Правильная схема теплоснабжения частного дома - разработка и утверждение

В начальной стадии развития централизованного теплоснабжения им были охвачены только существующие капитальные и отдельно строящиеся здания в зонах действия источника тепла. Подача тепла потребителям осуществлялась через тепловые вводы предусматриваемые в помещениях домовых котельных. В дальнейшем с развитием централизованного теплоснабжения особенно в районах нового строительства резко возросло количество абонентов присоединяемых к одному источнику тепла. Появилось значительное количество как ЦТП так и МТП у одного источника тепла в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ИХ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Тепловые сети от источника до потребителя в зависимости от назначения делятся на участки, называемые: магистральными, распределительными (крупные ответвления) и ответвления к зданиям. Задачей централизованного теплоснабжения является максимальное удовлетворение тепловой энергией всех нужд потребителей, включая отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды. При этом учитывается одновременное действие устройств с требуемыми различными параметрами теплоносителя. В связи с увеличением радиуса действия и количества обслуживаемых абонентов возникают новые, более сложные задачи по обеспечению потребителей теплоносителем необходимого качества и заданных параметров. Решение этих задач приводит к постоянному совершенствованию схемы теплоснабжения, тепловых вводов в здания и конструкций тепловых сетей.

В начальной стадии развития централизованного теплоснабжения им были охвачены только существующие капитальные и отдельно строящиеся здания в зонах действия источника тепла. Подача тепла потребителям осуществлялась через тепловые вводы, предусматриваемые в помещениях домовых котельных. Эти котельные были расположены, как правило, непосредственно в отапливаемых зданиях или рядом с ними. Такие тепловые вводы стали называть местными (индивидуальными) тепловыми пунктами (МТП). В дальнейшем с развитием централизованного теплоснабжения, особенно в районах нового строительства, резко возросло количество абонентов, присоединяемых к одному источнику тепла. Возникли сложности в обеспечении некоторых потребителей заданным количеством теплоносителя. Тепловые сети становились неуправляемыми. Для устранения трудностей, связанных с регулированием режима работы тепловых сетей, в этих районах на группу зданий были созданы центральные тепловые пункты (ЦТП), расположенные в отдельно стоящих сооружениях. Размещение ЦТП в отдельных сооружениях было вызвано необходимостью устранения в зданиях шума, возникающего при работе насосных установок, особенно в зданиях массового строительства (блочных и панельных).

Наличие ЦТП в системах централизованного теплоснабжения крупных объектов в какой-то мере упростило регулирование, но полностью не решило поставленной задачи. Появилось значительное количество как ЦТП, так и МТП у одного источника тепла, в связи с чем осложнилось регулирование отпуска тепла системой. К тому же создание ЦТП в районах старой застройки практически не представлялось возможным. Таким образом, находятся в эксплуатации МТП и ЦТП.

Технико-экономическое сравнение показывает, что эти схемы примерно равноценны. Недостаток схемы с МТП — большое количество водоподогрева- телей, в схеме с ЦТП — перерасход дефицитных оцинкованных труб для горячего водоснабжения и частая их замена из-за отсутствия надежных способов защиты от коррозии.

Следует отметить, что с увеличением мощности ЦТП экономичность этой схемы повышается. ЦТП обеспечивает в среднем только по девять зданий. Однако увеличение мощности ЦТП не решает проблему защиты трубопроводов горячего водоснабжения от коррозии.

В связи с разработкой в последнее время новых схем абонентских вводов и изготовлением бесшумных бесфундаментных насосов стало возможным централизованное теплоснабжение зданий через МТП. Управляемость протяженных и разветвленных тепловых сетей при этом достигается путем обеспечения в отдельных секциях стабильного гидравлического режима. Для этой цели на крупных ответвлениях предусматривают контрольно-распределительные пункты (КРП), которые оснащают необходимым оборудованием и контрольно-измерительными приборами.

Схемы тепловых сетей . В городах тепловые сети выполняют по следующим схемам: тупиковой (радиальной)—как правило, при наличии одного источника тепла, кольцевой—при наличии нескольких источников тепла и смешанной.

Тупиковая схема (рис,а) характеризуется тем, что по мере удаления от источника тепла постепенно снижается тепловая нагрузка и соответственно уменьшаются диаметры трубопроводов 1, упрощаются конструкция, состав сооружений и оборудование на тепловых сетях. Для повышения надежности обеспечения потребителей 2 тепловой энергией между смежными магистралями устраивают перемычки 3, которые позволяют при аварии какой-либо магистрали переключать подачу тепловой энергии. Согласно нормам проектирования тепловых сетей, устройство перемычек обязательно, если мощность магистралей 350 МВт и более. Наличие перемычек частично исключает основной недостаток этой схемы и создает возможность бесперебойного снабжения теплом в количестве не менее 70% расчетного расхода.

Перемычки предусматривают также и между тупиковыми схемами при теплоснабжении района от нескольких источников тепла: ТЭЦ, районных и квартальных котельных 4. В таких случаях наряду с повышением надежности теплоснабжения появляется возможность в летний период с помощью одной или двух котельных, работающих на нормальном режиме, отключать несколько котельных, работающих с минимальной нагрузкой. При этом наряду с повышением КПД котельных создаются условия для своевременного проведения профилактического и капитального ремонтов отдельных участков тепловой сети и собственно котельных. На крупных ответвлениях (рис.

  1. 1, а) предусмотрены контрольно-распределительные пункты 5.

Кольцевая схема (рис. б) применяется в крупных городах и для теплоснабжения предприятий, не допускающих перерыва в подаче тепла. Она имеет существенное преимущество по сравнению с тупиковой—несколько источников повышают надежность теплоснабжения, при этом необходима меньшая суммарная резервная мощность котельного оборудования. Увеличение стоимости, связанное с сооружением кольцевой магистрали, приводит к снижению капитальных затрат на строительство источников тёпла. Кольцевая магистраль 1 (рис.,б) снабжается теплом от четырех ТЭЦ. Потребители 2 получают тепло от центральных тепловых пунктов 6, присоединенных к кольцевой магистрали по тупиковой схеме. На крупных ответвлениях предусмотрены контрольно-распределительные пункты 5. Промышленные предприятия 7 также присоединены по тупиковой схеме через КРП.

