Интересные факты из жизни колодцев на руси. Исследовательская работа на тему "история колодцев стрелецкого сельского поселения"

Проблема чистой воды стоит сегодня очень остро, но вот в любом ли месте на приусадебном участке можно вырыть колодец, полный хорошей водой? Конечно, в первую очередь место должно быть удобным для владельца, однако необходимо учесть, что вода, проходя верхние водопроницаемые стой, может быть негодной для питья, если поблизости имеются источники загрязнения.

Поэтому нельзя устраивать колодец около мусорных, компостных и навозных куч, а также в районе слива сточных вод. Колодец, расположенный на уклоне, всегда должен быть выше имеющегося источника загрязнения.

Из двух известных в народе пословиц для заглавия этой статьи вывели мы третью. Действительно, проблема чистой воды стоит сегодня очень остро, но вот в любом ли месте на приусадебном участке можно вырыть колодец, полный хорошей водой? Конечно, в первую очередь место должно быть удобным для владельца, однако необходимо учесть, что вода, проходя верхние водопроницаемые стой, может быть негодной для питья, если поблизости имеются источники загрязнения. Поэтому нельзя устраивать колодец около мусорных, компостных и навозных куч, а также в районе слива сточных вод. Колодец, расположенный на уклоне, всегда должен быть выше имеющегося источника загрязнения.

Атмосферная вода обычно располагается в глубине земли на уровне водоупорного слоя, состоящего из плотной жирной глины. В зависимости от глубины залегания водоупорного слоя грунтовая вода может быть: верховодкой, отбираемой с глубины до 5 м; почвенной, глубина до 10 м; грунтовой, глубина до 40 м; артезианской, глубина более 40 м.

Устройство колодца с деревянным срубом

Колодцы с монолитным или сборным железобетонным стволом сейчас наиболее популярны. В старину же и даже совсем недавно (30-40 лет назад) широкое распространение имели колодцы с деревянным срубом. На Руси в древние времена устраивали колодцы, в которых устанавливали долбленые стволы деревьев (колоды), откуда, собственно, и произошло название этого сооружения - «колодец».

В отдельных регионах России искусные мастера обкладывали ствол колодца каменными плитами. Колодцы эти очень долговечны и совершенно не требуют ремонта. Один такой колодец, глубиной более 35 м, который мастера построили еще в конце XIX в., прекрасно функционирует и до настоящего времени (станица Раевская, Краснодарский край), исправно снабжая жителей водой даже в самое засушливое лето.

А вот деревянные колодцы должны были иметь сруб, выполненный из прочной, малогниющей древесины.

Свойства древесины, используемой для устройства деревянного колодца

Древесина, применяемая для деревянного сруба колодца, прежде всего не должна быстро загнивать, а также не выделять в воду вещества, которые могут на продолжительное время испортить вкус и цвет живительной влаги. Древесина должна быть плотной, прочной, прямослойной и не иметь больших сучков. Бревна, используемые для сруба колодца, необходимо предварительно хорошо высушить. Сухая древесина - это обязательное условие для устройства деревянного сруба колодца, так как она в последующем разбухнет от воды, увеличивая свой объем, и таким образом в срубе происходит естественное уплотнение всех щелей и пазов.

Для изготовления деревянного сруба колодца используется:

Дубовая древесина наиболее предпочтительна для деревянного колодца, однако она выделяет много дубильных веществ, которые на долгое время делают воду непригодной к употреблению. В старину этот недостаток дубовой древесины устраняли простым способом: бревна на 2-3 года погружали в пруд или речку, а затем весной-летом бревна сушили в тени. В колодцах, устроенных из мореного дуба, отличная вода и служат они очень долго (не менее 40-50 лет);

Древесина из бука, ясеня, вяза достаточно прочная, водостойкая и не ухудшает вкуса воды. Однако эта древесина в надводной части быстро загнивает, поэтому сруб для колодца надо делать комбинированным: нижнюю часть - из бука, ясеня или вяза, а верхнюю надводную часть (5- 10 м) - из сосны, лиственницы или дуба;

Древесина из сосны, кедра или лиственницы является отличным материалом для колодезного сруба, так как она не портит воду в колодце и служит более 30 лет как в подводной, так и в надводной частях;

Древесина из ивы, бересты и ели малопригодна для устройства сруба. Эта древесина быстро загнивает, и ее нельзя применять для глубоких колодцев, так как такой сруб выходит из строя уже через 5-7 лет. Замена же сгнившего сруба в глубоком колодце очень трудоемка, поэтому древесина из ивы, березы и ели используется только для неглубоких колодцев, в которых нижнюю часть сруба обязательно выполняют из водостойкой, прочной и долговечной древесины (лиственница, дуб, сосна).

Технология изготовления деревянного сруба колодца

Колодец с деревянным срубом сделать очень сложно. Строительство его можно доверить только опытному мастеру.

Прежде чем приступать к устройству колодца, владелец сельского подворья должен выбрать древесину и решить вопрос ее заготовки. После этого необходимо определиться с методом изготовления сруба, в зависимости от формы заготовленной древесины (бревна, брус). Сруб колодца всегда стараются изготовить таким образом, чтобы его углы были выполнены без остатка, т. е. древесина не должна выступать из углов сруба, что позволит значительно облегчить установку сруба в земляной шахте и уменьшить объем работ при строительстве. Если древесина заготовлена в виде бревен, то сруб обычно выполняют «в лапу», а при наличии брусьев рубку углов сруба производят, используя метод коренного шипа или «в полдерева».

