, то ваша нервозность передастся аудитории и слушатели будут чувствовать себя неудобно. Самый лучший выход из такой ситуации — просто признать свой промах и, если получится, пошутить по данному поводу. Это поможет аудитории расслабиться, а значит, и вы почувствуете себя комфортнее. Помогают быстрые комментарии типа: «Для меня это еще раннее утро...» или «Мне явно пора подкрепиться...»

Памятки. Не забывайте, что люди не могут воспринять или запомнить в деталях все, что слышат, и часто теряют нить повествования. Поэтому периодически резюмируйте сказанное, а также подготовьте заметки, которые раздадите слушателям, если хотите, чтобы после вашего выступления у них в руках осталось что-то более материальное.

Юмор — также весьма действенный инструмент, если пользоваться им уверенно и в тему. Однако лучше оставить его, если нет уверенности, что вы достаточно остроумны.

Как максимально использовать свой голос

Начало выступления. Используйте простой разговорный язык. Обратите внимание на то, чтобы не говорить слишком быстро, особенно в начале выступления, когда еще сохраняется волнение. Произнесите несколько общих приветственных фраз, это поможет аудитории настроиться на ваш голос. Заранее отрепетируйте несколько первых предложений, чтобы не забыть их, даже если волнение даст о себе знать.

Темп речи. Меняйте темп речи, но не говорите слишком быстро. В обычном повседневном разговоре темп нашей речи то замедляется, то ускоряется, и вы делайте то же самое. В первой сцене фильма The Social Network («Социальная сеть», 2010 год), в котором рассказывается об изобретении и развитии социальной сети Facebook, мы видим, как Марк Цукерберг говорит со своей девушкой монотонной скороговоркой, которую трудно выносить. Все заканчивается тем, что девушка его бросает.

Давайте аудитории время на обдумывание. Нам всем нужно какое-то время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому говорите достаточно медленно, четко формулируйте основные положения и оставляйте небольшие паузы, чтобы сказанное прочно закрепилось в памяти слушателей.

Усиление голоса . Для выступления перед многочисленной аудиторией вам, скорее всего, предложат какую-нибудь систему звукоусиления. Когда приходится говорить перед небольшой группой, необходимости в такой системе нет. Сложности могут возникнуть, когда вы выступаете перед группой средней численности, а система звукоусиления не предусмотрена. Хорошо, если у вас сильный голос. Но что если голос тихий (как у меня), а выступать приходится перед группой из 20 человек, или в зале с плохой акустикой и шумной системой кондиционирования, или когда за стеной помещения располагаются детские ясли (как однажды случилось со мной)? В этом случае даже слабый голос можно заставить зазвучать громче, если представить, что вы разго-вариваете с кем-то через дорогу. Можно приносить систему звукоусиления с собой, как поступают инструкторы по аэробике или по танцам.

Не теряйте своей индивидуальности . Конечно, все уже сказанное важно, но не забывайте, что в основе восприятия вас как спикера лежит ваш индивидуальный стиль. Практика помогает собрать все компоненты в единое целое. При этом вы никогда не должны терять своей «изюминки».

Компьютерная презентация: что предусмотреть?

К наглядным пособиям можно отнести практически любые средства, которые выступающий использует в дополнение к своей речи. Чаще всего это компьютерная презентация. Хотя вы можете считать, что наглядные пособия служат больше для развлечения, наиболее важная их функция в том, чтобы лучше донести до аудитории суть выступления. Это происходит в силу пяти следующих причин:

  • контент помимо устного рассказа представлен в разных форматах;
  • выделены основные пункты выступления;
  • присутствует структура, помогающая лучше понять содержание;
  • присутствуют основные выводы;
  • представлены цифры или графики.

Убедитесь, что ваша презентация выводится на большой экран и хорошо сфокусирована . Потратьте несколько минут на то, чтобы это проверить еще до начала мероприятия.

Избегайте хаотичности, излишнего украшательства и мелкого шрифта. Не пытайтесь разместить слишком много пунктов на одном слайде: трех-четырех будет достаточно. Не углубляйтесь в детали. Используйте достаточно крупный шрифт. Не поддавайтесь соблазну сделать слайд слишком ярким, с движущимися графическими элементами — на деле это только отвлекает внимание.