Рис. Схемы тепловых сетей

а — тупиковая радиальная; б — кольцевая

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

229. СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ РАМ 10.96 KB
Рамные конструкции СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ РАМ Рамы представляют собой плоские конструкции состоящие из прямолинейных ломаных или криволинейных пролетных элементов называемых ригелями рамы и жестко связанных с ними вертикальных или наклонных элементов называемых стойками рамы. Такие рамы целесообразно проектировать при пролетах более 60 м однако они могут успешно конкурировать с фермами и балками при пролетах 24 60 м. В статическом отношении рамы могут быть трехшарнирными двухшарнирными и бесшарнирными рис. Трехшарнирные...
2261. КОНСТРУКТИВНЫЕ И СИЛОВЫЕ СХЕМЫ НАЗЕМНЫХ ГТД 908.48 KB
Одновальные ГТД Одновальная схема является классической для наземных ГТД и применяется во всем диапазоне мощности от 30 кВт до 350 МВт. По одновальной схеме могут быть выполнены ГТД простого и сложного циклов в том числе и парогазовые установки ПГУ. Конструктивно одновальный наземный ГТД аналогичен одновальным авиационным ТВД и вертолетным ГТД и включает компрессор КС и турбину рис.
230. СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ АРОК 9.55 KB
По статической схеме арки подразделяют на трехшарнирные двухшарнирные и бесшарнирные рис. Двухшарнирные арки менее чувствительны к температурным и деформационным воздействиям чем бесшарнирные и обладают большей жесткостью чем трехшарнирные арки. Двухшарнирные арки достаточно экономичны по расходу материала просты в изготовлении и монтаже и благодаря этим качествам находят преимущественное применение в зданиях и сооружениях. В арках загруженных равномерно распределенной...
12706. Разработка системы теплоснабжения жилого микрорайона в г.Москве, обеспечивающая бесперебойную подачу тепла всем объектам 390.97 KB
Исходные данные для проектирования. Расчет компенсаторов для главной магистрали. Промышленные предприятия получают пар для технологических нужд и горячую воду как для технологии так и для отопления и вентиляции. Производства тепла для промышленных предприятий требует больших затрат топлива...
12155. Модель определения оптимальных вариантов согласованной тарифной политики электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и отведения загрязненных вод на долгосрочных производственных периодах 16.98 KB
Построена модель предназначенная для определения оптимальных вариантов распределения ограниченных объемов электрической и тепловой энергии водных ресурсов и такого распределения квот на отведение загрязненных вод при котором сбросы загрязненных вод в поверхностные водные объекты ограничены величиной ассимиляционного потенциала этих водных объектов. На основе этой модели разработана модель определения оптимальных вариантов согласованной тарифной политики электроснабжения теплоснабжения водоснабжения и отведения загрязненных вод....
14723. Конструктивные системы многоэтажных зданий 66.8 KB
Архитектурные конструкции многоэтажных зданий Общие требования предъявляемые к многоэтажным зданиям Многоэтажные жилые здания – жилые здания от 6 до9 этажей; здания повышенной этажности – от 10 до 25 этажей. По требованию к необходимому минимальному количеству лифтов в зависимости от этажности: Здания 6 – 9 этажей требуют наличия 1 лифта; здания 10 – 19 этажей. 2 лифтов; здания 20 – 25 этажей. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2009 № 384ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и...
2375. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1.05 MB
Определенные особенности связаны лишь с устройством слоев непосредственно контактирующих с прослойкой и введением дополнительной операции по укладке геосетки. Последняя операция ввиду технологичности геосетки удобной формой их поставки не сдерживает строительный поток. В связи с этим принимаемая длина захватки не связана обычно с укладкой геосетки но желательно соблюдать кратность длины захватки длине материала в рулоне. Армирование асфальтобетонных покрытий рекомендуется производить путем устройства прослойки из геосетки ССНПХАЙВЕЙ...
2191. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ 1.05 MB
Опоры воздушных линий связи должны обладать достаточной механической прочностью сравнительно продолжительным сроком службы быть относительно легкими транспортабельными и экономичными. До последнего времени на воздушных линиях связи применялись опоры из деревянных столбов. Затем начали широко применяться железобетонные опоры.
6666. Аналоговые схемы на ОУ 224.41 KB
При анализе аналоговых схем ОУ представляется идеальным усилителем, имеющим бесконечно большие значения входного сопротивления и коэффициента усиления, а выходное сопротивление - нулевое. Основным преимуществом аналоговых устройств
6658. Схемы замещения биполярного транзистора 21.24 KB
Схемы замещения биполярного транзистора При расчетах электрических цепей с транзисторами реальный прибор заменяется схемой замещения которая может быть либо бесструктурной либо структурной. Поскольку электрический режим биполярного транзистора в схеме ОЭ определяется входным током...

С.А. Матченко , генеральный директор, ООО «Объединение энергоменеджмента» (группа компаний «ЯНЭНЕРГО»), г. Санкт-Петербург

В советское время развитие территорий осуществлялось системно, и разработкой схем теплоснабжения поселений занимались большие проектные институты. Дальнейшее развитие отрасли теплоснабжения происходило уже хаотично. Навести хотя бы некоторый порядок в данной области был призван Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дал новый импульс развитию схем теплоснабжения.

Схема теплоснабжения поселения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения и направления развития на длительную перспективу (минимум на 15 лет).

По оценке некоммерческого партнерства «Энергоэффективный город», в 83 субъектах РФ имеется 517 городских округов и 20544 городских и сельских поселения, итого - 21 061 муниципальное образование, в которых по закону «О теплоснабжении» должны быть разработаны и утверждены схемы теплоснабжения.

Утверждение указанных схем входит в компетенцию:

  • Минэнерго России - для крупных городов с численностью населения от 500 тыс. чел. и более;
  • органов местного самоуправления - для поселений с численностью населения менее 500 тыс. чел.