Изготовление сруба колодца методом «в лапу»

Рассмотрим рубку бревенчатого сруба с использованием метода «в лапу», при котором угол сруба получается без остатка. Для этого необходимо прежде всего на бревнах обтесать по всей длине одну внутреннюю сторону. При изготовлении сруба необходимо обращать особое внимание на «вертикальность» и «прямоугольность» углов сруба, чтобы не затруднить его установку в земляной шахте. Рубка сруба «в лапу» (рис. 1) достаточно сложна, и за нее не стоит браться, не имея опыта. Сначала надо тщательно разметить каждый конец бревна так, чтобы размеры всех «лап» были одинаковыми в плане, а высота каждой «лапы» была пропорциональна толщине бревна. После этого приступают к обтесыванию канта с одной стороны по всей длине бревна, которая будет внутренней частью сруба, а второй кант, противоположный первому, обтесывают на длину, равную полутора-двум диаметрам бревна. Остальные два канта необходимо рассчитать так, чтобы их длина была равна диаметру бревна, а ширина равна ширине первого канта. После обтесывания кантов конец бревна должен иметь квадратную форму, т. е. все стороны полученного небольшого бруса должны быть одинаковыми, равными отрезку «А» на схеме разметки «лапы». Затем вертикальные, стороны отесанного квадрата и его торец делят на 8 равных частей и через намеченные точки проводят линии, параллельные сторонам бруса. Полученные углы квадрата помечают буквами. Таким образом получаются следующие ребра: АБ, ВГ, ДЕ, ЖЗ. После этого на ребре ВГ откладывают по 1/8 части ребра, на ребрах АБ, ЖЗ - по 2/8 части, а на ребре ДЕ - по 3/8 части ребра.

Рис. 1. Схема разметки «лапы»

Намеченные точки соединяют линиями и таким образом получают ребра «лапы», которые равны: по ребру ВГ - 6/8, по АБ и ЖЗ - 4/8, а по ДЕ - 2/8 стороны бруса. После разметки надо аккуратно срезать лишнюю древесину, и мы получим первую «лапу». Таким образом вырубают на всех бревнах все остальные «лапы», а затем на этих бревнах размечают и выбирают продольные уплотнительные пазы. Когда на всех бревнах будущего колодезного сруба изготовлены «лапы», надо сделать пробную подгонку и стыковку «лап» между собой (рис. 2).

Рис. 2. Соединение угла сруба «в лапу»:
1 - бревно; 2 - «лапа»; 3 - нагель

Устройство сруба из бруса

Если древесина для сруба колодца заготовлена в виде брусьев, то угловые соединения сруба можно выполнить коренным шипом или «в полдерева».

Первый способ соединения углов сруба с помощью коренного шипа заключается в том, что на брусе вырезают шип, который затем вставляется в соответствующий паз другого бруса. При этом способе венцы сруба скрепляют круглыми нагелями (рис. 3, а).

Второй способ рубки углов сруба «в полдерева» обеспечивается посредством укладки половинных срезов брусьев и скрепления брусьев с помощью круглых нагелей (рис. 3, б), один из которых должен скреплять между собой три бруса.

Рис. 3. Соединение углов сруба из бруса:
а - коренным шипом; б - «в полдерева»

После изготовления всех венцов сруба приступают к следующему этапу строительства - рытью шахты, при котором грунт удаляют со дна ручным способом. При этом в ходе земляных работ перед каждым спуском в шахту ее необходимо проверять на загазованность, начиная уже с глубины 4-5 м, чтобы избежать удушья работающих на дне шахты людей. Все работники обязаны соблюдать правила безопасности, которые подробно изложены ниже. Работы по рытью шахты, установки в ней венцов деревянного сруба и все другие операции по устройству колодца должны обязательно выполняться только под постоянным контролем и руководством опытного мастера.

Меры техники безопасности

Землю при выкапывании колодца поднимают вверх ведром на крепкой веревке через треногу с блоком. Самое главное при подъеме земли, подаче вниз различных предметов - не уронить груз на работающего внизу человека, поэтому к этим операциям надо относиться с максимальной осторожностью.

Голова работающего в колодце человека должна быть защищена (строительная каска, мотоциклетный шлем), веревка нужна очень крепкая, а небольшое прочное ведро надежно закреплено на веревке. Кроме того, перед работой следует проверять состояние веревки и ведра (дно и дужки). В общем, это одна из ответственных операций.

Во время спуска и подъема в колодец человека надо обязательно страховать веревкой. По мере увеличения глубины колодца необходимо контролировать самочувствие работающего, начиная уже с глубины 5- 6 м подстраховывать его. Эту предосторожность нужно соблюдать на случай загазованности, которая может возникнуть даже на небольшой глубине.

Поэтому при появлении слабости, головокружения, тошноты и удушья следует немедленно с помощью страхующего напарника подняться наверх. В последующем перед началом работы необходимо проветривать ствол колодца путем подачи воздуха по шлангу или трубе от вентилятора или домашнего пылесоса в самый низ колодца, на худой конец - нагнетать воздух, размахивая большим листом фанеры. Затем после проветривания (10- 15 мин) на какой-либо небольшой подставке на дно колодца опускают горящую свечу и наблюдают за ее пламенем. Если пламя свечи горит спокойно и не гаснет, то можно спускаться вниз, но в процессе работы желательно периодически подавать свежий воздух.

Обычно наибольшее затруднение возникает при устройстве колодца, когда уже доходят до водоносного слоя. В это время грунт необходимо убирать одновременно с откачкой воды насосом или ведрами, чтобы иметь возможность и удалять грунт, и избегать обрушения. Дальнейшее копание колодца прекращается тогда, когда работающие уже не успевают откачивать прибывающую воду. Обычно такое интенсивное поступление воды происходит при заглублении колодца в водоносный слой на 1-1,5 м ниже его уровня.

Обустройство и эксплуатация шахтного колодца

Заканчивая строительство колодца, необходимо также продумать все мероприятия по обеспечению его дезинфекции. На последних стадиях работы надо тщательно мыть все инструменты и сапоги раствором хлорной извести (1 стакан хлорки на ведро воды). Такая дезинфекционная обработка необходима для того, чтобы в конце проходки не занести в нижнюю часть ствола и грунт болезнетворные микробы.