Давайте слушателям время. Не забывайте, что людям нужно время, чтобы рассмотреть ваш слайд, ведь они видят его в первый раз и на усвоение содержащейся в нем информации требуется больше времени, чем вам кажется. Сколько докладчиков и лекторов наступили на эти грабли и поплатились интересом своей аудитории!

Направляйте внимание слушателей. Резюмируйте части своего выступления и периодически выделяйте те части слайда, которые обсуждаете, это поможет аудитории не терять концентрации.

Резервное копирование. Всегда имейте при себе резервные копии презентации на случай, если оборудование выйдет из строя.

Будьте готовы ко всему! Всегда заранее узнавайте о техническом оснащении площадки, на которой предстоит выступать, чтобы ваши наглядные пособия ей соответствовали. Площадка может быть оборудована по последнему слову техники или там может стоять обычная белая доска с маркерами. Всегда проверяйте, что будет в наличии. Однажды из-за того, что все подходящие площадки были уже забронированы, мне пришлось проводить тренинговую сессию в отеле, в люксе для новобрачных, где в моем распоряжении были только флипчарт и несколько фломастеров.

Лекция 8

Вопросы:

  1. Поведение в ходе выступления.
  2. Композиционное построение речи.
  3. Подготовка к программному выступлению.
  4. Выступление экспромтом.
  5. Как отвечать на вопросы.

Деловому человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью публичного выступления. Многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Одни могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Другая крайность. Это пренебрежение подготовкой к выступлению излишне самоуверенных людей, которые полагаются на свой опыт или ссылаются на чрезмерную занятость другими вопросами.

Следует помнить, что хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересами.

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее быстро и монотонно.

Во время выступления взгляд направляйте на слушателей (не смотреть в одну точку!). Наблюдайте за реакцией аудитории.

Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или неуверенно чувствуете себя.

Не вступайте в дискуссию, даже если с места раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить из равновесия.

В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

Заканчивая выступление, поблагодарите присутствующих за внимание.

2. Композиционное построение речи

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Основные задачи каждой части:

1. Вступление

задачи

Вызвать интерес к теме

Установить контакт с аудиторией

Подготовить слушателей к восприятию речи.

Приемы привлечения внимания:

Обращение

Изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить

Прием соучастия

Обращение к событиям, неизвестным аудитории



Обращение к речи предыдущего оратора

Обращение к известным аудитории источникам информации

Юмористическое замечание

Вопросы к аудитории и др.

2. Основная часть

Суммировать сказанное

Повысить интерес к предмету речи

Подчеркнуть значение сказанного

Поставить задачи

Призвать к непосредственным действиям.

Методы

Краткое повторение основных проблем

Обобщение сказанного

Указание перспектив

Иллюстративная концовка

3. Подготовка к программному выступлению

Пишите так, как говорите, а не как пишите.

В скобки заключите фразы, которые при необходимости можно опустить.

Включайте в каждый абзац 3-5 предложений.

Используйте в основном глаголы в активной, а не пассивной форме.

Например, избегать: «Нами были открыты пять новых филиалов».

Лучше: «Мы открыли 5 новых филиалов».

Ограничивайте количество слов в предложении.

Выступление следует отпечатать через два интервала читаемым шрифтом. Между абзацами – 3 интервала.

Подчеркните слова или фразы, которым вы придаете особое значение.

Имена численные (все цифры) написать словами.

Наличие конспекта обязательно, но надо стараться говорить не только по конспекту.

Точно фиксировать время (регламент).

Читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями;

2. Подготовка к чтению с места

Это важно и при переходе к новому пункту, абзацу.

Абзац не переносят на другую страницу так же, как и предложение. Не стоит переворачивать страницу не середине мысли.

Используйте только одну сторону листа: толстая стопка бумаги еще не означает длинную речь.

Нумеруйте страницы (лучше в правом углу листа).

Перед выступлением снимите скрепки, не скрепляйте страницы.

Не употребляйте жаргонных слов и терминов.