По данным некоммерческого партнерства «Энергоэффективный город», по состоянию на август 2013 г. из 36 крупных городов в Минэнерго направлены 3 схемы теплоснабжения - Новосибирска, Иркутска и Нижнего Новгорода. Из них, Минэнерго России рассмотрена и утверждена приказом № 2 от 14 января 2013 г. всего одна схема теплоснабжения - города Новосибирска, а по двум другим выданы замечания.

Чем же вызвана такая «вялотекущая» ситуация? Как это часто бывает, исполнение закона тормозится поздним выходом подзаконных актов к нему. Так, постановление Правительства РФ № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» было подписано лишь 22 февраля 2012 г., в то время как утверждение схем теплоснабжения согласно требований закона должно было быть выполнено до 31 декабря 2011 г. Методические указания по разработке схем теплоснабжения появились еще позже: совместный приказ Минэнерго России и Минрегиона подписан 29 декабря 2012 г.

Однако, помимо задержки с изданием нормативной и методической базы, есть еще несколько факторов, сдерживающих процесс разработки и утверждения схем теплоснабжения. Муниципальные власти недопонимают важность системного подхода к развитию теплоснабжения, не желают (или не имеют возможности) тратить средства на разработку схем теплоснабжения. Часто, экономя несколько сотен тысяч рублей на разработку схемы теплоснабжения, администрации поселений по факту теряют десятки и даже сотни миллионов рублей из-за принятия неэффективных решений в области теплоснабжения. Далеко не всегда нерациональные траты связаны с какой-то заинтересованностью, хотя и это имеет место быть: показателен случай с «трубным делом» в Санкт-Петербурге, когда в городе в качестве тепловых сетей были проложены около 600 километров восстановленных газовых труб, и бюджету был нанесен ущерб около 3 млрд руб. На опыте разработки более чем 60 схем теплоснабжения городов и сельских поселений, мы видим, что развитие коммунального теплоснабжения часто происходит без какого-то злого умысла, а просто бессистемно.

Первая реакция заказчиков (администрации городских и сельских поселений, городских округов) на необходимость разработки схемы теплоснабжения обычно бывает скептическая или даже негативная. Эта работа воспринимается как некая навязанная государством обязанность, очередная бессмысленная кампания вроде энергоаудита - результаты которого кладут на полку и забывают про него на 5 лет, в 90% случаев вообще не пытаясь что-то сделать.

Примерно об этом же говорил министр регионального развития И. Слюняев на Госсовете по вопросам ЖКХ, который прошел в Кремле 31 мая 2013 года. В частности, министр регионального развития отметил следующее: «...По данным нашего мониторинга, схем теплоснабжения мы утвердили всего 644. Зачастую эта работа выполняется формально и с существенным отставанием от сроков. Большинство органов местного самоуправления не понимает значимости программ комплексного развития и не рассматривает их как реальный инструмент управления системами жизнеобеспечения. Что в результате? Отсутствие разумного распределения инвестиционных потоков на модернизацию коммунальной инфраструктуры, отсутствие экономически обоснованных тарифов, в том числе тарифов на подключение новых объектов, нерешенность проблем с оформлением прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства и земельные участки под ними. Как итог - существенные инвестиции в сферу ЖКХ так и не пришли».

Практика разработки схем теплоснабжения

Так что же дает заказчикам схема теплоснабжения? Приведем несколько примеров из своей практики по разработке схем теплоснабжения относительно «малых» поселений.

Пример №1. В городе численностью около 60 тыс. чел. осуществлена замена 12 устаревших угольных котельных на газовые. Казалось бы: все замечательно, оборудование котельных - современное и энергоэффективное, в результате чего должна быть достигнута приличная экономия. По телевизору красиво отрапортовали о новеньких построенных котельных, торжественно перерезали ленточки. На реконструкцию котельных из средств краевого бюджета было направлено несколько сотен миллионов рублей, плюс для потребителей тепловой энергии на 5 лет установлена инвестиционная надбавка к тарифу на тепловую энергию - до 760 руб. за 1 Гкал. В ходе разработки схемы теплоснабжения выясняется, что от строительства нескольких новых котельных можно было вообще отказаться, т.к. существует достаточный резерв мощности других котельных, расположенных в непосредственной близости от реконструируемых. То есть, бюджетные средства и деньги потребителей частично были использованы нерационально! А все потому, что сначала провели реконструкцию котельных, и лишь потом задумались над целесообразностью этой работы.

Пример №2. В небольшом сельском поселении численностью 3 тыс. человек произведена замена почти всех тепловых сетей за счет субсидий областного бюджета. Однако, территория поселения «вытянутая» в длину, и потребители тепловой энергии размещены так, что реконструкции длинного участка ветхой теплотрассы можно было избежать, установив взамен этого маломощную локальную котельную рядом с потребителями, что было бы дешевле перекладки большого участка сетей и позволило в будущем снизить величину потерь в тепловых сетях.

Именно поэтому выделение федеральных и региональных денег местным бюджетам сейчас увязано на утверждение ими схем теплоснабжения. На проходившем в апреле 2013 г. совещания в Минрегионразвития, в котором принимали участие ведущие разработчики схем теплоснабжения, было четко заявлено: нет схемы теплоснабжения - не будет и финансирования вышестоящими бюджетами (выделения средств на программы газификации, капитального ремонта жилищного фонда, строительство и реконструкцию объектов коммунальной энергетики). Таким образом, даже при отсутствии штрафных санкций в законе «О теплоснабжении» за отсутствие схемы теплоснабжения, у муниципалитетов появляются весомые стимулы для исполнения закона.

Впрочем, по мере получения готовых результатов работы, мы наблюдаем, что отношение заказчиков к схеме теплоснабжения часто меняется в лучшую сторону. Когда разработчику схемы теплоснабжения удается найти решение какой-то проблемы, и еще показать, как заказчик может при этом сэкономить - такая работа заказчикам нравится!

Пример №3. Жители одного из домов в сельском поселении жалуются на недотоп. При анализе ситуации нас удивило то, что в многоквартирном доме, в котором проживает 36 человек, диаметр подающего трубопровода теплотрассы равен всего 20 мм, что приводит к проблемам с теплоснабжением данного дома. Это хорошо видно в электронной модели на пьезометрических графиках, подготовленных в программно-расчетном комплексе российского разработчика (рис. 1).