Выполнив бетонирование последнего нижнего кольца или укладку деревянного сруба, необходимо откачать из колодца всю воду, а затем удалить грунт на глубину 100-150 мм, тщательно очистить и выровнять дно. После этого на дно колодца насыпают 200-250 мм промытого крупнозернистого речного песка, а на него - слой мелкого гравия или щебня толщиной 150-200 мм и затем такой же слой крупного щебня. Перед засыпкой мелкий и крупный щебень обязательно следует промыть в растворе хлорной извести (1 стакана на 10 л воды) и после этого - в чистой воде. Уложенные на дно колодца слои песка и щебня необходимы для обеспечения хорошей фильтрации воды, а также для того, чтобы вода не загрязнялась при зачерпывании ведрами.

Рис. 4. Обустройство колодца с железобетонным стволом:
1 - железобетонный ствол; 2 - надземный сруб; 3 - ворот; 4 - шатер

Одновременно с укладкой фильтрационных слоев необходимо выполнить работы по обустройству верха колодца. Вокруг железобетонного или деревянного устья надо сделать глиняный замок - гидроизоляционный слой из жирной мятой глины толщиной 200-300 мм и радиусом около 1 м. Затем поверх глиняного слоя устраивается бетонная отмостка с уклоном от колодца. Оголовок (верх железобетонного ствола) обшивают деревянным срубом из бревен или бруса, который затем желательно покрыть досками (рис. 4, 5). После этого над колодцем устанавливают шатер, перекрывающий устье колодца на 300-400 мм по обе стороны, а также ворот. Колодец также надо оборудовать прочной откидывающейся крышкой, которая обязательно должна запираться на замок.

Рис. 5. Общий вид колодца

Для колодцев, имеющих небольшую высоту оголовка (50-60 см), можно использовать вариант упрощенного шатра-беседки, который закрывает устье колодца со всех сторон (рис. 6). Стены шатра беседки можно устраивать из бревен (бруса), камня или из кирпича и бетона, кровля же обычно делается из досок. В боковых стенках шатра закрепляется ворот, а откидная крышка устраивается сверху в кровле. Крышка колодца предохраняет воду от попадания посторонних предметов, пыли, грязи, насекомых и грызунов. В семье, где есть маленькие дети, крышка колодца должна быть всегда закрыта.

Рис. 6. Упрощенный вариант шатра-беседка

После укладки фильтрационных слоев воду из колодца надо несколько раз полностью выкачать, а затем в течение одной-двух недель использовать ее в технических целях (полив, стирка и т. п.). Пить воду в этот период можно только кипяченой. Через две недели после полного обустройства колодца необходимо сдать в лабораторию воду на анализ и при положительном результате использовать воду сырой.

Итак, ваш колодец готов к работе на многие и многие десятилетия. Даже правнуки будут пользоваться выкопанным вами колодцем и вспоминать вас добрым словом.

Тезисы

ИСТОРИЯ КОЛОДЦЕВ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Красникова Алена Витальевна, Тарасова Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель Банникова Алла Викторовна, Кузьмичева Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», Белгородская область, Яковлевский район, с.Стрелецкое

Вода – источник жизни. В старину люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Актуальность

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2. Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3. Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

- изучение летописных и литературных источников;

Социологическое исследование;

Опрос и беседы.

Выводы

Также мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

Оглавление

1.Введение с. 3

2.Глава I . История возникновения сел

Яковлевского района Белгородской области с. 4

3.Глава II . Колодцы на Руси. Обычаи и поверья с. 5

4.Глава III . История Пятницкого колодца с. 8

5.Глава IV . Родник в селе Стрелецкое с.10

6.Заключение с. 11

7.Список литературы с. 12

Введение

Вода – источник жизни. В старину, когда не было в каждом доме водопровода, люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. Сейчас это не составляет труда. Специалистов по бурению скважин можно легко найти по объявлению. Вот к таким специалистам обратились мои родители, когда решили пробить скважину на нашем строительном участке. Вода из нее оказалась не пригодна для питья, она обладала не очень приятным запахом и была белого цвета. Поэтому эту воду мы используем для хозяйственных нужд, а для питья и приготовления пищи берем воду из источника, который находится неподалеку. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Моя семья решила выкопать собственный колодец на территории нашего подворья. Принявшись копать, мы не советовались ни с кем, думали, что вода находиться близко, так как на нашей улице есть колодец, глубина которого не очень велика. Но мой прадедушка, в его доме мы живем, нашу затею не поддержал. Он объяснил нам, что воды на его подворье нет. Он это проверял еще в 1965 году и рассказал, каким способом это было сделано. Оказывается, что воду на дедушкином участке и на территории всей улицы искали «при помощи лозы». Близко расположенные грунтовые воды были найдены только на том месте, где сейчас находится колодец. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Тогда-то мы и решили, провести исследование с целью узнать, как возникли колодцы на территории нашего поселения.

Тема нашего исследования такова: «История колодцев Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Актуальность

Мы считаем, что тема нашей работы будет актуальна и интересна как для ребят, так и для их родителей, ведь не все знают, что строительство колодцев – это умение, которому нужно учиться у наших предков.

Объект исследования: колодцы, которые находятся на территории нашего поселения.

Предмет исследования: традиции строительства колодцев, сохранившиеся в поселении.

Цель исследования: изучить традиции и обычаи, связанные с возникновением колодцев на территории Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2.Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3.Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

1.Изучение летописных и литературных источников;

2.Социологический опрос;

3.Беседа со старожилами нашего поселения.

Вначале мы провели небольшое социологическое исследование, для выяснения следующего:

1.Используете ли Вы воду из колодцев и источников или пользуетесь водопроводом и скважиной?

2.Для каких целей Вы используете воду из колодцев и источников?

С такими вопросами мы обратились к жителям сел нашего поселения: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Красный Отрожок. В опросе участвовало 50 человек. Ответы мы получили на одном из земских собраний нашего поселения.