Исключите неясные и ничего не значащие определения и наречия:

заметно обоснованно

чрезмерный относительно

совершенно значительный

приблизительно отчасти

незначительный существенный

лучше достаточный

Избавьтесь от словесных штампов и лишних слов:

в текущий момент лучше:

в настоящий момент «сейчас».

Уберите из текста выражения типа:

по сути дела

честно говоря

я должен добавить

интересно отметить

на это необходимо обратить внимание

это следует запомнить

стоит сказать

могу ли привлечь ваше внимание

позвольте сказать и др.

Упрощайте времена глаголов: «мы идем, мы шли, мы пойдем» вместо : «мы бы пошли, мы собираемся пойти».

Используя цитату из книги, употребляйте настоящее время: Лев Толстой напоминает нам. Чехов говорит об этом и т.д.

4. Выступление экспромтом (сразу, без подготовки)

Сузьте тему до того, о чем вы можете говорить. Примите во внимание аудиторию.

Обдумайте основную мысль или пункты, о которых вы хотели бы сказать.

Решите, каким будет заключение.

Опасность выступления экспромтом заключается в том, что вы не знаете, когда закончите. «Несколько слов» могут превратиться в бессвязную риторику, если у вас в голове нет четкого заключения. До того, как вы начнете говорить.

Начинайте с главного утверждения, которое позволит слушателям узнать, о чем вы собираетесь говорить.

Подготовка и вступительное утверждение должны занимать не более 15 секунд (после соответствующей практики можно снизить его до 5 секунд).

При анализе выступления ответьте на вопросы:

Вы придерживались темы?

Вы осветили те пункты, которые наметили?

Было ли сильным заключение?

5. Как отвечать на вопросы

Типы вопросов:

- нейтральные, обычно требующие информации или пояснения;

- дружеские , изменяющие отношение к сказанному (например, «Я согласен с тем, что вы сказали, но что мы можем сделать?»);

- антагонистические (враждебные). Обычно бывают прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали (например, «Вы имеете в виду, что …).

При ответах на вопросы учитывайте следующее:

Не делайте высокомерного вида. Отвечайте на вопросы спокойно и точно.

Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так ко всему относятся, дайте им понять, что не имеете ничего против них лично и хотели бы найти с ними общий язык.

Внимательно слушайте вопрос. Повторите или перефразируйте его, чтобы убедиться, что вы его поняли и чтобы каждый слушатель его услышал.

Если нужно, разделите вопрос на несколько частей и отвечайте на каждую по отдельности.

Отвечайте кратко и по существу.

Если спрашивающий вас перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить, затем продолжайте свой ответ, но не позволяйте ему отвлечь вас от сути ответа. Если человек продолжает перебивать, не завязывайте спор.

Связывайте ответы со своей речью («Как я уже сказал …»).

Не позволяйте одному или двум слушателям монополизировать время, отведенное на вопросы.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные умения и навыки.

Хорошее публичное выступление влияет на многое в нашей жизни – успешное заключение контракта, привлечение клиентов, общественное признание и прочее. Сильное, уверенное выступление заставляет публику прислушиваться к каждому слову оратора, ловить его жесты и интонации. Как же этому научиться? Подробное руководство в нашей статье.

Вы прочитаете:

  • Какое публичное выступление идеально подходит для конференции
  • Виды публичных выступлений и их различия между собой
  • Как преодолеть внутренний страх перед общественным выступлением
  • Как лучше составить речь публичного выступления

Публичные выступления проводятся не только на стадионах и крупных площадках, но и, к примеру, на телевидении – везде, где необходимо донести информацию широкой аудитории. Также публичное выступление может быть ориентировано на общение с руководством, новым работодателем. Грамотно подготовленное публичное выступление открывает возможности преподнести себя, развивая навыки самореализации.