Рис. 1. Фактический пьезометрический график

Как видно из пьезометрического графика, пропускная способность трубопроводов, расположенных непосредственно перед потребителем, недостаточна для нормального функционирования системы: об этом свидетельствует пересечение линий, показывающих напор в подающем (красная линия) и обратном (синяя линия) трубопроводах.

С подобной разрегулированностью гидравлики тепловых сетей, неоптимально подобранными диаметрами трубопроводов в ходе разработки схем теплоснабжения мы сталкиваемся достаточно часто. Собственно, в данном случае все было понятно и без электронной модели. Однако, программно-расчетный комплекс интересен тем, что позволяет провести моделирование ряда ситуаций по принципу «а что будет, если...». Допустим, мы в приведенном выше примере № 3 увеличиваем диаметр подающего трубопровода с 20 до 32 мм.

Как видно на рис. 2, при моделировании увеличения диаметра трубопровода до 32 мм напор будет достаточен для нормального теплоснабжения абонента. На таком простом примере наглядно видно, как электронная модель системы теплоснабжения позволяет помогать в принятии решений, влияющих на качество теплоснабжения абонентов.


Рис. 2. Моделирование увеличения диаметра подающего трубопровода на том же участке сети

Пример № 4. В ходе разработки электронной модели схемы теплоснабжения городского поселения численностью 4 тыс. человек разработчиком были обнаружены недостаточные диаметры на ответвлениях к потребителям, что не позволяло передать абонентам необходимый объем тепловой энергии (на рис. 3 видно, что линии напора в подающем и обратном трубопроводах сходятся).

В данном случае, нами был предложен вариант создания перемычки на трубопроводе, что хотя бы временно позволяет решить проблему (до момента завершения постройки новой котельной, после ее ввода в эксплуатацию проблема будет устранена полностью).


Рис. 3. Пьезометрический график до удаленного потребителя

Пример № 5. Администрация сельского поселения планировала подключить строящийся коттеджный поселок к существующей в поселке котельной, для этого требовалось строительство новой теплотрассы около 2,2 км диаметром 100 мм. Для застройщика коттеджного поселка такой вариант был весьма интересен, но поскольку работу планировалось осуществить частично за счет средств местного бюджета, то встал вопрос целесообразности такого строительства. С учетом стоимости проектирования и прокладки теплотрассы, а также принимая в расчет величину потерь в сети, нами было просчитано, что данный вариант является экономически нецелесообразным. Взамен этого, в схеме теплоснабжения был предложен вариант, в котором тепловые нагрузки в новой зоне застройки (коттеджный поселок) покрываются за счет автономных источников теплоснабжения. Следует отметить, что мы наблюдаем рост популярности строительства автономных источников теплоснабжения - крышных котельных на новых многоэтажных домах, пристроенных модульных котельных к существующим жилым домам, и даже устройство поквартирного отопления. Для больших схем теплоснабжения это скорее плохо, но здесь нет какого-то одного универсального решения, и в каждом конкретном случае необходимо просчитывать - эффективен такой вариант или нет. При малой плотности застройки, при малых подключенных нагрузках, а также при существенной длине и малых диаметрах теплотрасс, вариант с индивидуальными источниками теплоснабжения может быть вполне оправдан.

Пример № 6. В городском поселении численностью около 9 тыс. чел. около трети жильцов жаловалась на качество теплоснабжения (регулярные недотопы). Доходило до того, что недовольные абоненты самовольно (!) осуществляли вмешательство в общедомовые системы - вскрывали подвалы, несанкционированно снимали либо растачивали установленные шайбы, пытаясь таким образом повысить температуру в своих квартирах. Это приводило к еще большей разрегулированности системы отопления. Нас удивил тот факт, что даже полиция в данной ситуации была бессильна. Администрация поселения, понимая наличие проблемы, заказала у сторонней организации гидравлический расчет и наладку тепловой сети. Выполненные гидравлические расчеты показали, что при переводе центральной котельной с температурного графика 95/70 на температурный график 115/70, проблема будет решена, что и было рекомендовано к исполнению. Однако смена температурного графика потребовала бы установки индивидуальных тепловых пунктов у каждого абонента (жилого дома или административного здания), либо квартальных центральных тепловых пунктов, что не было учтено в выданных рекомендациях. При разработке схемы теплоснабжения, нами было просчитано, что предложенный наладочной организацией вариант оценивается примерно в 52 млн руб. Мы нашли существенно менее затратное решение, а именно - предложили без изменения температурного графика осуществить установку повысительной насосной станции на обратной линии магистрального трубопровода в специально подобранном месте (поскольку статический напор и так был достаточно высоким). Затраты по такому варианту оцениваются всего в 1,5-2 млн руб., соответственно - экономия заказчика при реализации предложенного нами решения по сравнению с переходом на повышенный температурный график будет более 50 млн рублей. Для справки: стоимость разработки схемы теплоснабжения составила всего 600 тыс. руб.

На рис. 4 представлен расчетный пьезометрический график при реализации предложенного нами варианта (видна «ступенька» вниз на графике обратного трубопровода в правом нижнем углу).