Земское собрание в с.Стрелецкое

Результаты опроса были следующими:

60% опрошенных пользуются водой из колодцев и источников.

100% опрошенных сообщили, что воду из колодцев и источников используют для питья и приготовления пищи.

Следующим этапом нашей работы стало изучение традиций, обычаев, народных преданий, связанных со строительством колодцев на территории нашего поселения.

Для этого мы обратились к летописи нашего поселения и к людям, которые помнят, чтут и берегут традиции, обряды, обычаи наших сел.

Глава I

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения

Яковлевского района Белгородской области

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области уходит глубокими корнями в далекое прошлое, ко второй половине 16 века – время правления царя Ивана Грозного. Местность, на которой мы живем, когда-то была пограничной чертой для защиты Московского государства от татарских набегов. Старожилы наших сел хорошо помнят Турецкий вал, место расположения города Карпова или Карпово сторожевье . Этот город – крепость располагался на высоком правом берегу реки Ворсклы. В наше время это Никитская гора, которая находится выше улицы Красной Подгородней села Пушкарного.



Здесь находился город Карпов в 1646 г. Вид с Никитской горы

Карпово сторожевье называлось так, потому что сторожевая служба велась под руководством полковника Карпова. Существование города-крепости невозможно без пригородных слобод, так как служивые люди в свободное время занимались земледелием, ремеслами и другими хозяйственными делами. Так возникли названия сел нашего поселения: Пушкарное (здесь жили пушкари), Стрелецкое (здесь жили стрельцы), Казацкое (здесь жили казаки) и Драгунское (здесь жили драгуны). Села Красный Отрожок тогда еще не существовало, а местечко это представляло собой островок среди широкой глади реки Ворскла. Этот островок назвали Отрожок. Люди на нем не жили, туда временно ссылали провинившихся. Некоторые ссыльные оставались жить там постоянно, таким образом, и возникло это село. Людям этих слобод жилось нелегко. Они страдали не только от нашествия врага, но и от климатических и почвенных условий. Люди часто болели и умирали, тогда богомольцы в 1648 году «били челом Государю», что за грех их наказывает господь, что вода в Карпове нездоровая, что нет целебного животворящего креста господнего с мощами святых. Такие жалобы послужили поводом к основанию вблизи города Карпова на берегу реки Ворсклы в 1652 году Троицкого - Соловецкого монастыря под управлением строителя Афанасия. Его еще называли монастырем Зосима и Саватия, святых, мощи которых содержались в стенах монастыря. Упразднен монастырь был в 1764 году при Екатерине Второй. Ценности и мощи были отправлены в Соловецкий монастырь на Белом море.

Глава II

Колодцы на Руси. Обычаи и поверья

На Руси к колодцам всегда относились с особым благоговением. Таким особым вниманием и почтением у наших предков могли пользоваться только колокола. Люди понимали важность воды. А умельцы, обладающие секретом обнаруживать подземные водные бассейны, были всегда в заслуженном почете и уважении.

Существовало множество поверий и традиций, связанных с колодцами. Вот самые интересные из них.

1.В старину было принято бросать в колодец оружие в конце ратного пути. Если мужчина после окончания битвы выбросит свое оружие в воду, то его путь воина окончен.

2.У странников была примета оставлять у колодца свою вещь. В народе считалось, что это поможет им благополучно добраться до следующего.

3.Во время нападения на деревни люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Вещи, находящиеся там, оказывались в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом, благодаря

низкой температуре, предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
4.В Третий Спас на Руси было принято святить новые колодцы, чистить к осени старые, обходить колодцы кругами, прощаясь с летом.

5.С колодезной водой вели долгие беседы старцы.

6. В некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали для питья и бытовых нужд. Другой - строили в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».

В современное время, для того чтобы вырыть колодец или пробить скважину можно воспользоваться известными народными методами поиска воды, которые мы нашли в научном издании.
1.Многолетними наблюдениями доказано, что там, где залегает водоносной шар, хорошо растут осока, конский щавель, мать-и-мачеха, хвощ, крапива, наперстянка и другие влаголюбивые растения. Наличие их на участке свидетельствует о том, что водоносный шар находится на небольшой глубине.
2.Растениями-индикаторами могут быть и деревья. Над водоносными шарами хорошо растут верба, ольха. И наоборот, яблони, сливы и вишни тут болеют и высыхают.
3.Следующий способ - наблюдения за поведением животных, птиц, грызунов, насекомых. Скажем, конь, когда хочет воды, нюхает землю и бьёт копытами там, где чувствует наличие влаги. Собака никогда не ляжет, даже на подстилку, в том месте, где близко грунтовые воды. Курица не снесёт яйца в осоке, а гусыня и утка наоборот. Мыши на влажных местах устраивают гнезда даже на ветках деревьев или в бурьяне, только не в земле.
4.Хорошими индикаторами наличия грунтовых вод являются также комары и муравьи. Там, где есть водные жилы, хоть поверхность и сухая, после захода солнца, как правило, можно увидеть полчища комаров. Муравьи никогда не построят муравейник, чувствуя поблизости воду.
5.Есть и другие народные методы. Над водоносным шаром перевернутая банка воды или горшок обязательно покроются росой, пучок соли намокнет в сухую погоду. Вечером и утром над такими местами низко стелется туман. Зимой здесь будут проталины снега. Эти и другие признаки, и способы издавна использовались людьми, дополнялись и усовершенствовались из поколения в поколение. Они всегда были нужны, когда возникал вопрос: где копать колодец.

С вопросом, о том, как строились колодцы у нас в поселении, мы обратились к председателю совета ветеранов Стрелецкого сельского поселения Можевитину Ивану Михайловичу.

Можевитин Иван Михайлович

председатель совета ветеранов

Стрелецкого сельского поселения

Вот что он рассказал.