Какие виды публичных выступлений различают

  1. Информационные выступления . Такое публичное выступление позволяет делиться с аудиторией определенными знаниями. Речь во время информационного выступления должна вызывать у слушателей интерес. В таких выступлениях уместны простые техники описания, рассуждения, повествования. Лучше исключить из выступления спорные моменты, неясности, материал необходимо актуализировать. Распространены информационные выступления в научной области – для организации докладов, лекций, защиты работ. Основная цель – пробудить у слушателей любопытство, донести им новые знания. Классический пример публичного выступления – научный доклад.
  2. Протокольно-этикетные выступления . Особое внимание в таких речах отводится поведению и настроению, а не словам оратора. Для данных выступлений важное значение отводится юмору (хотя во время траурных церемоний юмор лучше исключить).
  3. Развлекательные выступления . Данное публичное выступление предназначено для развлечения слушателей, предоставляя возможность улыбнуться и приятно проводить время. Речь должна быть занимательная и развлекательная, приятная для слушателей во время всего выступления. Главное требование – никого не обидеть критикой. Оптимально, если это будет короткая речь с чередованием серьезных слов и юмора, с личными примерами, некоторой долей самоиронии.
  4. Убеждающее выступление . Это самое сложное выступление – аудиторию необходимо в чем-то убедить. В зависимости от аудитории, нужно прибегать к эмоциональным и логическим доводам. Искусство убеждения является целью в выступлениях большинства ораторов.
  • Уникальное торговое предложение: примеры, советы по разработке

Как выглядит структура публичного выступления

Сложно переоценить важность навыков публичных выступлений, хотя многие не спешат осваивать ораторское искусство . При такой невнимательности в результате приходится удивляться, почему их не слушают. Если хотите научиться общению с аудиторией, если хотите лучше освоить ораторское искусство и публичное выступление, нужно понять, что включает ораторское искусство:

1. Подготовка.

  • особого внимания заслуживает внешний вид. Необходимо опрятно одеться, гладко выбриться и выглядеть эстетично.
  • анализируйте свою аудиторию, акцентируйте внимание на части доклада, которая будет интересна конкретной аудитории.
  • подготовка материалов для выступления. В частности, может требоваться подготовка презентации, раздаточных материалов.
  • репетиция своего выступления. Со временем будет необходимо на это всё меньше и меньше времени. Но для начала предстоит тщательная отработка и репетиция своего выступления.
  • настраиваемся на выступление. Многим психологически сложно настроиться на выступление. Вне зависимости от сферы деятельности, если вам не нравится, чем вы занимаетесь, то и не удастся достичь высоких результатов.

2. Вступление.

Главное на данном этапе запомниться приглашенным, привлечь внимание аудитории. В начале выступления нужно предпринять что-то необычное, удивить собравшихся.

Чему нужно уделить внимание во время выступления? Прежде всего, необходимо представиться. Многие решают сразу говорить о деле, это распространенная ошибка. Нужно немного рассказать о себе, но коротко. Своей аудитории нужно объяснить, почему именно вы лидер в своей отрасли, чем заслуживаете их внимания и доверия.

Затем выступление может иметь несколько вариантов:

  • Анонс . Вводим аудиторию в курс дела, пусть и кратко;
  • Благодарность. Благодарите собравшихся за визит и внимание;
  • Комплимент. Хвалите своих слушателей. Расскажите, что еще не видели такую интересную аудиторию;
  • История. Поделитесь с собравшимися поучительной историей, демонстрирующей важность вашего выступления;
  • Взаимодействие с аудиторией. К примеру, голосование, игра либо другие варианты.

3. Основная часть.

На данном этапе ярко раскрывается тема. Сложно говорить об общих рекомендациях. Старайтесь налаживать взаимодействие со своей аудиторией. Важно учитывать – лекция является устаревшим форматом. Опросы, голосования и игры для взаимодействия с аудиторией способны придать для выступления особый шарм, вызвать интерес собравшихся. Важное условие – грамотное разделение своего выступления на части. Каждая часть должна быть логически завершенным фрагментом, чтобы запомниться собравшимся.

4. Заключение.

В нем повторяются основные моменты, которые были представлены в начале выступления. Уместно показать дальнейшее направление работы – книги, ссылки, нерешенные проблемы. Далее прощаемся. Если ваше публичное выступление предполагает продолжение, об этом следует сообщить. Поблагодарите организаторов, слушателей, дополните заключение чем-то оригинальным.

Заключение должно быть лаконичным, не затягивайте его. Обычно аудитория осознает, что выступление подходит к концу, внимание становится не столь сильным, особенно, если за выступлением следуют обед или кофе-брейк.