Рис. 4. Моделирование установки повысительного насоса на обратном трубопроводе

Проблемы при разработке схем теплоснабжения

1. Демпинг на рынке госзаказа приводит к снижению качества работ и к обесцениванию самой идеи разработки схем теплоснабжения. О несовершенстве существующей системы госзакупок (Федеральный закон № 94-ФЗ) говорилось уже много. При запросе котировок или в электронном аукционе выигрывает тот участник, который предложит самую низкую цену. Чаще всего - это компании без опыта работы в данной сфере, у которых нет ни программного обеспечения для разработки электронных моделей, ни квалифицированных специалистов (впрочем, следует признать, что кто-то из этих специалистов все же обладает достаточной квалификацией для нажимания на кнопку «понизить цену» в электронном аукционе). Лишь полное безразличие муниципальных заказчиков к результату работы позволяет таким компаниям не попадать в список недобросовестных поставщиков. Часто мы наблюдаем ситуацию, когда к нам обращаются с просьбой выступить в качестве субподрядчиков «победители» аукционов, которые вообще слабо понимают, что такое схема теплоснабжения. То есть - недобросовестные компании выигрывают за счет понижения цены электронный аукцион (особенно это характерно для площадки «Сбербанк-АСТ»), а потом начинают предлагать добросовестным исполнителям выполнить эту работу за полцены уже от своего демпингового предложения. Соответственно, на исполнение самой работы почти не остается денег, и сделать работу качественно - невозможно. В отличие от электронных аукционов, в открытых конкурсах заказчики имеют возможность учесть квалификацию исполнителя (опыт работ, наличие лицензионных программ, специалистов и т.п.), поэтому мы говорим тем заказчикам, которые обращаются к нам с просьбой разработать схему: хотите «провалить» выполнение работы - выставляйте ее на электронный аукцион. Да, эта форма закупки намного проще, чем конкурс (не надо устраивать процедуру вскрытия конвертов, оценку и сопоставление заявок, рисковать столкнуться с претензиями участников размещения заказа и т.п.), но специфика исполнения схем теплоснабжения такова, что результат работы по аукциону -увы, тоже будет намного «проще».

Новый федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе», теоретически, должен улучшить процесс государственных и муниципальных закупок. Однако новый закон вступает в силу лишь с 2014 г., и к этому времени большинство схем теплоснабжения уже будут утверждены. А ведь тщательная проработка перспективы развития схемы теплоснабжения на 15 лет не может быть выполнена за те же деньги, что и работа «для отписки». Средняя обоснованная стоимость разработки схемы теплоснабжения составляет 50-60 руб. за 1 жителя (разброс цен - 10...140 руб.). То есть, для поселений численностью 10 тыс. чел. стоимость качественной работы должна составлять около 500 тыс. руб., для города численностью 200 тыс. чел. - 10 млн руб. Для малых поселений численностью до 5 тыс. чел., разработка минимально достаточной схемы теплоснабжения стоит порядка 200 тыс. руб. Для «удаленных» территорий - добавляется коэффициент (1,5...3), учитывающий труднодоступность и дороговизну перелетов.

2. Существуют проблемы с исходными данными для разработки схем. В ряде случаев разработчик схемы теплоснабжения сталкивается с отсутствием необходимой информации, с нежеланием предоставить исходные данные, а иногда -с попытками продать эти самые данные за деньги. При этом заказчик данной работы (администрация поселения) не всегда может повлиять на теплоснабжающие организации, даже в тех случаях, когда муниципальное имущество предоставляется им в аренду.

Ситуация усугубляется тем, что муниципальные заказчики часто ставят в конкурсной или аукционной документации очень короткий срок на исполнение всей работы (бывает, 30...45 дней), за который заведомо нереально качественно собрать исходные данные, не говоря уже о написании обосновывающих материалов, утверждаемой части и разработки электронной модели схемы теплоснабжения. При этом, штрафные санкции к исполнителю за срыв сроков разработки схем теплоснабжения в муниципальных контрактах доходят до 10% в день (это 3600% годовых при ставке рефинансирования 8,25%!), что напоминает условия ведения бизнеса «лихих 90-х годов». Конечно, арбитражный суд уменьшит эти немыслимые проценты до размера ставки рефинансирования ЦБ РФ ввиду их несоразмерности нанесенному ущербу (статья 333 Гражданского кодекса РФ), но судиться с муниципальными заказчиками у ответственных разработчиков схем теплоснабжения нет ни времени, ни желания. Почему же такие, мягко говоря, странные условия выдвигают в контрактах муниципалитеты? Причина проста: обычно сжатые сроки обусловлены тем, что администрациям надо срочно отчитаться «наверх» (в область, республику, край и т.п.) о статистике разработки схем теплоснабжения. Вот в каких парадоксальных условиях приходится вести свою деятельность разработчикам схем теплоснабжения.

Причем, трудности со сбором данных характерны не только для «малых» поселений. Нам довелось присутствовать на одном из совещаний Минэнерго по утверждению схемы теплоснабжения очень крупного города, проблемы со сбором данных там во многом были аналогичные, ведомственные источники тепла там вообще не были учтены (схема теплоснабжения этого города, к слову, с 3-й попытки так и не была утверждена Минэнерго).

Кстати, значительная часть ресурсоснабжающих организаций весьма слабо заинтересованы в разработке схемы теплоснабжения : они понимают, что кроме них признать единой теплоснабжающей организацией все равно некого. Многие теплоснабжающие структуры привыкли жить по-старому, они очень инертны, не желают тратить время на сбор данных для подготовки схемы теплоснабжения, воспринимают все очень скептически. Интерес у них появляется только тогда, когда заходит речь о возможности «освоить» бюджетные средства на перекладку сетей или строительство новых котельных. Иногда теплоснабжающие организации не заинтересованы в раскрытии реальной картины происходящего, например, - не желают показывать фактические данные по нагрузкам потребителей по приборам учета (так как осуществлять отпуск тепла по нормативу им выгоднее, зачастую намеренно затягиваются сроки ввода приборов учета в эксплуатацию, либо показания приборов учета игнорируются). Добиться полноценного сбора данных с промышленных предприятий (у которых есть ТЭЦ, котельные, сети) - задача еще более сложная. Часто мы видим ситуации, когда из-за смены теплоснабжающей организации, (которая не всегда проходит «гладко»), предыдущая организация отказывается передавать своему преемнику документы по тепловым сетям. Особенно это характерно в тех поселениях, где теплоснабжающие организации работают по краткосрочным (до 1 года) договорам аренды и постоянно меняются.

Насколько проблематичен сбор исходных данных с «ведомственных» источников теплоснабжения (особенно по подразделениям РЖД и принадлежащих Министерству обороны котельным) - это вообще отдельная история, о которой можно, наверное, написать книгу. А ведь по условиям технического задания мы обязаны включить в схему теплоснабжения все источники тепловой энергии, даже если они категорически отказываются предоставлять хоть какие-нибудь сведения.