«Колодцев на территории нашего поселения было немного. Срубы колодцев были дубовыми или осиновыми. Для подъема воды строились различные устройства: журавли, вороты, которые и сейчас еще остались. Умельцев, которые находили грунтовые воды, в нашем поселении уже нет». Иван Михайлович описал способ нахождения воды при помощи лозы. «Брали веточку ивы, сгибали ее дугой, если дуга склонялась к земле, в этом месте грунтовые воды находились очень близко. Искали воду в определенный день – день Федора Колодезника. Колодцы в нашем поселении перестали копать давно. После войны не было вырыто ни одного. Современные колодцы ставились на месте или старых срубов или не обустроенных родников».

С информацией о количестве колодцев, об их современном состоянии с нами поделилась глава администрации Стрелецкого сельского поселения Скобликова Александра Всеволодовна.


Глава администрации Стрелецкого

Сельского поселения

Скобликова Александра Всеволодовна

Список колодцев, расположенных на территории

Стрелецкого сельского поселения

с.Стрелецкое

ул.Школьная № 2

ул.Народная № 4

ул.Колхозная № 11, № 53, № 71, № 83

пер.Колхозный № 5

ул.Первомайская № 8, № 33, № 57, № 74, № 87, № 97

Родники

с.Стрелецкое ул. Степная

Всего - 13 штук

с.Пушкарное

ул.Красная Подгородняя № 9, № 18, № 33
ул.Березовская № 14, № 25(внизу)

ул.Молодежная № 26, № 32, № 47

ул.Садовая № 14, № 28

Всего - 10 штук

с.Драгунское

ул.Центральная 65 - 2

ул.Луговая - 2

ул.Гвардейская - 3,

Всего - 7штук

с.Красный Отрожок

ул.Кооперативная - 1

ул.Набережная - 1

пер.Набережный - 2

пер.Кооперативный - 2

ул.Заречная - 1,

Всего - 7 шт.

Всего на территории Стрелецкого сельского поселения 37 колодцев. За последние три года отремонтированы 12. Наше поселение активно участвует в реализации программы «Колодцы». Данная программа предполагает обустройство и сохранение колодцев в селах.



Мы в своей работе хотели бы рассказать о колодце и роднике, история которых связана с православными традициями сел нашего поселения.

Глава III

История Пятницкого колодца

Об истории этого колодца мы узнали со слов Бураковой Веры Сергеевны, 1938 года рождения, уроженки села Красный Отрожок, Яковлевского района, Белгородской области, проживающей по адресу: село Стрелецкое, улица Школьная, дом 19.


Буракова Вера Сергеевна

уроженка с.Красный Отрожок

«Пятницкий колодец получил свое название от слова «пятница». На месте, где был когда-то монастырь, бил родник. В один день после Пасхи в пятницу перед праздником Красная Горка родник вымыл икону. Люди решили это место освятить, сделать колодец. Вода этого источника считается целебной. О чудодейственной силе этой воды вскоре узнали не только люди близлежащих сел, но и отдаленных селений. Когда я была девчонкой, мы часто прибегали за водой к этому источнику. Все деревья, которые росли возле воды, были увешаны тряпками, чулками, носками. Существовала примета, что если омыть куском ткани больное место и привязать её рядом в лесу, то болезнь отступит. Во время Великой Отечественной войны водой из этого родника лечили раненых. Ухаживали за ним супруги Усачевы Дмитрий Яковлевич и Марья Романовна. В 80-е годы родник был засыпан».

Этот рассказ подтверждает и летопись. В ней есть следующие сведения. «Однажды в 17-ом или начале 18-ого века в Пятницу на Светлой Седмице монахи Карповского монастыря совершали крестный ход. И вдруг на пути они увидели бьющий родник, из которого вымыло икону Казанской Божьей Матери. Известие о явлении чуда распространилось на много верст в округе. К месту явления чуда стекался народ издалека. Вскоре выяснилось, что вода родника обладает чудодейственными свойствами. Так как чудо было явлено в пятницу, родник получил название Пятницкого, и на протяжении трех веков почитался местными жителями, которые каждый год устраивали у родника Пятницкие гуляния. Родник был засыпан советскими властями в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели» и борьбы с религией».

На этом история колодца не закончилась. Изучая летопись, мы нашли следующую запись о Пятницком колодце.

«Весной 2001 года Зинаида Ильинична Самарченко - Герой Социалистического Труда обратилась к председателю СПК «Дружба» с просьбой дать экскаватор для раскопки родника. С большим трудом он был раскопан, и в пятницу на Светлой Седмице при большом стечении жителей села Красный Отрожок, Стрелецкого, Пушкарного, Казацкого и поселка Томаровки настоятелем Пушкарского храма Отцом Сергием было осуществлено освящение Пятницкого родника. Но на следующий год весной пошли дожди и повлекли за собой сход песчаных, меловых пород с горы, источник был завален».

Но про этот источник жители не забыли. Они обращались с просьбой отрыть родник и поставить колодец. На это благое дело средства были выделены местными спонсорами. 10 ноября 2014 года в День Святой Праскевы Пятницкой настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Александром после капитального ремонта был освящен Пятницкий колодец.


Освящение Пятницкого колодца

Глава IV

Родник в селе Стрелецкое

На территории нашего поселения есть родник с необычной историей. Он находиться в селе Стрелецкое на улице 5 Августа.




По словам старожилов Бураковой Веры Сергеевны этот колодец носит название «грозовой». Источник на этом месте начал бить после сильной грозы. Летопись подтверждает, что в этом источнике явилась Икона Божьей Матери. Случилось это в девятую пятницу после Пасхи. Увидели ее два мальчика, пасшие коров недалеко от колодца. Они пытались достать икону, но она не давалась в руки, то появлялась, то вновь исчезала. Взрослые тоже не смогли вытащить икону. При попытке поймать икону были повреждены глаза. И лишь после того как священник отслужил молебен, икону вытащили и поместили в Успенский храм села Пушкарное. По всей вероятности событие это произошло не ранее середины или второй половины 19-го века, так как до этого периода Успенского храма не существовало. С тех пор ежегодно в храм шли паломники со всех сторон, чтобы прикоснуться к иконе. Воду из источника стали считать целебной.