Скачайте книгу «Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн»

Книга Джеймса Хьюмса – известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов – раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приемы, предлагаемые в обзоре по материалам этой книги, вы обретете уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

На что нужно обратить особое внимание во время публичного выступления

  1. Жесты, мимика. Они должны соответствовать словам выступающего. В любом случае не планируйте свои жесты заранее. Это приведет к эффекту неестественности, который пагубно влияет на выступление. Жесты должны быть открытые, искренние, они должны показывать вашу активность и заинтересованность.
  2. Интонация, голос. Необходимо умение манипулировать голосом. Если желаете сделать свои слова запоминающимися, нужно говорить немного тише. Планируете высмеять какие-то моменты – говорите выше. Эффективным упражнением становится чтение стихов то низким, то высоким голосом. Экспериментируйте со скоростью чтения. Верх мастерства – медленное начало с постепенным ускорением, повышением голоса. Так сможете идеально освоить управление голосом и интонацией.
  3. Личные истории. Свои слова следует подкреплять реальными историями из личного опыта. Поэтому подготовьте запоминающиеся и короткие истории.
  4. Эксперименты. Необходимо помнить – публичное выступление является творческим процессом. Поэтому думайте о новых форматах, привнося в него нечто оригинальное, не бойтесь экспериментировать.

5 типов слушателей: как вести себя с каждым из них

Александр Яныхбаш ,

бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва

Каждой аудитории присущи своя манера поведения и другие типичные особенности. Рассмотрим основные типы слушателей и способы взаимодействия с ними.

Интеллектуальный . Озвучивает сложные вопросы, уточняя детали и комментируя ваши предложения. Следует признать авторитет такого оппонента, его осведомленность, не прибегая к лести, интересуйтесь его мнением – делайте такого слушателя своим помощником.

Если вы не знаете ответа на вопрос, отложите его рассмотрение до перерыва либо договоритесь продолжить данную дискуссию по электронной почте – не забывайте сдержать свое обещание.

Агрессивный. Отличается напористым поведением с презрением к происходящему. Дает оценки, громко говорит. Не нужно поддаваться на провокации с его стороны, сохраняйте спокойствие и благосклонность. Не забывайте сохранять дистанцию, не нужно начинать с ним разбирательство. Не забывайте благодарить за вопросы и комментарии, отвечая кратко, с юмором, переадресовав его вопросы аудитории.

Властный. Его выдает внешность – такая категория слушателей предпочитает классические костюмы. Людям этого типа нравится находиться на передних либо задних рядах. Проявляется фразами и «Ну, посмотрим, что тут нам расскажут», «Кто может вас порекомендовать?» и прочее.

Разговорчивый. Такие слушатели позитивно относятся к происходящему. Располагаются в первых рядах с готовностью к сотрудничеству. Им не нужно грубить, лучше мягко намекнуть на регламент мероприятия. Можно давать короткие ответы либо пообещать продолжить общение в перерыве.

Творческий. Располагается сзади либо сбоку, где ему спокойно и безопасно. Он любит сидеть возле окна, рисует на бумаге узоры, смотрит по сторонам, а вопросы задает причудливые и даже на отвлеченные темы. Складывается ощущение, что он вовсе не слушает, а думает о своем. Включите внимание такого собеседника, в том числе за счет примеров или интересных слайдов. Желательно обращаться к слушателю по имени, если его знаете.

  • 1 совет. Выступайте как можно чаще.
  • 2 совет. Учитесь у мастеров. Знакомьтесь с записями мастеров, посещайте выступления, мастер-классы, анализируйте успешные жесты, слова и прочее.
  • 3 совет. Посещайте собрания людей, занимающихся публичными выступлениями.

Примеры искусных публичных выступлений из фильмов

1) Общество мертвых поэтов (1989), США

В ролях: Робин Уильямс, Робен Шон Леонард, Итан Хоук, Джош Чарльз, Гейл Хэнсен.

Жанр: драма.

О чем фильм: Джон Китинг стал новым преподавателем английской словесности. Он отличается от большинства преподавателей легкостью общения, пренебрежением к действующей программе обучения, эксцентричным поведением. Однажды он рассказывает подопечным про Общество мёртвых поэтов. Каждый ученик стремится обрести свой голос в окружающем безликом мире, выходя за рамки скучной школьной ограды.