Почему мы уделяем столь большое внимание исходным данным? Поскольку постановление Правительства № 154 предъявляет достаточно серьезные требования к содержанию схемы теплоснабжения, то разработчику схемы для ее подготовки требуется огромный массив информации. Исходную информацию можно разбить на несколько основных блоков :

1) документы территориального планирования (генплан поселения, схемы территориального планирования муниципальных районов), топографическая основа территории и др.;

2) планы и программы развития (планы ввода объектов жилищного строительства, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, программы развития систем коммунальной инфраструктуры, программа энергосбережения, иные планы и программы);

3) подробная информация об источниках теплоснабжения;

4) подробная информация о тепловых сетях.

Зачастую, 50% этих документов у заказчика нет, либо они устарели и не соответствуют реалиям.

Начнем с самого простого: схема теплоснабжения разрабатывается с учетом документов территориального планирования . Иногда они отсутствуют (а схему теплоснабжения как-то делать надо!), иногда - генпланы имеются, но не очень хорошего качества. Как и в случае со схемами теплоснабжения, разработка подробного качественного генплана стоит определенных денег, которых либо нет, либо хочется их сэкономить. Зачастую, степень проработки «дешевых» генпланов (масштаб 1:10 000) крайне недостаточна для качественной разработки схемы теплоснабжения. Многие отраженные в таких генпланах решения - что называется, «пальцем в небо». Впрочем, наличие у поселения генерального плана не означает, что разработчику схемы будет предоставлена топографическая основа, на которую могут быть нанесены сети в электронной модели схемы. В таких случаях, нам приходится брать сведения из открытых источников - спутниковых карт поисковых систем Гугл или Яндекс, а также пользоваться для уточнения ряда вопросов другими интернет-сервисами типа Викимапия. Доходит иногда до смешного: ввиду полного отсутствия у заказчика данных о нагрузках абонентов (!), мы вынуждены делать приблизительный расчет тепловых нагрузок зданий, используя внешние виды домов по интернет-сервису Яндекс-панорамы. Конечно, такие расчеты весьма условны, но ведь у многих заказчиков (особенно это касается сельских поселений) нет практически ничего из того, что требуется разработчику схемы теплоснабжения. Статистика аварий на тепловых сетях, учитывается менее чем у 10% теплоснабжающих организаций (то есть, рассчитать в схеме теплоснабжения вероятность отказов на тепловых сетях при отсутствии статистики становится проблематично).

В нашей практике были случаи, когда на общественных слушаниях по схеме теплоснабжения обнаруживались серьезные ошибки в генеральном плане (например, неверно выбрано место размещения котельной). Естественно, схемы теплоснабжения (как и сам генплан) после этого приходилось корректировать.

Сам процесс публичных слушаний обычно выглядит так: за день до слушаний все заинтересованные лица «вдруг» вспоминают про то, что схема теплоснабжения разработана, и начинают выдавать замечания, хотя большую часть этих вопросов можно было снять еще на этапе предоставления разработчику исходных данных. Доходит до того, что на публичных слушаниях находятся «потерянные» котельные, (которых не было в техническом задании к договору на разработку схемы, и данные по которым никто до последнего момента не давал). Все это затягивает процесс разработки схем теплоснабжения.

Следует отметить, что некоторые генеральные планы и схемы территориального планирования отражают излишне оптимистические сценарии развития : в них предполагается существенное увеличение численности населения и интенсивная застройка, в то время как по факту в небольших городах (и особенно, в сельской местности) имеет место депопуляция и отсутствие каких-либо предпосылок для жилищного и общественного строительства: работы нет, люди в поисках лучшей жизни уезжают в большие города, жилье не строится - ведь покупательская способность потенциальных покупателей весьма ограничена.

При разработке схем теплоснабжения мы обычно обсуждаем с администрациями и теплоснабжающими организациями реальные перспективы застройки. Проблема в том, что горизонт такого планирования получается крайне небольшим: технические условия для присоединения к сетям выдаются теплоснабжающими организациями максимум на 2 года, а схема теплоснабжения по закону должна разрабатываться с перспективой на 15 лет. Администрации поселений часто вообще не могут спрогнозировать хотя бы на год(!) что, где и кем будет у них в поселении строиться. Остается надеяться лишь на последующую актуализацию схем теплоснабжения, которая по закону должна производиться ежегодно.

3. Имеются нерешенные методологические проблемы по ряду вопросов разработки схем теплоснабжения. Утвержденные Минэнерго и Минрегионом методические указания по разработке схем теплоснабжения не дают ответы на некоторые вопросы, соблюдение которых является обязательным согласно требованиям постановления Правительства РФ № 154. Например, в ходе совещания, прошедшего 1 апреля 2013 г. в Минрегионе по тематике разработки схем теплоснабжения, было официально признано, что на данный момент отсутствует методика определения эффективного радиуса теплоснабжения. Примерно та же ситуация и с методикой расчета надежности систем теплоснабжения.

4. Отрасль теплоснабжения много лет живет в условиях хронического недофинансирования . Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения, а также мероприятий по приведению качества горячей воды в открытых системах теплоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций. Таким образом, после разработки схемы теплоснабжения должны разрабатываться инвестиционные программы организаций коммунального комплекса. Однако сколько-нибудь существенного потока инвестпрограмм по теплоснабжающим организациям мы не наблюдаем. Почему же? Дело в том, что коммунальная теплоэнергетика в силу ряда причин поставлена в довольно сложное положение:

  • тарифы на газ (основной вид топлива для котельных) растут опережающими инфляцию темпами - 15% в год, так как в связи со вступлением России в ВТО поставлена задача приравнять стоимость газа на внутреннем рынке к экспортной цене газа за минусом транспортной составляющей;
  • согласно официальным прогнозам, динамика роста стоимости электроэнергии, которая необходима для работы насосов и иного оборудования теплоснабжающих организаций, составляет 12%. А с учетом перехода на «нерегулируемые» тарифы и изменением принципов расчетов за потребляемую электрическую энергию (введение принципа различных ценовых категорий), реальный рост затрат на электроэнергию для производителей тепла часто получается существенно выше плановых 12%;
  • объемы полезного отпуска у большинства теплоснабжающих организаций в последние годы неизбежно падают, что объясняется массовой установкой узлов учета тепловой энергии населением и иными потребителями, развалом в промышленности и сельском хозяйстве, снижением численности населения и другими причинами.