О судьбе иконы мы решили узнать у настоятеля Успенского храма села Пушкарное отца Александра.



Настоятель Успенского храма

С.Пушкарное

Отец Александр

Но об иконе он ничего нам не рассказал, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Отец Александр поделился с нами другими известными ему сведениями. «До революции от церкви, находящейся в центре села Стрелецкое, проходил крестный ход до источника. Совершался молебен. Но после революции на священников были организованы гонения, тем более запрещалось идти крестным ходом, поэтому эта традиция со временем забылась. День почитания этого источника считается Курская Коренная, которая празднуется в девятую пятницу после святой Пасхи». Почему этот источник почитается именно в Курскую Коренную, отец Александр не знает. В настоящее время на колодце находится икона «Живоносный источник». Как нам рассказал отец Александр, в Греции, в пещере забил святой источник. Люди, узнав о его чудодейственной силе, приходили к источнику для того, чтобы излечиться. Чудотворная мозаичная икона Божей Матери «Живоносный источник» находилась в Константинопольском монастыре и была выполнена в XIV . На Руси иконы «Живоносный источник» появились в XVII веке. Икона «Живоносный источник» не имеет отношения к колодцу в селе Стрелецкое, но кто ее там повесил и почему, этого сказать уже никто не может. Этот источник имеет непосредственное отношение к моей семье. Сруб для него был сделан моей семьей. Наше подворье находится рядом с источником. Мы вырыли пруд на территории своего участка. Вода туда поступает из родника. И каждый год в праздник Крещения в нашем пруду по благословлению батюшки отца Александра проходит крещение.

Заключение

Работа по изучению истории колодцев Стрелецкого сельского поселения была для нас интересной и познавательной, мы много узнали об истории своих сел.

Мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

В этом году мы отмечаем 50-летие создания Яковлевского района. Поэтому историки, краеведы, общественность, молодежь должны быть заинтересованы в восстановлении обычаев, традиций, которые существовали в истории нашего края.

Надеемся, что наша работа послужит делу дальнейшего изучения истории Белгородской области.

Спасибо за внимание!

Список литературы

Какую роль играл колодец в жизни славян? Почему он считался связующим мостом с миром предков? Для чего в лесу копали «дубль» деревенского колодца? И почему ему часто оставляли различные подношения?

Однажды, около 7 тысяч лет назад люди догадались выкопать в земле яму и обложить её деревом (камнем). Вскоре в яме скопилась чистая грунтовая вода, и люди достали её с помощью верёвки и кожаного ведра. Так появился колодец. Теперь люди могли селиться вдали от рек или озёр, поить скот и поливать посевы. Ещё неизвестно, как развивались (да и развивалась бы?) человеческая цивилизация, если бы не это изобретение. Вполне вероятно, что мы так и остались бы примитивными кочевниками-собирателями.

Виды колодцев

Да, именно колодец позволил зародиться и развиваться всем земледельческим культурам. Орошение земли и разведение скота напрямую зависит от наличия чистой и пресной воды. А у рек и озёр места хватало далеко не всем. И люди по всей планете придумали разные виды колодцев для добычи грунтовых вод.

Нам здорово повезло, что мы живём в 21-ом веке: большинство из нас может просто открыть на кухне кран и напиться, приготовить обед, постирать или помыться. А раньше всё было далеко не так просто – за водой нужно было бежать к колодцу в центр поселения. И к тому же несколько раз. Да и добыча воды была связана с некоторыми трудностями – но это зависело от типа колодца. Вот, например, в Древнем Египте, арабских странах и в Месопотамии был распространён тип «шадуф». Воду из такого колодца можно добыть вручную с помощью длинного рычага, на одном конце которого был закреплён груз, а на другом ведро. У нас подобная система называется «журавлём».

В Греции и в жарких странах ближнего Востока применялся так называемый архимедов винт – особый механизм, обеспечивающий постоянную подачу воды в бассейн, канал для полива или другую ёмкость. Правда, назвать гуманным этот способ добычи воды очень трудно – крутить винт приходилось либо рабам, либо осликам, чью работу, как правило, оплачивали лишь ударами кнута и скудной пищей.

Для славянских народов, несмотря на преимущества континентального климата, колодец был не менее важен, чем для египтян и арабов. Русский колодец отличался особой, компактной и функциональной конструкцией.

Он представлял собой шахту, обложенную деревянным (дубовым или реже осиновым) срубом, на вершине которого был закреплён ворот – вращающийся барабан с ручкой. Вершина сруба обычно закрывалась крышей. Славяне всегда славились своей изобретательностью. Вот и устройство колодца могло похвастаться несколькими хитростями. Например, для замедления скорости падающего в шахту ведра на ворот устанавливали ленточный тормоз. А на один край ведра прикрепляли грузик. Как вы думаете, для чего? Чтобы оно не плавало, а быстро погружалось и зачёрпывало воду. Эта конструкция оказалась настолько функциональной, что дошла до наших дней почти неизменной.

Рытьё колодца

Вода нужна в быту ежедневно и в больших количествах. Без неё ни еды не приготовить, ни скотину не покормить, и самому не помыться. Поэтому строительство любой славянской деревни начиналось именно с рытья колодца. А для этого нужно было сперва найти под землёй воду.

На Руси водоносный грунт искали способом лозоходства (лозоискательства). Это сложный метод нахождения грунтовых вод с помощью лозы. Там, где развилка из лозы начинала дрожать в руках лозоходца, и начинали рыть. Естественно, что такой способ казался людям таинственным и загадочным. И поэтому те, кто умели найти воду, считались едва ли не колдунами, но одновременно пользовались и большим уважением. Но сейчас всё чаще звучит мнение, что в поисках помогала не лоза, а внешние признаки наличия на местности воды. Их лозоходец распознавал вокруг себя подсознательно и сам двигал развилку.