2) Адвокат дьявола (1997), США, Германия

В ролях: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон, Джеффри Джонс, Джудит Айви.

Жанр: триллер, драма, детектив.

О чем фильм: Один из фильмов, после которых обязательно остается неизгладимое впечатление. Фильм знакомит с обилием достойных речей, ярких выступлений. Главное оружие героев картины – искусное ораторское мастерство.

3) У зеркала два лица (1996), США

В ролях: Барбра Стрейзн, Джефф Бриджес, Лоран Бэкол, Лдордж Сигал, Мими Роджерс.

Жанр: драма, мелодрама, комедия.

О чем фильм: Один из настоящих шедевров Голливуда. Практически каждое выражение этого шедевра стало крылатой фразой. В главной роли – скучный преподаватель математики, у которого никогда не складывались отношения с дамами. Вскоре его знакомство со скромной коллегой переходит к браку. Женщина не удовлетворена своей личной жизнью и начинает эксперимент – когда муж отправляется на лекцию, супруга начинает активно ухаживать за собой, становясь роскошной красавицей.

4) Большие спорщики (2007), США

В ролях: Дензел Вашингтон, Дензел Уитакер, Нейт Паркер, Джерни Смоллетт, Форест Уитакер.

Жанр: драма, биография.

О чем фильм: Фильм посвящен ораторскому искусству с мощным психологическим уклоном. По сценарию рассматриваются многочисленные приемы, стратегии, факты – каждый оратор почерпнет из картины множество нового и интересного. Главный герой картины – упорный учитель, который из небольшой группы учеников подготовил элитную команду для студенческих дебатов, конкурируя в в красноречии с лучшими спорщиками из Гарварда.

5) Король говорит (2010), Великобритания

В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Тимоти Сполл.

Жанр: драма, биография, история.

О чем фильм: Каждому известно выражение – «слово может убить, унизить и оскорбить». Но на самом деле слово способно и воскрешать, и побеждать. Этот фильм лишний раз напоминает о силе могучего слова, рассказывая о многочисленных примерах публичных выступлений, как познать себя и обрести уверенность.

Особенности публичного выступления

Елена Вос ,

бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды)

Важное значение во время публичного выступления отводится мышцам ног. Опирайтесь на полную ступню для создания подходящей осанки, чтобы наладить четкое дыхание и эффективную работу сердца.

Выпрямьтесь во весь рост, немного откиньте голову для лучшего контроля голосового аппарата. Во время выступления избегайте зажатого дыхания, напряженной нижней челюсти, вытянутой шеи, прочих телесных перегрузок – всё это мешает голосу. Постарайтесь набрать в легкие побольше воздуха для эффективного контроля голоса.

Если перед выступлением волнуетесь, можно походить. Известно, что ходьба способствует успокоению, поддержанию работы головного аппарата, сердца.

Также необходимо учитывать, что громкость издаваемых звуков зависит от объема воздуха в легких. При выступлении перед публикой с помощью микрофона не говорите громко. В противном случае нарушится качество передачи звука. Также необходимо учитывать – чем голос ниже, тем меньше будет искажаться из-за влияния усилительных приборов.

Чтобы привлечь внимание, подобно выражению искренней симпатии, нужно говорить немного тише, а слова, на которые приходится акцент, произносить нужно на полдецибела выше.

Какие приемы можно использовать в публичном выступлении

1-й прием – открытые вопросы. Закрытые и альтернативные вопросы имеют серьезное ограничение – высока вероятность ответа, не соответствующего вашим ожиданиям. Поэтому открытые вопросы являются более безопасными, ведь противоположная сторона должна сама раскрывать суть позиции, найти доказательства и аргументова. При открытом вопросе предполагается развернутый ответ, что может привести к раздражению аудитории относительно вашего «оппонента».

2-й прием – фокусированное перефразирование. Возможность продемонстрировать – вопрос услышали и поняли, управлять разговором, фиксировать внимание на необходимых акцентах и расставлять необходимые акценты. Спикер в этом случае излагает высказывание оппонента своими словами, с некоторой выгодной для себя, задавая вопрос для подтверждения.