В то же время, на самом высшем уровне от руководства страны мы постоянно слышим жесткие заявления о недопустимости роста тарифов свыше 6% в год, а сами тарифы искусственно занижаются по политическим соображениям (особенно перед выборами). А ведь приход частного капитала в отрасль коммунального теплоснабжения возможен только при условии понятной окупаемости инвестиций, что при сложившейся ситуации с тарифами, процентными ставками по кредитам и общей нестабильностью в отрасли ЖКХ, мягко говоря, проблематично.

Резюме

Схема теплоснабжения поселения должна обосновывать социальную и хозяйственную необходимость, экономическую оправданность и экологическую возможность нового строительства, расширения и реконструкции действующих источников выработки тепловой энергии и тепловых сетей в увязке с мероприятиями по энергосбережению. Сама по себе разработка схемы теплоснабжения не даст чудесного эффекта, особенно если ее (как и в случае с энергетическими паспортами) «положат на полку» и забудут. Однако, качественно подготовленная схема теплоснабжения позволяет принимать стратегические управленческие решения по развитию коммунальной инфраструктуры на уровне поселения и экономить не только бюджетные средства, но и деньги потребителей.

Согласно сводкам, протяженность тепловых систем в России достигла отметки 185 тыс. км. Данная цифра не раскрывает полностью масштаб, разветвленность и сложностей их создания. Именно поэтому в данной статье будут затронуты вопросы, связанные с проектированием тепловых сетей и теплоснабжением населенных пунктов нашей необъятной.

Любая система теплоснабжения предназначена для отопления, ГВС и вентиляции зданий и сооружений различного характера, а также промышленных объектов. Источниками тепла, как правило, являются котельные и ТЭЦ (теплоэлектроцентрали), производящие тепловую энергию посредством сжигания углеводородов.

Основным продуктом источников тепловой энергии является пар и горячая вода, к которой предъявляются серьезные требования. Все дело в том, что при нагревании неочищенной жидкости, часть содержащихся в ней твердых частиц и минералов откладывается на стенках трубопровода и оборудования, что значительно сокращает срок их службы. Для удаления примесей практически в каждой котельной и ТЭЦ имеются пункты очистки и умягчения воды.

Любая система теплоснабжения состоит из источника тепла и транспортных систем, по которым она доставляется к потребителю. Последними считаются теплоиспользующее оборудование, работающее в инженерных системах.

На территории России наиболее распространен стальной трубопровод теплоснабжения. Кроме труб, при сооружении тепловых сетей применяют: опоры, компенсаторы температурных расширений, регулирующее, насосное оборудование, тепловые пункты.

Классификация и конструктивные особенности

Классифицируют системы поставки тепла следующим образом:

  1. Децентрализованные. Доставка теплоносителя осуществляется от котельной или от внутридомового (квартирного) теплогенератора.
  2. Централизованные системы теплоснабжения. Различают их четыре разновидности:
    • Междугороднее.
    • Городское.
    • Районное (в рамках района одного населенного пункта).
    • Теплоснабжение группы сооружений.
  3. Системы теплоснабжения городов различают по:

      Типу произведенного теплоносителя, который, в свою очередь, классифицируют по тепловому потенциалу: до 150°С; от 150 до 400°С; от 400°С.

      Важно! Коммунально-бытовая сфера использует низкопотенциальный теплоноситель, где температура в подающем трубопроводе не превышает 150°С. а давление 1,4 МПа. Высокопотенциальный — в паровых системах используется в схемах теплоснабжения предприятий.

    1. Способу производства тепла.
      • Производство тепла происходит отдельно от выработки электроэнергии.
      • Одновременное получение тепловой и электроэнергии.

        Важно! Второй способ центрального теплоснабжения значительно выигрывает по экономичности. Все дело в возможности одновременного получения электричества и тепла при сжигании низкосортных углеводородов, использовать которые в котельных невозможно или крайне затруднительно.

    2. Способу подачи ГВС от источника к потребителю.
      • Открытый подразумевает водоразбор на ГВС непосредственно из источника тепла.
      • При закрытом способе теплоноситель используется исключительно для нагрева воды из системы водоснабжения в специальных устройствах – бойлерах.
    3. Числу трубопровода. Наибольшее распространение в России получили двухтрубные системы.
    4. По способу обеспечения потребителя теплом, системы теплоснабжения городов представляют собой:
      • Конструкции, где потребитель подсоединяется непосредственно к тепловым сетям. В точке соединения расположены тепловые пункты.
      • Системы, где между производителем тепла и потребителем находятся распределительные пункты. В них исходные характеристики нагретой воды могут меняться исходя из фактического расхода тепла.
    5. Достоинства второго способа очевидны: при размещении распределительных пунктов удается снизить первоначальные затраты благодаря сокращению использованного оборудования.

      Основные схемы теплоснабжения

      Сегодня в России применяют две, различающиеся по составу и конструкции схемы систем теплоснабжения.

  • Первый вариант предполагает подачу нагретой воды для нужд отопления и ГВС по одним транспортным сетям. Водоразбор производится из подающей магистрали, что создает ситуацию, когда по двум веткам трубопровода протекает разный объем воды.
  • По второй схеме, нагретая вода подается только на нужды отопления. Для создания ГВС применяются пункты подогрева водопроводной воды теплоносителем.

Достоинства первой схемы – дешевизна проекта (не требуются теплообменники) и эксплуатации. Недостатком являются высокие потери воды и ухудшение ее качества.

Достоинства второй – стабильная температура и качество воды, простота контроля. Недостатком является удорожание ГВС для абонентов, за счет применения и обслуживания дополнительного оборудования (бойлеров).

Важно: разработки схемы теплоснабжения города – это важнейший процесс, для обеспечения населения, промышленных и культурных объектов теплом и ГВС при минимальном воздействии на окружающую среду.

Система теплоснабжения предназначена для удовлетворения нужд граждан в отоплении, вентиляции и обеспечении горячей водой. Она должна быть организована в соответствии с установленными требованиями. Ключевые предписания присутствуют в законе № 190-ФЗ . Рассмотрим некоторые его положения.