Чтобы не копать шахту зря, к поиску воды подходили очень ответственно. Чаще всего поиски начинали 21 июня – считалось, что в этот день помогал святой Фёдор Колодезник. Прежде, чем приступить к делу, работники молились этому святому в церкви. Они хотели заручиться его помощью и очистить свои помыслы от всякого зла. Ведь вода – очень восприимчивая материя, способная впитывать в себя негатив или позитив работающих с ней людей.

Когда колодец полностью был достроен, его обязательно освящал священник. На это событие сходилась вся деревня. Потом колодец украшали иконами, крестами или вырезали слова молитвы.

Вода и колодец в жизни славян

Чистая вода для славян – это символ жизни, обновления, очищения. И к колодезной воде тоже было особое, трепетное отношение. В одни церковные праздники (особенно в Рождество, Крещение и на Пасху) она считалась целебной, а в другие её вообще запрещалось брать из колодца.

Также считалось, что вода из старого колодца обладает памятью. Это поверье дало основу для всяких обрядов по общению с водой: у неё спрашивали советов, своё будущее или прошлое. Считалось, что ответы даёт Чур – дух предков. И чтобы его не обидеть, нельзя было отливать воду из только что поднятого ведра.

Вообще, с колодезной водой связано множество гаданий и ритуалов. Девушки спрашивали у воды имя суженого, больные имя «дурного» человека, наславшего сглаз или несчастия; ею же избавлялись от сглаза. Крикливых и хворых детей окунали в воду из колодца, и в ней же крестили новорожденных.

Колодец давал из земли чистую живительную влагу, и поэтому к нему было благоговейное отношение. Он был окутан аурой поверий и мистическими представлениями. До прихода христианства славяне верили, что колодец – это портал в другой, подземный мир (вспомните сказку «Варвара-краса»). Духи этого мира могли слышать, видеть и даже выходить в наш мир. Чтобы избежать этого, славяне вырывали в лесу второй колодец, внешне напоминающий деревенский. Он должен был запутывать нечисть, если та собиралась выбраться из подземного мира.

Колодцы связывали не только со злыми силами. С приходом христианства их стали освящать, и от этого колодцы становились в сознании людей благодатным, чистым местом. Рядом с ним нельзя было браниться, приходить со злыми мыслями и бросать в шахту мусор. Также колодец символизировал дом и Родину. Отправляясь на войну, воины опускали в колодец меч, чтобы обязательно вернуться. Путники, набирая воды, в благодарность оставляли какую-нибудь вещь. Да и сами жители по особым праздникам делали колодцу «подарки». На свадьбу в него кидали кусок каравая, на Пасху блины и так далее.

Подобно церковному колоколу колодец на Руси собирал поутру сельчан. Где же еще узнать главные новости?

Форма имеет значение

По своей форме многие древнерусские колодцы походили на бутыль. Воду такие сооружения накапливали превосходно, правда, туго приходилось тем, кто умудрялся в такой колодец свалиться. Чтобы не калечить людей, стали делать надземную часть более высокой. Несмотря на это, когда находили утопленника в колодце, подачу воды не останавливали.

Водопровод Ивана

Вода в кремлевский тайный колодец во время правления Ивана Калиты поступала по трубам, сверленным из дуба. Именно при помощи так называемого ступального колодца с огромным колесом вода поднималась на поверхность. Если бы не русские мужики, померли бы в Кремле от жажды: ведь именно они крутили колесо, переступая по широким перекладинам.

Водица-живая и мертвая

Особенными свойствами наделялась и колодезная вода. Ее «ценность» возрастала в канун праздников – Рождество, Крещение, Пасха. Отличным средством от сглаза было умывание крещенской водой.

Если хотелось узнать того, кто наслал сглаз, знахарке приносили воду, почерпнутую из трех колодцев, и в ней врачевательница видела лицо «дурного» человека.

В воде из нового колодца купали малышей, особенно тех, которые любили поголосить. Считалось, что подобная процедура отбивает охоту к излишнему крику.

Считалось, что после поднятия из колодца ведра нельзя отливать из него воду, ведь из нее «предки смотрят».

«Не плюй в колодец!»

Удивительно, но в колодец бросали разные вещи: рукодельницы бросали пряжу, овечью шерсть, льняную кудель; молодожены – кусок свадебного каравая и деньги; войны после окончания «службы» - оружие.

В летописях упоминаются находчивые жители осажденного города, которые собрали последние «крохи» - бочки с медовым напитком и киселем, и опустили в колодец.

Во время переговоров с неприятелем как бы между прочим извлекли содержимое, вот, мол, земля-Матушка сама кормит. Осаждайте-не осаждайте, а мы-то с голоду не помрем. Враг подумал-подумал, да и отступил.

Переглядки с домовым

Наши предки-язычники трепетно подходили к вопросу общения с духами, поэтому «дублировали» колодец еще и в лесу.

Источники обязательно накрывали крышкой. Во-первых, чтобы мусор всякий не летел, во-вторых, чтоб какой непутевый человек не провалился, но главное – чтобы домового не увидеть.

А еще обязательно украшали: ажурной плоскорельефной резьбой с языческими орнаментами или иконами с христианскими святыми и крестом.

В Троицу не забывали о березовых веточках с разноцветными лентами. Колодец-то – место особенное, и отношения требует к себе внимательного и бережного.

Покровитель Федор

Решили копать колодец? Планируйте это непростое дело на 21 июня. Именно в этот день православная церковь вспоминает великомученика Феодора Стратилата, известного в народе под именем “колодезника”.

На молнию надейся, да сам не плошай

Выбор места для колодца – для русского человека процесс особенный.

Одни мастера использовали прутики лозы. Как только прутик клонился к земле – где-то в этом районе и будет находиться живительный источник. Другие - в ночь на Федора Колодезника раскладывали по всей округе сковородки. Утром по количеству росы на посуде принимали решение: на месте этой сковороды будем колодец копать, а на месте этой, допустим, репу сеять.