3-й прием – формулировки начала ответа на вопрос. Воспользоваться можно фразами

  • Спасибо за ваш острый вопрос!
  • Спасибо за вопрос!
  • Правильно ли я вас понимаю…

4-й прием – формулировки на сложные вопросы. Можно воспользоваться фразами:

  • Проблема, о которой вы говорите…
  • Чтобы разобраться в этом вопросе…
  • Должен признаться, что вы помогли мне переосмыслить подходы к…

5-й прием – формулировки завершения ответа на вопрос. Основываться можно на таких фразах:

  • Спасибо за ваши вопросы!
  • Ваши вопросы были (по существу, содержательными и пр.).
  • Уверен, что ответил на все ваши вопросы.

Как побороть страх перед публичным выступлением

  1. Быстрые движения челюстью вперед-назад – для расслабления лицевых нервов.
  2. Энергично мотаем кистями, разминаем ладони, шевелим пальцами – для снятия парализующего эффекта волнения, а также стимулирования речевого аппарата и скорости питания реакции, улучшения красноречия.
  3. Энергично пройдитесь, машите руками. Физическая активность будет способствовать избавлению от нервного напряжения.
  4. Движения в спокойном ритме. Руки вытягиваем вверх, не отрывая пятки от пола, потянитесь, бросьте тело вниз, встряхните руками.
  5. Сделайте упражнение «Дыхание квадратом» – вдох через нос, выдерживается пауза, а потом выдыхаем и вновь выдерживаем паузу.
  6. Упражнение «Дыхание на счет» – вдох носом на раз-два, а выдох делаем на 3-4-5-6 через нос. Выдерживаем паузу. Затем увеличиваем продолжительность вдохов и выдохов.
  7. Упражнение «Выдох через рот» – вдох делается носом на 1-2-3, выдох ртом – на 5-6-7-8-9-10-11-12 (пять-семь вдохов и выдохов). Чем сильнее выдох, тем более мелодично, сильно и непрерывно удастся говорить. Выдыхать важно медленнее обычного.
  8. Если дыхание перехватило, нужно делать несколько вдохов, на выдохе произнося любые слова с гласной «у».

19 методов борьбы с внезапно нахлынувшим страхом

Главная причина страха - недостаток информации. Мы боимся непонятного или незнакомого. Проявляться страх может в неожиданных формах. Например, изобретатель Никола Тесла боялся микробов, поэтому предпочитал не касаться людей, предметов и постоянно мыл руки. Подобные страхи мешают общаться с людьми, жить полноценной жизнью.

В статье электронного журнале «Коммерческий директор» шесть ваших коллег поделились своим опытом борьбы со страхом.

Как еще можно побороть страх публичного выступления

Евгений Димитко ,

заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва

Публичное выступление характеризуется негативной психологической окраской, из-за чего постоянно откладывается необходимая подготовка. Что предпринять для исправления ситуации?

Несомненно, можно думать о худшем развитии ситуации, возможном невыполнении плана продаж и прочем, но сложно считать негатив достойным значительных переживаний. Лучше представлять позитив – после выступления «заключили контракт», «решили еще одну профессиональную задачу». Любые позитивные мотивы способствуют борьбе со страхом, эмоционально приближая событие.

Какой голос люди считают приятным

Тон. Для большинства людей неприятен высокий голос, больше нравится низкий.

Слышимость. Задача оратора – равномерное распространение голоса обычной громкости.

10 типичных ошибок публичного выступления

Первая ошибка – несоответствие настроя и речи. Если содержание выступления не соответствует тону речи, языку тела и осанке, публика обязательно это заметит.

Вторая ошибка – чрезмерные оправдания. Публике без разницы, волнуетесь ли вы, как долго готовили доклад, имеется ли опыт выступлений. Поэтому не нужно оправдывать себя перед слушателями. На первое место нужно сразу ставить мысли, чувства аудитории и желания слушателей – информируя, развлекая и мотивируя собравшихся.

Третья ошибка – чрезмерные извинения. Начинающим ораторам нравится постоянно извиняться, пытаясь себя оправдать за плохое качество доклада. Извиняться нужно только за одно – за свои постоянные извинения. Поэтому лучше от них отказаться.