Общая характеристика

Указанный выше федеральный закон определяет юридическую основу экономических отношений, которые обусловлены производством, потреблением, передачей теплоэнергии, тепломощности, теплоносителя с применением систем теплового снабжения от источника к конечному потребителю. Положения документа регламентируют полномочия органов госвласти и территориального управления по регулированию и контролю в данной сфере. Закон № 190-ФЗ также устанавливает обязанности и права пользователей энергии и обслуживающих предприятий.

Особенности обеспечения

Как показывает практика, потребление тепла осуществляется более неравномерно, чем использование горячей воды. Это обуславливается сезонностью подачи энергии гражданам. Так, в летнее время помещения не отапливаются, однако горячая вода используется. Длительность сезона подачи тепла устанавливается в зависимости от климатических условий. В качестве источников энергии могут выступать котельные и электростанции. Горячая вода является теплоносителем. К ее чистоте предъявляются высокие требования. Они связаны с тем, что при повышенной температуре примеси выпадают в осадок, вследствие чего сети теплоснабжения выходят из строя. Для предотвращения таких ситуаций у источников энергии устанавливаются сложные сооружения химической очистки.

Система теплоснабжения

В ее состав входит источник энергии, передающие элементы и устройства, потребляющее оборудование. Системы теплоснабжения классифицируются по различным признакам. В качестве критериев выступают:

  1. Степень централизации. Различают централизованные и децентрализованные системы. В последних подача энергии осуществляется от мелких
  2. Род теплоносителя. По этому критерию различают водяные и паровые установки.
  3. Методы выработки энергии. Теплоснабжение города может осуществляться комбинированным либо раздельным способом. В первом случае нагрев воды производится совместно с выработкой электроэнергии.
  4. Метод подачи воды. Она может осуществляться открытым способом. В этом случае вода направляется к водоразборным приборам непосредственно из теплосети. Подача может быть и закрытой. В таком случае вода из теплосетей применяется только в качестве греющей среды для бойлеров. Из них она поступает в местную магистраль.
  5. Число трубопроводов. Теплосети могут быть одно-, двух- и многотрубными.
  6. Метод обеспечения пользователей энергией. Схемы теплоснабжения могут быть одно- и многоступенчатыми. В первом случае потребители подсоединяются непосредственно к магистрали. Многоступенчатые предполагают установку контрольно-распределительных и центральных пунктов. По требованию пользователей в них может корректироваться температура воды.

Схемы теплоснабжения: типы

Существует два способа подачи сырья. В первом случае теплоноситель для горячей воды и отопления поступает по одному трубопроводу. В такой ситуации по обратной магистрали идет меньше сырья, чем по прямой. Для второй устанавливается трубопровод только для отопления. Горячую воду пользователи получают непосредственно в своих помещениях, нагревая ее бойлерами или иными установками. В качестве источника энергии в этом случае может выступать вода из системы отопления или другое топливо, к примеру, газ. В настоящее время в некоторых населенных пунктах газовые котлы установлены практически в каждой квартире.

Современная инфраструктура

В настоящее время новой планировки осуществляется, как правило, с помощью сложных инженерных сооружений. В их состав включены компенсаторы, которые воспринимают температурные удлинения, регулирующее, отключающее, предохранительное оборудование. Последнее устанавливается в специальных павильонах или камерах. Современное включает в себя насосные станции, районные энергетические пункты и проч.

Существующие сложности

В настоящее время специалисты обозначили круг проблем, которые затрудняют создание эффективного механизма теплоснабжения в городах. К таким сложностям относят:

  1. Существенный моральный и оборудования.
  2. Высокая степень потерь в магистралях.
  3. Массовое отсутствие у граждан учетных приборов и регуляторов.
  4. Завышенные оценки тепловой нагрузки.
  5. Пробелы в нормативно-правовой базе.

Все эти вопросы требуют скорейшего решения.

Актуализация схемы теплоснабжения

Развитие объектов инфраструктуры в населенных пунктах направлено на удовлетворение потребностей населения наиболее экономичными методами при минимальном негативном влиянии на природу. Данная деятельность осуществляется согласно схеме теплоснабжения. Она должна соответствовать документации территориального планирования, проекту размещения объектов в границах населенного пункта. Органами, уполномоченными законодательством, ежегодно осуществляется разработка, утверждение и . В документации должны присутствовать:

Ключевые показатели

В процессе разработки схемы теплоснабжения необходимо обеспечить ее безопасность. Она определяется показателями:

  1. Резервирования.
  2. Бесперебойной работы и надежности источников, оборудования.

В системе должен обеспечиваться баланс энергии и нагрузки с учетом резервирования и в расчетных, и в вероятных погодных условиях. При этом во внимание принимается наличие запасных источников энергии, принадлежащих пользователям.

Правила

Требования, предъявляемые к содержанию схем, а также порядок их разработки устанавливается актами, утвержденными правительством. Территориальные правила, принятые в соответствии с этими документами, должны обеспечить открытость процедуры, участие в ней представителей обслуживающих предприятий и потребителей. В качестве ключевых критериев принятия решения относительно развития схемы теплоснабжения выступают:

  1. Гарантия надежности поступления энергии к пользователям.
  2. Минимизация расходов.
  3. Приоритет комбинированного метода выработки электро- и теплоэнергии. При этом принимается во внимание экономическая обоснованность соответствующего решения.
  4. Учет инвестиционных проектов организаций, ведущих регулируемую деятельность в области теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий, а также проектов регионального и муниципального значения.
  5. Согласование документации с другими программами развития инженерно-технической инфраструктуры, в том числе связанной с газификацией.

Дополнительно

При реализации проекта по увеличению мощности источников энергии не за счет тарифов, оплаты за подключение к магистрали либо бюджетных средств поставки допускается осуществлять по ценам, установленным соглашением. При этом должен быть договор с потребителями на период, не превышающий 12 мес. Величина, на которую была повышена мощность, должна быть согласована с регулирующим органом. Органам местного самоуправления исполнительные региональные структуры формируют Его составление осуществляется по форме и в порядке, утвержденном федеральным институтом власти, имеющим полномочия на реализацию госполитики в области теплоснабжения.

Loading...Loading...