Иногда принять окончательное решение помогала молния. Место по приметам считалось лучшим для сооружения колодца.

Современному человеку, избалованному многочисленными благами цивилизации, включая водопровод и канализацию, трудно представить, какое значение имели источники водоснабжения для наших предков. Достаточно взглянуть на карту мира, чтобы обратить внимание на то, что все города, существующие с давних времен по сию пору, расположены вблизи рек, озер или других водоемов. Ну, а там, где открытых источников не было, люди строили колодцы.

Колодцы в древней Руси

В древние времена, когда населяющие нынешнюю территорию России народы основывали свои стоянки, поселки и анклавы, которые позже стали населенными пунктами, сообщества людей со скрупулезной тщательностью походили к выбору источника воды.

Пытаясь уберечься от набегов потенциальных врагов, люди нередко расселялись на вершинах плато, холмов или даже гор. Но первое, что они делали – искали источник воды! Двигала ими тогда не теория о том, что именно из воды возникла жизнь – они определялись вполне практическими соображениями обеспечения собственного выживания и инстинктом самосохранения!

Колодцы на Руси строились следующим образом:

  • Для начала производился комплекс работ по поиску оптимального места для копки. Очевидно, что тогда не существовало соответствующего ультразвукового или рентгеновского оборудования. А значит, люди пользовались опытом предков, собственной интуицией, определенными знаниями и традициями;
  • В выкопанную шахту особым образом устанавливались деревянные столбы. Поскольку наши предки ничего не знали о технологии производства железобетонных конструкций, а дерево очень подвержено гниению под воздействием воды, сваи смазывались специальными смесями, произведенными на основе природных производных;
  • Изготовление деревянных несущих конструкций в виде свай требовало четкого (до сантиметров) определения залегания водоносных горизонтов. В связи с этим любая ошибка могла повлечь за собой едва ли не фатальные последствия;
  • После вбивания свай в землю, обустраивалась сама колодезная шахта, производились работы по оборудованию системы дренажа, обустраивалась внешняя оформляющая составляющая в виде крыши, цепи с ведром, скамейки.

Обычно работы подобного типа производились в летнее время, когда длительность светового дня является наиболее продолжительной, а погодные условия – самыми благоприятными. Существовал даже ныне забытый праздник, который назывался Днем Федора Колодезника и отмечался 21 июня каждого года. Именно этот день считался наиболее благоприятным для рытья и обустройства коллективного колодца, являющегося автономным источником водоснабжения для каждого члена общины.

Интересные факты о рытье колодцев на Руси

В отличие от современных традиций, когда колодцы принято обустраивать на собственных индивидуальных участках, как бы делая их частными, наши предки обустраивали источник воды таким образом, что уже вокруг него централизованно возникали жилые и хозяйственные постройки. Иногда колодец в центре поселения служил источником забора питьевой воды, а еще один, расположенный на окраине – для стирки, мытья и разнообразных бытовых нужд. Но не только в этом заключались особенности колодезной воды в древней и в средневековой Руси.

Вот всего несколько любопытных фактов и традиций, связанных с колодцами:

  • только что обустроенный источник обязательно освящался, украшался иконами и изображениями святых и небесных покровителей;
  • отправляясь на войну или в дальний поход, воины опускали свое оружие в воды родного колодца, чтобы придать вооружению как можно больше боевых и мистических сил, а себе – дополнительную силу духа;
  • по окончании военной карьеры, по ранению или по возрасту, убеленный сединами воин бросал свое оружие в глубину колодца, дабы грозная сталь могла защищать поселение даже без его участия;
  • невесты гадали на колодезной воде, судя по ее колебаниям в ведре, насколько крепка любовь жениха;
  • кровельные скаты крыши колодца были призваны отгонять леших, водяных и прочую нечисть.

Таким образом, совершенно очевидно, что для наших далеких предков колодец являлся не только источником жизни, но и неким культовым сооружением, занимая важнейшее место в верованиях, быту и традициях любого члена общины!

Современные технологии копки колодцев

Разумеется, в наше время многие языческие верования, традиции и смысловые значения, связанными с сельскими колодцами, безвозвратно ушли в прошлое. Виной тому и достижения науки, и прагматизм нынешних поколений, и внедрение новых материалов и технологий. Сегодня никто не строит колодцы из деревянных балок, недостаточно надежных и недолговечных.

Благодаря появлению железобетона, пусть не столь эстетичного и экологичного, как дерево, но зато прочного, долговечного и практичного, современные колодцы обладают куда более высоким ресурсом жизненного цикла, простотой и скоростью возведения. Сегодня существует два основных способа обустройства независимого источника водоснабжения колодезного типа:

  • Открытый способ. Он предполагает установку бетонного колодезного кольца непосредственно на грунт, с последующей выемкой почвы из под тяжелой конструкции. Как только верхний край колодезного кольца сравняется с уровнем земли, на него устанавливается следующее. При необходимости кольца скрепляются между собой посредством сварки или применения специальных цементных растворов. И так происходит до тех пор, пока нижний срез самого первого кольца не достигнет стабильного водоносного пласта;
  • Закрытый способ. При применении данного метода сначала производится бурение шурфа на необходимую глубину. После чего, при помощи специального строительного оборудования, в шахту, одно за другим, погружаются те же бетонные колодезные кольца. После чего проводятся работы по герметизации швов, зазоров между стенками шахты и бетонной конструкции.

Вполне возможно, современные технологии сооружения колодцев практически полностью лишены того шарма, романтического налета и мистического ореола, которые были столь присущи данному процессу во времена наших предков. Но взамен они гарантируют достижения водоносных горизонтов на очень больших глубинах, обеспечивают высокие показатели долговечности работоспособности и высокого качества воды, позволяют оборудовать индивидуальные автономные источники водоснабжения практически на любом участке.

Loading...Loading...