Четвертая ошибка – выступающий не следит за бровями и глазами. Большинству новичков только кажется, что способны полностью управлять своей мимикой. Сложно управлять лицевыми мышцами без тренировки,

Пятая ошибка – неправильный подбор слов. Отдельные слова мы понимаем раньше, чем предложение целиком. Поэтому быстрее реагируем на отдельные слова, чем на предложения.

Шестая ошибка – отсутствие юмора в речи. Не будьте занудой с монотонным выступлением, дополните речь оригинальностью.

Седьмая ошибка – демонстрация всезнайства.

Восьмая ошибка – суетливость. Чтобы избежать излишней суетливости, найдите себе подходящее место для выступления, займите позицию, «пустите корни». Главное – наличие зрительного контакта со всеми слушателями. Но не «окапывайтесь» на одном месте. Если оратор постоянно прячется за кафедрой, выходя лишь в конце выступления – это тоже плохой вариант. Поэтому перемещаться нужно, но осознанно, с контролем пространства.

Девятая ошибка – монотонность выступления, всегда скучный и однотипный голос.

Десятая ошибка – тараторить без пауз.

Информация об экспертах

Леонид Смехов , преподаватель в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, автор курса «Коммуникации бизнес-лидера» на очно-дистанционной программе Integrated MBA (iMBA), телеведущий, управляющий партнер тренинг-центра «Коммуникатор». Автор и ведущий тренингов по ораторскому искусству, публичной речи и бизнес-коммуникации, автор книги «Популярная риторика», а также ряда научных и публицистических статей по различным аспектам коммуникации.

Евгений Димитко, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва. Окончил Уральскую государственную медицинскую академию и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, получил дополнительное образование по программе Нидерландского института маркетинга (NIMA). Имеет 18‑летний опыт работы в сфере продаж и маркетинга. Ведущий эксперт-преподаватель программ МВА в НИУ ВШЭ и Европейской сертификации маркетологов Нидерландского института маркетинга.

«Алкой» - производственная группа компаний. Создана в 1997 году. Выпускает продукцию по более чем 80 позициям: лекарственные средства, нутрицевтики, лечебную и детскую косметику. Среди клиентов: «Ашан», «Детский мир», «Кораблик», «Магнит», аптечные сети «А5», «АСНА», «Имплозия», «Ригла». Подписчик журнала «Коммерческий директор» с 2010 года. Официальный сайт - www.alkoy.ru

Александр Яныхбаш , бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва. Окончил Государственный академический университет гуманитарных наук (по специальности «психология»). Проводит мастер-классы и тренинги, посвященные публичным выступлениям и созданию слайдовых презентаций; автор книги «101 совет по тайм-менеджменту» (М.: Альпина Паблишер, 2012).

ООО «Ораторика Групп». Сфера деятельности: организация и проведение тренингов по развитию навыков коммуникации (публичные выступления, деловые переговоры и др.), управлению проектами и формированию лидерской стратегии. Основные клиенты: Сбербанк России, компании «Вымпелком», «Рольф», Adobe, Apple, Autodesk, Castorama, Graphisoft, Ipsen, Merck, Qiwi, Tele2
Количество тренингов: более 200 (свыше 3,5 тыс. слушателей; в 2012 году).

Елена Вос, бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды). В 1995 году окончила Московский экономико-статистический институт, в 2004-м – Университет Гронингена (Нидерланды) по специальности «менеджмент, экономика и право». 12 лет профессионально занимается этикетом и имиджмейкингом. Проводит индивидуальные консультации по созданию корпоративного и личного имиджа, семинары по бизнес-этикету, организует протокольные банкеты. Участвовала в разработке корпоративного стиля представительств зарубежных компаний (в том числе в России). Как бизнес-тренер организовала тематический курс и мастер-класс «Первое впечатление на миллион».

Success . Сфера деятельности: корпоративное обучение, проведение бизнес-тренингов, семинаров, консалтинговые услуги (разработка фирменного стиля, консультации по вопросам современного делового этикета и др.).
Форма организации: международная компания.

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

4) внезапно задать вопрос аудитории;

5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;

6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;

7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;

8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:

1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;

2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;

3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;

4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.

В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.

Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.

Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.

Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.

Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.

Loading...Loading...